Статья 18d: Другие формы эксплуатации
Ребенок имеет право на защиту от всех прочих форм эксплуатации, не упомянутых в статьях 18, 18а, 18Ь и 18с.
Статья 18е: Социальная адаптация и включение в жизнь общества
Государство обязано действовать таким образом, чтобы дети, ставшие жертвами невнимательного к ним отношения, эксплуатации или насилия в результате соответствующего обращения, могли быть обеспечены всем необходимым для получения профессии и включения их в общественную жизнь.
Статья 19: Отправление правосудия и уголовного судопроизводства
Государство обязано осуществлять надзор за задержанными или арестованными детьми, обеспечить запрещение пыток, наказаний и жестокого обращения, запрещение применения к ним смертной казни и пожизненного заключения. Ребенок пользуется презумпцией невиновности, своим правом на юридическую помощь и соответствующую помощь другого рода, а также на беспристрастный суд. Приговор ребенку должен подразумевать реабилитацию, а не наказание. Разделение детей и взрослых во время заключения и в местах оного обязательно. Ребенок имеет право поддерживать контакт со своей семьей.
Статья 20: Вооруженные конфликты
Ни один ребенок в принципе не должен принимать прямого участия в вооруженных конфликтах, ни один ребенок младше пятнадцати лет не может быть призван в вооруженные силы, если же ребенок оказался втянутым в военный конфликт, он должен иметь право на защиту и заботу.
Статья 21: Уважение ранее установленных норм
Устанавливается принцип, согласно которому в случае, если установленный государством закон или действие иного международного инструмента в данной стране признается более благоприятным для положения в ней ребенка, именно этот закон, а не аналогичное положение настоящей Конвенции является предпочтительным для исполнения.
Статья 21а: Распространение Конвенции
Государство обязано способствовать широкому распространению знаний прав ребенка, содержащихся в Конвенции, как среди взрослых, так и среди детей.
Статьи 22—31: Применение и вступление в силу
Настоящее положение предполагает следующее:
а) Создание Комитета по правам ребенка, состоящего из десяти экспертов, в компетенцию которых будет входить проверка выполнения государствами, примкнувшими к настоящей Конвенции, всех ее пунктов; проверка должна осуществляться через два года после ратификации Конвенции и затем через каждые пять последующих лет. Конвенция вступает в силу одновременно, как только она будет ратифицирована в 20 странах, тогда же будет учрежден и Комитет.
б) Страны-участницы гарантируют обеспечение широкого распространения настоящей Конвенции у себя в стране.
в) Комитет имеет право подвергнуть специальному изучению некоторые статьи по правам ребенка, вошедшие в Конвенцию. Он имеет право передать свои соображения и рекомендации всем странам-участницам, а также прочим странам, присутствующим на Генеральной Ассамблее.
г) С целью «способствовать эффективному применению Конвенции и международному объединению усилий» специальные институты ООН (такие, как ЮНЕСКО и др.), так же как и ЮНИСЕФ [ЮНИСЕФ (англ. UNICEF) United Nations International Children's Emergency Fund — Детский фонд Организации Объединенных На ций. — Примеч. ред.], могли бы иметь своих представителей на собраниях Комитета. Они могут — так же, как и любая другая организация, признанная компетентной, включая ту, что имеет консультативный статус при ООН, и также такие подразделения ООН, как внепарламентская ассамблея, — предлагать на рассмотрение Комитету соответствующую информацию и по приглашению Комитета присутствовать на его заседаниях, высказывая свою точку зрения, способствующую наиболее эффективному выполнению настоящей Конвенции.
Март 1988
Приложение II
ПОБЕГИ ПОДРОСТКОВ
Попытка определения
Юристы были первыми, кто заинтересовался побегами несовершеннолетних, потом ими занялись специалисты: врачи, психиатры, психологи.
Побег характеризуется кратковременным исчезновением ребенка из дома, причем ребенок почти всегда возвращается (в отличие от бродяжничества) (19). Доктор Нерон определяет побег как «попытку, либо увенчавшуюся успехом, либо провалившуюся, снять состояние напряжения» (18). Согласно Рабье, «настоящий» побег всегда происходит без подготовки, под влиянием обстоятельств, это способ разрешить кризисную ситуацию, ничего в ней не решив, в побеге нет другой Цели — лишь убежать от того, что стало невыносимым а чему подросток не в состоянии противостоять (21).
Беглецы и закон
Каждый год во Франции полицией регистрируется 30 000 побегов несовершеннолетних, а так как некоторые родители не заявляют о них, следует считать общее число побегов приблизительно равным 100 000, то есть «в бега» пускаются 2% от общего числа подростков от 10 до 18 лет (21).
Во Франции, в соответствии с Гражданским кодексом, ребенок не может покинуть семью без согласия родителей, но Уголовный кодекс не рассматривает побег как правонарушение. Однако побег влечет за собой и опасные последствия: считается «обоснованным», с одной стороны, вмешательство полиции, с другой — передача дела в суд по делам несовершеннолетних (23).
Таким образом, обычно первой с подростком в бегах встречается группа по работе с малолетними преступниками или дорожная полиция. Несмотря на все наши усилия, полиция вынуждена рассматривать подростка как потенциального правонарушителя: его обыскивают, выясняют намерения, спрашивают, на какие средства он существует, и нередко оставляют в камере предварительного заключения комиссариата. Полиция решает, что делать с подростком: она может вернуть его в семью или передать судье по делам несовершеннолетних.
Так что от побега всегда веет правонарушением, даже если в нем самом и не содержится никакого преступления (21).
Типология побегов
По большей части побеги совершают подростки, которые находятся в неустойчивой ситуации, в состоянии кризиса, либо те, кто подвергся грубому обращению, насилию (9), жестокости со стороны родителей; это могут быть также мальчики и девочки, которым особенно трудно приходится в интернате или дома, или те, кто отстает в школе. Наиболее опасный возраст — четырнадцать лет.
Подростки, склонные к побегу, характеризуются обычно тремя чертами: нестабильность поведения, повышенная возбудимость и эмоциональная незрелость (12).
Провоцировать подобный поступок могут многочисленные факторы.
Прежде всего, семейная среда: отношения между родителями и семейная атмосфера играют огромную роль. Разногласия между родителями, недостаток взаимопонимания между ними, отсутствие понимания между всеми членами семьи, а также алкоголизм родителей, который влечет за собой насилие, потерю авторитета, или преувеличенная опека над детьми, или, наоборот, отвергание ребенка родителями — все это может подтолкнуть ребенка к побегу (19, 12, 6).
Хотя подростки-беглецы встречаются во всех слоях общества, все же большинство из них — выходцы из малообеспеченных слоев населения.
Недостатки воспитания, прогулы и частые опоздания в школу, учебные «хвосты», невозможность справиться со школьными трудностями также часто Провоцируют побеги (14).
Социальные потрясения тоже нельзя сбрасывать со счетов. В самом деле, во времена Великой депрессии, перед Второй мировой войной, в Соединенных Штатах было огромное количество подростков-бродяжек. Социальные потрясения служат источником возникновения целых компаний бездомных подростков, которые появляются всегда там, где происходят войны, революции, любые другие социальные катаклизмы (18).
Однако большей частью побег — это поступок одиночки, следствие неудовлетворенных эмоциональных притязаний. Когда подросток пускается в бега, он рассматривает свой поступок как нечто окончательное, потому что побег знаменует собой разрыв с семьей и средой. Обычно перед приведением в действие обдумываются многочисленные планы побегов (22).
Быстро «маргинализировавшись», юный беглец, перед которым не замедлят встать проблемы жилья и питания, часто вынужден совершать предосудительные поступки — красть, употреблять наркотики, заниматься проституцией. И все-таки нельзя однозначно заявлять, что беглец — обязательно правонарушитель (22).
Превентивные меры и лечение
Даже если побег ребенка для большинства родителей является неожиданностью, определенные признаки предрасположенности к нему можно обнаружить заранее (18).
Но раз побег уже совершен, лишь полиция является законным «приютом» для молодых людей в этот критический период, если не проведены еще консультации с судьей по делам несовершеннолетних. Именно он решает, куда определить ребенка: вернуть домой, отправить в детский распределитель, в какую-нибудь семью, в центр медико-психолого-педагогических исследований... Все это места, куда можно определить несовершеннолетнего.
Зная все эти формальности, некоторые воспитатели, члены различных ассоциаций, даже судьи в обход существующего запрета предлагают подростку, находящемуся в критическом состоянии, временное пристанище (21).
По правде говоря, официальные организации, в обязанности которых входит заниматься «трудными» детьми, все меньше и меньше уделяют внимания своей работе. В связи с этим неудивительно, что появляются новые структуры. Их еще мало, и существуют они в разных формах: телефонная служба доверия (поскольку связь «подросток — взрослый» нарушена, надо ее восстановить), организация краткосрочных приютов (если молодой человек войдет в контакт с умным, понимающим взрослым, он может быть спасен) или центров по устройству на жительство (если подросток не хочет сразу же возвращаться домой). Эти организации и учреждения ставят своей целью помочь подросткам преодолеть кризис в самом его начале, сдержать нарастание конфликта, избежать рецидива побега, снять напряжение в конфликтной ситуации, которая может привести к непоправимому разрыву, и по возможности успокоить обе стороны — родителей и детей (23).
В некоторых северных странах закон признает возможным отправить подростка куда-нибудь «на природу», в приют, находящийся на попечении общественных властей, чтобы в течение нескольких дней он мог бы там перевести дух.
В Соединенных Штатах начиная с 1968 года получили широкое распространение приюты, где каждому молодому человеку немедленно предоставлялось пристанище на двадцать четыре часа с сохранением анонимности и, кроме того, там была обеспечена теплая семейная обстановка. По всей территории Штатов в рамках национальной сети обслуживания несовершеннолетних беглецов и их семей существует более 200 центров для несовершеннолетних; центры эти по большей части находятся на попечении местной общины и поддерживают хорошие отношения с полицией, судебными властями и социальными службами, и те без колебания отправляют туда подростков, пока не будет принято окончательное решение относительно их судьбы (1, 8). Однако свобода действий подростков ограничена, так что без проблем дело не обходится.
Библиография по теме «Побеги подростков»
1. 1. AMBROSINO, Lillian, Runaways, Boston: Beacon Press, 1971.
Краткое изложение причин, толкающих подростка к совершению побега, описываются способы выживания и легальные условия побегов. Здесь же список организаций, где молодые люди могут получить помощь как в государстве, так и в каждом городе в частности (Travellers Aid Locations, Hotlines. Halfway Houses).
2. BERGERON, Dr Marcel, Les fugues et le vagabondage chez l'enfant et l'adolescent. In: Bulletin de psychologie, n° 5, 1954.
3. BLOCQUAUX, Jean; ROSENZWEIG, Jean-Pierre, La fugue n'est pas un délit. Est-ce déjà un droit? In: Cahiers d'action juridique, n° 35/36, 1982.
4. BRENNAN, Tim; HUIZINGA, David; ELLIOTT, Delbert S., The social psychology of runaways, Lexington, Mass.: Lexington Books, 1978.
На основании опросов и статистических данных в книге предлагается научный анализ проблемы побега несовершеннолетних.
5. CHAPMAN, Christine, America's runaways. New York: William Morrow, 1976.
6. COL, C., Fugues et milieu familial. In: Revue de neuropsychiatrie infantile, v. 12, n° 10/11, oct./nov. 1964.
7. COLOMBANI, Christian, Mineurs en liberté. In: Le Monde de l'éducation, n° 49, avril 1979.
Они нашли единственный выход для расставания с детством — побег.
8. CULL, John G.; HARDY, Richard E., Problems of runaway youth. Springfield: Charles C. Thomas, 1976.
Анализ причин побегов; отдельно рассматривается поведение мальчиков и девочек, даются указания, какие существуют знаки — предвестники побега, поиск способов разрешения проблемы.
9. FARBER, E. D.; KINAST, С.; McCOARD, W. D.; FALKNER, D., Violence in families of adolescent runaways. Child abuse and neglect, v. 8, USA, 1984.
При анализе ответов 199 подростков-беглецов на вопросы теста на коэффициент конфликтности выявляется, что 78% опрошенных в течение года, предшествовавшего побегу, были объектами насилия или эксплуатации со стороны одного из родителей.
10. GONNET, Bernard, Les routards de l'absolu. Bourges: Chalet, 1975.
Рассказы шести подростков-беглецов.
11. IMPE, Marc; LEFEBVRE, Alex, La fugue des adolescents: от детерминистского и последовательного (линеарного) подхода к проблеме до ее феноменологического и систематического решения. Bruxelles: Université de Bruxelles, 1981.
Конкретизируются точки взаимодействия между практиками и исследователями в области вмешательства в жизнь подростка, переживающего кризисное состояние; попытка понять, что же именно произошло, построенная на свидетельствах самих беглецов. Предлагает способы вмешательства, развивает и анализирует их.
12. JARDIN, F.; FLAVIGNY, H., Le rôle du père dans les fugues de l'enfant. In: Revue de neuropsychiatrie infantile, oct./nov. 1965.
При более пристальном анализе выясняется, что отец или тот, кто его заменяет, индивидуализируется в тип отца, неспособного удовлетворить требования, к нему предъявляемые: обладание властью и мужественность. Имея перед собой незрелого отца, сам ребенок оказывается незрелым, и его первое желание самоидентифицироваться находит свое выражение в инфантильной реакции — совершении побега.
13. JOFFROY; DUPOUY, Fugues et vagabondages. Paris: Alcan, 1909.
Одно из первых исследований на тему побегов. Авторы вводят следующую классификацию: дети с патологиями, чьи побеги связаны либо с мозговыми поражениями, либо с тяжелыми психическими расстройствами; ненормальные дети с тяжелой наследственностью; нормальные дети, чьи побеги более всего связаны с просчетами, ошибками взрослых в воспитании.
14. LAUNAY, С., Fugues d'écoliers et phobies scolaires. In: Revue du praticien, n° 12, 1962.
15. LE LAN, Guy, Le problème des fugues chez les mineurs. In: Revue de la sûreté nationale, n° 42, mars/avril 1962.
Различает несколько видов побегов: автоматические, или импульсивные; побеги, вызванные повышенной чувствительностью, чувством собственной неполноценности, депрессией или отчаянием, мифо-манией, стремлением к независимости и потребностью в самостоятельности.
16. LIBERTOFF, Ken et al., Runaways. In: Journal of family issues, v. 1, n° 2, juin 1980.
Компиляция нескольких работ по подростковым побегам. История побегов в США, будущее подростков-беглецов, законы и юридические баталии в связи с подростковыми побегами, отношения беглецов с их семьями и другие проблемы.
17. LOBROT, Michel, Fuguer: un espoir à vivre. In: Autrement, n° 22, nov. 1979.
18. NERON, Dr Guy, L'enfant fugueur. Paris: Presses Universitaires de France, 1968.
19. PAMPIN, Sara; SORIANO, V., La fugue des enfants et des adolescents du milieu familial. Paris, 1973. Исследование для подготовки психологов. Université de Paris VI.
20. REBOUL, Claude, L'enfant de la fugue. Paris: Stock 2, 1979.
Автор рассказывает историю своей собственной жизни: побег из дома от материнских строгостей, мечты найти свою кормилицу, у которой ему было так хорошо, проблемы с властями, суд над малолетними, пребывание в медико-психологическом центре.
21. ROUBIER, С.; LESAGE DE LA HAYE, J.; UZIDOS, A., Aux risques de la fugue... In: L'école des parents, n° 6, 1984.
22. SEPULCHRE; CASSIERS; JOOS; DEBUYST, La fugue, les enfants et les adolescents fugueurs. In: Revue de droit pénal et de criminologie, n° 3, décembre 1965.
Ставится вопрос, не является ли побег проявлением такой же личностной неполноценности, как предрасположенность к воровству, или же, напротив, побег надо относить к противоположной личностной ориентации.
23. TILLETTES, Bruno, Jeunesses en rupture: приемные пункты или «кризисные центры» для детей до 18 лет, новые ответы на проблему. Paris: Autrement. 1980.
Перечисляются организации, осуществляющие прием подростков во Франции, Бельгии, США, Англии, Голландии и Германии.
Приложение III
САМОУБИЙСТВА
Количество самоубийств по странам
в зависимости от возраста и пола
(100 000 человек, 1980 г.)
Мужчины
Возраст Страна | 15-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55-64 | 65-74 | 75 и старше |
Франция | 15,9 | 28,0 | 32,9 | 39,6 | 45,0 | 57,5 | 114,0 |
США | 20,0 | 25,5 | 21,9 | 23,4 | 27,5 | 33,1 | 47,8 |
Англия | 6,4 | 13,0 | 15,5 | 15,4 | 17,9 | 18,2 | 21,6 |
Шотландия | 9,6 | 15,2 | 19,1 | 23,4 | 17,8 | 18,8 | 23,2 |
Дания | 16,3 | 42,7 | 61,8 | 70,7 | 71,8 | 60,4 | 81,0 |
Швеция | 16,9 | 33,3 | 37,6 | 43,9 | 35,3 | 39,3 | 48,9 |
Норвегия | 20,4 | 18,2 | 20,6 | 28,6 | 31,8 | 25,5 | 24,0 |
Швейцария | 34,2 | 36,5 | 42,2 | 46,1 | 63,4 | 58,9 | 80,7 |
Голландия | 8,3 | 14,9 | 15,1 | 17,1 | 22,3 | 26,1 | 41,1 |
ФРГ | 19,0 | 26,9 | 33,0 | 42,0 | 38,9 | 54,0 | 72,8 |
Австрия | 28,8 | 36,3 | 43,9 | 59,3 | 56,3 | 72,6 | 85,7 |
Женщины
Возраст Страна | 15-24 | 25-34 | 35-44 | 45-54 | 55-64 | 65-74 | 75 и старше |
Франция | 5,5 | 9,9 | 13,2 | 14,7 | 18,5 | 22,2 | 26,1 |
США | 4,7 | 8,1 | 10,1 | 11,2 | 9,7 | 7,9 | 6,8 |
Англия | 3,0 | 4,2 | 8,1 | 10,9 | 11,8 | 13,3 | 11,0 |
Шотландия | 3,1 | 7,0 | 9,7 | 14,3 | 14,3 | 10,9 | 8,1 |
Дания | 7,7 | 16,7 | 35,8 | 42,8 | 39,3 | 32,9 | 31,6 |
Швеция | 5,8 | 11,3 | 16,2 | 17,8 | 21,2 | 14,5 | 11,4 |
Норвегия | 3,3 | 9,0 | 6,7 | 14,2 | 12,1 | 9,6 | 4,7 |
Швейцария | 12,3 | 14,8 | 17,6 | 21,7 | 20,8 | 26,8 | 23,2 |
Голландия | 3,7 | 8,0 | 8,9 | 12,4 | 14,1 | 14,3 | 12,0 |
ФРГ | 5,6 | 9,9 | 14,0 | 20,4 | 23,6 | 27,1 | 25,9 |
Австрия | 6,7 | 11,1 | 14,3 | 20,7 | 23,0 | 29,1 | 33,9 |
Из работы «Suicide et tentatives de suicide aujourd'hui: étude épidémiologique» J.-F. Davidson et A. Philippe.
Сравнение количества самоубийств
(100 000 человек, 1980 г.)
Франция | Австрия | Да- ния | ФРГ | Голландия | Швеция | Швейцария | Англия | США [Данные по США на 1978 г.] | |
5-14 лет | |||||||||
мужчины | 0,6 | 3,9 | 0,3 | 1,6 | 0,2 | 0,5 | 1,5 | 0,1 | 0,7 |
женщины | 0,2 | 0,7 | 0,3 | 0,3 | — | — | 0,7 | — | 0,2 |
вместе | 0,4 | 2,3 | 0,3 | 1,0 | 0,1 | 0,3 | 1,1 | — | 0,4 |
15-24 года | |||||||||
мужчины | 15,9 | 28,8 | 16,3 | 19,0 | 8,3 | 16,9 | 34,2 | 6,4 | 20,0 |
женщины | 5,5 | 6,7 | 7,7 | 5,6 | 3,7 | 5,8 | 12,3 | 3,0 | 4,7 |
вместе | 10,7 | 18,0 | 12,1 | 12,5 | 12,5 | 6,0 | 11,5 | 23,4 | 12,4 |
США:
Самоубийства среди молодежи
(Выборка из статьи, «Attenzione», февраль 1985 г.)
Самоубийства среди молодежи принимают характер настоящей эпидемии, которая захватывает все слои общества. В то же время самоубийства не поддаются четкой типизации, поскольку анализ некоторых параметров, таких как уровень доходов, место жизни, социальный уровень, расовая принадлежность и т. д., не позволяет установить стабильных корреляций...
Статистика дает цифру 5170 самоубийств среди молодежи (в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет) в США в 1982 году, и это в 5 раз превышает количество самоубийств, зарегистрированных в 1950 году (в 1985-м количество их увеличилось еще на 6000 человек, то есть каждый семнадцатый из этой возрастной категории). Американская ассоциация суицидологии еще более усугубила общую картину, поскольку ее члены считают, что одна удавшаяся попытка приходится на 50 неудавшихся. Данная возрастная группа в США — единственная, где смертность постоянно растет.
В стране существует Национальный комитет по предупреждению самоубийств среди молодежи под председательством Альфреда Дель Белло, бывшего заместителя губернатора Нью-Йорка, и Донны Вакли, матери семейства, чей сын покончил с собой в возрасте пятнадцати лет. Этот комитет, созданный Конгрессом, поставил своей целью сбор материалов для банка данных о самоубийствах среди молодежи и составление рекомендаций для передачи их властям.
Дело это срочное, поскольку молодежь 1985 года, среди которой куда больше карьеристов и консерваторов, ничем не напоминает молодежь 1960-го. Значит, и схема их поведения мало изучена.
С точки зрения социологии статистические данные о самоубийствах имеют определенное искажение, причем по двум причинам: полиция предпочитает говорить скорее о «несчастных случаях», чем о самоубийствах, или оставляет место сомнениям и не взваливает на семью такую тяжесть. О самоубийствах говорят лишь в тех случаях, когда жертва оставляет письмо, в котором объясняет свои намерения, — случай, каких немного. Если бы факты констатировались не с такой предусмотрительностью, пришлось бы отдать себе отчет в том, что положение с суицидами среди подростков куда более серьезное, чем это может отразить статистика.
Общий признак: современная молодежь гораздо труднее, чем предыдущие поколения, находит себе место в обществе, а общество, в свою очередь, не может справиться с этой болезнью. Согласно Роберту Гоулду, психиатру, профессору Нью-Йоркского медицинского колледжа, подросток-горожанин не чувствует, что он необходим обществу, а может быть, даже испытывает сомнение, желанный ли он для общества человек. У родителей нет времени выполнять родительские обязанности. На неустойчивую психику подростков обрушиваются, таким образом, невероятные нагрузки: надо поступить в хорошую школу, надо правильно выбрать жизненный путь, надо получить лучшие результаты, чем у одноклассников. Все родители считают, что их отпрыск должен показывать результаты выше средних, что само по себе абсурдно. Что до одноклассников, то они желают своему товарищу как можно скорее заняться сексом и наркотиками, что приводит к стрессам другого типа. Жизнь становится для подростка слишком сложной, даже невыносимой.
Страх перед атомной войнойподавляет радость жизни.
Образ смерти в сознании молодых выглядит весьма неопределенно, потому что об этом либо не говорят, либо — по телевидению — это выглядит карикатурно. Отсюда представление о смерти как о чем-то магическом и необязательно непоправимом.
Немногие воспитатели, даже специалисты, обладают необходимой компетентностью, чтобы отличить естественную цикличность состояний подростка от настоящей депрессии. Сын Донны Бакли прожил всего полгода после того, как один психиатр объявил, что у него обычные подростковые перепады настроения.
Общество предпочитает спекулировать на судебных процессах и рекламировать лекарства, чем вкладывать средства в научные исследования или превентивные, профилактические программы.
Вокруг самоубийств бытует определенное количество мифов. Самый известный, что самоубийство «заранее не распознаваемо». Это неправда. Самоубийца несет на себе печать беды и надеется, что кто-то об этом догадается.
Отсюда — идея ввести в школах курс «душевного равновесия», чтобы помочь юным; необходимо выявлять знаки неблагополучия, помочь найти более легкий контакт с внешним миром, суметь взять судьбу в собственные руки. Другой курс — о статистике и причинах самоубийств — должен быть введен для самих родителей, которые чувствуют себя чрезвычайно задетыми, когда посторонний человек обращает их внимание на то, что у их ребенка есть трудности. Часто родители просто отказываются смотреть в лицо реальности. Тогда как они-то реально могли бы помочь делу.
Первая превентивная мера: обеспечить ребенку тепло и гармонию в доме. Затем вовлечь подростка в коллективную деятельность, чтобы он чувствовал себя необходимым. Наконец, укрепить (или создать) взаимопонимание между родителями и детьми... Необходимо, чтобы родители действительно вслушивались в своего ребенка.
Заключение: Донна Бакли считает, что можно и должно что-то делать. Смерть ее сына не будет бесполезной, если общество осознает наконец всю серьезность проблемы подростковых самоубийств.
Библиография по теме
«Подростковые суициды в разных странах мира»