Прогрессивный паралич б 16, 2

психическое заболевание, характеризующееся нарастанием разнообразных параличей и тяжелого слабоумия, возникает в результате первичного поражения самого вещества головного мозга. Классическая картина прогрессивного паралича включает в себя три стадии: 1. Начальную, 2. Расцвета болезни, 3. Заключительную.

Клинические стадии и формы прогрессивного паралича:

Психические нарушения в начальной стадии характеризуется появлением неврозоподобной симптоматики в виде все нарастающих головных болей, повышенной утомляемости, раздражительности, плохого сна, снижения работоспособности. К этой симптоматике довольно скоро присоединяется утрата этических установок. Больные становятся развязными, грубыми, неряшливыми, нетактичными, циничными. Затем эти личностные измВ периоде расцвета выявляются все нарастающие расстройства памяти и слабость суждений, больные уже не могут с полной критикой оценивать свое состояние, неправильно ведут себя.

Нередко возникает склонность к пустым тратам, больные занимают деньги и покупают совершенно случайные вещи. Типично проявление болтливости и хвастливости. Появляется выраженная лабильность эмоций у больных. Преобладающей окраской настроения может быть довольно рано появляющаяся эйфория. Возможно возникновение бредовых идей богатства м величия, поражающих нелепостью и величиной размаха.

Резко нарушается память вплоть до корсаковского синдрома, снижается интеллект.

Третья стадия характеризуется глубоким слабоумием, полным психическим маразмом.

Неврологические нарушения симптом Аргайла Робертсона - отсутствие зрачковой реакции на свет при сохранении ее на конвергенцию и аккомодацию. Характерен миоз, анизокория или деформация храчков. Довольно рано появляется дизартрия, логоклония. Меняется почерк. Часто отмечается изменение сухожильных рефлексов, анизорефлексия, снижение чувстсительности.

3. Часто наблюдаются различные соматические расстройства в виде мезаотрита, поражения печени, легких, кожи и слизистых оболочек.

енения делаются все более бросающимися в глаза - наступает вторая стадия.

Билет 1, 3

Психические расстройства в остром периоде (развиваются непосредственно после травмы или в течение ближайших 6 мес)Травма головного мозга приводит к нарушению сознания в виде оглушения, сопора или комы. Глубина расстройства сознания зависит от степени повреждения и длится от нескольких минут до нескольких часов.а) травматический дерилий - острые психомоторное возбуждение, наплыв зрительных галлюцинаций (больным мерещатся различные люди, движущийся транспорт, иногда животные, у них по­являются тревога, страх, стремление куда-то бежать). Периодиче­ски возникают светлые промежутки, во время которых больной приходит в сознание, вступает в контакт с врачом, ориентируется в окружающей обстановке. В тяжелых случаях развивается резко выраженное психомоторное возбуждение с острым делириозным состоянием, переходящим в аментивное расстройство сознания.б) сумеречное расстройство сознания - психомоторное возбуждение, амбулаторные автоматизмы, аффективная напряженность, агрессия, инкогерентность мышления с отрывочными бредовыми иде­ями и галлюцинациями. Могут также развиваться состояние сонливости и обездвиженность больного. В редких случаях - пуэрлизм (поведение больного внешне похоже на поступки детей).в) онейроидное расстройство сознания - появляется чувство замедленного или, наоборот, резко ускоренного течения времени, нарушение восприятия схемы собст­венного тела, легкая сонливость, обездвиженность. В сознании больного проносятся последовательно сменяющие друг друга фан­тастические картины.Делириозный, аментивный и онейроидный типы расстройства сознания наивысшей своей глубины достигают в вечернее и ночное время.г) корсаковский амнестический синдром - обычно возникает после периодов расстроенного сознания; амнестические расстройства (фиксационная амнезия), сочетающиеся с псевдореминисценциями и конфабуляциями. Характерны фикса­ционная, ретро- и антероградные амнезии. Настроение больных может быть повышенным или депрессивным с ипохондрическими опасениями.д) рас­стройства аффективной сферы (склонность к эйфории, эротичности, шуткам, назойливости, к высказыванию идеи величия)е) смешанные нарушения - появление тревожного состояния, от­дельных признаков расстроенного сознания, нарушения памяти, внимания, быстрая утомляемость, дисфоричность. В этот пери­од у больных часто наблюдается раздражительная слабость, окулостатический феномен— при движении глаз вслед быстро движущимся предметам появляются головокружение, наруше­ние статики, тошнота.





Билет 18, 2

2. Психические нарушения в отдаленном периоде - сравнительно стойкие, малообратимые психопатологические расстройства. Наиболее часто встречается психическое наруше­ние в виде астенического симптомокомплекса, обозначаемого как посттравматическая церебрастения (см. вопрос 19). В более тяжелых случаях появляются признаки орга­нического психосиндрома, характерные для травматического по­вреждения мозга (усиливаются явления эксплозивности, взрывча­тости; больные становятся неуживчивыми в коллективе, склонны к сутяжничеству и кверулянству). В связи с расторможенностью влечений начинается злоупотребление алкоголем. Небольшие дозы алкоголя вначале успокаивают сольных, но затем состояние их ухудшается и они вынуждены постепенно увеличивать дозы, что приводит к быстрому развитию и злокачественному течению хронического алкоголизма. Под влия­нием различных психогенных ситуаций могут возникать истериче­ские расстройства (припадки, сумеречное расстройство сознания).При неврологическом обследовании у больных отмечается локаль­ная органическая симптоматика, лабильность эмоционально-веге­тативной сферы. Приведенные нарушения объединяются под на­званием травматической энцефалопатии. Она проявляется в двух вариантах:а) эйфорическом - характеризуются повышенным на­строением, переоценкой свойств собственной личности, некритиче­ским отношением к своим поступкам (мориоидный синдром). Ино­гда встречаются сексуальные расстройства, склонности к бродяжничеству и алкоголизации. Течение процесса однообраз­ное, монотонное.б) апатическом - формируется обычно на фоне астениче­ского синдрома. При этом резко снижаются побуждения больных, интересы их не выходят за рамки собственного существования и удовлетворения естественных потребностей.Не ранее чем через полгода, чаще спустя несколько лет после перенесенной травмы могут появляться судорожные припадки и эпизодически возникающие расстройства сознания (посттравматическая эпилепсия).В отдаленном периоде после черепно-мозговой травмы в редких случаях встречаются аффективные расстройства с периодическим возникновением маниакальных и депрессивных синдромов, галлюцинаторно-бредовые расстройства с вербальными галлюцинация­ми, острыми бредовыми идеями, психическими автоматизмамиюТравматическая болезнь при длительном неблагоприятном те­чении заканчивается развитием дементного синдрома (травматическое слабоумие)В отдельных случаях отдаленные последствия травматической болезни имеют регредиентное течение с постепенным восстановле­нием интеллектуально-мнестических функций. Иногда же травматическое слабоумие быстро прогрессирует и может следовать сразу же за корсаковским синдромом.

Психические нарушения при заболеваниях сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, церебральный атеросклероз).

Б 15, 1

Церебральный атеросклероза) нарушения психической деятельности1) непсихотические нарушения:- неврастенический синдром - основной (см. вопрос 19)- астенодепрессивный синдром - характерно грустное, тоскли­вое настроение, усиливающееся к вечеру и обостряющееся под влиянием даже незначительных психотравмирующих ситуаций; сопровождается усилением головных болей, чувством тяжести в области сердца, ухудшением общего самочувствия, пессимистичностью- астеноипохондрический синдром - чрезмерное опасение больных за свое здоровье, повышенная мнительно­стью, переоценкая болезненных ощущений; часто посещают врачей различных специальностей, многократно обследуются, считают, что болезнь их неизлечима;- навязчивые состояния - разви­ваются на фоне астеноипохондрического синдрома, появляются навязчивые мысли по поводу якобы наличия у них какого-либо тяжелого, неизлечимого сомати­ческого заболевания (рака, сифилиса, СПИДа); болезненные переживания эмоционально окрашены.- психопатоподобный синдром - возникает в связи с изменениями психики возрастного характера и преморбидными особенностями личности, происходит заостре­ние тех черт характера, которые в прошлом были компенсированы, незаметны (истерические проявления в виде повышенной эмоциональности, капризности, впечатлитель­ности, ипохондрической настроенности и т.д.)2) психотические нарушения:- нарушения сознания из-за остро возникшей декомпенса­цией кровоснабжения мозга или сопутствующих заболеваний (оглушение, сумеречное расстройство, делирий)- параноидные состояния- депрессивные и депрессивно-параноидные расстройстваб) интеллектуально-мнестические изменения личности и развитие выраженного слабоумия (при неблагоприятном течении) - сосудистая деменция (вопрос 16).в) неврологические (повышение и асимметрия сухожильных рефлексов, тремор пальцев рук, сужение и слабая реакция зрачков на свет, па­раличи, парезы) и соматические (склеротические изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, повыше­ние АД, ишемические расстройства)2. Артериальная гипертензияа) начальная стадия гипертонической болезни (гиперто­ническая фаза, транзиторная гипертония) - нервно-психические на­рушения выражены незначительно в виде астенического симптомокомплекса - повышенной утомляемости, эмоциональной неустойчивости и легких депрессивных или де­прессивно-ипохондрических компонентов.

В некоторых случаях развиваются неврозоподобные или психопатоподобные синдромы, которые проявляются раздражительностью, головными болями, головокружением, беспричинной тревогой. Иногда заостряются характерологические особенности личности.б) 2-ая стадия гипертонической болезни (ла­бильная и стабильная гипертония) - особенно заметны тревожно-депрессивные расстройства с пароноидными компонентами; подобные состояния чаще возникают остро, непродолжительны; характерны сосудистые спазмы, сопровождающи­еся головными болями, растройствами речи, обмороками, скоропреходящими парезами; изредка могут развиваться расстройства сознания по аментивному или делириозному типу, связанные с со­судистыми кризами, а также кратковременные сумеречные или оглушенные расстройства сознания. Интеллектуально больные сохранены и могут успешно заниматься профессиональной деятельностью.в) 3-ая стадия (атеросклеротическая) - психопатологическая симптоматика близка к таковой церебрального атеросклероза. Наступает выраженное интеллектуально-мнестическое снижение личности, развивается слабоумие подобное деменции при церебральном атеросклерозе.3. Инфаркт миокарда: в раннем периоде возможны иллюзорногаллюцинаторные расстройства, аффективные нарушения (тревога, подавленность, психомоторная расторможенность), утрата критической оценки своего состояния и окружающих событий. Иногда возникает маниакальное состояние с ощущением общего благопо­лучия, с повышенным настроением, убежденностью в отсутствии каких-либо соматических расстройств, в том числе и инфаркта. По мере развития болезни появляются признаки дереализации и де­персонализации, нестойкие бредовые идеи отношения, самообвине­ния.Психические расстройства чаще возникают у людей, которые до заболевания перенесли ЧМТ, злоупотребляли алкоголем и находились в условиях хронических или острых психотравмирующих ситуаций. При выздоровлении у них появляется стремление к деятельности, нормализуется повышенное настрое­ние или, наоборот, развиваются субдепрессивные расстройства и ипохондричность

Б 19, 2

СПИД вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который нейротропен и может поражать любые отделы ЦНС.Со временем у больных СПИДом развивается хронический органический психосиндром (СПИД-дементый комплекс).1. Прогрессирующая энцефалопатия, связанная со СПИДом, имеет 3 типа течения: 1) быстропрогрессирущий с потерей приобретенных навыков 2) подострый с периодами относительно стабильного состояния 3) стационарный. Наиболее часто фиксируемые признаки энцефалопатии: нарушение когнитивных и речевых функций, снижение уровня интеллекта, нарушения экспрессивной речи, нарушение моторных навыков.2. Острый органический психосиндром (делирий) - развивается в результате различных соматических расстройств, возникающих в течении СПИДа, проявляется так же, как и при других заболеваниях.3. Депрессивное расстройство или состояние генерализованной тревоги - возникает из-за депрессивно-тревожного настроения, чувства обреченности больных, страдания из-за стигматизации, изоляции, сопровождается часто гневом и враждебностью, чувством виновности

Б8, 3

Препараты для лечения алкогольной зависимости: механизм направлен на восстановление дисбаланса в медиаторных системах:1) базисная фармакологическая триада при алкоголизме:1.

галоперидол – блокада постсинаптических дофаминовых рецепторов +2. бензодиазепин (диазепам, феназепам) +3. соли лития – нарушает синтез и секрецию дофамина, препятствует образованию дофаминовых рецепторов2) аверсия к алкоголю: дисульфирам (эспераль, тетурам, антабус), лидевин (содержит также витамины группы В), метронидазол, фуразолидон, никотиновая кислота.3) опиатные антагонисты, блокируют опиатные рецепторы, способствуют уменьшению потребления алкоголя и числа рецидивов: налтрексон, акампросат4) бромокриптин (парлодел) – стимулятор пресинаптических дофаминовых рецепторов, нормализуя обмен дофамина, подавляет влечение к алкоголю, холецистокинин (панкреозимин – естественный препарат, такус – синтетический)

Б9, 3

Особенности раннего (подросткового) алкоголизма:а) склонность к регулярным выпивкам в компании сверстников с антисоциальным поведениемб) доведение на ранних этапах до тяжелой степени опьянения из-за бравадыв) через 3-4 мес систематического пьянства возникает компульсивное влечение к приему спиртных напитковг) изначальное отсутствие рвотного рефлекса у некоторых подростковд) анорексия в утренние часы выявляется с трудом из-за стремления подростков опохмелиться в подражание бывалым алкоголикаме) алкогольные полимпсесты (выпадения из памяти отдельных моментов выпивки) возникают рано, при первых приемах опьяняющих дозж) высокий темп проградиентности определяет быстрое нарастание изменений личности с эмоционально-волевыми и интеллектуально-мнестическими расстройствамиз) наличие психопатических черт, акцентуаций характераи) сложное сочетание конституционально-биологических и социально-средовых факторов, включая особенности воспитания (безнадзорность, гипоопека, гиперопека с мелочным контролем и системой запретов)

Б8, 1

Клиническое исследование состоит из ряда этапов:

а) расспрос – основной прием психиатрического исследования; многие симптомы психического заболевания (навязчивые явления, вербальные галлюцинации, бред, начальные признаки депрессии, астении и т.д.) выражаются преимущественно в субъективных расстройствах; их существование и особенности можно обнаружить лишь при помощи умело проведенного собеседования.

Основные принципы расспроса:

1. внимательно выслушивать ответы пациента, ничего не упуская и всегда уточняя то, о чем он рассказывает

2. не задавать вопросы в безапелляционной форме, т.к. собеседнику при этом подсказывается утвердительный ответ

3. при сообщении больным о том или другом расстройстве или его утвердительном ответе на вопрос предлагать привести соответствующий пример и подробно описать все проявления и обстоятельства этого нарушения

4. важно руководить рассказом больного, непринужденно и естественно обсуждать с больным широкий круг проблем, выходящих за рамки темы самочувствия и ощущений

5. расспрос больного необходимо вести в отсутствие родственников и знакомых, т.к. при них он обычно смущается, становится более молчаливым, недоступным. То, что больной скрывает от родных, он в их присутствии утаит и от врача.

6. необходимо с достаточной вдумчивостью и вниманием относиться к больному; лицемерия, слащавости, тем более прямой неправды, душевнобольной не забудет и не простит

Исследование состояния больного в данный момент неотделимо от анамнеза. Собирание субъективного анамнеза — обязательная часть расспроса. При установлении того или иного расстройства выясняют давность его существования, развитие в прошлом, взамен какого нарушения или наряду с чем оно возникло. Объективный анамнез собирают у близких и родственников больного. Рассказом родственников и знакомых о развитии заболевания необходимо руководить, т.к. вместо описания проявлений болезни иногда они пытаются изложить свои догадки о ее причинах или описывают свои переживания в связи с заболеванием близкого человека.

б) наблюдение –неотделимо от расспроса. Расспрашивая, врач наблюдает, а наблюдая, задает возникающие в связи с этим вопросы. Необходимо внимательно следить за поведением больного (выражением лица, интонациями, жестами, позой), улавливать малейшие изменения всего этого, т.к. таким образом удается уловить наличие галлюцинаций, оценить уровень и характер эмоциональных реакций, составить суждение об интеллекте и сознании, о бредовых переживаниях, поскольку «важно не только то, что сказано, но и как сказано».

в) изучение творчества больных. Любые тексты и рисунки больного, тем более опыты в сфере художественного творчества, заслуживают пристального внимания и психопатологического анализа. Представляют интерес содержание, манера исполнения, начертания, завершенность или хаотичность; небрежность или педантизм; схематизация или насыщенность деталями; реалистичность или вычурность, символистические или абстракционистские тенденции; цветовая гамма и т.д.

г) история болезни. Полученные в результате исследования данные заносят в историю болезни не в виде психиатрических терминов, определений, оценок и толкований, а описательно. Недопустима констатация бреда, галлюцинаций, депрессии и других феноменов; требуется подробный рассказ об обнаруженных явлениях со всеми присущими им особенностями.

д) общесоматическое и неврологическое обследования

Общесоматическое обследование больного осуществляется по обычным правилам. Оно должно быть тщательным, поскольку при ряде психических болезней тяжелые физические страдания проявляются стерто, «предательски бессимптомно». Многие психические больные не высказывают жалоб, несмотря на тяжесть своего соматического состояния. У ряда больных соматические заболевания участвуют в возникновении и течении психической болезни, у других они лишь случайно ей сопутствуют.

Неврологическое обследование необходимо, так как ряд психических болезней возникает в результате грубого органического поражения головного мозга, а многие психические болезни сопровож даются различными неврологическими нарушениями, расстройствами вегетативной нервной системы.

Б 10, 1

Главный источник для психиатрического диагноза – это беседа с родными и близкими больного, наблюдение за самим больным и беседа с ним. Однако для подтверждения и уточнения диагноза применяются и дополнительные методы обследования.

Психологическое обследование включает ряд психологических тестов (т.е. особых заданий), по результатам которых можно оценить отдельные психические функции (память, внимание и т.п.). Наиболее информативное исследование.

Анализы крови, мочи и т.п. В подавляющем большинстве случаев служит для выявления сопутствующих заболеваний. Реже – для выявления заболеваний тела, которые могут дать психические расстройства. Мало информативны. Исключение – анализ спинномозговой жидкости (ликвора), необходимый для подтверждения инфекционных болезней мозга или некоторых черепно-мозговых травм.

Рентгенография головного мозга – простая или с воздухом (пневмоэнцефалография - что сейчас делается редко). Малоинформативна, т.к. выявляет в основном костные изменения. Делается при подозрении на переломы костей черепа или некоторые опухоли мозга.

Энцефалография. Делается при подозрении на судорожные (эпилептические) состояния. Вся остальная информация почти ничего не дает.

УЗИ головы. Делается при подозрении на некоторые виды черепно-мозговых травм или опухолей. Малоинформативна.

Томография: компьютерная – КТ, ядерно-магнитно-резонансная – ЯМРТ, позитронно-эмиссионная – ПЭТ. Достаточно тонкие способы исследования строения и отчасти особенностей работы мозга. Показывают любые его опухоли или, наоборот, участки разрушения, а также кровотечения и другие последствия инсультов и травм мозга. Отсутствие видимых на томограммах изменений, говорит только о том, что психическое заболевание не связано с непосредственным повреждением мозга.

Б 11, 1

Экспериментально-психологические исследования — методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых условий. Они применяются для распознавания и дифференциальной диагностики психических заболеваний или других патологических состояний.

Как правило, психологические экспериментальные методики, доступные врачу, представляют собой довольно простые виды «умственных» и практических заданий, предлагаемых боль ным в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и направленности на выявление тех или иных расстройств психики.

1) для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности: корректурная проба Бурдона (больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста определенные буквы – быстро, но неточно выполняет задание при маниакальных синдромах, медленно - при депрессии); метод отыскивания чисел (таблицы Шульте - цифры от 1 до 25 в таблицах приведены вразброс; больному предлагают указкой показать их и называть вслух по порядку); счет по Крепелину (складывание чисел «столбиком»); отсчитывание (последовательное вычитание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100)

2) для выявления расстройств памяти: заучивание слов, цифр; пересказ несложных сюжетов; опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.

3) для выявления своеобразия мышления: раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений, сравнение предметов и понятий по признакам сходства и отличий (например, «дождь и снег», «обман и ошибка»), метод пиктограмм Лурия: больному предлагают с помощью собственноручных рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные экспериментатором 10 — 16 слов - помогает исследовать как память, так и процессы ассоциирования.

4) для определения интеллекта и уровня умственного развития: шкалы умственного развития Бине-Симона, Станфорда-Бине и т.д.

Экспериментально-психологические методы исследования используются чаще при стертых, благоприятных, «малосимптомных» вариантах разных психических болезней, в некоторых стадиях заболевания (начальный этап, ремиссии), когда клиническая симптоматика недостаточно выражена, «замаскирована» другими процессуальными симптомами.

Б 13, 1

Наши рекомендации