Анализ состояния здоровья студенческой молодежи

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..……..…...….2

Глава 1. Характеристика образа жизни и здоровья современных студентов………………………………………………………………………….5

1.1 Анализ состояния здоровья студенческой молодежи……………...…5

1.2 Условия и образ жизни студенческой молодежи и его особенности…………………………………………………………………….....8

1.3 Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов…………………………………………………...……………............17

Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт социальных институтов в сохранении и укреплении здоровья студентов……………………………..22

2.1. Концептуальные подходы в формировании, сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи в современных условиях………………………………………………………………...…….....22

2.2. Отечественные модели и стратегии укрепления здоровья студенческой молодежи…………………………………………………….….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………...…………………………...………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ...…37

ВВЕДЕНИЕ

Студенчество в современной России – количественная группа в социальной структуре населения и наиболее активная часть молодежи. В социально – экономическом плане студенчество следует рассматривать, в первую очередь, как резерв корпуса специалистов, работников умственного труда большинства профессий. В течение последнего десятилетия наблюдается рост контингента студентов вузов, происходящий опережающими темпами в сравнении со структурой системы профессионального образования. Этот рост был вызван развитием высшей школы в сторону расширения возможностей для удовлетворения права на получение высшего образования и заинтересованностью вузов в увеличении объема платных образовательных услуг ввиду недостаточности бюджетного финансирования.

Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженный высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Проблема здоровья студентов становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического характера, переживаемыми в настоящее время Россией. Социальная защищенность студентов невелика, между тем как специфика возраста и учебного труда требует наличия адекватных социальных гарантий (медицинского обслуживания, полноценного питания, материального, спортивно-оздоровительного обеспечения и др.). Ослабленное чаще всего еще до ВУЗа состояние организма и психики, экологические проблемы, недостаточное питание, гиподинамия, невысокий в целом уровень валеологической культуры обуславливает то, что более половины студентов нездоровы, многие из них находятся в преморбидных (предболезненных) состояниях.

Важность изучения внедрения здоровьесберегающих технологий в высшей школе обусловлена тем, что одной из основных проблем студенческой молодежи является средний уровень успеваемости в связи с высоким процентом заболеваемости. Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Растущий поток информации, потребность более глубоких знаний от специалистов требует и будет требовать все больше усилий от студентов. В связи с этим перед высшей школой возникает ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха студентов, необходимости совершенствования методики преподавания.

Большой интерес представляет вопрос соотношения физического развития и успеваемости. Однако ясности в этом вопросе до сих пор нет. Многие авторы находят связь между нарушением геодинамики студентов и ухудшением успеваемости. На успеваемость могут сказываться и другие недостатки физического развития. Так, Б.Г. Ананеьв и его исследования показали, что психические особенности неуспевающих студентов возникают на фоне нарушений центральной нервной системы и ослабленного соматического статуса. Другие же авторы связывают успеваемость студентов в основном с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности студентов. В.Г. Бауэр указывает на то, что физическая культура и спорт не просто основные элементы развития, социально значимые конструкты. М.Я. Виленский утверждает, что повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры непосредственно влияет на формирование личности специалистов всех профилей. По мнению Э.М. Козина, при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека обязательно необходимо учитывать его состояние здоровья. Параллельно этой проблемой занимались такие авторы, как: Н.В. Тверская, А.Ю. Петров, Т.М. Резер, В.И. Бондин. Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. В работах отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 20 - 25%, в некоторых вузах достигает 40%. За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение. Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу.

Глава 1. Характеристика образа жизни и здоровья современных студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ состояния здоровья студенческой молодежи показал, что среди студентов наблюдается общая отрицательная динамика здоровья студентов, которая выражается в том, что от первого курса к выпускному существенно увеличивается интенсивность ссылок на негативные симптомы. Ежегодный темп подобной динамики, на которую влияют: неблагоприятные психические состояния, проблемы в учебе, во взаимоотношениях с окружающими и трудности самостоятельного решения возникающих проблем, в среднем по всему контингенту студентов дневной формы обучения достигает 10%.

В отношении условий и образа жизнистуденчества следует выделить такие важные проблемы, как: недостаточная сформированность в образовательной среде позитивных социальных стереотипов, относящихся к таким понятиям, как ценность здоровья, здоровый человек, здоровый образ жизни, риски в сфере здоровья и жизни; весьма широкая распространенность ложных стереотипов в отношении социально обусловленных вредных привычек, главным признаком которых является индивидуальная и массовая лояльность к ним; слабая личная информированность о состоянии здоровья, некритическое восприятие негативных симптомов и ситуаций риска для здоровья, опасно широкое распространение и дальнейшая экспансия вредных привычек и социальнообусловленных заболеваний; недостаточная общая активность использования возможностей творческих, развивающих и коллективных форм досуга, создаваемых в университете и в местном сообществе; проявляющиеся в студенческой среде признаки социальной дезадаптации, ослабления ценностного отношения к здоровью, включенности в негативные, асоциальные связи и виды жизнедеятельности. Характеризуя образ жизни и здоровье современных студентов нужно отметить, что в студенческой среде преобладает удовлетворенность собственным здоровьем. Каждый студент имеет реальную возможность выбора значимых для него форм жизнедеятельности, типов поведения. Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Студенты мало уделяют внимания таким факторам, как медицинская активность населения, закаливание, сексуальная культура, несмотря на то, что последний фактор должен быть очень важным и значимым для молодежи. Руководство вузов все чаще обращают внимание на проблему укрепления и сохранения здоровья студентов.

Одну из важнейших ролей в системе сохранения и укрепления здоровья студентов играют вузы, которые в свою очередь, в связи с отсутствием в России единой программы внедрения здоровьесберегающих технологий, часто заменяют их на профилактические меры. Главный недостаток профилактических программ – использование однотипных методов профилактики – информационной деятельности, различных акций, средств физической культуры и спорта. А основная проблема в сфере реализации профилактических программ – недостаточное внимание к эмпирической и теоретической основе разработки профилактических программ и последующей оценке их эффективности.

Концептуальные подходы в формировании, сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи применяются в российской системе высшего образования для поддержания и развития здоровья студентов. Но есть некоторые проблемы, связанные с внедрением той или иной теории. Первая из них – нерешенный вопрос о соответствии описанных теоретических моделей социокультурным характеристикам российской молодежи. Вторая – ориентация российских специалистов при разработке и реализации программ на специфику целевого контингента, то есть студенчества. Авторы программ стремятся учесть особенности студенчества чаще всего на интуитивном уровне. Это приводит к отсутствию определенных целей и задач воздействия и к планированию исходя из доступных методов реализации. Третья – территориальная неоднородность российского студенчества с точки зрения повреждающих здоровье факторов. Она приводит к трудности разработки типовых профилактических программ для реализации во всех российских вузах.

Отечественные модели и стратегии укрепления здоровья студентов характеризуется достаточно детальной разработкой как теоретических основ этого вида социальной деятельности, так и прикладных аспектов обеспечения ее успешности. Однако в плане практического применения изложенного материала возникает ряд проблем, которые не нашли пока удовлетворительного решения. В ходе изучения некоторых теории и концепции внедрения здоровьесберегающих технологий в вузах, выяснилось, что в России отсутствует единая база данных социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни. Главный недостаток профилактических программ – использование однотипных методов профилактики – информационной деятельности, различных акций, средств физической культуры и спорта. А основная проблема в сфере реализации профилактических программ – недостаточное внимание к эмпирической и теоретической основе разработки профилактических программ и последующей оценке их эффективности.

Признавая наличие в составе студентов дневного отделения групп социального риска, характеризующейся повышенной опасностью потери своего социального и физического потенциала (здоровья, физических и интеллектуальных возможностей, качества профессиональной подготовки, правового сознания и пр.), целесообразно разобрать и осуществлять концепцию социальной работы со студентами. Ориентирами такой работы могут служить профилактика и преодоление дезадаптивных ситуаций, повышение информированности, оздоровление образа жизни, искоренение социальных предрассудков и вредных привычек. В осуществлении этой сложной деятельности необходимо опираться на современные технологии социальной работы с молодежью и, в первую очередь, развивать ее собственный социально - организационный потенциал и ответственность. Для улучшения состояния здоровья студентов целесообразно приблизить службы первичной медико-социальной и медико-санитарной помощи к таким условиям повседневной жизни, как дом, места досуга и отдыха и, конечно же, учебная среда. Важным является разработка и реализация мер по улучшению показателей здоровья студентов. Подготовка целевых программ по профилактике наркомании, самоубийств, злоупотребления алкоголем, несчастных случаев среди этого контингента. Одними из центральных задач является реализация концепции ВОЗ по формированию школ, содействующих укреплению здоровья, а значит и при вузах должны быть специализированные учреждения, созданные с целью укрепления и сохранения здоровья.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..……..…...….2

Глава 1. Характеристика образа жизни и здоровья современных студентов………………………………………………………………………….5

1.1 Анализ состояния здоровья студенческой молодежи……………...…5

1.2 Условия и образ жизни студенческой молодежи и его особенности…………………………………………………………………….....8

1.3 Роль вузов в сохранении и поддержании здоровья студентов…………………………………………………...……………............17

Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт социальных институтов в сохранении и укреплении здоровья студентов……………………………..22

2.1. Концептуальные подходы в формировании, сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи в современных условиях………………………………………………………………...…….....22

2.2. Отечественные модели и стратегии укрепления здоровья студенческой молодежи…………………………………………………….….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………...…………………………...………....33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ ...…37

ВВЕДЕНИЕ

Студенчество в современной России – количественная группа в социальной структуре населения и наиболее активная часть молодежи. В социально – экономическом плане студенчество следует рассматривать, в первую очередь, как резерв корпуса специалистов, работников умственного труда большинства профессий. В течение последнего десятилетия наблюдается рост контингента студентов вузов, происходящий опережающими темпами в сравнении со структурой системы профессионального образования. Этот рост был вызван развитием высшей школы в сторону расширения возможностей для удовлетворения права на получение высшего образования и заинтересованностью вузов в увеличении объема платных образовательных услуг ввиду недостаточности бюджетного финансирования.

Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженный высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Проблема здоровья студентов становится все более актуальной в связи с трудностями социально-экономического характера, переживаемыми в настоящее время Россией. Социальная защищенность студентов невелика, между тем как специфика возраста и учебного труда требует наличия адекватных социальных гарантий (медицинского обслуживания, полноценного питания, материального, спортивно-оздоровительного обеспечения и др.). Ослабленное чаще всего еще до ВУЗа состояние организма и психики, экологические проблемы, недостаточное питание, гиподинамия, невысокий в целом уровень валеологической культуры обуславливает то, что более половины студентов нездоровы, многие из них находятся в преморбидных (предболезненных) состояниях.

Важность изучения внедрения здоровьесберегающих технологий в высшей школе обусловлена тем, что одной из основных проблем студенческой молодежи является средний уровень успеваемости в связи с высоким процентом заболеваемости. Как известно, здоровье подрастающего поколения формируется под влиянием биологических и социальных факторов. От нормального физического развития, функционирования органов и систем студентов зависит способность их организма сохранять устойчивость к экзогенным факторам, адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Растущий поток информации, потребность более глубоких знаний от специалистов требует и будет требовать все больше усилий от студентов. В связи с этим перед высшей школой возникает ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха студентов, необходимости совершенствования методики преподавания.

Большой интерес представляет вопрос соотношения физического развития и успеваемости. Однако ясности в этом вопросе до сих пор нет. Многие авторы находят связь между нарушением геодинамики студентов и ухудшением успеваемости. На успеваемость могут сказываться и другие недостатки физического развития. Так, Б.Г. Ананеьв и его исследования показали, что психические особенности неуспевающих студентов возникают на фоне нарушений центральной нервной системы и ослабленного соматического статуса. Другие же авторы связывают успеваемость студентов в основном с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности студентов. В.Г. Бауэр указывает на то, что физическая культура и спорт не просто основные элементы развития, социально значимые конструкты. М.Я. Виленский утверждает, что повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры непосредственно влияет на формирование личности специалистов всех профилей. По мнению Э.М. Козина, при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека обязательно необходимо учитывать его состояние здоровья. Параллельно этой проблемой занимались такие авторы, как: Н.В. Тверская, А.Ю. Петров, Т.М. Резер, В.И. Бондин. Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной. В работах отмечается, что количество студентов специальной медицинской группы увеличилось с 10 до 20 - 25%, в некоторых вузах достигает 40%. За время обучения в вузе здоровье студентов не улучшается, ряд авторов отмечают его ухудшение. Ко второму курсу количество случаев заболеваний увеличивается на 23%, а к четвертому - на 43%. Четверть студентов переходит в более низкую медицинскую группу.

Глава 1. Характеристика образа жизни и здоровья современных студентов.

Анализ состояния здоровья студенческой молодежи

Здоровье - величайшая социальная ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Многие авторы связывают здоровье со способностью к адаптации организма в изменяющихся условиях среды. При этом условно выделяют три группы факторов, влияющих на человека: а) социальные, б) гигиенические, в) психологические. Уровень здоровья определяется способностью организма адаптироваться к ним.

Отсутствие специальной статистики не позволяет в полной мере представить состояние здоровья студенческой молодежи, однако данные, относящиеся к подростковому возрасту, и результаты анализа заболеваемости обратившихся за медицинской помощью студентов дают основание считать положение в этой сфере весьма серьезным. Особую актуальность количественная оценка здоровья при массовых обследованиях населения приобрела в последние 20 - 30 лет, когда ученые начали использовать математические зависимости отдельных быстро измеряемых показателей и общего состояния здоровья.

По мнению Э.М. Козина, при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека обязательно необходимо учитывать его состояние здоровья. Коэффициент полезного действия использования здоровья в США (имеется в виду социальная деятельность) составляет примерно 20%. В России сегодня такая достаточность здоровья соответствует работающим в 3 - 5% случаев. При этом отмечается, что речь в данном случае должна идти не просто о достаточности здоровья с точки зрения долгожительства и больничных листов, а о его эффективности, когда врожденные качества индивида (гуманитарные, математические и др.) соответствуют тому предложению, которое позволяет существенно или полностью восстановить трату физического, биологического, психологического здоровья, использованного для выполнения трудовой или социальной деятельности.

Первые шаги к будущему профессионализму работника начинаются с его обучения профессии. Подчеркивая связь здоровья и будущей профессиональной деятельности, Б.Г. Акчурин отмечает, что физическое здоровье отражает такую степень физического развития студента, его двигательных навыков и умений, которая позволяет наиболее полно реализовывать свои творческие возможности. Физическое здоровье является не просто желательным качеством будущего специалиста, а необходимым элементом его личностной структуры, необходимым условием построения и развития общественных отношений. Классическое и достаточно емкое определение здоровья как физического, психического и социального благополучия нуждается в коррекции, когда речь заходит о здоровье профессиональном. На первый план в трактовке здоровья в этом случае выходят показатели (элементы) психофизического сопряжения, обеспечивающие взаимодействие биологической составляющей и социально-технической среды. При этом одни авторы обращают внимание на то, что здоровье является "наиболее важным" из аспектов профессионализма, другие, что оно отражается в "психофизической готовности специалиста" и состоит из следующих компонентов: достаточной профессиональной работоспособности; наличия необходимых резервов физических и функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям производственной и внешней среды, объему и интенсивности труда; способности к полному восстановлению в заданном лимите времени; присутствия мотивации в достижении цели.

По мнению аналитиков, состояние здоровья российских граждан уже представляет реальную угрозу национальной безопасности. Если не принять мер по изменению ситуации, она может стать тяжким бременем для страны. В действиях государства в качестве первоочередных мероприятий предполагается создание общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения, а также физического развития детей, подростков, молодежи. По-видимому, речь должна идти об управлении показателями, отражающими состояние здоровья студенческой молодежи в процессе физического воспитания. Количество здоровья при этом должно соответствовать требованиям профессии. За последние 10 - 15 лет в ряде высших учебных заведений разработаны "паспорта профессиональной психофизической готовности будущих специалистов", "паспорта здоровья" и другие нормативные показатели, позволяющие повышать резервы здоровья учащейся молодежи. Все вышесказанное только подтверждает, что специалисты в области физического воспитания достаточно давно работают над этой проблемой, но единой системы оценки и управления резервными возможностями организма будущих специалистов до сих пор не найдено.

Здоровье имеет и экономическую составляющую, которая особенно актуальна в настоящее время, поэтому создание условий для занятий физической культурой должно стать задачей и производственной. В работе Г.Л. Апанасенко отмечается, что на 1000 человек, занимающихся физической культурой и спортом, приходится 318 дней нетрудоспособности, а не занимающихся 731 день. Изучение зависимости дней, пропущенных по нетрудоспособности, и количества часов, затрачиваемых на занятия физической культурой, позволило обосновать экономически оправданные для здоровья работников объемы средств физической культуры.

Стоит отметить и тот факт, что общая сравнительно высокая удовлетворен­ность студентов своим здоровьем в каждом третьем случае не соответствует объективным показателям (частоте перенесенных острых заболеваний) и комплексу фиксируемых индикаторов самочувствия. В целом лишь четверть студен­тов считает свое здоровье хорошим. Наиболее распространенными признаками отклонений в самочувствии студентов являются психосоматические симптомы: усталость в течение дня, сонливость, раздражительность и головные боли, невозможность сосредоточиться на занятиях, которые нарушают повседневную учебную деятельность значительной части студентов университета, насчитывающей от четверти до почти половины их кон­тингента.

Таким образом, общая отрицательная динамика здоровья студентов за годы обучения в вузе выражается в том, что от первого курса к выпускному существенно увеличивается интенсивность ссылок на негативные симптомы. Ежегодный темп подобной динамики в среднем по всему контингенту студентов дневной формы обучения достигает до 10%. На отдельных факультетах за время обучения в полтора раза увеличивается доля студентов, ссылающихся на установленные им диагнозы хронических заболеваний.

Наши рекомендации