Перечень практических умений
1. Сбор эпидемиологического анамнеза у больных гриппом и другими ОРВИ.
2. Клиническое обследование больных с гриппом и другими ОРВИ.
3. Составление плана обследования больного для установления нозологического диагноза.
4. Освоение техники забора респираторных образцов и других субстратов (кровь и другие) больного для специфических исследований.
5. Интерпретация результатов вирусологических, иммунологических и молекулярно-биологических исследований различных субстратов у больных гриппом и другими ОРВИ.
6. Формулирование клинического диагноза.
7. Составление плана лечения больного в соответствии с основными стандартами медицинской помощи при гриппе и других ОРВИ.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Современное состояние проблемы гриппа и других ОРВИ.
2. Этиология гриппа и других ОРВИ.
3. Эпидемиология гриппа и других ОРВИ.
4. Основные патогенетические и патоморфологические аспекты гриппа и других ОРВИ.
5. Клинические классификации гриппа и других ОРВИ.
6. Клиническая характеристика гриппа и других ОРВИ.
7. Осложнения гриппа и других ОРВИ.
8. Методы специфической диагностики гриппа и других ОРВИ.
9. Дифференциальный диагноз гриппа и других ОРВИ.
10. Принципы этиотропной терапии гриппа и других ОРВИ.
11. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий при гриппе и других ОРВИ.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература
Основная
1. Инфекционные болезни и эпидемиология : учебник / В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2003. С. 344-374.
2. Шувалова Е.П. Инфекционные болезни : учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2005. С. 327-355.
3. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Инфекционные болезни : учебник. М. : Медицина, 2003. С. 309-329.
4. Ющук Н.Д., Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням : учебное пособие для студентов медицинских вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Медицина, 2007. С. 668-694.
Дополнительная
1. Грипп : руководство для врачей / под ред. Г.И. Карпухина. СПб. : Гиппократ, 2001. 360 с.
2. Медуницын Н.В. Вакцинология. М. : Триада-Х, 1999. 272 с.
Нормативная
1. МР 0100/10510-03-34 от 25.11. 2005 г. Методические рекомендации по оперативному анализу и прогнозированию эпидемиологической ситуации по гриппу и острым респираторным вирусным инфекциям (ОРВИ). М., СПб., 2005. 12 с.
2. СП 3.1.2.1319-03 от 24.04. 2003 г. Санитарно-эпидемиологические правила. Профилактика гриппа. М., 2003. 10 с.
Материальное обеспечение
· учебники и атлас по инфекционным болезням
· схемы оформления микрокураторского листа и истории болезни инфекционных больных
· лекционный материал по теме “Грипп и другие ОРВИ”
· методические указания для студентов на практическое занятие по теме “Грипп и другие ОРВИ”
· комплект наглядных пособий для практических занятий (таблицы, схемы, диаграммы, муляжи и др.)
· комплект слайдов мультимедийной презентации
· комплект видеоматериалов
· комплект ситуационных задач
· комплект вариантов тестовых контрольных заданий
· тематические больные (с гриппом, другими ОРВИ и иными синдромосходными заболеваниями)
· технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ
1. Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.
На этапе самоподготовки студенты изучают вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клинических проявлений, специфической диагностики, дифференциального диагноза, лечения и профилактики гриппа и других ОРВИ.
В процессе подготовки к занятию необходимо использовать информацию, полученную при изучении фундаментальных учебных дисциплин (биология, нормальная и патологическая анатомия, топографическая анатомия, нормальная и патологическая физиология, гистология и цитология, биохимия и молекулярная биология, микробиология и вирусология, иммунология, фундаментальные основы клинической медицины).
2. Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.
Методы реализации целевых установок подготовки к занятию:
§ теоретическое изучение учебных вопросов с тезисным конспектированием в рабочих тетрадях, с использованием обязательных и дополнительных литературных источников, лекционного материала и электронных ресурсов;
§ изучение компонентов методических указаний на практическое занятие для студентов;
§ оформление рефератов и докладов к тематической конференции по гриппу и другим ОРВИ в рамках учебно-исследовательской работы;
§ выполнение заданий для внеаудиторных занятий.
Рекомендуемые темы для реферативной работы
- синдром Рея
- грипп и беременность
- изменения в иммунной системе при гриппе
Задание для внеаудиторной работы
Составить таблицы для дифференциальной диагностики:
- грипп и инфекционные заболевания с синдромом острой инфекционной интоксикации;
- грипп и инфекционные заболевания с катарально-респираторным синдромом;
- круп при парагриппе и дифтерии гортани.
3. Задачи на предстоящее занятие.
Учебные вопросы занятия отрабатываются в процессе самостоятельной курации студентами тематических больных (в том числе и с синдромосходными заболеваниями), с оформлением микрокураторского листа, в котором фигурируют обоснование предварительного нозологического диагноза, планы обследования и лечения больного, алгоритм дифференциальной диагностики.
Практическое занятие включает клинический разбор пациентов с типичными клиническими проявлениями гриппа и других ОРВИ (с активным обсуждением студентами), а также освоение практических умений, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности “Лечебное дело” в области учебной дисциплины “инфекционные болезни”.
Преподаватель осуществляет методологическое руководство работы студентов (контроль методики объективного осмотра пациента, оценка правильности интерпретации данных объективного обследования, лабораторных и инструментальных методов исследований, коррекция формулировки диагноза, плана лечения и программы диспансерного наблюдения).
Для выявления качества, глубины и объема усвоения темы используются контрольные ситуационные задачи и учебные игры.
В рамках учебно-исследовательской работы студентов – тематическая конференция по актуальным аспектам гриппа и других ОРВИ (с предварительной внеаудиторной подготовкой рефератов и докладов).
4. Вопросы для самоконтроля знаний:
- основные свойства возбудителей гриппа и других ОРВИ;
- эпидемиологическая характеристика гриппа и других ОРВИ (источники инфекции, механизм заражения и пути передачи инфекции, сезонность, восприимчивость, причины ежегодного появления эпидемии гриппа);
- аспекты патогенеза гриппа и ОРВИ;
- клинические проявления гриппа;
- особенности клинического течения других ОРВИ;
- осложнения гриппа и других ОРВИ;
- специфическая диагностика гриппа и других ОРВИ;
- алгоритм дифференциальной диагностики гриппа и других ОРВИ;
- алгоритмы этиотропной (препараты, схемы применения, продолжительность курса) и патогенетической терапии гриппа и других ОРВИ;
- комплекс неспецифических и специфических профилактических мероприятий при гриппе и других ОРВИ.