Недостатки систематических обзоров
Иногда исследования, включенные в систематический обзор, и, особенно, мета-анализ, берутся только из одной библиотеки, и поэтому имеют общую системную ошибку, так как не включают многих других, полезных исследований. Поэтому такие данные являются ненадежными. Также не является редкостью эффект смещения результатов, когда положительные результаты преувеличиваются, а нейтральные или отрицательные - подавляются. Обычным среди врачей является широкое распространение своих успешных результатов, и сокрытие своих неудач. Более того, даже среди редакторов медицинских журналов и рецензентов наблюдается тенденция отказывать в публикации исследованиям с отрицательными результатами, а положительные результаты выставлять на обозрение, в целях угождения читателям. Также не секрет, что ученым удается легче добиться финансирования своих исследований, если заведомо можно предполагать положительный результат. Напротив, если результат, скорее всего, будет отрицательным - такому исследованию труднее найти финансирование.
Мета-анализ:
· разновидность систематического обзора, в котором для объединения и обобщения результатов нескольких оригинальных исследований применяются статистические методы.
· количественно суммируются данные многочисленных ранее проводимых исследований
Задание №4.Поиск систематических обзоров по заданным темам в Кохрейновской библиотеке. Работа в сети Интернет
Контрольные вопросы:
1. Определение систематического обзора.
2. Традиционный обзор литературы и систематический обзор: в чем принципиальные различия.
3. Кокрейновское сотрудничество / Cochrane Collaboration, Кохрейновская библиотека: цели, предназначение.
4. Понятие доверительного интервала, его применение.
5. Мета-анализ: понятие, место в иерархии доказательности научных исследований.
6. Возможные ошибки при мета-анализе.
Задание к практическому занятию 4:
Провести анализ систематического обзора по выбранной теме: критерии включения и исключения исследований, количество включенных исследований, результаты анализа и т.д.
Практическое занятие 4.
Тема. Формулирование клинического вопроса.
Краткое содержание:Структура клинического вопроса. Метод PICO. Типы клинических вопросов. Общий вопрос (2 компонента) и частный вопрос (3 и более компонентов). Вопросы, касающиеся клинических данных, симптомов заболевания, прогноза, профилактики, этиологии и причин заболевания, вреда и риска, диагностических тестов, дифференциальной диагностики, качества жизни, терапии, экономической эффективности и др. Правильно сформулированные клинические вопросы.
Задание №1. Формирование навыка формулирования клинического вопроса
Важно четко сформулировать вопрос, это поможет:
1. самому лучше понять проблему
2. определить тип доказательств, необходимых для решения проблемы, решить, какая информация необходима для поиска
3. получить термины для эффективного поиска
Для хорошо сформулированного вопроса используется технология PICO(четыре компонента) илиPICOT(пять компонентов)
• Р (Population или Patient) – целевой контингент или пациент: кто имеется в виду?
• I(Intervention иногда Exposure) – вмешательство, воздействие: что в отношении них делается или с ними происходит?
• С (Comparison) – сравнение: какова альтернатива?
• О(Outcome) – результаты: как можно измерить результат вмешательства или воздействия?
• Т (Time) – время: когда будут измерены результаты вмешательств, воздействия?
Примеры:
· Какова эффективность скрининга рака молочной железы при помощи маммографии?
Как видно из сформулированного вопроса, в нем есть три компонента из PICO: проблема – рак молочной железы, вмешательство – проведение скрининга при помощи маммографии. Но результат, исход вмешательства из этого вопроса нельзя сформулировать: измерить эффективность трудно.
Правильнее сформулировать вопрос следующим образом: каков процент выявления рака молочной железы на ранней, операбельной стадии при помощи скрининга маммографией по сравнению с самообследованием?
• Связаны ли привычки физических упражнений [воздействие] с риском переломов костей [болезнь] у взрослых больных диабетом [популяция]?
• Связана ли репродуктивная история [воздействие] с риском инсульта [болезнь] среди женщин, проживающих в сельской местности Кызыл-Орды [популяция]?
• Связано ли благосостояние домашних хозяйств [воздействие] с риском госпитализации для лечения астмы [болезнь] в городских детей младше 5 лет [популяция]?
Задание №2. Самостоятельная работа по формулированию клинических вопросов.
Контрольные вопросы:
1. Формулирование клинического вопроса.
2. Структура клинического вопроса.
3. Типы клинических вопросов. Общий вопрос (2 компонента) и частный вопрос (3 и более компонентов).
Задание к практическому занятию 5:
Используя свой сформулированный вопрос провести поиск статей в базе данных Medline / PubMed.
Практическое занятие 5.