Вопрос № 29.Виды сбыта. Основные типы сбытовой сети. Оптовые посредники: задача, функции, классификация. Сбытовая логистика.

Сбытовая логистика, или логистике распределения- неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и др.   Оптовая торговля – это предпринимательская деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи организациям розничной торговли или другим оптовым организациям, но не конечным потребителям-индивидуумам. -важное звено дистрибуции и решает многие маркетинговые задачи.   Классификация оптовой торговли. По широте ассортимент может быть широким (1–100 тыс. наименований), ограниченным (менее 1000 наименований), узким (менее 200 наименований) и специализированным. По способу доставки оптовую торговлю подразделяют на следующие виды: доставка своим транспортом, продажа со склада (самовывоз). По степени кооперации выделяют: горизонтальную кооперацию для совместных закупок и организации оптовых рынков; вертикальную кооперацию для целей сбыта и конкуренции с розничной торговлей за рынки конечных потребителей. По размеру оборота оптовиков делят на крупных, средних и мелких. С точки зрения организации оптовой торговли существуют три общие категории: оптовая торговля производителя, предприятий-посредников, осуществляемая агентами и брокерами.   Оптовые посредники выполняю следующие функции: • закупка для потребителей – прогнозирование спроса и на основе анализа результатов формирование ассортимента для потребителей; • продажи и продвижение для производителей – предоставление производителям штата продавцов для обращения к розничным торговцам и деловым пользователям. Розничные операторы и деловые покупатели чаще контактируют с оптовыми посредниками, чем с производителем, больше доверяют им; • хранение запасов по низким ценам – сокращение запасов, складских инвестиций и риска поставщиков и потребителей; • транспортировка – обеспечение наиболее быстрой и эффективной доставки за счет близости к производителю; • разбивка крупных партий – закупка в экономически выгодном масштабе для дальнейшей передачи более мелкими объемами розничным операторам и деловым потребителям; • предоставление маркетинговой информации – производителям о запросах потребителей, деятельности конкурентов, отраслевых тенденциях; потребителям – о новых товарах; • финансирование – предоставление кредита производителю или потребителям, покупая продукцию до того, как продал сам; • принятие риска – транспортируя и храня продукцию, посредник берет на себя риск порчи, кражи или устаревания товара; • управленческий, методический и технический сервис – оптовый посредник может проводить тренинги для розничных партнеров, предоставлять методическую и техническую помощь в оформлении точек продажи Типы оптовых посредников. Всех оптовых посредников можно классифицировать по следующим критериям: По форме собственности на посреднические структуры -оптовики в собственности производителя (служба сбыта или продаж, магазины производителя) - независимые оптовые посредники; кооперативы и закупочные офисы в собственности розничных торговцев.   К собственным структурам оптовых продаж производителя относятся филиалы продаж (сбыта), офис продаж, торговые ярмарки, торговые центры.   Объект сбытовой (распределительной) логистики - мате­риальный и сопутствующий потоки на стадии движения к потре­бителю. Основная цель сбытовой (распределительной) логистики – обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.   Участники сбытовой цепи: продуценты;торговые и функциональные посредники; конечные потребители.   Основные функции сбытовой (распределительной) логистики: сбыт (обмен – передача собственности)хранение; транспортировка.   Обеспечивающие функции сбытовой (распределительной) логистики: стандартизация;финансирование; страхование от рисков; информационное обеспечение; научное обеспечение; логистический сервис. Задачи сбытовой (распределительной) логистики На микро­уровне сбытовая (распределительная) логистика решает планирование процесса реализации; организация получения и обработки заказа; выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосред­ственно предшествующих отгрузке; организация отгрузки продукции; организация доставки и контроль за транспортированием; организация послереализационного обслуживания.   На макроуровне к задачам сбытовой (распределительной) решает выбор схемы распределения материального потока определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории; определение оптимального места расположения распреде­лительного центра (склада) на обслуживаемой территории; ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, обла­сти, страны, материка или всего земного шар
Методы (виды) сбыта: 1.В зависимости от типа канала сбыта: прямой - без посредников и косвенный -через посредников; 2.В зависимости от степени интенсивности сбыта: интенсивный, селективный и эксклюзивный 3.По ориентации на потребителя: нацеленный и не нацеленный; 4.По типу сбытовых маркетинговых систем: традиционная, вертикальная и горизонтальная. Основные типы сбытовой сети: по видам продукции, регионам, характеру потребителя. Основные виды сбытовой сети: розничное звено (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски) и оптовое звено. Оптовое звено (сеть) включает посредников (организации и отдельных лиц), занимающихся предпринимательской деятельностью по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи (или профессионального использования). Основная задача оптовых посредников – ликвидировать разрыв и обеспечить централизацию связей между производителями (поставщиками аптечных товаров) и розничными торговцами (аптеками).   Независимые оптовые посредники: дистрибьюторы и дилеры. Зависимые оптовые посредники. Комиссионер: Не приобретает права собственности на товар (собственником товара до его оплаты остается производитель); От своего имени заключает договор с потребителем, который перечисляет деньги за товар на счет комиссионера;

Вопрос № 30 Логистика складирования. Аптечный склад: задачи и функции, принципы размещения и проектирования, варианты организационной структуры, штаты, оснащение и оборудование. Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Организация приема, хранения и учета товаров на аптечном складе.





Приказ от 28 декабря 2010 г. N 1222н   ПРАВИЛА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ   1. Правила являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности 2. В целях Правил используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". 3. Организации могут осуществлять продажу ЛС или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке: организациям оптовой торговли лекарственными средствами; производителям лекарственных средств для целей производства лекарственных средств; аптечным организациям; научно-исследовательским организациям для научно-исследовательской работы; индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность; медицинским организациям. 4. Оптовой торговле подлежат ЛС зарегистрированные в РФ 5. Запрещается оптовая торговля фальсифицированными ЛС, недоброкачественными, контрафактными 6. Оптовая торговля осуществляется при наличии лицензии на фарм. д-ть 7. На ЛС оформляется сопроводительный документ: о дате оформления сопроводительного документа; о наименовании лекарственного средства (международное непатентованное наименование лекарственного средства и торговое наименование лекарственного средства), сроке годности и номере серии; о производителе лекарственного средства с указанием наименования и местонахождения производителя; о количестве упаковок; о поставщике (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование поставщика, его местонахождение); о покупателе (идентификационный номер налогоплательщика, полное наименование покупателя, его местонахождение); о должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.). Документ заверяется подписью должностного лица, составившего сопроводительный документ, печатью организации или информационным штрих-кодом и печатью организации. 8. Прием ЛС осуществляется приемным отделом организации. Лица, ответственные за проведение погрузочно-разгрузочных работ ЛС: обеспечивают каждую партию лекарственных средств сопроводительными документами; контролируют наличие необходимой информации в сопроводительных документах. Зона приемки ЛС должна быть отделена от зоны их хранения. 9. ЛС в поврежденной упаковке или не соответствующие заявленным в сопроводительном документе наименованиям и к-ву, не имеющие сопроводительного документа, а также подлежащие изъятию из гражданского оборота, должны быть промаркированы и помещены в специально выделенную (карантинную) зону отдельно от других лекарственных средств до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке. 10. Руководитель организации должен обеспечить организацию системы внутреннего контроля за соблюдением Правил. Задачи и функции аптечного склада Аптечный склад организуется с целью снабжения ЛС, ИМН и прочими товарами аптечных организаций ЛПУ и других организаций и предприятий.   Основными задачами аптечного склада -прием, хранение и отпуск аптечным организациям, лечебно-профилактическим учреждениям и другим организациям, а также фармацевтическим производственным предприятиям ЛС, ИМН, аптечного оборудования и инвентаря, отвечающих всем требованиям качества по действующему законодательству.   Функции аптечного склада 1. заключает договоры с поставщиками; 2. осуществляет закупку товаров аптечного ассортимента и ИМН; 3. ведет претензионную и исковую работу, предъявляет штрафные санкции поставщикам в случае нарушения договорных обязательств; 4. осуществляет прием ЛС и ИМН от поставщиков по качеству, количеству и стоимости; 5. организует хранение ЛС и ИМН с учетом их физико-химических свойств и требований ГФ; 6. обеспечивает сохранность, осуществляет прием заказов от аптечных, лечебно-профилактических и других учреждений, а также фармацевтических предприятий на расфасовку, комплектование и своевременную доставку ЛС и ИМН по заказам; 7. организует строгое соблюдение порядка учета и отпуска фармацевтических, парафармацевтических и других товаров; 8. осуществляет контроль на всех стадиях производственной деятельности; 9. обеспечивает контроль за сроками годности и нахождения на складе, отгрузки ЛС и ИМН, за своевременной их реализацией с учетом сроков годности, а также за соблюдением дисциплины цен при поставке и расчетах с поставщиками и потребителями; 10. соблюдает требования охраны труда и техники безопасности.   Организация работы аптечного склада Современный аптечный склад - сложное техническое сооружение, которое имеет определенную структуру. -располагают, чтобы обеспечивалась взаимосвязь между участками погрузочно-разгрузочных работ, приемки, хранения, комплектации и отпуска заказов. При проведении погрузочно-разгрузочных работ должна быть обеспечена защита поступающих грузов от атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.   Ассортимент предприятий оптовой торговли ЛС может включать -фарм. продукцию, ЛС (в том числе гомеопатические) и ИМН, парафармацевтическую продукцию (средства гигиенические и косметические, биологические добавки к пище и пр.)  
Помещения склада -склад может размещаться в отдельно стоящем нежилом здании, здании произв. назначения или в нежилых помещениях жилых домов. -должен быть изолирован от других помещений, иметь отдельный вход, подъездную площадку, рампу для разгрузки товара. - должны иметь системы электроснабжения, отопления, водоснабжения, канализации, приточно-вытяжную вентиляцию. -отделка помещений (внутренняя поверхность стен, потолков) должна быть гладкой, допускать возможность проведения влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, при этом не допускается использование деревянных неокрашенных поверхностей; материалы -необходимо выделить спец. изолированное место для хранения моющих и дезинфицирующих средств.     Срок годности - период, в течении которого ЛС должно полностью удовлетворять всем требованиям соответствующего государственного стандарта качества ЛС.   Движение товара на аптечном складе Технологический процесс движения товаров на складе состоит из следующих основных операций: разгрузка, прием на хранение, проверка качества, размещение по местам хранения, отпуск товаров из отделов хранения.     Оборудование и инвентарь аптечных складов * проведения разгрузочно-погрузочных работ (погрузчики-автопогрузчики, электропогрузчики; тележки - универсальные ручные или специализированные, тележки-платформы, гидравлические тележки; штабелеры - электроштабелеры, тележки-штабелеры гидравлические   * обеспечения хранения товара (стеллажи -- многоярусные устройства каркасного, полочного, напольного, клеточного, специального одно-, двух- и трехъярусного типа; поддоны - средства пакетирования и хранения грузов; холодильное оборудование, поддерживающие температуру хранения от 0 до 8 °С; холодильные камеры, позволяющие длительно поддерживать заданны температурный режим хранения от минусовых значений до 20°С , бытовые холодильники; кондиционеры; металлические шкафы и сейфы для хранения отдельных групп ЛС, учетной документации и справочной литературы). * регистрации параметров воздуха (термометры, гигрометры или психрометры. Журнал (карта) регистрации хранится в течение одного года, не считая текущего. Контролирующие приборы должны быть сертифицированы, калиброваны и подвергаться поверке в установленном порядке. * пакетирования грузов (паллетообмотчик); * автоматизации учета грузов (считывающие устройства -- контактный CCD-сканер, лазерный сканер, терминалы сбора данных и др., компьютерная техника); * хранения верхней и специальной одежды и обуви в гардеробной (шкафы); * обеспечения санитарного режима (дезинфекционные средства, хозяйственный инвентарь - ведра, щетки, пылесос и др.).
Прием товаров осуществляется в приемном отделении в соответствии с нормативной документацией. Для приемки и передачи поступившей продукции на аптечном складе создается приемная комиссия, состоящая не менее чем из трех человек. Председателем приемной комиссии является заведующий приемным отделом, а на складах с небольшим объемом работы, заведующий аптечным складом.   Основными функциями участка приёмки являются: 1. прием грузов по количеству, комплектности и качеству; 2. проверка сопроводительной документации; 3. ведение претензионной работы; 4. распределение грузов по местам хранения в соответствии с используемыми на складе способами и условиями хранения отдельных групп товаров.   При поступлении наркотических ЛС заведующий складом (базой) или его заместитель обязан лично проверить соответствие полученных количеств сопроводительным документам. Все поставки должны сопровождаться документами, позволяющими установить: дату отгрузки, наименование препарата (включая лекарственную форму и дозировку), поставленное количество, цену отпущенного препарата или стоимость препарата, название и адрес поставщика и получателя. Отпуск товара из отдела хранения различным организациям на основании заказов с использованием различных средств связи. Для этого создается участок экспедиции, который представляет собой отдельное помещение, предназначенное для учета отправляемых грузов, их временного складирования, составления сопроводительной документации, содержащей достоверной информации: о поставщике, покупателе, дате поставке, наименовании ЛС, производителе ЛС, количестве упаковок, номере серии, номере сертификата соответствии на каждую серию ЛС и органе, выдавшего его. Такими документами могут быть товарно-транспортные накладные, счета - фактуры и др.
Оперативный учет на аптечном складе 1. Ведется складской учет поступающих товаров по видам хранения. 2. Используются различные виды поступления для учета товарных потоков. 3. Формируются отпускные цены по установленным методикам в установленном законодательством порядке. 4. Оприходывается товар на склад с учетом фактического наличия, результатов контроля по качеству и сформированных отпускных цен. При поступлении товара на склад проводится приемка товара по количеству с выявлением боя, брака, недостачи цен. 5. Осуществляются внутренние складские операции.. 6. Автоматизировать прием заказов и выписку расходных накладных. 7. Ведется учет и контроль выполнения разнарядок 8. Контролировать неудовлетворенные заказы в разрезе номенклатурных позиций. 9. Составляются графики отгрузки и контролируется их выполнение. 10. Ведется учет тары. 11 Ведение различной учетной и аналитической информации. Складская логистика - одна из отраслей логистической науки, занимающаяся вопросами разработки методов организации складского хозяйства, системы закупок, приемки, размещения, учета товаров и управления запасами с целью минимизации затрат, связанных со складированием и переработкой товаров. -комплекс взаимосвязанных операций, реализуемых в процессе преобразования материального потока в складском хозяйстве. -определяется как логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы. Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка.  

Наши рекомендации