Отработка практических навыков
Студенты имеют на руках Книгу учёта практической подготовки студентов (приложение к зачётной книжке), которая содержит перечень практических умений и навыков предусмотренных Государственными образовательными стандартами и Квалификационной характеристикой врача, распределённых для освоения на каждой кафедре с указанием уровня освоения.
Процесс обучения практическим навыкам на практическом занятии тщательно планируется и включает 3 этапа:
1. Введение – определяется цель и задачи занятия, обсуждается мотивационное обоснование использования изучаемого навыка, его теоретические аспекты. Если требуется применение технических средств (пикфлоуметр, спироанализатор. тонометр, отоскоп, офтальмоскоп и т.п.), то знакомство с механизмом действия, техникой применения.
2. Демонстрация и многократный тренинг навыка - Особое значение на этом придается правильному разбиванию навыка на этапы. Демонстрация и отработка каждого этапа до получения обратной связи, т.е. обучающийся умеет выполнить самостоятельно, но под контролем педагога объединение всех этапов выполнения навыка и много кратный тренинг на муляжах, друг на друге и только после овладения навыком, на больном.
3. Заключение - обсуждение с обучающимися значимости данного навыка и использование его в различных ситуациях. Убедиться в достижении целей и задач ПЗ, на основе опроса обучающихся. Выяснить и разрешить проблемы, возникшие в процессе обучения. Эффективно на данном этапе демонстрационный показ и видеозапись навыка с последующим критическим его обсуждением.
Отработка практических навыков имеет свою специфику при обучении разным дисциплинам. Следует учитывать несколько общих положений. Студентам должен быть доступен алгоритм выполняемых действий (подробных профессиональных инструкций в методическом пособии кафедры, в виде схемы на стене учебной комнаты). Преподаватель контролирует и при необходимости исправляет недочёты в работе студентов. Студент объясняет преподавателю и другим студентам, в чём была его ошибка и затем повторяет манипуляцию. Интерактивность проявляется в том, что другие студенты должны быть готовы выступить экспертами и оценить правильность освоения товарищем практического навыка. Если моделируемая ситуация требует участия нескольких человек, например, первичная реанимация новорожденного, то студенту должна быть предоставлена возможность отработать алгоритм действия каждого участника.
Студенческие операционные дни на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии как пример организации освоения практических навыков
На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии особое внимание уделяется отработке мануальных навыков на тренажере, трупном материале, на экспериментальных животных. Учебная операция на экспериментальном животном, по своей сути, является деловой игрой, одной из разновидностей активного метода обучения студентов, способствующему приобретению профессиональных компетенций. Студенческие операционные дни на экспериментальных животных занимают особое место среди методов освоения практических навыков. Экспериментальная операция дает возможность освоить принципы хирургической техники и применить полученные знания по хирургической анатомии. И это актуально, т.к. в ряде вузов страны студенты учатся оперативной технике в клиниках, в то время как они должны осваивать ее у нас. Именно такая тактика принята сейчас в большинстве зарубежных стран, в которых студенты знакомятся с практическими навыками на специально созданных для этого кафедрах экспериментальной хирургии. На кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Волгоградского государственного медицинского университета в настоящее время проводится по два операционных дня во всех российских и иностранных группах лечебного, педиатрического и медико-биологического факультетов. Только за последние 8 лет на кафедре было проведено более 850 операций. В нашей стране претворение в жизнь девиза хирургов 60-х годов: «Путь в клинику лежит через эксперимент» - становится день ото дня все труднее. Многолетний опыт кафедры показывает, что важным моментом студенческих операций является методический подход к их подготовке. С целью создания оптимальных условий обучения сотрудниками кафедры отснято несколько видеофильмов, дающих возможность учащимся не только обсудить, но и увидеть ход своей будущей операции, оформлен стенд «Студенческие операционные дни». Кроме того, в программу подготовки к студенческим операционным дням входит обязательное собеседование, которое имеет цель донести до каждого смысл и последовательность действий непосредственных участников операции, повторение хирургической анатомии в области операционной раны, теоретическое обоснование действий хирурга и повторение вопросов смежных дисциплин. Такой подход в обучении помогает переосмыслить правила поведения в операционной, обработку рук хирургов, виды премедикации и наркоза, наблюдения за животным после наступления состояния наркоза, подготовку животного к хирургическому вмешательству. В арсенал студенческих операций входят наиболее распространенные в повседневной медицинской практике хирургические вмешательства - трахеостомия, аппендэктомия, формирование круглого филатовского стебля, перевязка крупных магистральных сосудов, лапаротомия с ревизией органов брюшной полости, резекция тонкой кишки с различными видами межкишечных анастомозов. В некоторых случаях по желанию студентов объем оперативных вмешательств расширяется до гастростомии, спленэктомии, ушивания перфоративной язвы желудка, ушивания ран тонкой кишки, сосудистого шва, герниопластики, кастрация и стерилизация. Мануальные хирургические навыки приобретаются студентами не только в аудиторное время, но и во внеаудиторное время в хирургическом кружке, что способствует освоению студентами профессиональных компетенций. |
Занятия с использованием тренажёров, имитаторов стали неотъемлемым компонентом в практике современной высшей медицинской школы, и их возросшая значимость обусловлена тем, что доступность больного для учебного процесса снижается. Причинами того, что пациент перестал быть «больным, готовым для исследования его студентами» называют изменения в законодательной базе, осведомленность больных о своих правах и существенное внимание к информированному согласию, проникновение в клинику рыночных отношений. При освоении практических навыков на клинических дисциплинах не всегда есть возможность обеспечить каждого студента индивидуальным тематическим больным, что приводит к вынужденной работе в группе. Симуляционное обучение в медицине применяется с 80-х годов XX века, когда в обучении анестезиологии стали применять манекены. Симуляторы способны моделировать разнообразные клинические сценарии, воссоздавать учебную ситуацию под каждого студента, ориентировать на многократное повторение конкретных действий и отработку профессиональных навыков.
Подимитационным тренингом понимают отработку определённых специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. При этом техническое средство (тренажеры, работа с приборами и т.д.) выступает в роли "модели" и идёт имитация профессиональной деятельности. То есть за счёт имитации условий применения и самого предмета деятельности (технического средства) создаётся реальная производственная обстановка. Отработка и контроль практических навыков в процессеимитационного тренинга возможны при наличии оборудованного имитационного класса и опытных преподавателей.
Проведение имитационного тренинга в идеале представляются многоэтапным процессом. Сначала осуществляется теоретическая подготовка студентов соответственно специально разработанному курсу по конкретному разделу медицины. Следующий этап проходит в имитационном классе, оснащённом тренажерами для отработки отдельных медицинских манипуляций (сосудистый доступ, восстановление проходимости верхних дыхательных путей, сердечно-легочная реанимация, пункция плевральной полости, иммобилизация и транспортировка, катетеризация мочевого пузыря, промывание желудка, уход за стомами и катетерами, аускультация, гинекологические и акушерские манипуляции и т.д.). После освоения практических навыков на тренажёрах наступает этап компьютерной имитации, для чего студентам рекомендуется перейти в компьютерный класс и приступить к работе с соответствующим модулем интерактивной учебной программы (остановка сердца, нарушения дыхания, аритмии, отравления и передозировки, метаболические нарушения и терморегуляция). Последовательно пройдя этапы теоретической подготовки, освоения практических навыков (навыков работы с оборудованием и пациентом, навыков работы в команде), отработав виртуальный алгоритм лечения неотложных состояний, студент вступает в завершающую часть занятия, которая проводится в симуляционной части класса (имитация палаты). Условия, моделирующие реальную профессиональную ситуацию - обстановку, оборудование, манекен, самостоятельно реагирующий на вмешательства студента, позволяют ему путем многократного повторения и анализа своих ошибок формировать профессиональные компетенции.
Результаты симуляционного обучения можно оценить с помощью использования контрольного перечня действий и шкалы рейтинга, которые разрабатываются по каждому практическому навыку, отрабатываемому в процессе обучения.
Мастер-класс
Мастер-класс рассматривают как это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, в основе которого фундаментально разработанный оригинальный метод или авторская методика, и имеющий определенную структуру и опирающийся на свои принципы. Мастер-класс отличается от других форм трансляции опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (мастером выступает преподаватель, ведущий мастер-класс).
Мастер-класс является эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, «изюминкой» которой выступает демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной задачи.
Тематика мастер-классов включает в себя:
• обзор актуальных проблем и технологий,
• различные аспекты и приемы использования технологий,
• авторские методы применения технологий на практике и др.
Задачи мастер-класса:
• передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
• совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
• оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Характерные особенности мастер-класса:
• Передача и обмен опытом;
• Деятельностный подход (активная деятельность участников);
• Глубокое сочетание теории и практики;
• Смена деятельности;
• Наглядность;
• Образность;
• Постижение через соучастие (тесное взаимодействие с участниками);
• Получение немедленного результата (удовлетворение от полученных результатов);
• Проводит яркая личность;
• Нет назидательности;
• Вызывает желание сделать, как мастер, сделать лучше;
• Простота;
• Доступность;
• Творчество;
• Инициативность;
• Мозговой штурм;
• Исполнение различных ролей;
• Креативная, высокоинформативная, деятельностная обучающая форма, объединяющая неравнодушных людей;
• Возможность получить «толчок» к творческой деятельности;
• Рефлексивная деятельность.
Обучение медицине издавна проходило из рук в руки. Многие выдающиеся врачи отмечают, что своих успехов они добились потому, что в годы учёбы рядом были выдающиеся мастера, настоящие врачи, которые с энтузиазмом делились своими знаниями и умениями с молодёжью. Отрадно, что такие традиции продолжаются и поныне. Очень важно, чтобы учёные –медики, проводящие мастер-классы, аккумулировали свой опыт в форме, доступной для нынешних и будущих студентов, врачей. Приведём два примера.
Ректор ВолгГМУ, главный внештатный специалист – клинический фармаколог Министерства здравоохранения и социального развития РФ, академик РАМН, заслуженный врач РФ, заслуженный деятель науки РФ, В. И. Петров еженедельно по понедельникам проводит мастер-класс на клинической базе кафедры. Каждый мастер-класс В. И. Петрова включает клинический разбор нескольких тяжёлых больных. Студенты, клинические интерны и клинические ординаторы, врачи имеют уникальную возможность получать из первых рук умения, необходимые клиническому фармакологу.
Такой метод приобщения молодых специалистов к научной школе не только способствует повышению их профессионального уровня, но и даёт импульс дальнейшему профессионально-личностному совершенствованию. Причём В. И. Петров обобщил свой опыт, систематизировал стандарты клинико-фармакологического подхода к выбору и назначению лекарственных средств при наиболее распространённых заболеваниях человека в учебнике «Клиническая фармакология и фармакотерапия в реальной врачебной практике: мастер-класс» - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.-800 с., предназначенный для внеаудиторной самостоятельной работы. Представленный личный взгляд автора на проблемные аспекты клинической фармакологии, основанный на принципах доказательной медицины, поможет начинающему врачу избежать ошибок назначения лекарственных средств, научит эффективному и безопасному их применению.
Другой вариант сохранения уникальности проводимого мастер-класса – это видеозапись. Такзаведующая кафедрой детских болезней педиатрического факультета д.м.н. Н. В. Малюжинская записала диск мастер-класса «Как улучшить контроль над бронхиальной астмой у детей?».
Пример тематики мастер-классов по педиатрии
Гастроэнтерология (функциональные расстройства ЖКТ у детей, НеНсоЬас1ег-ассоциированные заболевания у детей, функциональная диспепсия у детей), аллергология иммунология (часто болеющие дети, бронхиальная астма у детей, крапивницы у детей, атопический дерматит у детей, бронхообструктивный синдром у детей, иммуно дефицитные состояния у детей) и др. |
Олимпиады. Примером мастер-класса может служить работа выдающихся специалистов - хирургов со студентами хирургического кружка и сборной олимпийской команды ВолгГМУ по хирургии.
Пример мастер-класса хирургов ВолгГМУ
«Хирургия всех равняет - простого врача и академика: покажи, что ты можешь сделать? А степени - это дело второе» (Н.М.Амосов). Основываясь на данном принципе, на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии используется проведении мастер-классов во время работы студенческого кружка, при олимпийском движении, на элективных занятиях. На базе хирургического кружка кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии ВолгГМУ образован хирургический клуб, члены которого являются студенты, сборная олимпийская команда университета по хирургии, призеры Всесоюзной олимпиады в г. Москва и победители среди медицинских вузов южного федерального округа России. В подготовке команды к олимпиаде приняли участие: заведующий курсом эндоскопии и эндоскопической хирургии ФУВ к.м.н., доцент В. В. Мандриков, заведующий кафедрой хирургических заболеваний педиатрического и стоматологического факультетов д.м.н., профессор И. В. Михин, заведующий хирургическим отделением № 2 1-й университетской клиники д.м.н., профессор П. В. Мозговой, заведующий хирургическим отделением № 3 1-й университетской клиники к.м.н. Р. В. Земцов, заместитель главного врача по хирургии ГУЗ «Волгоградский кардиологический центр», ведущий кардиохирург В. В. Начинкин, доцент кафедры общей хирургии с урологией, к.м.н. С. А. Растрыгин, ассистент кафедры травматологии и военно-полевой хирургии, к.м.н. С. В. Поцелуйко. Тренерами команды стали заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии, д.м.н., профессор А. А. Воробьев, к.м.н. ассистент кафедры О. И. Галушкина, к.м.н. доцент Е. В. Литвина, д.м.н., доцент кафедры госпитальной хирургии И. Н. Климович. Тренерами проведены мастер-классы с командой олимпийцев по сосудистому шву, кишечному анастомозу, шву сухожилия, нерва, мочеточника, мастер-класс по десмургии, эндоскопии. Олимпийцы научились производить резекцию кишечника, накладывать различные виды кишечных анастомозов, сшивать артерии, вены, нервы, сухожилия, выполнять аорто-коронарное шунтирование, вшивать мочеточник в тонкий кишечник. Ребята овладели навыками десмургии, отлично знают хирургические инструменты, за 30 секунд вяжут «хирургическую косичку» из хирургических узлов длиной 7-8 см. На эндоскопическом тренажере выполняют наложение хирургических узлов и демонстрируют навыки работы с эндоскопическими инструментами и техникой на тренажере «LapMentor». За два года олимпийская хирургическая команда приняла участие в 7 олимпиадах. В олимпийском движении принали участие и иностранные студенты. На олимпиадах проводятся следующие конкурсы: КВН, эндоскопия, интубация трахеи, вязание хирургических узлов, десмургия, знание хирургических узлов, кишечный шов, сосудистый анастомоз, шов нерва, сухожилия, мочеточника, хирургический IQ. При анализе успеваемости за три последних года студентов- олимпийцев, выявлено увеличение их личного рейтинга с 4,3 до 4,5 баллов. Некоторые из студентов-олимпийцев имеют рейтинг 5,0. |
4.10. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС)
Учебно-исследовательская работа позволяет реализовать себя как субъект учения и служит мостиком к научной работе, играет важную роль в интеграции учебного, воспитательного, научного процессов и в формировании ценностной ориентации студентов. Учебно-исследовательская работа помогает будущим врачам лучше понять пути получения нового знания и привнести в организационные формы обучения большое число научных методов, придавая тем самым учебному и научному процессам практико-ориентированную направленность, наглядность.
Выполнение УИРС осуществляется в самостоятельной работе внеаудиторно или аудиторно.
Примером аудиторной УИРС может служить выполнение части лабораторного практикума на кафедре теоретической биохимии с курсом клинической биохимии в виде учебно-исследовательской работы. Задания по УИРС студент выполняет либо индивидуально, либо в составе малой группы.
Каждый студент получает химическую склянку под номером с сывороткой крови и проводит, ориентируясь на пропись опыта из учебного пособия количественное определение биохимического показателя в сыворотке крови. После выполнения всех этапов работы, определения величины оптической плотности на колориметре и расчёта полученного результата (концентрация метаболита или активность фермента), студент делает вывод и отчитывается преподавателю, интерпретируя результат как норму или отклонение от неё. Если студент получил неверный результат, он анализирует возможные причины этого, если правильно разобрался в своих ошибках – оценка не снижается. Результат и вывод оформляется в протокол.
Качество УИРС студента оценивается по ряду показателей:
· Практические умения и навыки:
а) подготовка к работе:
- одет ли студент в медицинский халат! (а не верхняя часть хирургического костюма) и шапочку, не забыл ли надеть перчатки (при работе с кровью)?;
- правильно ли организовано рабочее место (рабочая поверхность стола свободна, необходимые реактивы выставлены, необходимое оборудование в наличии);
б) техника выполнения анализа:
- умение работать с пипетками, в том числе автоматическими, мерными центрифужными пробирками, применять груши, насосы;
- навык использования аппаратуры (термостат, центрифуга, КФК - включение прибора, установка соответствующей длины волны, работа с кюветами, правильность проведения измерения и снятие показаний со шкалы и др.);
в) правильность вычисления результата:
- использование соответствующей формулы;
- правильное обозначение единиц измерения.
· Теоретические навыки интерпретации анализа определяются по способности студента отнести полученный результат к норме, патологии или серой зоне. Если результат отклоняется от референтного значения, студент должен предложить варианты возможного изменения метаболизма у пациента, проявившегося данными изменениями биохимического показателя.
Если результат биохимического анализа, выполненного студентом, отличается от истинного значения (информацию об этом сообщает преподаватель), то студент должен проанализировать собственную работу и обнаружить источник ошибки. В случае невозможности выявить собственную ошибку студент обращается за помощью. Расчёт, полученный результат УИРС и его интерпретация обязательно оформляются в виде протокола исследования.
Результаты УИРС докладываются преподавателю и обсуждаются в группе. Выполнение УИРС в составе группы повышает ответственность каждого студента, способствует повышению коммуникативных навыков, навыков работы в команде. Если даются реактивы для выполнения одного опыта в группе, его всегда целесообразно поручить одному студенту как УИРС.
Обсуждение выполненной учебно-исследовательской работы всегда необходимо проводить по методике проведения интерактивного занятия. Для студента важно не только провести исследование, но уметь представить и доказательно обосновать полученные результаты, ответить на вопросы товарищей и преподавателя, защитить свой труд, почувствовать себя исследователем, отстаивающим открывшуюся ему истину.
Экскурсии (Э)
Данный интерактивный метод реализуется практически на всех кафедрах: экскурсия студентов по учебной базе. Особую роль в обучении студентов играют занятия-экскурсии, проводимые в музее кафедры анатомии человека, кафедры биологии, кафедры фармакогнозии и ботаники.
Пример организации экскурсии
– Нравственная и патриотическая позиция будущего врача формируется не только на великих исторических примерах, но и на жизненном опыте и достижениях своих учителей и выпускников вуза. Одним из средств, активно используемых кафедрой в процессе воспитания и преподавания, является созданный в 1981 году Музей истории ВолгГМУ, в котором собраны обширные и уникальные материалы. Ныне Музей переживает второе рождение (открытие реэкспозиции состоялось в октябре 2011 года). Существует целая наука под названием "музееведение", которая классифицирует музеи по типам и профилям, объясняет понятия и правила. Все это так, но самым близким и понятным человеку является его "домашний музей". Старые и новые фотографии - "светопись жизни" известных людей, вехи собственной биографии, семейные реликвии, памятные записки... Все это так просто и близко, что не воспринимается нами как недоступная и холодная музейная вершина. Это - реальная жизнь, память о завершенном этапе на общем пути движения вперед. Музей истории Волгоградского государственного медицинского университета по решаемым задачам можно отнести и к историческим, и к научно-исследовательским просветительским, и к учебным. Но то, что это своеобразный "домашний" музей нашего вуза, не подлежит сомнению. Узнаваемы лица, известны достижения, славен путь его ученых, многие из которых продолжают работать в его стенах. На стендах музея представлена 70-летняя биография ВолГМУ: становление и развитие, начиная с постановления СНК СССР № 1818 от 17 августа 1935 года об открытии в Сталинграде медицинского института; документы об участии преподавателей, сотрудников и студентов в Великой Отечественной войне и Сталинградской битве; послевоенное восстановление (очередной выпуск состоялся уже в 1944 году под девизом "Ответ Сталинграда"); достижения научных школ, ведущих ученых и кафедр вуза. В Зал заседаний Ученого Совета ВолгГМУ ныне перенесена из Музея истории портретная галерея ведущих ученых - профессоров, основоположников научных школ, Заслуженных деятелей науки Российской Федерации, выполненная известными Волгоградскими художниками. Среди них - анатом С.Н. Касаткин, хирурги А.А. Полянцев и В.Г. Карпенко, ревматолог, академик РАМН А.Б. Зборовский, гигиенист JI.K. Квартовкина, акушер-гинеколог А.Ф. Жаркин, офтальмолог A.M. Водовозов, фармако- доги Г.В. Ковалев и А.А. Спасов, биохимик Ю.В. Галаев, философы М.А. Свердлин и Н.Н. Седова, патологоанатом В.Б. Писарев. Есть в Музее и галерее портрет нашего самого знаменитого выпускника (выпуск 1974 года), нынешнего ректора, академика РАМН В.И. Петрова. Он первым прошел в стенах ВолгГМУ путь от студента до академика, а в 1990 году стал самым молодым (в 39 лет!) ректором медицинского вуза страны. Первое занятие по истории медицины на всех факультетах проводится в Музее ВолгГМУ, где студенты впервые знакомятся с историей своей Alma mater, научными достижениями ее ученых и успехами выпускников. Таким образом, Музей истории ВолГМУ составляет неотъемлемое звено научно-педагогического потенциала, направленного на формирование патриотической жизненной позиции и воспитание будущих врачей. Приятно сознавать, что после посещения Музея многие осознанно начинают гордиться своим вузом и своей профессией. В этом - память поколений, преемственность и главная цель исторического воспитания будущего врача. Как мудро говорили древние: "Dies diem docet" (Следующий день - ученик предыдущего). |
Пример организации экскурсии
На кафедре фармацевтической и токсикологической химии экскурсии проводятся в производственные аптеки, в которых предусмотрен аналитический кабинет или аналитический стол. Студент имеет возможность изучить устройство рабочего места химика-аналитика, оборудование, увидеть работу специалиста. Как правило, студенты с удовольствием посещают такие экскурсии и задают множество вопросов, получают бесценный опыт практической деятельности работника аптеки. |