Графическая модель деятельности

СТАРШЕГО ВОЖАТОГО

Дело – как механизм, в котором слаженно работают все его части, стоит хоть одной детали этого механизма выйти из строя, нарушается деятельность всей системы.

Психологи определяют деятельность как активность человека, направленную на результат.

Составными частями Модель деятельности являются:

Цель – это образ желаемого результата.

Маленькие цели находятся в зоне комфорта. Для достижения успеха необходимо выйти из зоны комфорта в реальную цель.

Далее цель разбивается на задачи.

- какие тебе потребуются ресурсы, средства для достижения цели;

- что конкретно необходимо делать и как.

специфические действия, операции, технологии. Человек умелый, мастер своего дела знает секреты мастерства. И тебе, дорогой друг, тоже необходимо освоить приемы и методы педагогической деятельности.

Результат – это очень важный компонент деятельности. На него были направлены наши усилия. Чаще всего мы испытываем эмоции при достижении результата. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Потому, что результат связан с целью. Когда желаемое (цель) не совпадает с результатом, мы страдаем. Когда результат превосходит наши ожидания, мы радуемся. Наши переживания (отрицательные, положительные) – это повод задуматься, почему у меня это не получилось? И чем обеспечен успех?

Рефлексия –способность смотреть на себя как на предмет познания – также необходимый компонент деятельности. Благодаря рефлексии мы имеем возможность смотреть на себя, как бы со стороны, видеть свои слабые и сильные стороны, менять свое поведение в соответствии с целью, развивать необходимые для дела личные качества.

Мастерство педагога, организующего ту или иную деятельность с ребенком, заключается в умении активизировать его потребности и превращать их в мотив. А дальше механизм деятельности будет работать сам. Ребенок готов принять от педагога необходимые для достижения цели средства (приемы деятельности и операции). Он готов к обучению и развитию.

графическая модель деятельности - student2.ru
Рис. 1. Модель деятельности с компонентами.

Р Е Ф Л Е К С И я

Чтобы обучающимся стал активным субъектом здоровьесозидающей деятельности, необходимо его мотивировать, через активизацию его базовых потребностей, создание идеалов и новых социальных установок, развитие интереса к себе и к миру.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

В первой части методических рекомендаций рассматривается предмет деятельности – обучающийся пилотной школы, который имеет свои желания, потребности, способен самостоятельно ставить цели и принимать решения. Он становится субъектом здоровьесозидающего поведения и деятельности.

Рассмотрим компоненты структуры здоровье сберегающей деятельности и поведения ее субъектов, функциональную структуру деятельности старшего вожатого, ее содержательную часть, а также методы приобщения детей к здоровому образу жизни (табл. 1).

Табл. 1. Матрица функций и содержания деятельности Старшего вожатого

Компоненты структуры здоровье сберегающей деятельности и поведения ее субъектов Функциональная структура деятельности старшего вожатого Содержательная часть деятельности старшего вожатого (цели, согласно возрасту и индивидуальным особенностям детей) Процессуальная часть деятельности старшего вожатого Конкретные методы приобщения детей к здоровому образу жизни (совместно с вожатыми, педагогами и родителями)
Потребностно-мотивационный Побудительная функция Определение ситуации, связанной со здоровье сберегающим поведением опредмечивание потребности быть здоровым: благополучным физически, социально душевно (способствовать зарождению мотива здоровья сберегающего поведения). Сделать объектом изучения ситуации, связанные со здоровым образом жизни детей. Сориентироваться в проблемном поле (как часто болеют дети, как проводят свое свободное время, занимаются ли спортом, как относятся к режиму дня: сна, отдыха, учебы, что знают о здоровом образе жизни, питании, почему люди болеют, зачем человеку здоровье). Выявить поведенческие стратегии, определяющие выбор детей в ситуациях здоровья сбережения и созидания: активная (созидающая здоровье), защитная (сохраняющая здоровье), попустительская (разрушающая здоровье) Определить характерную для данной школы стратегию Методы, средства общения, пед. технологии, актуализирующие потребности детей в здоровья сберегающем поведении и деятельности, превращающие потребности в мотив. Знакомство с отчетной документацией школы (анализ журналов: посещаемость, успеваемость Диагностикаособенностей стратегий здоровья сберегающего поведения (беседы, опросы, тестирование) Просмотр с детьмивидеороликов и телепередач с последующим анализом содержания. Творческие встречисо спортсменами, космонавтами, победителями школьных спартакиад. Наглядная агитация в школе, пропагандирующая здоровье, силу, мужество, настойчивость и целеустремленность  
Компонент цели Прогностическая функция Постановка цели, адекватной ситуации, возрасту детей и их потребностям. На основе актуализирующейся потребности быть здоровым, красивым, сильным помочь детям самостоятельно сформулировать цели и содержание здорового образа жизни. Методы, помогающие ребенку сформировать образ желаемого результата здоровья сберегающего поведения и деятельности. В деловых играх вербальное описание модели желаемого поведения (образа желаемого результата)
Компонент принятия решения Планирующая функция. Разработка программы в соответствии с целью ситуации Помочь детям: в осознании своей стратегии здоровье сберегающего поведения; взять на себя ответственность за выбор созидающей здоровье стратегии. Методы, помогающие ребенку спланировать программу достижения цели, осознать ее адекватность поставленным задачам. Беседы и мини-лекции, диспуты, дискуссии, ток-шоу, деловые игры.  
Реализация программы сохранения и созидания здоровья Контрольная, регулирующая функции Регуляция действий в соответствии с целями деятельности и выбранной программой Помочь детям: в освоении новых моделей здоровье сберегающего поведения и деятельности   Поддерживать положительный эмоциональный фон. Помогать в освоении методами и средствами психической саморегуляции. Специальные методы, помогающие ребенку освоить навыки здоровье сберегающего поведения: подвижные и деловые игры, конкурсы, диспуты, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам, проектная деятельность.
Индивидуальные качества субъекта здоровья сберегающей деятельности и поведения: решительность, целеустремленность, смелость, ответственность, дисциплинированность, настойчивость, Диагностическая функция. Анализ результативности деятельности РДШ в школе и конкретно деятельности старшего вожатого. Выявление факторов, способствующих или препятствующих эффективности деятельности Подвести итоги деятельности, направленной на освоение здорового образа жизни детьми. Рефлексия достижений и анализ трудностей. Способствовать проявлению качеств субъекта здоровья сберегающей деятельности и поведения: решительности, смелости, ответственности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности Квесты, подвижные и деловые игры, эстафеты, викторины, соревнования Рефлексивный анализ достижений.    

Первый шаг и главная функция (см. графу 2) - побудить ребенка к деятельности, превратив его потребность (например, желание быть сильным или авторитетным в классе) в мотив, побуждающий его созидать свое здоровье. Для этого тебе нужно сориентироваться в ситуации: узнать, как часто болеют дети, как проводят свое свободное время, занимаются ли спортом, что они любят, как относятся к режиму дня и питанию (графа 3). Для этого тебе необходимо использовать методы и приемы актуализирующие (активизирующие, оживляющие) потребности детей, превращающие потребность в мотив. Такими методами могут быть встречи с интересными людьми: космонавтами, спортсменами, артистами, просмотр с последующим обсуждением видеороликов о здоровом образе жизни, о причинах страданий людей от болезней. Викторины для обучающихся младшего возраста позволят и вожатому, и детям выяснить, что они знают, а что нет о здоровье, диспуты со старшеклассниками – понять, почему так важно быть здоровым, что здоровье – это дар, который необходимо охранять и преумножать.

После того, как ребенок психологически готов к действию, переходи ко второму шагу.

Второй шаг и вторая функция - помочь обучающемуся самому поставить цель как образ желаемого результата.

Помочь ему выстроить этот образ здоровья. Пусть он сделает коллаж своего будущего, расскажет о своей мечте, сочинит сказку. И, наконец, помоги ему формализовать его цель, поставить конкретные задачи. К примеру, «Я хочу стать космонавтом, для этого мне нужно быть здоровым. Чтобы быть здоровым, я должен ежедневно делать зарядку, заниматься спортом, соблюдать режим дня и правильно питаться».

Третий шаг – помочь ребенку, здесь и сейчас, принять решение об изменении в положительную сторону его образа жизни. Приступите с ним к разработке идеального режима дня, помогите принять решение о занятии каким-либо видом спорта, продумайте с ним его рацион питания.

Только помни, дорогой друг, что в этом процессе ты лишь помощник. Ребенок должен принять решение сам. Иначе ты столкнешься с сопротивление, так как у ребенка не будет энергии для движения к цели.

Твоими помощниками в этом процессе могут быть беседы и мини-лекции, диспуты, дискуссии, ток-шоу, деловые игры. Без назидания и порицаний ты можешь только ускорить процесс приобщения детей к здоровому образу жизни.

Шаг четвертый и функция на этом этапе –помощь ребенку в реализации его личной программы здорового образа жизни.

Функция здесь регулирующая. Возможно различными приемами и методами помочь обучающимся не соскользнуть с цели, удерживая внимание ребенка на стратегической задаче.

На этом этапе необходимо обучающемуся освоить навыки здоровьесберегающего поведения. Можно проводить подвижные и деловые игры, конкурсы, диспуты, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам. Организовать проектную деятельность, к примеру, «Мой проект-здоровье» и т.д.

Шаг пятый – и главная функция на этом этапе -диагностическая.

Подведение итогов деятельности, направленной на освоение здорового образа жизни. Выявление факторов, которые способствовали развитию качеств субъекта здоровьесберегающей деятельности: решительности, целеустремленности, смелости, ответственности, дисциплинированности, настойчивости. Определение и фиксирование изменений стиль здорового образа жизни (созидающий, сохраняющий, разрушающий).

На этом этапе помогут такие методы как квесты, эстафеты, спартакиады и методы, побуждающие детей к рефлексии: мини-рассказы о своих достижениях и трудностях. К примеру: «Как я шел к цели», «Мои внутренние враги на пути к здоровью» и т.п.

НЕПРАЗДНЫЕ ВОПРОСЫ

Наши рекомендации