Санитарно-гигиеническое исследование свойств воды

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Санитарно-гигиеническое исследование свойств воды

ИССЛЕДОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОДЫ

Цель работы: закрепить теоретические знания о гигиеническом значении химического состава воды, овладеть навыками его опре­деления и гигиенической оценки.

Содержание в воде различных минеральных веществ обычно является постоянным для данной местности. Изменения химиче­ского состава воды, которые нельзя объяснить естественными при­чинами, свидетельствуют о загрязнении водоемов посторонними веществами.

В спортивной практике наиболее важно исследовать содержа­ние в воде азотистых соединений, хлоридов, а также ее устрани­мую жесткость,

Определение содержания в воде азотистых соединений — ам­миака (азота аммонийных солей), азотистой кислоты (азота нитритов) позволяет получить данные о загрязнении воды органи­ческими веществами животного происхождения, в том числе о про­должительности загрязнения водоисточников. Аммиак, будучи начальным продуктом гниения, указывает на свежее загрязнение воды. Азотистые соли и особенно соли азотной кислоты, являю­щиеся конечным продуктом минерализации органических ве­ществ, свидетельствуют о давности загрязнения. Если в воде со­держатся только эти соли, без аммиака,— значит, в настоящее время водоисточник не загрязняется. Одновременное наличие в воде аммиака и солей азотистой и азотной кислот говорит о дав­нем загрязнении водоисточника и о том, что оно продолжается. Определение различных форм азота в воде производится по ГОСТ 41-95-48.

Определение содержания аммиака (азота аммонийных солей) в воде осуществляется: с помощью реактива Несслера (двойная соль йодистой ртути и йодистого калия, растворенная в едком ка­лии). Он, соединяясь с аммиаком, образует комплексное соедине­ние (йодистый меркураммоний), окрашивающее воду в желтый цвет различной интенсивности в зависимости от количества ам­миака.

В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды, прибавляют 0,2—0,3 мл (5—7 капель) 50%-ного раствора сегнетовой соли, хорошо перемешивают и наливают 0,2 мл (5 капель) реактива Несслера. При появлении окраски содержание аммиака определя­ют по табл. 9.

Содержание солей азотистой кислоты (азота нитритов) в воде определяется с. помощью реактива Грисса, который образует с нитритами азокраски. Реакция идет быстрее при подогревании.

Таблица 9. Колориметрическое определение содержания в воде аммиака (азота аммонийных солей)



Окрашивание при наблюдении сбоку Окрашивание при наблюдении сверху вниз Содержание аммиака (мг/л)
Отсутствует Отсутствует Менее 0,05
Отсутствует Чрезвычайно слабое 0,1
Чрезвычайно слабо-желтова­тое Слабо-желтоватое 0,2
Очень слабо-желтоватое Желтоватое 0,4
Слабо-желтоватое Светло-желтое 0,8
Светло-желтоватое Желтое 2,0
Желтое Интенсивно-буровато-желтое 4,0
Мутноватое, резко-желтое Бурое, раствор мутный 8,0

Реактив Грисса представляет собой смесь альфанафтиламина и сульфиниловой кислоты, растворенных в уксусной кислоте.

В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды и 0,5 мл (10— 12 капель) реактива Грисса, затем жидкость нагревают в течение 5 мин до 70—80°. Если нагревание не производится, то определе­ние осуществляется спустя 20 мин после прибавления реактива Грисса. Содержание азота нитритов определяют, пользуясь табл. 10.

Таблица 10.

Протокол исследования качества воды бассейна

Дата, время обследования, адрес______________________________________________________________

Наименование и тип бассейна ______________________________________________________________

Режим смены воды в бассейне ________________________________________________________________

Очистка и обеззараживание воды (источник водоснабжения, система очистки и обеззараживания воды) _

Физические свойства воды (температура, запах, привкус, прозрачность, мут­ность) _______________

Химический состав воды (содержание солей аммиака, азотной кислоты, хло­ридов) ______________

Количество остаточного хлора _______________________________________________________________

Общее количество микробов _____________________________________________________________

Коли-титр _________________________________________________________________________________

Контроль за качеством воды в бассейне ________________________________________________________

Заключение (гигиеническая оценка качества воды в бассейне) ____________________________________

Предложения по улучшению качества воды в бассейне __________________________________________

Подпись ____________________

Письменно ответить на контрольные вопросы

В чем заключается эпидемическое значение воды в бассейнах?

Какие гигиенические требования предъявляются к воде бассейнов?

Какие способы очистки и обеззараживания воды используются в бассейнах?

Как осуществляется контроль за качеством воды в бассейнах?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Санитарно-гигиеническое исследование свойств воды

Наши рекомендации