Двойные (двухчастные) дневники
Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? | Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату (или факт)? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
Стратегия «Трехчастные дневники»Автор методики работы с лекционным материалом Черил Форбс выделяет следующие виды работы (см. табл. 4.)
Таблица 4.
РАЗДЕЛ I | |
Фиксация идей или цитат: что произвело наибольшее впечатление? | Комментарий: что заставило меня обратить внимание на эту идею или записать именно эту цитату? Какие мысли это вызвало? Какой вопрос возник в связи с этим? |
РАЗДЕЛ II | |
Мои собственные размышления по теме: | |
РАЗДЕЛ III | |
Письмо к преподавателю |
«Бортовой журнал».Реализации этой методики зависит не только от студента, но и от преподавателя. Суть заключается в следующем.
1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с «бортовым журналом»;
2. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории;
3. Студенты в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т.д.);
4. Студенты в парах, а затем — в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях — обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут);
5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает со студентами связь информационного сообщения с «реальной» жизнью (5-10 минут);
6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции и цикл повторяется. В заключении учащиеся выполняют задания «бортового журнала» и оценивают свое участие в работе.
Схема заполнения журнала
Имя_____________________________________Тема______________________________________
Дата______________________________________Время работы_____________________________
На одной стороне листа «Ключевые понятия, сообщения», а на другой -
«Рисунок или схема»
Связи, которые я смогу установить:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставшиеся вопросы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой текста или лекции. Список можно подготовить до лекции – ориентируясь на её тему, а на лекции внести исправления.
Вариант А:
· на доске пишется название темы,
· устанавливается временной лимит (1-2 минуты)
· лимит на количество пунктов (проблем), которые студенты должны написать.
или вариант Б:
составить список понятий, связанных с темой или проблемой, и дать их определение или толкование.
В конце лекции рекомендуется студентам отмечать, что они поняли, запомнили, и что им не ясно.
К достоинствам данного приема относится развитие навыка самооценки.
Составление кроссвордов является одним из вариантов творческого задания. Составление кроссвордов по каждому модулю курса, мы рассматриваем как способ самореализации и как показатель усвоения понятийного аппарата предмета, а подготовленные студентами кроссворды расширяют информационно-знаниевый блок образовательной среды и могут использоваться в качестве дидактического материала. Использование такого материала позволяет каждому студенту работать в своём темпе. Студенты, быстрее остальных выполнившие практикум, с удовольствием преодолевают интеллектуальные преграды, разгадывая кроссворды.
Известный «феномен кроссворда»: стремление к микропобедам; человеческая потребность тренинга, даже за счёт простейшей активизации ассоциативных цепочек памяти; достаточная свобода выбора линии поведения при чётко сформулированных правилах и пространственно - заданных границах; наличие обратной связи: самоконтроль хода решения - вводит в процесс обучения игровой момент, элемент соревнования, повышает интерес к предмету.
В процессе подготовки кроссворда студенту необходимо тщательно прорабатывать теоретический и практический материал, обращаться не только к лекциям и учебникам, но и к дополнительной и справочной литературе. В ходе такой проработки и отбора материала студент, без сомнения, более глубоко усваивает уже полученный материал и приобретает дополнительную информацию, которая постепенно накапливается, формируя более высокий уровень знаний. В то же время нестандартная форма задания стимулирует нестандартный подход к выполнению данного задания, следовательно, активизируется не только познавательная деятельность, но и творческое начало будущих специалистов. Целесообразно кроссворд использовать для закрепления материала по окончании каждой темы. Кроссворды по биохимии, представленные в приложении, подготовлены студентами медико-биологического факультета. При подготовке к семинару или итоговому занятию студентам предлагается составить свои интересные, оригинальные кроссворды и ребусы. На семинаре можно выделить время для взаимоознакомления студентов с подготовленными кроссвордами, провести конкурс на лучший из них. Оценивают кроссворды сами студенты, причём они должны объяснить свой выбор, можно всей группой выработать критерии определения лучшего кроссворда.
На кафедре детских инфекционных болезней составление тематических кроссвордов рассматривают как элемент внеаудиторной самостоятельной работы. Студенты оформляют кроссворды, выполненные на ватмане или в электронном виде на дисках, красочно, в художественном стиле, что способствует развитию у них эстетического восприятия мира.
Разгадывание кроссвордов на кафедре гистологии, эмбриологии, цитологии рассматривается как бонусное творческое задание для студентов, раньше других выполнивших самостоятельную работу с микропрепаратами и их зарисовкой в альбомы.
Студенты получают сетку кроссворда, в котором заложены термины по теме – имена существительные на русском языке в единственном числе именительного падежа. На пересечении некоторых слов открыты буквы. Такой кроссворд не имеет заданий для каждого слова, которое необходимо вписать, это было бы слишком просто, ведь все термины объединены одной темой. Студентам необходимо, используя открытые буквы-подсказки, вписать все подходящие слова по сегодняшней теме, заполнив всю сетку кроссворда.
Задание считается выполненным, если: кроссворд разгадан полностью, нет повторяющиеся слов, написаны имена существительные в единственном числе именительного рода, все слова относятся к заданной теме, даже при условии несовпадения некоторых слов с шаблоном ответа.
Пример кроссворда по теме:
«Остеология: позвоночный столб, грудная клетка, череп» для студентов I курса медико-биологического факультета:
Опыт использования такой формы работы показывает, что в основном студенты неформально подходят к выполнению данного задания. Отмечают следующие преимущества использования кроссвордов:
1) повторение изученного материала с выходом на более глубокий уровень проработки;
2) освоение студентами базовых понятий дисциплины;
3) расширение активного словарного запаса;
4) творческая и исследовательская работа над словом; приобретение практических навыков правильного и точного формулирования вопросов и заданий и как итог – развитие грамотной культурной речи;
5) творческое отношение к заданию, способствующее развитию креативного мышления студентов, выработке ими нестандартного решения;
6) повышение интереса к дисциплине и неравнодушие к результатам своей работы.
Таким образом, использование такой формы работы, как составление тематических кроссвордов, позволяет добиться более качественного усвоения материала дисциплины при повышении заинтересованности студентов в результатах работы и развитии их творческого потенциала.
Умение структурировать, анализировать, сопоставлять учебный материал вырабатывается у студентов при выполнении такого задания: сравнить изложение изучаемой темы в разных учебниках отечественных и зарубежных авторов и обосновать свои предложения о наиболее целесообразной форме представления материала. Если такое задание получают несколько студентов, то интересная дискуссия по этому вопросу обычно расценивается студентами и с чисто прикладных позиций (в каком учебнике лучше представлен материал) и как знак доброй воли преподавателя, который избавляет их от перегрузки информацией.
Выступление студентов с научными комментариями научно-популярных газетных и журнальных публикаций, умение обнаружить ошибку, аргументировать свою позицию способствует самоактуализации, самоопределению личности студента, развитию критичности, самоуважению.
Студенту предоставляется выбор: использовать предлагаемую педагогом публикацию или самому найти (в научной библиотеке, Интернете) статью по данной проблеме. Известно взаимовлияние стимуляции развития критического мышления и активизации всех процессов саморазвития личности, поэтому данное направление самостоятельной работы студентов сталкивает их с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями, побуждает выдвигать альтернативные объяснения, предположения, обоснования, создаёт условия, в которых необходим поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения.
Поиск проблем, которые могли бы стать ядром ситуации по теме занятия, участие студентов к разработке тестовых заданий как на основе общеизвестных, так и собственных, индивидуальных (которые требуется обосновать) критериев являются эффективным способом создания креативного поля.
Развитию мотивационной сферы способствует выполняемая студентами исследовательская работа: «Сопоставительный анализ представленности знаний по дисциплине в российских и зарубежных тестовых заданиях квалификационного экзамена по медицине».
Синквейн(от фр. cinguains, англ. cinguain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии, которая стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи. Составление синквейнов является формой свободного творчества, требующей от автора умения анализировать и выделять в информационном поле наиболее значимые элементы, делать выводы и кратко их формулировать. По сути, процедура написания синквейна позволяет гармонично сочетать основные образовательные походы: информационный, деятельностный, личностно ориентиророванный. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления синквейна, возможны варианты:
· составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в его состав);
· коррекция и совершенствование готового синквейна;
· анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих строк её определить).
Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки:
Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь.
Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвёртая строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Примеры синквейнов
Митохондрия Эллипсовидная, двумембранная Окисляет, размножается, снабжает Энергия бьёт ключом! АТФ Стволовая клетка Неспециализированная, пластичная Делится, дифференцируется, мигрирует Стволовая клетка – это доктор внутри тебя! Регенерация Апоптоз Физиологический, необратимый Программировать, разрушать, погибать Что наша жизнь? Игра! Каспаза |
Интересен такой вариант творческой работы как рассказ какой-либо учебной темы в поэтической форме.Конечно, выполнение такогозадания возможно при наличии поэтического дара у студента. Если же студент поэтически одарён он с удовольствием обратит его на изложение учебного материала (см. в Приложении написанную студентом «Оду синтезу гликогена»).
Выполнение перевода научной статьи с английского языка позволяет студенту не только пополнить знания по предмету, но и ощутить свою включённость в мировое научное сообщество. Студенту предоставляется выбор: использовать предлагаемую преподавателем статью или ту, что заинтересовала его самого по данной проблеме.
Подготовка наглядных пособий по изучаемым темам может стать вариантом творческой деятельности студентов. Этот вид самостоятельной работы осуществляется по инициативе студентов. И если такая инициатива присутствует, то преподаватель даёт конкретное задание: изготовить таблицы для занятий или слайды для слайд-лекций, подготовить макро- или микропрепарат, оформить учебный стенд и т.д.
Принципиально важно, чтобы студент не ограничился высказыванием интересной идеи, а был вовлечён в совместную с преподавателем творческую научно-конструкторскую деятельность. Мастер-класс выдающегося учёного позволит студенту стать настоящим изобретателем, причём ценность созданного изобретения подтвердить получением патента.
Пример творческого задания: изготовление тренажера
«Тренажер для освоения мануальных хирургических навыков на мозговом отделе головы в реальной топографо-анатомической среде со сменными картриджами»
Авторы: Воробьев А. А., Саранов Г. А.
Заявка № 2010100010/14 от 11.01.2010
Патент № 106790 от 20.06. 2011
Формула полезной модели
Тренажер для освоения мануальных хирургических навыков на мозговом отделе головы в реальной топографо-анатомической среде, отличающийся тем, что содержит муляж мозгового отдела головы, послойно состоящий из кожного шлема, свода черепа, муляжа твердой мозговой оболочки, данные элемента представляют собой сменные картриджи, основы, опорной части, включающей щиток из нержавеющей стали и прикрепленную к нему площадку из нержавеющей стали, на которой расположен резервуар с жидкостью, имитирующей кровь, в которую погружен мининасос, работающий по типу помпы для перекачки жидкости, а также состоящий из крепежной части из нержавеющей стали, включающей скобу с упорным пятаком и утягивающий болт со шляпкой.
Творческие задания для студентов – это всегда и творчество преподавателя, его видение конкретной темы и понимание психологических особенностей студентов. Например, в студенческой группе возникли проблемы с пониманием темы «кости черепа». Для решения возникшей педагогической задачи был применён оригинальный арт-метод – студенты из пластилина лепили череп и в процессе такой творческой деятельности освоили учебный материал в требуемом объёме.
Для каждого вида творческих заданий на кафедре должны быть сформированы критерии оценки. Творческие задания, традиционно используемые на кафедре, распределены для выполнения самостоятельной работы аудиторно и внеаудиторно. Отличие творческих заданий от других видов самостоятельной работы заключается в том, что они позволяют студентам с разными способностями и подготовкой проявить себя с лучшей стороны. Интерес, мотивация к выполнению творческих заданий обычно выше, так как их выполнение подразумевает добровольное участие и инициативу. В зависимости от вида творческих заданий работа над ними может осуществляться индивидуально или в малой группе. Однако обсуждение результатов творческой деятельности студентов всегда проходит в интерактивном режиме, что позволяет студентам не только проявить свою индивидуальность, но и показать уровень освоения общекультурных и профессиональных компетенций.
Технология майнд-меппинг
Составление ментальной карты Рассмотрим несколько приемов графической организации текста. Заметим, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации.
Наиболее популярным из современных методов является – кластер.
Кластер – (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий при построении кластера проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает размышления, определяет информационное поле данного текста.
Мастера работы с текстами советуют в работе над кластерами соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
Заметим, что кластерная схема не является строго логической и позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы. Возможны следующие варианты: укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости); выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание в отдельные схемы.
Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения тем или формой систематизации информации по итогам прохождения материала. В зависимости от цели педагог может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при анализе текстов практически любой природы.
Методически разработали Т. и Б. Бьюзены (Англия), что представляет собой, согласно авторам, последовательное совершение ряда действий:
1.Заменить линейную запись радиальной. Это означает, что главная тема, на которой будет сосредоточено наше внимание, помещается в центре листа. То есть именно в фокусе внимания. Советуют начинать в центре чистой страницы, немного развернув ее. Как полагают авторы технологии, это позволяет предоставить своему мозгу творческую свободу ветвиться во всех направлениях. Вместо слова можно использовать в качестве основной центральной идеи изображение, поскольку образ по творческому потенциалу значимее слова, в большей степени будет концентрировать внимание.
Итак,Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа(лист необходимо расположить горизонтально -такую карту удобнее читать).
2) От центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Записи подлежат только ключевые слова - наиболее яркие, запоминаемые, характерные слова. Связи (ветки) должны быть ассоциативными, а не иерархическими. Ассоциации способствуют запоминанию, их можно подкреплять символическими рисунками.
3) От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. Причём
· Слова необходимо помещать именно на ветках, а не в кругах, прямоугольниках.
· Ветки должны быть гибкими. Ответвления необходимо делать искривленными, а не прямыми,поскольку полагают, что мозг гораздо сильнее привлекают искривленные линии, которые чаще можно видеть в природе. Рисование ментальной карты в виде традиционной схемы противоречит идее майндмэппинга. Традиционная схема затрудняет движение взгляда по связям и создает одинаковые, монотонные объекты.
· На каждой линии следует писать только одно ключевое слово, ведь каждое слово содержит много возможных ассоциаций, сочетания слов уменьшает свободу мышления.
· Все сложные понятия рекомендуют сводить к простым.
· Писать необходимо печатными буквами, ясно и четко.
· Все повторяемые элементы следует обозначать одним символом
· Рекомендуют изменять размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.
4)По возможности используют максимальное количество цветов, для рисования карты,так как цвет воздействует на визуальные центры мозга и приковывает внимание глаз, пробуждает интерес, способствует творческому мышлению.
5) Везде, где возможно, добавляют рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
Ментальная карта может целиком состоять из рисунков. Важно правильно организовывать пространство: не оставлять пустого места, не создавать ветви слишком плотно. Для большой темы при составлении ментальной карты нужно использовать большие листы.
6) Взаимосвязь разных понятий на разных ветках обозначают стрелками.
7) Для большей понятности нумеруем ветки. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Причём советуют лучше рисовать карты в ручную, а не на компьютере.
Преподавателю следует не только рассказать студентам об особенностях составления интеллект-карт, но и сообщить, что для того, чтобы ментальная карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз. Согласно данным Тони Бьюзена после одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:
спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
спустя 1 год – повторение в течение 2 минут
Кластер может быть логически выстроен, а может выступать лишь первым наброском к последующему осмыслению. При построении кластера важным представляется именно выделение элементов и выстраивание связей между ними; собственно, первый набросок может быть позднее переосмыслен и даже превратиться в таблицу.
В Высшей школе экономики метод кластеров именуется как визуально-картографические методы в учебной, научной и проектной работе.
Онтодизайн.
Онтодизайн — вооружение людей новым высокоэффективным когнитивным и методологическим инструментом во взаимодействии между собой и с созданным ими миром культуры.
В простейшем случае построение сводится к:
- Выделению ярлыков-концептов — кратких словесных ярлыков, заменяющих полные описания базовых явлений и процессов данной предметной области;
- Указанию связей между явлениями и процессами — определению (со)отношений и взаимодействий базовых явлений и процессов.
Одним из преимуществ использования онтологий в качестве инструмента организации и рефлексии знаний является системный подход к моделированию предметной области и к работе с ней. При этом достигаются:
- Систематичность — онтология представляет целостный взгляд на предметную область;
- Единообразность — материал, представленный в единой форме гораздо лучше воспринимается и воспроизводится;
- Научность — построение онтологии позволяет восстановить недостающие логические связи во всей их полноте.