Внетелесные переживания (втп)
Грубо говоря, мы можем определить астральный выход, билокацию* или внетелесные переживания как наблюдение какого-либо явления из точки, не совпадающей с нашим физическим телом. При этом нередко ощущается, что сознание переместилось из физического тела в некое иное тело, называемое различно: астральным телом, эфирным телом, дублем или двойником. В других случаях человек может переживать себя как простую точку сознания вне физического тела. Похоже, что иногда под общей рубрикой внетелесного опыта объединяется ряд различных, хотя и родственных переживаний. К ним относятся: 1) яркие сны, в которых человек обретает способность к сознательным действиям в мире сновидений; 2) ясновидение отдаленных мест; 3) чувство действительного отделения от физического тела, парение над ним и рассматривание его физических форм; 4) посещение различных мест, путешествуя вне тела, но в физическом времени и пространстве; 5) посещение различных сверхчувственных "астральных" и духовных планов.
* Одновременное пребывание в двух разных местах. – Прим. пер.
Имеются тысячи сообщений о ВТП, исходящие от лиц всех возрастов и профессий. Как указывалось ранее, переживания такого рода играли важную роль в шаманских ритуалах и эзотерических школах многих предшествующих культур. Оккультная литература изобилует недоказуемыми претензиями на обладание знанием сущностной природы мира, эволюции и исторического процесса, полученных якобы от посетителей из "высших планов". Благодаря систематическим исследованиям, предпринятым некоторыми ясновидцами, имевшими философскую подготовку, отдельные образцы такой литературы действительно представляют определенный интерес, позволяя более широко взглянуть на феномен ВТП. Типичное "оккультное" описание астрального путешествия дает РАМАЧАРАКА:
"Человек может выделять свое астральное тело (из физического – прим. пер.) и путешествовать в нем к любому пункту на земле,* причем опытные оккультисты при наличии благоприятных обстоятельств могут делать это по своему желанию. Другие люди предпринимают астральные путешествия случайно (не подозревая даже о том, что это путешествия, и вспоминая о них впоследствии как об особенных и необычайно ярких сновидениях); многие из нас, совершая такие путешествия в то время, как тело погружено в сон, бессознательно устанавливают астральную связь с лицами, чьи интересы родственны нашим. Посредством этого бессознательного контакта мы временами получаем значительное число сведений по интересующему нас предмету. Сознательное и произвольное приобретение знаний таким способом возможно только для тех, кто уже достаточно далеко продвинулся по пути духовного развития. Опытный оккультист попросту вводит себя в надлежащее ментальное состояние, а затем желает оказаться в каком-то определенном месте, – и со скоростью света или даже большею его астральное тело оказывается там, куда его послали. Начинающий оккультист, конечно, не обладает такой степенью контроля над своим астральным телом и управляет им с меньшим знанием и меньшей ловкостью. Связь между астральным и физическим телом поддерживается через посредство соединяющей их астральной нити, напоминающей шелковую. Когда эта нить по какой-либо причине обрывается, астральное тело утрачивает возможность вернуться в физическое тело, в результате чего последнее умирает.
* Очевидно, Рамачарака забыл упомянуть о внеземных возможностях "астральных путешествий".
Пожалуй, наилучший способ пояснить читателю в общих чертах, что представляет собою Астральный мир, – это описать ему воображаемое путешествие, которое он мог бы предпринять в этот мир в сопровождении проводника, опытного оккультиста. Сейчас мы отправим вас в путешествие, воспользовавшись вашим воображением; следует помнить, однако, что в действительности для подобного путешествия вы должны обладать достаточно высоким уровнем духовного развития, потому как в противном случае никакой проводник не сможет увести вас сколько-нибудь далеко – разве только предприняв героические усилия, чего он, вероятно, не станет делать без особой надобности. Итак, готовы ли вы для этого путешествия? Ваш проводник находится подле вас.
Вы погружаетесь в особое состояние, называемое "состоянием безмолвия", и внезапно чувствуете, что вышли из тела и находитесь в астральном теле. Вы стоите около своего физического тела и видите, как оно спит на ложе; при этом вы сознаете, что связаны с ним яркой, напоминающей паутинку серебристой нитью. Вы ощущаете и присутствие проводника, который будет сопровождать вас в вашем путешествии. Он также покинул физическое тело и пребывает в своей астральной форме, имеющей вид человеческой фигуры с несколько неопределенными очертаниями, – фигуры, через которую можно видеть насквозь и которая может при желании проникать сквозь твердые предметы, стены и т.д. Ваш проводник берет вас за руку, говорит: "Идем", и в то же мгновение вы чувствуете, что оставили комнату и подобно летнему облаку летите высоко над городом. У вас появляется страх упасть, и едва мысль о падении посещает ваш ум, вы тотчас чувствуете, что начинаете падать. "Старайтесь думать, что вы не можете упасть, что вы легче воздуха, – и вы действительно будете таким". Следуя его совету, вы с восторгом обнаруживаете, что способны плавать в воздухе, перемещаясь по своему желанию в любом направлении.
Вы видите огромные облака мыслей, вздымающиеся над городом, подобно клубам дыма, плывущие по небу и опускающиеся здесь и там на землю. В некоторых местах вы видите также и более чистые и ясные облака, которые, приходя в соприкосновение с темными тучами, обладают способностью их рассеивать. То здесь, то там вы видите яркие и тонкие линии света, подобные электрическим искрам, быстро пролетающим через пространство. Ваш проводник говорит вам, что это телепатические сообщения, посылаемые от одного ума к другому, и что светятся они благодаря Пране, которой заряжена всякая мысль. Спускаясь к земле, вы видите, что каждый человек окутан как бы цветным переливающимся облаком яйцевидной формы. Это – его аура, в которой отражаются его мысли и преобладающее ментальное состояние, причем цвет ауры зависит от характера мысли. Некоторые люди окружены прекрасными аурами, в то время как другие кажутся окутанными черным дымным облаком, в котором сверкают молнии красного огня. На некоторые ауры вам больно смотреть, до такой степени они производят отталкивающее, грубое впечатление. Очевидно, не находясь более в физическом теле, вы видите то, чего обыкновенно не видите, и чувствуете то, чего обыкновенно не чувствуете. Однако не теряйте времени на эти наблюдения, время вашего путешествия ограничено и проводник зовет вас дальше.
Но ваше движение заключается не в перемене места: меняется все вокруг вас, как в панораме. Теперь вы больше не видите физического мира с его астральными феноменами, но как бы оказываетесь в новом мире, заполненном странными формами. Вы видите плавающие вокруг астральные "оболочки" – покинутые астральные тела тех, кто сбросил их, перейдя на более высокие плоскости. Это – астральные трупы: вы находитесь как бы на астральном кладбище. Зрелище не из приятных, и вы спешите со своим проводником дальше. Для того чтобы покинуть это второе преддверие подлинного Астрального Мира, проводник советует вам ослабить вашу ментальную зависимость от вашего тела – думать о том, что вы, ваше подлинное Я, совершенно не зависите от астрального тела и можете обходиться без него точно так же, как сейчас вы обходитесь без физического тела. Выполнив его совет, вы к своему удивлению выходите из астрального тела, оставляя его в мире оболочек, будучи, однако, все же связаны с ним посредством шелковистой нити, подобно тому как, с другой стороны, астральное тело продолжает оставаться связанным с физическим телом, которое вы к этому моменту уже почти совсем забыли, но с которым вы все еще связаны этими почти невидимыми узами. Вы продолжаете свой путь в новом теле, точнее, теперь облачением вашим служит покров более глубокий, ибо все это выглядит так, как если бы вы одну за другой сбрасывали одежды с неизменного СЕБЯ, продолжающего оставаться самим собой, – и вы улыбаетесь, вспоминая, что в свое время вы называли "собой" астральное тело и даже тело физическое. План "астральных оболочек" остается позади, и вы как бы вступаете в огромное помещение, наполненное спящими формами. Здесь все неподвижно, движутся лишь тени существ, сошедших на этот план из высших сфер для помощи своим младшим собратьям. Когда время от времени кто-либо из спящих начинает выказывать признаки пробуждения, тотчас же один из помощников обнимает его и как бы растворяется с ним в каком-то ином плане. Однако самое удивительное явление, которое можно наблюдать в этой области, состоит в том, что по мере пробуждения спящего его астральное тело постепенно отделяется от него (точно так же, как раньше отошло от вас ваше физическое, а затем астральное тело) и переходит в область "оболочек", где медленно разлагается, распадаясь на составляющие его элементы*. Такая сброшенная пробужденной душой астральная оболочка не связана с физическим телом, так как последнее уже давно "умерло" и погребено; не связана она также и с душой, поскольку последняя избавилась от нее окончательно и ушла в высшие сферы. В вашем случае дело обстоит иначе: вы только на время оставили свою астральную оболочку в "прихожей" и, возвратясь из Астрального мира, опять воспользуетесь ею.
* В 1913 году данная работа Рамачараки ("Философия йогов и восточный оккультизм") была издана на русском языке под названием "Основы миросозерцания индийских йогов" – в переводе, надо сказать, более чем свободном. Например, это место звучит следующим образом: "...где медленно движутся, сохраняя в себе остатки какого-то смутного полусознания". – Прим. пер.
Сцена опять меняется, и вы обнаруживаете, что находитесь в области пробужденных душ. Вы замечаете, что по мере того как пробуждающиеся души уходят все выше, они теряют один за другим покровы своих ментальных тел (так называются высшие формы покровов, в которые облачена душа). Вы замечаете также, что по мере продвижения во все более высокие плоскости ваша собственная форма становится все тоньше, а по мере возвращения к низшим планам она становится все грубее и плотнее, хотя все-таки еще не доходит до плотности оставленного вами астрального тела, и, конечно же, остается бесконечно более тонкой, чем физическое тело. А еще вы заметите, что на каком-то из планов процесс пробуждения каждой отдельной души завершается. Ваш проводник объяснит вам, что то, на каком из планов это произойдет, определяется уровнем духовного развития, достигнутого душой в ее прошлых жизнях (ибо она посещала землю множество раз), и что подняться выше того плана, к которому она принадлежит, для нее практически невозможно. С другой стороны, души, принадлежащие к более высоким планам, свободно могут посещать планы более низкие. Этот закон Астрального мира не является произвольным; это закон, "общий для всей природы..."
Это описание весьма напоминает другие рассказы, исходящие из столь различных источников, как "Египетская книга мертвых", "Тибетская книга мертвых", свидетельства платоновского Эра,* "Божественная комедия" Данте и работы Сведенборга.
* Эр – воин, который был убит, а через двенадцать дней вернулся к жизни и рассказал о своем пребывании в царстве мертвых. – Прим. пер.
Хотя процесс развития нашей культуры входит в такую фазу, на которой вышеописанный опыт получит, очевидно, более широкое распространение, до сих пор лишь немногие индивиды, обладавшие подлинным видением подобных пространств, находили, что сотрудничество с учеными может принести пользу их времени. Поэтому в настоящий момент наука мало что может сказать о высшем духовном опыте.
Разумеется, далеко не все покидающие свое тело способны путешествовать по эмпирейским высотам (эмпирей в греч. мифологии – верхняя часть неба, заполненная огнем; обитель богов. – прим. пер.), если таковые существуют. Многие индивиды, которые непроизвольно выходили из тела, либо развили способность к произвольным ВТП, ищут своим переживаниям какое-то научное объяснение. Зачастую непроизвольные выходы из тела происходят под влиянием гипноза, глубокого расслабления, анестезии, стресса, употребления наркотиков, а также в результате несчастных случаев. Ниже мы приводим типичный пример "выхода поневоле", пережитого одним семидесятилетним мужчиной из Висконсина:
"Как-то зимним днем он запряг упряжку и поехал в деревню за дровами. Возвращался он, сидя сверху на груженных санях. Падал легкий снег. Внезапно охотник, проходивший у самой дороги, выстрелил в кролика. Кони шарахнулись, дернув сани, и ездок полетел на землю вниз головой.
Он сказал, что после удара тотчас же поднялся и увидал другого "себя", бездыханно лежащего у дороги лицом в снег. Он видел, как падает снег, как пар поднимается от лошадей, как охотник бежит к нему. Все это было очень четким; но что его бесконечно поразило, так это то, что их было двое, – ведь в тот момент он думал, что наблюдает происходящее из другого физического тела.
Когда охотник приблизился, все как бы подернулось дымкой. В следующий момент он обнаружил, что лежит на земле и что охотник пытается вернуть его к жизни. Все то, что он видел из своего астрального тела, было настолько реальным, что он никак не мог поверить, что его второе тело не было физическим. Он даже пытался отыскать свои следы на снегу в том месте, с которого он наблюдал всю картину".
Чаще всего выходы происходят во сне. Приводимый ниже случай является классическим примером ВТП такого рода. Он был сообщен в 1863 году г-ном Вильмотом из Бриджпорта, штат Коннектикут:
"Я плыл из Ливерпуля в Нью-Йорк на пароходе "Город Лимерик"... Вечером второго дня... начался жестокий шторм, который длился девять дней... Ночью восьмого дня... я впервые насладился освежающим сном. Под утро мне приснился сон, будто дверь каюты открылась и вошла моя жена, оставшаяся в Соединенных Штатах; она была одета в ночную рубашку. Войдя, она, похоже, заметила, что я не единственный обитатель каюты; поколебавшись немного, она направилась в мою сторону, склонилась и поцеловала меня, а затем неспешно удалилась.
Проснувшись, я был удивлен, увидав, что мой попутчик, опершись на локоть, пристально на меня смотрит. "Ну, ты, видно, хорошенькая штучка, – наконец сказал он, – раз дама посещает тебя таким образом и в таком виде". Я потребовал от него объяснений... и он рассказал мне о том, что видел, лежа без сна на своей койке. Все это в точности совпадало с моим сновидением...
Через день по прибытии я отправился в Вотертаун, штат Коннектикут, где жена с детьми... гостила у своих родителей. Едва ли не первым ее вопросом после того, как мы остались одни, был следующий: "Почувствовал ли ты, что я приходила к тебе в прошлый четверг?" "Но этого не могло быть, – возразил я. – Что ты имеешь в виду?" Тогда она рассказала, что, узнав прогноз погоды... начала очень за меня волноваться. В ту ночь она долго не могла заснуть; она все время думала обо мне, и вот около четырех часов утра ей показалось, что она пошла меня навестить... В конце концов она пришла... в мою каюту. "Скажи, во всех ли пароходных каютах верхняя койка выступает над нижней как в той, что я видела? – сказала она. – Человек, лежавший на верхней койке, смотрел прямо на меня, и на какой-то миг я побоялась входить, но затем вошла, нагнулась, обняла тебя и поцеловала, а затем ушла прочь"... Описание парохода, данное моей женой, совпадало во всех деталях, хотя она никогда его не видела".
Астральный выход так часто связан с состоянием сна, что многие авторы утверждают, будто во время сна астральное тело само собой отделяется от физического. Данная теория утверждает, что большинство людей не чувствуют, как происходит такое отделение, и сохраняют лишь смутные воспоминания об этом опыте, полагая, что это был сон. Многие методики сознательного астрального выхода предполагают обретение способности оставаться сознательным во сне. Однако я бы не советовал вовлекаться в практику такого рода никому, кто не в ладах с самим собой. В своей книге "Выделение астрального тела" СИЛЬВАН МУЛЬДОН предлагает следующую методику:
1. Развейте в себе способность сохранять сознательность вплоть до момента "вознесения в сон". Наилучший способ достичь этого состоит в том, чтобы какая-то часть физического тела (например, рука или нога) не просто лежала, но была уравновешена, падая, как только вы засыпаете...
2. Сочините сновидение, основу которого составляли бы ваши сознательные действия. В этом сновидении вы должны летать – вверх и наружу, соотносясь с движением выделяемого астрального тела. Этот сон должен быть для вас приятным.
3. Сновидение должно очень четко присутствовать в вашем уме; визуализируйте его, возносясь в сон; введите себя в него и продолжайте сновидеть".
Применяя надлежащим образом внушение перед сном, вы обретете способность сознавать себя во сне и целиком вывести свое тело сна (или астральное тело) на уровень бодрствующего сознания. Овладение этой техникой может потребовать месяцев мягкой настойчивости. Книга Мульдона, впервые опубликованная в 1929 году, содержит богатую информацию, полученную в результате сотен внетелесных опытов, переживавшихся автором в течение многих лет. Однако опыты Мульдона редко бывали полностью сознательными и никогда не выходили за границы непосредственного земного окружения. В одном из таких опытов он обнаружил себя в незнакомом доме; там была девушка, занимавшаяся в тот момент рукоделием. Шестью неделями позже он случайно встретил ее на улице маленького висконсинского городка, в котором он жил. После того как они познакомились, выяснилось, что он может в подробностях описать обстановку ее дома. В конце концов она стала его близким другом и принимала участие в ряде экспериментов, связанных с астральными выходами.
Систематически наблюдая свое состояние во время ВТП, Мульдон выдвинул несколько интересных гипотез. Например, он производил многочисленные измерения "серебристого шнура", соединяющего физическое и астральное тело, утверждая, что толщина его колеблется от 1,5 дюйма до размера швейной нити в зависимости от расстояния между астральным и физическим телом. Мульдон не говорит, каким образом выполнялись эти измерения. По всей вероятности, они производились на глаз. На расстоянии от восьми до пятнадцати футов шнур достигал своей минимальной толщины. И лишь после этого Мульдон обретал полный контроль над своим астральным телом. Он заметил также, что импульсы, активизирующие сердечную и дыхательную деятельность как бы путешествуют через этот шнур от астрального тела к физическому.
"Находясь в пределах активности шнура (cord-activity range), я неоднократно проводил опыты по задержке дыхания. Едва оно приостанавливалось, как вышеупомянутые слабые расширяющиеся и сжимающиеся движения психического кабеля прекращались; прекращались при этом и дыхательные движения в физическом теле... Глубокое дыхание в астральном теле вызывало такое же дыхание в физическом теле, убыстрение дыхания в астральном теле вызывало убыстрение дыхания в физическом и т.д.".
Мульдон заметил также, что физическая слабость и болезненные физические состояния, по всей вероятности, способствуют астральному выходу. В те годы, когда его опыты были наиболее ярко выражены, Мульдон не отличался особым здоровьем и был довольно тщедушен. Он предположил, что бессознательная воля (побуждаемая желаниями, потребностями и привычками, которые обычно выражаются в явлениях сомнамбулизма и лунатизма) проявила себя через посредство астральных выходов благодаря немощи его тела.
Мульдон рассказывает следующий случай. Однажды у него сильно понизился ритм сердечной деятельности – до 42 ударов в минуту. Чтобы поправить положение, врач прописал ему стимулирующее средство (стрихнин). Мульдон принимал стимулятор в течение двух месяцев, причем за это время ему не удался ни один астральный выход, хотя весь предыдущий год у него были ВТП по крайней мере раз в неделю. Способность к астральным выходам восстановилась после того, как он перестал принимать лекарство. Он заметил также, что переживание каких-либо сильных эмоций во внетелесном состоянии вызывало учащенное сердцебиение. В результате этого он тотчас же "интериоризовывался", зачастую против своей воли. Такие внезапные интериоризации вызывали болезненную, нередко каталептическую, реакцию ("эхо") всего тела.
По мере улучшения здоровья способности Мульдона уменьшились и практически исчезли. В конце концов он вообще утратил всякий интерес к астральным выходам – после того как сделал наиболее значительный для своего времени вклад в исследование этой области. С тех пор подробные сообщения о своем личном внетелесном опыте представили еще несколько человек. РОБЕРТ А. МОНРО, автор книги "Путешествия вне тела", рассказывает, что в поисках объяснения своему состоянию он посетил ряд докторов. Они не смогли обнаружить у него никаких отклонений от нормы. Действительно, Монро представляет собой великолепный пример человека, чьи сообщения не так-то легко отнести за счет психического расстройства. Будучи вице-президентом Мьютьюэл Бродкастин Корпорэйшн, Монро в настоящее время является также президентом двух корпораций, специализирующихся в области абонентского телевидения и радиоэлектроники. Он подготовил более 600 телевизионных программ. В то время, к которому относятся сообщения о ВТП, Монро вел активную деловую жизнь, а в жизни семейной зарекомендовал себя примерным мужем и отцом.
Его книга документально описывает многие формы ВТП. В том, что он называет "Местопребыванием I" и "Местопребыванием II", можно обнаружить черты сходства с опытом, описанным в оккультной литературе, – парение вне тела в знакомом физическом окружении, с последующим путешествием в "астральные" миры рая и ада, наполненные духами и мыслеформами. В "Местопребывании III" Монро описывает посещение плана во многом параллельного нашему. Жизнь человеческих существ, обитающих там, очень похожа на нашу. Имеется, правда, несколько довольно странных исключений. Им не известно ни электричество, ни двигатели внутреннего сгорания, а вся довольно схожая техника строится на основе парового двигателя. Их автомобили имеют всего одно сиденье, на котором могут сидеть шесть человек в ряд.
В настоящее время Монро вовлечен в очень сложную программу по подготовке ученых и других лиц для участия во внетелесных опытах.
Поскольку личные сообщения такого рода не поддаются оценке, они не могут удовлетворить научных запросов. Ученым необходима такая информация, в которой была бы исключена возможность субъективного искажения и фальсификации. Небольшой, но важный шаг в этом направлении был сделан выдающимся британским геологом доктором РОБЕРТОМ КРУКОЛОМ. Пораженный многими независимыми сообщениями о ВТП, Крукол попробовал критически проанализировать свидетельства, исходящие из как можно большего числа источников. Рассмотрев собранный материал с различных точек зрения, ему удалось обнаружить ряд интересных и невыявленных ранее типических закономерностей, присущих ВТП в целом.
В своем первом аналитическом обзоре Крукол выявил основную характерную черту ВТП, которая наблюдалась в сотнях случаев, относящихся к различным культурам: из физического тела "рождается" точная его копия и занимает положение над ним. Как правило, в момент отделения имеет место провал в сознании. Обычно освобожденный "двойник" видит покинутое тело. Иногда наблюдается "серебристый шнур". Опыт, как правило, не вызывает чувства страха. После отделения двойника могут наблюдаться многие феномены; возвращение двойника происходит в порядке, обратном указанному. Быстрое возвращение может вызвать шок физического тела.
Во втором аналитическом обзоре все случаи были разделены на две большие группы. В одну группу входили ВТП, происходящие естественно и постепенно – в результате болезни, истощения или сна. Во вторую входили ВТП, происходившие насильственно и внезапно – в результате несчастного случая, анестезии, удушения, а также в результате произвольного, сознательного выделения "астрального тела". Крукол сообщает, что лица, оставлявшие свои тела естественным образом, наслаждались ясностью и расширением сознания, включавшего элементы телепатии. И наоборот, сознание, насильственно "оторванное" от тела, было заметно сужено, помрачено и включало сновидные элементы. Те, кто насильно "отрывались" от земного мира, оказывались в хаотической, напоминающей сон обстановке, соответствующей "Гадесу".* Если первые встречали многих помощников (в том числе умерших друзей и родственников), то последние иногда сталкивались с развоплощенными существами, пытавшимися помешать им.
* Гадес (греч.) – подземное царство теней, преисподняя. – Прим. пер.
В третьем аналитическом обзоре сравнивались различия между ВТП, о которых сообщали обычные люди, и ВТП тех, кто утверждал, будто обладает определенными психическими способностями. В целом опыты, о которых докладывали сенситивы, были большей частью произвольными, насильственными, в то время как не-сенситивы докладывали большей частью о естественных выходах. Он отметил также, что сенситивы и люди медиумического склада обычно наблюдали туман или пар, оставляющий их тела и образующий часть двойника. Нередко подобные заявления делаются и теми, кто всякий раз наблюдает освобождение двойника в момент смерти.
Исходя из этого, Крукол высказал предположение, что двойник действительно включает в себя наряду с астральным, сверхфизическим Телом Души также и некий полуфизический аспект, называемый витальным или эфирным телом. Если после выхода астральное тело продолжает оставаться слитым с полуфизическим телом, то двойник оказывается способным перемещать физические объекты, производить стуки и т.п. Однако если выход производится в две стадии, в результате чего от витального тела отделяется Тело Души, последнее может свободно путешествовать в высшие "заповедные" царства. Эта вторая стадия соответствовала бы сбрасыванию "астральной оболочки" в описании Рамачараки. В своей последней работе Крукол приводит много случаев ВТП, происходивших в две стадии.
Сотни отчетов о ВТП изучили и другие исследователи. Доктор ЧАРЛЬЗ ТАРТ из Калифорнийского университета в Дэйвисе отмечает, что ВТП длится, как правило, от полминуты до получаса. В особенности его интересует очевидная способность экстернализованного (объективировавшегося, опредмеченного) сознания игнорировать гравитационные силы и путешествовать к отдаленным местам или лицам, едва лишь помыслив об этом. Далее Тарт указывает, что почти у всех людей, переживших внетелесное состояние, развивается твердая вера в жизнь после смерти. Их типичное объяснение тому звучит приблизительно следующим образом: "Я больше не верю в жизнь после смерти – я знаю, что мое сознание будет жить после смерти, ибо я на опыте пережил свое сознание существующим вне моего физического тела".
Другое широкое изучение отчетов о ВТП было проведено СИЛИЕЙ ГРИН в институте психофизических исследований в Великобритании. Грин отметила, что в 80% отчетов речь шла об асоматическом опыте: хотя сознание как бы обретало независимость от физического тела, никакого астрального тела или двойника при этом не наблюдалось. О "серебристом шнуре" также сообщали лишь отдельные лица. В некоторых сообщениях люди отмечали, что чувствовали, будто находятся сразу в двух местах. Иногда во время ВТП физическое тело также является достаточно активным – как, например, в случае с проповедником, который слушал свою собственную проповедь из другого конца церкви. А один дантист из-под потолка кабинета наблюдал, как он вырывает у клиента зуб! Таким образом, в определенных типах опыта внетелесное состояние никак не влияет на физическое тело, тем более, не вредит ему. Сотни психически нормальных индивидов сообщали о тех или иных формах сознания, выносящего их за границы, обусловленные физическим телом.
И тем не менее ни один из этих обзоров сам по себе не доказывает, что внетелесный опыт является чем-то большим, чем синдромом, – возможно, косвенно свидетельствующим о некоторых ментальных расстройствах. Тот факт, что указанный опыт имеет место в различных культурах, может свидетельствовать об органических поражениях мозга.
Действительно, факты, о которых сообщают люди, побывавшие во внетелесных состояниях, очень трудно поддаются оценке. В медицине опыт видения себя со стороны (извне тела) традиционно именуется аутоскопической галлюцинацией. Последние нередко имеют место при эпилепсии, инфекционных заболеваниях, повреждениях мозга, мозговых опухолях, алкоголизме, наркомании и других явно патологических состояниях. Многие лица, имевшие ВТП, действительно подозреваются во всякого рода физических и ментальных расстройствах.
Очень заманчиво рассматривать такие переживания, как некие субъективные иллюзии, галлюцинации, или же высокоразвитые формы ЭСВ. Карл Юнг, например, предположил, что ВТП являются плодами "коллективного бессознательного" – то есть в конечном счете субъективны, несмотря на то, что корни их уходят в глубины человеческого опыта. Достойный ответ критикам такого рода может быть дан лишь в ходе строгих экспериментальных исследований.
В 1919 году Херевард Кэррингтон сообщил об исследованиях французского исследователя доктора ЧАРЛЬЗА ЛАНСЛЕ, который заявлял, что ему удалось получить объективные доказательства физической реальности ВТП. Применяя технику гипноза и самогипноза, Лансле нашел испытуемых, которые были способны сознательно покидать свои тела и являться загипнотизированному или ясновидящему наблюдателю в другой комнате. Нередко астральные фантомы давали о себе знать речью, прикосновениями, постукиваниями, а также вызывая различные изображения на фотографических пластинках и касаясь сульфидных экранов, в результате чего последние начинали светиться. Вплоть до исследований, проведенных ЧАРЛЬЗОМ ТАРТОМ в конце шестидесятых годов, этот отчет продолжал оставаться единственным сообщением об изучении ВТП в лабораторных условиях.
Своего первого испытуемого, некую мисс Зет, Тарт экипировал таким образом, чтобы во время сна (она покидала свое тело во сне) можно было следить за колебаниями биотоков мозга, движениями глаз, кровяным давлением и электрическим сопротивлением кожи. Затем он помещал карточку со взятым наугад пятизначным числом на полку над ее кроватью. Карточка была расположена так, что ее мог увидать лишь наблюдатель, находящийся под потолком. Там же над полкой находились и часы. Мисс Зет не могла встать и взглянуть на полку без того, чтобы не нарушить работу энцефалографа. (Впрочем, некоторые исследователи предположили, что она могла использовать маленькое зеркало на телескопической антенне, не нарушая при этом ЭЭГ).
В течение четырех ночей у нее было несколько ВТП, о которых она сообщала экспериментатору. Во всех случаях, кроме одного, она не могла привести свое астральное тело в такое положение, из которого просматривалось бы целевое число. Однако в последнюю ночь ей удалось увидеть и правильно назвать его: 25132. Это высоко значимый результат, так как шанс отгадать пятизначное число равен 1 из 100000.
Кроме того, Тарт отметил необычный тип колебания мозговых потенциалов, соотносившихся с ВТП, о которых докладывала мисс Зет, а именно, альфа-волны с ритмом на 1,5 герц более медленным, чем обычный ее альфа-ритм (10 герц); и с несколько пониженной амплитудой (напряжением). Значение этого "альфоидного паттерна", не наблюдавшегося у других испытуемых, имевших ВТП, не выяснено.
Все же результаты экспериментов Тарта могут рассматриваться как ЭСВ, сопровождаемое определенными психофизическими изменениями. Более убедительные в своей однозначности исследования были проведены фондом психических исследований в Дареме, Северная Каролина. Это исследование было единственным в своем роде, поскольку испытуемый по имени БЛУ ХЭРЭРИ являлся одновременно и членом исследовательской группы, разрабатывавшей эксперимент. Хэрэри был выпускником психологического факультета Дьюковского университета и обладал способностью произвольно вызывать ВТП.
Экспериментальный проект напоминал исследования Тарта, но был несколько усложнен. Помимо наблюдения физиологических изменений и расположения целевого материала в другом помещении, исследовательская группа поставила перед собой задачу выяснить, может ли какой-либо человек, животное или механическое устройство обнаружить присутствие "второго тела" неподалеку от "мишени".
Во время этих экспериментов имели место отдельные "попадания по мишеням", связанные с ЭСВ; однако в целом результаты не поднимались выше случайного уровня. ХЭРЭРИ чувствовал, что во внетелесном состоянии его видение было слишком туманным. А вот данные физиологических измерений были очень интересны. Каждому ВТП в этих исследованиях предшествовала стадия "охлаждения", во время которой показатели всех восьми измеряемых физиологических реакций резко падали. Как правило, эта стадия длилась от двух до пятнадцати минут. Когда Хэрери чувствовал, что входит в состояние, ведущее к ВТП, он сообщал об этом экспериментаторам, произнося короткий слог "soon" ("скоро"). Подобным же образом о конце ВТП сообщалось словом "back" ("обратно"). Период собственно ВТП отмечался легким учащением дыхания и сердцебиения, а также повышением кровяного давления. Запись ЭЭГ не отличалась от тех, которые производились в обычном бодрствующем состоянии с закрытыми глазами.
Наиболее значимые результаты были получены при использовании в качестве "детектора" любимого котенка испытуемого. Котенок помещался в расположенный в целевой комнате открытый контейнер трех футов глубиной, дно которого было размечено двадцатью четырьмя десятидюймовыми пронумерованными квадратами. Во время контрольного периода (без ВТП) котенок был очень активен, часто мяукал, пересекал большое количество квадратов и пытался выбраться из контейнера. Однако в то время, когда Хэрэри сообщал о своем внетелесном визите в целевую комнату, котенок вел себя удивительно спокойно. Этот эффект повторялся в ходе четырех экспериментов! Другой эксперимент, в котором в качестве детектора использовалась змея, также дал поразительные результаты – поразительные в полном смысле этого слова. Змея, совершенно спокойная в течение контрольного периода, во время первой пробы ВТП стала бросаться на стеклянную стенку своей клетки, как бы пытаясь поразить невидимого противника.
К сожалению, животные проявили тенденцию быстро привыкать к экспериментальным условиям, и их продолжительное применение в качестве детекторов оказалось ненадежным. С помощью "человеческих" и механических детекторов устойчивые положительные результаты до сих пор получены не были. Исследования продолжаются.
Другие исследования внетелесного состояния были проведены в нью-йоркской лаборатории Американского общества психических исследований (АОПИ). Первоначально исследования проводились с ИНГО СВАНОМ, художником, картины которого нередко передают психические восприятия аур и энергетических полей, а также отдаленные части космоса. Методика эксперимента была очень похожа на ту, по которой проводились исследования с мисс Зет. В то время, когда в организме Свана происходили физиологические изменения, отчасти напоминающие альфоидный паттерн, он во многих случаях оказывался способным описывать целевые объекты, находившиеся в другом помещении. Численная вероятность того, что это могло произойти случайно, равна приблизительно одной сорокатысячной.
Во второй серии экспериментов, проводившихся совм<