Характеристика интерактивного обучения

Первоначально термин «интеракция» (от англ. interaction — взаимодействие) появился в социологии и социальной психологии.

Представление о развитии и жизнедеятельности личности, созидании человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми стало ядром теории символического интеракционизма, основоположник которой американский философ Дж. Мид. Воздействие положений интеракционизма обнаруживается в общей, возрастной и педагогической психологии. Интеракция в психологии предстаёт, как способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (с человеком). Социальную интеракцию принято рассматривать в качестве процесса, при котором индивиды в ходе коммуникации в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции. Именно в групповом взаимодействии, а не в индивидуальной деятельности, по мнению К. Левина возникают продуктивные изменения в установках и поведении людей.

Идеи интеракции проникли также в педагогику и вызвали к жизни работы, в которых обучение обосновывалось как общение, коопе­рация, сотрудничество равноправных участников и обозначалось через такие понятия как «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы и методики обучения».

Что же вкладывают педагоги-исследователи в понятие «интерактивное обучение»? Под интерактивным обучением понимают:

· обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий;

· совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем

· обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.

Соответственно интерактивные методы от англ. (inter - “между”; act – “действие”)– это методы обучения, позволяющие учиться взаимодействовать между собой.

Как же разграничить активные и интерактивные методы обучения? В последние годы эти термины применяются широко, но общепринятой трактовки понятий нет. Активные методы обучения объединяет формы индивидуального и коллективного освоения учебного материала, использующего фактические данные конкретной проблемы и ее теоретические обобщения. Наиболее эффективными из них являются ситуационные методы: анализ конкретных ситуаций, решение практических задач, инсценировки, разбор инцидентов, деловые игры.

Цель активных методов обучения заключалась в интеграции всех психических процессов (речь, память, воображение и т.д.) для усвоения знаний, умений, навыков. Первоначально активные методы обучения исследовались и внедрялись на уровне школьного обучения. В дидактический процесс высшей школы активные методы, стали проникать позже, после соответствующей адаптации.

В работах М. Матюшкина даётся обоснование необходимости использования активных методов во всех видах учебной работы студентов. Теория активных методов обучения основывается на концепции «предметного содержания деятельности», созданная академиком А. Н. Леонтьевым. Согласно данной концепции познание признаётся деятельностью, направленной на освоение предметного мира, то есть является предметной деятельностью. Человек, вступая в контакт с предметами внешнего мира, обретает посредством обучения и самообучения практический опыт познания и преобразования мира. При применении в учебном процессе активных методов обу­чения студент большую часть учебного времени выполняет само­стоятельные действия. Сущность активных методов заключается в том, что обучаемый получает необходимые ему знания путем изучения и анализа различных источников информации, характеризующих практическую деятельность производственных коллективов.

Представление об отличиях во взаимодействии преподавателя и студентов в учебном процессе, организованном традиционно, с использованием активных и интерактивных методов обучения показано на рис. 1.

А.

студент

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru Характеристика интерактивного обучения - student2.ru преподаватель
студент
студент

Б.

 
  Характеристика интерактивного обучения - student2.ru


студент

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru Характеристика интерактивного обучения - student2.ru преподаватель
студент

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru Характеристика интерактивного обучения - student2.ru

студент

В.

       
  Характеристика интерактивного обучения - student2.ru
    Характеристика интерактивного обучения - student2.ru
 


студент

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru Характеристика интерактивного обучения - student2.ru Характеристика интерактивного обучения - student2.ru преподаватель
студент

Характеристика интерактивного обучения - student2.ru Характеристика интерактивного обучения - student2.ru Характеристика интерактивного обучения - student2.ru

студент

Рис. 1. Взаимодействиe преподавателя и студентов в учебном процессе, организованном традиционно (А), с использованием активных (Б) и интерактивных (В) методов обучения.

К методам активного обучения относятся те, при которых каждый учащийся вынужден активно добывать, перерабатывать и реализовывать учебную информацию, представленную в такой дидактической форме, что это обеспечивает объективно существенно лучшие, по сравнению с традиционными способами результаты обучения практической деятельности.

Такое понимание проблемы дает следующее преимущество:

1. Однозначно определяется цель активного обучения — добиться существенно лучших результатов, чем при традиционном общепринятом методе.

2. Отсутствует жесткое ограничение — что конкретно относить к активным методам.

3. Обозначено главное отличие — способ получения, переработка и реализация учебных сведений.

4. Зафиксирована четкая нижняя граница — практическая деятельность, т.е. третий уровень обучения.

5. Не обозначена верхняя граница обучения, т.е. предусмотрено, что активными методами можно формировать и совершенствовать четвертый уровень обучения — истинное творчество.

6. Обусловлен объективный критерий лучших результатов, т.е. не общеизвестные, завышенные субъективные отметки на зачетах и экзаменах, а документированные результаты решения задач, тестового контроля, самостоятельной работы учащегося с реальными объектами профессиональной деятельности, например у студента-медика, и врача — работа с больными.

7. Цель и условия — объективно лучшие результаты обучения и высокий (минимум три) уровень обучения.

Исходя из вышеперечисленного, определились три важнейших направления, улучшающих качество обучения:

― оптимизация профессионального мышления посредством обучающих алгоритмов;

― оптимизация профессиональных умений и навыков с помощью программированного обучения;

― моделирование профессиональной деятельности, наивысшая форма которого — дидактические игры, как новый эффективный метод подготовки врача.

Функция преподавателя при этом сводится к организации самостоятельной работы студента и её контролю. Помимо совокупности общедактических принципов обучения в высшей школе в учебный процесс, построенный на активных методах обучения вносят дополнительно принцип отбора сведений для целей обучения дисциплины и принцип выделения клю­чевых сведений, а в принцип «негативного опыта» добавляют пару новых обучающих элементов. Известно, что при обучении новому человек допускает ошибки, и задача преподавателя состоит в том, чтобы студент допускал ошибки в процессе учёбы, изучал их, анализировал и не допускал потом в практической профессиональной деятельности. Поэтому в условиях обучения с использованием активных методов дополнительно с одной стороны, проводят анализ ошибок, допущенных в конкретных ситуациях, а с другой – создают условия для ошибки со стороны студента в процессе освоения знаний, умений и навыков. Исходно вопрос или задача формулируется таким образом, что из-за отсутствия необходимого опыта студент допускает ошибку. Последующий разбор рассуждений и действий студента помогает выявить причину ошибки и разработать оптимальную тактику, способную в аналогичном случае привести к правильному решению задачи.

Интерактивное обучение (см. рис.1), представляет собой способ познания, осуществляемый во взаимодействии обучающихся: все участники образовательного процесса (педагог и студенты) вступая друг с другом в общение и совместную деятельность, не просто обмениваются учебной информацией, но совместно участвуют в учебной ситуации: трансформируя её в ситуацию профессионально-личностного развития, выявляя и решая проблемы, включая как механизм самооценки и рефлексии, так и механизм критического осмысления действий других участников общения. По сути, интерактивное обучение основывается на стимулировании учебно-познавательной активности всех студентов путём погружения их в атмосферу делового сотрудничества, ориентированного на разрешение реальных профессиональных проблем. Студенты, проведя анализ вероятных способов выполнения поставленного задания, выбирают из них оптимальный и, опираясь на имеющиеся и вновь полученные знания, обосновывают свой выбор. Таким образом, студенты приобретают новый опыт применения своих знаний и умений, что и составляет смысл интерактивного обучения.

Интерактивное обучение обеспечивает формирование общекультурных и профессиональных компетенций, поскольку способствует решению ряда задач:

· усиление активно-познавательной и мыслительной деятельности студентов;

· вовлечение студентов в процесс обучения, освоения нового материала не в качестве пассивных слушателей, а в качестве активных участников;

· усиление мотивации к изучению дисциплины;

· развивает коммуникативные компетенции у студентов, помогает установлению эмоциональных контактов между студентами;

· вырабатывает навыки самостоятельно находить информацию и определять уровень ее достоверности и умения восприятия и передачи информации в квазипрофессиональных условиях для реализации совместной деятельности;

· формирует учебно-исследовательскую компетентность (анализ и критическое мышление, синтез, постановка целей и пр.), позволяющую решать обучающие и профессиональные задачи;

· воспитывает специалиста за счёт освоения навыка командной работы, при которой важно прислушиваться к чужому мнению, находить оптимальное решение и воплощать его в жизнь;

· создаёт комфортные условия обучения (снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности), при которых студент осознаёт свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения;

· сокращение доли традиционной аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студента;

· развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями обработки информации;

· гибкость и доступность процесса обучения – студенты могут подключаться к учебным ресурсам и программам с любого компьютера, находящегося в сети;

· использование таких форм, как тесты в электронном формате (текущие, промежуточные) позволяет обеспечить более четкое администрирование учебного процесса, повысить объективность оценки знаний студентов и т.д.;

· интерактивные технологии дают возможность постоянных, а не эпизодических (по расписанию) контактов студентов с преподавателем.

Помимо названных учебно-познавательной (предельно конкретной) и коммуникативно-развивающей (связанной с общим эмоционально-интеллектуальным фоном процесса познания) задач интерактивному обучению приписывают и решение социально-ориентационной задачи, результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства.

К принципам организации интерактивного обучения относят: диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения. Основные методические принципы интерактивного обучения:

· тщательный подбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;

· всесторонний анализ конкретных практических примеров управленческой и профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции;

· поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

· выполнение на каждом занятии одним из обучающихся функции лидера (руководителя), который инициирует и ориентирует обсуждение учебной проблемы (хороший преподаватель тот, который только помогает);

· активное использование технических учебных средств, в том числе таблиц, слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, видеотехники, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

· постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие им напряженности во взаимоотношениях между участниками, нейтрализация «острых» шагов и действий отдельных обучаемых;

· оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для студентов положений учебной программы;

· интенсивное использование индивидуальных занятий (домашние задания самодиагностического или творческого характера) и индивидуальных способностей в групповых занятиях;

· проигрывание игровых ролей («оппонента», «пессимиста», «реалиста», «адвоката дьявола», «компетентного судьи» и др.) с учетом индивидуальных творческих и интеллектуальных способностей обучающихся (например, при проигрывании ситуации стимулирования конструктивного конфликта);

· осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм, правил, поощрений (наказаний) за достигнутые результаты;

· обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности в информации.

Конечная цель и основное содержание образовательного процесса при интерактивном обучении сохраняются, но происходит изменение формы представления учебного материала, и вместо транслирующей используют полилоговую форму, с опорой на взаимопонимание и взаимодействие. На первый план выходит групповая форма организация учебной деятельности.

Известные постулаты дидактики свидетельствуют, что обучение путём «делания» в 6-7 раз продуктивнее, чем традиционным путём. Если в традиционном обучении речь шла о необходимости получения прочных знаний по дисциплине, на базе которых формировались умения, то при интерактивном обучении в процессе совместной деятельности идёт выработка умений и параллельно приобретаются необходимые для этого знания. Логика образовательного процесса при интерактивном обучении отличается и идёт не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Интерактивное обучение базируется на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих товарищей, так как большинство интерактивных методов обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

При этом студенты, приобретая новые знания и новый опыт, обмениваются ими друг с другом, идёт процесс взаимообучения и взаимообогащения, причём каждый вносит в этот процесс свой индивидуальный вклад. Получается, что студенты, обмениваясь знаниями, идеями, способами деятельности частично выполняют обучающие функции преподавателя, а это в свою очередь способствует повышению мотивации обучающихся и продуктивности обучения.

Совместная деятельность студентов организуется в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только осваивать требуемые компетенции, но и стимулирует саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Деятельность преподавателя при организации интерактивного обучения меняется, акцент смещается со студента как индивида на группу взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга. Преподаватель в условиях интерактивного обучения – партнёр, консультант, лидер группы, фасилитатор, создатель условий для инициативы студентов - выступает лишь одним из источников информации, уделяя основное внимание организации эффективного взаимодействия и помощи студентам в работе.

Ряд педагогов-исследователей полагают, что при применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Причём параллельно действует известный психологический феномен - заражение (не подражание, а именно заражение), вследствие чего любая высказанная товарищем мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной, или, наоборот, вовсе противоположную.

В чём же видят положительные результаты применения интерактивного обучения? В научно-педагогической литературе зафиксировано несколько позитивных эффектов интерактивного обучения.
1. Интерактивное обучение способствует лучшему пониманию, усвоению и творческому применению знаний при решении практических задач, что объясняется более активным участием студентов, как в получении, так и в скорейшем использовании знаний (здесь и теперь). Систематическое применение интерактивных методов обучения, а ФГОС ВПО 3-го поколения нацеливают нас на это, позволяет студентам овладевать оптимальными навыками работы с информацией, поскольку постоянное выражение своей позиции нивелирует страх ошибки, ибо даже ошибочное высказывание не карается отрицательной оценкой. Совместная деятельность способствует возникновению доверительных отношений с преподавателем.

2. Интерактивное обучение повышает заинтересованность студентов за счёт их причастности к решению обсуждаемых проблем. Возросшая мотивация способствует эмоциональному включению студентов в активный поиск, стимулирует их к конкретным действиям, даёт возможность каждому показать свою успешность. Личное участие в общей деятельности, в решении проблемы делает учёбу не только увлекательной, но наполняет смыслом и ответственностью.

3. Интерактивное обучение даёт студентам возможность получить новый опыт деятельности, общения, переживаний, позволяет осуществить перенос способов организации деятельности, востребует личностный потенциал студентов, что выступает важным условием для формирования и совершенствования компетентностей.

4. Интерактивное обучение позволяет сделать систему контроля учебных достижений студентов в освоении общекультурных и профессиональных более гибкой и гуманной за счёт сотрудничества и систематической обратной связи.

У большинства преподавателей вузов сложилось представление об интерактивном обучении прежде всего через призму новых информационных технологий, дистанционного обучения, участия в вебинарах и других видах он-лайн взаимодействиях, применения интерактивных атласов и прочих электронных ресурсов. Действительно, современные компьютерные программы играют обучающую роль, обеспечивая с помощью интерактивных средств и устройств непрерывное диалоговое взаимодействие пользователя с компьютером. Такие обучающие программы дают возможность студентам работать в собственном темпе, регулировать скорость изучения материала, проверять качество усвоения темы в режиме реального времени, то есть управлять ходом обучения. В то же время Hi-Tech технологии позволяют студентам не только поддерживать активный обмен сообщениями с информационной системой, но и вступать в интерактивный, можно сказать «живой» диалог (письменный или устный) с реальным партнером (преподавателем, другими студентами). Однако такой взгляд на интерактивное обучение не является исчерпывающим. Рассмотрим классификацию активных и интерактивных методов обучения.

Наши рекомендации