Тема 2. Обследование новорожденных
План:
Шкала Апгар
Шкала Брэзелтона
Научение и привыкание
Вопрос №1
Не все новорожденные наделены от природы одинаковым запасом жизненных сил, необходимым для приспособления к резким переменам, связанным с родами. В этой связи очень важно выявить как можно раньше уязвимые характеристики здоровья ребенка. В 1953 году Вирджиния Апгар разработала стандартную оценочную шкалу, благодаря которой врачи получили возможность быстро и объективно определять состояние здоровья новорожденных. Оценка производится через 1 минуту после рождения и повторяется через 5 минут. Измеряется пульс, и оцениваются характер дыхания, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, фиксируется окраска кожи. Максимальное количество баллов, которое можно набрать по данной шкале, равняется 10, а оценка 7 и более баллов считается нормальной. Количество баллов ниже 7 говорит о том, что те или иные системы организма ребенка еще не функционируют полностью и он нуждается в повышенном внимании и постоянном наблюдении. При оценке ниже 4 баллов необходимо немедленное подключение младенца к системам жизнеобеспечения.
Шкала Апгар для оценки состояния новорожденных
Признак | Оценка признаков в баллах | ||
Сердцебиение | Отсутствует | Частота меньше 100 уд/мин | Частота больше 100 уд/мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Громкий крик |
Мышечный тонус | Вялый | Некоторая степень сгибания | Активные движения |
Рефлекторная возбудимость | Отсутствует | Слабо выражена (гримаса) | Сильно выражена (крик) |
Окраска кожи | Синюшная или бледная | Розовая окраска тела и синюшная у конечностей | Розовая |
Вопрос №2
Во многих клиниках используется Шкала оценки поведения новорожденных Т. Бэрри Брэзелтона (BNBAS; впервые опубликована в 1973, современная версия в 1995), кроме того, ее применяли во многих научных работах. Она включает 28 измерений, которые можно объединить в 7 более общих групп поведенческих проявлений. К ним относятся: привыкание, ориентировочная реакция, мышечный тонуси двигательная активность, динамика состояний, регулирование состояний, вегетативная устойчивость и рефлексы. Шкала Брэзелтона включает обычные неврологические тесты, но ее основное назначение — оценка поведенческих возможностей и социальной отзывчивости новорожденного.
Младенцы различаются по своей реакции на новые, неприятные или продолжительные стимулы. Одни дети сравнительно легко обнаруживают изменения в окружающей обстановке, направляют на них свое внимание и быстро привыкают (приспосабливаются) к ним. Другие могут быть либо менее чувствительны, либо более восприимчивы или даже раздражительны; в этих случаях объем и устойчивость их внимания (и, соответственно, приспособляемость) снижаются. Оценка возможностей и способов реагирования новорожденного по шкале Брэзелтона позволяет делать ранние прогнозы относительно развития личности и социального развития ребенка. Родители, дети которых проходят обследование с применением шкалы Брэзелтона, становятся более внимательными к способностям и индивидуальным особенностям своих малышей. В частности, отец и мать «сложного» ребенка могут пройти специальную подготовку, где они получат консультацию, что им следует ожидать, как лучше налаживать взаимодействие с их малышом в течение первых месяцев жизни.
Подшкалы шкалы оценки поведения новорожденного Брэзелтона:
1. Привыкание
Как быстро ребенок реагирует на свет, звук колокольчика и погремушки, укол булавки и затем привыкает к ним?
2. Ориентировочная реакция
Как быстро ребенок успокаивается и поворачивается в направлении света, звука колокольчика, голоса или лица взрослого?
3. Мышечный тонус и двигательная активность
Насколько сильна и устойчива двигательная активность ребенка?
4. Динамика состояний
Насколько быстро и легко ребенок переходит от сна к бодрствованию? К крику (плачу)?
5. Регулировка состояний
Как ребенок успокаивается? Легко ли его успокоить?
6. Вегетативная устойчивость
Реагирует ли ребенок на стимулы дрожью или внезапным вздрагиванием?
7. Рефлексы
Адекватно ли новорожденный демонстрирует рефлексы выживания и примитивные рефлекторные реакции?
Вопрос №3
Известно немало фактов, свидетельствующих о способности новорожденных к научению. Они успокаиваются, слыша привычные звуки, песни, колыбельные. Еще одно свидетельство научения — умение младенцев воспроизводить на основе подражания мимические маски. Новые, усовершенствованные методы наблюдения предоставили в наше распоряжение множество ценных данных об их способности овладения достаточно сложными поведенческими реакциями.
В первых исследованиях выработки условных реакций у новорожденных их приучали поворачивать голову влево на звук колокольчика, подкрепляя каждый успех малыша бутылочкой с молоком. То же вознаграждение ожидало ребенка, если на звук звонка он поворачивал голову вправо. Затем задача была усложнена: сигнальное значение колокольчика и звонка изменилось на противоположное. Младенцы быстро научались поворачивать голову в соответствии с новыми правилами игры. Также проводились эксперименты, в которых младенцев приучали к тому, что включался свет при повороте ими головы влево. Через некоторое время происходил любопытный факт, дающий возможность глубоко понять процесс хабитуации (привыкания) у младенцев. Когда игра наскучивала младенцам, они теряли к ней интерес. Его можно было возродить, изменяя условия на противоположные. Однако и это занятие вскоре наскучивало малышам.
Хабитуация — это форма научения, подразумевающая знакомство с неким стимулом и последующее прекращение реагирования на него по мере привыкания. Младенцам необходимо привыкнуть к стимулу, не несущему смысла, например к легкому прикосновению к их одежде, или к любым повторяющимся звукам в окружающей среде (домашние звуки и звуки, доносящиеся извне), чтобы игнорировать его. Кроме того, феномен хабитуации положил начало важной исследовательской технике. Применяя метод привыкания,исследователи приучают ребенка к некоему стимулу для изучения его перцептивных возможностей. Например, реакцией новорожденного на начало предъявления умеренно громкого звукового тона будет учащение сердцебиения, изменение дыхания, а иногда — плач (крик) или общее повышение активности. Однако, по мере продолжения предъявления тона, он привыкает к нему и перестает реагировать. Тогда частота тона немного меняется. Если следует реакция младенца, очевидно, что он воспринял это изменение. Метод привыкания продолжает повсеместно использоваться для изучения способностей младенцев.
Поскольку сосание достаточно рано становится произвольным, эта способность широко использовалась в экспериментах в процессе изучения научения и зрительных предпочтений в период младенчества. Например, в ставшем классическим исследовании Джером Брунер и его коллеги пытались определить, могут ли новорожденные управлять сосанием при установлении связи между ним и не пищевым подкреплением. Пустышки младенцев были подсоединены к проекторам. Когда ребенок сосал, изображение на экране, расплывчатое в начале, становилось четким, а когда он переставал сосать, вновь делалось размытым. Исследователи обнаружили, что младенцы, которым было всего 3 недели от роду, быстро научились держать изображение в фокусе и хорошо приспосабливались, если условия эксперимента менялись на противоположные, т. е. когда для фокусировки изображения необходимо было прекратить сосательные движения. Этот метод, который сейчас иногда называют процедурой высокоамплитудного сосания,как и метод привыкания, является популярным инструментом исследования в течение многих лет.