Как жить после психической травмы.

Бенджамин Колодзин.

Как жить после психической травмы.

Оглавление

1.Что такое посттравматический стресс?. 1

2. Миф о социальной адаптации. 5

3. Как распознать страх. 9

4. Как обрести внутреннее равновесие. 13

5. Общаться так, чтобы тебя понимали. 20

6. Как повысить устойчивость к болезням. 24

7. Как справиться с тяжелыми воспоминаниями. 30

Сны о войне. 31

Вспышки ярости. 36

8. Как изучать историю своей жизни. 37

9. Как примириться с “призраками прошлого”. 42

10. Труд, приносящий самоуважение. 46

Бенджамин Колодзин - американский врач-психолог с большим опытом практической работы. Он основатель и директор инсти­тута “Олимпия” благотворительного учреждения, оказывающего консультатив­ную помощь ветеранам войны во Вьетнаме, жертвам преступлений и другим лицам, пе­ренесшим травму. Половину своего гонорара за публикацию книги на русском языке автор перечисляет на счет Центра “Школа реабилитации” Воинов-аф­ганцев в Зеленограде.

Миф о социальной адаптации.

Картина психического состояния и поведения человека, которая получила название “синдром посттравматического стресса,” описывает определенный способ существования в этом мире. Наше общество в целом, и медицинская общественность в частности, составили свое мнение об этом способе су­ществования и назвали его болезнью; медики говорят не просто о посттрав­матическом стрессе, но о “синдроме посттравматического стресса”. Если внимательно рассмотреть политику Администрации по делам ветеранов в отношении бывших участников войны, страдающих ПТС, то станет ясна ее основная позиция: отвлечь вни­мание пациента от травмирующих событий, послуживших причиной ПТС, и та­ким образом помочь ему “стать нормальным”, приспособить свой способ по­ведения к общепринятым меркам. Недаром государственная программа психо­терапевтической помощи ветеранам носит название “программа содействия социальной адаптации”.

Идея, заложенная в этом названии, предполагает, что получивший психи­ческую травму человек должен изменить свое поведение так, чтобы слиться с основной массой сограждан. Под "основной массой" я подразумеваю уме­ренное большинство американцев, которые придерживаются в целом сходных взглядов на то, какое поведение социально приемлемо, а какое нет.

Недостаток этого замысла состоит в том, что "социальная адаптация" вряд ли поможет человеку, пробывшему долгое время в экстремальных усло­виях, вернуть душевный покой и радость жизни. Такой подход может внушить ветерану, что для выздоровления он должен изменять свое поведение, чтобы стать как все, “нормальным”, а значит, перестать действовать, думать и чувствовать по-своему, “не как все”.

Фактически, этот подход предлагает лечить симптомы заболевания, а не его причину, и целью такого лечения должно быть не здоровье, а соот­ветствие общепринятым нормам поведения. Мне представляется, что путь “социальной адаптации” неспособен привести к истинному выздоровлению.

Истинное физическое и душевное здоровье состоит не в том, чтобы соот­ветствовать чьим-то нормам и стандартам, а в том, чтобы прийти к согла­сию с самим собой и реальными фактами своей жизни.

Другим отрицательным следствием такого подхода будет то, что поверив­шие в него пациенты, не сумев заставить себя действовать, думать и чувствовать так, как “принято” в нашем обществе, придут в отчаяние и по­теряют веру в выздоровление. В действительности же на пути к истинному, а не иллюзорному исцелению, не столь важно вести себя “как все”, но зато очень важно быть предельно честным с самим собой, оценивая то, что про­исходит в жизни в настоящий момент. Если сегодня на обстоятельства жизни большое влияние оказывают волнующие воспоминания, поведение, образ мыс­лей и чувств, пришедшие в наследство из прошлого, очень важно честно признать их существование, даже если кому-то это покажется "ненор­мальным". Постепенно узнавая, каким образом "травмирующие события" пов­лияли на вашу жизнь, вы одновременно придете к пониманию того, что исце­ление - процесс глубоко личностный и охватывает почти все сферы вашей жизни, а значит не может сводиться к одной лишь “социальной адаптации”.

Узость и ограниченность о социально- адаптационного подхода можно проиллюстрировать на примере известной геометрической головоломки “9 то­чек”. По условиям этой задачи, нужно соединить четырьмя прямыми линиями, не отрывая карандаша от бумаги, девять точек, расположенных в три ряда на одинаковом расстоянии друг от друга. Вы очень скоро обнаружите, что это сделать невозможно, если не выходить за пределы квадрата, обозначен­ного точками. Правильное решение требует, чтобы линии вышли за пределы квадрата. Только собственный стереотип мышления не позволял вам искать решение за границей квадрата, а ответ был здесь, на виду, но открыт он лишь для тех, кто может расстаться со стереотипом.

Подобным же образом и “социально-адаптационный” подход к проблемам людей, побывавших за гранью нормального человеческого опыта, удерживает в рамках тех стандартов ценностей, которые присущи обычной, далекой от опасности жизни. Это все равно, что в задаче с точками не выходить за пределы воображаемого квадрата. Правильные действия требуют нарушения искусственных границ, которые мы сами поставили: болезненные явления, порожденные экстремальной ситуацией, следует лечить нестандартными мето­дами, выйдя за пределы искусственной схемы “социальной адаптации”.

Позвольте в качестве иллюстрации рассмотреть один из симптомов ПТС, а именно, явление “немотивированной бдительности”. Как вы помните, этот симптом означает, что человек постоянно и с пристальным вниманием следит за всем, что происходит вокруг; он постоянно наготове, словно ждет опас­ности со всех сторон. С точки зрения “нормального” среднего американца, такое поведение можно считать по меньшей мере странным, а то и принять его за признак психического расстройства.

Теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Для ветерана, который долгое время жил в условиях, где не сразу отличишь друга от врага, а бе­зопасное укрытие - от коварной ловушки, совершенно естественна привычка соблюдать большую осторожность и бдительность, чем это свойственно чело­веку, не обремененному тяжелым жизненным опытом.

Мне вспоминается одна учебная радиопередача военных лет, предназна­ченная американским войскам на линии фронта. Вначале слышно, как безза­ботно насвистывающий солдат садится в свой джип, включает зажигание, и вдруг - оглушительный взрыв и звуки сирен. Эпизод заканчивается предуп­реждением: “Прежде чем ехать, проверь! В машине могут быть мины-ловуш­ки”.

С проблемой такого рода никто из нас, мирных граждан, не знаком. Мы заходим в гараж, садимся в машину, включаем зажигание и не держим в го­лове даже мысли о минах-ловушках. Но вот человек попадает в такие усло­вия, где сама его жизнь зависит от того, насколько он усвоит непривычный образ мыслей я манеру поведения.

В результате такого испытания в психике человека происходят глубокие изменения. Это бывает с каждым, кто попадает в экстремальную ситуацию: травмирующие обстоятельства по природе таковы, что от их воздействия не удается уберечься практически никому.

Предупреждения о минах-ловушках дают представление о том, какого рода образ мыслей и способ поведения считались нормальными во Вьетнаме и дру­гих районах боевых действий. Людей, проявлявших в быту крайнюю осторож­ность и осмотрительность, могут считать “параноиками”, или указывать им, что их опасения неразумны, но если смотреть на их поведение, помня о ми­нах-ловушках, станет ясно, что граница между “разумными” и “неразумными” опасениями при разном жизненном опыте воспринимается неоднозначно.

Человеку, который всю жизнь водит машину от собственного гаража до автостоянки своего офиса, и в голову не придет регулярно проверять, нет ли в машине мин-ловушек. Такая осторожность покажется чрезмерной, он убежден, что мин-ловушек не бывает, во всяком случае он ни разу с ними не сталкивался. А вот человеку, который своими глазами видел, как из-за этих хитроумных приспособлений его товарищи погибали и получали увечья, не так-то просто поверить, что мин-ловушек не бывает и бояться их нера­зумно: он-то в своей я сталкивался с ними, и не раз. Для него естествен­но проявлять повышенную бдительность, порой приводящую в недоумение ок­ружающих.

Когда мы помним об этом, нам легче понять, как опасно судить о дру­гих, опираясь только на свой опыт. То, что с одной точки зрения кажется неразумным страхом, с другой представляется обоснованной осторожностью.

Я не хочу сказать, что для бывшего военного совершенно нормально че­рез 20 лет после войны бдительно искать в машине мины-ловушки. Такое по­ведение с полным правом можно назвать неуравновешенным, а страх - нео­боснованным. Но методы преодоления этого страха, если мы установили, что он действительно чрезмерный и неразумный, будут различными, в зависимос­ти от того, стремимся мы только к “социальной адаптации”, или к исцеле­нию.

Если вы часто проявляете излишнюю бдительность и считаете, что вам следует изменить свое поведение в соответствии с социальной нормой, вы сосредоточитесь на том, чтобы перестать осторожничать и вести себя в точности как ваш, “нормальный” сосед, который убежден, что мин-ловушек не бывает. Но, стараясь быть на него похожим, вы, по всей вероятности, потерпите неудачу, поскольку знаете много такого, о чем и не подозревает ваш сосед. Вы будете злиться, в очередной раз поймав себя на излишней бдительности, и придете к выводу, что вам не удается стать “нормальным”.

Если же в борьбе с излишней бдительностью вы примете целительный под­ход, то ход ваших мыслей будет совершенно иным. Вместо того, чтобы ста­раться “быть как все”, вы сначала вспомните, что когда-то повышенная бдительность имела для вас жизненно важное значение, и теперь всякая стрессовая ситуация подталкивает вас именно к такому способу поведения.

Напоминая себе, что такая реакция для вас совершенно естественна, вы как бы даете себе разрешение всякий раз сознательно отмечать ее появле­ние: “опять у меня это нехорошее ощущение...)”. И только вы научитесь вовремя распознавать стрессовую реакцию, вам останется только задать се­бе вопрос, оправдан ли страх в данной ситуации?

При таком подходе вы не стараетесь быть похожим на кого-то другого. Вы остаетесь самим собой, со всеми знаниями и навыками, которых у вас не отнять. Вы учитесь контролировать свои автоматические реакции, чтобы они работали на вас. Вы сможете различать реакцию на стресс: ситуацию, когда вам ничто не угрожает и требуется только расслабиться и отдохнуть, и ре­альную опасность, когда повышенная бдительность вполне оправдана и необ­ходима. Развивайте в себе это умение, и вам станет легче жить и оста­ваться таким, как есть. Всего того, чему вы научились в экстремальной ситуации и что вам может еще когда-нибудь пригодиться, забывать не нуж­но: для истинного выздоровления вовсе не требуется перечеркивать часть своей жизни ради соответствия чьим-то меркам.

Самое, важное, что следует знать о посттравматическом стрессе: даже после долгих лет смятения, страха и депрессии, можно вновь обрести жиз­ненное равновесие, если поставить перед собой такую цель и настойчиво идти к ней. Это доказано на примере многих людей, переживших травму и долго страдавших от посттравматических болезненных явлений. Научившись распознавать последствия пережитых экстремальных обстоятельств, люди по­нимают, что они вполне нормальны, что болезненные явления - естественный результат тяжелых событий в прошлом. Такое понимание приводит к внутрен­нему принятию того, что произошло в жизни, и к примирению с самим собой.

Исцеление именно и состоит в том, чтобы примириться с самим собой, увидеть себя таким, как есть на самом деле и, внося изменения в свою жизнь, действовать не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней. Это и есть истинная задача исцеления. Как только вы искренне спросите: “Где найти смысл всего того, что произошло в моей жизни?)” - считайте, первый шаг к исцелению сделан. Изменить прошлое мы не в силах: его не сделаешь более прекрасным или хотя бы менее безобразным, но наши тепе­решние чувства, наши представления о себе, о прошлом, о том, какой смысл заложен в нем, - могут стать другими.

Исцеление - это открытие новых возможностей и перспектив, овладение искусством жить так, чтобы в душе царил покой. Мне посчастливилось наб­людать этот процесс перемен во многих людях.

Главный недостаток “социальной адаптации” состоит в том, что такая направленность уводит людей от каких бы то ни было перемен.

Ведь при таком подходе вы не станете задавать себе вопрос: "Чего мне не хватает, чтобы чувствовать себя хорошо и радоваться жизни?" Не стане­те выяснять, что же мешает вашему счастью. Вместо этого вы будете вынуж­дены ставить вопрос иначе: “Чего мне не хватает, чтобы быть как все?”. Поиск ответа на него вряд ли приведет к пониманию своего внутреннего состояния или подскажет пути перемен, скорее всего он переключит ваше внимание на внешнюю сторону поведения и на его “ненормальность”.

Вдумайтесь, к примеру, в весьма распространенные замечания: "ты слиш­ком много пьешь”, “ты злишься из-за любого пустяка”, “ты ни с кем не бы­ваешь откровенен”. В каждом - отражено наблюдение, что у человека нару­шено внутреннее равновесие; каждое указывает на отклонение в поведении (“С тобой что-то не в порядке”) ,- но все эти замечания уводят от вопро­са: чему служат данные отклонения, какой внутренней потребностью они вызваны?

Процесс исцеления, кроме всего прочего, конечно, предполагает измене­ние поведения. С другой стороны, если истинная причина отклонений связа­на с прошлыми переживаниями и в основе нездоровых поступков лежит под­сознательная потребность заглушить душевную боль, тогда само по себе из­менение поведения не принесет желаемого результата. Согласно же установ­кам «социальной адаптации», путь к здоровью лежит только лишь в отказе от неправильных поступков, а следовательно, и главная цель лечения - по­мочь человеку вести себя иначе.

Трудность состоит в том, что нездоровые привычки (например, злоупот­ребление алкоголем) человек приобретает, когда стремится скрыть что-то другое, сильно беспокоящее его. Я называю это "рефлексом подавления”, его часто можно наблюдать в поведении людей, переживших травму. Рефлекс подавления загоняет неприятные чувства вглубь - туда, где их эмоцио­нальное воздействие ощущается с меньшей интенсивностью. Это, как прави­ло, сопровождается постоянным напряжением мышц тела. И по мере того, как человек привыкает подавлять в себе отрицательные чувства (гнев, нена­висть, ревность, ярость, подозрительность), он одновременно теряет спо­собность испытывать положительные эмоции (любовь, доброту, дружелюбие, доверие). А ведь именно положительные чувства - к себе, к окружающим, к жизни - дают человеку желание и силы изменить что-то в себе и в обстоя­тельствах своей жизни.

Когда поставленная цель - это социальная адаптация, внимание не сос­редоточено на планировании того, как достичь пункта назначения; вы почти не задумываетесь, где вам довелось побывать. Вот почему все двадцать с чем-то лет, в государственных медицинских центрах для ветеранов методы первичного лечения не предусматривают обсуждения военных событий и свя­занных с ними сновидений. Вместо этого лечение построено на принципе “будь здесь и сейчас” (выражение одного из ветеранов), а основная уста­новка состоит в том, забыть прошлое (поскольку, дескать, изменить его мы не в силах).

Бесплодность идеи «социальной адаптации» - почему я и называю ее ми­фом - объясняется тем, что она полностью игнорирует важный факт: для многих ветеранов прошедшая война до сих пор присутствует в их жизни. Связанные с войной переживания и воспоминания для них реальны здесь и сейчас. А значит, чтобы выполнить рекомендацию “будь здесь и сейчас”, им необходимо вспомнить то, что было раньше.

Нужно сделать оговорку: без конца размышлять о прошлых страданиях и невзгодах не особенно полезно, а может быть, даже и вредно. Но с другой стороны, никто не станет отрицать, что жизненный опыт - богатейший ис­точник знаний о наших собственных сильных и слабых сторонах. Чтобы вспомнить свои прошлые достижения или извлечь урок из прошлых неудач, мы должны иметь доступ к тому, что произошло с нами раньше, и за счет этого более полно строить свою жизнь сейчас.

Если незажившие душевные раны преграждают доступ к прошлому, сокраща­ется диапазон теперешних возможностей (как если бы у вас был телевизор с двадцатью каналами, но из них работали только три, а настройка на ос­тальные была бы невозможна из-за большого количества помех).

Чтобы, быть целостной личностью, необходимо воспринимать информацию о себе беспрепятственно по всем каналам.

Продолжая сравнение с телевизором, - у человека помехи создает, глав­ным образом, собственный страх. Настраиваясь на все новые и новые каналы приема информации о себе, мы обнаруживаем новые способы решения встающих перед нами проблем. Это дает большую свободу действий и укрепляет внут­реннее спокойствие, хотя “социальная адаптация” здесь совершенно ни при чем.

И последнее, что хочется сказать о разнице между “социальной адапта­цией” и исцелением. Практически все вьетнамские ветераны, с которыми мне довелось беседовать, сходятся в одном на войне случались не только тяже­лые, травмирующие события, но и такие, в которых укреплялись силы, му­жество, уверенность в себе. Встреча со смертельной опасностью, победа над страхом, взаимная поддержка в тяжелых условиях - во всех этих испы­таниях закалялся характер. Большинство “нормальных” американцев не прош­ли этой суровой школы и не познали на собственном опыте такую проверку перед лицом опасности.

Американская земля вот уже много лет не знает войн, и эта (кажущаяся) безопасность позволяет нам судить о том, что “нормально”, а что “ненор­мально”, вовсе не так, как судят об этом в странах, раздираемых войнами и конфликтами.

У большинства вьетнамских ветеранов, пытающихся адаптироваться, приу­чить себя к "нормальному" поведению, главные трудности возникают из-за того, что им в качестве лечения предлагают попросту забыть прошлое. А это часто означает, что из памяти будут выброшены не только уродливые образы войны, но также уроки благородства, дисциплины, чести и мужества. Такой путь не ведет к целостности.

Истинное исцеление приходит тогда, когда мы отдаем должное всему, что узнали на своем жизненном пути и пользуемся этими знаниями.

Поэтому, я предлагаю отказаться от идеи “адаптации” и отправиться на поиски того, что привело бы вас к более гармоничной жизни, достойной са­моуважения.

Как распознать страх.

Когда мы были маленькими детьми, страх составлял неотъемлемую часть нашей жизни: он появлялся всякий раз при встрече с неизвестным или когда мы испытывали дискомфорт и не знали способа вновь вернуть состояние ком­форта и защищенности. Подрастая и постепенно узнавая все больше и больше об окружающем мы ближе знакомились с пугавшими нас когда-то предметами и явлениями и переставали испытывать страх при столкновении с ними. Мы учились справляться с различными неприятными моментами нашей жизни выби­рая такой способ поведения, который устранял бы дискомфорт или хотя бы уменьшал его. Жизнь учила многих из нас, что свой страх нельзя не только показывать окружающим, но даже признаваться в нем самому себе.

Во многих психологических исследованиях описан так называемый “фено­мен Джона Узина”. Этот киноактер, исполнявший роли суперменов в фильмах-боевиках, стал примером для подражания и кумиром мальчишек 50-60 гг. киногерой Джона Узина не склонен обсуждать свои чувства и пережива­ния. При встрече с опасностью он тверд и бесстрашен. Он умеет сохранять хладнокровие в ситуации; борьба за справедливость для него важнее собственной жизни. Из одной киноленты в другую повторяются кадры: герой храбро шагает навстречу опасности, выступая в одиночку против целой за­сады злодеев. У зрителя создается впечатление, что Узин либо вообще ни­чего не боится, либо его делают неуязвимым для чувства страха непоколе­бимая твердость и жажда справедливости. Разумеется, он был кумиром наше­го детства: мы мечтали во всем походить на него и на других подобных ему суперменов. Ради этого сходства мы должны были так же хорошо, как и он, преодолевать страх или хотя бы делать вид, что нам это удается.

Таким образом мы, взрослея, учились лгать и притворяться перед самими собой, чтобы замаскировать чувство страха. Мы делали вид, что переживаем не страх, а что-то другое: “Страшно? Мне? Да нисколько!”. Мужчине бо­яться не пристало; боятся одни трусы - твердили нам не раз.

Когда мужчине страшно, он вынужден каким-то образом видоизменять этот страх, чтобы спрятать его - причем, не только от других, но от себя са­мого, поскольку показать свой страх означало уронить себя в мнении окру­жающих. Таким образом, у огромного большинства американцев выработался поведенческий механизм отрицания собственных глубинных страхов. Впрочем, конкретные причины, вызывающие страх, для разных людей совершенно раз­личны. Попросту говоря, когда мы всерьез чего-либо боимся, мы не желаем признаваться в этом даже самим себе. Мы отказываемся называть это чувство страхом и вынуждены подыскивать для него какое-нибудь другое благовидное название. Но все это чистейший самообман, поскольку испыты­вать страх присуще каждому человеку без исключения.

Говоря о травмирующих событиях, мы обычно имеем в виду события, кото­рые не просто выходят за рамки обыденного опыта, но также рождают сильный страх и душевную боль. Угроза была настолько сильной, что у пе­режившего ее человека могло быть вовсе утрачено ощущение безопасности, способность чувствовать себя комфортно в этом мире.

Если вы все еще находитесь под властью травмирующего события, случив­шегося в вашей жизни, то на пути к исцелению вам придется прежде всего без самообмана разобраться во всем, что так сильно напугало вас, что не­посредственно угрожало вашей безопасности. Только после этого вы сможете внести конструктивные изменения в свою жизнь, чтобы она стала более пло­дотворной и осмысленной.

Бытующий в нашем обществе “моральный кодекс Джона Узина" не дает честно признаться в своем страхе - вот почему многие мужчины, страдающие от многолетнего посттравматического страха, не могут объективно взгля­нуть на то, что мешает им спокойно жить. Мы не позволяем себе хныкать - ведь это “немужественно”.

Я расскажу, как можно научиться распознавать в себе страх. Но прежде задумайтесь: неужели в поступках надуманных киногероев заключено все, что следует знать о чувстве страха и о том, как с ним бороться? Для жи­вых - не вымышленных - людей страх это реальность. Страх естественная и неотъемлемая часть нашей жизни. У людей, прошедших через серию травмиру­ющих событий, страхом насыщен значительный кусок всего жизненного опыта. Если мы хотим, чтобы чувство страха хотя бы частично ушло из нашей пов­седневной жизни, мы должны научиться это чувство распознавать.

На первый взгляд кажется, чему тут учиться - все и так ясно. К сожа­лению, из-за отрицательного отношения общества ко всем проявлениям стра­ха, многие из нас усвоили манеру обманывать себя. Поэтому давайте позна­комимся с несколькими объективными признаками, которые помогут распозна­вать страх. Но сначала рассмотрим, каким образом чувство страха воз­действует на наш организм. Это поможет понять, почему скрытые страхи па­губно сказываются на состоянии здоровья человека.

Нервная система, к которой относятся головной мозг и разветвленная сеть нервов во всем теле, является для нашего организма вроде цент­ральной ЭВМ, собирающей и обрабатывающей информацию обо всем, что проис­ходит внутри и снаружи. Этот компьютер посылает всем органам приказы о том, как они должны действовать в соответствии с ситуацией на данный мо­мент. Не вдаваясь в подробности, опишу только один вид таких приказов, отдаваемых организму через нервную систему. Этот приказ занесен в базо­вую память нашего живого компьютера и автоматически срабатывает всякий раз, когда ситуация кажется нам угрожающей.

Механизм, о котором идет речь, получил название рефлекс "бей или бе­ги". Мы, не задумываясь, пользуемся им всякий раз, когда чувствуем приб­лижение угрозы, когда чего-то боимся. Стоит организму принять сигнал опасности, как происходит целая цепочка

физиологических и биохимических изменений: учащаются сердцебиение и дыхание, повышается уровень напряжения мышц, меняется состав крови и других жидких сред нашего тела и т.д. Весь этот комплекс реакций и назы­вается рефлексом «бей или беги».

Главный результат всех этих стремительно происходящих процессов - скачкообразное повышение имеющейся у нас энергии, чтобы можно было вос­пользоваться ею при встрече с опасностью. Чем больше угроза, тем резче скачок, тем больший объем энергии нам предоставляется. Мы можем вступить в борьбу с тем, что нам угрожает, мы можем убежать от опасности. Безраз­лично, какую линию поведения мы выберем; рефлекс «бей или беги», зало­женный в нашу нервную систему, сделает свое дело, моментально приведет организм в боевую готовность и тем самым поможет нам выжить. Этот реф­лекс сформировался у человека за долгие годы эволюции и не раз сослужил ему хорошую службу.

Одним из недостатков рефлекса «бей или беги» является то, что он не отличает реальной угрозы от вымышленной, кажущейся. Всякий раз, когда нам чудится опасность (пусть даже ситуация воспринята нами неверно), мозг посылает организму соответствующий приказ и все происходит точно так же, как и в случае реальной угрозы. А значит, чем чаще окружающая обстановка кажется нам враждебной, тем больше времени наш организм пре­бывает в боевой готовности под влиянием рефлекса «бей или беги».

Как всякая человеческая функция, этот рефлекс обостряется по мере тренировки и притупляется, когда им пользуются редко. Люди, которым свойственно ощущение относительной защищенности, попадая в критическую ситуацию, испытывают реакцию средней интенсивности, в то время как дру­гие, которым часто доводилось чувствовать себя под угрозой, в аналогич­ном случае ощутят реакцию более мощную и стремительную. Зная механику рефлекса «бей или беги», вы поймете связь между некоторыми симптомами ПТС у вьетнамских ветеранов и событиями, пережитыми этими людьми во вре­мя войны.

Судя по рассказам моих пациентов, во Вьетнаме опасность преследовала их всегда и везде. Подолгу не было возможности минуту расслабиться, от­дохнуть, почувствовать себя в безопасности. В ситуации такого рода реф­лекс «бей или беги» срабатывает гораздо чаще, чем дома, в “нормальных” условиях. У людей, находившихся в районе боевых действий, порой по целым дням не выключался внутренний сигнал тревоги.

Таким образом, рефлекс, который в норме, дает о себе знать редко и лишь в особых случаях, стал для большинства (если не для всех)ветеранов чем-то привычным, испытываемым часто и подолгу. Крайняя настороженность, бдительное ожидание опасности, а значит, сопутствующее этому возбужден­ное состояние нервной системы и высокий уровень адреналина в крови, бы­ли, по словам многих ветеранов, делом скорее обыденным, чем исключи­тельным.

У людей, прошедших такие суровые испытания, нервная система хорошо натренирована в определенном направлении: она передает сигнал «бей или беги» с невероятной быстротой и при малом намеке на опасность. Именно это происходит с бывшим военным, когда неожиданный звук обычной хлопушки заставляет его в тот же миг броситься на поиски укрытия. Именно от этого у него - через столько лет после войны! - бешено колотится сердце и подскакивает уровень адреналина, словно при настоящем взрыве. Человека побуждает к этому его высокотренированный рефлекс выживания. Просто в данном случае происходит реакция не на действительную, а на мнимую опас­ность. Связь между ПТС и реакцией “бей или беги" уже доказана и наглядно продемонстрирована. Специалисты измерили у ветеранов Вьетнама, страдаю­щих ПТС, уровень норадреналина в крови (норадреналин - один из участни­ков биохимической реакции, происходящей при активации рефлекса «бей или беги»). Как и ожидалось, уровень норадреналина у них оказался значи­тельно выше, чем в среднем у жителей США.

Я так подробно остановился на рефлексе «бей или беги» и его следстви­ях, чтобы яснее показать связь между тем, что случилось когда-то и тем, что имеет место сейчас. Излишняя активация этого рефлекса приводит ко множеству стрессовых симптомов, в числе которых - мышечное напряжение, повышенное кровяное давление, депрессия, раздражительность, агрессив­ность поведения, нарушения сна, общая тревожность - все то, что ассоции­руется с ПТС. Если рефлекс «бей или беги» хорошо натренирован из-за то­го, что в прошлом часто использовался, он и в мирной обстановке будет включаться с прежней легкостью, причем нередко, без ведома самого чело­века. Поэтому в процесс лечения входит распознавание признаков, по кото­рым можно определить момент активации этого рефлекса.

Это происходит только в тех случаях, когда вы чувствуете какую-либо угрозу. Вот почему вам важно научиться узнавать чувство страха. Вы долж­ны замечать моменты, когда вам страшно, поскольку именно в это время у вас срабатывает рефлекс «бей или беги». Благодаря этому вы будете знать, когда следует применить методы снижения чувства страха, чтобы приглу­шить, смягчить рефлекс «бей или беги», и получить возможность более пол­ноценно расслабиться и наслаждаться покоем.

По каким же признакам можно определить, когда действует данная стрес­совая реакция? Прежде всего постараемся проследить, какие изменения ха­рактерны в этот момент для вашего организма. Получив сигнал тревоги, на­чинает сильнее биться сердце и учащается дыхание. Мышцы напрягаются - вы можете заметить это напряжение в плечах, в нижней челюсти. Крепко стис­нутые зубы, вздернутые плечи, которые не опускаются при выдохе, сжатые кулаки, поверхностное дыхание, неспособность сделать глубокий вдох и вы­дох - все это признаки сильного мышечного напряжения. Заняв “по команде” боевую позицию, ваше тело не хочет разжать кулаки или зубы, опустить плечи, глубоко вздохнуть. Эти действия способствовали бы расслаблению, а принятая команда «бей или беги» расслабляться запрещает.

По мере наблюдений вы будете все успешнее улавливать появление такого рода реакций в своем организме, и со временем научитесь распознавать их в самом начале, в момент возникновения. Именно на этом этапе их легче всего обуздать. Это очень полезный навык - он, как радарная система об­наружения противника, позволит вам вовремя укрепить свою оборону. Только вместо устройства, которое водит лучом по небу в поисках вражеских само­летов, ваша собственная система раннего оповещения будет водить невиди­мым внутренним лучом по всему телу и бдительно отмечать каждое необычное ощущение. Радар служит для того, чтобы выиграть время на подготовку к встрече с противником, точно так же и у вас будет больше возможности снизить силу стрессовой реакции, если вы вовремя заметите нарастание внутреннего напряжения.

Ваша система раннего оповещения будет улавливать излишнее мышечное напряжение, ускоренное сердце6иение и учащенное дыхание, выброс адрена­лина и другие физиологические реакции, сопутствуют нервному возбуждению. Возможно, вам потребуется некоторое время на осознание этих ощущений, но не исключено, что вы и так хорошо с ними знакомы.

Если вы не знаете, что происходит, когда вы начинаете нервничать, нужно немедленно выяснить это. Пройдите мысленным взором весь свой орга­низм и проведите своего рода ревизию. Задайте себе вопрос, как ощущается каждая часть тела, когда вы испытываете стресс. Какими становятся пальцы ног - горячими, холодными или онемевшими? Как ведут себя голени, лодыж­ки, бедра, ягодицы, половые органы, желудок, брюшная полость, бока, по­ясница, шея, лоб?

Проведите такую “ревизию” хотя бы один раз в спокойном состоянии и один раз в состоянии нервного напряжения. Ощущения, возникающие в теле во время стресса, являются важнейшими признаками, по которым надо опре­делить активность рефлекса «бей или беги». Следя за этими ощущениями как за точками на экране радара, вы сможете вовремя отметить появление че­го-то необычного.

Что касается мышления, то и здесь можно научиться распознавать свои “параноидальные” идеи, т.е. страхи и опасения, неразумные с точки зрения реальных обстоятельств. Поскольку понятие разумного и неразумного у раз­ных людей различно, и даже у одного и того же человека не остается неиз­менным в течение жизни, зачастую трудно сказать, продиктовано ли опасе­ние (боязнь, что может произойти несчастье) разумной осторожностью или неразумным страхом. Четких границ здесь нет: приходится решать самостоя­тельно. Но при тщательном анализе ситуации и при некоторой практике мож­но разить свою способность отличать реальную опасность от мнимой.

Позвольте привести один пример. Предположим, вы сидите на камне в го­ристой местности в полном одиночестве и не ощущаете никакого беспо­койства, как вдруг совсем рядом замечаете гремучую змею. Она словно вот-вот нападет на вас. В такой ситуации рефлекс «бей или беги» сработа­ет у большинства людей, практически каждый человек воспримет это как уг­розу жизни. Удалиться от змеи как можно скорее и как можно дальше, по меньшей мере, проявление разумной осторожности. Вряд ли кто станет с этим спорить.

Предположим, что с момента вашей встречи с гремучей змеей - надеюсь, вы остались целы и невредимы - прошло несколько дней и вы вернулись в город. Насколько вам известно, здесь гремучие змеи не водятся: ни вы, ни кто-либо другой их никогда не встречали в этих местах. Однако, всякий раз, когда вы проходите через выложенный камнем участок сада (по виду похожий на то место в горах, где вам встретилась змея), у вас в мозгу звучит сигнал тревоги (уровень адреналина в крови резко подскакивает), вы бдительно оглядываете камни в поисках змеи.

У большинства людей обстановка сада не пробуждает рефлекса «бей или беги». Страх, испытываемый вами, необоснован, вы отлично знаете, что гремучие змеи не живут в больших городах. Повышенная бдительность и ос­торожность, вполне уместные в пустынной гористой местности, здесь теряют смысл.

Страх встретиться в городе со змеей можно вполне назвать “маниа­кальным”. Тем не менее, ваше тело реагирует на команду "бей или беги” стандартным способом: мобилизацией всех сил и напряжением мышц, точно так же, как если бы вам угрожала реальная опасность. В вашем распоряже­нии окажется гораздо больше энергии, чем требуется в данной ситуации. А началось все с напоминания об опасности, хотя на самом деле никакой опасности нет. Теперь вы понимаете, почему так важно уметь анализировать свои страхи и отбирать реальные или вымышленные угрозы.

В некоторых случаях угроза окажется реальной, и вы будете рады, что рефлекс «бей или беги» не подвел вас.

Иной раз, вам в первый момент будет неясно, в опасности вы или нет, придется послать запрос в имеющийся банк данных: проще говоря, оценить ситуацию с точки зрения всего, что вам известно о ней. И нередко, сразу же, спокойно взглянув на обстановку, вы поймете, что никакой угрозы нет, а просто ваш натренированный рефлекс сработал раньше времени. В этом случае вам придется “открыть предохранительный клапан”, чтобы снизить избыточное давление.

Каким же образом можно быстро проверить реальность угрозы? Сразу же, как только почувствуете, что внутренне напрягаетесь и приходите в “бое­вую готовность”, задайте себе вопрос (он позволит взглянуть на ситуацию несколько отстранено и оценить реальную опасность): “Угрожает ли что-то моей жизни?”.

Вернемся к примеру со змеей. В первом случае, когда вы на самом деле столк

Наши рекомендации