Безопасность специалиста на рабочем месте, профилактика профессиональных заболеваний
Условия безопасности на рабочем месте
1. Наличие санитарно-гигиенической одежды (халаты, фартуки, бахилы, колпак, сменная обувь) и средств индивидульной защиты (перчатки, маски, респираторы, защитные очки или экран).
2. Использование средств забора и доставки лабораторного материала: одноразовые шприцы и иглы, одноразовые системы для внутривенного введения, вакуумные системы забора крови, специальные ёмкости для сбора биологического материала, контейнеры для транспортировки.
3. Применение современных и экологически безопасных дезинфектантов.
Немаловажным условием в профилактике ВБИ является правильный подбор дезинфицирующих средств, которые должны отличаться широкой антимикробной активностью, щадящим воздействием на материалы конструкций, экономичными концентрациями, короткой экспозицией, а также безопасностью для персонала, пациентов, окружающей среды. В целях предупреждения развития устойчивости микрофлоры к одному виду смена дезинфицирующего средства по действующему веществу проводится не реже чем через три месяца. Дезинфицирующие вещества должны содержать моющий комплекс, что позволяет совмещать дезинфекцию и предстерилизационную очистку.
В отделении используются дезинфектанты нового поколения:
· Триацид N, Хорт - для дезинфекции и предстерилизационной очистки инструментария;
· Део-хлор люкс - для дезинфекции медицинских отходов, предметов ухода, влажной уборки помещений;
· Миродез спрей – для экстренной обработки поверхностей:
· Комбидез – для текущей дезинфекции.
4. Выполнение дезинфекционно-стерилизационных мероприятий
Вся обработка в нашем отделении проводится в емкостях- контейнерах ЕДПО, что является надежным барьером на пути передачи ВБИ воздушно-капельным путем. Конструктивные особенности полимерных емкостей сводят до минимума контакт персонала с загрязненным медицинским материалом и инструментарием. Контейнеры ЕДПО за счет своей герметичности препятствуют попаданию аэрозолей дезинфицирующих растворов и патогенной микрофлоры в воздух. Подготовка инструментов к стерилизации в перевязочном кабинете проводится на аппарате УЗО – «МЭДЭЛ».
На базе нашей больницы работает централизованное стерилизационное отделение, где проводится стерилизация инструментария, перевязочного материала, белья. Результаты контроля стерилизации заносятся в «Журнал учета стерилизации материала и накрытия стерильного стола». Для хранения стерильного медицинского инструментария в отделении находится камера бактерицидная КБ - «Я» - ФП. С 2013 года используем для упаковки стерилизуемого инструментария и медицинского белья - крафт пакеты.
5. Выполнение всех требований гигиены и антисептики рук. Одно из ведущих мест в профилактике ВБИ занимает гигиена рук медперсонала. Каждое рабочее место медсестры процедурного кабинета должно быть оборудовано всем необходимым для проведения качественной гигиенической и хирургической обработки рук, инструкцией мытья рук и обработки рук антисептиком.
Раковины оборудованы локтевыми смесителями, бесконтактным дозатором жидкого мыла и антисептиков.
По Сан Пин № 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», для мытья рук используется жидкое мыло с помощью дозатора (диспенсер). Руки вытираются индивидуальным полотенцем однократного использования.
1. Гигиенический уровень - полное уничтожение транзиторной микрофлоры, обеспечение деконтаминации рук на гигиеническом уровне.
Гигиенический уровень содержит два способа: гигиеническое мытье рук, гигиеническая обработка рук.
1.1. Гигиеническое мытье рук производится водой с мылом для удаления загрязнений и снижения количества микроорганизмов.
1.2. Гигиеническая обработка рук проводится спиртосодержащим кожным антисептиком для снижения количества микроорганизмов до безопасного уровня. Гигиеническую обработку рук спиртосодержащим или другим разрешенным к применению антисептиком (без их предварительного мытья) проводят путём втирания его в кожу кистей рук, обращая особое внимание на обработку кончиков пальцев, кожи вокруг ногтей, между пальцами. Непременным условием эффективного обеззараживания рук, является их поддержание во влажном состоянии в течении рекомендуемого времени.
2. Хирургический уровень - уничтожает транзиторную флору и снижает численность резистентной флоры.
Обработка проводится в два этапа:
1. Мытьё рук мылом и водой в течении двух минут, затем высушивание стерильным полотенцем(салфеткой).
Обработка антисептиком кистей рук, запястий и предплечий. Вовремя работы с пациентами применяю кожные антисептики «Экобриз», «Диасептик 30», Эрисан предез. Дозаторы с антисептиком должны находиться в каждом месте, где медработник оказывает медицинскую помощь.
2.Стерильные перчатки надевают сразу после полного высыхания антисептика на коже. Перчатки необходимо надевать во всех случаях, когда возможен контакт с кровью или другими биологическими субстратами, потенциально или явно контаминированными микроорганизмами, слизистыми оболочками, повреждённой кожей.
Не допускается использование одной и той же пары перчаток при контакте (для ухода) с двумя и более пациентами, при переходе от одного пациента к другому или от контаминированного участка тела - к чистому. После снятия перчаток проводят гигиеническую обработку рук.
При загрязнении перчаток выделениями, кровью и т.п. во избежание загрязнения рук в процессе их снятия следует тампоном(салфеткой), смоченным в растворе дезсредства (антисептика) убрать видимые загрязнения. Снять перчатки, руки обработать антисептиком.
6. Соблюдение правил сбора, хранения, транспортировки и удаления медицинских отходов. В учреждениях здравоохранения все отходы разделяются по степени их эпидемиологической токсичности и радиационной опасности. Использованный медицинский расходный материал после дезинфекции утилизируется по классу отходов согласно СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
Класс А – Неопасные отходы ЛПУ (белые пакеты): Отходы, не имевшие контакта с биологическими жидкостями пациентов; Нетоксичные отходы; Пищевые отходы; Мебель, инвентарь, неисправное диагностическое оборудование, не содержащие токсических элементов; Неинфицированная бумага, смет, строительный мусор и т.д.
Места образования: Палаты отделения, административно-хозяйственные помещения, буфет отделения.
Требования к сбору: Сбор отходов класса А осуществляется в одноразовые пакеты. Одноразовые пакеты располагаются внутри многоразовых баков.
Класс Б – опасные (рискованные отходы) – желтые пакеты: потенциально инфицированные отходы; материалы и инструменты, загрязненные выделениями, в т.ч. кровью; выделения пациентов.
Места образования: Процедурные, перевязочные и другие манипуляционно-диагностические помещения.
Требования к сбору:
· Все отходы собираются в одноразовую герметичную упаковку. После заполнения пакета примерно на три четверти, из него удаляется воздух и сотрудник, ответственный за сбор отходов, осуществляет его герметизацию.
· Удаление воздуха и герметизация производится в марлевой повязке и перчатках.
· Сбор острого инструментария (иглы) осуществляется отдельно от других видов отходов в одноразовую твёрдую тару.
· Транспортировка всех видов отходов класса Б вне пределов отделения осуществляется только в одноразовой упаковке после её герметизации.
· Одноразовые ёмкости маркируются надписью «Опасные отходы Класс Б» с нанесением кода отделения, названия учреждения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов.
Класс В – Чрезвычайно-опасные отходы ЛПУ (от больных туберкулезом, ООИ, анаэробной инфекцией);
Класс «Г» - токсикологически опасные отходы (1-4 класса опасности: ртутьсодержащее оборудование; люминисцентные, бактерицидные лампы; ртутные термометры; просроченные медикаменты и дезсредства). Разработан алгоритм действий медперсонала в аварийной ситуации при обращении с ртутьсодержащими отходами.
7. Соблюдение санитарно-гигиенического режима отделения. В течение рабочей смены, согласно санитарным правилам и нормам, во всех палатах, процедурных кабинетах и перевязочных проводятся влажные уборки с использованием дезинфицирующих средств с обязательным кварцеванием и проветриванием. В каждом кабинете ведется журнал учета работы бактерицидных установок указывается марка лампы, дата установки, суммарное количество часов работы (за неделю, месяц, год).
Генеральная уборка режимных кабинетов проводится раз в 7 дней, палат и подсобных помещений раз в месяц согласно графику, утвержденному заведующим. В журнале учета фиксируется дата проведения и дезинфицирующий раствор, используемый при проведении за подписью проводящего уборку и контролирующего.
Смена постельного и нательного белья проводится раз в 7 дней и по мере
необходимости.
Стирка белья осуществляется в специализированных прачечных. В отделении все матрасы для пациентов противопролежневые, подвергаются 2-х кратной обработке дезинфицирующими средствами. После выписки каждого пациента мягкий инвентарь (подушки, одеяла) подвергаются камерной обработке. Сбоев в работе за отчетный период не было.
Согласно пр. № 342 от 26.11.1998г МЗ РФ осмотр пациентов на педикулез проводится раз в 7 дней с обязательной отметкой в журнале.(см. Приложение №2)
Профилактические мероприятия по защите медперсонала от ВБИ
Все медицинские работники подлежат обследованию на носительство HBS - антигена и наличие антител к вирусному гепатиту С. Основной из существующих мер профилактики профессиональных заболеваний является вакцинация. К сожалению в настоящее время из известных парентеральных вирусных гепатитов только гепатит В может быть предупрежден средствами специфической профилактики. Прививка от гепатита В заключается в трехкратном введении вакцины в соотношении 0:1:6 месяцев. Ревакцинация проводится через 5 лет и после результатов определения титра антител к HBS-Ag (титр больше 10 - ревакцинация не показана). На конец 2015 года привиты от гепатита В 100% подлежащего вакцинации медперсонала отделения. В осенне – зимний период перед эпидемией гриппа проводится вакцинация сотрудников вакциной «гриппол ».
Таблица 5
Иммунопрофилактика персонала отделения в 2015 году
Кол-во сотрудников | АДСМ | ВГ Б | КОРЬ | КРАСНУХА | М/ОТВОД | ОТКАЗ |
38 (врачей- 7, мед.сестер- 20, санитарки- 11) | - |
В каждом процедурном кабинете имеется в наличии укомплектованная и готовая к использованию аптечка, предназначенная для применения в случае травмы или угрозы инфицирования медицинского персонала. При возникновении аварийной ситуации, сотрудник оказывает себе первую помощь, действуя по алгоритму. см. Приложение № 3. После чего, в рабочие время, информируется старшая сестра и заведующий отделением, во время дежурства, дежурный врач и старший дежурный хирург, как представитель администрации. Случай регистрируется в журнале «Журнал аварийных ситуаций». В срочном порядке производится забор крови на ВИЧ и вирусные гепатиты В и С у пациента и пострадавшего сотрудника, тут же решается вопрос о степени риска инфицирования, так как противовирусную профилактику необходимо начать не позднее 72 часов после аварийной ситуации по основной схеме: калетра 2т - 2раза в сутки, комбивир по 1т - 2 раза в сутки на 4 недели. Резерв данных препаратов имеется в отделении экстренной медицинской помощи. Окончательное решение лежит за сотрудником, после консультации у специалиста центра СПИД. В будние дни до 16 часов по телефону 20-46-13, в выходные и ночные часы 20-60-70. Инженером по технике безопасности составляется акт о несчастном случае, в 2-ух экземплярах по форме Н-1, администрацией отделения и больницы проводится разборка аварийной ситуации, с целью исключить возможность повторения, проводятся внеплановые учебы персонала отделения.
В целях профилактики профессиональных заболеваний, во исполнение приказа МЗ РФ № 302н от 12.04.2011 г. ежегодно и при поступлении на работу, сотрудники отделения проходят периодические медицинские осмотры. В состав комиссии входят следующие специалисты: окулист, отоларинголог, гинеколог, дерматолог, терапевт. Проводятся исследования общего анализа крови и мочи, а также иммуноферментов, исследования крови на ВИЧ-инфекцию, RW, ФОГ грудной клетки. В 2015 году все сотрудники нашего отделения прошли медосмотр (100%).