Д. Купер. Энциклопедия символов
1 Всего в эксперименте участвовало 116 молодых людей в возрасте от 16 до 28 лет, из различных социальных групп и с разным образовательным уровнем (особых различий в подгруппах не было обнаружено).
логических и сказочных персонажей — поклонников этого вида холодного оружия.
Исилдур (Нарсил)
Роланд (Дюрандаль)
Зигфрид (Бальмунг)
Беовульф
Кухулин
Король Артур (Экскалибурн)
Арджуна,
Румата
Корум (Черный меч)
Конан
Оскар (Леди Вивамус)
Энкин Флед
«Властелин колец»
«Поэма о Роланде»
«Песнь о Нибелунгах»
«Беовульф»
«Похищение быка из Куальнге»
«Рыцари Круглого стола»
«Махабхарата»
«Трудно быть богом»
«Корум — серебряная рука»
«Конан-варвар»
«Дорога доблести»
«Урфин Джюс»...
Имагомир часто предлагает меч (или его эквиваленты) молодому человеку в качестве необходимого элемента символической инициации. В конце концов, мужчина должен сделать хотя бы несколько шагов по «дороге доблести» — и, конечно, получить приз2. А вот и подходящий пример: молодой человек 28 лет (депрессивное состояние).
— Иду по лесу. Погода ясная. Вижу дом. Снаружи — обычный, деревянный. Захожу. В доме пожилая женщина.
—Как ты себя будешь с ней вести?
—Принесу ей что-нибудь в дар. На подносе фрукты. Она меня ими накормила, напоила.
—Сейчас придет ее дочь.
—Да, уже идет. Она маленькая, рыжая. Некрасивая. Смешная. Немного уродливая.
—Это младшая. Угости ее.
—Угостил конфетами. Довольная, прячет.
2 Или сюрприз — если ему нравится Пикассо.
— Сейчас придет еще одна.
—Да, идет. Это средняя. Она немного старше, но такая же чудная. Рыжая. Угостил. Идет... видимо, старшая. Она красивая. Но как будто спит. Она, видимо, заколдована. Одна половина лица и тела деревянная.
—Что ты будешь делать?
—По всей видимости, они рассчитывают на меня. И девушку мне жаль, я бы помог ей. Они говорят, что виновник этому дракон. Он живет где-то поблизости.
И, видимо, мне придется сразиться с ним. Мы с ней уходим, я должен ее расколдовать.
— Возможно, они в дорогу что-то дадут тебе.
— В дорогу ее мама дает мне яблоко зеленое... Мы приближаемся к пригорку (у склона), здесь-ход вниз.
— У тебя должен быть ключ.
— Да, ржавая дверь и ржавый ключ (у меня).
Вниз ведет подземный ход. Там, в полумраке,
вижу людей, они окаменевшие, но сторожат
сундуки.
—Как сделать так, чтобы сундуки были доступны и подойти к ним можно было свободно?
—Не знаю. Может, дать им яблоко, но ведь они не могут есть, они каменные: Никакой реакции на яблоко.
—Поднеси яблоко к каждому.
—Один взял. Поблагодарил, открыл три сундука. В одном золото, в другом одежда, а третий с оружием. Мне хочется взять меч. Он обладает волшебной силой. Выхожу. Девушка стала почти живая. Она проснулась. Но все же с одной стороны лица что-то неживое, как маска. Теперь надо пойти в башню, там надо что-то взять. Мы поднимаемся по винтовой лестнице. Кругом существа, которые охраняют: монстры, скелеты. Тех, кто бросается на меня, я разрубаю на части мечом. Стражника также пришлось убить. Здесь маленькая комната, столик, на нем шкатулочка. Я открою. Зернышко. Надо забрать его с собой. Теперь идем в долину. Вечереет. Мы садимся под дерево, я разжигаю костер. Костер согревает нас. Нам хорошо. Девушка так преобразилась! Стала красавицей. Осталось посадить зер-
нышко. Начинается землетрясение, земля вся движется под ногами. У меня кружится голова. Камни обрушатся с гор и могут завалить.
— Защити девушку.
— Я взял ее за руку. Землетрясение утихает. Мы поднимаемся в гору и на самой вершине выкапываем ямку и сажаем зерно. Красиво, занимается рассвет. Зерно дает всходы. Это роза. Мне трудно расставаться с девушкой. Она мне дорога. Но я еще вернусь.
Обретение меча (и аналогичных волшебных палок) в пространстве символических образов означает приобщение к миру взрослых и часто требует некоторой подготовки (Д., 16 лет, проблемы в общении):
— Я нахожусь на футбольном поле, вокруг поля забор. Я гигантским шагом перешагиваю через забор. Нахожусь в еловом лесу. Елки темно-зеленые. Со мной рюкзак с едой. Я достаю бутерброд с колбасой и ем. В это время ко мне подходит воин. Я.постелил скатерть и пригласил воина пообедать со мной. Он молча согласился. Сел, ни слова не говоря, стал есть. Я подарил ему кулон в виде золотого креста. Воин заговорил. Он рассказал, что только с войны. Я попросил его подарить мне меч, но он вдруг вскочил. Сказал, что я не был на войне и не знаю, что это такое. Тогда я попросил научить меня драться. Он стал меня учить. В учебе он не раз отрубил мне руку. Но у меня с собой была живая вода. В конце концов он научил меня владеть мечом, и я очутился на войне.
Однако время от времени человек отказывается от меча — атрибутика битвы как стратегии борьбы и преодоления не со-
ответствует личностным установкам на конформное присоединение. Герой не хочет выходить из закрытого мира, он симбио-тически связан со своим детским миром и его стратегиями, с мамой или ее заменой — меч истины-отрицания3 пока еще недостаточно хорошо заточен:
—Берег моря. Сухой желтый песок не пристает к ногам, как пыль. Солнце, жарко. Я иду без одежды, в плавках... Вижу моторную лодку... службы спасения... Новая, недавно построенная...
—А что, если сядешь?
—Нажимаю на «Пуск» и потихонечку еду, разгоняюсь, мне нравится, нос кверху, лодка просто лежит... Ничего не вижу. Это опасно на большой скорости... Остановился... Потому что не поймешь, какие рыбы. Я их не вижу... Хорошо. Кидаю в море корм. Собираются мелкие рыбы, они едят... Они меня боятся.
—У тебя есть акваланг...
—Надеваю комбинезон, акваланг, включаю баллоны с подачей кислорода, погружаюсь. В воде светло, у меня есть подводное ружье. Я плыву, смотрю на скалы, чувствую себя одиноко, неуютно... Скучно одному путешествовать. Лежигп много разных предметов, мусор... банки из-под пива... Очень светло.
—Нет ли поблизости сундука?
—Я подплываю, открываю крышку, там разное барахло... серебряные кубки, украшения, драгоценности... Сундук старый, обитый железом, внутри дерево сгнило. Ножи... Два ножа в чехлах... Если разгребать дальше, много барахла... Мне не нужен кинжал. Хочется рассмотреть, что я нашел... Я бы точно не взял кинжалы... Я даже не знаю, к чему их можно применить... Можно сдать в музей...
—Можно с собой носить?
—Нет, я бы не стал... Смешно... Я поднимаюсь, там кружит акула...
— Попробуй вступить с ней в поединок.
— Она кружит, не подплывает. Я достаю из сумки крабовые палочки. Ест... Глаза добрые...
—Она уплывает, плыви к берегу.
—Я залезаю в лодку. Снимаю комбинезон. Солнечно, хорошо. Сажусь в кресло спортивного катера. Останавливаю, повора-
3 Согласно многим древним традициям, подлинную истину можно офеделить только через отрицание не-истины (как в древнеиндийских ведических текстах: neti, neti, не то и не это).
чиваю перстень, они исчезают. Я поплыл... Мне скучно, знакомых нет никого.
Если меч — это атрибут мужчины, то ваза, кубок или кувшин — это классический символ женского начала, изящный сосуд с очертаниями стройной женщины. В другой ипостаси — это кувшин с водой, вином или молоком, возвращающий к ранней оральной символике, интимному контакту младенца и матери и связанным с ними системами конденсированного опыта4. Интересно, что в имагомире кувшин часто обнаруживают в доме, он обычно наполнен молоком, вином (иногда — медом) или водой — жидкостями, обычно приятными на вкус. Естественно, что различные блоки (или фиксированные образы) в рамках этого мотива — слишком узкое горлышко, неприятное на вкус или загрязненное молоко или другая жидкость, некрасивая ваза и др. — формируют подходящий контекст для завершения метафоры с помощью очевидных символических стратегий, прежде всего очищения.
М., 30 лет, замужем, детей нет. Тревожно-депрессивный синдром:
— Ваза багровогоцвета... по бокам какие-то белые шарики... Я держу ее в руках.
— И что Вы при этом чувствуете?
— Мне она не нравится... особенно эти шарики... Какое-то неочень приятное ощущение... что-то, связанное с детством...
— Может быть, что-то сделать с ней, чтобы она стала красивее?
— Нет... ничего не изменится... Эти белые шарики неприятные и вся она... какая-то некрасивая... Вся она мне не нравится.
— Может, здесь есть и другая ваза?
— Да... есть, красивая... зеленая с позолотой, но я не могу ее взять, ведь она не моя...
— Хорошо. Теперь давайте найдем место, где делают такие вазы... Это, наверное, какое-то таинственное место, там должно быть много ваз и, может быть, Вы найдете подходящую.
4 Кувшин с медом — это первая любовь Винни Пуха, который с естественным эгоизмом ребенка, вылизав весь мед, заставляет бедного ослика заниматься символической мастурбацией с пустым сосудом. Современная версия мифа — анекдот обнажает эти опасные связи: «А ну, пустите меня! Я ему покажу — входит и выходит!».
—Да... я почему-то в пещере,там очень темно... Вижу красивую вазу... такую, как раньше... зеленого цвета и как бы позолоченную... Высокий такой сосуд...
—И ведь Вы можете ее взять?
—Могу... она закрыта сверху, как колба...
—А ее можно как-то открыть?
—Да... Яоткрываю крышку... из нее как будто вылетает какая-то черная птица... Улетела.
—Может быть, Вы отнесете ее в дом... в ту светлую комнату?
—Да, я могу взять ее... Вот дом... вхожу... ставлю ее на стол, на белую скатерть... Белая скатерть и ваза... Она стала какбудто еще красивее.
—И что Вы при этом чувствуете?
—Какая-то радость... радость и покой...Мне она нравится...
—Давайте отнесем ее на лужайку...
—Да, я на траве... и ваза, она со мной... Я держу ее... Она такая же красивая.
—А что вокруг?
—Большой луг... зеленая трава, светит солнце... Вдалеке виден лес... Стало светлее...Такое приятное ощущение...
А вот еще один пример чистой и грязной вазы — символическое представление биполярной оппозиции «женственность — грязь» у женщины 28 лет (депрессивное состояние, семейные проблемы):
—Одна женщина, такая большая, толстая... Другая моложе, очень приятная, красивая, какой-то покорный вид у нее, стоит на коленях, а перед ней ваза металлическая с орнаментом, на ней много чего написано, но прочесть ничего не могу...
—А какой она формы?
—Невозможно узкое горлышко... Такая форма, расширенная, с узким горлышком... Такая устойчивая, но непонятно, что в нее можно ставить, с таким узким горлышком... Всего несколько соломинок можно поставить... Вот она вообще сужается в одну точку... Ну как же так... такой сосуд и такое узкое горлышко...
—А Вы можете взять ее в руки?
—Взяла, она совершенно холодная на ощупь...
—А та красивая женщина... где она сейчас?
—Она подошла ко мне... Очень приятной наружности... Пытается положить туда камушки, ни один не проходит... Вот какая-то бусинка упала... Она пытается ее немножко потрясти... Она хочет туда спрятать все свои драгоценности...
—Попробуйте сделать это вместе... Может, показать вазу самой первой женщине?
—Да, мы кладем туда драгоценности... Показываем ей, она говорит: «Не смейте этого делать»... Она говорит, что молодая женщина распутная, развратная...
— Посмотрите, может быть, неподалеку есть еще кто-нибудь...
— Да, это мужчина... Красивая фигура... Он берет вазу и пы
тается... Тот объем, который внизу... он сжимает его руками...
и отверстие становится шире, и бусинки туда проваливают
ся... Они все попадали туда, остался один прозрачный камень и
золотая цепь...
—Вы можете взять назад эту вазу?
—Если я возьму, у нее опять, наверное, узкое горлышко станет...
—Можно было бы попробовать сделать это вместе с кем-нибудь еще...
—Вот мы идем вместе с красивой женщиной к той, толстой... Ей на вид лет сорок... У нее в руках книга, она ее читает... Я подхожу к ней и прошу почитать, что там написано... Она как-то располагается ко мне, становится менее сердитой...
—И как она ведет себя сейчас?
—Она преобразилась... В этой книге, которую она мне дает... написано: «Будь всегда и везде женщиной»...
— А тот сосуд... где он сейчас?
— Он стоит на полу... У него уже большое горлышко... Она от
куда-то берет кувшин сиреневого цвета с молоком и наливает
туда... Но там же камни... там пыль, она всплывает. Женщи
на предлагает мне это выпить, но там же все это плавает...
(Произносит с заметным отвращением.) Как же я буду это
пить? Она опять превратилась в большую и толстую... и гово
рит, если я поняла смысл тех слов... заклинаний... что я должна
это выпить... Но я не могу, мне кажется, что это молоко у меня
не переварится... Я ее спрашиваю: «А можно я это на себя вы
лью?» Она отвечает, что я все воспринимаю поверхностно...
ничего не пропускаю через себя. Она пытается меня заставить...
Она считает, что я все делаю неправильно.
— Может, она даст Вам попробовать сначала из ее кувшина?
Или как-то очистить то, в Вашем сосуде...
—Юна говорит: «Это мой сосуд, ты должна выпить из своего». Я тут... какую-то сеточку нашла... чтобы процедить через нее, и такой интересный стаканчик, он весь расписан, очень красивый... Я через эту сеточку наливаю в вазу молоко, а в сеточке остаются камни и кучка пыли... Пытаюсь глотнуть... Ну... вроде нормальное... а вот выпить все... Она опять все эти камешки сбросила в мою вазу... Там еще молоко осталось, а то, в стаканчике, я допила...
—Посмотрите, а на сеточке что-нибудь осталось?
—Там вообще какие-то нитки запутанные, какие-то волосы... и камни...
—Если отделить камни от ниток и пыли... можно?
—Да, стряхнула пыль, она улетела, а камни драгоценные, они превратились в обычные... Она своим молоком превратила драгоценные камни в обычные. Она пытается мне объяснить, что я путаю истинные ценности с какими-то... ложными... Камешки выпали, они совсем обычные...
—А какая ваза изнутри?
—Она чуть-чуть заржавевшая изнутри...
—Может, Вы поищете какое-нибудь средство, чтобы почистить ее?
—Да... мужчина дает мне какую-то жидкость, и вот вся эта ржавчина и грязь отходит. Я не знаю, куда все вылить из нее, везде очень чисто...
—Поищите что-нибудь...
—Вот вижу урну, выливаю туда эту жидкость... Там внутри как бы мусоропровод, я его открыла, а там цветы... три гвоздики, кто-то выкинул... слегка увядшие...
—Если поставить их в Вашу вазу...
—Вот я их беру... Надо немного ножки обрезать... Ставлю в вазу...
—Посмотрите, где тут есть чистая вода...
—Вот тут есть фонтанчик... В нем чистая вода... Я как раз пить хочу... Попила, налила в вазу, цветы распускаются, они дают плоды... Они разрастаются прямо на глазах... пышные такие... очень красивые...
Еще одна форма визуальной символической презентации психосексуальных проблем в мотиве вазы у девушки 24 лет проявляется как слишком узкая ваза,
в которую с трудом проходят один-два цветка. Постепенно изменяющийся в процессе диалога образ вазы (она расширявется так, что в нее уже можно поместить три больших красных гладиолуса) свидетельствует о готовности бессознательных структур к первому «партнерскому» сексуальному опыту.
А вот какими могут становиться не очень-то привлекательные сначала сосуды после курса водных процедур (стратегия очищения):
Мотив вазы может также отражать психологические проблемы, связанные с изменением образа тела у девочек во время созревания. О проблемах, связанных с нарушением образа «Я», практически всегда свидетельствует наличие «плохой» вазы. Но во многих случаях, если поискать и подумать, можно значительно улучшить видимость и понять, что плохих ваз,в конечном счете,не бывает.
«Плохая» и «хорошая» вазы у 12-летней девочки как отражение кризиса переходного возраста и становления женственности (сторонники психоаналитических интерпретаций, наверное, увидят здесь переход от анальной к генитальной стадии), а также проблемы с образом тела.
«Одна ваза какая-то неприятная, серо-коричневого цвета, мне она не нравится, потому что она некрасивая. Вторая ваза изящная, голубого цвета с красными цветками в верхней части. Она излучает какую-то энергию или сияние; мне кажется, что это сияние обладает какой-то волшебной силой».
Основная символическая стратегия при встрече с этим мотивом — очищение. Вазу можно оттереть от грязи, почистить изнутри, отмыть чистой водой из ключа, сделать горлышко более широким. Мы уже встречались с использованием этой стратегии, а вот еще один показательный пример с преобразованием грязного кувшина в очень ценный старинный серебряный сосуд с золотыми узорами и чеканкой.
Е., 55 лет, «работоголик», не была замужем, детей нет. Депрессивное состояние:
— Широкое поле, погода просто великолепная. Неподалеку чистая речка. Мне не хочется никуда идти. Колодец возле меня. Колодец деревянный, рубленый. В колодце вода чистая.Возле колодца грязный кувшин лежит.
— Попробуй почистить кувшин.
— Помыла водой, потерла песком. Он стал прекрасный. Сам весь серебряный, с чеканкой, с эмалью и весь в золотых узорах. Подошла женщина,молодая в белой одежде, восточная женщина. Вслед за ней пришла еще одна, похоже, набрать воды.Я угостила ее фруктами, она ушла. Прибежала лань молодая,пугливая. Кормлю ее хлебом, она уходит. Оборачиваюсь, а возле меня стол стоит, на столе миска с медоми ложка. Ем, вкусно-то как! Наелась и вижу: два яблока лежат, а тут и хозяин меда
Внеличностный ресурс.
Тело — грязь — грех — секс.
Очищение тела/кувшина.
Серебро и золото — Инь и Ян — мужчина и женщина.
Превращение кувшина (кувшин=женщина).
Субличность «девственницы».
Сладость — удовольствие.
Сценарий Евы и Адама. Мистическая трапеза — священный брак. Тема соблазна. Пробуждение эроса. |
идет, пасечник. Лица его я не вижу, оно закрыто сеткой от пчел. Угощаю его медом, и он открывает лицо. На вид ему лет сорок. Красивый, приятно разговаривать. Протягиваю ему яблоко. Он ест. Так здесь красиво, столько красных цветов!
Итак, удобный5 острый меч и чистая красивая ваза, в которую можно поставить цветы и/или налить какую-нибудь «волшебную» жидкость (например, вино, молоко или воду), воплощают одну из самых сильных бинарных оппозиций «мужественность-женственность». Несмотря на модные последние 20 — 30 лет насмешки6 над фрейдовскими идеями о доминировании этой пары в бессознательном человека7, нельзя не согласиться с отцами-основателями психоанализа в том, что наше «внутреннее пространство» и его внешние отражения (сказки, фильмы, игры) часто бывают просто переполнены этими объектами, и желательно научиться использовать их эффективно и по назначению.
Длинное и круглое
1. Меч (и его производные) и ваза представляют собой «выделенные» объекты мира символических образов, обладающие четкими «половыми» признаками и значительными потенциальными возможностями.
2. Могут использоваться как для диагностики психосексуального состояния и образа тела, так и в качестве «волшебных помощников» и важных атрибутов различных символических стратегий.
3. Обретение полноценных меча и вазы обычно происходит в процессе символической инициации.
4. Основными символическими стратегиями при встрече с этими объектами являются преодоление и очищение.
5 Говоря современным языком, дружественный по отношению к пользователю.
6 Как поется в одной известной песенке: «Freud's mystic world of symbols/Wouldn't
leave us mystified,/It's really very simple/That the psyche tries to hide/Thing is a phallic symbol/
If it's longer than it's wide». (Если длина больше ширины, то это фаллический символ).
7 И не только в бессознательном... Да и не только фрейдовскими.
Глава 14 ПОДЗЕМНЫЙ МИР
Все непонятное таинственно и потому страшно.
А. П. Чехов
Пещера — вход в лоно Геи, матери-земли, первобытный1 дом человека. Там живут монстры, дикари и змеи; там через тоннели и лабиринты можно найти проход в подземные глубины. Образ пещеры принято трактовать как преимущественно «женский» мотив, тесно связанный с символикой рождения и материнства. Приведем одно сновидение, ярко иллюстрирующее символические корни этого мотива (Гроф называет это первой перинатальной матрицей).
В., 32 года, сновидение на фоне продолжительного внутрисемейного конфликта (жена В. — член одной «эзотерической» секты):
«Пещера. Достаточно просторная, но меньше, чем купола церквей в обычном представлении. Высота — как две высоты потолков. Стены не отвесные, а как бы ступенями или ярусами. Нежный, мягкий, приглушенный свет... Спокойно. Умиротворение во всем.Ощущение богатства. Кажется, я видел, что все устлано шелками (или какой-то атласной тканью). Я ступаю по мягкому, ноупругому (а не твердому типа каменного) покрытию. Если и были богатства (ощущение богатства), то это касалось чего-то материального, скорее всего драгоценные россыпи. Но не конкретное богатство. Там не было еды, запахов еды, я был один.Мне не хотелось ни пить, ни есть. Свет проникал через выход пещеры. Я, наверное, улыбался. Глаза совершенно не напряжены. Яподхожу к выходу из пещеры. Над ним на-
1 Все же русский язык не очень-то «психологичен» — слово primal подошло бы здесь куда лучше.
висает скала, образуя естественный карниз. Я смотрю и вижу, что передомной песчаное морское дно. Карниз массивный, он как бы защищает вход в пещеру от затопления. Наподобие карнизов, которые защищают от дождя подъезды многоквартирных домов. Я стою у выхода из пещеры. Вижу редкие водоросли, большие ракушки. Тепло. Равномерный солнечный свет падает сверху. Я выглядываю из-под козырька (карниз скалы), чуть нагнувшись, и вижу, что вверху поверхность воды переливается светом. Почему-то я уверен, что до поверхности 30 метров. Вода прозрачная. Лучи солнца окрашиваются в изумительный цвет морской воды. Я доволен этой красотой. Спокойно возникает мысль о возможности сплавать на поверхность. Но тут же я представляю себе, что, наверное, такая толща воды будет давить и что всплыть, как воздушный пузырь, не получится. Нужно будет усиленно грести, чтобы достичь поверхности и не застрять посередине во взвешенном состоянии. Наверное, было сомнение в том, что мне хватит воздуха на такой путь. Именно сомнение, а не опасение. И наверх я стремился из чистого любопытства. Именно для того, чтобы убедиться: то умиротворенное восхищение, которое у меня здесь, внизу, останется и там, наверху. Все хорошо».
Символическое бегство в жизнь до рождения, золотой сон об умиротворенном состоянии («все хорошо»), актуализируется в момент серьезного кризиса, когда все способы купирования дистресса не сработали («все плохо!»).
Иногда эффективное взаимодействие в воображаемом пространстве пещеры делает ненужными любые пояснения и интерпретации — конфликтующие биполярные оппозиции разрешаются в трансовом диалоге.
А., неженатый мужчина 28 лет, депрессивное состояние:
— Представь себе, что ты на поляне. Посмотри по сторонам и определи время года и время дня.
— Кругом ни травинки, ни деревца. Это пустыня. Здесь душно. Как-то тревожно, неприятно. Солнце палит, и нет никакого укрытия.
— Оглянись по сторонам.
Это было страшное путешествие. Вслед за шаманом он брел по темным лесам, по высоким отрогам гор и достиг, наконец, входа под землю. Теперь перед ним разверзлись подземные бездны. Д. Кемпбелл. Герой с тысячей лиц |
— Вижу скалу. Иду к ней. В ней пещера. Оттуда исходит какое-то зловоние. Ужасное зрелище. Все в этой пещере кипит и бурлит, словно варится. И такая невыносимая вонь!
— Возможно, тебе придется туда пойти. Для этого ты сможешь использовать специальное снаряжение. Оно находится у тебя в рюкзаке, за спиной.
— Да, здесь есть все, даже скафандр.
— Теперь ты в безопасности.
— Как только я подошел к выходу, из пещеры подул ужасный ветер, это скорее всего смерч. Он несет изнутри грязь, воды. Теперь туда не войти.
— Попробуй закрепиться за что-нибудь.
— Трудно, поток воды вынес меня обратно... Мне противно там находиться.
— Что можно сделать, чтобы там стало уютно?
— Не знаю, может быть, убрать эту грязь и воду. (Пробирается в пещеру и находит способ выпустить воду. Вода хлынула из пещеры. Остается только мусор. Убирает мусор. Теперь здесь можно находиться. Но стены в пещере сдвигаются и, окруженный сплошной каменной стеной, он оказывается в ловушке.)
— Ну нет здесь выхода! Голые каменные стены. Гладкие и прочные. Мне не выбраться. А, впрочем, мне не хочется. Пожалуй, здесь я и останусь.
— Отсюда желательно уйти.
— Не думаю, мне все равно...
— Все же тебе надо выбраться из пещеры.
— Хорошо, я попробую. Вот то место, где я вошел. Его не осилит никто. Если только взорвать. Да, у меня в руках какая-то штучка. Я кручу ее... Взрыв! Меня вынесло... Ой, здесь хорошо! Но вот на меня нападает ужасный монстр. Он меня проглотит!
— Андрей, вернись обратно. Сейчас ты окажешься в прежней ситуации, а выйти тебе нужно будет там, где вошел. А через верх — только в крайнем случае.
— Я борюсь, не получается. Я царапаю стену руками, грызу ее. Нет, я не буду. Опять меня выбросило вверх... Мне плохо, нет сил, не могу заставить себя.
— Попробуй еще!
— Но эта стена... Я бьюсь, кусаю ее... (Дыхание частое, пульс частый.) Выбрался! Двери и стены расступились... Здесь солнце, мне хорошо. Спокойно... Березы... Хочется отдохнуть возле дерева...
Занятие второе
— Лес, зелено. Но чувствую себя не в безопасности. Кругом пещеры, куда бы я ни пошел, везде они. Они хотят меня поглотить. Еще вижу губы, которые тоже хотят меня заглотить. Обхожу, стараюсь не попасться. Вижу родник с водой.
— Выпей из него воды.
— Я хотел зачерпнуть воду рукой, а руку засосало, теперь меня всего, как маленькую птичку, закрутили, и я не могу выбраться.
— Сделай попытку, вырвись.
— Вот я вырвался. Иду дальше... В дереве дупло, оно тоже подстерегает меня и хочет проглотить. Меня что-то захватывает, и я лечу, набирая невозможную скорость. Меня крутит как в трубах-лабиринтах. Я не могу остановиться. Скорость нарастает. Кружится голова...
— Выбирайся любым доступным способом.
— Я выбрался и уже вне лабиринта, но одна моя частичка осталась в нем и продолжает вращаться. Я не могу ее оставить. Придется вновь нырять за ней. И снова невыносимое вращение... Удалось... поймал частичку себя и выбрался... Возвратился на поляну. Удивительно приятная природа...
(После разрешающего переживания улучшается самочувствие клиента.)
В пещере, как и на морском дне, мы часто встречаемся с архетипическими персонажами, обозначающими различные вехи на пути к преодолению симбиотических зависимостей (в виде различных путающих, отвратительных или просто неприятных фигур). Проливая на них свет внимания, мы, тем самым, стремимся отменить различные «мусорные программы», существующие с очень давних времен.
Встреча с негативным женским образом (А., мужчина 37 лет):
— Книга такая большая... Из этой книги появился кустроз... И вот роза как-то так наклонилась, сломалась... лепестки рассыпались... превратились в пыль...
— А что сейчас?
— Лицо девушки с черными волосами,расчесана на пробор... А теперь звездное небо, эти волосы уже не волосы, а темные холмы, на фоне холмов сидит баба-яга...
— Где она находится?
— Холмы сзади, она впереди... У нее котел какой-то кипит...
— Какая она?
— Сгорбленная, большой нос, волосы седые... сначала были черные... Сидит как-то боком...
— Подойди поближе, посмотри в лицо...
— На лице у нее очки... Не смотрит мне в глаза, бормочет чего-то... Была в платке, сняла — и появились светлые волосы... Теперь она не яга, а какая-то женщина со светлыми волосами... Волосы развеваются... Эта женщина скачет на коне...
— Она красивая?
— Да... похоже, это лицо той черноволосой девушки,сейчас у нее стали светлые волосы... На ней такое легкое белое платье... Волосы опять стали черные, потом она ушла куда-то, и появилась какая-то черная гора...
— Давай подойдем поближе, поищем вход...
— Она просто вошла, а я подхожу и вижу какую-то нору, в которую надо пролезать... На корточках залез... Неудобно, голова не проходит...
— Поищи, где-то можно пробраться... Давай поищем выход.
— Пока не получается... Вот вроде как разорвал, словно полотно... Оно было как будто на потолке, и я свалился вниз...
— Где ты сейчас?
— Я в большом-большом помещении, в середине большая лужа или просто вода, в воде отражается конь, на нем сидит девушка, я сижу рядом с ней... У меня за спиной лук и колчан со стрелами...
— Так, а какой-нибудь кинжал или меч...
— Да, вот меч... Рукоятка как будто из камня...
— Давай вернемся к холмам... поищем вход.
— Я один на коне... Вернулся, вход открылся, я зашел, а там большая пещера с каменными сводами... На стенах есть факе-
лы... Освещают факелы... освещают, потом мы стали как-то вниз падать, но падение не резкое, а как бы парение... Погрузились в воду... ушли под воду...
— Что там под водой?
— Длинные водоросли... она как быокружили и цепляются... Цепляют коня за ноги, мешают... Конь запутался, и я упал...
— И где ты сейчас?
— На этом дне... на песке я вижу какой-то... вроде медальон...
— Посмотрим повнимательнее... Что это за медальон, какого цвета...
— Он как будто из камня... каменистого такого материала, там выгравировано... как будто человек с крыльями...
— Попробуй надеть его.
— Я надел и вижу сверху какой-то световой поток, то ли этот человек... Нет, я сам с крыльями в этом световом потоке...
— И что по сторонам... внизу?
— А внизу девушка... Сейчас я выстрелил из лука... Стрела полетела вверх, она была привязана ко мне, дернула меня, и я куда-то залетел... Гранитный пол гладкий...
— А что наверху?
— Наверху, летает вот эта ведьма...Она то ведьма, то хищная птица... у нее лапы хищной птицы...
Возникающий из черной горы и из темной пещеры (или «норы») биполярный образ женщины — привлекательной и пугающей, молодой и старой, с черными и светлыми волосами — в конечном счете помогает герою получить крылья и полететь вслед за пущенной стрелой. Но в нашем случае Иван-царевич еще не очень скоро получит свою царевну-лягушку... Тема хищного женского доминирования — древний и новый femdom — предчувствие исходящей от женщины опасности останавливает героя на его пути к индивидуации, не позволяя использовать более продуктивные и перспективные стратегии. Но все только начинается,..
Или вот такой скрипт красавицы и чудовища2 (история Зевса и Европы, а еще «Аленький цветочек» или «Обыкновенное чудо») у женщины 27 лет: троглодит с вазой выходит из пещеры, приобретая по пути черты позитивного мужского образа.
И дикарь, и ваза, как легко заметить, при этом довольно сильно изменились... |
Под землей, как и под водой, много разных сокровищ, но чтобы получить их, часто приходится сражаться с их хранителем — змеем, великаном или ведьмой. Это архетипическое сражение с чудовищем (с помощью меча или силой взгляда) в некоторых случаях бывает необходимо для прохождения символической инициации мужчины, как проверка наличия в арсенале психологических ресурсов, стратегий преодоления и борьбы. И, наконец, герой выходит из подземного мира и возвращается на поверхность с некоторыми новыми работающими стратегиями, с новыми ресурсами, которые могут стать доступными в реальных жизненных ситуациях.
2 Интересно, что в менее патриархальных культурах (например, у некоторых северных народов) жених не мутирует в чудовище, а на ночь становится маленькой птичкой, да еще и впадает в подобие летаргического сна.
Свет в конце тоннеля — молодая женщина (26 лет, тревожно-депрессивный синдром) выходит из пещеры с новым багажом жизненных выборов.
Подземелье ведьм
1. Мотив связан с символикой женского начала, рождения и возрождения, сексуальными страхами и их преодолением.
2. Часто обозначает переход — углубление транса, приближение к конфликту или разрешающему переживанию.
3. Тесно связан с перинатальными фиксациями и феноменом возрастной регрессии.
4. В некоторых случаях может означать активацию стратегии ухода как личностную стратегию преодоления психологической травмы.