Организация занятия с использованием интерактивных методов обучения в системе повышения квалификации
Рассмотрим методологию организации занятий по психолого-педагогической подготовке преподавателей медицинских вузов, но эти подходы будут полезны и при проведении усовершенствования педагогов по специальности. Повышение квалификации рассматривается как особый вид учебной деятельности, в котором наряду с совершенствованием профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, происходит личностно-профессиональное развитие, достигаются цели расширения профессионального кругозора, стимулирования самообразования, реализации акмеологических устремлений. Результатом такой деятельности становится формирование психолого-педагогической готовности к осуществлению эффективной преподавательской деятельности в условиях модернизации.
Поскольку преподаватели медицинского вуза по всем критериям относятся к категории взрослых, то и обучаться должны на основе теории и технологии обучения взрослых (андрагогики).
Обучение преподавателей строится на известных андрагогических принципах: самостоятельного обучения, совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, индивидуализация и системности, контекстности, элективности, осознанности обучения, а также актуализации результатов обучения и развития образовательных потребностей обучения.
Особое внимание следует уделить обучению преподавателей с опорой на опыт. Опытом называют отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания.
Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что обучение с опорой на опыт подразумевает цель - развитие способностей использовать и обогащать собственный профессиональный опыт обучающихся преподавателей. Необходимым компонентом психолого-андрагогической диагностики обучающихся является выявление объёма и характера жизненного опыта обучающегося преподавателя. При этом опыт выступает важной составляющей образовательного процесса и играет с одной стороны роль источника знаний и умений преподавателя, а с другой даёт примеры из практики в процессе овладения учебным материалом. Предшествующий опыт слушателей системы повышения квалификации служит основой для рефлексии на каждом занятии, а соотнесение изучаемой темы с собственным педагогическим опытом и публичное обсуждение способствует изучению и освоению передового опыта.
Обучение с опорой на опыт в системе повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей медицинских вузов проходит через следующую логическую последовательность:
· изучение опыта →
· мотивация распространения опыта с изучением ресурсных основ его распространения →
· анализ форм и методов распространения опыта →
· «внедрение» (освоение) передового опыта с выяснение основных проблем его освоения.
В процессе входной диагностики проводится анкетирование преподавателей, а затем на каждом занятии рассматриваются возможности превращения чужого опыта в свой, и передачи своего опыта коллегам. При формировании групп учитывался как педагогический стаж слушателей (циклы для молодых преподавателей со стажем 5 и менее лет, для опытных преподавателей – ассистентов и доцентов со стажем свыше 5 лет и для профессоров и заведующих кафедрами), так и профессиональная направленность, профессиональные интересы – преподаватели клинических и неклинических кафедр занимались отдельно.
Поскольку требования нового Федерального государственного образовательного стандарта подразумевают обязательное включение в учебно-воспитательный процесс медицинского вуза активных и интерактивных методов и образовательных технологий, то в системе повышения психолого-педагогической квалификации преподавателей этому аспекту уделяется ключевое внимание. Известно, что любой из компонентов содержания образования в определённой предметной области: знания способов деятельности; владение способами деятельности; опыт творчества в этом виде деятельности; опыт эмоционально–ценностного отношения к процессу и результату деятельности можно выразить суммой, а в идеале, системой образов профессиональной деятельности. Тогда различные соотношения этих образов составят профессиональные ситуации. На занятиях слушателей погружают в профессиональные ситуации: не просто идёт разбор теоретических основ и технологий применения интерактивных методов обучения студентов, но и сами занятия проводятся в интерактивной форме. Слушатели участвуют в мозговом штурме и регламентированной дискуссии, тренинге (например, «Эффективность проблемного обучения») и кругом столе, занимаются в малых группах, систематически решают ситуационные задачи по педагогической, воспитательной тематике, конструируют эвристическую беседу, принимают участие в деловых и ролевых играх (например, игра «Знаток дидактики»).
Слушатели примеряют на себе такие интерактивные формы проведения занятий как метод занятия по принципу «снежного кома», метод «ручка в центре стола», «каждый учит каждого», «ученик в роли учителя».
Дидактический материал, методические рекомендации к занятиям, домашнее задание с пояснением слушатели получают в электронном виде – для каждой группы создаётся адрес e-mail и любой слушатель имеет возможность общаться с преподавателем с использованием компьютерных технологий. Такое использование Интернета, также как лекции-визуализации и видеоматериалы способствуют освоению опыта преподавания с использованием компьютерных технологий. Одним из видов творческих заданий, предлагаемых слушателям и вызвающих большой интерес, является подготовка видеоматериалов с отчётом о проведении занятия со студентами в интерактивной форме.
Занятия по психолого-педагогическим и организационно-методическим аспектам учебного процесса в системе повышения квалификации преподавателей медицинских вузов проходят без отрыва от основной работы, в вечернее время, что позволяет вновь приобретенный опыт, в частности, по интерактивным методам и технологиям проведения занятия реализовать в обучении студентов (принцип актуализации результатов обучения). То есть, в процессе обучения в системе повышения квалификации преподаватели медицинского университета вырабатывают ситуативную педагогическую готовность и приобретают новый опыт, который сразу используют по назначению – в совершенствовании учебного процесса на своей кафедре, проводят рефлексивно-оценочную деятельность по анализу полученного результата и обмениваются своим опытом с коллегами.
Рис.2 Обучение с опорой на опыт в системе повышения квалификации преподавателей медицинских вузов
Таким образом, интерактивное обучение с опорой на опыт в системе повышения квалификации преподавателей медицинских вузов позволяет структурировать опыт слушателя:
· исходный опыт, имевшийся у слушателя до его обучения в системе повышения квалификации;
· новый опыт, приобретенный в ходе взаимодействия с коллегами и превращения чужого опыта в свой;
· новый опыт, полученный в процессе обучения;
· опыт применения полученных умений в преподавании своей дисциплины студентам;
- опыт рефлексивно-оценочной деятельности слушателя.
Опыт рефлексивно-оценочной деятельности слушателя аккумулируется при выполнении выпускной квалификационной работы.
Представленная на рис. 2 схема представляют интерес для системы последипломного образования преподавателей медицинских вузов, и реализация обучения с опорой на опыт в системе повышения квалификации в предлагаемом варианте позволит поднять качество подготовки преподавателей высшей медицинской школы на новый уровень.
Проверьте себя!
1. Что понимают под интерактивным обучением?
2. Назовите черты сходства и различия активных и интерактивных методов обучения.
3. Перечислите рекомендации для проведения занятия с применением интерактивных методов обучения.
4. В чём состоит роль преподавателя в процессе обучения с применением интерактивных методов?
5. Как реализуется обучение с опорой на опыт в системе повышения квалификации преподавателей медицинских вузов?
Задания для самостоятельной работы
№№ | Виды учебной деятельности слушателей | Продукт аттестации |
1. | Разработать требования к проведению интерактивных занятий по дисциплине | Требования к проведению интерактивных занятий по дисциплине |
2. | Обосновать психологическую подготовку студентов к интерактивной деятельности | Разработка психологической подготовки студентов к интерактивной деятельности |
3. | Разработать варианты реализации принципа актуализации результатов интерактивного обучения | Проведение фрагмента занятия |