С детьми старшего дошкольного возраста.
Программа
дополнительного образования
С детьми старшего дошкольного возраста.
Подготовила: Маркелова Любовь Владимировна,
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Д/с №85»,
.
Консультант: Жигалова Ольга Николаевна, старший воспитатель, МАДОУ «Д/с №85»
Программа дополнительного образования разработана в помощь инструкторам по физической культуре, реализующие дополнительное образование по «Хатха – йоги с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога».
В программе представлены теоретические и практические материалы, образцы конспектов образовательной деятельности, комплексы образовательной деятельности, построенные на сказочных сюжетах, конспект работы с родителями по «Хатха – йоги» с детьми старшего дошкольного возраста ДОУ.
Программа может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений и другими заинтересованными лицами, которые готовы работать в этом направлении.
Содержание
I. Общие сведения 2
1.1. Пояснительная записка 2
1.2. Цель программы 4
1.3. Задачи программы 4
1.4. Принципы построения программы 5
1.5. Краткая характеристика структуры программы 6
1.6. Ожидаемые результаты реализации программы 6
II Содержательный раздел программы 7
2.1 Структура образовательной деятельности 7
2.2 Этапы обучения 8
2.3 Этапы выполнения 9
Перспективное планирование дополнительного образования
с детьми старшего дошкольного возраста по Хатха-йоге на
учебный год 10
Перспективное планирование образовательной деятельности
по формированию физических качеств у детей 5-7 лет, через
гимнастику «Хатха-йога» старший дошкольный возраст 11
2.4Требования проведения образовательной деятельности 17
2.5Особенности выполнения статических поз 18
III Мониторинг реализации программы 19
Контрольные тесты для оценки уровня развития физических
качеств и физической подготовленности детей 21
IV Методические рекомендации по организации работы с детьми 23
Библиографический список 24
Приложения 25
Приложение №1 26
Приложение № 2 44
Приложение № 3 56
Приложение № 4 74
Приложение №5 104
Приложение № 6121
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
Сформированные соответственно возрасту движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы.
К семи годам должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит, будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
В современной дошкольной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание психофизических качеств.
Все лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.
Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровье не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.
Проводимые медицинские осмотры в детском саду, выявили большое количество детей, имеющих нарушение осанки, уплощение стопы, плоскостопие (количество детей с этим диагнозом увеличивалось год от года). Перед нами встала задача включения современных здоровьесберегающих технологий по профилактике и коррекции осанки и плоскостопия. Это привело к применению в работе оздоровительной гимнастики Хатха-йога.
Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастики. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.
Занятие Хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний.
Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность. Это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанка.
Большинство упражнений в Хатха-йогиестественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).
Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.
Цель программы.
Научить детей заботиться о своём здоровье с помощью специальных упражнений, правил индивидуального поведения, направленных на поддержание чистоты тела.Формировать потребность в ЗОЖ.Воспитать здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка.
1.3 Задачи программы:
оздоровительные задачи:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, самомассажа, йоги, воздушного закаливания;
- формирование правильной осанки, гигиенических навыков
Образовательные задачи:
- ознакомление детей с терминами: физические качества; выносливость, равновесие, гибкость, сила;
- формирование физических двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- расширение кругозора, уточнение представлений о своём теле, уважительное отношение к физической культуре, создание положительной основы для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх.
1.4 Принципы построения программы:
- системность – педагогическое воздействие выстроено в систему специальных занятий, упражнений и заданий;
- преемственность – каждый следующий этап базируется на сформированных навыках и, в свою очередь, формирует “зону ближайшего развития”;
- возрастное соответствие – предлагаемые игры и упражнения (позы) учитывают возрастные возможности детей данного возраста;
- деятельностный принцип – задачи развития физических качеств достигаются через игровую деятельность;
- здоровьесберегающий принцип – обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.
В процессе образовательной деятельности с детьми проводятся предварительные беседы и рассматривание иллюстраций.
1.5 Краткая характеристика структуры программы.
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста, но не исключает работу и с младшим и средним возрастом (с сентября по май месяц).
Программа носит развивающий характер.
Программа рассчитана на 2 учебных года и носит системный характер, в которойгодовой курс Хатха-йоги рассчитан на восемь месяцев и включает шесть сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни.
Образовательная деятельность проводится два раза в неделю от 15 до 30 минут с подгруппой детей (12-15 детей).
Участники занятий:
Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые.
Продолжительность образовательной деятельностис детьми шестого года жизни – 25 минут, с детьми седьмого года жизни – 30 минут.
1.6 Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имеющих низкий уровень развития.
2. Стабилизация эмоционального фона у детей.
3. Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
4. Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.
Этапы обучения.
На первом этапе: (старший дошкольный возраст; 1 полугодие) – дети выполняют упражнения Хатха-йоги только на физическом уровне, без контроля дыхания и концентрации внимания. На этом этапе упражнения даются на свободном дыхании, без задержек. В дальнейшем постепенно дети учатся правильному дыханию.
На втором этапе: (старший дошкольный возраст; 2 полугодие) – к освоенной технике выполнения физических упражнений добавляется соблюдение правильного дыхания.
На третьем этапе: (подготовительная группа) – к освоенной технике выполнения физических упражнений, при соблюдении правильного дыхания добавляется концентрация внимания на области тела, энергетических центрах (в зависимости от индивидуального уровня подготовленности). В каждой позе важно ее правильное выполнение, поэтому идет объяснение правильного положения тела. Обращается внимание, на какие органы влияет каждое упражнение, при каких заболеванияхвыполняют ту или иную позу.
Этапы выполнения.
III этап. Вхождение в позу.
Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.
IV этап. Фиксация позы.
Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.
При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.
V этап. Выход из позы.
Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.
Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.
И КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ.
1. Встаньте по двое спиной к спине. Возьмите друг друга под руки, согнув их в локтях. Одновременно сесть на пол, вытянуть ноги, а затем встать, не разъединяя рук.
2. Встаньте по двое друг против друга, ноги на ширине плеч. Правые руки вытяните вверх, прижав ладонь к ладони. Левые руки на бёдрах. Постарайтесь правой рукой отвести руку «противника» в сторону так, чтобы заставить его сойти с места или опустить руку.
Результат состязания определяется после трёх «схваток». Причём второй раз вы меряетесь силами левой руки, а третий – снова правой.
3. Протяните на полу скакалку. Повернувшись спиной, друг к другу и расставив ноги на ширину плеч, встаньте так, чтобы концы скакалки находились у вас между ступнями.
Вытяните руки вверх. Пусть кто-то громко сосчитает до трёх. На слово «три» быстро наклонитесь и постарайтесь выдернуть скакалку из-под ног. Кому удастся это сделать, тот и выиграл.
4. Согните левую ногу и возьмите за щиколотку левой рукой. Правую руку, согнутую в локте, прижмите к туловищу. Прыгая на одной ноге, постарайтесь, толкая друг друга плечом, заставить противника потерять равновесие и опустить на пол левую ногу.
5. Возьмите гимнастическую палку так, чтобы одна рука была на расстоянии 0,5 м от другой. Перешагните через неё, не выпуская из рук, одной ногой, затем другой, вперёд, потом назад.
Раздвиньте руки немного шире и, не выпуская палки, перепрыгните через неё вперёд и назад.
6. Лёжа на спине (руки за головой держатся за опору), поднимите прямые ноги и коснитесь пальцами пола за головой.
7. Лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, захватите ступнями лёгкий предмет (кубик, теннисный мяч) и перенесите его за голову и верните обратно.
8. Встаньте прямо, максимально наклонитесь вперёд, не сгибая ноги в коленях.
Если вы смогли достать ладонями пола и удержать это положение в течение 2 – 3с, то гибкость в тазобедренных суставах у вас отличная; если достали пола кончиками пальцев – хорошая; если дотянулись только до колен, то плохая.
IV. Методические рекомендации по организации работы с детьми.
1. Группы детей для образовательной деятельности гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога.
2. Комплексы составляются по принципу “от простого к сложному”.
3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.
4. При проведении упражнений ведется контроль над физической нагрузкой детей.
5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.
6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.
8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.
V. Заключение.
Представленная программа и система работы по развитию физических качеств у детей 5-7 лет через использование гимнастики “Хатха-йога” могут быть использованы инструкторами по физической культуре, медицинскими работниками, педагогами, как в дошкольных, так и в образовательных учреждениях. С помощью гимнастики “Хатха-Йога” открываются новые возможности для развития физических качеств не только у детей дошкольного возраста, но и у подростков и взрослого населения. Развитие физических качеств – путь к здоровью любого человека.
Библиографический список.
1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие преподавателям физической культуры. Москва. – “Издательство Астрель”, 2003
2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”, 1986
3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”, 1983
4. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. Пособие для воспитателей детского сада. Москва. – “Просвещение”,1981
5. Доронова Т.Н. Из детства – в отрочество. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей. Москва. – “Просвещение”, 2002
6. Игнатьева Т.П. Практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы. Санкт-Петербург.– Издательский дом “Нева”, 2003
7. Орлова Л. Йога для всех. Полное иллюстрированное пособие. Минск. – “Харвест”, 2007
8. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей. Книга для учащихся и родителей. Москва. – “Просвещение”, 1993
9. Липень А.А. Детская оздоровительная йога. Пособие для инструкторов по йоге. Санкт-Петербург. – “Питер-пресс”, 2009
10. Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. Физическая культура в дошкольном детстве. Пособие для инструкторов и воспитателей. Москва. – “Просвещение”, 2005
11. Правдина Н.Б. Йога для детей. Практическое пособие для детей и родителей. Москва. – Издательский дом Наталии Правдиной, 2009
12. Сергеев С. Йога для детей. Методика применения йоги. Донецк. – 2009
13. Чистякова М. И. Психогимнастика. Москва. – “Просвещение” “ВЛАДОС”, 1995.
14. Горькова Л.Г.. Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий, - М., 2005
15. Н.В.Полтавцева, Н.А.ГордоваОбследование уровня развития физических качеств.Пособие для инструкторов и воспитателей. Москва. – “Просвещение”, 2009
Приложения
Приложение №1
Комплекс № 1
Название упражнения. | Значение поз. |
1. Поза «Зародыша». 2. Поза «Горы». 3. Поза «Ребёнка». 4. Поза «Бриллианта». 5. Поза «Головоколенная». 6. Поза «Угла». 7. Поза «Расслабления». | Поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота и спины. Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки. Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, утомляемость. Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца. Развивает гибкость позвоночника, улучшает пищеварение, тонизирует внутренние органы. Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы. Поза даёт отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему. |
Сказка «Курочка ряба».
Название упражнения. | Значение поз. |
Жили-были дед и баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил не разбил, баба била, била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко и разбилось. Дед плачет, баба плачет А курочка кудахчет: не плач дед, не плач баба. Снесу я вам яичко не золотое, а простое Дед и баба довольны. Наступил в доме мир и покой. | Поза «Зародыша» лежа на спине, обхватите согнутую правую ногу за лодыжку, прижмите её верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируем на Правой стороне живота. Удерживать позу 5-6 секунд, затем спокойно вернуться в исходное положение. Прижмите согнутую левую ногу к животу. Концентрируя внимание на левой стороне живота, держать 5-6 сек. Прижмите обе ноги, подбородком или лбом коснуться колен. Внимание при этом сосредоточьте в области пупка. Удерживать 5-6 с. и спокойно опустите расслабляясь. Дыхание спокойное произвольное. Поза«Горы»Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Почувствовать, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что-то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягать. Дыхание спокойное. Поза «Ребёнка» Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно, на выдохе наклонитесь вперёд, лбом коснитесь пола. Руки расположены вдоль тела, ладонями вверх. Расслабьте плечевой пояс. В позе находимся, 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное. Поза «Бриллианта»Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с. Поза «Головоколенная»Сев на пол, ноги выпрямлены, носки на себя, ладони в пол. Поднять руки вверх и наклониться вперёд, взявшись за подошву стоп, а голову положить на прямые ноги. Держать от 5-10 секунд. Поза «Угла»Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек. без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное. Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляемся. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх лежат на полу, голова повёрнута в сторону. Представить что-то тёплое, доброе, красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, медленно садимся. |
Комплекс № 6.
Название упражнения. | Значение поз. |
1.Поза «Угла» 2. Поза «Бриллианта» 3. Поза «Бегуна» 4. Поза «Кривого дерева» 5. Поза «Горы» 6. Поза «Полу плуг» 7. Поза «Рыбы» 8. Поза «Скручивания» 9. Поза «Расслабления» | Упражнение помогает в работе кишечника, уменьшает отложение жира в области живота, укрепляет его мышцы. Развивает гибкость ступней, коленных суставов, помогает работе сердца. Порождает гармонию, равновесие, умиротворённость и силу, способствует сокращению и тонизации внутренних органов, развивает силу и ловкость. Тонизирует мышцы ног, развивает вестибулярный аппарат, способствует успокоению нервной системы, вырабатывает равновесие. Улучшает кровообращение позвоночника, подвижность плечевых суставов, увеличивает объём грудной клетки. Улучшает деятельность почек, тонизирует мышцы ног. Улучшает функцию дыхательных органов, пищеварительного тракта, улучшает подвижность суставов ног, укрепляет позвоночник, оказывает положительное действия на мышцы лица. Поза оказывает положительное действие на весь организм и нервную систему в частности. Развивает гибкость позвоночника, голеностопных суставов, улучшает осанку. Поза даёт человеку отдых, свежесть и бодрость, помогает при нарушении сна, успокаивает нервную систему. |
Поход в осенние сопки.
Название упражнения. | Значение поз. |
Мы с вами собрали рюкзаки, закинули их на плечи и отправляемся в поход по нашим сопкам. Сопки осенью очень красивые. Они как бы раскрашены умелой рукой художника. Очень много золотой и багровой краски. Идём по широкой дороге мимо низких сопок и небольших озёр. Нам нужно пройти на питьевое озеро. Дорога уходит в карьер, а мы с вами переходим на тропинку. Она пролегает между зарослей карликовой берёзки. Ребята посмотрите, какие мел- кие кисточки на ней. Веточки причудливой формы. Есть берёзки и выше, они тоже изогнуты, так как корни её, из-за каменистой почвы, расти, не могут. Расположены они на поверхности. Листочки у берёзки мелкие. Поднимаемся на вершину сопки, а за ней на другую, ещё выше. Склон высокой сопки покрыт багульником, брусничником и кустиками черники. Ягоды на кустах зрелые и вкусные. Здесь мы с вами сделаем привал. Соберём ягоды для витаминного чая. Рассмотрим растение багульника. Это растение тоже очень полезное. Чай из багульника возвращает силы. Мы с вами разведём костёр и накипятим чай. Заварим: бруснику, чернику и багульник. Чай очень вкусный. Привал наш не большой и пора в путь дорогу. Собираем рюкзаки и идём дальше. Вот и вершина нашей сопки. Внизу раскинулось красивое озеро, где мы с вами сделаем привал. Посмотрите, какая чистая вода, но она очень тёмная. Озеро холодное. По краям озера много цветов, деревья более высокие, т.к. влаги здесь больше. Посмотрите, рыбёшки плавают в озере. Сейчас мы с вами сделаем кораблики с парусами из листьев и спустим на воду. Парусная регата отправилась в путь. Тихий ветерок погнал кораблики на середину озера. Помашем им и отправимся в обратный путь. Вернёмся мы с вами, другой, более ближней дорогой. Поднимаемся на сопку. На вершине сопки посмотрите, какие огромные глыбы. Давайте подойдём поближе и рассмотрим их. Камень этот называется гранит. В его состав входит слюда, посмотрите, как она сверкает на солнце. Вон и наш сад уже виден, но нам нужно ещё преодолеть две сопки. Одна более ровная и не высокая, а другая очень крутая. Давайте мы её обойдём. Ступайте осторожно, здесь небольшое болото. Прыгаем с кочки на кочку. Вот мы с вами и миновали последнюю сопку. Подходим к детскому саду. Там ждёт нас вкусный обед, а после обеда сон. Он будет здоровый и крепкий. Мы с вами получили заряд бодрости на всю неделю. Путь был длинный, но очень интересный. Время прошло не заметно и нам пора расстаться. | Поза «Угла»Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать спокойно вдох и выдох. Внимание на мышцах живота. Поднять прямые ноги на 5-10 см над поверхностью. Удерживаем угол 3- 5 сек без усилий. Постепенно прибавляя по 1-2 сек. Дыхание спокойное. Поза «Бегуна» Стоя, согните назад левую ногу, захватите одноимённой рукой голеностопный сустав или носок и поднимите как можно выше. При этом туловище наклоните вперёд, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперёд, ладонью вниз. Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд. Дыхание спокойное. Поза «Кривого дерева» Встаньте прямо. Согните левую ногу, удерживая равновесие на правой. Правой рукой захватите голеностопный сустав поднятой ноги и прижмите её подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок был обращён вниз, а колено развёрнуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держите параллельно полу. Или поднимите руки вверх, не разъединяя ладоней. Внимание на сохранение равновесия. Ногу, на которой стоите, в колене не сгибайте, спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание спокойное, произвольное. Поза «Горы»Сидя на коленях, соединить руки в замок над головой. Вывернуть кисти, ладони вверх и как следует потянуться. Спина прямая. Чувствуем, как позвоночник вытягивается вверх, как бы толкая что- то. Удерживать 5-6 сек. Грудную клетку и шею не напрягаем. Дыхание спокойное. Поза «Бриллианта»Сесть на пятки, колени вместе, спину держать прямо. Руки положить на бёдра, соединив большой и указательный пальцы (силовая концентрация внимания). Дыхание спокойное, удерживать позу 5-10 с. Поза «Скручивания»Сядьте, вытянув ноги вперёд. Согнув ногу в колене, поместите правую пятку под левое бедро. Левую ногу поставьте ступнёй с наружной стороны правого колена. Правой рукой обхватите левый голеностопный сустав. Локоть правой руки прижмите с внутренней стороны левой ноги или заведите руку за колено левой ноги. Левую руку заложите за спину, обхватив себя за талию. Выдыхая, корпус плавно поверните влево. Голову можно повернуть на право или налево. Внимание на позвоночнике. Дыхание произвольное. Удерживаем позу 5-10 секунд. Поза «Полу плуга» Из исходного положения стойки на плечах, ладони на пояснице, ноги поднять вверх. На выдохе одну ногу опустить за голову параллельно полу. Держать 3 – 5 сек. Затем ноги поменять. Дыхание равномерное. Поза «Расслабления» Лежа на спине, пятки и носки вместе, руки вдоль туловища. Глаза закрыты. На 1 сек. напрягаем всё тело, а затем сразу же расслабляем. Пятки и носки развести, руки ладонями вверх, голова повёрнута в сторону. Представить что- то красивое. Заканчиваем упражнение, открываем глаза, руки за голову, подняться, сесть, а затем встаём. |
Приложение № 2
Задачи.
- Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье; оказать практическую помощь в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка, через элементы оздоровительной гимнастики хатха-йоги, самомассажа.
- Установить эмоционально-тактильный контакт с детьми, помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с детьми деятельности; понять полезность занятий вдвоем.
· Развивать внимание, воображение, фантазию, межличностное общение ребенка с взрослым.
Физкультурный инвентарь.Гимнастические коврики, музыкальное сопровождение: «Шум моря», медленная инструментальная музыка.
Место проведения.Музыкальный зал.
Ход.В зал приглашаются родители детей старшего возраста.
Инструктор по физкультуре.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами оздоровления детей, которые я использую в работе с детьми, с элементами оздоровительной гимнастики хатха-йоги.
Хатха-йога является древней системой знаний, связанной с медитацией и движением. Медитацию называют способом соприкосновения с собственной душой, великими человеческими качествами: спокойствием, любовью и внутренней силой.
Каждое образовательная деятельность строится по определенному плану.
Вводная медитация (сосредоточение на том или ином предлагаемом в игровой форме образе) Например: «Цветы». Дети изображают цветы на полянке. Каждый цветок распространяет аромат, привлекая к себе насекомых и радует своей красотой все живые существа вокруг. Дети наслаждаются теми приятными эмоциями, которые они дарят окружающему миру.
Игры с включением упражнений системы хатха-йоги и элементов китайских оздоровительных систем.Сюда входят динамические, дыхательные упражнения и статические позы.
Динамические упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечнососудистую системы.
Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега.
Дыхательные упражнения системы хатха-йога включают в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания «ХА». Полное дыхание оказывает положительный лечебный эффект у ЧБД.
Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.
Статическая поза или асанахатха-йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Каждая асана начинается с периода освоения, поэтому сначала она выполняется в динамическом варианте (повторяется несколько раз). Затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела в зависимости от направленности профилактического и лечебного эффекта асаны.
Потом ребенку предлагается представить себя в образе, которому соответствует название асаны (Например: рыбы, кошки и т. д.). Фиксация в статической позе происходит, на короткое время 5-15 сек., максимально до 1 мин.
Асаны вводятся в комплексы постепенно: начинают с 3-4 простыхасан и доводят до 8-10 более сложных.
Релаксация (расслабление).
Завершается комплекс одним из видов расслабления в игровой форме, предлагая детям полежать на спине, на боку (Например: свернувшись клубочком как котенок). Или на животе (Например: в позе крокодила или черепахи).
В течение образовательной деятельности использую различные музыкальные произведения. Музыкальный фон дается в самом начале и служит для настройки детей на образовательную деятельность, во время разминки подвижная музыка облегчает выполнение движений; во время релаксации спокойная мелодия помогает снять возникшее напряжение; музыка сопровождает игры-медитации, упражнения.
Упражнения хатхой–йогой требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей
Требования к условиям проведения образовательной деятельности
Место
Для образовательной деятельности нужно выбрать ровную, твёрдую поверхность, лучше на полу, застеленном ковриком. Место образовательной деятельности должно быть хорошо проветренным, температура не ниже + 17.
Одежда
Должна быть лёгкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком.
3. Время
Гимнастикой хатха-йога можно заниматься утром перед завтраком, вечером или днём перед едой. Образовательная деятельность увеличивать постепенно по времени от 15 до 30 минут.
Нельзя приступать к образовательной деятельностис высокой температурой и в послеоперационный период.
Этапы выполнения
III этап. Вхождение в позу.
Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.
IV этап. Фиксация позы.
Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.
При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.
V этап. Выход из позы.
Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.
Инструктор по физкультуре.
Ребята, сегодня пришли к нам ваши родители, они хотят заниматься вместе с вами и научиться новым, полезным для здоровья упражнениям.
Родители и дети ложатся на коврики. Проводится комплекс пробудки:
«Учимся просыпаться».
Каждое наше утро должно начинаться с положительных эмоций и тогда день принесет вам удачу. Проснувшись, нельзя резко вскакивать с постели, необходимо подготовить организм к переходу от сна к бодрствованию. Для этого нужно выполнить несколько упражнений на пробуждение.
Динамическая гимнастика на пробуждение.
- Закрыть, открыть глаза
- Сжать пальцы рук в кулачок и разжать
- Поступательные движения стопой вперед и назад
- Упражнение «велосипед» – для ног
- Стоя на четвереньках прогнуть и выгнуть спину – «кошка»
(Упражнения выполнять 3-5 раз).
Инструктор по физкультуре
Проводится комплекс оздоровительного массажа.
Массаж живота
«Скульптор замешивает глину»
И.п. лёжа на спине, ноги прямые. Поглаживание живота по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.
Цель: улучшить работу кишечника
2. Массаж области груди
И.п. сидя, ноги согнуть, скрестить «по-турецки». Поглаживаем область грудной клетке ладонями со словами: «Я милая, чудесная, прекрасная».
Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя
Лебединая шея»
И.п. тоже. Поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку, вытягивая шею, похлопывая по подбородку.
Цель: почувствовать радость от внутреннего