Исследованию больного ребенка
для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
САМАРА 2014 г.
УДК61[09].0075.5.
Составители:Д. В. Печкуров – д.м.н., профессор, зав. кафедрой;
Л. И. Захарова – д.м.н.,профессор;
Доценты, к.м.н.:Д.В.Крышковец, Н.С.Кольцова, Г.Ю.Порецкова
ассистенты, к.м.н.: Е. А. Бритикова, Е.С.Липатова, А.А.Тяжева
ст. лаборанты: А.А.Емелина, Ю.Г.Черченко
аспиранты: Е.Н.Воронина
Учебное пособие по клиническому исследованию больного ребенка.
Для самостоятельной работы студентов IV-V курсов лечебного факультета согласно ФГОС-3 ВПО /Под редакцией профессора Д.В.Печкурова, профессора Л. И. Захаровой - Самара, СамГМУ, 2014. - 36 с.
Приведены последовательность и краткое содержание самостоятельной работы по клиническому исследованию больного ребенка с назначением необходимого параклинического обследования, интерпретации параметров, этапами постановки диагноза, примерами ведения врачебного дневника, эпикриза и прогнозированием течения заболевания. Представлены возрастозависимые лабораторные и функциональные показатели гомеостаза, питание больного ребенка.
Рецензенты:
Каганова Т.И.- доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
педиатрии ИПО ГБОУ ВПО «СамГМУ Минздрава России»
Барская М.А. - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой
детскойхирургии ГБОУ ВПО «СамГМУ Минздрава России»
Учебное пособие утверждено
ЦКМС ГБОУ ВПО «СамГМУ Минздрава России»
(протокол № 4 от 19.02.2014 г.)
I. Общие сведения о ребенке
Фамилия, имя больного ребенка. Дата рождения. Возраст. Пол. Национальность. Домашний адрес. Место работы матери и отца. Детский коллектив. Дата поступления в стационар. Дата выписки. Диагноз в направительном документе. Предварительный диагноз. Клинический диагноз: основной; осложнения; сопутствующие заболевания; преморбидный фон.
II. Анамнез заболевания
Жалобы на день курации (со слов больного, родителей или палатной медицинской сестры).
Жалобы на день госпитализации.
История настоящего заболевания. Когда и при каких обстоятельствах заболел. Предшествовали ли началу заболевания психические или физические травмы, переутомление (умственное или физическое). Как началось заболевание - остро или постепенно. С чем связано данное заболевание. Начальные симптомы заболевания, появление новых симптомов и дальнейшее их развитие до момента обследования больного. Влияние проводившегося ранее лечения на течение болезни.
III. Анамнез жизни ребенка
1. Возраст родителей, состояние здоровья их и ближайших родственников по линии матери и отца.
2. Генеалогический анамнез. Родители: регулярно обследуются, здоровы; не обращаются к врачу в поликлинику за консультацией, т.к. не имеют жалоб; считают себя здоровыми; больны (врожденные, наследственные заболевания, операции, хронические терапевтические заболевания, нервно-психические заболевания, травмы и их последствия у родителей). Необходимо отметить наличие или отсутствие таких заболеваний, как туберкулез, ВИЧ-инфекция, алкоголизм, наркомания, токсикомания, венерических болезней. Составить генеалогическое дерево в пределах трех поколений.
З. Сколько в семье детей и состояние их здоровья; если умирали, то от каких причин?
4. От какой беременности и какой по счету ребенок (исходы
предшествующих беременностей)?
5. Как протекала беременность у матери (токсикоз, гестоз травмы, профессиональные вредности), режим и питание беременной женщины?
6. Течение родов (продолжительность, пособия, осложнения), дата родов и где родился ребенок.
7. Период новорожденности: когда закричал, масса и рост при рождении, когда приложили к груди, как взял грудь. Убыль массы. Время отпадения пуповинного остатка и заживления пупочной ранки. Заболевания в периоде новорожденности.
Длительность пребывания в роддоме, дата выписки, сделана ли вакцинация БЦЖ и вакцинация против вирусного гепатита В, взят ли анализ по программе массового неонатального скрининга на наследственные и врожденные заболевания (ФКУ, врожденный гипотиреоз, муковисцидоз, адрено-генитальный синдром, галактоземия), его результат.
8. Физическое и психическое развитие ребенка на первом году жизни и после года (нарастание массы по месяцам, когда начал держать голову, фиксировать взгляд, улыбаться, сидеть, переворачиваться, ползать, стоять, ходить, узнавать мать, произносить первые слоги, запас слов к году, к 2 годам). Сроки прорезывания зубов, порядок прорезывания.
9. Вскармливание.
На каком вскармливании находится ребенок – естественном, искусственном, смешанном?
При естественном вскармливании – время первого прикладывания к груди, соблюдение режима свободного вскармливания и совместного пребывания в роддоме, время кормления грудью, активность сосания, сцеживание после кормления. До какого возраста ребенок получал грудное молоко. При смешанном вскармливании – чем докармливается ребенок, с какого возраста, количество и правила докорма. Каковы мероприятия по борьбе с гипогалактией у матери?
При искусственном вскармливании – с какого возраста и чем кормили ребенка, в каком количестве и в какой последовательности?
Получал витамин Д (с какого возраста, в каком количестве)? Когда начал получать блюда и продукты прикорма, в каком количестве; в какой последовательности; какова их переносимость?
Время отнятия от груди. Особенности аппетита. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.
10.Перенесенные заболевания и оперативные вмешательства (какие, в каком возрасте, тяжесть, осложнения).
11.Профилактические прививки, реакции на прививки.
12.Туберкулиновые пробы, дата, их результат.
13.Жилищно-бытовые условия - численность семьи и бюджет; общая жилплощадь и количество проживающих на ней детей и взрослых; характер отопления, санитарное состояние квартиры.
14.Кто ухаживает за ребенком? Режим дня, прогулки, сон, купание, занятия физкультурой, закаливающие мероприятия и т. д. У школьников - наличие дополнительных нагрузок.
15.Эпидемиологический анамнез - контакт с инфекционными больными.
16.Аллергологический анамнез.
Общее заключение по анамнезу- какие факторы из анамнеза жизни и заболевания способствовали развитию настоящего заболевания или отягощали его: какие недостатки выявлены в организации питания на первом году жизни и позже.