Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса

1 этап – первичное овладение знаниями.

Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Хотя многие исследователи внесли свой вклад в разработку классификации активных методов обучения, мы предложим для ознакомления лишь некоторые из них.

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса - student2.ru

Согласно классификации А.М. Смолкина (представлена в таблице 1.) разграничивают все методы активного обучения на имитационные методы, то есть такие формы проведения занятий, в которых познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности и неимитационные, то есть остальные способы активизации познавательной деятельности на занятиях, не имитирующие практическую деятельность специалиста. Неимитационные методы характеризуются:

• отсутствием модели изучаемого процесса;

• коммуникациями в режиме "вопрос - ответ".

Таблица 1.

Активные методы
(классификация А. М. Смолкина)

Неимитационные ® проблемная лекция, ® лекция вдвоём, ® лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; ® эвристическая беседа; ® поисковая лабораторная работа студента; ® учебная дискуссия; ® самостоятельная работа с литературой семинары; Имитационные игровые ® деловая игра; ® педагогические ситуации; ® педагогические задачи; ® ситуация инсценирование различной деятельности неигровые ® коллективная мыслительная деятельность; ® ТРИЗ работа

· Активные методы обучения классифицируют: по численности учащихся:

o индивидуальные;

o групповые.

· месту проведения:

o аудиторные;

o внеаудиторные;

o экскурсионные.

· принципу использования вычислительной техники :

ручные;

компьютерные (использование ИКТ).

Классификация методов активного обучения может быть представлена следующим образом:

1. Принудительная активизация мышления. Суть этой особенности в том, что обучаемый вынужден быть активным, независимо от того желает он этого или нет.

2. Достаточно длительное время вовлечение обучаемых в учебный процесс. Это значит, что активность носит не кратковременный не эпизодический характер.

3. Самостоятельная творческая выработка решений обучаемыми, повышенной степени мотивации и эмоциональности.

Эта классификация также делит все методы активного обучения на имитационные и неимитационные. К последним относятся традиционные формы занятий: проблемная лекция, практическое занятие, лабораторная работа, семинар.

К имитационным данная классификация относит как неигровые методы — анализ конкретных ситуаций, решение ситуации, имитационные упражнения, так и игровые — деловая игра, разыгривание ролей и игровое проектирование.

Главное в методах активного обучения вовсе не то, являются они имитационными или неимитационными, игровыми или неигровыми, а то, обеспечивают ли они у каждого учащегося достижения третьего уровня обучения — практическое овладение профессиональной деятельностью.

На основании анализа методов активного обучения студентов, применяемых в высшей медицинской школе, существует классификация М. Л. Мещеряковой основанная на распределении методов по уровню освоения дисциплины соответственно логической последовательности — от простого знакомства с учебной информацией до творческого ее преломления в решении профессиональных проблем:

• ознакомление с учебной информацией (прослушивание лек­ций, изучение материальных объектов, источников информа­ции и др.);

• выполнение умственных действий (решение ситуационных задач и др.);

• выполнение мануальных действий на моделях и/или пациенте;

• учебные игры —воспроизводящие ситуации, моделирующие осваиваемую деятельность путем игры по заданным правилам;

• учебно-исследовательская работа (от реферирования источников информации, рецензирования, до проведение исследования, в том числе научного).

Интерактивные методыболее других соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Наиболее полная классификация методов интерактивного обучения выглядит так.

Наши рекомендации