Парамаханса йогананда (1893 - 1952)
Парамаханса Йогананда стал одним из великих провозвестников философии йоги и восточного мистицизма в странах Запада. Он обладал способностью преподнести главные идеи учения таким образом, что христиане смогли его оценить и реально применять в своей системе вероисповедания. Его книга «Автобиография йога» явилась источником вдохновения для миллионов людей во всём мире и была переведена на многие языки. Для более успешного исполнения своих задач он основал Общество Самореализации с центром в Лос-Анджелесе, с более чем сотней филиалов во многих странах мира, а также Общество Йогода Сатсанг в Дакшинешваре (Западная Бен-галия, Индия). Иогананда был основателем первой йогода-школы в Ранчи (Бихар, Индия), которая открылась в 1917 году. В настоящее время таких школ уже двадцать одна. Они дают молодёжи всестороннее образование как в физическом и моральном, так и в интеллектуальном и духовном аспектах. С Обществом Самореализации также связаны многие аллопатические и гомеопатические клиники, медицинские, гуманитарные и бизнес-колледжи.
Иогананда обучал практике крийя йоги более ста тысяч человек. Среди них были такие выдающиеся личности той эпохи, как Махатма Ганди и американский ботаник Лютер Бэнк.
Когда 7 марта 1952 года Иогананда вошёл в состояние маха-самадхи (сознательное развоплощение) - его тело сохранялось без признаков распада в течение двадцати одного дня, после чего было погребено в склепе на кладбище Форест Лон в Лос-Анджелесе.104
В настоящее время свыше 300 монахов и монахинь живут в монастырях Общества Самореализации в Южной Калифорнии, продолжая начатую их учителем работу. Они совершают богослужения в храмах Общества, проводят занятия в учебных центрах и заочные курсы обучения, издают книги. Общество Самореализации в Америке и Йогода Сатсанг в Индии, основанные Парамахансой Йоганандой и возглавляемые в настоящее время Шри Дайя Матой, являются, пожалуй, самыми известными центрами обучения крийя йоге и йогоде (энергетическим техникам, разработанным Йоганандой).
Представители другой линии учеников Бабаджи и Лахири Махасайи живут главным образом в Индии, Они не столь известны, но также владеют истинной практикой крийя йоги. Среди них можно назвать Свами Сатьешварананду (Сан-Диего, Калифорния), ученика Свами Сатьянанды, который был главным учеником Свами Шри Юктешвара.
В 1942 году Бабаджи решил сделать доступ к своему учению еще более широким, чтобы содействовать его распространению. Для этой миссии он избрал двух человек: Рамайяха из Мадраса и Нилакантана из Калькутты"105
Йог Рамайях (1923 - ...)
С. А. А. Рамайях был вторым сыном Аннамалай Четтьяра - одного из самых богатых бизнесменов Южной Индии - и Таивани Ачи, глубоко одухотворённой женщины, поклонявшейся странствующему святому и дживанмукти106 Челасвами. По окончании Мадрасского университета молодой геолог Рамайях собирался ехать в Америку для продолжения учёбы. Однако накануне своего отъезда он заболел костным туберкулёзом, и ему пришлось провести шесть лет в гипсе, чтобы остановить развитие болезни. В течение этого времени он занимался медитацией под руководством гуру Прасанананда и Свами Омкара - знаменитых йогов-святых. В тот самый день, когда Парамаханса Иогананда оставил тело, Рамайях встретился в своём доме в районе Сан-Томе (Мадрас) со святым Мауна Свами, поклонявшимся великому сиддху Саи Бабе из Ширди.107 Мауна Свами рассказал Рамайяху о многих подробностях его жизни до встречи с Мауна Свами и подарил особый талисман с указаниями по использованию специального аюрведического лекарственного препарата. Он предсказал, что если больной последует его совету, выздоровление наступит в течение месяца.108
Вскоре после этого разговора Рамайяху явился в видении Ширди Саи Баба, На вопрос Рамайяха, является ли он его учителем, Саи Баба ответил, что нет, но сказал, что покажет Рамайяху его гуру, и тот увидел Бабаджи. Через некоторое время болезнь обострилась, страдания повергли Рамайяха в глубокое отчаяние. Он попытался покончить с жизнью, остановив дыхание. Когда он начал совершать задуманное, внезапно приятный мелодичный голос произнёс: «Сын мой, не обрывай свою жизнь. Отдай её мне». В изумлении Рамайях сделал глубокий вдох и решил отдать себя в руки Бабаджи, чей голос он сразу узнал. На следующее утро стало ясно, что болезнь отступает, и, к изумлению врачей и всей семьи, через несколько дней наступило полное выздоровление, что было настоящим чудом. Во время выздоровления Рамайях имел видение Бабаджи, который почему-то хромал. На вопрос о причине его хромоты Бабаджи отвечал, что ода временно взял на себя костный туберкулёз ученика, чтобы тот мог исцелиться. Оба эти эпизода автору рассказал сам Рамайях вскоре после их знакомства в начале 70-х годов.
Бабаджи лично дал посвящение Рамайяху в различные техники крийя йоги. Это произошло примерно в 1955 году неподалёку от Бадрината. Рамайях практиковал эти техники с глубокой искренностью, полностью вверив свою судьбу величайшему сатгуру. Благодаря помощи и благословению Бабаджи неизлечимый больной стал йогом. С 1958 по 1961 годы он изучал терапию в медицинском колледже в Бомбее (Индия). Здесь он начал применять методы йогической терапии для лечения многих функциональных заболеваний. Закончив обучение, он открыл собственную клинику в Мадрасе, в которой в течение почти десяти лет на благотворительной основе получали лечение пациенты, страдавшие различными физическими недостатками.109
Нилакантан (1901 -.,.)
Выпускник Мадрасского университета В. Т. Нилакантан был ; известным журналистом, другом Джавахарлала Неру, а ещё до того -близким учеником Анни Безант из Теософского общества. Бабаджи впервые предстал перед Нилакантаном во плоти 26 июля 1952 года в доме Рамайяха во время групповой медитации.110 В течение нескольких месяцев Бабаджи почти ежедневно материализовывал своё тело в отведённой для проведения пуджи комнате Нилакантака, в его доме № 9 по улице Сураммал Лейн в Мадрасе, и вслух или телепатически диктовал ему три книги. Часто речь шла о вещах, с которыми Нилакантан ранее совсем не был знаком. В то время Нилакантан очень страдал от множества различных заболеваний, включая диабет, дизентерию, лихорадку, язвы на ногах и целлюлит. Несколько раз Бабаджи проводил с ним лечебные сеансы, и это позволяло ему продолжать написание книг. Бабаджи был глубоко тронут преданностью Нилакантана.
Однажды стойкость Нилакантана в момент сильной боли произвела на него такое сильное впечатление, что из глаз Учителя потекли слёзы, капая на стопы ученика. В другой раз Нилакантан высказал мысль, что как только все три книги будут закончены, для него не будет иметь большого значения, доживёт ли он до их выхода в свет. Едва он это произнёс, как его охватила дрожь, и он начал терять сознание. Бабаджи соскочил со стула и заключил его в объятия; затем поцеловал его в лоб, вытер слёзы с его глаз и сказал, что отныне Нилакантану всегда будет 51 год, подобно тому как Господь Шива даровал святому Маркандейе возможность навсегда остаться шестнадцатилетним юношей.