Синдром «обкрадывания» в критические возрастные периоды развития ребенка.

Синдром «обкрадывания» в критические возрастные периоды развития ребенка.

В критическом периоде развития конкретной функции она становится как бы приоритетной, наиболее значимой для мозга. Обеспечения ее развития требует больших затрат на молекулярном, клеточном и органном уровнях: происходит энергичный рост массы нейронов, синтез новых мембранных рецепторов, медиаторов и др. нейротрансмитерров, образование множества новых синапсов и пр. Быстрая мобилизация всех этих средств возможна только из за резервов организмов за счет уже раннее сформированных функциональных систем, которое указываются менее защищёнными, менее компенсированными и в этот период могут обнаружить свои слабые места. В связи с этим важнейшей чертой критических периодов развития является не только развитие приоритетной функции, но и, как правило, некоторая декомпенсация других функций, не только относящих к той же сфере, что приоритетная функции, но и отн6осительно далеких от нее. Приоритетно развивающая функция как бы временно заимствует резервы у других функциональных систем, обедняя обкрадывая их. (рис 3.1) ПРИШЛЮ ФОТО

Феномен обкрадывания - комплекс расстройств, временно возникающий у подростков в пубертатном периоде,- двигательная неловкость, дискоординация, вегетативные и вегетативно-висцеральные нарушения, полиморфные кожные проявления от повышенной сальности или сухости кожи до дерматитов, множественных угрей.

Феномен обкрадывания в основном касается параллельно развивающихся функций. Вновь развивающая функция последовательно приходит на смену предыдущим функциональным возможностям, которые должны подвергнуться активному торможению, редуцированию, как бы обнулению, чтобы не помешать развитию приоритетной функции. Механизм обнуления старой функции при развитии новой, по-видимому, контролируется генетической программой, но триггерную роль при этом играют средовые сигнальные воздействия.

Редуцированные функции и устаревшие навыки не исчезают, они сохраняются в заторможенном виде при некоторых (чаще неблагоприятных) условиях внешней среды могут проявиться вновь, создавая помехи в реализации новых функций, пришедших им на смену. Это феномен своеобразного возврата по онтогенетической лестнице – диссолюция.

Феномен дисолюции хорошо известен в клинике: у тяжело больных с мозговым инсультом, нарушение сознания нередко вновь появляются (растормаживаются) сосательные, хватательные и шаговые автоматизированные стереотипии, которые, казалось бы, давно исчезли на онтогенетическом пути. В случаях ранней патологии нервной системы может нарушаться преемственность развития, ослабляются механизмы обнуления, поэтому становление новых реакций не приводит к редукции старых, персистенция которых препятствует нормативному формированию психоневрологических функций и навыков.

Детальные исследования детей раннего возраста показали, что феномен диссолюции, возврат к прежним, более ранним способам реагирования не всегда является признаком тяжелых необратимых изменений в мозге. Так, у здорового грудного ребенка ранние и уже заторможенные реакции появляются вновь при охлаждении тела, испуге. Таким образом организм не отказывается от них совсем, но сохраняет на случаи необходимости ответа, на самые неожиданные воздействия (чаще неблагоприятные).

Феномен обкрадывания, характерный для критического периода развития, может проявляться временным проявлением диссолюции. Сочетание феноменов обкрадывания и обнуления составляет сущность функционального виража, лежащего в основе любого критического периода. Умение распознавать признаки функционального виража обеспечивает определение стыка между важнейшими возрастными периодами( точнее между критическими периодами функционального развития, которые могут не совпадать с возрастными периодами) не только у детей в целом, но и у каждого отдельного ребенка, и следовательно, обеспечивает возможность индитвидуального подхода, к кондуктивной коррекции психоневрологического развития.

Врач должен знать, что без феномена обкрадывания не может протекать ни один критический период. Для определения приоритетно развивающийся функции необходимо пользоваться критическим периодом для выявления слабых мест в организме, тех функций, которые временно отступили назад, обнаружив недостаточность своей компенсации. Возможно, именно временная недостаточность этих функций (подвергнутых в критическом периоде воздействию феномена обкрадывания) окажется ключевой в развитии в последующем онтогенезе ( в зрелом или инволюционном возрасте) различных нарушений и заболеваний.

В ходе критического периода приоритетная функция лишь намечается и подготавливается к окончательному становлению. Каждая функция в своем развитии проходит путь автоматизации, в основе которого лежат определенные морфологические события в функциональной системе. В открывшейся в критическом периоде функциональной системе происходит интенсивный и как правило, избыточный рост дендритного дерева нейронов, причем тех, которые находились в резерве на предыдущем этапе развития функциональной системы. В итоге увеличивается и количество задействованных нейронов, и дендритная сеть. В этом состоянии избыточного расширения функциональная система готова к интеграции генетически подготовленного эндогенного поведенческого стереотипа будущей функции с конкретными условиями внешней и внутренней среды, с учетом которых функция и будет развиваться в данном организме.

На следящем этапе из огромного, избыточного количества нейронов, дендритных ветвей и межнейрональных связей постепенно отбираются наиболее функционально эффективные, а затем- лишь самые необходимые элементы и связи. После этого функциональная система оказывается закрытой, малодоступной для средовых влияний; критический период перестройки завершен, наступает период функциональной стабилизации. Таким образом, генетическая программа готовит внутреннюю потенцию функции, ее общий порядок, но всегда избыточный, из которого только вышедшая в среду и взаимодействующая со средой функциональная система отбирает энергетически наиболее экономный, и выгодный для себя вариант деятельности. Каждая функция имеет оптимальный период реализации из эндогенной избыточной потенции в конкретную функцию общения со средой. Критический период отражает период процесс высвобождении эндогенной потенции.

На рис №3.4 (ПРИШЛЮ ФОТО) представлена условная схема основных характеристик любого критического периода развития ребенка, о которых должны помнить и детские врачи и психологи и педагоги. Наблюдая за развитием ребенка необходимо четко представлять на каком этапе онтогенеза он находится в настоящий момент, какие функциональные системы у него закрытом, стабильном состоянии, какие в периоде функционального виража, качественной функциональной перестройки и какая приоритетно развивающая функция определяет сущность критического периода развития.

Второй важнейшей характеристикой критического возрастного периода является нормативный психоневрологический эталон возраста. Он включает показатели клинической возрастной нормы( которыми должен владеть ребенок) а так же нормативные по возрасту нейрофизиологические характеристики(электроэнцефалография, электронейромиография, функциональные УЗИ-методики. Нейроморфологические ( компьютерная рентгеновская и магнитно-резонансная томография, узи мозга) и биохимические показатели.

К третьей характеристике критического возрастного периода относятся так называемые минус-симптомы – проявления феномена обкрадывания. Они, как правило индивидуальны, так как связаны с декомпенсацией ранее скомпрометированных, но компенсированных функций, но могут носить и общий характер( как например, описанные выше общие признаки пубертатного период).

Врач должен быть готов к определению у ребенка отклонений (пусть минимальных) от нормативного образа, которые манифестируют в критическом периоде, а на последующих стадиях онтогенеза могут исчезнут. Из этих минус симптомов состовляется тревожная карта опорных признаков психоневрологического риска, которая может иметь значение не только для данного возрастного периода(коррекция выявленных нарушений), но и для прогнозирования будущего развития ребенка, вплоть до зрелого возраста.

Приводим условную схему последовательности критических периодов, которая не претендует на учет всех функциональных превращений, которыми заполнен каждый час, день, неделя, месяц жизни маленького ребенка, однако она четко отражает этапы возрастающей степени активности взаимодействия организма с внешним миром, а так же ключевое функциональное назначение и преемственность возрастных периодов.

ФОТО В ДИАЛОГЕ ВКОНТАКТЕ

Наши рекомендации