Бабаджи получает посвящение Агастьяра в Куртралламе
В древние времена такие сиддхи, как Тирумулар, Агастьяр, Боганатар и Ромариши, не ограничивали свою способность переживать и проявлять божественное только духовным планом существования. Божественное может и должно проникать дальше, на более низкие планы сознания: интеллектуальный, ментальный, витальный И физический. В процессе такого нисхождения привычное ограниченное бытиё преобразуется в полностью осознанное и гармоничное выражение божественной воли.
Такое состояние трудно постичь из-за ограниченности нашего ума, измеряющего безграничность океана реальности чайной чашкой концепций и склонного путать высшую реальность с ментальными и интеллектуальными представлениями о ней. Это напоминает попытку стоящего у небоскрёба человека представить себе вид, открывающийся с верхнего этажа. Сиддхи пришли к выводу, что полное отречение от эго, от обособленности своего существования может привести к нисхождению божественного, которое и совершит необходимую трансформацию. Процесс трансформации может быть ускорен интенсивной практикой различных крий, включая асаны хатха-йоги, медитацию, мантры, бхакти-йогу и, прежде всего, крийя кундалини-пранаяму. Трансформация становится бегом наперегонки со временем, поскольку примерно с двадцати пяти лет процессы распада в организме человека начинают преобладать над процессами роста. Чтобы продлить жизнь физического тела на время, необходимое для завершения божественной трансформации с помощью кундалини-пранаямы и других техник, многие сиддхи применяли кайя кальпа -составленные по особым рецептам препараты из лекарственных трав и минеральных солей.
Боганатар вдохновлял своего ученика Бабаджи на достижение этой цели сиддханта йоги, для чего посоветовал ему искать посвящения в крийя кундалини-пранаяму у легендарного сиддха Агасть-яра в Куртралламе на юге Индии, в горах Потхигай (ныне округ Тинневели). Бабаджи отправился туда пешком. Прибыв в Шакти-питам, один из 64 индийских храмов, сооружённых в честь Божест-венной Матери, он поклялся оставаться там до тех пор, пока Агастьяр не даст ему посвящения в тайны йоги. Полный решимости встретить
все предстоящие испытания, Бабаджи принял позу для медитации, зарыл глаза и начал молиться. В течение многих дней он молился из самой глубины своего существа, чтобы Агастьяр явился ему и дал посвящение. Решимость его была столь велика, что, несмотря на дождь, жару, пыль, насекомых, он не покидал своего места. Некоторые паломники, видя великую искренность его устремления, приносили ему пищу и воду. Когда его одолевали сомнения, он молился с ещё большим рвением. К нему приходили воспоминания о его жизни, годах учёбы, о его славе, и он сравнивал их с вздымавшейся вокруг него пылью. Всё потеряло для него значение - даже смерть. Его любовь к Агастьяру как к воплощению божественного возрастала с каждым днём, рассеивая туман отчаяния, который заволакивал всё вокруг. День ото дня его физическое тело становилось все более слабым и измождённым. Но Бабаджи смотрел на него как на нечто, ему не принадлежавшее. Он полностью вручил свою жизнь Богу и знал, что Бог либо ответит на его страстные молитвы и позволит ему встретиться с Агастьяром, либо положит конец его жизни. Без посвящения Агастьяра жизнь утрачивала для него смысл.
На сорок восьмой день Бабаджи был уже на грани гибели в своем страстном усердии, но продолжал повторять имя Агастьяра. И тут великий сиддх появился из близлежащего леса и подошёл к месту, где сидел погружённый в молитву Бабаджи. Столь сильная любовь тронула сердце Агастьяра. Он ласково позвал Нагараджа и обнял его. Накормив и напоив Нагараджа, Агастьяр посвятил его в тайны крийя кундалини-пранаямы, или ваши-йоги, как иногда называется эта практика в рукописях сиддхов. В этой мощной дыхательной технике сконцентрированы самые важные учения тамильских сиддхов.88
Агастьяр обратил особое внимание на те условия, которые необходимо строго соблюдать при выполнении этой практики, и указал на её потенциальные возможности в пробуждении высших уровней сознания, достижении духовного просветления и, в конечном итоге, трансформации всех пяти тел; физического, витального, ментального, интеллектуального и духовного. Затем он дал Бабаджи указание отправиться в Бадринат в Гималаях и «стать величайшим сиддхом из всех, которых когда-либо знал мир».
Соруба самадхи в Бадринате
Бадринат расположен в Гималаях на высоте 3122 метров, несколько южнее тибетской границы. Он находится в месте слияния рек Риши Ганга и Алакнанда. Название местности происходит от произрастающих здесь в изобилии диких ягод «бадри». С одной стороны Бадринат ограждают горные цепи Нар и Нараян, несколько поодаль возвышается вершина Нилакант высотой в шесть с половиной километров. Невдалеке, на берегу бирюзовой реки Алакнанда, находится горячий источник Тапт Кунд. Ближайший город Джоши -мат, названный по имени одного из четырёх знаменитых монастырей, основанных Ади Шанкарачарьей, расположен в двадцати четырёх километрах от Бадрината. Снежные массы делают непроходимой дорогу от Джошимата к Бадринату с середины октября до начала мая. Только наиболее отважные из йогов способны жить в Бадринате круглый год.
На протяжении тысячелетий Бадринат был святым местом. Согласно «Шримад Бхагаватам», ещё в 3200 году до н.э. Господь Кришна дал указание своему ученику Уддхаве отправиться в Бадрикашрам и размышлять там о Нём. С той поры подвижники совершают паломничество к этому месту. Здесь можно увидеть хижины отшельников, йогов, святых, риши и сиддхов, а также храм, возведённый в честь Шри Бадринараяны (Господа Вишну). Упоминания об этом храме встречаются ещё в Ведах, Император Ашока в IV веке до н.э. направлял сюда буддийские миссии,89 и это место стало священным для буддистов. С конца IX века н.э., благодаря Ади Шанкарачарье, управление в Бадринате снова перешло к индуистам.
Посетить Бадринат хотя бы раз в жизни - сокровенное желание каждого истинно набожного индийца. С незапамятных времён, когда путешествие в районы Гималаев было ещё более трудным и опасным, чем сегодня, тысячи благочестивых людей со всей страны год за годом отдавали дань любви и преданности Господу Бадринараяне.
Паломники верят, что их плохая карма «отмывается» благодаря посещениям святых мест и они достигают Мокши (Освобождения) от колеса сансары (перерождений). Если после возвращения из таких мест подвижник ощущает себя наполненным духовными вибрациями и может вести чистую жизнь по законам праведности, преданности Богу, истины и любви, то это значит, что он получил Освобождение и паломничество достигло своей высшей цели. Некоторым паломникам, хотя, вероятно, их число не велико, удаётся подняться до таких духовных высот. 90
Бабаджи также совершил длительное паломничество в Бадринат и прожил там 18 месяцев в одиночестве, интенсивно практикуя йогические крийи, которым его обучили Агастьяр и Боганатар. По истечении этого срока Нагарадж вошёл в соруба самадхи, при котором божественное снизошло в него и трансформировало его духовное, интеллектуальное, ментальное, витальное и физическое тело. Последнее стало неподвластно старению и засияло золотым светом нетленности.
84 Ramaiah, 1982, v. 3, p. 36.
85 Asangananda, 1935
86 Автор несколько раз посетил как паломник священное место, где Бабаджи практиковал тапас. К несчастью, около двадцати лет назад один неблагочестивый человек срубил это дерево. Через несколько дней он сошёл с ума и повесился. Однако в 1985 году на этом месте был возведён небольшой храм. Он расположен у главных ворот храма Таивани Амман, супруги Господа Муругана, в храмовом комплексе Катиргамы. Священник храма Таивани ежедневно совершает обряд подношения в храме Бабаджи.
87 См. книгу Фреда Клоси "Многоликий Муруган: История и значение Бога Южной Индии." для исчерпывающей информации о Муругане (Clothey, 1978).
88 Кундалини-йога включает в себя пробуждение изначальной жизненной силы, или кундалини. шакти, в муладхара-чакре, расположенной в области промежности, и последующий подъём её вверх сахасрара-чакре, расположенной в голове. По достижении этого человек входит в состояние Космического Сознания и испытывает безграничное блаженство.
89 Fonia, 1987, p.112
90 Singh, 1980, pp.14-15, 18-20
ГЛАВА IV. МИССИЯ БАБАДЖИ
Достижение соруба самадхи является показателем того, насколько индивидуальное «я» отдало себя божественной Воле и позволило ей снизойти и преобразовать неподатливую человеческую природу на всех планах. Проявляясь подобным образом, Бог затем действует в безмолвии на грубом физическом плане, оказывая поддержку всем тем, кто стремится к высшей жизни. Достигнув этого состояния, Бабаджи поставил перед собой цель помогать погружённому в страдания человечеству в его стремлении к реализации Бога, Обычно он делает это, не обнаруживая себя. Те, кому он помог, чаще всего не имеют представления об источнике, откуда исходила помощь. В миссию Бабаджи входила и помощь пророкам.91 В особых случаях он лично являлся великим душам, таким как Ади Шанкарачарья, Кабир, Лахири Махасайя, Рамайях и Нилакантан, и давал им посвящение. Бабаджи пообещал оставаться в своём физическом теле, видимом для некоторых людей в этом мире.92
Бабаджи открыл Лахири Махасайе, что Кришна обучал крийя йоге Арджуну, что с ней были знакомы Патанджали и Иисус Христос и что ей обучались Св. Иоанн, Св. Павел и другие апостолы.93
Ади Шанкарачарья (788 - 820)
Ади Шанкарачарья получил от Бабаджи посвящение в крийя кундалини-пранаяму и дхьяну. Об этом Бабаджи говорил своим непосредственным ученикам Лахири Махасайе и Рамайяху. Пара-маханса Йогананда в своей книге также указывает, что Бабаджи дал посвящение Шанкарачарье в крийя йогу.94 В своём письме к Хеманта Кумар Сену от 11 января 1952 года Йогананда утверждает, что Гобиндапада (также известный как Говинда Джати) был сикша-гуру,95 а Бабаджи - дикша-гуру96 Шри Шанкарачарьи. Йогананда говорил, что он узнал об этом от своего гуру Шри Юктешвара, от Свами Кебалананды, Свами Кешабананды, Свами Пранабананды и других, и все они «утверждали, что Лахири Махасайя говорил о Бабаджи как о тайном духовном гуру Шри Шанкарачарьи».97
Ади Шанкарачарья был инициатором великих реформ и инду-истской религиозной практике. Он писал книги, проводил диспуты, совершал паломничества и основал четыре крупных монастыря: в Шрингери (юг Индии), в Дварке (запад Индии), в Пури (восток Индии)! и в Джошимате (север Индии), а также ряд других центров.
Согласно «Сканда пуране», когда Шанкарачарья взбирался на Ашта Канд, священное место для медитации, он услышал голос обратившийся к нему со словами: «О Шанкар, того, что ты хочешь обрести посредством медитации, ты можешь достичь, если возвратишь в храм изваяние Господа Вишну, лежащее сейчас в Нарад Кунде.98 Воспользуйся этой возможностью и будь благословен». Ади Шанкарачарья нырнул в воды Нарад Кунда и обнаружил там вырезанное в камне изображение Шри Бадринараяны, сидящего в позе лотоса. Шанкарачарья соорудил храм в южноиндийском стиле и поместил в него изваяние. (Поразительно, что черты изваяния являют удивительное сходство с обликом Бабаджи.) Последующие события говорят о том, что Ашта Канд - это и есть Джошимат, где Шанкарачарья впоследствии достиг божественного света, от которого и исходил услышанный им голос/99
В результате деятельности Шанкарачарьи буддизм, а также деморализующие индуистские секты практически исчезли из Индии. Некоторые храмовые обряды, например жертвоприношения животных, также были упразднены. Ясные монистические философские идеи Шанкарачарьи придали интеллектуальный импульс индийским мыслителям на много веков вперёд.
Ади Шанкарачарья говорил о том, что путь саньясина, то есть пожизненного безбрачия, аскетизма и отшельничества, подходит лишь для немногих подвижников, и что жизнь семьянина, достойно и без привязанности исполняющего свой долг, может быть идеальным путём к самореализации для подавляющего большинства людей.
Кабир (1407- 1518)
В XV веке Бабаджи дал посвящение в йогу великому святому и поэту Кабиру, который боролся за объединение мусульман и инду-истов (независимо от их кастовой принадлежности). Среди его учеников были и те и другие, что являлось воплощением его учения о единстве Бога.
Кабир ратовал за вегетарианское питание, отказ от употребления наркотиков и за аскетический образ жизни. Он призывал своих учеников считать себя слугами людей, а не ждать от них помощи или служения. В основе его йогической практики была медитация на божественный звук Нада.100
Бхагодас, ученик Кабира, собрал высказывания своего наставника. Это собрание изречений известно под названием «Биджака». Кабирпанты (последователи Кабира), как аскеты, так и миряне, считают этот сборник священной книгой.
Во время погребальной церемонии индусы и мусульмане подрались за право обладания останками Кабира, ибо каждая сторона желала воздать ему почести согласно своим собственным обычаям. Когда же сняли покрывавший тело саван, обнаружилось, что оно исчезло, а на его месте образовалась клумба цветов, которые и разделили между собой представители двух групп.
Лахири Махасайя (1828 - 1895)
Со второй половины XIX века начался новый этап миссии Бабаджи. В 1861 году он дал посвящение в крийя йогу Лахири Махасайе и поручил ему обучать искренне ищущих. При этом Бабаджи попросил его продолжать вести жизнь семьянина, чтобы собственным примером показывать возможность духовного развития в обычной жизни. Позже Лахири Махасайя дал посвящение в крийя йогу сотням учеников, из которых по меньшей мере четырнадцать передали эти знания другим. Цепочка из нескольких поколений учеников с её разветвлениями прекрасно прослежена вплоть до настоящего времени в книге Свами Сатьешварананды «Лахири Махасайя, отец крийя йоги».101
Бабаджи оказывал помощь всем своим ученикам и сейчас продолжает помогать всем тем, кто ищет его руководства. Согласно Лахири Махасайе, достаточно даже просто повторять имя Бабаджи с благоговейным чувством, чтобы получить духовное благословение.