Глава 16 тихий далекий голос
В небе нет пути; нет мудреца вне нас.
Дхаммапада
Особая значимость символизма вертикального направления подчеркивается во многих психотерапевтических концепциях. Ро-бер Дезуайе, автор метода «управляемых сновидений», рассматривал эту символическую ось (и соответствующий мотив восхождения на гору) как своего рода направляющую всех формирующихся личностных структур. В пространственной топонимике трех направлений (по отношению к человеческому телу как точке отсчета) вертикальная ось является наиболее эмоционально «заряженной», постоянно формирующей смысловое поле человека — по крайней мере с момента появления на свет. В приводимой ниже таблице перечислены (без претензий на полноту и точность возрастной периодизации) несколько метафор, иллюстрирующих значимость вертикальной оси в «пространстве человеческих смыслов».
Возраст | События | Некоторые метафоры |
Детство' | Освоение положений сидя и стоя. Рост тела в высоту. Формирование чувства "Я" и его физического соотнесения. Телесный низ, контроль функций. Духовная инициация. | Встать на ноги. Тянуться изо всех сил. Голова - значит главный. Как это низко, низменные чувства. Небеса и преисподняя (будь хорошим — будешь наверху). |
Молодость | Вхождение в социальную иерархию. Психологическое развитие. Сражение (драка). Спортивные соревнования. Секс. | Верхи и низы. Личностный рост. Сломать хребет (вертикальную ось тела). Подняться на пьедестал. Союз неба и земли. |
Зрелость | Обретение определенного социального статуса и страх утраты. | Карьерный рост, вертикаль управления, глава семьи, покорение новых вершин, роязденный ползать. |
Старость | Смена интересов. Новое место в социуме. Духовная иерархия. | Ближе к земле. С высоты своих лет. Небесный анклав. |
1 Это, конечно, очень условные обозначения «социально-психологического возраста», хотя и коррелирующие с хронологическим рядом.
Сначала мне казалось странным, что в моей психотерапевтической практике мне больше всего остального помогали повествования о магах и шаманах, о хасидских раввинах, христианских отшельниках и буддийских мудрецах. Поэзия и мифы давали мне гораздо больше, чем научные исследования и доводы. Ш. Копп |
Не Случайно во многих религиозных традициях высокая гора считается местом, где живут боги или их человеческие посредники. Дезуайе рекомендовал использовать этот мотив после спуска на морское дно. И действительно, как показывает практика, многие терапевтические разрешения, смоделированные в терминах архетипи-ческой метафоры мудрого старца2, становятся возможными только после выхода из теневого регистра (дно моря или подземный мир), как, например, в следующем случае.
С, учащийся, 15 лет, конфликты в семье и школе, агрессивное поведение(текст части занятия — сразу после выхода из моря):
«Весна, травы нет, часов 11 утра, солнце есть, кочки, много талой воды, снег, вода грязная, мокрая. Снежные вершины. Экипировка килограмм десять... Все сыпется из-под ног... За дерево уцепился, съехал немножко, упал... больно стало... Отвесная стена, зацепил кошкой, пара крюков. Повис над пропастью... Более пологий подъем. Зацепился кошкой, есть липучка. Лучше прорезиненный канат. Рискнем... Повис над пропастью. «Кошку» оставлять жалко, помогла. Привязал. Вынес на тропинку. Слева гора, справа. Обрыв. Стена, цельный гранит, может быть, сделана искусственно... Я бегу по ней. Кончилась тропинка... Подошел к пещере и остановился... Зашел в пещеру... Там сосульки висят. Привязал бечевку. Пещера не меньше километра... Везде натыканы сосульки. Страшно... вернее, неприятно, как будто кто-то смотрит в спину. Тропинка кончается у пещеры. Склон посыпан галькой. Вон там площадка есть. Эта гора двуглавая... я стою на маленькой. Беру с собой ружье, стреляет гарпуном, он втыкается в скалу. У меня еще парашют десантный, если сорвусь. Почему перчатки каждый раз исчезают с рук... Натянута проволока, надо под ней проползти. (Придумывает слож-
2 Юнг называл этот архетипический образ «сенексом»; в китайской традиции это звучит как «Лао-цзы» или «великий мудрец, равный небу», а вот, например, у Стругацких это уже «могучий утес».
ную техническую конструкцию, как перебраться.) Добрался, влево дорога, вправо дорога, лестница, еще одна веревочная лестница... Как бы топорик в меня не кинул, я весь в черном... Мне кажется, он будет в белом кимоно... Я весь в белом облаке... Моя цель уже вот она..: Там что-то вроде японского домика. Кар-тонно-бумажный, два метра высотой. Татами под ногами... снял, исчезли ботинки. Дверь открыта, надену зеленый пояс. Почему-то борцовки странные, чисто белые. Поклониться не мешает... мебели нет. Это большая зала, проходная комната, ничего нет. Зашел в другую комнату. Там полумрак. Там мечи на стене... книги на полке, толстые тетради. Попробую перевести на английский: «Хэз пауз он пипл онли иф бейзт он л...» [(Somebody) has power on people only if based on L...], — написано алмазом. Кто-то имеет силу над людьми, только если основывается на... на последнем слове как будто чернила кончаются... Коричневый тисненый переплет... лист порван, дальше не разобрать... Маленький мастер стоит... [Выраженная вегетативная реакция, пауза несколько минут]. Гроза собирается. . . Мы выше туч находимся. Не хочу спускаться, полечу... Прыгаю с парашютом, сносит ветром.... Как больно... Апрель... 9 вечера... Солнца нет».
Затем клиент рассказывает, что во время паузы мастер сказал ему примерно следующее: «Все ресурсы заложены изначально, все находятся на верном пути. Дано сбиться с пути или нет, зависит от человека». Относительно буквы «L»: с этой буквы начинается, наверное, самое известное слово в английском и русском языках, а также два других сходных по звучанию английских слова — law (закон, правило) и low (низкий, низменный). Что-то похожее есть и у Маяковского: «Имя этой теме — л.!..».
Мы любим, чтобы наш внутренний голос доносился к нам снаружи. С.Лец |
На пути в гору, конечно, тоже могут встретиться слишкбм сильно заряженные образы, особенно если перед этим не была достаточно проработана тема погружения или если эти подъемы проходят без инструктора. К. Томас приводит пример подъема на вершину горы во время самостоятельного занятия с использованием техник «высших ступеней» аутотренинга. 59-летняя женщина сталкивается с мотивом, который пока еще не может быть прояснен:
«В первый раз я встретила серьезного молодого человека в длинном платье монаха. Но мы не говорили друг с другом. Во второй раз я опять встретила его и вдруг поняла, что он был моим сыном, которого я потеряла 27 лет назад в возрасте 6 месяцев. Он поднял свои руки, как будто хотел защититься от меня. Я уклонилась и пошла, рыдая, вниз. Даже когда образ был удален, я плакала и была так потрясена, что с тех пор больше не отправляюсь в путь на вершину горы».
Так выглядят обитатели «верхних этажей» имагомира:
Боги неба — это Творцы, стражи Закона. Д. Купер. Энциклопедия символов |
Во многих случаях на вершине горы мы все же встречаемся с «внутренним наставником», предлагающим новые стратегии, которые могут быть использованы клиентом на символическом или реальном уровне, или помогающим пройти через разрешающее переживание. Эти фигуры чаще всего появляются в облике мудрого старика (ар-хетипический образ «сенекса» по Юнгу), волшебного животного или прекрасной женщины; иногда они что-то говорят, но чаще что-то показывают.
В некоторых случаях «вертикальный» ресурс практически не виден; другими словами, человек пока не имеет доступа в верхний мир нуминозных образов3, которые замещаются противоположными по значению символами телесного низа4, как, например, в приводимом ниже случае (молодой человек 19 лет с асоциальным поведением и высоким уровнем агрессивности):
—Попробуем подняться на гору...
—В гору подниматься тяжело... долго идти... Заснеженные вершины. Нет дороги наверх. Красота, природа... горная цепь... Спущусь по канатной дороге... Там, на вершине — туалет... будка, железо и кирпич...
—Для чего она?
—Для того, кто поднимается... Там говно... Грязный туалет, общественный. Канатная дорога, кафе... придорожное, летнее... Кафе работает... музыка играет...
Вообще говоря, фигура «внутреннего наставника» может появиться и вне символического контекста «вершины»: так, при использовании в качестве отправной точки негативного кинестетического ощущения она проявляется в совершенно разных обличьях. Например, в данном случае (Н., женщина 29 лет, конфликты в семье, эмоциональная неустойчивость^ психосоматические проблемы) негативное соматическое ощущение через
3 Дезуайе называл это «смещением вертикальной ориентации».
4 Хотя, конечно, сам факт наличия негативного полюса всегда (в данном случае
неявно) предполагает наличие позитивной вершины биполярной оси: грязь заметна толь
ко на чистом фоне — вспомните хотя бы «кощунственное» сновидение Юнга про Бога и
церковь (Jung, 1956).
феномен возрастной регрессии постепенно переводится в заряженный страхом образ, а затем к фигуре животного-учителя, который кое-что показывает сознанию5:
—Боль в спине, в верхней части, две точки, на которые кто-то нажимает...
—Кто нажимает?
—Рука, волосатая, смуглая, длинная... Рука вырастает из красного пятна... Пятно в спине...
—Какое оно?
—Оно... разросшееся во все стороны... как большая неровная картошка... Я поняла: картошка — это корень, оттуда растет много... ниточек...
—Рассмотрим повнимательнее.
—Она живая... в смысле, дает жизнь... но что-то ей не дает жить...
—Что это... что не дает жить?
— Такое черное отверстие... Там сидит какое-то существо... оно постоянно изменяется... У него три вида — котенок, крыса и мышь... Появилось другое существо... это насекомое... оно не меняется...
— Какого оно цвета?
— Как саранча... Она сейчас ничего не делает... Она в спячке, у нее хвост как у скорпиона... Я ее как-то боюсь... Она проснулась... Я взяла прут, чтобы защититься от нее...
— Посмотри ей в глаза...
— Она готова к нападению... Это она... женского рода...
— Попробуй положить прут...
— Я боюсь... Оно громадное... но вроде беззубое, укусить не может, но все равно как-то страшно...
— Можно все же положить прут... и просто посмотреть на нее...
— Я смотрю на нее... У нее глаза как у стрекозы— огромные... Я уже не боюсь ее...
— Откуда она явилась?
— Ее среда обитания — вечернее время и слякоть...
— Что она делает сейчас?
— Она забралась в старую металлическую ванну...Мои родители греют воду... Я маленькая стою... Отец и мать доброжела-
5 Помните, как Карлос играл с Мескалито («духом пейотля») в образе собаки?
тельные... Когда я в этой ванне мылась, я боялась... она очень скользкая... И когда меня мыли... Там состояние страха... она там сидит..
— Она боится?
— Нет, она ждет, когда я буду бояться... мне говорят: «Садись в ванну»... Существо стало такое маленькое... микроскопическое... Оно убежало в подъезд... Она хочет, чтобы я боялась...
— Давайте поищем ее... что Вы сейчас видите?
— Дверь на улицу... Я раньше
очень боялась, когда она от
крывалась, была такая темная... Она теперь другая... Она пла
чет... превратилась в котенка... потом в большого кота... Дверь
распахивается...
— Может быть, кот сейчас что-то покажет Вам... или расскажет...
— Кот знает, что я боюсь, и показывает мне похоронную процессию... Там часто проходили похороны... Я боялась... но теперь не боюсь... Свет, фонарь, хорошее настроение...
— А кот?
— Кот превратился в собаку... Ощущение очень приятного одиночества...
— Поиграйте с ней...
— У меня такое чувство, как будто новый год скоро... Очень приятное ощущение... Играю с ней... Вечерний свет освещает улицу... Меня переполняет чувство радости... Я чувствую себя очень хорошо... приятное ощущение легкости во всем теле.
— Если бы это, не дай Бог, происходило со мной, — сказал, наконец, Дима, — я бы перво-наперво как следует рассмотрел, кто передо мной стоит.
В. Пелевин. Жизнь насекомых
В таких случаях довольно часто возникает соблазн немного поинтерпретировать — попытаться выяснить, что это за кот и почему он превращается в собаку, что или кто ассоциируется с са-
ранчой, кто лежит в гробу, и так далее. Но для эффективного разрешения все эти аналитические экзерсисы совершенно излишни. При чрезмерном увлечении интерпретациями появляется довольно много мелких и крупных опасностей. Возможно, одна из наиболее неприятных состоит в том, что интерпретация событий сама по себе может стать некоторым навязчивым паттерном, шаблоном поведения, который уводит человека от полного и непосредственного восприятия ситуации и постепенно приводит его к ногам очередного гуру — с дипломом, лицензией или разрешением на вывоз.
Одним из важных факторов, определяющих продуктивность контакта с наставником, является уровень сопротивления — сознательные установки Эго, которые во многих случаях препятствуют эффективному взаимодействию с этими фигурами бессознательного. Например, Ирвинг Ойл, одним из первых использовавший технику «внутреннего наставника», приводит следующий пример: врач-психиатр, страдающий приступами мигрени и периодического критицизма, встретив в имагомире такого наставника, русалку по имени Этель, постоянно проявлял враждебное отношение к воображаемому персонажу (ну и, конечно, к самому доктору Ойлу), причем Этель отвечала ему тем же. Потом, когда он все же сменил гнев на милость и подружился со своей русалочкой, то спросил у нее, почему она была так агрессивна. Этель ответила ему так: «Ты был тоже враждебно настроен, и это был единственный способ привлечь твое внимание». Действительно, такой контакт с внутренним наставником часто является довольно продуктивным способом личностной интеграции; но все же для того, чтобы подойти к «внутреннему источнику» и расширить набор доступных выборов и возможностей, необходимо затратить определенные усилия (по преодолению «сопротивления»), как, например, в этом случае:
С, 16 лет, учащийся 11-го класса, хронические боли в области шеи, проблемы в общении, сверхконтроль поведения:
—На что похоже это ощущение? Отправная точка —
—Это такие повторяющиеся уколы... кинестетическое
ощущение.
—Представь себя на опушке леса... и, возможно, ты сейчас встретишься с этим состоянием, которое является твоей болью... Это может быть человек или предмет...
—Идет человек, мужчина в охотничьей одежде... В нем нет ничего особенного, он что-то ищет, но я не знаю что.
—Поговори с ним...
—Он говорит, что за зайцами охотится.
—Давай вернемся к ощущению... Попытайся еще раз почувствовать, на что это может быть похоже.
—На стрелу... она у меня в руках... Металлическая стрела, когда она попадает в меня, она ранит меня насквозь...
—Может быть, это стрела охотника?
—Я спрашиваю, ваша ли это стрела... но он ничего мне не говорит...не хочет отвечать...
—Положи эту стрелу и отойди в сторону.
—Он забирает стрелу.
—Спроси охотника, зачем он использует эту стрелу?
— Он этими стрелами охотится за зайцами...
— Бывает ли так, что стрела попадает не туда, куда надо?
— Нет, он говорит, что она всегдапопадает туда, куда нужно...
— Попроси у него эту стрелу...
— Он дает ее мне.
— Возьми эту стрелу... и попробуй что-нибудь сделать, с ней, согнуть, например.
— Нет, она очень крепкая...
Образ боли.
Нет контакта.
Симптом необходим.
Прямое воздействие, конечно, не работает. Сенсорное расширение образа.
— Если есть стрела, то где-то должен быть лук. Поищи его.
— Это обычный лук. Я стреляю из него... Стрела проходит сквозь дерево и исчезает...
— Спроси у дерева, что это было.
— Дерево не знает...
— Давай походим и, может, найдем того, кто знает...
— Лежит раненый волк, смертельнораненный...
— Может, ему чем-то помочь?
— Нет, он умирает... Он ранен этой стрелой... Его ранил охотник, но волк убежал и умирает здесь...
— Давай теперь поищем такой особый источник... родник... Давай спустимся к роднику... Принеси оттуда живой и мертвой воды...
— Волк ожил... Он говорит, что этотохотник очень опытный... Он ранит только смертельно...
— Давай накормим его...
— Волк мне не доверяет...
— Спроси у него, может, еще кто-нибудь знает?
— Заяц знает... Вот он... Он очень боится этого охотника, он не будет ничего говорить... Заяц трясется отстраха...
— Может, стрела сама обладает какой-то силой... и может поразить только в каком-то особом случае?
— Заяц уже убит... Он боялся и погиб за свой страх... Я теперь могу не бояться...
— Ты теперь можешь пойти через лес и не бояться?
— Но я не знаю до конца, что со мной может быть, я не знаю... что дальше будет...
Символ подавленной мужественности.
Фигура из патерналистского регистра («отец»), связанная с подавлением эмоций. Стратегия обмена дарами пока не работает. Тревожная субличность знает, но ничего не может сообщить.
Третий образ волшебного животного — пока контакта нет.
—В лесу, наверное, есть один зверь, который может дать тебе ответ на эту загадку...
—Я его нашел... Это тигр... он очень гордый и сильный и никогда не пойдет со мной на контакт... Он к себе никогда не подпустит...
—Попробуй накорми его...
—Он не будет есть, я предлагал, он очень гордый — Я даю мясо, он его не ест.
—Это старое мясо, покажи ему мертвого зайца...
—Он не ест... он боится, что этот страх перейдет к нему...
—Дай ему что-нибудь стоящее... Это надо отдать не жалея...
—Я дарю ему золотой ошейник...Это очень красивая, роскошная вещь...
—Когда он наденет его, он даст тебе что-то взамен... что это будет?
— Тигр надевает ошейник и ведет меня в пещеру... Там, в пещере, меч...Он обладает волшебной силой, я надеваю его... Я уже ничего не боюсь...
— Спроси у тигра, правильно ли ты делаешь, что не скрываешь своего оружия?
— Тигр говорит, что это и была разгадка — не скрывать своего оружия...
Стратегия обмена дарами.
Символ мужественности.
Без комментариев...
Разгадка, полученная в имагомире, чаще всего не может быть сформулирована на языке формальной логики и не нуждается в переводе на этот язык («интерпретации»), хотя у клиента и ведущего такой соблазн, конечно, возникает постоянно6. Так, в данном случае можно дать множество разъяснений о том, что «означают» различные персонажи этой истории и что, собствен-
6 Карлос (и читатель) в эпопее про школу дона Хуана тоже вначале постоянно просит интерпретаций и время от времени получает их, иначе может произойти разрыв раппорта.
Сиы наяву и направленное воображение не только позволяют нам видеть новые возможности, но и активно изменять их — возможности, которые переходят в повседневную реальность и создают само наше существование. Г. Эпштейн |
но, «имел в виду» тигр, говоря о том, что можно не скрывать своего оружия. Очевидно, что полностью исчерпать послание от внутреннего источника невозможно, даже в тех случаях, когда оно приходит через вербальный канал. Поскольку интерпретация всегда неверна7 (по крайней мере, частично) то лучшим ее вариантом является комментарий (например, история, сказка или анекдот), поскольку наше Эго часто стремится использовать различные интерпретации для укрепления «мана-личности», или, как теперь модно говорить, харизмы. Поэтому при близких контактах с персонажами из «верхнего регистра» надо быть достаточно осторожным. В этом плане, пожалуй, безопасней иметь дело с персонажами типа Микки Мауса или русалки, поскольку они вряд ли будут претендовать на знание абсолютной истины. Ну вот, например, показательный случай — женщина 54 лет, занимающаяся «оккультными науками»:
Я не знаю, чем мы так провинились перед Богом, Аллахом, Буддой и остальными... Приписывается В. С. Черномырдину |
—Полянка красивая, солнечная. Вдалеке горы с заснеженными вершинами. Речка течет с горных вершин, возле реки селение — аул. Иду по берегу реки, вижу, что река разливается на три рукава. Три реки уходят под землю...
—Можно отправиться туда, по течению реки?
—Смогу... Эти реки, под землей... они впадают в озеро, а озеро находится в пещере. Пещера высокая, светлая, сверху вижу свечение. Это Иисус Христос. Он сошел обычным человеком и вышел из пещеры. Я попросила его отпустить меня, теперь могу возвращаться домой.
—Давайте вернемся на поляну.
—Возвращаюсь, вижу гору, она совсем не такая высокая, как раньше. Везде чайные плантации, работают на них женщины. Они одеты как восточные женщины. Я угощаю одну из них яблоком, другую своим чаем.
7 Рассказывают, что дельфийский оракул посоветовал клиенту «провести переоценку ценностей», и тот решил освоить ремесло фальшивомонетчика. Большая ошибка.
Мой чай красный, вкусный, горячий. Третья тоже пьет чай. Прощаюсь с ними и иду в гору. Не доходя до вершины, вижу домик. Захожу и вижу: стол, свеча. Передо мной появляется Будда. Я молюсь, молюсь и молюсь.
Теперь он разрешает задать три вопроса. Я спрашиваю о том, сколько лет будут жить мои родители. Спрашиваю о себе и понимаю, что на эти вопросы я получила ответы. Благодарю Будду и прощаюсь. Иду с горы, любуюсь природой. (Интересная комбинация — Христос и Будда, каждый в нестандартном амплуа; действительно, все (субличности) смешались в доме...)
А вот еще несколько примеров такого общения с «высшими силами».
Т., 16 лет, учащаяся 10-го класса:
— Лето, закат. Крылатый конь понес меня по полю вдоль реки,
потом по воздуху. Я причесываю ему гриву. Кругом птицы и ба
бочки. Он рассказывает о том, что может отнести меня на
скалу. Там живет божество, оно повелевает всем живым.
Огромная скала, поднимается за облака. Лифт останавлива
ется, и там написано, что к нему можно записаться только за
месяц. Секретарь в виде птицы говорит: «Раз вы не местные,
то в виде исключения я проведу вас». Скала кончается, мы идем
по облакам. Воздушный замок. Там звонок, дворецкий, лев и кот.
Лестница в виде круга, мы идем медленно к двери по коридору.
Птица-секретарь доложила о нас. Зал, где мы находимся, очень
богатый.
Бог — молодой мужчина. Красиво одет, как король, но без короны. Он любит, когда с ним обращаются как с ребенком. Он грустит оттого, что не всемогущ. Ему, возможно, хотелось бы быть другим — обычным человеком. Он предлагает выпить по чашечке кофе. Я согласилась. Мне хотелось бы продолжать общение с ним. Он мог бы быть моим покровителем и, похоже, я ему понравилась.
Еще один пример поглощенности Эго мистическими мотивами—
Р.,17 лет, учащаяся 11-го класса, в семье — «оккультный культ»:
— Я встречаю монаха.Мы подошли к дверям. Каждая откры
тая дверь имеет свой символ. Необходимо совершить некото-
рые ритуалы и надо готовиться. Монах говорит, что я могу с ним пройти, но необходимо осознать прошлое, настоящее и будущее. Мне стало плохо, все словно поплыло. Вижу горы, солнце, нет никого. Одежда лежит для того, чтобы я переоделась. Лифт, я села в него. Ужас, куда я приехала. Мрачное место. Крокодил чуть не укусил меня за ногу. Я его кормлю, все кругом изменилось и стало жарко. Светло. Крокодил довез меня до берега. Я поблагодарила его и накормила. Здесь где-то есть хижина, в ней живет человек. Я залезла в хижину. Она очень интересно обставлена. Я села на коврик, поприветствовала хозяина. Он поздоровался и назвал меня по имени. Я спросила, откуда он меня знает. Он сказал, что знает много. Ему лет 30-40. Мы сели в позу лотоса. Он сказал, что хочет, чтобы мы выпили чаю. Это успокоит меня. Он сказал мне:
— Будущее не стоит знать. Все в прошлом. И если ты сделала что-то плохое, то необходимо осознать свои поступки и попросить прощения.
— А как же настоящее?
— Надо меньше задумываться о реакции на других, а больше совершать благородных поступков. И не стоит стараться изменить в себе все, иначе будешь такая, как все.
— Что мне делать, чтобы изменить свое высокомерие?
— Тренируй свое спокойствие и старайся больше размышлять и сдерживаться. Жди, верь, любовь спасет мир, и если чаще обращаться к чувствам, то будешь счастливой.
Сейчас взорвусь,как тыща тонн тротила, Во мне заряд нетворческого зла. Меня сегодня Муза посетила, Посетила... немного посидела и ушла. В. Высоцкий. Песня плагиатора |
Субличности, которые появляются в подобных диалогах, как правило, несколько высокопарны, иногда немного занудны и отражают представления Эго о «красивой жизни» — любят поучать, хорошо одеты, не против выпить чаю или вина и, как правило, принадлежат к противоположному полу (по отношению к клиенту). Эти эротические обертона иногда просматриваются невооруженным глазом, как, например, в данном случае.
Н., 28 лет, психосексуальные проблемы:
— Я поднимаюсь, и оказывается, что вершина горы гораздо ближе, чем мне казалось. Тут пусто. Но вот немного ниже шалаш
из досок. Это не дом, это укрытие от дождя. Когда я гляжу на это укрытие, мне становится холодно при мысли о том, кто здесь живет — ая точно знаю, что здесь кто-то живет. Этот человек мало общается с миром.
Дверь отворилась. Тут комната. В потолке окно, а в жилище все просто. Он сидит у очага. Да, он невозмутим и далек от мирской суеты. Ему безразлично, как я буду себя вести. Он какнеживой. Сидит и металлической кочергой спокойно ворошит горящие в очаге угли. Долгая пауза. На столе замечаю бутылку красного вина и хлеб. Он ведет себя так, как будто меня здесь нет. Я выкладываю на стол свои припасы — фрукты, мясо. Но вот мясо он может и не есть. Он говорит, что если я голодна, то могу поесть, а он не голоден. Тогда я предлагаю ему помощь. Предлагаю убрать в доме, привести все в порядок. Он согласен. Я начинаю убираться и понимаю, что на всей мебели и на полу лежит какое-то серое пыльное покрывало. Я все убрала. Теперь все по-другому. Комната стала совсем другая, как в каком-нибудь богатом доме. Онодел белый махровый халат и cел в кресло-качалку. Пьет из золотого кувшина вино. Мне приятно, что у него обо мне останутся хорошие воспоминания. Я собираюсь уходить, у меня хорошее настроение. Открываю дверь, чтобы уйти.
И вдруг он поворачивается ко мне лицом и смотрит на меня глазами человека, который не хочет, чтобы я уходила. Он дарит мне кольцо с красным рубином. Оно сияет, я вижу у него на поясе меч в чехле. Он так не хочет отпускать меня. Но мы вместе понимаем, что так надо. И я спокойно ухожу. А он закрывает дверь. Я хочу быстрее спуститься вниз.
Наше Эго постоянно склоняется к разработке таких «мыльных опер», и в этих случаях можно попытаться сменить жанр и предложить другие символические мотивы, может быть, другие стратегии, по крайней мере переключить внимание на кинестетические ощущения. В любом случае ведущий не поощряет шаблонные решения и стратегии (паттерны), но стремится усилить креативные способы поведения — те, которые в наибольшей степени учитывают особенности ситуации, являются менее поверхностными8 и включают новые ресурсы («расширяют сознание»). Основатель психотерапевтического подхода
8 То есть не относятся к категории «простых решений».
хакоми9 Рон Курц описывает, как это происходит, следующим образом:
«Что бы человек вам ни рассказывал, что бы он ни говорил о своих убеждениях, есть еще один, более глубокий слой организующего материала, которого рассказчик не осознает. Этот более глубокий слой организует рассказчика и его рассказ. На любом уровне осознания всегда есть более глубокий слой, и с помощью осознания этого более глубокого слоя мы создаем возможность увеличения свободы выбора и более просторного ума. Расширение происходит с помощью осознавания одного слоя за другим, пока рассказ и рассказчик не становятся одним целым, и больше не переживается отдельное «Я».
Прерывание паттернов — это один из способов ускорить процесс перехода на более глубокий уровень (на котором, возможно, находится конфликт), и поэтому он может быть использован только после создания устойчивого терапевтического контакта; в противном случае такой «разрыв шаблона» может негативно сказаться на формировании этого контакта. В нижеследующей таблице приведено несколько паттернов, которые ведущий (никогда) не поощряет и (иногда) прерывает.
№ | Тип паттерна ("шаблона") | Возможный способ купирования |
I | Детализация, подробное описание не очень существенных элементов | Переключение внимания на чувства, «связное» дыхание. |
Слишком быстрый темп, постоянное перескакивание | Техники релаксации | |
Драматизация (экзальтированная фиксация на чувствах) | Переключение внимания на кинестетику, на конкретные детали | |
Погруженность в переживания, потеря контакта с ведущим | Вопросы о кинестетических ощущениях, изменение тона голоса, положения тела и т. д. | |
Чрезмерная фиксация на ведущем, ожидание подсказок, предугадывание вопросов | Использование открытых вопросов, исключающих простые выборы (типа «да/нет») | |
б | Анализ и метавысказывания (например, интерпретации или воспоминания) | Фиксация внимания на ощущениях "здесь и теперь" (любой модальности) |
Более подробно о стратегиях и паттернах, проявляющихся на уровне имагомира, мы поговорим в следующей главе.
9 С языка индейцев хопи это можно приблизительно перевести как «Кто ты?».
Вертикальные подсказки
1. Обычно даются персонажами типа «сенекса» (мудрый старец) или «анимы», животным — волшебным помощником и другими нуминозными персонажами.
2. Часто сопровождаются интенсивными «разрешающими переживаниями».
3. Самая «полезная информация» чаще всего передается по визуальному каналу, через поэтическое высказывание или притчу (в стиле «оракула») или через непосредственное действие персонажа.
4. Вертикальная дисгармония (негативные атрибуты, «микст» эротических и божественных образов, жесткая религиозная имагофиксация), как правило, отражают серьезный личностный дисбаланс и наличие глубоко укорененных «фиксированных идей».
5. Полученная информация может использоваться для прояснения психосоматического и поведенческого компонента симптома, для создания терапевтического образа и формирования новых стратегий.