Анатомическое строение, функции и аномалии развития органа слуха
У́хо — сложный орган, предназначенный для восприятия звуковых колебаний. Кроме восприятия звука, выполняет ещё одну функцию: отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие. Парный орган, который размещается в височных костях черепа.
Строение:
· Наружное ухо
· Среднее ухо
· Внутреннее ухо.
Наружное ухо
Наружное ухо – единственная внешне видимая часть органа слуха. Оно состоит из:
· Ушной раковины, которая собирает звуки и направляет их в наружный слуховой проход.
· Наружного слухового прохода, который предназначен для проведения звуковых колебаний от ушной раковины в барабанную полость среднего уха. Его длина у взрослых примерно 2,6 см. Так же поверхность наружного слухового прохода содержит сальные железы, которые выделяют ушную серу, защищающую ухо от микробов и бактерий.
· Барабанной перепонки, которая отделяет наружное ухо от среднего уха.
Среднее ухо
Среднее ухо – это заполненная воздухом полость за барабанной перепонкой. Она связана с носоглоткой с помощью евстахиевой трубы, которая выравнивает давление по обе стороны барабанной перепонки. Именно поэтому, если у человека закладывает уши, он рефлекторно начинает зевать или совершать глотательные движения. Так же в среднем ухе находятся самые маленькие кости скелета человека: молоточек, наковальня и стремечко. Они не только отвечают за передачу звуковых колебаний из наружного ухо во внутреннее, но и усиливают их.
Внутреннее ухо
Внутреннее ухо – наиболее сложный отдел слуха, который, в связи с его замысловатой формой, называют так же лабиринтом. Оно состоит из:
· Преддверия и полукружных каналов, которые отвечают за чувство равновесия и положения тела в пространстве.
· Улитки, заполненной жидкостью. Именно сюда в виде вибрации попадают звуковые колебания. Внутри улитки находится кортиев орган, который непосредственно отвечает за слух. Он содержит около 30000 волосковых клеток, которые улавливают звуковые колебания и передают сигнал к слуховой зоне коры головного мозга. Каждая из волосковых клеток реагирует на определенную звуковую чистоту, именно поэтому, при их гибели происходит нарушение слуха и человек перестает слышать звуки той частоты, за которую отвечала погибшая клетка.
Слуховые проводящие пути
· Слуховые проводящие пути – это совокупность нервных волокон, отвечающих за передачу нервных импульсов от улитки к слуховым центрам, которые расположены в височных долях головного мозга. Именно там происходит обработка и анализ комплексных звуков, к примеру, речи. Скорость передачи слухового сигнала от наружного уха к центрам мозга примерно 10милисекунд.
Восприятие звука
Ухо последовательно преобразует звуки в механические колебания барабанной перепонки и слуховых косточек, затем в колебания жидкости в улитке и, наконец, в электрические импульсы, которые по проводящим путям центральной слуховой системы передаются в височные доли мозга для распознавания и обработки.
Получая нервные импульсы, мозг не только преобразует их в звук, но и получает дополнительную, важную для нас информацию. Так мы различаем высоту и громкость звука и интервал времени между моментами улавливания звука правым и левым ухом, что позволяет нам определять направление, по которому приходит звук. При этом мозг анализирует не только информацию, полученную от каждого уха в отдельности, но и объединяет ее в единое ощущение. Кроме того в нашем мозгу хранятся так называемые «шаблоны» знакомых нам звуков, что помогает мозгу быстрее отличить их от незнакомых. При снижении слуха мозг получает искаженную информацию, звуки становятся более тихими и это приводит к ошибкам в их интерпретации. Такие же проблемы могут возникать в результате старения, травм головы и неврологических болезнях. Это доказывает лишь одно: для хорошего слуха важна работа не только органа слуха, но и мозга.
Одна из частей внутреннего уха —вестибулярная — обусловливает чувство положения тела в пространстве, поддерживает равновесие тела, обеспечивает прямохождение человека.
Функцию вестибулярного аппарата в целом можно представить следующим образом. Движение жидкости, содержащейся в вестибулярном аппарате, вызываемое перемещением тела, тряской, качкой, вызывает раздражение чувствительных волосков рецепторов. Возбуждения передаются по черепномозговым нервам в продолговатый мозг, мост. Отсюда они направляются к мозжечку, а также спинному мозгу. Эта связь со спинным мозгом обусловливает рефлекторные (непроизвольные) движения мышц шеи, туловища, конечностей, благодаря чему выравнивается положение головы, туловища, предотвращается падение.
Функции кратко:наружное ухо - улавливает и проводит звуковые волны, среднее ухо - усиливает звуковые колебания, внутреннее ухо переводит звуковые волны в электирческий сигнал нервного импульса, а полукружные каналы внутреннего уха выполняют еще функцию вестибуляции
Среди пороков развития и аномалий органа слуха различают патологию наружного, среднего и внутреннего уха.
Основными причинами, провоцирующими такие болезни, являются:
· наследственная предрасположенность;
· воздействие неблагоприятных факторов во время беременности;
· негативное влияние ионизирующего излучения.
Врожденные аномалии развития ушной раковины заметны уже при внешнем осмотре и обычно диагноз выставляется при рождении ребенка, их подразделяют на 2 группы:
· изменение размеров ушной раковины;
· нарушение формы.
Следует отметить пороки развития с изменением размеров ушной раковины. К такой патологии относится микротия — уменьшение или макротия — увеличение размеров раковины, оттопыренность уха, «ухо макаки», где сглажены завитки ушной раковины, «ухо Дарвина», иначе «ухо сатира» с вытянутой вверх ушной раковиной и с заостренным концом, «кошачье ухо», когда сильно развит верхний бугорок. Известна также «колобома», представляющая собой расщепление верхней части уха.
Пороки развития ушной раковины в основном не сопровождаются функциональными нарушениями работы всего слухового аппарата, и требует коррекционного вмешательства только по эстетическим соображениям. Отопластика - один из этапов реконструктивно-пластической операции с использованием современных пластических материалов, позволяющих формировать нормальное анатомическое строение ушной раковины.
Гораздо серьезнее проявляются пороки формирования среднего и внутреннего уха, когда в патологический процесс вовлекаются чувствительные слуховые клетки, воспринимающие звуковые волны, вызывая специфическое раздражение, идущее в кору головного мозга. Здесь происходит высший анализ звуков, и возникают слуховые ощущения. Одним из признаков пороков и заболеваний уха является нарушение слуха.
К порокам развития уха относятся дефекты и различные деформации слухового прохода, такие как атрезия — полное заращение внутреннего и среднего уха, когда отсутствие слуховых косточек влечет полное выключение слухового анализатора. При пороках развития, связанных с нарушением функции слухового нерва развивается тугоухость, она может быть диагностирована, как в первые месяцы развития ребенка, так и в процессе жизни. Врожденная глухота — это недоразвитие или деформация среднего или внутреннего уха или их фрагментов, например, аплазия лабиринта. Врожденные аномалии развития органов слуха сопряжены с определенной степенью нарушения слуховой функции, что неизбежно приводит к изменению речи и к инвалидности больного.
Врожденные пороки развития наружного и среднего уха у малышей встречаются довольно часто и составляют 5-6% случаев всех лор-заболеваний. Для диагностики специалист-оториноларинголог использует методы аудиологического анализа, магнитно-резонансную и компьютерную томографию. Операции по улучшению слуха чаще всего представлены в виде реконструкции слуховых косточек и экранирования барабанной полости.
Аномалии развития органа слуха
1. Агенезия (аплазия) наружного слухового прохода– врожденное отсутствие наружного слухового прохода, результат нарушения развития I и II жаберных дуг.
2. Агенезия (аплазия) слуховых косточек – врожденное отсутствие косточек среднего уха.
3. Анотия– врожденное отсутствие ушной раковины.
4. Деформации ушной раковины:
А)ухо кошачье (син.: остроконечная ушная раковина) – вариант строения ушной раковины, при котором ее верхняя часть отогнута и свешивается в форме складки, закрывая латеральную поверхность раковины;
Б)ухо макаки(син.: углообразная ушная раковина) – вариант строения ушной раковины, при котором завиток развернут, а верхняя часть ушной раковины обращена внутрь;
В)ухо сатира(син.: ухо фавна) – вариант строения ушной раковины, при котором отсутствует завиток и бугорок ушной раковины, а ушной хрящ выпячивается в этом месте латерально;
Г)придатки околоушные(син: папиллома преаурикулярная) – фрагменты наружного уха, расположенные впереди ушной раковины, могут быть одиночными и множественными.
5. Дистопия ушной раковины– расположение ушной раковины в необычном месте: на боковой поверхности лица (щечная ушная раковина), на шее (шейная ушная раковина).
6. Микротия– сочетание малых размеров ушной раковины с атрезией наружного слухового прохода.
7. Полиотия– наличие, помимо нормальной, нескольких добавочных, часто деформированных, ушных раковин.
8. Синотия– смещение и сращение правой и левой ушных раковин между собой.
Глухота — полная утрата или такая степень поражения слуха, при которой сохраняется восприятие громких звуков или хорошо знакомых слов. Абсолютная (полная глухота) встречается крайне редко. Более хороший слух, позволяющий разборчиво воспринимать речь, называется тугоухостью.
Глухота вызывается широким спектром факторов. Причинами могут быть заболевания внутреннего уха и слухового нерва, воспаление среднего уха или некоторые инфекционные и вирусные болезни — менингит, грипп и др.
Различают такие виды глухоты как:
· легкая;
· умеренная;
· тяжелая;
· глубокая.
Глухота может развиваться в одном ухе или в обоих и вызывать трудности в слуховом восприятии громких звуков или разговорной речи.
Тугоухость как форма глухоты подразделяется на такие виды как:
· кондуктивная тугоухость (спровоцирована неким механическим препятствием в ушном канале или в среднем ухе, которое, в свою очередь, блокирует проведение звука);
· сенсорная тугоухость (вызвана повреждениями внутреннего уха);
· нейральная тугоухость (возникает в результате повреждения слухового нерва и слуховых нервных путей в головном мозге).
Две последние формы заболевания чаще возникают как врожденная глухота.
Такие больные в основном общаются с помощью разговорной речи, а также могут применять слуховые аппараты и другие вспомогательные средства для улучшения слышимости. Пациентам с более серьезной потерей слуха, специалисты, как правило, назначают кохлеарные имплантаты.
Причины глухоты
На сегодняшний день наука выделяет такие причины глухоты, как врожденные и приобретенные. Врожденная глухота – потеря слуха, которая уже имеется при рождении или возникает вскоре после рождения. Врожденная глухота может возникать в результате:
· недостатка кислорода (асфиксии) во время родов;
· сифилиса, краснухи и других заболеваний матери во время беременности;
· низкой массы тела ребенка при рождении;
· тяжелой желтухи в период новорожденности, которая может спровоцировать поражение слухового нерва ребенка.
Кроме указанных факторов, врожденную глухоту может вызывать ненадлежащее применение во время беременности ототоксичных лекарственных препаратов, таких как диуретики, аминогликозиды, противомалярийные и цитотоксические лекарства.
Приобретенные причины приводят к утрате слуха в любом возрасте. К данным причинам глухоты относят:
· некоторые инфекционные заболевания (корь, менингит, свинку);
· хроническую инфекцию ушей, которая сопровождается различными выделениями из ушей (ушная сера, кровь, гной);
· средний отит (скопление жидкости в ухе);
· лечение ототоксичными препаратами;
· травмы головы или уха;
· чрезмерный шум (работа с шумным оборудованием, воздействие громких звуков, музыки);
· старческую тугоухость – возрастную потерю слуха, которая возникает вследствие дегенерации сенсорных клеток;
· избыток ушной серы или попадание инородных предметов в наружный слуховой проход (данная потеря слуха зачастую бывает умеренной и легко корректируется);
· хронический средний отит (в основном у детей).
В основном глухота возникает у людей старшего возраста, что связано в первую очередь с тем, что к 40–50 годам у большинства людей происходит ослабление восприятия высоких частот, вызывая сначала тугоухость, а затем и глухоту. В последнее время слуховые заболевания стали стремительно молодеть. Причиной глухоты в молодом возрасте становится регулярное прослушивание различных аудио плееров в наушниках на чрезмерно высокой громкости.
24.Анатомическое строение, функции и аномалии развития речевого аппарата
Речевой аппарат – совокупность и взаимодействие органов человека, которые принимают участие в процессе речевого дыхания, звуко- и голосообразовании, а также обеспечивающие возникновение самой речи у говорящего.
Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного)
Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.
Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов. Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.
1-й отдел — дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму — эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются — выдох;
2-й отдел — органы речи пассивные — это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказывают наибольшее влияние на технику речи;
3-й отдел — органы речи активные — это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки — это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;
Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.
Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.
Язык - подвижный мышечный орган, он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.
Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.
Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).
Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.
Нарушения речи — различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию. это распад уже сложившейся речи у взрослых или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями
Причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:
Органическиеприводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);
Функциональные препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца беременности. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
· Внутриутробная гипоксия
· Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция).
· Цитомегаловирус на ранних стадиях беременности приводит к гибели плода. Если беременность сохраняется, вирус нарушает развитие плода. Вирусный гепатит может вызывать различные аномалии развития плода на всех стадиях беременности.
· Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота). Могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
· Несовместимость крови матери и плода. Антитела из крови матери проникают через плаценту и вызывают распад эритроцитов плода, в результате выделяется токсическое вещество - непрямой билирубин. Он повреждает некоторые отделы мозга, что приводит к врожденным нарушениям слуха и речи.
· Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
· Курение. Алкоголь и наркотические вещества
· Прием лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать, отдельные препараты можно использовать только по рекомендации врача.
· Антираковые антибиотики (актиномицин, сарколизин). На ранних сроках беременности приводят к возникновению уродств у плода.
· Ототоксические препараты. Антибиотики (стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин, тобрамицин и др.) и диуретики (фуросемид), а также аспирин и хинин становятся причиной развития врожденной глухоты.
· Антикоагулянты непрямого действия (дикумарин, пелентан) быстро проникают через плаценту и могут вызвать у плода кровоизлияние в мозг и внутренние органы.
· Антидепрессивные препараты (имизин, ами-триптилин) и транквилизаторы (сибазон, мепротан) на ранних сроках беременности приводят к интоксикации плода.
· Неудачное прерывание беременности может стать причиной возникновения отклонений в развитии плода.
· Работа на вредном производстве (повышенные физические нагрузки, контакт с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения, например ультрафиолетового, ионизирующей радиации)
· Стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода.
2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба (расщелины нёба), а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание.
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя.
3.НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
· Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга. Причины их могут быть разными: узкий таз матери, наложение щипцов на голову малышу (это делают, чтобы помочь ему появиться на свет).
· Асфиксия - недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины. Вызывает минимальные повреждения головного мозга.
· Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий, например искусственная вентиляция легких более 5 дней.
· Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
· Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
· Травмы и ушибы головного мозга. В тяжелых случаях приводят к внутричерепным кровоизлияниям, в результате речь ребенка ухудшается, он может даже перестать говорить.
· Травмы лицевого скелета (повреждения нёба, выпадение зубов) мешают ребенку научиться правильно произносить звуки и слова.
· Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
· Прием ототоксических антибиотиков приводит к снижению слуха.
Нарушения письменной речи называются аграфиями. Проявляется либо в полной утрате способности писать, либо в грубом искажении слов, пропусках слогов, букв, неспособности соединять буквы и слоги в слова и т.д. Например, для расстройства письменной речи — характерное изменение почерка у больных шизофренией
Афазия — нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры левого полушария мозга, представляет собой расстройство различных видов речевой деятельности, она вызывается очаговыми, локальными болезненными поражениями речевых зон коры головного мозга. У больных афазией нарушается правильный подбор слов и составляющих их речевых звуков, нарушается также грамматическое построение самостоятельной речи. Речь этих больных обеднена, запас употребляемых слов значительно ограничен. Происходит замена одних слов и слогов другими. Нарушаются связи между отдельными частями предложения. При этом могут отмечаться также расстройства чтения и письма.
Афферентная моторная афазия — неспособность или заметно сниженная способность произносить слова. Замена одних звуков другими. Затруднена спонтанная речь. Больные стремятся говорить, но могут произнести лишь несколько слов или слогов или «не могу», «да» и т.д. Понимание обращенной речи у больных сохранено.
Эфферентная афазия — нарушение кинестетической организации речевых актов, трудности переключения с одного слова или слога на другой.
Динамическая афазия — нарушение последовательной организации речевого высказывания, проявляется в нарушении планирования речи, нарушении связной устной речи, трудности актуализации слов, обозначающих действия.
Алалия — «слухонемота», это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития. Причинами алалии бывают повреждения речевых зон коры головного мозга, возникающие во время родов, мозговые заболевания и травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. При моторной алалии ребенок не может говорить, а при сенсорной алалии — он не понимает обращенной к нему речи.
Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи.
Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха.
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. По степени тяжести нарушения процесса чтения в логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи
Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.
Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).
Ринолалия - искажение звукопроизношения и тембра голоса вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания.
ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.