Исторические предпосылки возникновения крионики как науки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Исторические предпосылки возникновения крионики как науки…………3

1.1. Предпосылки возникновения………………………………………………4

1.2. Анабиоз как новое направление в науке…………………………………..6

2. История крионики………………………………………….…………………9

2.1 Роберт Эттингер – создатель концепции крионики…………………..….12

3. Крионика. Современность и перспективы…………………………………14

3.1. Криоконсервация…………………………………………………………..17

4. Философские, социальные и религиозные аспекты крионики…………...20

4.1. Философский и религиозный аспекты крионики……………………….21

4.2. Нравственные аспекты крионики…………………………………….…..21

4.3. Криоконсервация и личность человека………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………...……25

Введение

Страх смерти как физического прекращения жизнедеятельности организма наряду с болезнями и старением преследовал человечество на каждом этапе его развития. И человечество всегда искало возможность избежать этих факторов. На начальных этапах выходом была вера. Практически каждая религия подразумевает загробную жизнь, а некоторые и возможность реинкарнации – возрождения после смерти. На данных этапах вера не была подкреплена никакими фактами, она просто существовала.

Однако, с развитием науки большая часть человечества обратила свой взор на нее, видя в ней возможность избавления от болезней, победы над старением и даже возможность избежать смерти.

Данная работа посвящена такому направлению науки как крионика.

Хоть крионика и является очень молодой ветвью науки, с момента возникновения которой прошло всего несколько десятилетий, и даже на данный момент методы которой на данном этапе развития далеки от совершенства и не все ее аспекты изучены и открыты, тем нее менее данное направление науки уже сейчас показывает впечатляющие результаты и дает человечеству в будущем надежду если и не справиться с таким явлением как смерть, то избавиться от других изначально заложенных в него страхов.

В данной работе произведена попытка осветить историю возникновения крионики как науки, начиная с предпосылок ее возникновения, этап возникновения самой крионики, основные социальные, философские, религиозные проблемы связанные с данной наукой, а так же перспективы ее развития.

Исторические предпосылки возникновения крионики как науки.

Одной из фундаментальных предпосылок возникновения крионики как науки является возникновение такого термина как анабиоз.

Под анабиозом в настоящее время понимается состояние полного, но обратимого прекращения жизнедеятельности. Термин «анабиоз» был предложен в 1873 году немецким ученым Вильгельмом Прейером в его работе по исследованию феномена временного прекращения жизнедеятельности. Это название происходит от греческих слов «ана» – вверх и «биос» – жизнь, и переводится как «возврат к жизни». Этот термин считается не очень удачным и вместо него (особенно в зарубежной литературе) используются другие термины, такие как биостаз, абиоз, криптобиоз, мнимая смерть, скрытая жизнь и др.

Несмотря на то что данный термин возник только в 1873 году скрытая жизнь после смерти, а также возможность воскрешения волновали человечество на протяжении всей его истории. Практически каждая религия содержит в своем учении веру в загробную жизнь после смерти, а некоторые религиозные учения предусматривают и возможность реинкарнации- возрождения после смерти.

Однако религиозные учения и наука противоположно разные вещи. Если религия как таковая основывается на вере в божественное чудо, то наука основывается исключительно на фактах.

Стоит отметить, что медицине, как науке, на разных этапах ее развития известны случаи подтолкнувшие ученых к изучению возможности возвращения живого организма в функциональное состояние после прекращения им всех физиологических процессов.

Предпосылки возникновения

Если на одном из этапов, когда медицина тесно переплеталась с религией такие случае списывали на божественное проявление, то в дальнейшем происходило более детальное изучение возвращения физиологических процессов в норму после их прекращения основанное уже на фактах.

История медицины в разделе «исторических загадок» сохранила ряд примеров, якобы подтверждающих жизнь после смерти.

Один из них произошел во французском монастыре в XIV веке после смерти 60–летней монахини. Было обнаружено, что тело ее выглядит живым, члены – эластичными, а глаза – блестящими. В течение нескольких дней жители окрестных деревень неустанно обивали порог монастыря, дабы помолиться у гроба «живой умершей» – тогда монахини, наконец, вызвали врача. Он исключил летаргию, и Розелин была похоронена на монастырском кладбище. Через пять лет ее могилу вскрыли и с изумлением и ужасом констатировали, что вид покойницы совершенно не изменился.

Доминиканки стали было раздумывать, не стоит ли, основываясь на необычном состоянии тела умершей, начать процесс причисления ее к лику святых. Однако Папа Иоанн XXII, прознав о необыкновенном событии, решил иначе. Облаченная в парадные одежды усопшая была помещена в саркофаг со стеклянной крышкой и выставлена в монастырской церкви на всеобщее обозрение. А глаза умершей – все еще живые и блестящие – были извлечены из тела и помещены в серебряный реликварий.

Слухи о нетленной доминиканке из Прованса в течение нескольких веков привлекали в Ля Сель Рубо толпы любопытных и верующих. И вот летом 1660 года в монастырь прибыл король Франции Людовик XIV вместе с матерью, Анной Австрийской. Венценосные гости с изумлением взирали на неизменившееся за три века тело. Оно производило впечатление живого (конечно, были открыты только лицо и руки).

Молодой король с не меньшим интересом осмотрел и блестящие глаза монахини, глядевшие, точно живые, из серебряной раки. Затем, обратившись к придворному лекарю Антуану Вайо, он потребовал, чтобы тот ланцетом проколол глаз. Опешивший каноник не успел воспрепятствовать столь откровенно бестактному приказу, и послушный королевскому капризу лекарь пустил в действие инструмент. Раненое глазное яблоко реагировало так же, как глаз живого человека: зрачок сузился, потерял блеск, а из места прокола вытекла капля розоватой жидкости. Когда Анна Австрийская, отбыв из монастыря, пожурила «любознательного» сына, тот со свойственной ему высокомерной прямотой заявил, что хотел лишь уличить монахинь в мистификации, но теперь свято верит в чудо.

Первый подписанный врачами протокол освидетельствования трупа сестры Розелин был составлен в 1887 году. Четыре врача в присутствии епископа епархии Вар осмотрели умершую, со времени кончины которой прошло уже более 550 лет. Было установлено, что кожа монахини свежа и эластична, кисти и стопы сгибаются. После нажатия пальцем тело возвращается к прежнему состоянию. Видимо, уважение к умершей, пользующейся и без официальной канонизации общим поклонением, не позволило «естествоиспытателям» вскрыть вену Розелин, а тем более произвести полное вскрытие.

А через семь лет после осмотра произошло нечто не менее удивительное: противившееся разложению и воздействию времени тело монахини в течение нескольких дней превратилось в высохшую, сморщенную мумию. Но сначала погасли и вскоре полностью разрушились ее глаза.

История крионики.

Впервые этот метод нашел свое научное подтверждение в работах американских ученых Роберта Эттинджера и Эвана Кушра, основавших в 1963 году в Вашингтоне Общество продления жизни. В 1964 году Р. Эттинджер опубликовал книгу под интригующим названием «Перспективы бессмертия», имевшую колоссальный успех. Интересно отметить, что на возникновение у Купера идеи крионики, о которой он всерьез начал думать в 1975 году, оказала влияние пьеса Владимира Маяковского «Клоп», главный герой которой был случайно заморожен в 1929 году, а через 50 лет найден, разморожен и оживлен. По всей вероятности, Маяковский знал о работах и идеях Бахметьева, которые через его произведения оказали влияние на зарождение крионики в Америке.

В книге были представлены основные идеи крионики. Начиналась она с вывода того, что большинство ныне живущих людей имеют хороший шанс на возобновление из физической жизни после смерти. Этот вывод следовал из того факта, что замороженные и хранимые при криогенных температурах тела повреждены лишь незначительными изменениями, и из предположения, что перспективные технологии, в конечном счете, позволят осуществить оживление и омолаживание замороженных организмов. Далее в книге рассматривались 3 основных вопроса: 1) осуществима ли технически идея замораживание для последующего оживления; 2) может ли замораживание и неограниченно долгое хранение тел быть осуществлено практически; 3) будет ли последующее оживление благом для общества. На все эти вопросы был дан утвердительный ответ, причем подчеркивалось, что посмертное замораживание осуществимо уже сейчас – на основе современных методов.

Представление о структуре книги дают названия ее глав: 1) замороженная смерть, замороженный сон и некоторые следствия; 2) эффекты замораживания и охлаждения; 3) репарация и омоложение; 4) сегодняшний выбор; 5) замороженные люди и религия; 6) замороженные люди и закон; 7) экономика бессмертия; 8) проблема идентичности; 9) польза бессмертия; 10) нравы завтрашнего дня; 11) общество вокруг замораживания.

Эта книга явилась, по существу, программным документом для всего последующего развития крионики. С ее выходом заканчивается этап формулирования базисных понятий, детализации и научно–технического обоснования крионики и начинается период ее практической реализации.

Стали создаваться крионические организации для пропаганды крионики и для обеспечения возможности практического осуществления замораживания (т.е. для привлечения финансовых средств и оборудования, покупки или строительства депозитариев для хранения замороженных тел, юридического и организационного обеспечения). Основными крионическими организациями, существовавшими в США в этот период и осуществлявшими замораживания, были: Нью–Йоркское крионическое общество, корпорация Крайокэр и Калифорнийское крионическое общество. Последнее в 1967 году осуществило первое замораживание в истории крионики, произведенное «по всем правилам». Этим первым пациентом был американский профессор психологии Джеймс Бедфорд.

Всего первыми крионическими организациями в период до 1980 года было осуществлено 20 замораживаний. Почти все пациенты (кроме Бедфорда, который в настоящее время находится в Фонде продления жизни Алькор) были разморожены и похоронены обычным образом. Размораживание пациентов и, вследствие этого, прекращение существования этих трех организаций были вызваны финансовой политикой, которую они применяли для обеспечения хранения пациентов. Деньги на хранение выплачивали родственники пациентов, и, как показала практика, они, в конечном счете, отказывались платить, что с неизбежностью влекло за собой размораживание.

В этот же период появились и другие крионические организации. Среди них важнейшими являются: Американское крионическое общество, компания Транс Тайм, Фонд продления жизни Алькор, Институт крионики.

Всего в мире (в Америке, Западной Европе и Австралии) в тот период существовало более 20 крионических организаций. Большинство из них прекратили свое существование после краха Крайокэр, Нью–Йоркского и Калифорнийского крионических обществ.

Были попытки внедрить крионику и в СССР. С этой целью в 1971 году президент Французского крионического общества Анатоль Долинов приезжал в СССР и встречался с ведущим советским реаниматологом Владимиром Неговским. Но тот лишь дал согласие быть одним из учредителей Европейской крионической корпорации (проект не был осуществлен).

На сегодняшний день крионика – это консервация (биостаз) с использованием ультранизких температур терминальных (обреченных на смерть) пациентов. Цель биостаза и крионической технологии – транспортация сегодняшних терминальных пациентов в тот момент в будущем, когда будет доступна технология для репарации («ремонта») клеток и тканей и будет возможно восстановление всех функций организма и здоровья в целом, когда можно будет вылечить все сегодняшние болезни, включая старение.

Криоконсервация

Криоконсервация (от греч. κρύος — холод и лат. conservo — сохраняю) — это низкотемпературное хранение живых биологических объектов с возможностью восстановления их биологических функций после размораживания. Криоконсервация уже является неотъемлемой частью многих медицинских технологий. Замороженная плазма и клеточные элементы крови эффективно спасают раненых и обожженных людей.

Стволовые клетки пуповинной крови и других органов могут десятилетиями храниться в жидком азоте, ожидая своего часа, когда для спасения жизни и здоровья они могут быть разморожены и возвращены в организм заболевшего ребенка. Сегодня можно заморозить костный мозг, и в случае, если, например, пожарный или спасатель получает смертельную дозу радиации, его собственный, заранее замороженный костный мозг размораживается, отмывается от криопротектора и вводится внутривенно. Обреченный на мучительную смерть человек восстанавливает систему гемопоэза и возвращается к полноценной жизни.

Программные замораживатели — комплексные электронные устройства, предназначенные для обеспечения планомерного и точного охлаждения различных биологических объектов до низких и сверхнизких.

При некоторых видах злокачественных опухолей спасти ракового больного от неминуемой смерти могут только очень высокая доза специальных противоопухолевых химиотерапевтических препаратов и временное криосохранение его костного мозга. В высокой дозе противоопухолевые яды и токсины с большей вероятностью уничтожают опухолевые клетки, но при этом наносят организму больного непоправимый ущерб. Чтобы спасти от смертельно опасных осложнений химиотерапии, у онкологического пациента перед курсом лечения извлекается часть его собственного костного мозга и подвергается криоконсервации — сохранению в жидком азоте. Внутривенное введение своего же собственного размороженного костного мозга после окончания курса химиотерапии запускает механизмы регенерации и спасает человека уже не столько от рака, сколько от разрушительных последствий такого опасного системного лечения.

Особенно успешными оказались опыты по замораживанию генеративных органов — семенников и яичников. Этот подход даже рекомендован экспертами здравоохранения как одна из реальных возможностей восстановления детородной функции у людей, перенесших химио- и лучевую терапию при лечении рака в раннем возрасте.

Впервые в феврале 2007 года в Дании у Стинне Хольм Бергхольдт родился первый ребенок из замороженных половых желез — девочка, которую назвали Авиайа. Стинне Хольм было 27 лет, когда в 2004 году у нее была диагностирована редкая злокачественная опухоль кости — саркома Юинга. Перед химиотерапией, учитывая, что детей у пациентки на момент обнаружения опухоли не было, в виде эксперимента часть ее правого яичника была удалена, рассечена на тонкие полоски и заморожена. Это было сделано в надежде на то, что когда-нибудь в будущем, может быть, с помощью этих фрагментов органа способность к деторождению будет восстановлена.

Лечение саркомы химиотерапией оказалось успешным, но, как обычно бывает после химиотерапии, лекарства убили не только опухоль, но и клетки яичников девушки.

В сентябре 2004 года бельгийский профессор Жак Донне сообщил о первом рождении человека из оплодотворенной яйцеклетки, которая созрела в резвившимся фолликуле на пересаженном фрагменте коры яичника. Эта часть органа была предварительно заморожена и относительно длительно (7 лет) сохранялась вне тела в жидком азоте.

В 1997 году образцы коры яичников были взяты при отдельной операции до начала курса химиотерапии у женщины, больной лимфомой Ходжкина для того, чтобы избежать их необратимого токсического поражения. Ткани яичника подверглись криоконсервации с применением программного замораживателя (Planer, UK), и затем хранились в жидком азоте. После завершения химиотерапии у женщины возникла преждевременная недостаточность яичников. В 2003 году после окончательного излечения от лимфомы сохраненные части корковой ткани яичника были аутотрансплантированы в организм женщины на свое место путем лапароскопической операции. Через пять месяцев после пересадки восстановились регулярные овуляторные циклы. А через одиннадцать месяцев в возрасте 32 лет Ойарда Туйрат забеременела естественным образом. Беременность протекала нормально и завершилась своевременным рождением здоровой девочки весом 3,72 кг.

Через несколько лет после окончания курса лечения и полного выздоровления от рака эта молодая женщина решила родить ребенка. В декабре 2005 года было принято решение разморозить полоски ткани половой железы и пересадить обратно к тому, что осталось от ее правого яичника. На удивление врачей, яичник женщины начал регенерировать и нормально заработал. После краткого гормонального курса для стимуляции производства яйцеклеток Стинне Хольм смогла зачать естественным путем и родить собственного здорового ребенка. Удивительно, но скоро Стинне Хольм забеременела естественным путем второй раз и родила второго здорового ребенка — Лукку.

Не менее впечатляют данные, полученные на животных в Японии. В 2006 году ученые сообщили о результатах уникального эксперимента. Репродуктивные органы самцов мышей хранились в обычном холодильнике при температуре –20 °С в течение 15 лет. Затем эти органы были вынуты из холодильника и разморожены. Из размороженных половых желез выделили сперматозоиды. Они были неподвижны, причем специальные тесты подтвердили, что они мертвы, хотя признаков деградации ДНК не было. После инъекции этих сперматозоидов в подготовленные ооциты (половые клетки самок) некоторые из них стали развиваться. После искусственного оплодотворения ооцитов сперматозоидами из размороженных семенников стали развиваться эмбрионы. Они были перенесены в организм самок мышей, которые благополучно родили здоровое потомство.

Исследуется применимость уникального явления — витрификации в криобиологии. При сверхбыстром замораживании молекулы воды не образуют кристаллические структуры — жидкость переходит в стеклообразное, аморфное состояние, и криоповреждения сводятся к возможному минимуму. Совсем недавно с помощью витрификации удалось заморозить почку кролика до температуры –45 °С. Эта почка была через некоторое время разморожена и пересажена в тело другому кролику. Пересаженная размороженная почка прижилась и стала нормально функционировать.

Заключение

Подведя итог данной работе, можно сделать вывод о том, что не смотря на недавнее возникновение крионики как науки, ее развитие в настоящее время происходит огромными темпами. Разрабатываются новые методы криоконсервации, применяются все более совершенные криопротекторы, совершенствуется сама технология. Не смотря на наличие противников крионики, ее научные достижения невозможно игнорировать.

Не смотря на изначальную фантастичность идеи сохранения живых организмов при помощи сверхнизких температур, уже сейчас крионика как наука показывает впечатляющие результаты.

Перспективы применения криотехнологий в будущем крайне обширны и не ограничиваются изначальной идеей. На настоящий момент она успешно применяется для сохранения отдельных органов, тканей и клеток человеческого организма, так в будущем может применена для сохранения организма человека в целом. Кроме того, применение крионики возможно для сохранения отдельных биологических видов исчезающих животных с возможностью восстановления этих видов в дальнейшем.

Список использованной литературы:

1. Горелова Л.Е. Страницы истории крионики. Путь к бессмертию или вера в чудесное исцеление? // РМЖ. 2007. №9. С. 786

2. В.М.Бехтерев. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. Изд-во "Алетейя" СПб, 1999г.

3. Р.Эттингер "Перспективы бессмертия" (The Prospects of Immortality) на русский язык-Д. А. Медведев, 2002

4. Бабийчук Г. А., Грищенко В. И. Проснутся ли «замороженные»? Криобиология: настоящее и будущее // Химия и жизнь — XXI век. — М.: «Химия и жизнь», 2001. — № 5. — С. 8—12.

Электронные источники:

1. материалы интернет-сайта http://www.crionika.ru

2. материалы интернет-сайта http://transhumanism-russia.ru

3. материалы интернет-сайта http://www.limbt.com

4. материалы интернет-сайта https://ru.wikipedia.org/

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Исторические предпосылки возникновения крионики как науки…………3

1.1. Предпосылки возникновения………………………………………………4

1.2. Анабиоз как новое направление в науке…………………………………..6

2. История крионики………………………………………….…………………9

2.1 Роберт Эттингер – создатель концепции крионики…………………..….12

3. Крионика. Современность и перспективы…………………………………14

3.1. Криоконсервация…………………………………………………………..17

4. Философские, социальные и религиозные аспекты крионики…………...20

4.1. Философский и религиозный аспекты крионики……………………….21

4.2. Нравственные аспекты крионики…………………………………….…..21

4.3. Криоконсервация и личность человека………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………….24

Список использованной литературы…………………………………...……25

Введение

Страх смерти как физического прекращения жизнедеятельности организма наряду с болезнями и старением преследовал человечество на каждом этапе его развития. И человечество всегда искало возможность избежать этих факторов. На начальных этапах выходом была вера. Практически каждая религия подразумевает загробную жизнь, а некоторые и возможность реинкарнации – возрождения после смерти. На данных этапах вера не была подкреплена никакими фактами, она просто существовала.

Однако, с развитием науки большая часть человечества обратила свой взор на нее, видя в ней возможность избавления от болезней, победы над старением и даже возможность избежать смерти.

Данная работа посвящена такому направлению науки как крионика.

Хоть крионика и является очень молодой ветвью науки, с момента возникновения которой прошло всего несколько десятилетий, и даже на данный момент методы которой на данном этапе развития далеки от совершенства и не все ее аспекты изучены и открыты, тем нее менее данное направление науки уже сейчас показывает впечатляющие результаты и дает человечеству в будущем надежду если и не справиться с таким явлением как смерть, то избавиться от других изначально заложенных в него страхов.

В данной работе произведена попытка осветить историю возникновения крионики как науки, начиная с предпосылок ее возникновения, этап возникновения самой крионики, основные социальные, философские, религиозные проблемы связанные с данной наукой, а так же перспективы ее развития.

Исторические предпосылки возникновения крионики как науки.

Одной из фундаментальных предпосылок возникновения крионики как науки является возникновение такого термина как анабиоз.

Под анабиозом в настоящее время понимается состояние полного, но обратимого прекращения жизнедеятельности. Термин «анабиоз» был предложен в 1873 году немецким ученым Вильгельмом Прейером в его работе по исследованию феномена временного прекращения жизнедеятельности. Это название происходит от греческих слов «ана» – вверх и «биос» – жизнь, и переводится как «возврат к жизни». Этот термин считается не очень удачным и вместо него (особенно в зарубежной литературе) используются другие термины, такие как биостаз, абиоз, криптобиоз, мнимая смерть, скрытая жизнь и др.

Несмотря на то что данный термин возник только в 1873 году скрытая жизнь после смерти, а также возможность воскрешения волновали человечество на протяжении всей его истории. Практически каждая религия содержит в своем учении веру в загробную жизнь после смерти, а некоторые религиозные учения предусматривают и возможность реинкарнации- возрождения после смерти.

Однако религиозные учения и наука противоположно разные вещи. Если религия как таковая основывается на вере в божественное чудо, то наука основывается исключительно на фактах.

Стоит отметить, что медицине, как науке, на разных этапах ее развития известны случаи подтолкнувшие ученых к изучению возможности возвращения живого организма в функциональное состояние после прекращения им всех физиологических процессов.

Предпосылки возникновения

Если на одном из этапов, когда медицина тесно переплеталась с религией такие случае списывали на божественное проявление, то в дальнейшем происходило более детальное изучение возвращения физиологических процессов в норму после их прекращения основанное уже на фактах.

История медицины в разделе «исторических загадок» сохранила ряд примеров, якобы подтверждающих жизнь после смерти.

Один из них произошел во французском монастыре в XIV веке после смерти 60–летней монахини. Было обнаружено, что тело ее выглядит живым, члены – эластичными, а глаза – блестящими. В течение нескольких дней жители окрестных деревень неустанно обивали порог монастыря, дабы помолиться у гроба «живой умершей» – тогда монахини, наконец, вызвали врача. Он исключил летаргию, и Розелин была похоронена на монастырском кладбище. Через пять лет ее могилу вскрыли и с изумлением и ужасом констатировали, что вид покойницы совершенно не изменился.

Доминиканки стали было раздумывать, не стоит ли, основываясь на необычном состоянии тела умершей, начать процесс причисления ее к лику святых. Однако Папа Иоанн XXII, прознав о необыкновенном событии, решил иначе. Облаченная в парадные одежды усопшая была помещена в саркофаг со стеклянной крышкой и выставлена в монастырской церкви на всеобщее обозрение. А глаза умершей – все еще живые и блестящие – были извлечены из тела и помещены в серебряный реликварий.

Слухи о нетленной доминиканке из Прованса в течение нескольких веков привлекали в Ля Сель Рубо толпы любопытных и верующих. И вот летом 1660 года в монастырь прибыл король Франции Людовик XIV вместе с матерью, Анной Австрийской. Венценосные гости с изумлением взирали на неизменившееся за три века тело. Оно производило впечатление живого (конечно, были открыты только лицо и руки).

Молодой король с не меньшим интересом осмотрел и блестящие глаза монахини, глядевшие, точно живые, из серебряной раки. Затем, обратившись к придворному лекарю Антуану Вайо, он потребовал, чтобы тот ланцетом проколол глаз. Опешивший каноник не успел воспрепятствовать столь откровенно бестактному приказу, и послушный королевскому капризу лекарь пустил в действие инструмент. Раненое глазное яблоко реагировало так же, как глаз живого человека: зрачок сузился, потерял блеск, а из места прокола вытекла капля розоватой жидкости. Когда Анна Австрийская, отбыв из монастыря, пожурила «любознательного» сына, тот со свойственной ему высокомерной прямотой заявил, что хотел лишь уличить монахинь в мистификации, но теперь свято верит в чудо.

Первый подписанный врачами протокол освидетельствования трупа сестры Розелин был составлен в 1887 году. Четыре врача в присутствии епископа епархии Вар осмотрели умершую, со времени кончины которой прошло уже более 550 лет. Было установлено, что кожа монахини свежа и эластична, кисти и стопы сгибаются. После нажатия пальцем тело возвращается к прежнему состоянию. Видимо, уважение к умершей, пользующейся и без официальной канонизации общим поклонением, не позволило «естествоиспытателям» вскрыть вену Розелин, а тем более произвести полное вскрытие.

А через семь лет после осмотра произошло нечто не менее удивительное: противившееся разложению и воздействию времени тело монахини в течение нескольких дней превратилось в высохшую, сморщенную мумию. Но сначала погасли и вскоре полностью разрушились ее глаза.

Наши рекомендации