Каким видом спорта можно заниматься дошкольнику.
Ребенка дошкольного возраста можно научить многому, однако большие тренировочные нагрузки неокрепшему детскому организму чаще всего не под силу.
Отдельные элементы спортивных занятий лучше всего осваивать с родителями.
Гуляя с ребенком, дайте ему возможность свободно бегать и прыгать. Прогулки сочетайте с занятиями сезонными видами спорта.
Всем детям доступна ходьба на лыжах (по ровной местности, а также скатывание с небольших отлогих пригорков). При спуске ребенок скользит одновременно на обеих лыжах, ноги слегка согнуты в коленях, руки с палками одновременно выносятся вперед.
К 4 годам ребенка можно научить надевать и снимать лыжи. Продолжительность лыжных прогулок вначале должна быть не более 20 мин, а затем, когда ребенок немного освоиться, они могут длиться 40-50 мин.
На прогулках можно использовать «буксировку» (малыш стоит на лыжах, а родители – папа и мама – тянут его за палки или веревку, изображая паровоз с вагонами или буксир с баржей).
Катание на санках – самое доступное веселое развлечение, доступный вид физкультуры. Поднимаясь с санками на горку, ребенок совершает значительную мышечную работу, само катание доставляет удовольствие. Ребята могут кататься на санках бесконечно, не замечая утомления, однако следить, чтобы ребенок не падал с санок, а его одежда не промокла.
Кататься малыш должен в положении на животе, чтобы во время «приземления» внизу не было сильных толчков в позвоночный столб (профилактика остеохондроза).
Летом можно учить ребенка катанию на роликовых коньках на асфальтированной дорожке (с 5 лет). При этом необходимо защитить голову ребенка шлемом, а локтевые и коленные суставы – специальными защитными накладками.
Мощным фактором закаливания и средством физического воспитания является плавание. Если ваш ребенок не посещал раньше бассейн в поликлинике (лозунг воспитания детей сейчас – «плавать раньше чем ходить»), то можно обучать детей плаванию уже с 4 – го года жизни. У детей с риском нарушения осанки предпочтительнее стиль «брасс».
Велосипед способствует укреплению мышц, тренировке равновесия, совершенствованию координации движений, воспитывает смелость, решительность. С 4 лет можно учить ребенка езде на двухколесном велосипеде (лучше, если у него широкие шины).
Как определить, соответствует ли велосипед росту ребенка?
Для ребенка 4-5 лет расстояние от сиденья до опущенной вниз педали должно быть примерно 25 см, расстояние от руля до сиденья по вертикали не должно быть больше 18 см (естественно, здесь речь идет о ребенке, физическое развитие которого соответствует возрасту).
Обучая детей катанию на велосипеде, необходимо воспитывать у них внимание и дисциплинированность при езде, знакомить с правилами дорожного движения. Важно следить за правильностью посадки на велосипеде и осанкой. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется устраивать перерывы в катании, во время которых малышу целесообразно заняться подвижными играми.
Детям с нарушениями осанки длительное катание на велосипеде не рекомендуется, равно как и детям с высоким риском сколиоза.
Больше внимания осанке
Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Отчего может нарушиться осанка? Таких причин много, назовем лишь некоторые:
ü Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе ( лежа на ковре, например), как это принято во многих зарубежных учреждениях и школах.
ü Придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
ü Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (способ проверки: поставьте ребенка на разные напольные весы так, чтобы одна нога была на одних весах, другая – на других, и посмотрите показания).
О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы -0 это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам, стесанному бревну. Если ребенок уже выполнял соответствующие упражнения и у него все в порядке с координацией, то он может спокойно пройти вдоль палки или вдоль веревки.
ü Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, «калачиком», и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спинку стула, подложив под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка. Лучше всего, если подушка находиться между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна – на спине. С разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
ü Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.
Отклонения в осанке не только неэстетичные, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.
Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие – меньше поступление кислорода к тканям.Еще более важна хорошая осанка для девочки как для бедующей женщины.
Очень важно следить за осанкой дошкольника и воспитывать умение правильно сидеть и стоять.
Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы – разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
Из копилки мудрых советов
Чтобы не было насморка.
Прежде всего, необходимо подумать о профилактике. А это – ежедневный душ, физические упражнения, хождение босиком.
Закаливание, а не привычка к тепличным условиям поможет противостоять простудным заболеваниям. Не забывайте, что постоянство, умеренность и регулярность принесут результаты.
Ежедневно промывайте носоглотку подсоленной водой. В период эпидемии гриппа промывайте носоглотку несколько раз в день, чтобы удалить вдыхаемую воздухом пыль и микробы.
Йоги советуют выполнять промывание носоглотки подсоленной водой здоровым людям для профилактики простудных заболеваний 3 раза в неделю.Тем, кто часто болеет ангиной, советуем утром и вечером полоскать горла подсоленной водой. Это повысит сопротивляемость организма простудным заболеваниям.
Выполняйте массаж точек у крыльев носа, на переносице, протирание под носом, растирание ладонью кончика носа, указательным и средним пальцами боковых частей носа. Уделяйте этой процедуре 2 – 3 минуты ежедневно в любое время.
При насморке энергично массируйте подошвы ног или 2 – 3 минуты походите по камням. Сделайте «подушку» с камнями, гравием, украсьте её аппликацией, положите на пол у телефона. Разговаривая по телефону, переступайте на ней с ноги на ногу.
Способствует очищению носовых проходов, полезна при простудных заболеваниях, особенно тем, кто не может дышать носом, поза бумеранга.
Поза «Бумеранга»
Под плечи подложите сложенное одеяло или валик. Согните ноги и, помогая руками, поднимите нижнюю часть туловища. Ноги выпрямите и положите на сиденье стула. Руками можно держаться за ножки стула или перекладину под сиденьем. Носки тянуть на себя. Удерживать позу 20 – 30 секунд. Затем спокойно опуститесь в и.п. Отдыхайте, лёжа на спине.
Внимание!При повышенной температуре позу выполнять нельзя.
При насморке перед сном попарьте ноги в горячей воде, добавив сухой горчицы или соли. Вместе этой процедуры можно насыпать сухую горчицу в носки и надеть их на ноги на всю ночь.
При насморке чаще меняйте носовые платки, чтобы повторно не заразиться.
Чаще проветривайте помещение, где находитесь, комнату, где спите.
При простудных заболеваниях увеличьте потребление продуктов, содержащих максимальное количество витамина С. Он повышает сопротивляемость организма к инфекциям. Напоминаем, что витамин С содержится в смородине, шиповнике, клюкве, лимонах, апельсинах, крыжовнике, малине, облепихе, землянике, сладком болгарском перце, капусте.
Советы А. Шварценеггера о том, как обеспечить ребенку хороший старт в семейной физическойподготовке.
«… Профессор БренСифелд, директор юношеского спортивного института в Университете штата Мичиган, пишет: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений. Мы выяснили, что, когда дети обладают этими навыками, физическая подготовка и спорт становятся второй натурой. Большинство детей еще не овладели этим, поэтому они так неохотно двигаются».
Развитие двигательных навыков имеет огромное значение не только для занятий спортом или физической подготовкой. Эти навыки необходимы и в таких, казалось бы, совершенно различных видах деятельности, как работа хирурга, управление самолетом, танцы, занятия лепкой, автогонки. Человек.
Двигательные навыки, которого развиты недостаточно, вряд ли сумеет полностью реализовать свои желания в широком спектре человеческих профессий.
До того, как ребенку исполнилось 6 лет, родители должны сделать все от них зависящее. Чтобы ребенок овладел широкий гаммой двигательных навыков.
Это – необходимое условие построение фундамента жизни ребенка, которое и обеспечит ему возможность заниматься спортом, и откроет доступ к самым различным видам человеческой деятельности, и просто позволит наслаждаться сильными, уверенными ловкими движениями собственного тела.
Запомните!Вы не сумеете научить вашего ребенка новому движению, пока он не будет готов освоить его.
Быть готовым означает, что ребенок:
ü Уже освоил предыдущий двигательный навык;
ü Достаточно развит умственно и физически, чтобы освоить его;
ü Хочет, и стремиться его освоить.
Необходимо помнить, что не найдется и двух детей, которые развиваются абсолютно одинаково, так что «привязки» к возрасту должны восприниматься родителями только как приблизительные ориентиры, а не точные показатели.
В любом случае рекомендуется ввести в семье регулярные «игровые паузы» продолжительностью от 10 до 20 мин в день (при всей родительской занятости это время можно найти).
Запомните, что легче верблюда протащить через игольное ушко, чем заставить ребенка тренировать двигательные навыки или заниматься специальными физическими упражнениями, если ему только 4 года.
Обычно 4-5 –летний ребенок имеет почти такую же координацию движений , чувство равновесия, ловкость и такие же проворные пальцы, как и взрослый. И хотя развитие и отработка двигательных навыков по – прежнему имеют большое значение, очень важно начинать приучать ребенка этого возраста к таким оказывающим огромное влияние на здоровье видам физической активности, как интенсивные общеукрепляющие игры, растяжки и игры и упражнения, позволяющие укреплять мышцы и общую выносливость.
Если вы раньше занимались со своим ребенком и , следовательно, помогли ему построить базу основных двигательных навыков, то вовлечение его в новые виды двигательной активности пройдет у вас легко и безболезненно.
ü Постарайтесь создать чувство гордости тем, что вы «физически подготовленная семья» (можно даже изготовить соответствующие майки)
ü Ограничьте время просмотра телевизора, заранее выбирайте программы, которые будете смотреть все вместе.
ü Устройте веселые соревнования, определите цели, к которым стремиться семья в игровых паузах, и объявите о «награде» за достижение этих целей или хотя бы за усердие в их достижении. Используете все ваше воображение, чтобы сделать занятия веселыми, свободными от стрессов и неприятных неожиданностей.
ü Научите вашего ребенка радоваться работе по хозяйству, а не уклоняться от нее. Способствуйте тому, чтобы он пользовался лестницами вместо лифтов и эскалаторов, научите его получать удовольствие от ловких, изящных движений собственного тела.
ü Сделайте каникулы и отпуск в своей семье деятельными и активными. Прогулки пешком и на велосипеде, лодочные походы, катание на коньках, лыжные кроссы, плавание и пробежки, которые постоянно сопутствуют каникулам, постепенно превращаться в привычку к физически активной жизни.
ü Придумайте свои собственные игры – «Игры на кубок» или «Олимпийские игры» для своего ребенка и его друзей – такие, в которых выигрывают все.
Рекомендации по созданию собственной игровой площадки для детей.
Нужен большой спортивный мат для кувыркания и упражнений. Можно сделать большой матричный рукав, по которому ребенок будет пробираться, как по туннелю. Из старого дивана можно устроить горку, а из доски, подбитой кожей, - санки.
Картонные ящики. Составив их вместе, можно сделать великолепный извилистый туннель, по которому ребенок может ползать, и из них же получаются хорошие и совершенно безопасные препятствия
Обрезки ковра. Из них получаются хорошие спортивные маты.
Надувные мячи и игрушки. Надуйте 2-3 мяча или несколько других игрушек, и пусть ребенок гоняется за ними или катается на них (под вашим присмотром), перекатывайте мяч вместе с ним.
Воздушные шарики. Надуйте несколько шариков, чтобы дети гонялись за ними по комнате, Устройте игру: кто дольше продержит шар в воздухе.
Пуфики или диванные подушки. Свалите их в кучу или разбросайте по комнате – пусть ребенок карабкается вверх и вниз по мягким «горам» и пробирается по извилистым ущельям. Также можно воспользоваться ими для бега или ползания с препятствиями.
Легкие твердые мячи и другие игрушки из пенопласта. Их можно кидать руками, подбрасывать и бить по ним ракетками – они все очень хороши для развития разнообразных двигательных навыков.
Примерные упражнения
ü Зайчик. Пусть ребенок имитирует заячьи прыжки: сначала прыгает как маленький зайчонок, а потом – как большой заяц. Вы можете разнообразить это упражнение, превратив ребенка в кенгуру, лягушку, прыгающую через забор лошадь, перескакивающую через каменную стену лису и т.п. Учите ребенка прыгать в разных направлениях, возвращаясь обратно на место старта.
ü Попади по клубку. Подвесьте моток какой – либо пряжи так, чтобы он оказался на уровне пояса ребенка, и дайте ему в руки ракетку для настольного тенниса, чтобы он ударял по мотку, стараясь не промахнуться. Полезно, если ребенок будет менять темп и силу ударов.
ü Поймай мяч. Ребенок ударяет мяч об пол так, чтобы он затем ударился об стенку и отскочил обратно. Ребенок должен поймать мяч и снова ударить его об стенку.
ü Повороты под мячом. Ребенок ударяет мячом об пол так, чтобы после удара он как можно выше подпрыгнул в воздух, делает поворот кругом и ловит мяч. Прекрасное упражнение для развития общей координации движений и чувства равновесия.
ü Фламинго. Вставьте лицом к лицу с ребенком, и пусть каждый поднимает ногу и остается стоять на одной ноге/ Постепенно учите ребенка держать подошву поднятой ноги на внутренней стороне бедра опорной (чем выше, тем сложнее). Пусть ребенок стоит столько сколько сможет. Сначала разрешите ему делать упражняться в случае необходимости, но затем переходите на открытое пространство.
ü Вверх – вниз. Вставьте рядом с ребенком и медленно начинайте приседать, а затем выпрямляйтесь в положении «на цыпочках». Упражнение должно быть сделано так медленно, как только можно, чтобы достичь максимального эффекта растягивания.
ü Обезьянки. Встаньте друг напротив друга. Вы делаете любые упражнения, а ребенок их повторяет. Возможности этого упражнения безграничны.
Как видите, мы имеем массу возможностей помочь ребенку удовлетворить свою постоянную потребность в движении, а также помочь формированию самых разнообразных двигательных навыков.
Поэтому, прежде чем приступать к организации специальных занятий, броситься на поиски средств для приобретения каких – либо дорогостоящих пособий, произведите «ревизию» дома, на участке детского сада и в группе. Наверняка там найдется многое для обеспечения полноценной двигательной деятельности.
Но каждому ребенку необходимы специальные занятия для обеспечения качественного созревания мышц».
Пожелания друзьям
Желаю Вам цвести, расти, Пусть добрым будет ум у вас,
Копить, крепить здоровье. А сердце добрым будет.
Оно для дальнего пути - Вам от души желаю я,
Главнейшее условие . Друзья, всего хорошего.
Пусть каждый деньи каждый час А все хорошее друзья,
Вам новое добудет. Дается нам не дешево!
С.Я.Марша
Приложение № 4
Конспекты
Дополнительной образовательной деятельности