Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса
1 этап – первичное овладение знаниями.
Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Хотя многие исследователи внесли свой вклад в разработку классификации активных методов обучения, мы предложим для ознакомления лишь некоторые из них.
Согласно классификации А.М. Смолкина (представлена в таблице 1.) разграничивают все методы активного обучения на имитационные методы, то есть такие формы проведения занятий, в которых познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности и неимитационные, то есть остальные способы активизации познавательной деятельности на занятиях, не имитирующие практическую деятельность специалиста. Неимитационные методы характеризуются:
• отсутствием модели изучаемого процесса;
• коммуникациями в режиме "вопрос - ответ".
Таблица 1.
Активные методы
(классификация А. М. Смолкина)
Неимитационные ® проблемная лекция, ® лекция вдвоём, ® лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; ® эвристическая беседа; ® поисковая лабораторная работа студента; ® учебная дискуссия; ® самостоятельная работа с литературой семинары; | Имитационные игровые ® деловая игра; ® педагогические ситуации; ® педагогические задачи; ® ситуация инсценирование различной деятельности неигровые ® коллективная мыслительная деятельность; ® ТРИЗ работа |
· Активные методы обучения классифицируют: по численности учащихся:
o индивидуальные;
o групповые.
· месту проведения:
o аудиторные;
o внеаудиторные;
o экскурсионные.
· принципу использования вычислительной техники :
ручные;
компьютерные (использование ИКТ).
Классификация методов активного обучения может быть представлена следующим образом:
1. Принудительная активизация мышления. Суть этой особенности в том, что обучаемый вынужден быть активным, независимо от того желает он этого или нет.
2. Достаточно длительное время вовлечение обучаемых в учебный процесс. Это значит, что активность носит не кратковременный не эпизодический характер.
3. Самостоятельная творческая выработка решений обучаемыми, повышенной степени мотивации и эмоциональности.
Эта классификация также делит все методы активного обучения на имитационные и неимитационные. К последним относятся традиционные формы занятий: проблемная лекция, практическое занятие, лабораторная работа, семинар.
К имитационным данная классификация относит как неигровые методы — анализ конкретных ситуаций, решение ситуации, имитационные упражнения, так и игровые — деловая игра, разыгривание ролей и игровое проектирование.
Главное в методах активного обучения вовсе не то, являются они имитационными или неимитационными, игровыми или неигровыми, а то, обеспечивают ли они у каждого учащегося достижения третьего уровня обучения — практическое овладение профессиональной деятельностью.
На основании анализа методов активного обучения студентов, применяемых в высшей медицинской школе, существует классификация М. Л. Мещеряковой основанная на распределении методов по уровню освоения дисциплины соответственно логической последовательности — от простого знакомства с учебной информацией до творческого ее преломления в решении профессиональных проблем:
• ознакомление с учебной информацией (прослушивание лекций, изучение материальных объектов, источников информации и др.);
• выполнение умственных действий (решение ситуационных задач и др.);
• выполнение мануальных действий на моделях и/или пациенте;
• учебные игры —воспроизводящие ситуации, моделирующие осваиваемую деятельность путем игры по заданным правилам;
• учебно-исследовательская работа (от реферирования источников информации, рецензирования, до проведение исследования, в том числе научного).
Интерактивные методыболее других соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Наиболее полная классификация методов интерактивного обучения выглядит так.