Телекоммуникационные технологии обучения
Сетевые информационные образовательные ресурсы (далее – сетевой ресурс) - это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет независимо от места расположения обучающих и обучающихся. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателями, между собой и со средствами обучения.
Сетевой ресурс может использоваться в учебном процессе в различных пропорциях в очной, заочной, вечерней формах получения образования. Таким образом, сетевой ресурс - это учебно-методический интерактивный комплекс, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения по дисциплине учебного плана.
Телекоммуникационные технологии – это процесс передачи информации с использованием электронных видов связи. В настоящее время они основываются на компьютерных технологиях. Развитие телекоммуникаций идет в основном в трех направлениях: промышленном, технологическом и прикладном. Промышленное направление связано с услугами по обеспечению удаленного телефонного сервиса, коммуникационных спутников и другими услугами связи, предлагаемыми крупными телекоммуникационными компаниями. Технологическое направление связано с научной разработкой новых технологий, например, ранее связь базировалась на аналоговой волновой системе передачи звука, а теперь системы передачи информации превращаются в цифровые. Прикладные направления применения телекоммуникационных технологий создают новые возможности для различных сфер человеческой деятельности. Так, телекоммуникационные технологии играют важную роль в экономических информационных системах: в поддержке текущих операций, управлении, решении стратегических задач крупных и мелких компаний.
Телекоммуникационные технологии играют ключевую роль в формировании информационного общества и определяют темпы и качество его построения. Понятие “телекоммуникационные технологии построения сетей передачи информации” возникло лишь в середине XX века, но уже к концу его мы наблюдаем проникновение этих технологий во все сферы человеческой деятельности. Сети передачи информации совершили колоссальный скачок от телеграфных и телефонных сетей первой трети ХХ века к интегральным цифровым сетям передачи всех видов информации (речь, данные, видео). К факторам, определившим прогресс в этой сфере, в первую очередь следует отнести развитие микроэлектронной индустрии и вычислительной техники, а также последние успехи в технологии световодных систем. Телекоммуникационные технологии развивались параллельно и взаимоувязано с возможностями каналов связи (от аналоговых к высокоскоростным цифровым волоконно-оптическим линиям связи) и компьютеризацией общества [2].
Современные телекоммуникационные технологии основаны на использовании информационных сетей. Эти технологии характеризуются не только применением компьютеров, но и активным вовлечением в информационный процесс конечных пользователей-непрофессионалов, возможностью для рядового пользователя доступа к общим ресурсам компьютерных сетей.
В практике образования, говоря о телекоммуникациях, чаще имеют в виду передачу, прием, обработку и хранение информации компьютерными средствами, либо по традиционным телефонным линиям, либо с помощью спутниковой связи. Это компьютерные телекоммуникации.
Инструментальные средства компьютерных коммуникаций включают несколько форм:
· электронную почту,
· электронную конференцсвязь,
· видеоконференцсвязь,
· Интернет.
Эти средства позволяют преподавателям и обучаемым совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении.
Пример веб - квеста, проводимого в курсе дисциплины биоинформатика.
Тема: «Моделирование третичной структуры белка».
Цель: Анализ третичной структуры белка человека, взятой из банка данных экспериментальных моделей PDB.
Задание 1.
В базе данных UniProtKB [ссылка 1] найти наилучшую 3D-модель белка человека, учитывая три критерия:
1) Разрешение (Resolution) должно быть меньше 2,5 ( ).
2) Цепь (Chain) должна состоять из макромолекулы (А) или макромолекулы с лигандом (А\В).
3) Длина цепи (Positions) должна быть наибольшей.
Задание 2.
В банке данных экспериментальных моделей PDB [ссылка 2] скачать наилучшую модель.
Задание 3.
Для одного из лигандов найти сайт связывания
Задание 4.
В разделе ProtScale [ссылка 3] для модели белка построить график липофильности и посчитать количество пиков.
Задание 5.
По результатам исследования заполнить табл. 1.
Таблица 1
Результаты анализа модели белка
Название белка | ||
Название наилучшей 3D-модели белка | ||
Название лиганда в комплексе с белком | ||
Количество специфических связываний (перечень аминокислот) | ||
Количество не специфических связываний (перечень аминокислот) | ||
Количество пиков липофильности |
Пример заполнения таблицы (табл.2)
Таблица 2
Результаты анализа модели белка
Название белка | DPP-10 | |
Название наилучшей 3D-модели белка | 4wjl | |
Название лиганда в комплексе с белком | NAG | |
Количество специфических связываний (перечень аминокислот) | 1 (Asn 111) | |
Количество не специфических связываний (перечень аминокислот) | 3 (Phe 513, Tyr 512, Glu 109) | |
Количество пиков липофильности |
Проверьте себя!
1. Назовите виды клинических ситуационных задач.
2. Каковы возможности метода case-study в медицинском образовании?
3. В каких случаях целесообразно применять в обучении деловые, а в каких ролевые игры?
4. Каким образом на занятиях реализуется отработка практических навыков будущих медиков?
5. Целесообразно ли дистанционное обучение на вашей кафедре?
Задания для самостоятельной работы
№№ | Виды учебной деятельности слушателей | Продукт аттестации |
1. | Проектирование практического занятия с применением интерактивных методов обучения | Проведение практического занятия |
2. | Проектирование ситуационной задачи или кейса | Описание кейса |
3. | Проектирование практического занятия с применением игры | Проведение практического занятия |