Основные методы исследования.
Наблюдение– один из основных эмпирических методов психологического исследования,
состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определённых условиях и отыскания смысла этих явлений.
Варианты наблюдения: внешнее, включённое наблюдение, интроспекция (самонаблюдение).
Организация метода:
Цель наблюдения.
План наблюдения, выбор объекта, предмета, субъекта наблюдения.
Ведение дневника наблюдения. Применение технических средств при наблюдении.
Анализ результатов наблюдения.
Интерпретация данных, выводы, рекомендации.
Положительные стороны наблюдения: не требует никаких дополнительных затрат, испытуемые находятся в естественных условиях.
Отрицательные стороны: обработка результатов только в описательном варианте, пассивность исследователя.
Эксперимент – один из основных методов, при котором создаются экспериментальные условия.
Виды эксперимента:
естественный (в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход событий, испытуемому неизвестно об эксперименте, создаются экспериментальные условия);
лабораторный (об условиях эксперимента известно испытуемому,
варианты – с применением аппаратуры, без применения аппаратуры);
констатирующий; формирующий.
Технология проведения эксперимента:
Цель эксперимента.
План эксперимента.
Выбор и подготовка ассистента (помощника) для проведения эксперимента.
Подбор технологий (методик) эксперимента (например, тестов).
Примечание. Методик должно быть несколько, нельзя делать общие выводы только по одной методике.
Например, один из методик (тест).
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Тест "Четвертый лишний"
(исследование операции мышления – обобщение)
Возраст: 7-8 лет.
Цель: выявление уровня обобщения.
Оборудование: вербальный материал
(10 групп по 4 слова, одно слово в общую группу к трём словам не подходит).
Ход исследования
Инструкция: Я сейчас буду зачитывать 4 слова, а ты внимательно слушаешь и находишь, какое слово не подходит в эту группу слов, это своего рода игра «четвёртый лишний», т.е. три слова между собой как-то связаны, а одно слово – лишнее.
Пробный вариант: Давай попробуем:
лошадь, корова, волк, коза.
Какое слово здесь лишнее? Почему?
Если ребёнок понял инструкцию, начинается тестирование.
Ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
· книга, портфель, чемодан, кошелек;
· печка, керосинка, свеча, электроплитка;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
· река, мост, озеро, море;
· бабочка, линейка, карандаш, ластик;
· грустный, ласковый, веселый, злой;
· дедушка, учитель, папа, мама;
· минута, секунда, час, вечер;
· Василий, Федор, Иванов, Семен.
Обработка результатов
Ключ:
«лишнее» слово выделено курсивом.
· книга, портфель, чемодан, кошелек;
· печка, керосинка, свеча, электроплитка;
· трамвай, автобус, трактор, троллейбус;
· лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;
· река, мост, озеро, море;
· бабочка, линейка, карандаш, ластик;
· грустный, ласковый, веселый, злой;
· дедушка, учитель, папа, мама;
· минута, секунда, час, вечер;
· Василий, Федор, Иванов, Семен.
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл,
неправильный ответ – 0 баллов.
Результаты исследования заносятся в протокол.
Интерпретация результатов:
10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.
Выбор объекта, предмета, субъекта эксперимента.
Знакомство с субъектами (исследуемыми, испытуемыми) эксперимента.
Инструктаж (при лабораторном эксперименте) испытуемых.
Проведение пробных серий при лабораторном эксперименте.
При необходимости корректировка технологий и условий эксперимента.
Ведение протокола эксперимента (обычно ведёт ассистент).
Обработка результатов.
Анализ результатов.
Интерпретация данных, выводы, рекомендации.
Положительные стороны эксперимента: возможность выводов о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научное объяснение происхождения явления и развития, возможность повторения, количественной обработки, активная позиция исследователя.
Отрицательная сторона - утрата естественности поведения испытуемых.
3.Вспомогательные методы:
Тестирование – метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений.
Виды: по тестовым задачам – вербальные и практические тесты; по формам процедуры обследования - групповые и индивидуальные; по направленности исследования - тесты интеллекта и тесты личности; в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - тесты скорости и тесты результативности. Тесты Векслера, Айзенка, Розенцвейга, Люшера, Равена, кубики Кооса, доски Сегена (5 уровней).
Опрос – ответы на вопросы исследователя.
Анкетирование – метод социально-психологического исследования с помощью анкет (набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования).
Анализ продуктов деятельности – анализ письменных работ (например, диктантов, контрольных работ, сочинений, рабочих тетрадей и т.д.), рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни.
Катамнестический метод – специальный метод, принятый в специальной психологии (сбор и анализ разнообразных сведений о ребёнке в течение длительного промежутка времени, особое внимание - причине возникновения аномального развития, степени выраженности дефекта, динамике развития ребёнка в разных видах деятельности; сбор данных о состоянии здоровья членов семьи, особенностей протекания беременности, родов).
Исследователи, занимающиеся данной проблемой: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.В. Кузнецова, В.В. Ковалев и др.