Санитарно-гигиеническое исследование свойств воды
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Санитарно-гигиеническое исследование свойств воды
ИССЛЕДОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОДЫ
Цель работы: закрепить теоретические знания о гигиеническом значении химического состава воды, овладеть навыками его определения и гигиенической оценки.
Содержание в воде различных минеральных веществ обычно является постоянным для данной местности. Изменения химического состава воды, которые нельзя объяснить естественными причинами, свидетельствуют о загрязнении водоемов посторонними веществами.
В спортивной практике наиболее важно исследовать содержание в воде азотистых соединений, хлоридов, а также ее устранимую жесткость,
Определение содержания в воде азотистых соединений — аммиака (азота аммонийных солей), азотистой кислоты (азота нитритов) позволяет получить данные о загрязнении воды органическими веществами животного происхождения, в том числе о продолжительности загрязнения водоисточников. Аммиак, будучи начальным продуктом гниения, указывает на свежее загрязнение воды. Азотистые соли и особенно соли азотной кислоты, являющиеся конечным продуктом минерализации органических веществ, свидетельствуют о давности загрязнения. Если в воде содержатся только эти соли, без аммиака,— значит, в настоящее время водоисточник не загрязняется. Одновременное наличие в воде аммиака и солей азотистой и азотной кислот говорит о давнем загрязнении водоисточника и о том, что оно продолжается. Определение различных форм азота в воде производится по ГОСТ 41-95-48.
Определение содержания аммиака (азота аммонийных солей) в воде осуществляется: с помощью реактива Несслера (двойная соль йодистой ртути и йодистого калия, растворенная в едком калии). Он, соединяясь с аммиаком, образует комплексное соединение (йодистый меркураммоний), окрашивающее воду в желтый цвет различной интенсивности в зависимости от количества аммиака.
В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды, прибавляют 0,2—0,3 мл (5—7 капель) 50%-ного раствора сегнетовой соли, хорошо перемешивают и наливают 0,2 мл (5 капель) реактива Несслера. При появлении окраски содержание аммиака определяют по табл. 9.
Содержание солей азотистой кислоты (азота нитритов) в воде определяется с. помощью реактива Грисса, который образует с нитритами азокраски. Реакция идет быстрее при подогревании.
Таблица 9. Колориметрическое определение содержания в воде аммиака (азота аммонийных солей)
Окрашивание при наблюдении сбоку | Окрашивание при наблюдении сверху вниз | Содержание аммиака (мг/л) |
Отсутствует | Отсутствует | Менее 0,05 |
Отсутствует | Чрезвычайно слабое | 0,1 |
Чрезвычайно слабо-желтоватое | Слабо-желтоватое | 0,2 |
Очень слабо-желтоватое | Желтоватое | 0,4 |
Слабо-желтоватое | Светло-желтое | 0,8 |
Светло-желтоватое | Желтое | 2,0 |
Желтое | Интенсивно-буровато-желтое | 4,0 |
Мутноватое, резко-желтое | Бурое, раствор мутный | 8,0 |
Реактив Грисса представляет собой смесь альфанафтиламина и сульфиниловой кислоты, растворенных в уксусной кислоте.
В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды и 0,5 мл (10— 12 капель) реактива Грисса, затем жидкость нагревают в течение 5 мин до 70—80°. Если нагревание не производится, то определение осуществляется спустя 20 мин после прибавления реактива Грисса. Содержание азота нитритов определяют, пользуясь табл. 10.
Таблица 10.
Протокол исследования качества воды бассейна
Дата, время обследования, адрес______________________________________________________________
Наименование и тип бассейна ______________________________________________________________
Режим смены воды в бассейне ________________________________________________________________
Очистка и обеззараживание воды (источник водоснабжения, система очистки и обеззараживания воды) _
Физические свойства воды (температура, запах, привкус, прозрачность, мутность) _______________
Химический состав воды (содержание солей аммиака, азотной кислоты, хлоридов) ______________
Количество остаточного хлора _______________________________________________________________
Общее количество микробов _____________________________________________________________
Коли-титр _________________________________________________________________________________
Контроль за качеством воды в бассейне ________________________________________________________
Заключение (гигиеническая оценка качества воды в бассейне) ____________________________________
Предложения по улучшению качества воды в бассейне __________________________________________
Подпись ____________________
Письменно ответить на контрольные вопросы
В чем заключается эпидемическое значение воды в бассейнах?
Какие гигиенические требования предъявляются к воде бассейнов?
Какие способы очистки и обеззараживания воды используются в бассейнах?
Как осуществляется контроль за качеством воды в бассейнах?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Санитарно-гигиеническое исследование свойств воды