Поза приветствия (асана ванаккам)

а. Встаньте пятки вместе, носки врозь.

б. Опуститесь на колени.

в. Коснитесь лбом пола, руки остаются по бокам.

г. Перенесите руки и соедините ладони за головой.

д. Поднимите ступни, балансируя на коленях и предплечьях.

е. Пойте: «Ом Крийя Бабаджи Нама Аум».

(Рисунок А01)

Результат: пробуждает сахасрару, уменьшает эгоизм.

Показания: поясничный лордоз.

Противопоказания: выпадение межпозвонкового диска (сжатие, смещение, грыжа диска).

ПОКЛОНЕНИЕ СОЛНЦУ (СУРЬЯНАМАСКАР)

В идеале это упражнение должно выполняться ежедневно до девяти утра, вне помещения, при этом тело должно быть максимально открыто солнечным лучам, пока вода после купания в море или озере ещё не обсохла на теле и образует защитный слой от инфракрасной составляющей солнечных лучей.

На каждой из следующих стадий повторяйте: «Ом Крийя Бабаджи Нома Аум».

а. Встаньте пятки вместе, носки врозь, ладони соединены высоко над головой.

б. Поместите соединённые ладони на уровне межбровного центра.

в. Переместите ладони на уровень горлового центра.

г. Поместите ладони на уровне сердечного центра.

д. Поместите ладони на уровне пупочного центра.

е. Опускаясь на колени, поместите соединённые ладони на верхушку головы.

ж. Примите позу приветствия.

з. Примите положение правое колено впереди, левая нога выпрямлена назад, спина прогнута, взгляд направлен вверх, верхняя часть стоп прижата к полу.

и. Ступни вместе, пятки как можно ближе к полу, колени выпрямлены, руки на полу, голова опущена вниз,

к. Опустите бёдра на пол, выгните спину, смотрите вверх и назад,

л. Опустите голову на пол.

Повторите всё это в обратном порядке от «к» до «а», при этом в позиции «з» впереди левое колено, а назад вытянута правая нога.

Пойте следующую песню натамильском и санскрите, поворачи­ваясь медленно вокруг своей оси по часовой стрелки и подставляя все части своего тела солнечным лучам. Ладони соединены, руки вытянуты над головой.

(Рисунок А02)

ПЕСНЯ ПОКЛОНЕНИЯ СОЛНЦУ

Тамильский и санскритский текст: Перевод:

Дипам Джьоти Парабрахман...... Преклоняюсь перед Светом Высшего Бога

Дипам СарвамТамабагам ............. Принимаю прибежище в Милости Бога

Дипанай Сатиятей Сарвам ................ Через Ту Истину всё будет сделано

Найяра Дипам Намастутей........................... Приветствую Солнце

Калай Дипам Намастутей ............................. Приветствую Свет утра

Оуччи Дипам Намастутей .............................. -"- дня

Сантья Дипам Намастутей ............................. -"- вечера

Ничи Дипам Намастутей ............................... -"- ночи

Анбу Дипам Намастутей ............................. -"- Божественной Любви

Ахима Дипам Намастутей............................. -"- ненасилия

Асана Дипам Намастутей .......................... -"- расслабляющих поз

Прана Дипам Намастутей ....................... -"- владения дыханием

Дхьяна Дипам Намастутей ......................... -"- владения умом

Джнана Дипам Намастутей ....................... -"- высшего самопознания

Мантра Дипам Намастутей ................... -"- сакральных слогов

Бхакти Дипам Намастутей ........................ -"- любви к Божественному

Бабаджи Дипам Намастутей ..................... -"- Бабаджи

Аннай Дипам Намастутей .......................... -"- Матаджи

Амман Дипам Намастутей ......................... -"- Амман

Йога Дипам Намастутей ............................ -"- йоги

Результат: под воздействием солнечных лучей в коже синтези­руется витамин D, необходимый для формирования костей; преодо­левается апатия; ускоряется заживление ран и выздоровление при различных кожных заболеваниях типа псориаза; излечиваются прыщи. Это упражнение разогревает тело и помогает пробудить чакры.

Противопоказания: рак кожи.

СТОЙКА НА ПЛЕЧАХ (САРВАНГАСАНА)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, б. Лягте на спину.

в. Поднимите согнутые в коленях ноги, таз при этом остаётся на полу, пошевелите стопами и пальцами ног.

г. Завершите позу, подняв корпус вверх, подбородок прижат к груди, руки поддерживают спину.

д. Опуститесь на пол и расслабьтесь.

(Рисунок А03)

Показания: для стимуляции щитовидной железы (хорошо при гипотиреоидизме); при закупорке пазух, простудных заболеваниях легких, воспалении горла, заболеваниях зубов; для улучшения зрения и памяти; при варикозном расширении вен, защемлении нерва в шейном отделе позвоночника, параличе лицевых нервов, невралгии седалищного нерва; для гармонизации и омоложения всего тела, поддержания здорового состояния половых органов, улучшения кровообращения; при головной боли; для стимуляции вишуддхи.

Противопоказания: смещение одного из шейных позвонков.

ПОЗА РЫБЫ (МИНАСАНА) (КОНТРПОЗА К №3)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Сядьте, согнув правую ногу и положив её перед собой.

в. Положите правую стопу на левое бедро, покачайте рукой правое колено вверх-вниз.

г. Положите левую стопу на правое бедро, покачайте левое колено вверх-вниз. (Если это трудно выполнить, скрестите стопы под бёдрами).

д. Наклонитесь вперёд и перекатитесь на спину. Опустите руки и колени на пол.

е. Поднимите плечи, обопритесь на локти, прогнитесь назад, упритесь макушкой о пол, затем уберите опору с локтей, положите руки на ступни или бёдра.

ж. Опустите спину. Слегка согнувшись и подтянув голову к груди покачивайтесь вперёд и назад на спине.

з. Остановитесь, сядьте, опустите стопы, встаньте.

(Рисунок А04)

Показания: повышенная функция щитовидной железы; кифоз (сутулость); для активации гипофиза и шишковидной железы; для улучшения зрения; при ревматических артритах спины; при общей вялости.

Противопоказании: защемление нервных корешков в шейном отделе позвоночника, повреждения позвонков, контрактура колена

ПОЗА СТОЯЩЕГО ЖУРАВЛЯ (НИНДРА КОККУСАНА)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

6. Вытяните руки нал головой.

в. Наклонитесь вперёд, кончики пальцев находятся около пола или касаются его.

г. Мягко покачайтесь вверх-вниа

д. Остановите движение, оставаясь в этой позе.

е. Поднимитесь, вытянув руки над головой.

(Рисунок А05)

Показания: для устранения контрактур в пояснице и коленях; при ожирении; для восстановления и увеличения жизненной энергии, улучшения памяти, пищеварения; при диабете. Повышает способ­ность стоять длительное время на ногах.

Противопоказания: выпадение межпозвоночных дисков в пояс­ничном отделе.

ПОЗА ЛУКА (ВИЛАСАНА) (КОНТРПОЗА К №5)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте лицом вниз.

в. Согните ноги, стараясь коснуться пятками ягодиц.

г. Возьмитесь за лодыжки.

д. Потяните ноги, поднимите вверх голову и плечи, прогните спину.

е. Покачайтесь вперёд и назад.

ж. Остановитесь, опустите руки, ноги и голову на пол.

з. Снова взявшись за ноги потянитесь с прогнутой спиной.

и. Перекатывайтесь из стороны в сторону (если трудно держаться за

лодыжки, это можно делать со скрещенными за спиной руками). к. Вернитесь в положение лежа лицом вниз и расслабьтесь.

(Рисунок А06)

Показания: для предупреждения и лечения диабетов; при запорах, гепатите, ожирении, желтухе; для стимуляции всех внутренних органов; даёт некоторое облегчение при выпадении дисков; для утончения талии, преодоления апатии, укрепления мышц; для про­буждения манипуры; при утомлении, головных болях и резких переменах настроения, вызванных предменструальным синдромом (ПМС).

ПЕРЕВЁРНУТАЯ ПОЗА (ВИПАРИТАКАРАНИ АСАНА)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте на спину.

в. Поднимите ноги, колени согнуты, таз остаётся на полу, пошевелите стопами и пальцами ног.

г. Приподнимите спину, поместите руки на пояс, ноги прямо над локтями или над головой.

д. Медленно опустите тело и расслабьтесь.

(Рисунок А07)

Показания: при бронхите, туберкулёзе лёгких, эмфиземе, тонзил­лите; для укрепления сердца; для массажа лимфатических желёз и сердца; помогает при гипертонии.

Противопоказания: выпадение дисков или повреждения поз­вонков.

ПОЛОВИННАЯ ПОЗА РЫБЫ (ПАТИ МИНАСАНА) (КОНТРПОЗА К №7)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте на спину.

в. Поднимите плечи, прогните спину и теменем коснитесь пола.

г. Опуститесь вниз и расслабьтесь.

(Рисунок А08)

Показания; для тех, кто не может выполнять позу рыбы; хорошо при бессонице.

Результат: раздвигает кости таза и увеличивает пространство для внутренних органов (что важно при родах); стимулирует гипофиз и шишковидную железу; предупреждает уплощение изгибов позво­ночника; исправляет кифоз; уменьшает напряжение в седалищном нерве; предотвращает бессоницу; способствует самовнушению; сок­ращает время, необходимое для сна.

ПОЗА ПЛУГА (КАЛАПОЙ АСАНА)

а. Встаньте пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте на спину.

в. Поднимите ноги, оставив таз на полу.

г. Поднимите спину, как в стойке на плечах, медленно перенесите ноги назад за голову и, удерживая спину прямой, коснитесь носками пола или держите их около пола.

д. Покачивайтесь на плечах вперёд-назад.

е. Медленно опустите спину и ноги на пол, расслабьтесь.

(Рисунок А09)

Показания: при сколиозе; для повышения гибкости позвоночника; для предупреждения чрезмерного поясничного прогиба (лордоза) после родов; для уменьшения контрактуры связок спины; для мас­сажа сердца и внутренних органов; при ожирении; перед вторым месяцем беременности; для укрепления сфинктерных мышц, которые важны для контроля над сексуальной энергией; помогает при защем­лении нервных корешков позвоночника; пробуждает вишуддхи.

Противопоказания: после четвёртого месяца беременности. (Для предупреждения сколиоза в этот период позу плуга можно заменить ползанием на четвереньках).

ПОЗА ЗМЕИ (ПАМБУ АСАНА) (КОНТРПОЗА К №9)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте лицом вниз, руки вдоль туловища.

в. Поднимите голову, плечи и торс. Повторите это несколько раз.

г. Положите ладони на пол около плеч. Удерживая таз на полу, медленно поднимитесь и прогните спину, выпрямляя руки и отталкиваясь ими от пола, смотрите назад.

д. Опустите спину и голову, вытяните руки вперёд, соедините ладони.

е. Прогните спину, поднимите голову, разведите руки в стороны, хлопните в ладоши. Повторите несколько раз.

(Рисунок А10)

Показания: при болях в нижней части спины; при кифозе, люмбаго, запорах; пробуждает кундалини; массирует репродуктивные органы и уменьшает недомогания, связанные с менструацией; облегчает роды; увеличивает объём грудной клетки и жизнеспособность.

Противопоказания: чрезмерный лордоз; защемление нервных корешков позвоночника; повреждения позвонков.

ПОЗА ЙОГИЧЕСКОГО СИМВОЛА (ЙОГА МУДРАСАНА)

Первый вариант:

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Сядьте, скрестив левую ногу перед правой.

в. Положите левую стопу на правое бедро, покачайте колено вверх-вниз левой рукой.

г. Поместите правую стопу на левое бедро, покачайте правое колено вверх-вниз правой рукой (если трудно, скрестите ноги под бёдрами).

д. Возьмитесь руками за большие пальцы ног и не отрывая ягодиц от пола нагнитесь вперёд, растягивая позвоночник. Мягко покачай­тесь несколько раз, стараясь приблизить лоб к полу и коснуться его, если это удалось, тогда постарайтесь коснуться носом, затем подбородком. Сядьте и расслабьтесь.

(Рисунок А11)

Второй вариант - выполнив «а», «б», «в», «г» делайте следующее:

е. Наби мудра: соедините два кулака и повращайте ими, как будто это сцепленные шестерни, массируя таким образом нервные окончания в основании пальцев.

ж. Прекратите вращение, поместите кулаки на живот, нагнитесь несколько раз вперёд, надавливая кулаками на низ живота.

(Рисунок А11a)

Третий вариант - выполнив «а», «б», «в», «г» делайте следующее: з. Скрестите руки за спиной и возьмитесь, если сможете, за большие

пальцы ног.

и. Нагнитесь несколько раз вперёд, к. Опустите руки и стопы, расслабьтесь.

(Рисунок А11b)

Показания; позволяет энергии кундалини подняться без затруд­нений; даёт ощущение уверенности в себе.

Первый вариант показан для коррекции поясничного лордоза; при ревматических заболеваниях позвоночника; для увеличения объёма грудной клетки.

Второй вариант: при запорах; для укрепления и успокоения нервов рук; для пробуждения манипуры.

Третий вариант: для коррекции контрактур в области плеч, локтей и запястий; для передачи энергии в высшие центры и удержания её там.

Противопоказания: контрактуры коленных суставов.

ПОЛОВИННАЯ ПОЗА КОЛЕСА (ПАТИ ЧАКРАСАНА) (КОНТРПОЗА К №11)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте на спину.

в. Поставьте стопы рядом с ягодицами, раздвинув ноги на ширину плеч, колени вверх.

г. Поместите руки около плеч, локтями вверх.

д. Поднимите тело, распределите вес поровну между руками, стопами и головой.

е. Опустите спину и вернитесь в положение «г».

ж. Положите руки вдоль тела, ноги на пол,

з. Повращайте головой и шеей из стороны в сторону и затем рас­слабьтесь.

(Рисунок А12)

Показания: для стимуляции гипофиза и шишковидной железы; для пробуждения сахасрары; для улучшения памяти; помогает избежать старения; при кифозе; очень хорошо при грыже диска или при смещении (выпадении) межпозвоночного диска; увеличивает ловкость; повышает тонус мышц.

ПОЗА СИДЯЩЕГО ЖУРАВЛЯ (АМАРИТА КОККУСАНА)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте на спину.

в. Вытяните руки за голову, сядьте, потянитесь руками вверх, растягивая при этом спину. Затем наклонитесь вперёд и тяните руки над стопами и дальше, совершая мягкие покачивания. Следите, чтобы голова была опущена, ноги вытянуты.

г. Прекратите движение, возьмитесь за большие пальцы ног или за щиколотки, потяните спину вперёд и задержитесь в этом положении.

д. Лягте на спину, вытяните руки за голову, как в положении «в.1».

е. Опустите руки вдоль тела и расслабьтесь.

(Рисунок А13)

Показания: для уменьшения излишка жира вокруг талии; для излечения геморроя и диабета; уменьшает увеличенную предста­тельную железу у мужчин; усиливает перистальтику кишечника; при запорах, гастритах, нарушениях пищеварения; повышает тонус мышц и внутренних органов: печени, почек, желудка и поджелу­дочной железы; при остеоартритах и ревматических заболеваниях позвоночника; для разогревания тела перед занятиями спортом, чтобы предотвратить спазмы мышц; для улучшения аппетита; при контрактурах мышц задней стороны бедра; при поясничном лордозе; при мышечных болях в спине; для пробуждения свадхистаны; при бесплодии и функциональных расстройствах половых органов у женщин.

Противопоказания: кифоз; во время приступов боли при неврал­гии седалищного нерва (однако способствует их предотвращению).

14. ПОЗА КУЗНЕЧИКА (ВИТТЕЛАСАНА) (КОНТРПОЗА К №13}

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь, о. Лягте лицом вниз.

в. Положите правую руку в 5-15 см от правого бедра.

г. Слегка приподнимите левую ногу и повернитесь на правый бок, держа левую руку на левом бедре.

д. Поднимайте и опускайте левую ногу вверх и вниз подобно движению ножниц. При этом правая нога немного согнута, боковая сторона головы касается пола, левая нога прямая.

е. Остановитесь, повернитесь на живот и опустите ноги на пол.

ж. Положите левую руку в 5-15 см от левого бедра.

з. Слегка приподнимите правую ногу и повернитесь на левый бок, держа правую руку на правом бедре.

и. Поднимайте и опускайте правую ногу вверх и вниз подобно

движению ножниц. При этом левая нога немного согнута, боковая сторона головы касается пола, правая нога прямая.

к. Остановитесь, повернитесь на живот и опустите ноги на тол.

л. Поднимите обе ноги вместе, подержите немного, затем опустите и расслабьтесь. Повторите так три раза.

(Рисунок А14)

Показания: для облегчения родов и уменьшения боли при родах; наилучшая асана для укрепления ягодичных мышц; при болях в спине; для укрепления мышц ног и бёдер; при диабетах; улучшает кровообращение во внешних и внутренних половых органах, что способствует излечению женщин от бесплодия, а мужчин - от импотенции и простатита; пробуждает муладхару и храня щуюся в ней кундалини; тонизирует и массирует внутренние органы печень, почки, поджелудочную железу.

ЛЕЖАЧАЯ ПОЗА ПРОЧНОСТИ И СВЕТА (ВАДЖРОЛИ МУДР АСАНА)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте на спину.

в. Поднимите ноги, не отрывая таз от пола.

г. Сцепите руки под коленями.

д. Сядьте, балансируя на ягодицах, держа лоб близко к коленям, стопы вверх.

е. Перекатитесь назад и коснитесь носками пола за головой, как в позе плуга.

ж. Перекатитесь вперёд и опустите ноги на пол, голову прижимайте

коленям. з. Повторите «е» и «ж» несколько раз. Затем остановитесь, балансируя

на ягодицах, и. Опустите спину на пол, положите руки вдоль тела, ноги на пол,

расслабьтесь.

(Рисунок А15)

Показания: при бесплодии и импотенции; для увеличения жизнен­ной энергии после её потери; делает тело светящимся и прозрачным; для укрепления сфинктерных мышц, что важно для управления сексуальной энергией; для пробуждения кундалини в муладхаре; для укрепления яичников; при грыже; для улучшения кровообращения.

КОЛЕННАЯ ПОЗА ПРОЧНОСТИ (СУПТАВАДЖРАСАНА) (КОНТРПОЗАК№15)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Опуститесь на колени, поставьте колени вместе, стопы вместе.

в. Расставьте стопы, оставляя колени вместе.

г. Несколько раз поднимите тело вверх и опустите вниз, при опускании касайтесь тазом пола.

д. Лягте на спину, опустите голову и плечи на пол (если это трудно, пропустите «д» и переходите к «е», оставаясь в положении сидя).

е. Скрестите руки за головой, положив их на противоположные лопатки, похлопайте по спине несколько раз.

ж. Вернитесь в сидячее положение. Приподнимитесь на коленях, поставьте стопы вместе, встаньте.

(Рисунок А16)

Показания: при нарушениях пищеварения; при метеоризме; для укрепления мышц ног; при нервозном состоянии, влияющем на руки; при смещении (выпадении) диска; при боли по ходу седалищного нерва; при контрактурах связок колена; при мышечных болях в коленях, стопах или пальцах ног.

ПОЗА ТРЕУГОЛЬНИКА (ТРИКОНАСАНА)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Расставьте стопы, вытяните руки в стороны.

в. Глядя на указательный палец правой руки, опустите левый указательный палец к большому пальцу левой ноги.

г. Повернитесь, передвигая левый указательный палец к большому пальцу правой ноги.

д. Вернитесь назад, передвигая левый указательный палец к большому пальцу левой ноги, затем поднимитесь.

е. Глядя на левый указательный палец, опустите правый указательный палец к большому пальцу левой ноги.

ж. Повернитесь, передвигая правый указательный палец к большому пальцу левой ноги.

з. Вернитесь назад, передвигая правый указательный палец к большому пальцу правой ноги, поднимитесь.

и, Нагнитесь вперёд, опуская голову к пространству между коленя­ми, поднимите корпус до уровня талии, опять нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз,

к. Остановитесь, выпрямитесь, прогнитесь назад, выпрямитесь.

л. Поверните корпус и плечи на 90 градусов вправо, раскинув руки в

стороны.

м. Нагнитесь вперёд, поднесите голову к правому колену, поднимите корпус вверх до уровня талии, затем снова нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз.

н. Остановитесь, выпрямитесь и, оставаясь повёрнутым направо,

прогнитесь назад к левой стороне, задержитесь в этом положении.

о. Выпрямитесь, затем повернитесь лицом вперёд.

п. Поверните корпус и плечи на 90 градусов влево, раскинув руки в стороны.

р. Нагнитесь вперёд, поднесите голову к левому колену, поднимите корпус до уровня талии, снова нагнитесь вперёд. Повторите это несколько раз.

с. Остановитесь, выпрямитесь и, оставаясь повёрнутым налево, прогнитесь назад к правой стороне, задержитесь в этом положении.

т. Выпрямитесь, затем повернитесь в центральное положение.

у. Опустите руки вдоль тела, пятки поставьте вместе, носки врозь, затем расслабьтесь, поставив стопы как удобно.

(Рисунок А17)

Показания: для коррекции различных расстройств в позвоноч­нике; при невралгии седалищного нерва; для улучшения памяти; для развития способности долго сидеть в медитации; для укрепления межпозвонковьгх нервов и внутренних органов в области живота: для улучшения перистальтики кишечника; при запорах.

РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПОЗА ПОЛНОГО ПОКОЯ (ПУРНА ШАВА ШАНТИ АСАНА)

а. Встаньте прямо, пятки вместе, носки врозь.

б. Лягте на спину.

в. Поворачивайте голову и шею из стороны в сторону, затем остановитесь и расслабьтесь.

г. Сожмите пальцы в кулак, обхватывал большой палец правой руки остальными четырьмя, затем расслабьте кисть.

д. Приподнимите правое предплечье и расслабив его дайте ему свободно упасть.

е. Приподнимите всю правую руку, затем дайте ей упасть, ж. Повторите «г», «д» и «е» левой рукой.

з. Двигайте пальцами правой ноги вперёд-назад, растопырьте их в

стороны.

и. Повторите это пальцами левой ноги.

к. Вращайте ступнями из стороны в сторону, катая их на пятках. л. Приподнимите всю правую ногу, дайте ей упасть. м. Повторите то же самое для левой ноги, н. Пойте Шанти-мантру (см. ниже). Слова этой мантры взяты из

различных духовных традиций и выражают состояние покоя.

(Рисунок А18)

Показания: как контрпоза к позе Приветствия (№ 1); движение ног из стороны в сторону полезно при невралгии седалищного нерва; для входа в непродолжительный, но глубокий и освежающий сон; для снятия усталости, напряжения, последствий стресса и ПМС; мантра покоя эффективна для достижения ментальной тишины.

ШАНТИ-МАНТРА (УНИВЕРСАЛЬНАЯ МАНТРА ПОКОЯ)

Ом Шанти Шанти Шанти Шалом Сат Нам Садху

Тао Эм Аум Спирит Свами Ками

Аминь Амен Аумен

Селах Хум

Аум

Крийя кундалини-пранаяма

Искусство управления дыханием, крийя кундалини-пранаяма, является самым важным и мощным методом в крийя йоге Бабаджи. Она пробуждает кундалини - энергию, дремлющую в муладхаре, и распределяет её через сеть нади. Посредством регулярной практики ученик постепенно пробуждает все чакры и соответствующие им уровни сознания, становится, образно выражаясь, энергетическим генератором на всех пяти планах существования, Через это он достигает самореализации и состояния самадхи.

Крийя дхьяна-йога

В образной форме ум можно сравнить с обезьяной, пьяной от вина желания и ужаленной пчёлами гордости. Крийя дхьяна-йога, искусство управления умом, включает в себя ряд медитативных техник для достижения контроля над непокорным умом. Она разви­вает пять чувств и их тонкие соответствия: ясновидение, ясно-слышание и ясночувствование.

Первая техника крийя дхьяна-йоги способствует очищению под­сознательного ума со всеми его подавленными желаниями, страхами и воспоминаниями. Последующие техники помогают ученику постепен­но пробудить скрытые возможности своего ума через практику концентрации, созерцания, постоянного внимания и осознавания. В конечном итоге человек приходит к реализации своего «Я» и обретает счастье на всех пяти планах бытия.

Крийя мантра-йога

Корень «ман» в слове «мантра» означает «думать», а частица «тра» происходит от слова «трай» - «защищать» или «освобождать». Имеется в виду освобождение от цепей сансары, от наших склонностей и привычек. Большинство людей является их рабами. Но если привычки и тенденции вытесняются и замещаются мантрой -человек освобождается от них. Когда вместо укрепления привычки энергия человека направляется на повторение мантры, привычка постепенно уходит. Повторение мантры устраняет такие замутня-ющие человеческое видение эмоции, как гнев, страх, алчность и похоть. Как чистое зеркало отчётливо отражает реальность, так и ум способен отражать высшие духовные истины, когда подобные эмоции устранены.

Мантры были открыты сиддхами в состояниях глубокой медита­ции. Когда ум затихает, человек начинает слышать звуки, соответ­ствующие различным чакрам и уровням сознания. Как сказал Иисус относительно слышания слова Божия: «Имеющий уши да слышит» (Лк. 8:8).

Существует два вида языков: используемые для общения между людьми, такие как английский, французский, хинди и т.д., и языки, используемые для связи между разными уровнями сознания. Боль­шинство людей ограничивается только первым видом. Второй же вид языков существует во многих религиозных традициях. Молитва христианского священника о превращении вина в кровь Христову во время обряда причастия, или «сердечная молитва» в православии, или песнопения григорианских монахов, в отличие от обычных молитв, не содержат в себе никаких просьб - с их помощью ум обретает сосредоточенность и чистоту.

Люди притягивают к себе те события и обстоятельства, которые постоянно повторяются в их мыслях. Тот, кто упорно вынашивает проект нового фантастического дома и размышляет о тех шагах, которые требуются для реализации этой мечты, постепенно притя­гивает к себе необходимые возможности. Тот же, кто находится в неотступном страхе, что его ограбят, приводит в действие силы, притягивающие событие, которого он так боится.

В мыслях чаще всего присутствуют разнообразные желания. Когда они не осуществляются, возникает глубокое разочарование и неудовлетворённость, что приводит к смятению ума и делает невоз­можным осознавание. В результате человек утрачивает способность ощущать в себе божественное сознание и становится жертвой обсто­ятельств и привычек.

Сила большинства мыслей очень невелика, но при постоянном их повторении она возрастает. На основе повторяющихся мыслей фор­мируются привычки человека, а поведение состоит главным образом из привычек. Личность индивидуума является ни чем иным, как суммой всех его мыслей с уникальным, характерным лишь для него набором симпатий и антипатий. Всё это хранится в подсознательном уме, который в йоге именуется читта. Сущностью йоги как процесса является именно очищение читты. Как говорит Патанджали, «йога читта вритти ниротхана», то есть: «Йога есть устранение вритти (волнений, изменений), присущих подсознательному уму».283

Крийя мантра-йога - это мысленное повторение обладающих духовной силой звуков с целью пробудить интеллект. Такое повто­рение мантры называется джапа, или мантра садхана. Мантра даёт покой и блаженство, через раскрытие интуиции пробуждает интел­лект и осознавание. Творческий мыслительный акт совершается спонтанно, в промежутке между волевыми усилиями мысли. Вдохно­вение скорее может прийти тогда, когда место работающего ума занимает мантра, повторяющаяся сама по себе. Джапу следует совершать с глубокой верой (шраддха), любовью (бхава) и сосредо­точенностью (дхарана).

С помощью мантр эгоцентризм вытесняется божественным. В крийя йоге Бабаджи все мантры обращены к различным аспектам божественного. Самые сильные мантры содержат биджа-слоги или биджа-звуки, открытые сиддхами в состояниях глубокой медитации и представляющие собой ключи к достижению высших состояний сознания. Связанные с чакрами мантры открывают доступ к опыту, выходящему за пределы обычного восприятия.

Мантра божественна. Многие думают, что она только обоз­начает божественное, но по сути своей она сама является божест­венным. В Библии сказано: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Всё было сотворено через Него (Слово, или Аум), и без Него ничто не было создано, что было создано» (Ин. 1:1-3). Поэтому мантра содержит в себе божественную преобразующую силу, или шакти, проявляющуюся через звук. Мантра генерирует творческую энергию и настраивает человека в унисон с божест­венным. Каждой из биджа-мантр соответствует янтра - геометри­ческая диаграмма. У каждой чакры, каждого божества и каждого сиддха есть свои мантра и янтра. Повторяя мантру какого-либо божества, святого или сиддха, можно снискать их благословения и даже ощутить их присутствие.

Мантра подобна свече в тёмной комнате. По своему воздействию она напоминает прививку от кармических болезней. Вся та энергия, которая обычно растрачивается на всевозможные объекты чувствен­ного мира, собирается воедино и сохраняется; в результате желания постепенно утрачивают свою силу, восстанавливается уравновешен­ность и самоконтроль. В периоды беспокойства, депрессии или сомнений повторение мантры помогает успокоиться и сосредоточить внимание.

Для того, чтобы мантры были эффективны, при выполнении джапы не должно быть желания личной выгоды. Это позволяет достичь состояния внутренней отрешённости, в котором человек способен ощутить своё внутреннее высшее «Я». По этой причине многие мантры заканчиваются словом Намах, что означает «привет­ствие» или «предание себя» божественному.

Изучение мантр по книгам не даёт должного результата. Научить им может тот, кто имеет необходимый духовных опыт и способен передать связанные с мантрами тонкие вибрации и соответ­ствующие состояния сознания. Мантрам следует обучаться практи­куя антар крийя йогу,284 когда ученик и окружающая атмосфера очищаются различными йогическими практиками.

Крийя бхакти-йога

Крийя бхакти-йога, йога любви и преданности, способствует стремительному продвижению на пути к самореализации. Испол­нение религиозных песнопений, участие в богослужениях, соблю­дение обрядов, паломничество в святые места - всё это раскрывает сердце и ум навстречу Любви. Постепенно все действия человека становятся наполненными особым любовным отношением, ибо Воз­любленный видится во всём. Чувство любви и преданности Богу обычно неустойчиво из-за влияния других тенденций и желаний, к которым человек склонен по своей природе, поэтому для их культиви­рования и укрепления необходима бхакти-йога. Однако, те, кого в силу их эмоционального склада привлекает именно бхакти-йога, могут обнаружить, что иногда их эмоции принимают негативный и неуправляемый характер. В таком случае восстановлению контроля и уравновешенности могут способствовать другие направления йоги -крийя хатха-йога, медитация, пранаяма, карма-йога и мантра-йога.

Крийя карма-йога

Господь Кришна говорит Арджуне в Бхагавадгите: «Твоё дело -исполнять свой долг, никогда не заботясь о плодах своих действий; поэтому пусть не будут плоды мотивом твоей деятельности, но не должно быть и бездействия. Исполняй свой долг, о Дананджайя, пребывая в единстве с божественным, отказавшись от привязан­ностей и будь спокоен как в успехе, так и в неудаче: такая уравно­вешенность именуется йогой».285 Крийя карма-йога - это «бескорыст­ное служение, выполняемое со знанием дела и умением». Обычно люди занимаются той или иной деятельностью, ожидая получить что-либо взамен. В этом заключена их фундаментальная ошибка в вопросе об источнике счастья. Люди пытаются найти счастье во внешних вещах или действиях, не отдавая себе отчёта в том, что счастье – это всегда нечто, пребывающее внутри. Они принимают те обстоятель­ства, при которых бывают счастливы, за само счастье. При выпол­нении карма-йоги эта ошибка устраняется. В карма-йоге поступок совершается не потому, что он принесёт счастье (оно уже является неотъемлемым свойством нашей внутренней сущности), а для того чтобы освободиться от привязанности к результатам, исполняя свой долг во всех ситуациях в духе любви и служения. Будучи непривя­занным к результатам, человек не создаёт никакой новой кармы, то есть желаний, влекущих за собой действия, и обретает непреходящий покой. Причём все действия совершаются «со знанием дела и уме­нием», ибо в основе этой деятельности лежит дух любви. Беско­рыстное исполнение долга приводит к тому, что практикующий карма-йогу становится орудием высшего сознания, не встречающего сопротивления со стороны эго с его мелочными требованиями.

Практика крийя карма-йоги начинается с того, что несколько часов в неделю посвящается какой-либо деятельности на благо других. Практикующий начинает отличать требования эго от требо­ваний Бога, который ежедневно указывает нам сотни путей для служения другим. Постепенно всё, что бы он ни делал, превращается в практику карма-йоги, и появляется ощущение, что он действует не сам, а является инструментом в руках божественного, и его назна­чение в мире - любовь к другим людям, служение им. Приходит осознание того, что он лишь волна в океане мироздания. Он больше не потакает желаниям, исходящим от эго: каждое действие основы­вается лишь на побуждениях божественной любви.

Карма-йог свободен от гнева, эгоизма, алчности и личных желаний - у него большое сердце, он всегда готов делиться с другими и помогать им. Он тщательно анализирует мотивы своих поступков и совершает лишь те, которые основаны не на эгоистических стрем­лениях. Так карма-йог обретает чистоту сердца, способность видеть Бога в каждом и ощущать божественное присутствие во всём. Он ведёт простую жизнь, следуя девизу сиддхов: «Жить просто, думать высоко».

Семейная жизнь и тантра

В отличие от многих других духовных традиций, в которых половое влечение и семейная жизнь рассматриваются как серьезные препятствия на пути к самореализации, сиддхи превратили секс в одну из сфер йогической практики на пути к достижению божест­венного. Большинство из 18 сиддхов вели семейную жизнь, используя её как часть своей духовной садханы. Крийя тантра-йога включает в себя методы сохранения энергии, обычно растрачиваемой во время половой активности, и направления её в верхние чакры. Она также подразумевает любовь к своему партнёру как к воплощению божественного. Человек видит в объектах мира не источники соблазнов или препятствия на пути к обретению «духовности», а скрытую божест­венность. На тантрическом пути благодаря любви поклоняющийся достигает слияния с объектом поклонения.

Семейная жизнь предоставляет прекрасную возможность для развития бескорыстной любви, когда ощущение единства распрос­траняется сначала на партнёра, а затем и на детей, что может привести к раскрытию «вселенского видения Любви», когда человек видит Бога в каждом.

Благодаря крийя тантра-йоге высокоразвитые души получают редкую возможность - родиться в семье, где с самого момента зачатия они могут попасть под благотворное влияние йогической практики и мировоззрения.

Наши рекомендации