Тема 2. Особенности материнской позиции в пренатальный период развития ребенка

План:

1. Зарождение эмоционального отношения матери к ребенку[Брутман. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности]

  1. Мотивы сохранения беременности[Боровикова. Мотивы сохранения беременности в условиях современной российской действительности]
  2. Стили переживания беременности[Филиппова. Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными]
  3. Синдром беременности.[Боровикова. Синдром беременности]
  4. Проблема принятия ребенка. Нежеланная беременность[Печникова, Филиппова. Нежеланная беременность], [Филиппова. Психология материнства]
  5. Формирование родительской позиции[Крайг. Психология развития]

Вопрос №1

Как известно, одним из главных новообразований периода беременности у женщин является возникновение интрацептивного сенсорного опыта взаимодействия с плодом. Формирование этого опыта связано с тем, что, начиная со второй ее половины беременности, у всех женщин возникают естественные ощущения, непосредственно связанные с движениями формирующегося плода. Обычно, женщины субъективно выделяют эти ощущения и сразу отличают их. Они подчеркивают их необычность, несравнимость ни с какими иными, ранее пережитыми телесными феноменами. Описывая эти естественные ощущения женщины, обычно прибегают к чрезвычайно образным сравнениям. Это особенно акцентировано в первое время, пока плод еще мал. Пытаясь передать свои ощущения, беременные рассказывают, как в начале они испытывают очень смутные, слабые, плохо локализованные "толчки", "неотчетливые перемещения". Для сравнения они используют, соответствующие своему настроению, метафоры: "как будто рыбка проплыла", "теплые волны", "мягкие прикосновения", "как будто слегка прикоснулся", "мягко зашевелился" и пр. Ощущения, которые испытывает беременная, обычно эмоционально окрашены в приятные тона. Беременные женщины рассказывают, как они постоянно "прислушиваются", с нетерпением "ждут" этих сигналов, наделяют их важным смыслом, как бы "медитируют" на этих ощущениях. Периодически возникающие шевеления оживляют у них поток фантазий, связанных с ребенком и будущим материнством.

В последующем, по мере роста плода, чувственный компонент этих ощущений становится более ярким, приобретает оттенок предметности. Женщины переживают "отчетливые толчки", "перевороты", "бьется", "толкается". Беременные в этот период обычно начинают трактовать поведение будущего младенца: "проснулся...", "он маму тревожит...", "шалит..." и пр. Можно видеть, как наделенная смыслом беременность воодушевляет будущую мать, создает соответствующий аффективный фон, которым она одухотворяет своего будущего младенца. Поэтому в их переживаниях его присутствие вызывает чувство нежности, окрашивается в теплые эмоциональные тона. Для выражения своих чувств, как правило, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы: "мой маленький", "крошечка", "зайчик" и пр. Мысли о нем вызывают улыбку. Некоторые женщины бывают настолько захвачены, погружены в эти переживания, что в их поведении также начинают появляться черты детскости. Они становятся более сенситивными и внушаемыми, беспомощными и размягченными. Как считают исследователи, в этот период беременности обычно возникает внутренний диалог матери с ребенком. Формирующееся во время беременности особое эмоциональное состояние, способствует простраиванию образ ребенка и, как свидетельствуют исследования Копыл, Баз, Баженовой, включается в ее самосознание.

Однако, в процессе развития даже самой желанной и осмысленной беременности у женщин имеются условия для возникновения целого ряда негативных изменений эмоциональной сфере. На физиологическом уровне эта тенденция связана с появлением ряда вполне естественных эндокринно-соматических и психофизиологических изменений в организме беременной женщины. На смысловом уровне этому соответствует ряд негативных тенденций. Здесь и опасения и страхи, связанные с предстоящими родами, доходящие иногда до паники - "вынесу ли я роды?"; и неуверенность в своих способностях родить и стать "полноценной" матерью; и страх за здоровье и судьбу будущего ребенка, обеспокоенность перед ухудшением материального благополучия своей семьи, перед возможным ущемлением личной свободы, и наконец переживания своей телесной метаморфозы и, связанной с этим переживания своей сексуальной непривлекательности. Оба этих противоположных психологических плана развиваются одновременно и, как показывают наши наблюдения, даже самая желанная беременность прокрашивается особым двойственным, противоречивым, "бинарным", по Л.С. Выгодскому, аффектом, в котором одновременно сосуществуют радость, оптимизм и надежда, и - настороженное ожидание, страх, и печаль. Этот амбивалентный комплекс зарождается уже на самом раннем этапе, когда женщина вынуждена решать вопрос сохранять или прерывать беременность. По мере осознания беременной своего нового качества в ее сознании высвечиваются лишь отдельные и всякий раз определенные грани этого комплекса, изменяя сознание и самосознание женщины, включая в него новые образы, мотивы. Своего апогея амбивалентный аффективный фон достигает в момент деторождения, а его сила и острота переживаний доходит до экстатического уровня. В этот момент (и это особенно выражено у первородящих) болезненные схватки и потуги в чувственно-эмоциональном плане прокрашены радостным нетерпением, ожиданием, восторгом свершения. Перефразируя Л.С. Выгодского можно сказать, что роды, как и творческий экстаз "являются тем моментом, в котором объединяются оба противоположенных эмоциональных плана в одном акте, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея" и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение беременности.

Вопрос №2

Формирование отношения к ребенку начинается задолго до его рождения, имеет истоки личностных особенностей родителей, их взаимоотношениях, социально-психологическом статусе.

Была создана классификация мотивов сохранения беременности. Следует отметить, что по причинам происхождения беременность различают на случайную и запланированную, которую делят на беременность, запланированную обоими партнерами, и беременность, запланированную одной женщиной.

Мотивы сохранения беременности главным образом зависят от личностных установок женщины и социальных нормативов общества, определяемых культурно-историческим временем, в котором проживает женщина.

Выделяют 8 мотивов сохранения беременности в условиях современной российской действительности. Первые 2 мотива проявляются как на бессознательном, так и на сознательном уровнях. Остальные мотивы, как правило, не осознаются женщиной.

1. Беременность ради ребенка(6%). Наиболее позитивный мотив, отражающий психологическую потребность женщины м материнстве и готовность к нему. Характерен для социально зрелых, личностно состоявшихся женщин и для одиноких женщин в возрасте.

2. Беременность от любимого человека(3%). Мотив способствует созданию высокого уровня адаптивности женщины к беременности, даже в том случае, когда она остается одна. Будущий ребенок выступает как частица любимого человека. Мотив свойственен женщинам всех социальных уровней и возрастных категорий.

3. Беременность как соответствие социальным ожиданиям(24%).Мотив присущ молодым девушкам, может присутствовать замужество по расчету, где ожидается рождение наследника. Рождается ребенок не для себя, а рождается внук для своих родителей или родителей мужа.

В данном мотиве следует выделить отдельно «Беременность для мужчины». При этом ребенок рождается не столько в соответствии со своим желанием, сколько по просьбе мужа или значимого мужчины.

4. Беременность как протест(12%). Свойственен молодым девушкам, беременность носит характер вызова, противостояния миру взрослых. Мужчине демонстрируется его ненужность. Такая беременность является для женщины драматической и часто тяжело травмирует психику. Будущий ребенок используется в качестве объективного аргумента, объясняющего невозможность возврата в прежним отношениям.

5. Беременность ради сохранения отношений(16%). Мотив характерен для замужних и не состоящих в браке женщин всех возрастных категорий. Женщина решается на рождение ребенка, чтобы внести новое в близкие отношения с мужчиной и удержать его рядом

6. Беременность как отказ от прошлого(8%). В этом случае беременность может расцениваться самой женщиной как средство очищения от собственной греховности, желание почувствовать себя личностью, обрести женскую индивидуальность, зачеркнуть свое прошлое. Беременность символизирует начало нового этапа в жизни. Мотив встречается у женщин с туманным и бурным прошлым.

7. Беременность как уход от настоящего(5%). Четко прослеживается побег от нарастающего психического напряжения, связанного с невыносимой действительностью. Попытка уйти от собственных проблем в своего ребенка, заменить свою жизнь его жизнью. Мотив преобладает у одиноких женщин, потерявших надежду на личное счастье.

8. Беременность ради сохранения собственного здоровья(26%). Мотив обусловлен боязнью причинения вреда своему здоровью абортом или потерей возможности деторождения в будущем. Наиболее ярко выражен у женщин с первой беременностью и у женщин с ослабленным здоровьем.

Отдельно следует упомянуть получивший в последнее время распространение мотив рождения ребенка для получения материальной выгоды.

Присутствие мотивов дополняется особым мотивационным фоном, обусловленным социокультурными факторами, накопленным индивидуальным опытом, уровнем образования и духовного развития.

Выделяют три мотивационных фона:

1. Первый мотивационный фон.Для молодых женщин беременность играет роль привлекательного, неизвестного, стремление к новым, острым ощущениям. Подобная мотивационная окраска решения родить ребенка характеризуется недопониманием степени ответственности материнства.

2. Второй мотивационный фон.Характерен для женщин более старшего возраста. Психологическую основу мотивационного фона составляет решение сохранить беременность в желании не выглядеть «белой вороной» в глазах окружающих. Ярко проявляется у женщин, несколько лет состоящих в бездетном браке. В этом случает беременность приобретает позитивную психологическую окраску в том смысле, что ребенок является ожидаемым и желанным. Сама беременная испытывает яувство гордости, связанное с ее новым положением.

3. Третий мотивационный фон. Беременность как самоутверждение. Основная характеристика этого фона состоит в его приобретенности. Он навязывается женщине в процессе социализации посредством воспитания и всего комплекса прививаемых женщине с детства психологических установок.

Вопрос №3

В стиль переживания беременности включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения в эти периоды, переживание первого шевеления и шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных по сроку размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, появление раздражительности, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последним неделям; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, сопровождается положительными эмоциями, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдеференцированы от других ощущений, не сопровождаются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями, дифференцированно интерпретируются особенности двигательной активности ребенка.

Тревожный.Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или маленьких по сроку размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж. Характер шевеления интерпретируется с точки зрения возможных нарушений в развитии ребенка.

Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

Вопрос №4

Беременность - как синдром - это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивающийся не родами, а в момент "пигмалионизации" своего ребенка.

Синдром беременности - как правило, переживается не бессознательном уровне, и каждый из этих симптомов присутствует у всех беременных, только с разной степенью выраженности. Ярче все это проявляется при первой беременности.

Синдром беременности характеризуется следующимим симптомами:

1. симптом - аффект осознания себя беременной. Какой бы беременность не была, возникают эмоции, которые могут быть элементами неожиданности. Может быть застревание на каком-либо этапе. Наиболее сложно этот симптом протекает у женщин с высшим образованием.

2. симптом - принятия решения. Два полюса - я и беременность. Акцент на себе.

3. симптом - нового "я". Рефлексивное принятие нового образа "я" в положении.

4. симптом - эмоциональной лабильности. Настроение меняется очень часто. Если это так, то будет наблюдаться тошнота и рвота (у большого процента женщин), если предменструальный синдром явно выражен - то также будет тошнота и рвота.

5. симптом - противоречивого отношения к беременности. С одной стороны - гордость в связи с женственностью, с другой стороны страх и беспокойство, навязанное социальными установками. Например: Роды - это такой кошмар...

6. симптом - приятия новой жизни в себе. 2 этапа:

- женщина осознает, что будет иметь ребенка

- перенос доминанты на ребенка

7. симптом - перинатальной дисморфофобии (дис - расстройство, морфо - структура, фобии - страх). У большинства женщин страх о своем организме. Полезно или вредно. Каждый решает для себя сам.

8. симптом -завышенных притязаний. У женщин в перинатальном периоде гораздо больше требований к окружающим. Повышенный уровень притязаний к отцу ребенка.

9. симптом - ощущения депривации. У большинства женщин есть ощущение, что ей уделяется не так много внимания. Кажется, что внимания недостаточно.

10. симптом - сексуальной неполноценности периода беременности.

11.симптом - пигмалионизация родившегося ребенка. Переход восприятия матери от фантастического образа ребенка к его реальному образу.

Вопрос №5

Для начала все случаи сохранения нежеланной беременности можно разделить на три группы:

1. Беременность в принципе желанная, но наступила несвоевременно или по другим причинам оказалась «неправильной».

В этом случае женщина хочет ребенка и его появление, пусть неожиданное, само по себе имеет смысл рождения новой жизни и счастья материнства. Но обстоятельства в этот момент жизни препятствуют сохранению беременности, и в результате возникает болезненный конфликт, отражающийся в тяжелых, мучительных переживаниях: отказаться от материнства, прервать начинающуюся жизнь ребенка (именно так в данном случае расценивается аборт) - или потерять в жизни что-то очень важное, нарушить или даже разорвать отношения с близкими людьми и т.п. Что же это за обстоятельства, которые мешают сохранить беременность? Они могут быть очень разными. Одни касаются самой женщины, ее жизненных планов и устремлений, другие - желаний, планов и устремлений значимых для нее людей. Может показаться, что первые из них (касающиеся самой женщины) означают только то, насколько «эгоистические» мотивы (учеба, карьера, «не нагулялась» и т.п.) перевешивают желание иметь ребенка и быть матерью. Однако, наша жизнь теперь сильно отличается от той, которая была несколько десятков, а тем более сотен лет назад. Женщина должна иметь образование, ее личностный и профессиональный потенциал должен быть востребован и реализован, иначе она не будет удовлетворена жизнью сама (что неизбежно скажется на благополучии ее семьи и детей), и не сможет воспитать ребенка таким, каким требуется для его успешной жизни в современном обществе (просто не хватит собственный возможностей). Поэтому очень непросто решиться оставить беременность, если появление ребенка может поставить женщину перед необходимостью отказаться от завершения учебы (а потом, с малышом, гораздо труднее продолжить или начать заново обучение, да и то, что уже освоено - забудется, придется многое восстанавливать). Особенно сложно, когда будущая мама на пороге завершение обучения, а тем паче - защиты диссертации. В этом случае если некому взять на себя заботу о ребенке (а еще и материальном обеспечении, ведь мама и работать в полную силу не сможет!), то женщина действительно оказывается перед выбором «или - или». Ребенка в будущем она, конечно, еще родит, а вот образование сможет ли закончить, неизвестно. Не менее остро стоит вопрос и с профессиональной занятостью. Только появилась хорошая работа, первые успехи, впереди - вполне реальные перспективы, их надо реализовать и закрепить, тогда можно будет взять «тайм-аут», но сейчас - просто никак нельзя. Нередко прерывание профессиональной деятельности осложнено тем, что без постоянного упражнения теряются навыки работы (например, в работе связанной с постоянной тренировкой тела, языками, музыкой и т.п.). Может быть и такое: беременность случайная (и это возможно, даже если все меры предохранения были соблюдены), условия жизни совершенно не подходят для появления ребенка, а прерывать эту беременность опасно: врачи говорят, что вероятность следующей практически равна нулю, или аборт нельзя делать по каким-либо причинам, связанным со здоровьем. В принципе, все подобные обстоятельства связаны с подготовкой прочной платформы для будущего материнства, и нарушение этого важного процесса, конечно же, существенно осложнит всю последующую жизнь. Немаловажно и то, что в таких случаях женщина хорошо осознает, что она теряет с появлением ребенка, но часто плохо представляет, что приобретает. Хорошо, если рядом окажутся заботливая мама, любящий и готовый помогать муж - тогда постепенно сам ребенок, все хорошее, что с ним связано, займут свое прочное место в жизни будущей мамы и к середине беременности все «потери» станут казаться не такими уж серьезными, а будущее - не таким безнадежным. А если все ложится только на плечи самой женщины? Тогда принятие решения в пользу ребенка (ну не может она прервать эту жизнь, ведь ребенок все-таки!) неизбежно сопровождается мучительными переживаниями, тревогой, часто чувством вины (вот, допустила беременность и оставила ее, а как теперь жить самой и обеспечить ребенку достойное будущее?). Все это усугубляется угрызениями совести за то, что смеет думать о будущем ребенке как о помехе, ловит себя на чувстве, что как хорошо бы было, если бы не было этой беременности...

Еще одной проблемой может быть появление случайной беременности от человека, с которым вообще не было планов связывать свою жизнь, а тем более рожать от него детей. Крайним случаем может быть беременность от изнасилования, но это тема особая, и говорить о ней надо отдельно. А вот если просто «не от того партнера»? Но ведь сам ребенок тут ни причем, почему он должен своей жизнью расплачиваться за ошибку мамы? Оставляя такую беременность, женщина берет на себя ответственность лишить ребенка отца (если ни за что не согласна делить жизнь с этим человеком) или обрекает себя на брак с нелюбимым. Неизвестно, что горше. Но в любом случае, эмоционального комфорта при вынашивании такой беременности ей не видать. И все переживания будут сходными с описанными выше.

Если беременность для самой женщины желанная, но все вокруг считают иначе, то это тоже причина для серьезного внутреннего конфликта. Ведь мы делим жизнь со своими близкими, и то, что касается всех (а появление ребенка изменяет жизнь не только самой будущей мамы, но и ее мужа, родителей, младших детей) должно быть принято и разделено всеми. Это очень серьезная проблема: оставляя нежеланную для близких беременность, женщина автоматически берет всю ответственность на себя, должна быть готова к тому, что при возникновении трудностей ей будут предъявлять претензии, ей придется опасаться за то, что на ребенке потом скажется негативное отношение к его появлению собственного отца, бабушки и т.п. Кроме того, в беременности и после рождения малыша маме понадобится их помощь, она автоматически становится более зависимой от них, но как же трудно теперь будет эту помощь попросить и принять! А бывает, что сохранить такую беременность - значит серьезно обострить или даже разорвать отношения. Это большое мужество, выстоять против всех и принять на себя всю тяжесть решения. В таком случае вся беременность будет сопровождаться сомнениями, конфликтами с собой и родными, страхом и тревогой перед будущим.

2. Беременность в принципе нежеланная, но прервать ее невозможно.

В данном случае речь идет о такой беременности, которая не была запланирована заранее. Такая беременность чаще всего случайная, но может быть и вполне закономерной. Начнем со случайной. Можно назвать несколько причин, по которым женщина такую беременность сохраняет. Чаще всего это отношения с близкими людьми. Муж мечтает о ребенке, аборта не простит никогда. У матери строгие взгляды, а главное есть способ надавить на дочь: «Сделаешь аборт - прокляну!» (это - нередкий случай из практики врачей и психологов). Собственные убеждения или мнение «авторитетов» (наставников, священников и т.п.) не позволяют решиться на аборт. А юные девушки? Так страшно сказать об этом маме (да и вообще кому-то!), что бедная девочка просто как в тумане, она не может ничего предпринять, ее состояние можно сравнить только с жертвой, ожидающей заклания. Воля полностью парализована, мысли путаются, она старается не думать, забыть, отвлечься... А когда все становится видно невооруженным взглядом, уже поздно, все сроки прошли. Кстати, бывает (хотя и очень редко) похожая ситуация у вполне взрослых женщин: гормональные нарушения, заболевания и другие причины, повлекшие нарушение менструального цикла, в результате чего беременность обнаруживается слишком поздно, и ее автоматически приходится сохранять. Ну, и, конечно, состояние здоровья, не позволяющее делать аборт (или случай, когда прерывание беременности грозит бесплодием). Может быть и такое: возраст уже «поджимает», и если не сейчас - то, видимо, уже никогда. И раз уж так получилось...

Возможна и такая ситуация: женщина не готова к материнству, вообще не очень хочет иметь детей (как недавно мне сказала одна мама взрослой дочери: «Ведь есть же женщины, которые вполне счастливы и без этого, не в каменном же веке живем, теперь много других способов стать счастливой!»). Чаще всего такие женщины считают, что рождение ребенка - это конец ее собственной независимой и столь ценной для нее жизни, они не представляют, как можно делить себя между материнством и другими сферами своей жизни. Теперь все кончено: на кухню, к пеленкам, к полной и безысходной деградации ума, души и тела. Но ведь ничего не поделаешь, жизнь устроена так, а не иначе: замужество означает рождение детей, а одиночество еще хуже. В общем, из огня да в полымя. Но другого пути нет.

Во всех этих случаях женщина оказывается в своеобразной западне: беременность застает ее врасплох, но деваться ей некуда. Как она будет переживать свое теперешнее положение, зависит от многих причин: может все девять месяцев предаваться печали и тоске (или даже депрессии), может периодически рыдать и проклинать судьбу, постоянно раздражаться и злиться, стараться не замечать эту беременность или попытаться извлечь из нее пользу (пусть окружающие теперь хоть заботятся обо мне и потакают моим капризам). Но уж удовольствия от своего нового состояния, нежности к будущему ребенку, радужных надежд на будущее у нее в этом случае конечно не появится.

3. Беременность запланированная, то есть вроде бы желанная, но она нужна для чего-то, не связанного с самим ребенком.

Такая беременность внешне выглядит как желанная (ведь заранее к ней готовились, ее специально «делали» или хотя бы ожидали). Но нужна эта беременность для разных целей: чтобы скрепить семью или создать ее (как известно, способ почти беспроигрышный), иногда просто «пора уже», а может быть - чтобы «здоровье поправить» (даже врачи советуют!). В семье есть дочка (или две!) а мужу необходим «наследник». Возможно, что несколько позже (или раньше) рождение ребенка будет затруднено жизненными обстоятельствами, а сейчас - самое время, так что нечего тут раздумывать о своих чувствах, надо делать то, что «надо». Да и вообще, ребенка надо родить, чтобы быть «как все». Причин немало, но общее будет одно: ребенок, появившись на свет, окажется не средством для родителей, он потребует сам всех возможностей и средств семьи (и в первую очередь мамы) для своего воспитания. Причем главной будет работа души: любовь необходима малышу, а не только и не столько пеленки и бутылочки с молоком. Но именно душу отдавать труднее всего. Несмотря на то, что в подобных случаях на первом месте - расчет (если будет ребенок - то...), понимание того, сколько себя надо будет отдавать ребенку, тоже у мамы есть. Но она не всегда к этому готова и старается по-возможности свести свои затраты к минимуму. И получается противостояние желаемого и возможного, что отражается на переживаниях женщины в беременности, выражается в ее недовольстве, нетерпении, раздражении, причем связанными именно с тем, что свидетельствует об ограничении ее возможностей (во всех областях жизни), связанном с беременностью и рождением ребенка. Ну, а «крайним», конечно же, оказывается малыш. Ведь это он связывает маму по рукам и ногам и постоянно напоминает о своем присутствии (тошнотой по утрам, головокружением, своим шевелением, а потом - плачем, постоянным требованием внимания, участия, ласки).

Да, причин для недовольства нежеланной беременностью и будущим материнством оказывается немало. И конечно все это отражается в чувствах, мыслях, фантазиях, а часто и в физическом самочувствии будущей мамы. Теперь возникает два самых главных вопроса, которые, наверное, больше всего мучают саму женщину, врачей, акушеров, ученых, да и вообще всех: как переживания женщины, вынашивающей нежеланную (осознанно это или нет) беременность сказывается на самой женщине (течении ее беременности) и на ребенке (его развитии в утробе матери и его физическом и психическом здоровье после рождения). Попробуем ответить на эти вопросы, хотя еще далеко не все в этой области известно.

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на течении беременности?

Как мы видели, вынашивание нежеланной беременности всегда сопровождается негативными эмоциональными переживаниями.

Конечно, каждая женщина в беременности, особенно в первом триместре, чувствует тошноту, головокружение, периодическую усталость, раздражение. Но сейчас речь идет о том, что такие состояния слишком сильно выражены и приводят к нарушению здоровья и течения беременности (что подтверждается врачом). В этих случаях наше эмоциональное состояние (постоянно присутствующий фон негативных эмоций или часто повторяющиеся сильные стрессы) изменяют нашу физиологию и поддерживают эти изменения, что и ведет к соответствующим нарушениям. Не забывайте, что подавленные, загнанные глубоко внутрь переживания, которые создают постоянно действующий очаг, поджаривающий вас «на медленном огне», опаснее, чем кратковременные выплески, пусть даже весьма бурные, но перемежающиеся более длительными периодами «эмоционального комфорта». Если вы в первые недели беременности сомневались в необходимости сохранить ее, пережили бурные выяснения отношений с родными или приступы тоски (но к серьезным нарушениям вашего здоровья это не привело), а к началу второго триместра все это «улетучилось», то забудьте об этом и никогда не вспоминайте. Никакого влияния на будущее ваше и вашего ребенка это не окажет. Но если неприятные состояния не покидают вас всю беременность, не дают сосредоточиться ощутить радость жизни, мучают навязчивые тревожные и страшные сны, то есть о чем побеспокоиться. В этом случае обязательно надо искать помощь и поддержку, не забывая, что сами переживания по поводу здоровья и течения беременности - «из той же оперы», организм расценивает их тоже как сигнал о неблагополучии, и получается цепная реакция. Помогут занятия (особенно групповые) по регуляции своих эмоциональных состояний (которые обычно применяются в центрах и школах подготовки к родительству). Ну, и конечно, встреча с профессиональным психологом, лучше таким, который не только владеет навыками и приемами общей психологической работы, но ориентирован в особенностях психологии беременности и в том, как влияет психика мамы (и воздействия на нее психолога) на состояние и будущее развивающегося ребенка.

Как вынашивание нежеланной беременности сказывается на ребенке?

Здесь еще много неизвестного науке, однако в народе всегда знали, что переживания матери сказываются на ребенке. В каждой культуре и во все времена существовал свод правил поведения для беременной женщины и даже того, что она должна чувствовать и о чем думать (как известно, смотреть на красивое, а не на безобразное и т.п.). Народная мудрость ошибаться не может. И наука это теперь во многом подтверждает. И здесь надо разделить два аспекта влияния состояний матери на развивающегося ребенка и его будущее.

Как состояние матери влияет на физическое развитие ребенка в утробе.

Из всего сказанного выше уже ясно, что, конечно, влияет. При состоянии тревоги, стресса происходит нарушение кровообращения, причем разные отделы нашего тела могут включаться в этот процесс с разной интенсивностью. Именно длительная тревога, которая и возникает при наличии устойчивых, глубоко запрятанных причин или ощущении неизбежности неприятных последствий (а именно такой спектр переживаний характерен для нежеланной беременности) «локализуется» в тазовой области и нижней части живота. В результате именно там нарушается циркуляция крови, и снабжение кислородом и питательными веществами плода ухудшается. Если это кратковременные эпизоды, а между ними достаточно длительные «передышки», то опасность невелика. Если же такие состояния постоянны или слишком часты, то конечно, нарушения в развитии ребенка вполне вероятны. В результате ребенок ослаблен, рождается физиологически незрелым, а при постоянных и сильных стрессах или длительном угнетенном состоянии матери в конце беременности может родиться и раньше положенного времени. Кроме того, стрессы снижают иммунитет, и мама с малышом оказываются безоружными перед инфекциями и другими вредными воздействиями. Конечно, такой ребенок после рождения имеет больше проблем и меньше радости доставляет родителям. А если он был не очень желанным с самого начала, то понятно, что дальше будет только хуже. Так что в отношении физического развития малыша все достаточно ясно. Сложнее обстоит дело с его психикой.

Как переживания матери влияют на эмоциональное состояние ребенка и как это сказывается на его будущем.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться в том, что чувствует и переживает ребенок на разных этапах своего развития в утробе матери, и как это отражается на его дальнейшей жизни. В первом триместре только создаются все органы чувств и те отделы нервной системы и гормональная регуляция, с помощью которых можно ощущать и переживать подобные взрослым эмоциональные состояния, соотносить их с конкретными событиями. Пока все это не будет создано, ребенок еще не может конкретно реагировать на отдельные стимулы, а тем более чувства и мысли матери. Но его физиологическое состояние целиком зависит от материнского, поэтому плохо ему будет все равно (если плохо маме). Как и было сказано выше, устойчивые негативные переживания матери ведут к устойчивым отрицательным изменениям в ее организме и влияют на физиологическое состояние ребенка. Но если она может это исправить (разумеется, чем скорее, тем лучше), или если ее мысли и эмоции не отражаются на физиологическом уровне (а если они не длительные и имеют «выход», мама может их компенсировать более длительными периодами положительных эмоций, то эт<

Наши рекомендации