Глава 11. каждому свой наркотик: фальшивый рай

и псевдогруппы...................................................................................................... 87

Наркотики и подростки.................................................................................... 87

Наркотик, смягчающий нравы....................................................................... 89

Глава 12. Из-за чего никак не избавиться от отставаний в школе..... 97

Факт констатирован: международный сравнительный анализ........... 97

Новые подходы................................................................................................... 100

Глава 13. Распавшаяся семья............................................................................ 104

Глава 14. Новые любовные отношения......................................................... 112

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ............... 119

Глава 15. Права и обязанности.......................................................................... 119

Глава 16. Когда молодые берут слово............................................................. 134

Глава 17. Направления развития: инициативы и предложения.......... 143

Платить детям за изобретения........................................................................ 143

Час еженедельной критики............................................................................... 145

Будущее не такое, как у Месрина.................................................................. 147

Школа, дом молодежи и культуры................................................................ 148

Детские муниципальные советы..................................................................... 152

Предложения и дополнения по реформированию
современного законодательства..................................................................... 152

Приложения..................................................................................................................... 154

Приложение I. Краткое руководство к будущей
Конвенции по правам ребенка................................................................................ 154

Приложение II. Побеги подростков..................................................................... 159

Приложение III. Самоубийства............................................................................. 163

Приложение IV. Библиография по теме

«Наркотики и подростки»...................................................................................... 169

Приложение V. Школьное отставание................................................................ 172

Приложение VI. Библиография работ по общей

проблематике.............................................................................................................. 175

Приложение VII. Образ подростка в мировом кино......................................... 177

Движение к зоне перемен

«Движение к зоне перемен» — именно так называет Франсуаза Дольто период отрочества и взросления. Она пытается охватить все стороны жизни подростка, расска­зать о наиболее значимых проблемах этого возраста, вы­деляя то, что особенно важно для взрослых — родителей, педагогов, воспитателей.

Следует заметить, что книга эта, написанная более двадцати лет назад, и сегодня остается актуальной, несмо­тря на то что сейчас много говорят об отличии современных подростков от их сверстников 20, 30 и 50 лет назад. С чем это связано? И так ли это?

Сегодня возникают новые требования к растущему че­ловеку, которые предъявляются ему «новой экономической и социальной обстановкой, сформировались новые эконо­мические и социокультурные условия его функциониро­вания и технико-технологические возможности освоения пространства жизнедеятельности, обостряющие проблему выбора себя в своем поведении и в своих отношениях» [Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2008. 208 с. (Серия «Библиотека психолога»). С. 3.] кроме того, именно в период отрочества «формируется... многозначная зависимость от огромного объема информа­ции... активно действующей на подростка, оказывающей влияние на его эмоциональную и интеллектуальную сфе­ры, на восприятие им действительности» [Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2008. 208 с. (Серия «Библиотека психолога»). С. 3.].

При всей значимости особенностей психологического развития подростка в современном мире особую остроту, как и двадцать лет назад, имеют те же проблемы социа­лизации молодого человека, о которых подробно говорит Франсуаза Дольто.

Ф. Дольто находит те слова, которые понятны и неспециа­листу, приводит примеры, прогнозирует возможные реакции взрослых, заставляя их погрузиться в ситуацию, осознать и «проиграть» ее. Исследователь подчеркивает, что подростко­вый возраст — это период «„крайней ранимости", от которой подростки защищаются (выделено нами. — М. Б.) либо де­прессией, либо негативом, который еще больше усиливает их слабость». Мы не случайно выделили слово «защищают­ся» — подростки нередко вынуждены действительно защи­щаться от бесконечной и неконтролируемой агрессии стар­ших, не готовых слушать и слышать ребенка, нетерпимых к другому, отличному от их — взрослых — мнению. И совсем не обязательно эта агрессия должна проявляться в жестком или жестоком отношении, достаточно презрительной снисхо­дительности к подростку, «обесценивания» его личности.

Франсуаза Дольто пишет: «Это хрупкий возраст и в то же время замечательный, поскольку подросток реагирует на все хорошее, что для него делается...» — и дает очень по­лезный совет: «Старайтесь поднять их в собственных гла­зах, продолжайте делать это, даже если кажется, что вы, как говорится, ломитесь в закрытую дверь».

Ф. Дольто подробно описывает те физиологические и психологические изменения, которые происходят с мальчиками и девочками в период полового созревания (с 10 до 16 лет), выделяя особенности их поведения. Безусловно, эти до­статочно полные и подробные характеристики возраста, рас­сматриваемые в книге, нельзя понимать буквально, так как существуют индивидуальные варианты развития, разный темп возрастных преобразований. Но все это — своеобраз­ный «ключик», который поможет родителям и педагогам «раскрыть» причины изменений в физическом развитии, поведении подростков, проявлении сексуальности.

Думаю, что эта информация будет полезна еще и пото­му, что разговоры о физиологических изменениях, проис­ходящих в период полового созревания, все еще восприни­маются родителями и педагогами как табу и не обсужда­ются с детьми. Продолжавшаяся почти десять лет в нашем обществе дискуссия о том, нужно ли половое воспитание в школе, закончилась полной победой сторонников запрета этой информации, хотя понятно, что «закрывать» данную тему невозможно и вредно, ведь неуклонно растет число подростковых беременностей, количество молодых людей, болеющих СПИДом.

Будучи психоаналитиком, Ф. Дольто не могла обойти проблемы, с которыми к ней шли родители французских подростков. В нашей стране и сегодня обращение к подоб­ным специалистам — редкий случай (да и специалистов таких можно пересчитать по пальцам). Тем ценнее ответы на вопросы о подростковых страхах, бессоннице, анорек-сии, агрессивности и пр.

Отдельная глава с красноречивым названием «Са­моубийства подростков: скрытая эпидемия» посвящена проблеме подростковых самоубийств. Отмечая, что число Детей в состоянии депрессии значительно больше, чем кажется взрослым, и выделяя причины подростковых самоубийств, Франсуаза Дольто рассказывает взрослым ° необходимости всегда говорить с ребенком о том, что он «держит в себе», не оставлять его жить с «невысказанны­ми страданиями». Это важно в любой сложной ситуации, так как порог чувствительности у разных подростков раз­личен: один посмеется, другой разозлится, а третий мо­жет воспринять ту же ситуацию как трагическую и без­выходную.

Еще одну проблему выделяет Франсуаза Дольто - под­росток и наркотики. Тема чрезвычайно актуальная для нашей страны. Мы не знаем точных цифр, характеризу­ющих ситуацию, так как в официальной статистике под­ростки и молодые люди до 21 года представлены в одной группе. Общество не пришло к единому мнению о формах и методах профилактики: есть сторонники «страшилок», а есть специалисты, которые считают необходимым прове­дение систематической педагогической профилактики еще до того, как возникает потребность или возможность пер­вой пробы. Ф. Дольто совершенно справедливо замечает: «Отрочество является для этого особенно благоприятным периодом: душевное беспокойство и физический диском­форт, характерные для этого возраста, налет ритуальности и магии, который сопутствует потреблению наркотиков, социальное давление разных подростковых групп, поиски самоидентификации — таковы факторы, способствующие тому, что подросток начинает пробовать действие наркоти­ков». Психоаналитик вместе с читателем ищет ответ на са­мый волнующий вопрос — почему подростки тянутся к этой заразе.

Есть еще одна очень важная тема, которую обсуждает Франсуаза Дольто, но о которой в нашей стране говорят лишь от случая к случаю, — это проблема школьных труд­ностей. По данным Ф. Дольто, около 10% подростков ис­пытывают дискомфорт в школе; в нашей стране этот пока­затель гораздо выше — 30—40%. Конечно, большая часть этих подростков заканчивают школу, однако школьные трудности не проходят бесследно. В книге дан короткий анализ социальных, психологических и педагогических причин возникновения проблем у французских школьни­ков. Все они существуют и у нас, однако школа и родители не склонны учитывать свои ошибки, поэтому основная вина за неудачи ложится на плечи подростков. Франсуаза Дольто рассматривает возможные варианты снижения ри­ска школьных проблем и подчеркивает важность их реше­ния на самых ранних этапах развития ребенка.

Не ограничиваясь анализом причин возникновения школьных трудностей, Франсуаза Дольто предлагает свою философию и стратегию общего образования: «Умение чи­тать, писать и считать — это общая основа. На школьном уровне дети сами впишутся в ту дисциплину, которая их заинтересует. Очевидно, что с восьми, девяти или один­надцати лет необходимо ориентировать детей на то, что им интересно, и касаться в преподавании можно всего поне­многу, и так до тринадцати-четырнадцати лет, до момента окончательного пубертата. До этого времени у ребенка есть право быть творцом во многих областях одновременно».

Фактически это книга вопросов и ответов, но о чем бы ни писала Ф. Дольто: о взаимоотношениях подростков со взрослыми, о проблемах развития и поведения, о правах и обязанностях подростка и общества, она всегда остается «на стороне подростка».

Для кого эта книга? Думаю, прежде всего для педагогов и родителей, для психологов и детских психиатров — для тех, кто ежедневно сталкивается с самыми разными под­ростковыми проблемами, ищет их причины, формы взаи­модействия с детьми, способы профилактики этих проблем. Эта книга будет не менее полезна и тем, кто считает, что знает о подростке все, понимает причины его поступков, уверен в правильности своих действий, своих реакций и требований. Не сомневаюсь, что каждый читатель не один раз мысленно скажет себе «надо же, а я этого не знал(а)» или «а я думал(а) совсем иначе».

Наверное, эту книгу сложно прочитать сразу от корки до корки, но ее можно читать начиная с любой главы, как если бы вы открывали энциклопедию в поисках ответа на волнующий вопрос.

Те, кто сегодня воспитывают подростков, выросли во времена, когда развенчивались идеи, ценности, уходи­ло доверие к учителям и кумирам. То был не стихийный протест отдельных групп, а системный и массовый кризис, при котором подростку было трудно вдвойне. Не случайно сегодня в обществе постоянно обсуждается проблема отсут­ствия национальной идеи, которая могла бы стать стерж­нем в воспитании подрастающего поколения. Ф. Дольто четко формулирует эту идею — быть «на стороне подрост­ка» во всем: в отношениях, требованиях, правах и обязан­ностях.

М. М. Безруких,

д-р биол. наук, профессор, академик РАО,

директор Института

возрастной физиологии РАО

Предисловие

Три года назад [Имеется в виду год парижского издания книги — 1985 г.], после активных откликов, последовав­ших за выходом книги Франсуазы Дольто «На стороне ре­бенка», она смогла ощутить всю необходимость выдвигае­мых ею идей: «На стороне ребенка» вызвала целый шквал дебатов, поток размышлений и инициатив. Книга способ­ствовала более эффективному внедрению во французское и европейское общество главных направлений поисков и социальных инициатив, выдвинутых Франсуазой Дольто в ее произведении. Труд ее был обращен ко всем родите­лям, воспитателям, руководителям детских учреждений и социальных программ.

Дольто, не откладывая, принялась за продолжение сво­ей педагогической и социально значимой работы. Но те­перь она уже обращалась к подростковому периоду жизни человека.

За несколько дней до того, как Франсуаза Дольто по­следовала в мир иной за своим мужем Борисом, она закон­чила правку этой, второй, рукописи, и мысль, что читать ее будут не только взрослые, но и молодежь, приносила ей радость. «Это то же самое, что о детях, — говорила она, — только теперь речь идет о подростках».

* * *

«Рождение есть смерть, смерть есть рождение», — на протяжении всего повествования, обращаясь к подросткам от десяти до шестнадцати лет, повторяет Дольто эту фразу. В ней фокусируется ответ на вопрос о том, как обращаться с подростком, когда «умирает его детство», как найти сло­ва, чтобы описать опыт, давший возможность рассказать об этом процессе уже из жизни взрослой. Сердце Дольто отка­зывалось работать, все считали, что она — на пороге смер­ти, но она смогла вернуться с этого порога, за которым ее уже ждала собственная смерть, чтобы рассказать друзьям и близким о смерти чужой. Мне она говорила о своей кон­чине как о путешествии к тихому острову среди бурь. А че­рез несколько дней, преодолев окончательно страх перед неведомым, Дольто навсегда простилась с этим миром.

Каким мужеством и требовательностью к себе, какой незатухающей силой духа нужно было обладать, чтобы завершить эту «срочную, необходимую для общества ра­боту» — книгу о понимании подростков. Дольто распре­деляла уходящие силы таким образом, чтобы их хватило на ежедневный труд. Кислород, на котором она держалась в последний период жизни, вдыхая его днем и ночью, про­питал и эти страницы, — Дольто передала им свой ум, до­несла до ближнего своего жажду жизни и стремление быть среди людей. Книга эта тем более исполнена благородства, поскольку завещана она всем юным.

Андре КУТЕН

От детей к подросткам

Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является след­ствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что он ведет их к обре­тению самостоятельности в возрасте десяти-одиннадцати лет. Не обязательно, что именно этим возрастом определя­ется начало упомянутой стадии в развитии индивидуума, но отсюда начинается движение к зоне перемен, потому что каждый проживает эту стадию в соответствии с соб­ственным ускорением или, наоборот, замедлением про­цесса, в соответствии с собственным ритмом. Но как бы то ни было, рано или поздно в этой фазе возмужания, в пред-пубертатный период, нужно пройти через многое, прежде чем войдешь в жизнь взрослых и будешь в силах нести всю полноту гражданской ответственности и участвовать в строительстве нашего будущего общества. Чтобы «пере­браться на другой берег», юным придется пройти через ряд испытаний, преодолеть множество препятствий, справить­ся со своими внутренними противоречиями и с теми, что создаются окружающими людьми. Чувствительность под­ростков, их ранимость, их неокрепшие силы столкнутся с большими или меньшими трудностями, которые придет­ся преодолеть на этом пути. Те, кто изначально не будет готов к перелому, который несет с собой обретение само­стоятельности, кто приблизится к этой зыбкой и ускольз­ающей почве, будучи внутренне несостоятельным, чтобы принять его, тем придется труднее, чем другим, но всем понадобится большая воля к жизни, огромная энергия, за­ключенная в стремлении к будущему, чтобы найти в себе силы и выдержать период умирания собственного детства. Цель этой книги — поставить жизненно важные вопросы и попытаться задать направление, в каком следует искать ответы на них. Чтобы этапы возмужания и происхождение конфликтов предстали перед нами в верной перспективе, стоит обратиться к анализу первого тома: к книге «На сто­роне ребенка».

I часть

Наши рекомендации