Ручей и море: почувствуйте разницу
Мотив ручья — один из самых контекстуально насыщенных. Это и движущаяся вода, и ее превращения (река — озеро — море), и граница между известным и неизвестным, и многое другое.
Данный мотив исчерпать значительно труднее, чем мотив лужайки. Это «второй элемент» — вода, следующий, как и положено, после элемента земли (луг). Все эти ассоциации время от времени всплывают в ходе развертывания мотива, архетипически сильно «заякоренного?, при движении до истока, с одной стороны, и до впадения в море или мировой океан, с другой. Такие контексты, конечно, возникают и в «перинатальных матрицах» С. Гро-фа (Grof, 1989), и в древних мифологических метафорах (Campbell, 1985), и в классическом психоанализе (Fromm, 1952).
Озеро,пруд Потенциальная энергия Застой,тина,грязь Гниение, смерть Запруда, подавление Остров, уединение |
Исток Чистый ключ, чаша Источник жизни Очищение Рождение Материнская грудь Оральный дефицит |
Река Движение Изменение Поток, русло Путь, дорога Путешествие |
Море Бесконечность Могущество Тайна,угроза Темные глубины Чудовища , |
Ручей Невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Гераклит |
Канал Водопровод Трубы, тоннели Загрязненная вода Перекрытие кранов Лишения, дефицит |
Вода Жизненная сила Живая вода Жидкости тела (кровь, молоко, слезы, моча и др.) |
Течение Движение Постоянное изменение Преграда (водопад, камни) |
Граница Переправа, мост Другой берег Неизвестное Переход в иной мир |
Второй элемент
1. Мотив символизирует процесс психического развития.
2. Легко появляется непосредственно в мотиве лужайки, зачастую даже без прямого наведения.
3. Имеет много атрибутов и потенциально ресурсных тем.
4. Может использоваться для создания эффективных визуальных терапевтических метафор, использующих тему очищения («гидротерапия»).
5. Содержит два выделенных участка — исток и место впадения, которые предоставляют особые возможности для выявления конфликтогенных зон.
Глава 7 ВОЛШЕБНАЯ ГОРА
Символическое значение:
Значимые атрибуты:
Стандартный вариант:
Основная последовательность: Отражения дисбаланса:
Эй, ползи-ползи, Веселей ползи, улитка, По склону Фудзи!
Исса
Патерналистские референтные фигуры (чаще отец, но не обязательно); уровень притязаний личности, способ преодоления препятствий.
Крутизна и высота горы, панорама сверху, особенности подъема и спуска. Гора довольно высокая, частично поросшая лесом, можно забраться на вершину и спуститься вниз, сверху хороший обзор, встретиться с мужским образом. Подняться на вершину — осмотреться по сторонам — спуститься вниз.
• Очень высокая или очень низкая гора.
• Рядом есть более высокая гора.
• Клиент никак не может подняться (быстро устает, теряет путь, срывается).
• Поднимается или спускается слишком быстро (часто у демонстративных личностей).
• Неполная круговая панорама сверху.
Визуальный мотив горы как символическое представление отношения к идеалу впервые был предложен французским психоаналитиком Робером Дезуайе. В классической лейнеровской
символдраме работать с этим мотивом рекомендуется по двум основным направлениям (на «базисном уровне»)1:
1) взгляд на гору со стороны;
2) восхождение и спуск с горы.
Типичный образ горы у девушки 15 лет:
высокая гора, верхушка которой находится за облаками — своего рода заоблачный замок, — в данном случае связано с выраженным подростковым максимализмом, высоким уровнем притязаний, доминированием ценностей, связанных с высоким социальным статусом.
В то же время гора (как вход в систему «вертикальных» ценностей в русле биполярных оппозиций из регистра «небеса/ подземный мир») иногда может включать архетипическую ситуацию откровения или встречи с мудрецом (образ «внутреннего наставника», который, по-видимому, довольно часто включает информацию от трансперсональных источников).
Первый вариант используется в основном в психодиагностических целях или в случае абсолютной недоступности вершины; второй аспект мотива является основным для базисного уровня2. Работу по третьему направлению целесообразно отлджить до тех пор, пока сформированная в процессе психотерапевтического взаимодействия зона ближайшего развития и накопленный ресурсный потенциал (в том числе на уровне имагомира) не позволят перейти к более интенсивному контакту с диссоциированными фрагментами, особенно часто проявляющимися в мотиве моря, точнее, в путешествии на морское дно. Короче говоря, общаться с позитивным архетипом (отшельник), как правило, лучше после контакта с негативными
1 То есть на уровне, не требующем принимать слишком близко к сердцу класси
ческие метафоры психоанализа.
2 Одними из главных задач которого является формирование индивидуального сти
ля работы с клиентом и выявление его предпочтительных стратегий, а также составле
ние «карты имагомира».
образами (морские чудовища, ведьмы, мертвецы и др.), для чего, в свою очередь, надо накопить ресурсы3.
В норме этот мотив проявляет себя как умеренно высокая гора, поросшая лесом, на которую можно взобраться (затратив некоторые усилия) и обозреть сверху окрестности. Психологические проблемы и расстройства наиболее часто проявляются через следующие визуальные характеристики образа:
Горы надо покорять, прилагая как можно меньше усилий и как можно меньше желаний. Скорость определится самой природой вашего существа. Вот это — листе резными краями. Вон та скала кажется такой одинокой.. . Вы обязаны все это замечать в любом случае. Роберт Пирсиг |
гора окружена кольцом других, более высоких, гор. |
• вместо горы появляется небольшой холм, иногда из песка или снега;
• огромная гора, часто с заснеженной каменистой вершиной;
• «ненастоящая» гора (из бумаги, картона, металла, стекла) или извергающийся вулкан;
• гора на карте имагомира отсутствует;
Лейнер в своей монографии приводит показательный пример положительной динамики в мотиве горы (изменение панорамы с вершины) в результате довольно продолжительной работы пациентки с депрессивным состоянием:
«Гора, на которой я стою, Первоначальная панорама уменьшилась по сравнению с
тем, какой она была раньше. Вулкан исчез, а океан сменился ручьем, быстрым и чистым. Слева, там, где река становится шире, простираются пески, где я увидела динозавра. Там, где раньше был горный массив Атлас, теперь расположены холмы, поросшие лесом, в котором проложены тропинки. Справа, как
3 Ресурс в имагомире, как мы уже видели, — это всегда указание на возможность развития, преодоления; это появление чего-то красивого (росток, свет, согревающее солнце, чистая вода и многое другое). По крайней мере, в символическом пространстве имагогики красота и вправду спасает (внутренний) мир.
и прежде, находится большой город, который теперь стал больше похож на европейский. Реку пересекают несколько мостов, а справа идет линия электропередачи. С помощью имеющегося у меня телескопа я могу разглядеть все достаточно подробно».
Вид с вершины после имаготе-рапии |
У женщин при встрече с мотивом «горнего мира» может появиться позитивный мужской символический образ, а вместе с ним и разнообразные «реинкарнации» архетипа женственного начала: взаимодействие участников и поиск ресурсов могут не только улучшить психоэмоциональное состояние, но и актуализировать новые поведенческие стратегии, используемые в общении с реальными персонажами4: еще одна сказка о царевне-лягушке, но в несколько феминистском прочтении...
Б., ученица 10-го класса, 16 лет, проблемы в общении, тревожность, сниженная самооценка:
— Представь, что ты находишься у подножия горы, посмотри, что под ногами.
— Вокруг снег... Погода солнечная, небо безоблачное, время года — зима, но деревья не заснеженные, на деревьях есть листва, зеленые деревья... Коричневые стволы, под ногами снег до самой вершины...
— Хорошо. Сделаем так: ты начинаешь подниматься. Как ты считаешь, подъем будет утомителен? Сможешь подняться на вершину?
— Я это не могу оценить.
— А есть ли тропинка?
— Тропинки нет, но есть место, где снег не такой глубокий.
— Когда идешь, рассказывай обо всех своих ощущениях: все, что ты видишь, какие-нибудь предметы, которые могут попадаться тебе под ногами.
4 Хотя пока и с идеальным образом...
— Пока ничего не попадается... какой-то кувшинчик восточный...
— Хочется его поднять?
— Вообще-то да... Это старый медный кувшин.
— А можно ли определить его возраст?
— Вряд ли.
— А какой это кувшин — красивый?
— Он красивый, но уже потемневший, на нем почти не видно орнамента, у него длинное изящное горлышко и ручка...
— А что, если его потереть снегом или еще чем-нибудь?
— Да, он становится ярким-яркими сверкает на солнце...
— А рисунок на нем можно рассмотреть?
— Да, возле горлышка две полоски цветные... Между ними круги разных размеров, а в одном круге... то ли цветок, то ли птица. Это птица... жар-птица... Рисунок симметрично расположен, хорошей композиции.
— Как ты думаешь, человек, который выполнил эту работу, он ученик или мастер?
— Мастер.
— А если заглянуть внутрь кувшина?
— Там темно, не видно донышка...
— Переверни его, может, из него что-то выпадет?
— Выпала лягушка ицветок... Лягушка поскакала вниз, а цветок лежит на снегу.
— А лягушка не замерзнет? — Нет.
— Хорошо. А не
могла бы ты ее чем-
нибудь угостить?
— Сейчас... Она ог
лянулась... Я ее чем-
нибудь угощу... Вот я ее кормлю...
— Посмотри внимательно, что с ней происходит, когда она ест.
— Она превращается... в снежного человека.
— Это мужчина или женщина?
— Мужчина...
— Как ты определила?
— Он покрыт шерстью... (Улыбается.)
— В твоем рюкзачке много припасов, покорми и его... Как он ест, жадно или спокойно?
— Спокойно.
— Опиши его, как описал бы художник.
— Густая седая шерсть... Вот он совсем превратился в человека, у него красивое лицо, большие красивые глаза, длинные... каштановые... короткие волосы... Он приятный человек...
— Попробуй его еще чем-нибудь угостить... Это может быть все, что угодно: апельсин или яблоко.
— Я его угощаю пивом...
— Он тебе нравится?
— Да... Тут вот неподалеку лежит цветок... розоватая роза... с красными лепестками... Она не собирается вянуть... Она какбудто расцвела... Она без шипов.
— Что, она там растет?
— Нет, она лежит на снегу... Этот человек обрадовался и взял ее в руки... Она стала еще красивее в его руках...
— Не хотите ли вы посадить ее в горах? Согласен ли он быть твоим спутником?
— Согласен. (Поднимаются.) Мне с ним идти легче стало — он добрый спокойный и сильный... Такое чувство, что он крепкий,
как стена... (Голос стал более громким и уверенным.)
— А что, далеко вам до
вершины?
— Нет, мы быстро
дошли...
—А вершина такая же заснеженная?
—Нет, здесь полянка с зеленой травой... Здесь совсем тепло... Мы ее
здесь посадили... Она корни там пустила... и появился еще один маленький цветочек.
—Какая погода здесь, в горах?
—Солнце, хоть и зима, но совсем тепло...
—А как вам спуститься отсюда?
—Можно весело съехать... Мы съехали, было весело, камней не чувствовалось... Так здорово...
—А какое сейчас время года?
—Ранняя весна... Вокруг тепло...
Случаи акаузальной упорядоченности происходят в природе постоянно, но синхронные события являются актами созидания в особые моменты времени. Д. Роузен. Дао Юнга |
Конечно, одновременно с этими (и другими) изменениями на символическом уровне отмечалась и поведенческая динамика: повышение чувства уверенности в себе и снижение тревожности, расширение спектра доступных коммуникативных
стратегий. Наличие такой синхронии реального и символического позволяет метафорически представить имагомир как своего рода площадку для игр, тренажерный зал или компьютерную стратегическую игру — особые области, определенным образом связанные с повседневной реальностью, психо(пато)-логией обыденной жизни.