Положение о методических разработках, учебных пособиях
Положение о методических разработках, учебных пособиях
Составитель:
методист,
преподаватель
высшей
квалификационной категории
Сукшина Юлия Викторовна
Содержание
Общие требования…………………………………………….. | ||
Классификация учебных и методических изданий………….. | ||
Требования, предъявляемые к методической разработке………………………………………………………. | ||
Структура методических разработок для преподавателей ….. | ||
Структура учебно -методических пособий для самоподготовки студентов……………………………………………………………. | ||
Структура методической разработки внеклассного мероприятия…………………………………………………………. | ||
Литература …………………………………………………………. | ||
Приложение 1 «Образец оформления разработки для преподавателя»……………………………………………………….. |
1.Общие требования
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
· Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным,убедительным.
3. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
4. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.)
2.Классификация учебных и методических изданий
Учебные издания:
1. Учебник
· содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;
· официально утвержден;
· предназначен для студентов.
2. Учебное пособие
· частично или полностью дополняет учебник;
· официально утверждено;
· предназначено для студентов.
3. Учебно-методическое пособие:
· содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;
· предназначено для преподавателей.
4. Практикум:
· сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;
· предназначен для студентов.
5. Пособие учебное:
· словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.
· предназначено для студентов.
Методические издания:
Методическая разработка:
· содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению лучшего опыта;
· планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);
· предназначена для преподавателей.
Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.
Методическое пособие:
· содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к ИГА; практические задания с примерами их выполнения;
· предназначено для студентов.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
6. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
- описание видов деятельности преподавателя и студентов;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- осуществление связи теории с практикой на уроках;
- использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
- Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Основные требования к оформлению методической работы
1. Методическая работа обязательно должна иметь титульный лист, пояснительную записку, содержание, введение, основную часть, список литературы, приложения.
На титульном листе методической работы приводится: наименование вышестоящей организации (Министерство Здравоохранения Челябинской области) и наименование учреждения (Саткинский медицинский техникум),тема разработки, для кого предназначена ,специальности подготовки, год выпуска. На обороте: орган утверждения, сведения об авторе (ФИО, должность, категория) (Приложение1)
Пояснительная записка – краткая характеристика, раскрывающая содержание, новизну, назначение методического материала. Место и роль данного учебного пособия в учебном процессе по данной специальности и по данной дисциплине; особенности издания в отличии от имеющихся; для кого рассчитано издание (для студентов какого отделения, специальности, курса и т.д.).
Требования к оформлению текста:
· Формат А 4.
· Ориентация – книжная.
· Поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2 см.
· Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.
· Шрифт – Times New Roman.
· Высота шрифта – 12 (14) пунктов;
· Отступ 1,25 (красная строка)
· Междустрочный интервал – одинарный.
· Выравнивание текста – по ширине.
· Исключить переносы в словах.
· Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.
2. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
3. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
4. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
5. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают цифрой, например «Приложение 1». Номер приложения не ставится (Приложение № 1- НЕВЕРНО!)
Требования к библиографическому описанию различных изданий
При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.
Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Остальные прописные буквы пишутся в соответствии и с нормами русского языка.
Название научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращение отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с ГОСТом 7.12 –77.
Выделяют следующие элементы библиографического описания:
Для книг
· Заголовок описания (фамилия и инициалы автора или авторов – одного, двух или трех); если авторов более трех, то описание начинается с заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, в каком оно на титульном листе.
· Сведения об авторстве приводятся, если описание начинается с заглавия. К ним относится:
а) фамилии авторов, если их более трех; при этом указываются три первые фамилии и дальше ставится и «др.»;
б) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книг (составителях, редакторах и т.п.).
· Сведения о повторности издания (порядковый номер, кроме первого).
· Место и год издания (название города дается без сокращения, за исключением названий Москва, Санкт-Петербург, Ленинград, приводимых в сокращенном виде; соответственно М., СПб., Л.).
· Порядковый номер выпуска или части.
· Количество страниц
Для статей и частей изданий
При описании статей из журналов или сборников, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводят сведения о самом описываемом произведении, а затем сведения об издании, в котором оно опубликовано. Элементы описания даются в следующем порядке:
· заголовок описания (фамилия, инициалы автора или авторов);
· основное заглавие;
· сведения об издании, в которых помещено произведение: (для журнала – наименование журнала без кавычек, год, номер, номера страниц, на которых оно размещается).
Литература
1. Методическая разработка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solteh.net/index.php/methodical-piggy-bank/metodicheskie-supplies/26-development
2. Рекомендации в помощь преподавателю при подготовке методических разработок[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-198198.html
3. Рекомендации по составлению методических разработок занятий [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-200694.html
Приложение 1
Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
Методическая разработка
Практического занятия
Для преподавателей
медицинских техникумов и колледжей
по дисциплине: ОП 02 «Анатомия и физиология человека»
Пояснительная записка
По календарно- тематическому плану на тему «Сердце: строение и положение»выделено 4 часа: 2 часа – теория; 2 часа – практическое занятие.
Тема «Сердце: строение и положение» в дисциплине анатомия и физиология человека является одной из важнейших тем.
Трудно переоценить значение сердечно-сосудистой системы в организме. Нормальное функционирование всех органов и тканей связано, прежде всего, с этой системой. Пусковым механизмом в развитии многих заболеваний являются нарушения в работе сердца или периферических сосудов. Знание строения сердца у здорового человека является отправной точкой для изучения заболеваний сердечно-сосудистой системы и понимания причин и механизмов развития нарушения кровообращения при тех или иных заболеваниях сердца.
Теоретический материал содержит очень большой объем информации. На практическом занятии студенты совершенствуют и применяют теоретические знания и умения, полученные на лекционном занятии. В ходе практического занятия отрабатывается умение находить камеры сердца, сосуды входящие и выходящие из сердца, клапанные сердца на наглядном материале. Продолжается развитие умений работы с наглядными пособиями, умение работы над рисунком.
На практическом занятии используются различные методы и методические приемы (репродуктивный, частично- поисковый, метод проблемного изложения). Совокупность выбранных методов способствует формированию познавательного интереса к предмету и закреплению полученных знаний.
На занятии студенты расширяют знания по теме, находят связь с профессиональными модулями. На занятии используется личностно – ориентированный подход к студентам с применением технологии проблемного обучения и информационно- коммуникативной технологии.
К методической разработке прилагается электронное учебно- методическое пособие для самоподготовки студентов, содержащее задания для проверки знаний студентов.
Учебная проблема:создать обстановку занятия, способствующую применению полученных знаний при изучении профессиональных модулей, формированию компетенций.
Содержание
1. | Цели занятия………………………………………………………….. | |
2. | Формируемые компетенции ………………………………………... | |
3. | Оснащение …………………………………………………………… | |
4. | Методы и методические приемы…………………………………… | |
5. | Студент должен знать и уметь………………………………………. | |
6. | Междисциплинарные и межмодульные связи………………… | |
6. | Хронокарта ………………………………………………………….. | |
7. | Этапы планирования занятия……………………………………….. | |
8. | Литература …………………………………………………………… | |
8. | Приложение 1 «Фронтальный опрос»…………………………….. | |
11. | Приложение 2 «Эталоны ответов фронтального опроса»……….. | |
12. | Приложение 3 «Задания для микрогруппы»……………………… | |
Приложение 4 «Эталоны ответов задания для микрогрупп»……. | ||
Приложение 5 «Вопросы для итогового контроля»………………. | ||
15. | Приложение 6 «Эталоны ответов итогового контроля»…………. | |
16. | Приложение 7 «Лист оценок практического занятия»……………. |
Цели занятия
I. Учебные (дидактические):
1. Углубление знаний студентов о топографии и строении сердца
2. Продолжение формирования понятия «кровообращение»
3.Закрепление знаний студентов, полученных на лекции.
4. Самостоятельное применение компетенций в практической деятельности при решении задач в стандартных и нестандартных ситуациях
II. Развивающие:
1. Способствовать развитию умений анализировать, делать выводы по полученной информации, логически мыслить
2. Развитие умений самостоятельной работы студентов
3. Продолжение формирования умений и навыков работы с наглядными пособиями и раздаточным материалом.
4. Развитие мыслительных способностей студентов при решении ситуационных задач и проблемных вопросов
5. Развитие умения студентов применять полученные знания на практике
III. Воспитательные:
1.Способствовать воспитанию умения слушать собеседника, а лишь затем вносить дополнения в ответ.
2. Способствовать воспитанию исполнительности, аккуратности, умения управлять эмоциями.
3. Стремление формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
Формирование компетенций:
Результатом освоения темы является овладение студентами профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результатов обучения | Резуль- тат |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | + |
OK2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | + |
OK3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | + |
OK4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | + |
OK5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | + |
OK6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | + |
OK7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | + |
OK8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. | + |
OK9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | + |
OK | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | + |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. | + |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | + |
Тип занятия:практическое занятие
Место проведения занятия:Кабинет анатомии и физиологии
Количество часов: 2 часа (90 минут)
Оснащение занятия:
1. Учебно – методическое пособие для студентов по данной теме
2. Методические указания для студентов по данной теме
3. Мультимедийный проектор, ноутбук, экран
4. Диски по анатомии « Тело человека», « Анатомия человека своими глазами», «Большой анатомический атлас»
5. Презентации по теме «Сердце: строение и положение»
6. Таблицы по данной теме: «Строение сердца», «Топография сердца»
7. Торс, скелет, муляжи сердца
8. Раздаточный материал: атлас по анатомии Р.П.Самусев, В.Я.Липченко
9. Контуры тела человека для обозначения топографии сердца, контур сердца
10. Тестовые задания для опроса, задания для микрогрупп
Литература
1…………………………..
2…………………………….
3………………………………
Приложения
(вопросы, эталоны ответов, графструктуры и т.д…….)
Положение о методических разработках, учебных пособиях
Составитель:
методист,
преподаватель
высшей
квалификационной категории
Сукшина Юлия Викторовна
Содержание
Общие требования…………………………………………….. | ||
Классификация учебных и методических изданий………….. | ||
Требования, предъявляемые к методической разработке………………………………………………………. | ||
Структура методических разработок для преподавателей ….. | ||
Структура учебно -методических пособий для самоподготовки студентов……………………………………………………………. | ||
Структура методической разработки внеклассного мероприятия…………………………………………………………. | ||
Литература …………………………………………………………. | ||
Приложение 1 «Образец оформления разработки для преподавателя»……………………………………………………….. |
1.Общие требования
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
· Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
· Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
· Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным,убедительным.
3. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
4. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы занятий, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.)
2.Классификация учебных и методических изданий
Учебные издания:
1. Учебник
· содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;
· официально утвержден;
· предназначен для студентов.
2. Учебное пособие
· частично или полностью дополняет учебник;
· официально утверждено;
· предназначено для студентов.
3. Учебно-методическое пособие:
· содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;
· предназначено для преподавателей.
4. Практикум:
· сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;
· предназначен для студентов.
5. Пособие учебное:
· словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.
· предназначено для студентов.
Методические издания:
Методическая разработка:
· содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению лучшего опыта;
· планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);
· предназначена для преподавателей.
Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.
Методическое пособие:
· содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к ИГА; практические задания с примерами их выполнения;
· предназначено для студентов.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
6. Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
- определение форм и методов изучения содержания темы;
- раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы;
- описание видов деятельности преподавателя и студентов;
- описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
- осуществление связи теории с практикой на уроках;
- использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке
- Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы преподаватели могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
- Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
- Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
- Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать преподаватель в своей работе (планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, опорные конспекты, схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Основные требования к оформлению методической работы
1. Методическая работа обязательно должна иметь титульный лист, пояснительную записку, содержание, введение, основную часть, список литературы, приложения.
На титульном листе методической работы приводится: наименование вышестоящей организации (Министерство Здравоохранения Челябинской области) и наименование учреждения (Саткинский медицинский техникум),тема разработки, для кого предназначена ,специальности подготовки, год выпуска. На обороте: орган утверждения, сведения об авторе (ФИО, должность, категория) (Приложение1)
Пояснительная записка – краткая характеристика, раскрывающая содержание, новизну, назначение методического материала. Место и роль данного учебного пособия в учебном процессе по данной специальности и по данной дисциплине; особенности издания в отличии от имеющихся; для кого рассчитано издание (для студентов какого отделения, специальности, курса и т.д.).
Требования к оформлению текста:
· Формат А 4.
· Ориентация – книжная.
· Поля: верхнее, нижнее, правое, левое – 2 см.
· Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.
· Шрифт – Times New Roman.
· Высота шрифта – 12 (14) пунктов;
· Отступ 1,25 (красная строка)
· Междустрочный интервал – одинарный.
· Выравнивание текста – по ширине.
· Исключить переносы в словах.
· Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.
2. Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.
3. В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.
4. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
5. Приложения располагают в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и его обозначают цифрой, например «Приложение 1». Номер приложения не ставится (Приложение № 1- НЕВЕРНО!)
Требования к библиографическому описанию различных изданий
При составлении библиографического описания следует соблюдать нормы современной орфографии.
Первое слово каждого элемента описания начинается с прописной буквы. Остальные прописные буквы пишутся в соответствии и с нормами русского языка.
Название научных произведений, книг, сборников, газет, журналов, издательств в кавычки не заключаются. Сокращение отдельных слов и словосочетаний проводятся в соответствии с ГОСТом 7.12 –77.
Выделяют следующие элементы библиографического описания:
Для книг
· Заголовок описания (фамилия и инициалы автора или авторов – одного, двух или трех); если авторов более трех, то описание начинается с заглавия. Основное заглавие приводится в том виде, в каком оно на титульном листе.
· Сведения об авторстве приводятся, если описание начинается с заглавия. К ним относится:
а) фамилии авторов, если их более трех; при этом указываются три первые фамилии и дальше ставится и «др.»;
б) сведения о других лицах, принимавших участие в создании книг (составителях, редакторах и т.п.).
· Сведения о повторности издания (порядковый номер, кроме первого).
· Место и год издания (название города дается без сокращения, за исключением названий Москва, Санкт-Петербург, Ленинград, приводимых в сокращенном виде; соответственно М., СПб., Л.).
· Порядковый номер выпуска или части.
· Количество страниц
Для статей и частей изданий
При описании статей из журналов или сборников, а также произведений, являющихся частью какого-либо издания, сначала приводят сведения о самом описываемом произведении, а затем сведения об издании, в котором оно опубликовано. Элементы описания даются в следующем порядке:
· заголовок описания (фамилия, инициалы автора или авторов);
· основное заглавие;
· сведения об издании, в которых помещено произведение: (для журнала – наименование журнала без кавычек, год, номер, номера страниц, на которых оно размещается).