Практикующее духовное человековедение

Часто задают вопрос: что антропософская медицина может сказать по поводу проблемы аллергии? Или же: что вальдорфская педагогика говорит по поводу раннего обучения, по поводу футбола, по поводу...? Хотя эти вопросы оправданы, все же следует не давать на них ответы, основанные на собственном знании и собственной совести. Вместо этого нужно помогать людям учиться самим находить ответы на подобные вопросы. Основой для этого является с одной стороны наблюдение за самой проблемой, а с другой стороны – изучение антропософского человековедения.

Последующая схема показывает взаимодействие между членами человеческого существа, как представил Рудольф Штайнер в своих заметках. Этим даются новые точки зрения для наблюдения и обсуждения конституции членов человека. Прежде всего они затронули бы, как источники инспирации, вопросы человековедения. Следующие статьи тематизируют часто дискутируемые вопросы.

Я–тело дает в физическом эфирном астральном духовном форму внутреннее движение внутреннюю жизнь воодушевление
Астральное тело дает в физическом эфирном астральном духовном движение страстное желание, жажду чувство мышление
Эфирное тело дает в физическом эфирном астральном духовном переживание себя познание себя сохранение себя память
Физическое тело дает в физическом эфирном астральном духовном эгоизм = бытие в себе представление ощущение, чувство восприятие

а) Дети и техника. Михаэла Глёклер[137].

Техника и мультимедийная культура воодушевляют и занимают взрослых, и соответственно – их детей. Взаимодействие с этим электронным миром будет способствовать развитию ребенка в том случае, если мы имеем правильное понимание значения техники для развития человека. Начиная с индустриальной революции в Англии в середине 18 века, начался переход от ручного труда к машинному производству. Основой для этого послужило изобретение паровой машины, за которой последовали поколения двигателей внутреннего сгорания.

С началом широкого технического использования электричества и электрификации домашнего хозяйства ко множеству все более компактных и удобных машин добавилось большое количество измерительных инструментов. Сложно представить, за какой короткий промежуток времени использование электричества распространилось по всему миру, если подумать о том, что электрическая лампочка накаливания, изобретенная Генрихом Гёбелем в 1854 году и усовершенствованная Томасом Эдисоном, лишь в 1879 году достигла экономического успеха. Изобретение кинематографа и угольного микрофона также относится к этому периоду. После второй мировой войны началась третья большая техническая революция. Были созданы машины, способные заниматься интеллектуальной деятельностью, информационные и компьютерные системы. Тем самым по воле человека была облегчена жизнь на физическом, душевном и духовном уровне. Поэтому эта трехступенчатая техническая революция привела к возникновению большой безработицы. Безработица, помимо бедности, вызвала чуть ли не эпидемические проявления ощущения бессмысленности существования, уныния и депрессии. Миллионы людей перестали ощущать себя осмысленно интегрированными в общественную жизнь.

Проблема, возникшая в связи с техническим развитием – конфронтация с определением целей и смыслом проявлений собственной воли, использованием собственных способностей. Ведь работа всегда означает и развитие способностей и переживание осмысленности, которое с нею связано. Отсюда в обращении с техникой при воспитании и обучении действует золотое правило: Вначале необходимо, насколько это возможно, делать работу самому и пережить, ощутить ее, прежде чем отдавать ее машине. Подобно тому, как в процессе исторического развития передача человеческой работы машинам осуществлялась постепенно, точно так же для развития детей и подростков необходимо, чтобы они вначале самостоятельно освоили и развили различные области человеческой работы и различные навыки, прежде чем предоставлять их выполнение соответствующим машинам. Творческие способности тормозятся, когда человек всего ожидает от машин, и мало чего – от себя самого. И если человек не приобрел основанного на собственном опыте понимания масштабов помощи, которую оказывают машины, у него развиваются гипертрофированные претензии и неблагодарность.

Дайте ребенку возможность пережить, что теплая вода далеко не всегда и не везде просто так течет из крана, а свет и электричество вовсе не всегда появляются при нажатии на кнопку. Дайте ему возможность провести каникулы в отдаленной деревне или же в палаточном лагере, подальше от цивилизации, где белье необходимо стирать руками, кипятить воду на костре или на газовой горелке, для того, чтобы ребенок действительно смог оценить блага технических завоеваний.

Предоставьте своему ребенку возможность как можно больше делать самостоятельно, прежде чем эту работу возьмут на себя соответствующие аппараты.

Дайте ребенку возможность научиться петь, рисовать, танцевать, играть в театре прежде чем обрушивать на него целый мир картин, цветов и звуков из оптических и акустических аппаратов, которые заваливают ребенка впечатлениями и грозят подавить его собственные творческие способности.

Договоритесь с учителями о том, чтобы калькулятор в школе использовался только после того, как способности ребенка к самостоятельному счету и в особенности к счету в уме будут развиты до определенной степени.

Почему компьютер должен использоваться и становиться постоянным спутником школьника до того, как тот научится самостоятельно выполнять различные виды работ и ценить это, до того, как ребенок вообще понимает, как компьютер собственно функционирует?

Покажите ему на собственном примере такое обращение с энергией и техникой, чтобы ребенок мог пережить, что ресурсы не являются неограниченными и что использование технических возможностей должно происходить лишь тогда, когда это фактически нужно и осмысленно.

...когда природа, человек и социальное окружение не смешивается с машинами.

Неотъемлемой частью техники является совершенствование и оптимизация. Дефекты исправляются, устаревшие или вышедшие из строя модели выбрасываются. Если подобное отношение, которому мы научились при использовании техники, перенести на людей и природу, возникают проблемы, которые обостряются еще и из-за того, что дети и взрослые общаются со «своим компьютером» или же «своим карманным компьютером» на протяжении многих часов в течении дня очень личным образом. То, чего так часто не хватает человеческим встречам: полное внимание, интерес к реакции, вопросы, проблемы и заботы другого, с ошеломляющей самоочевидностью отдается компьютеру. Чем больше подобного душевного общения происходит с машинами, которые реагируют так, как человек ожидает или же, после необходимых корректировок, начинают соответствовать ожиданиям, там сильнее человек учится поведению, которое подводит его при взаимоотношениях с другими людьми и в особенности с природой. Ведь они реагируют не по заранее предписанным схемам, но на основе их собственных жизненных условий и степени развития.

Человеческое совместное бытие требует способности принимать ошибки и ошибочное поведение, даже если их невозможно «быстро устранить», а вместо этого нужно научиться мириться и жить с ними. Открытость по отношению к процессам обучения, к новому и неожиданному – вот что здесь важнее всего. Тесное душевное взаимодействие с возможностями техники неосознанно требует дистанцированного отношения к окружающему миру, поэтому неудивительно, что при общении с другими людьми на уровне межчеловеческих отношений все «складывается» хуже, возникают «перебои».

Клиффорд Солл – астроном и специалист по защите данных и компьютерной безопасности – в своих книгах «Яйцо кукушки», «Пустыня Интернета» и «Почему компьютерам нечего делать в классах» приводит двойное обоснование в пользу осмысленного использования компьютеров подростками и взрослыми и против использования их в детских садах, начальной школе и дома. Ведь в этом возрасте наиболее высокий приоритет имеет построение и поддержание человеческих взаимоотношений. Дома важную роль играют спокойствие и мир, внимание и тепло, т.е. те качества, которые не сразу приходят в голову, когда думаешь о домашнем компьютере. Если сравнить развитие творческих способностей у человека с развитием техники, то можно обнаружить впечатляющие соответствия. Вернер Шэфер, который в 60–х годах играл музыку стиля бит, в начале 70–х заметил, что с ним что-то не то. Он заметил в себе нарушения внутренней, мыслительной и медитативной жизни, «смазанность» восприятий в области социальной сферы и природных процессов. К числу его работ, связанных с анализом воздействия СМИ, принадлежит таблица, содержащая сведения о том, как с помощью внутренней творческой активности можно выровнять воздействия различных технических средств. Мы приводим ее ниже[138]:

Техника Необходимая для выравнивания ее воздействия внутренняя работа
Фото, например «фото на память» Создание активных, образных, реальных по отношению к ситуации восприятий и чувственных впечатлений, культура воспоминаний, «память о духе»
Слайд, диапозитив То же самое, но «пронизанное светом» духовного смысла. Доклады Рудольфа Штайнера, посвященные первому Гетеануму и его доклады об искусстве (GA 292) могут указать направление этой деятельности
Фильм без звука Михаэлическое переживание пространства и времени, овладение истинной, объективной имагинацией
Высокоскоростная киносъёмка, прокручивание фильма в обратной последовательности Овладение астральным видением, которое происходит «задом наперед» (причина следует за следствием), и которое можно упражнять например во время вечернего обзора дня
Фильм со звуком, телевизор Овладение истинной, объективной инспирацией
Цифровое пространство, интернет и т.п. Овладение истинной, объективной интуицией (на всех уровнях)
Обратная маскировка (записанные задом наперед мелодии и слова) Ясное, точное и отчетливое обратное представление мелодий и слов, как привычка, которая может реализовываться в любое время. Это можно сделать только в том случае, когда слова и мелодии слышимы, что практически всегда избегают делать при обратной маскировке, когда слова звучат за границей слышимого. Тем самых их воздействие оказывается «подсознательным», т.е. они действуют в обход сознания прямо на телесное бессознательное, в котором они начинают развертывать свою деятельность. Для того, чтобы в отношении носителя любой цифровой звуковой информации выяснить, содержит ли он подобные подсознательные приказы, необходимы тщательные нетривиальные исследования
Компьютер и т.п. Овладение живым, а также свободным от тела мышлением на основе зрелой личности, обладающей в духовном смысле сердечными и социальными способностями

b) Ребенок и наркотики. Михаэла Глёклер

Почему прибегают к наркотикам?[139]

Почему взрослые, подростки, а также дети все чаще прибегают к наркотикам? Как происходит то, что человек начинает принимать вещества, которые (как он совершенно точно знает) вредят его телу и укорачивают жизнь?

У детей и подростков к этому чаще всего приводит любопытство или социальные причины.

Человек не хочет, отказавшись от наркотика, терять друга или же выпасть из компании. Но часто это могут быть и уже четко описанные личные мотивы, которые мы находим и в мире взрослых всех возрастов:

• Бегство от мира, который стал недружелюбен, от пронизанных ссорами и непониманием отношений дома, от проблем и забот в школе или на работе;

• Страх не справиться – с отношениями, с профессией, с учебой;

• Страстное желание тепла, света, радости, гармонии, близости и защищенности в сообществе, в котором человек наконец находит то, в чем ему было отказано в детстве и подростковом возрасте; но это также может быть и стремлением к духовному опыту;

• Любопытство в отношении чего-то особенного, опасного, авантюрного – желание «взять от жизни все по максимуму».

На заднем плане стоит всегда вопрос идентичности и её зависимости. Вышеупомянутые стремления, надежды и желания – они настолько же понятны, как и сама человеческая жизнь и эти стремления сопровожаются чувством уверенности и исполненности. Можно даже сказать, что тот, кто хочет жить без них, по сути будет не жить, а просто существовать. Вопрос состоит лишь в том, удастся ли благодаря воспитанию и развитию своих душевных и духовных способностей создать возможность удовлетворения этих стремлений и желаний с помощью внутренней работы и личной активности, а не путем пассивного потребления и самостимулирования химическими веществами.

Наше стремление состоит в том, чтобы ясно показать, насколько понятным и даже самоочевидным образом проблема наркотиков является частью нашего современного мира, где эмансипация и изоляция индивида – уже в детстве приводят к необходимости конфронтации с самим собой и своим одиночеством. С этим просто не справиться, если не будет найдена стратегия преодоления мучительных побочных эффектов независимости. Поэтому проблема наркотиков является важной и сложной задачей воспитателей и учителей 21 века. Необходимо понять переживания, которые возникают благодаря наркотикам, и затем спросить себя, каким образом эти переживания и этот опыт можно получить на пути здорового воспитания и развития. Поэтому вначале необходимо перечислить важнейшие переживания и опыт, которые вызываются различными наркотиками.

Алкоголь

Ожидаемый эффект и проявление следующих способностей: чувство общности, способность непринужденно общаться друг с другом, забывание о проблемах, возможность, наконец – порадоваться и вздохнуть, утешение в одиночестве.

Некоторые последствия для здоровья: повреждения головного мозга, нарушения сна, потение, паралич нервов, заболевания поджелудочной железы, алкогольная эмбриопатия т.е. нанесение вреда плоду.

Никотин

Ожидаемый эффект и проявление следующих способностей: способность к концентрации, успокоение, дистанцирование, возможность сделать еще один подход к решению вопроса, короткий перерыв, который позволяет полностью прийти в себя, возможность, нервничая, не есть и не пить, т.е. не нагружать себя лишними калориями, возможность уютного времяпрепровождения и интересных разговоров, уменьшение потребности во сне, возможность дольше оставаться на ногах.

Некоторые последствия для здоровья: сердечные осложнения, головные боли, заболевания органов дыхания, увеличение риска рака, недостаточное кровоснабжение конечностей, уменьшение репродуктивной способности, увеличение эмбриональных пороков развития.

Опиум и его важная составная часть морфий, а также героин и другие опиаты

Ожидаемый эффект и проявление следующих способностей: глубокое спокойствие, возможность, несмотря на боль и печали спать расслаблено и спокойно, переживание себя вне тела в виде легкого как мысль, парящего существа, которое может сливаться со светом и цветами и быть везде. Стремление к вечному покою и сну, к темноте, исчезновение сознания. «Возвращение в рай», переживание себя словно бы после смерти в духовном мире, эйфорическая радость и переживание наивысшего счастья, переживание «кайфа» который мгновенно вырывает человека из узости жизни, повседневности.

Некоторые последствия для здоровья: ослабление пищеварительной системы, торможение сексуальных функций, спазмы мышц, бледность кожи, исхудание, уменьшение подвижности суставов и конечностей, окончательное угнетение всех телесных функций и упадок сил, гепатит.

Конопля и продукты ее переработки марихуана и гашиш (из женского конопляного растения) Ожидаемый эффект и проявление следующих способностей: относительность реальности, переживание того, что человек выше всех принуждений дня с его привычками, обязательствами, договоренностями, стрессом и напряжением, способность веселиться, переживание мыслей, чувств, ощущений, а также пространства и времени совершенно по-другому, чем в обычной жизни. Многие впечатления проявляются в их элементарном виде, оторванными от их привычных взаимосвязей, в новой перспективе или же отдельно и гипертрофированно. Осознанное переживание состояния сновидения между сном и бодрствованием.

Некоторые последствия для здоровья: невозможность водить машину, уменьшение концентрации и способности учиться, уменьшение количества сперматозоидов в сперме, нарушение регулярности женского цикла, нарушения развития у нерожденных детей, ослабление иммунной системы, апатия.

ЛСД / алкалоиды спорыньи

Ожидаемый эффект и проявление следующих способностей: вне–телесный опыт, цветные видения и галлюцинации, переживание света и тепла, панорамное переживание собственной биографии, вспоминание давно забытого опыта или событий, ощущение полного присутствия в себе и одновременно с этим бытие в совершенно ином мире.

Некоторые последствия для здоровья: временные психозные состояния, бредовые идеи, повреждение почек и печени, неадекватность восприятия чувственных впечатлений, галлюцинации в течение долгого периода после окончания приема наркотика.

Кокаин и амфетамины

Ожидаемый эффект и проявление следующих способностей: ощущение себя сильным, способным и прежде всего чрезвычайно ясно мыслящим и умным, стремление к духовному усилию и возбуждению, к чему-то совершенно особому в собственной повседневной жизни, грандиозное чувство собственной ценности и надменности по отношению ко всем остальным, безудержное чувство счастья, способность к безграничным физическим нагрузкам, способность перешагнуть обычные границы усталости, способность оставаться пробужденным и сильным.

Некоторые последствия для здоровья: раздражимость, беспокойство, возбужденность, головные боли, сердцебиение, страх, бессонница, спазмы в животе, чувство потери сознания.

Экстази (ХТС) и Designer–наркотики (комбинация амфетаминов, эфедрина, кофеина на основе масла мускатного ореха (сафрол))

Ожидаемый эффект и проявление следующих способностей: изменение жизни чувств, способность раскрыться, показать свои чувства, уменьшение страха, усиление готовности вести беседу и завязывать отношения. Интуитивное ощущение того, что чувствует другой человек, преодоление барьеров в любых отношениях. Способность полностью открыться – показать другому чувства такими, какие они есть – без фильтров и напрямую.

Некоторые последствия для здоровья: потеря ориентации, галлюцинации, чувство страха, депрессия, истощение, бессонница, сердцебиение.

В отношении всех наркотиков общее последствие в отношении здоровья: преждевременное старение, нарушения функции Я и потеря самоконтроля на физическом, душевном и духовном уровне.

Профилактика и терапия

«Вместо Я» – так называется очень хорошая книга голландского психолога и нарколога Рона Дунсельмана, в которой он описывает воздействия наркотиков на телесную, душевную и духовную сферу человека. Действительно (как видно в том числе и из вышесказанного), любой наркотик замещает собой Я человека, подменяет собой личную активность и предоставляет определенные переживания и опыт безо всяких усилий со стороны человека. В психотерапии также существует подобная проблема. Гораздо проще принять снотворное или успокаивающее средство, чем, например, научиться молиться или медитировать, для того, чтобы душа сама научилась достигать спокойствия. Так же сложно только посредством медитации достичь того, чтобы воспринимать природу наполненной духом, а собственные мысли и чувства в виде цветных и реальных явлений. Насколько легче принять таблетку, которая выключит ваше Я и даст вам немного блаженства, чем регулярно делать необходимые упражнения по самовоспитанию и обретению внутреннего равновесия, которые позволят вам лучше преодолевать жизненные трудности! С другой стороны, всегда удивительно наблюдать, какие страдания может выносить один человек, постоянно работая над собой, и как другой при определенных обстоятельствах сразу же хватается за наркотики, не желая терпеть боль.

Последующие указания можно назвать профилактикой и терапией только при условии, что мы будем помнить, что все это имеет смысл только тогда, когда удается установить с человеком искренние отношения. Тогда человек может противостоять всевозможным искушениям, если он серьезно пообещал это себе или другому человеку, когда он всеми силами души стремиться быть хозяином своего мышления, чувствования и воления. При этом самыми лучшими терапевтами являются те люди, которые сами были близки к тому, чтобы прибегнуть к наркотикам, или даже принимали их короткое время, но затем нашли в себе силы освободиться от них и понять, что этот путь с наркотиками до добра не доведет. Потребление наркотиков и наркотическая зависимость, если вовремя не остановиться, приводят к болезням и потери собственного Я. Признаками этого являются слабость или отсутствие воли, эмоциональная пустота, и ухудшение упорядоченной мыслительной деятельности. С этим связаны также упомянутые физические повреждения. Отсутствие ориентации, отчаяние, чувство ненависти по отношению к несправедливости и плохому устройству мира, а так же экзистенциальные страхи и заботы увеличиваются во всем мире, затрагивая также детей и подростков. Поэтому неудивительно, что каждый 3–5-й человек в мире употребляет алкоголь, каждый 10–15-й – склонен к тому, чтобы под давлением внешних или внутренних обстоятельств прибегнуть к наркотикам. Так же понятно, что все больше и больше людей призывают к легализации наркотиков и передаче ответственности за их употребление в руки самих индивидуумов. Ведь как можно реально запретить то, что все большим и большим количеством людей считается нормой, так как они «нуждаются» в этом? В эпоху, когда общественные силы и религиозные традиции больше не воспринимаются как опора, а новые внутренние силы, способные служить опорой, еще недостаточно развиты, неминуемо возникают подобные кризисные явления, свидетелями которых мы являемся. И все же вместо того, чтобы больное признавать за здоровое, мы хотели бы внести свой вклад в увеличение стремления к тому, чтобы использовались все возможные средства для того, чтобы не наркотик, а активное человеческое Я помогало себе и своему окружению в дальнейшем развитии. Дети, зависимые от алкоголя и наркотиков, зачастую впечатлительнее остальных. Они восприимчивы к прекрасному и идеалистическому, а потому часто бывают склонны к революционности. Однако трудности будничной жизни им не вполне по плечу. Они либо избегают проблем, либо пытаются разрешить их насильственным способом – им трудно бороться с проблемами изо дня в день, добиваясь их реального решения. Соответственно лечение может принести успех только при большом индивидуальном усилии самого больного и при перемещении его в совершенно новое окружение.

Профилактика с помощью воспитания:

  • Последовательно давать ребенку возможность проявлять свою активность, возможность учится «делать самому», стать «зависимым от самого себя».
  • Грудное вскармливание вместо искусственного.
  • Любовный интерес ко всякому шагу в развитии ребенка.
  • Забота о чувственных впечатлениях, правильное развитие органов чувств.
  • Культивирование хороших привычек в распорядке дня.
  • Исключить перекусы сладостями. Ведь сахар может стать первым «наркотиком»: быстрое обеспечение энергией, повышенное ощущение силы и уверенности без существенной пищеварительной работы.
  • Разумный серединный путь воспитания – между строгостью и уступчивостью. Четкое проведение границ, в которых ребенок может чувствовать себя надежно и уверенно.
  • Стимулирование собственной фантазии ребенка посредством рассказывания сказок и чтения вслух хороших рассказов, легенд и биографий или былей вместо пассивного потребления готовых картинок из комиксов и телевизионных зрелищ. Ведь и здесь справедлив тезис: то, что дается без усилия, располагает к зависимости.
  • Духовное воспитание, недогматичное понимание религии.

с) Дети и телевизор, компьютерные игры и комиксы. Михаэла Глёклер

Почему именно телевизор так сильно вредит здоровому развитию нервной системы и органов чувств у детей?[140]

Нефизиологический процесс зрения и нарушение интеграции деятельности органов чувств.

Во время смотрения телевизора глаза неподвижно сфокусированы на экране, и движется только картинка. Ребенок сидит в типичной зажатой позе зачарованный экраном, на котором мелькают бесконечные визуальные впечатления. Неподвижность глазных мускулов передается всей мускулатуре тела. При этом зрительный процесс протекает ненормальным образом, поскольку при нормальном рассматривании мускулы глаза движутся чрезвычайно дифференцированно и «обегают» предмет рассмотрения. Кроме того, ни один цвет, ни одна пропорция не соответствует реальности, трехмерное проецируется на плоскость. Задействованы всего лишь два органа чувств: зрение и слух, в то время как другие органы чувств практически не стимулируются, что способствует нарушению их интеграции. Образно выражаясь можно сказать, не только глаза, но и все тело словно помещается в «гипс». Этот факт используют в глазных клиниках терапевтическим образом, назначая пациентам смотреть телевизор на протяжении нескольких часов, поскольку это является единственной возможностью действительно удерживать мышцы глаза в покое. А покой мускулатуры является важной поддержкой для процесса исцеления в прооперированном мускуле. Но что происходит, когда во всем мире огромное количество детей 3–12 лет смотрят телевизор 4–6 часов в день? При средней продолжительности сна в 8 часов и учитывая время, необходимое для приема пищи и для школы, у 12–летнего ребенка остается всего лишь 6 часов на свободные игры, личную активность и подвижные занятия. При этом происходят самые важные процессы, способствующие развитию. Если исходить из довольно оптимистичной цифры – 2 часа смотрения телевизора в день, то можно подсчитать, что 12–летней ребенок провел почти год своей прожитой жизни «в гипсе».

Стимуляция пассивного восприятия информации центральной нервной системой

Обработка впечатлений, проникающих в мозг с экрана, происходит иначе, чем при нормальном, активном процессе зрения, когда глаза постоянно двигаются и воспринимают тончайшие оттенки цветов и реальные предметы одновременно со всеми остальными органами чувств. Поток информации, идущий с экрана, очень сильно превышает способность ребенка к восприятию и самостоятельному осмыслению. Ребенок выхватывает то одно, то другое и часто не может установить взаимосвязей между картинками и услышанным текстом. Происходит стимулирование мозга к отрывочному и ассоциативному мышлению, что влияет на процессы развития тонких нервных связей мозга ребенка. Это означает, что мозг становится инструментом подобных мыслительных процессов. Он становится мало приспособленным к активному и творческому мышлению.

Провоцирование агрессивно–беспокойного поведения

Посмотрев телевизор, ребенок приходит в состояние такого же неестественного двигательного возбуждения, как и то неестественное состояние полной неподвижности, в котором он находился во время просмотра. Это гипервозбуждение связано не столько с содержанием просмотренных передач (жестоких, глупых или познавательных), сколько с этой вынужденной неподвижностью перед экраном. Поэтому дети некоторое время после просмотра телевизора не могут ничем заниматься, склонны к агрессии, пребывают в дурном настроении и ведут себя вызывающе. Негативное содержание передач только усиливает эти проявления.

Дополнительные симптомы и впечатления

• Дети, которые регулярно смотрят телевизор, отличаются от других детей тем, что они:

в общении с другими людьми не чувствуют дистанции и невнимательны,

им сложно вступать в личный контакт,

охотно корчат гримасы и почти не смотрят в глаза,

часто отвечают поверхностно и стереотипно, их интерес к вещам неглубок,

мало читают, предпочитают рассматривать картинки (комиксы и т.п.),

активно не осмысливают прочитанное и увиденное,

обладают низкой способностью к концентрации.

• Происходит стимуляция склонности к алкогольной, медикаментозной и наркотической зависимости, так как дети привыкают получать впечатления и душевные переживания без личных усилий, просто нажимая кнопки.

• Возникает глубокое нарушение развития воли, так как дети неподвижно сидят перед экраном и не могут проявлять своей естественной активности и склонности к подражанию.

• Развитие речи, согласно исследованиям, существенно замедляется.

Часто возражают следующим образом:

• Есть же детские передачи, которые смотрят все дети, я не могу лишить моего ребенка этого!

• Яничего не могу с этим поделать. Телевизор сегодня является частью жизни нормальной семьи. Мне также нужно, чтобы дети смотрели телевизор, для того чтобы я без помех могла позаниматься своими собственными делами.

• Почему же тогда есть телевизионные передачи дл школьников, детские компьютеры и компьютерные программы, если это действительно настолько вредно?

• Все же лучше смотреть телевизор дома, чем у соседей...

• Все же нужно знать, что происходит, и дети хотят участвовать в общих обсуждениях... и т.д.

Мы можем ответить только так: если посмотреть телевизионные передачи, которые рекомендуются для просмотра детям, можно заметить, что они по большей части состоят из фантастических, чуждых реальности ситуаций, образы которых карикатурно–дистанцирующим образом воздействуют на душу ребенка.

Этому созданию чуждого реальности, иллюзорного мира – следует препятствовать и создавать собственные образы, которые возникают при слушании историй и сказок.

Детство является неограниченно растущим сектором рынка, на котором царит индустрия потребления благодаря своей точно рассчитанной рекламе. В США предлагаются компьютерные программы уже для совсем маленьких детей. Поэтому тем более важно, чтобы взрослый осознавал свое поведение как потребителя и развивал компетенцию принятия решений. Ваши дети позже будут вам благодарны, если вы воспитаете их к тому, чтобы проявлять свою собственную активность и здоровое самосознание. Если вы научите их использовать СМИ там, где им это действительно нужно, а не сделаете их зависимыми от них. И еще за то, что их душевное пространство не захламлено карикатурами и псевдоопытом виртуального мира.

Дети, воспитанные без телевизора, являются лучшими товарищами для игр. Что больше способствует развитию самостоятельности – быть как все или находить в себе мужество отвечать: «Мы дома телевизор не смотрим, мы больше любим играть»? Детей, воспитанных без телевизора, особенно любят как товарищей для игр, их охотно приглашают, поскольку собственные дети тогда меньше смотрят телевизор.

• Может быть, соседи будут рады, если их детей пригласят поиграть, и согласятся в свою очередь приглашать ваших детей к себе, и не включать при этом телевизор.

• Что потеряет ребенок, если, например познакомится с природой, человеком и социальной жизнью не по карикатурам на экране, а с помощью собственных переживаний или же по рассказам создавая собственные образы и мысли? Игры, движения и (для уравновешивания) слушание сказки пробуждают в ребенке способности, которые не утрачивают ценности всю жизнь.

• И, наконец, кто финансирует и способствует развитию индустрии развлечений – калеча детей?

Дети, воспитанные без телевизора, являются более здоровыми[141]

Педагогика средств массовой информации (СМИ)

Как научить детей обращаться с телевизором (прототипом оптически–акустических СМИ)? Когда родители начинают разрешать детям смотреть телевизор, самое важное состоит в том, чтобы они сначала смотрели его вместе с ними. Только в этом случае достигается сознательное включение и выключение из этого процесса. Также решающее значение для того, чтобы научить детей самостоятельному и ответственному обращению с телевизором имеет то, чтобы выбор программ для просмотра осуществлялся совместно, и происходило общее обсуждение того, что, как долго и почему мы будем смотреть. Просмотренное затем можно еще раз проработать в разговоре, чтобы таким образом активировать воспринятое пассивно. Позже родители должны по крайней мере знать (и просить рассказывать) о том, что дети посмотрели. Ведь и сейчас помощь в осознании просмотренного часто имеет смысл или является необходимой.

После пубертата все выглядит по-другому. Если подростки до этого времени получали достаточно впечатлений и занимались интересными вещами, тогда смотрение телевизора не превращается для них в странную зачарованную «медитацию» которую они бездумно и регулярно осуществляют, напротив – они становятся зрелыми людьми в отношении использования телевидения. Взрослым следует держать все используемые ими технически средства информации в отдельной комнате, доступ к которой регулируется ими самими. Дети спокойно относятся к тому, что есть вещи, которые относятся к категории «только для взрослых».

Многие педагогические и медицинские точки зрения исходят из того, что якобы необходимо мириться с существующими отношениями как с некой данностью, экстремальные проявления которой необходимо корректировать, не допуская их увеличения. Подобное отношение вредно для ребенка. Оно ведет лишь к замалчиванию проблемы, не меняя привычек и результирующих следствий.

Нам бы хотелось напомнить еще и о том, что за последние 30 лет значимые инициативы по исправлению существующего недопустимого положения вещей были организованны не экспертами, а обычными людьми, которые своими энергичными действиями добились улучшения ситуации, например, в отношении грудного вскармливания и защиты окружающей среды. Таким образом, теневые стороны культуры мультимедиа могут быть преодолены только благодаря тем людям, которые на основе понимания последствий примут собственное решение.

Помощь из Америки[142]

Можно надеяться, что книги, доклады и семинары американского специалиста по компьютерам и одного из создателей Интернета Клиффорда Стола будут способствовать возникновению подобного общественного движения за достойное человека использование культуры СМИ. Некоторые из его ошеломляющих высказываний мы бы хотели привести дословно: «Компьютер изменяет атмосферу класса. Несложно догадаться, что дети любят свой компьютер, и даже детский сад все в большей степени начинает напоминать зал с игровыми автоматами. Машины перетягивают на себя все внимание и интерес, вытесняя пластилин, цветные мелки ... и учителей ...».

Почему-то считается, что компьютер «хороший», потому что он с ним можно взаимодействовать и в нем нет рекламных заставок, а телевизор «плохой», потому что с ним нельзя взаимодействовать и он показывает много рекламы. В общем и целом видео – это тоже «хорошо», потому что там тоже нет рекламы. Мне кажется, для ребенка это все равно. Все эти три информационных источника имеют большой цветной экран, все три показывают любимых героев в быстрых клипах и обеспечивают интеллектуальное возбуждение при минимальной работе мускулов в течении длительного времени.

Допустим, мы хотим добиться нарушений восприятия. Мне сложно представить себе более удачный способ, чем быстрые видеоклипы или компьютерные игры с их автогонками, косм<

Наши рекомендации