Основные правила здорового образа жизни
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
С.Н.Морозюк
Е.А.Леванова
А.В.Коршунов
Проект методических рекомендаций
По направлению деятельности
«Личностное развитие»
«Популяризация здорового образа жизни среди школьников»
Москва – 2016
Методические рекомендации адресованы старшему вожатому, организующему работу в условиях общеобразовательного учреждения по направлению деятельности РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «Личностное развитие» («Популяризация здорового образа жизни среди школьников»).
Содержание методических рекомендаций подготовлено группой авторов МПГУ: д.пс.н. С.Н.Морозюк, д.п.н. Е.А.Левановой, к.соц.н. А.В.Коршуновым.
Редакционная коллегия: Клебанов Д.В., Федченко Н.С., Кашеварова И.А., Назарова Н.Н.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ... 4
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ... 5
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ... 8
ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕГО ВОЖАТОГО 10
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЖАТОГО, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ... 12
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РДШ В ШКОЛЕ ПО НАПРВЛЕНИЮ ЗОЖ.... 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.... 21
Приложение 2.. 25
КОНСПЕКТ Занятия по профилактике курения... 25
ВВЕДЕНИЕ
Реализуя Указ Президента от 29 октября 2015 г. № 536, в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу, была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).
Целью Российского движения школьников является совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей.
В соответствии с провозглашенной целью выделяются основные направления деятельности РДШ: Военно-патриотическое направление; Информационно-медийное направление; Гражданская активность; Личностное развитие.
Личностное развитие детей направленно на такие аспекты как творческое развитие, популяризация ЗОЖ среди обучающихся, популяризация профессий.
Выбор направления не случаен, так как «Всемирная организация здоровья» определяет здоровье как состояние «…полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".
Задачи, решаемые на уровне первичного объединения по поднаправлению РДШ «Популяризация ЗОЖ»:
- формирование у обучающихся позитивного отношения к здоровому образу жизни;
- присвоение созидающей здоровье философии;
- формирование активной жизненной позиции по отношению к здоровью, проявляющейся в поведении и деятельности и осознанном противостоянии разрушающим здоровье факторам
Осуществляется работа вожатого, направленная на «популяризацию ЗОЖ», через организацию участия обучающихся в образовательных мероприятиях и программах, проектной деятельности и профильных событиях.
ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШЕГО ВОЖАТОГО
Дело – как механизм, в котором слаженно работают все его части, стоит хоть одной детали этого механизма выйти из строя, нарушается деятельность всей системы.
Психологи определяют деятельность как активность человека, направленную на результат.
Составными частями Модель деятельности являются:
Цель – это образ желаемого результата.
Маленькие цели находятся в зоне комфорта. Для достижения успеха необходимо выйти из зоны комфорта в реальную цель.
Далее цель разбивается на задачи.
- какие тебе потребуются ресурсы, средства для достижения цели;
- что конкретно необходимо делать и как.
специфические действия, операции, технологии. Человек умелый, мастер своего дела знает секреты мастерства. И тебе, дорогой друг, тоже необходимо освоить приемы и методы педагогической деятельности.
Результат – это очень важный компонент деятельности. На него были направлены наши усилия. Чаще всего мы испытываем эмоции при достижении результата. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Потому, что результат связан с целью. Когда желаемое (цель) не совпадает с результатом, мы страдаем. Когда результат превосходит наши ожидания, мы радуемся. Наши переживания (отрицательные, положительные) – это повод задуматься, почему у меня это не получилось? И чем обеспечен успех?
Рефлексия –способность смотреть на себя как на предмет познания – также необходимый компонент деятельности. Благодаря рефлексии мы имеем возможность смотреть на себя, как бы со стороны, видеть свои слабые и сильные стороны, менять свое поведение в соответствии с целью, развивать необходимые для дела личные качества.
Мастерство педагога, организующего ту или иную деятельность с ребенком, заключается в умении активизировать его потребности и превращать их в мотив. А дальше механизм деятельности будет работать сам. Ребенок готов принять от педагога необходимые для достижения цели средства (приемы деятельности и операции). Он готов к обучению и развитию.
Р Е Ф Л Е К С И я |
Чтобы обучающимся стал активным субъектом здоровьесозидающей деятельности, необходимо его мотивировать, через активизацию его базовых потребностей, создание идеалов и новых социальных установок, развитие интереса к себе и к миру.
Табл. 1. Матрица функций и содержания деятельности Старшего вожатого
Компоненты структуры здоровье сберегающей деятельности и поведения ее субъектов | Функциональная структура деятельности старшего вожатого | Содержательная часть деятельности старшего вожатого (цели, согласно возрасту и индивидуальным особенностям детей) | Процессуальная часть деятельности старшего вожатого | Конкретные методы приобщения детей к здоровому образу жизни (совместно с вожатыми, педагогами и родителями) |
Потребностно-мотивационный | Побудительная функция Определение ситуации, связанной со здоровье сберегающим поведением опредмечивание потребности быть здоровым: благополучным физически, социально душевно (способствовать зарождению мотива здоровья сберегающего поведения). | Сделать объектом изучения ситуации, связанные со здоровым образом жизни детей. Сориентироваться в проблемном поле (как часто болеют дети, как проводят свое свободное время, занимаются ли спортом, как относятся к режиму дня: сна, отдыха, учебы, что знают о здоровом образе жизни, питании, почему люди болеют, зачем человеку здоровье). Выявить поведенческие стратегии, определяющие выбор детей в ситуациях здоровья сбережения и созидания: активная (созидающая здоровье), защитная (сохраняющая здоровье), попустительская (разрушающая здоровье) Определить характерную для данной школы стратегию | Методы, средства общения, пед. технологии, актуализирующие потребности детей в здоровья сберегающем поведении и деятельности, превращающие потребности в мотив. | Знакомство с отчетной документацией школы (анализ журналов: посещаемость, успеваемость Диагностикаособенностей стратегий здоровья сберегающего поведения (беседы, опросы, тестирование) Просмотр с детьмивидеороликов и телепередач с последующим анализом содержания. Творческие встречисо спортсменами, космонавтами, победителями школьных спартакиад. Наглядная агитация в школе, пропагандирующая здоровье, силу, мужество, настойчивость и целеустремленность |
Компонент цели | Прогностическая функция Постановка цели, адекватной ситуации, возрасту детей и их потребностям. | На основе актуализирующейся потребности быть здоровым, красивым, сильным помочь детям самостоятельно сформулировать цели и содержание здорового образа жизни. | Методы, помогающие ребенку сформировать образ желаемого результата здоровья сберегающего поведения и деятельности. | В деловых играх вербальное описание модели желаемого поведения (образа желаемого результата) |
Компонент принятия решения | Планирующая функция. Разработка программы в соответствии с целью ситуации | Помочь детям: в осознании своей стратегии здоровье сберегающего поведения; взять на себя ответственность за выбор созидающей здоровье стратегии. | Методы, помогающие ребенку спланировать программу достижения цели, осознать ее адекватность поставленным задачам. | Беседы и мини-лекции, диспуты, дискуссии, ток-шоу, деловые игры. |
Реализация программы сохранения и созидания здоровья | Контрольная, регулирующая функции Регуляция действий в соответствии с целями деятельности и выбранной программой | Помочь детям: в освоении новых моделей здоровье сберегающего поведения и деятельности | Поддерживать положительный эмоциональный фон. Помогать в освоении методами и средствами психической саморегуляции. | Специальные методы, помогающие ребенку освоить навыки здоровье сберегающего поведения: подвижные и деловые игры, конкурсы, диспуты, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам, проектная деятельность. |
Индивидуальные качества субъекта здоровья сберегающей деятельности и поведения: решительность, целеустремленность, смелость, ответственность, дисциплинированность, настойчивость, | Диагностическая функция. Анализ результативности деятельности РДШ в школе и конкретно деятельности старшего вожатого. Выявление факторов, способствующих или препятствующих эффективности деятельности | Подвести итоги деятельности, направленной на освоение здорового образа жизни детьми. Рефлексия достижений и анализ трудностей. | Способствовать проявлению качеств субъекта здоровья сберегающей деятельности и поведения: решительности, смелости, ответственности, целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности | Квесты, подвижные и деловые игры, эстафеты, викторины, соревнования Рефлексивный анализ достижений. |
Первый шаг и главная функция (см. графу 2) - побудить ребенка к деятельности, превратив его потребность (например, желание быть сильным или авторитетным в классе) в мотив, побуждающий его созидать свое здоровье. Для этого тебе нужно сориентироваться в ситуации: узнать, как часто болеют дети, как проводят свое свободное время, занимаются ли спортом, что они любят, как относятся к режиму дня и питанию (графа 3). Для этого тебе необходимо использовать методы и приемы актуализирующие (активизирующие, оживляющие) потребности детей, превращающие потребность в мотив. Такими методами могут быть встречи с интересными людьми: космонавтами, спортсменами, артистами, просмотр с последующим обсуждением видеороликов о здоровом образе жизни, о причинах страданий людей от болезней. Викторины для обучающихся младшего возраста позволят и вожатому, и детям выяснить, что они знают, а что нет о здоровье, диспуты со старшеклассниками – понять, почему так важно быть здоровым, что здоровье – это дар, который необходимо охранять и преумножать.
После того, как ребенок психологически готов к действию, переходи ко второму шагу.
Второй шаг и вторая функция - помочь обучающемуся самому поставить цель как образ желаемого результата.
Помочь ему выстроить этот образ здоровья. Пусть он сделает коллаж своего будущего, расскажет о своей мечте, сочинит сказку. И, наконец, помоги ему формализовать его цель, поставить конкретные задачи. К примеру, «Я хочу стать космонавтом, для этого мне нужно быть здоровым. Чтобы быть здоровым, я должен ежедневно делать зарядку, заниматься спортом, соблюдать режим дня и правильно питаться».
Третий шаг – помочь ребенку, здесь и сейчас, принять решение об изменении в положительную сторону его образа жизни. Приступите с ним к разработке идеального режима дня, помогите принять решение о занятии каким-либо видом спорта, продумайте с ним его рацион питания.
Только помни, дорогой друг, что в этом процессе ты лишь помощник. Ребенок должен принять решение сам. Иначе ты столкнешься с сопротивление, так как у ребенка не будет энергии для движения к цели.
Твоими помощниками в этом процессе могут быть беседы и мини-лекции, диспуты, дискуссии, ток-шоу, деловые игры. Без назидания и порицаний ты можешь только ускорить процесс приобщения детей к здоровому образу жизни.
Шаг четвертый и функция на этом этапе –помощь ребенку в реализации его личной программы здорового образа жизни.
Функция здесь регулирующая. Возможно различными приемами и методами помочь обучающимся не соскользнуть с цели, удерживая внимание ребенка на стратегической задаче.
На этом этапе необходимо обучающемуся освоить навыки здоровьесберегающего поведения. Можно проводить подвижные и деловые игры, конкурсы, диспуты, ток-шоу, соревнования, клубы по интересам. Организовать проектную деятельность, к примеру, «Мой проект-здоровье» и т.д.
Шаг пятый – и главная функция на этом этапе -диагностическая.
Подведение итогов деятельности, направленной на освоение здорового образа жизни. Выявление факторов, которые способствовали развитию качеств субъекта здоровьесберегающей деятельности: решительности, целеустремленности, смелости, ответственности, дисциплинированности, настойчивости. Определение и фиксирование изменений стиль здорового образа жизни (созидающий, сохраняющий, разрушающий).
На этом этапе помогут такие методы как квесты, эстафеты, спартакиады и методы, побуждающие детей к рефлексии: мини-рассказы о своих достижениях и трудностях. К примеру: «Как я шел к цели», «Мои внутренние враги на пути к здоровью» и т.п.
НЕПРАЗДНЫЕ ВОПРОСЫ
Типы и формы работы
• мероприятие - это событие, ситуация, занятиеорганизуемое педагогом или кем-либо для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Классные часы, дискуссионные клубы, диспуты, тренинги, творческие встречи, слеты участников РДШ
• дело - важное событие, осуществляемое и организуемое членами РДШ на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе: КВН, походы, проектная деятельность, спартакиады, эстафеты и т.п.
• игра - это воображаемая или условнаядеятельность, целенаправленно организуемая среди детей для их отдыха, развлечения иобучения (квесты, подвижные, дидактические и спортивные игры).
Приложение 1
Примерное содержание урока по реализации поднаправления «Популяризация ЗОЖ»:
Цель: определить свое понимание и отношение к здоровому образу жизни.
Рекомендации педагогу: Перед проведением этого занятия стоит сформулировать свое понимание здорового образа жизни, соотнести его со своим образом жизни, выявить имеющиеся противоречия и осознать их причины.
Во всех конкурсах, которые проводятся в рамках программы, необходимо в большей степени представлять, защищать здоровый образ жизни, нежели запрет на курение. Работы должны носить позитивный характер. При подготовке конкурсных работ не забывайте возвращаться к результатам этого занятия!
Содержание занятия
1. Вводное слово педагога
— Здоровый образ жизни. Как можно этому научиться? Как можно сделать так, чтобы для большего числа людей стало возможным вести здоровый образ жизни? Как об этом говорить? Это может показаться скучным…
Достаточное количество часов спать, правильно питаться, регулярно умываться, заниматься спортом и т. д. Мы так много об этом слышим, но почему-то часто забываем выполнять. Это звучит неинтересно, обыденно... ОДНАКО ЭТО НЕОБХОДИМО…
Давайте попробуем иначе взглянуть на эти вещи. Прежде всего, хочется отметить, что нет ничего важнее в профилактике, чем предложение альтернативы. Что может быть альтернативой курению, наркомании, алкоголю? Чем можно заполнить досуг подростков, чтобы им это было интересно? Действительно, мы разучились интересно проводить свободное время. Мы так устаем на работе, что тратить еще силы на то, чтобы отдыхать, — это слишком. Но так ли это? Действительно ли отдых отнимает так много сил?
2. Дискуссия «Здоровый образ жизни» (15–20 мин)
2.1. Анкетирование
Рекомендации педагогу: На доске выписываются или раздаются каждому ученику представленные ниже высказывания. Каждый учащийся выражает меру своего согласия по отношению к каждому из них, используя шкалу ответов.
| Шкала ответов: а) абсолютно согласен б) согласен в) не согласен г) категорично не согласен д) не знаю | |
| ||
| ||
4. Отсутствие хронических болезней говорит о здоровом образе жизни | ||
|
2.2. Обсуждение в группах
В группах (5–6 человек) обсудите каждый из вопросов, постарайтесь прийти к единому мнению (10–15 мин).
Во время работы выберите ведущего группы, функции которого заключаются в том, чтобы следить за тем, чтобы в группе соблюдались правила, чтобы мнение каждого члена группы было услышано.
Рекомендации педагогу: Прийти к единому мнению означает не просто принятие мнения большинства, а то, что каждый участник согласен с доводами, выдвигаемыми в пользу выбранного ответа.
2.3. Обобщение
—Выберите в группах того, кто сделает сообщение о результатах работы для всего класса.
Рекомендации педагогу: Если в группе по какому-либо вопросу не удалось прийти к единому мнению, выступающий должен выразить и имеющиеся особые мнения.
Предложенные высказывания подобраны так, что не существует однозначно правильного ответа на них. Поэтому задача ведущего — обобщить все сказанное группами, это позволит создать объемную картину о понятии здорового образа жизни.
3. Коллаж «Здоровый образ жизни» (45 мин)
Рекомендации педагогу: Заранее необходимо подготовить ненужные журналы, ножницы, ватман.
Часто и взрослые и дети под понятием «здоровый образ жизни» привычно, вслед за медициной, понимают физкультуру и спорт, правильное питание, распорядок дня и т. д., и разговор об этом может показаться скучным. Однако здоровый образ жизни — это еще и психологическое благополучие, а значит, хорошие отношения с окружающими, хорошее настроение, умение отдыхать.
Создание коллажа очень увлекает, и ребят трудно остановить, в результате на работу может уйти больше времени, чем запланировано. Можно предложить подготовить коллажи заранее или после занятия и вернуться к ним на следующей встрече.
3.1. Работа в группах (30 мин)
Разделите учащихся на группы (по 5–6 чел.). Предложите на ватмане составить коллаж по заданной теме, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, цветные карандаши, фломастеры. На этом коллаже им необходимо отразить свое представление о ЗОЖ
3.2. Презентация и коллективное обсуждение коллажей (15 мин)
После завершения работы каждая группа представляет свой коллаж, после чего происходит коллективное обсуждение увиденного.
4. Как провести досуг (15 мин)
Инструкция. Разделитесь на группы по 4–5 чел. В течение 10 минут вам нужно придумать и записать как можно больше способов интересного и полезного проведения свободного времени[3].
Рекомендации педагогу: Подводя итоги, постарайтесь выделить победителей по нескольким номинациям, чтобы победителями стали все группы: самое большое количество предложений; самое оригинальное; полезное; интересное; массовое и др.
Дополнительные задания
А) Каждая группа должна нарисовать свой плакат (рекламу) здорового образа жизни, а также представить (защитить) его.
Б) Необходимо создать портреты двух человек:
§ для которого является значимым поддержание здорового образа жизни;
§ для которого значимыми являются сиюминутные ощущения.
Разделитесь на две группы, попробуйте — каждая исходя из своей роли (первого или второго человека) — обсудить, как надо жить.
В) Создайте кроссворд «Здоровый образ жизни». Разбейтесь на несколько команд и придумайте/нарисуйте кроссворд (не более 10–15 слов и определений к ним) на тему «Здоровый образ жизни».
Рекомендации вожатому: Придумайте приз команде, которая первая выполнит каждое задание. Ознакомьтесь с кроссвордами и обсудите с ребятами, почему именно эти слова означают для них «Здоровый образ жизни». Можно ли сказать, что это полное представление о ЗОЖ
Приложение 2
КОНСПЕКТ Занятия по профилактике курения[4]
МИФЫ И ФАКТЫ
Цель: познакомить учащихся с реальными фактами и «мифическими» представлениями о курении, помочь им научиться различать их.
Рекомендации педагогу:Успешность проведения данного занятия во многом зависит от компетентности учителя в вопросе о курении, поскольку есть опасность того, что вам будет трудно каждому мифу противопоставить конкретные факты. Другой трудностью может стать то, что доводы, представленные учащимся на языке подростков с эмоциональной окраской, окажутся более убедительными для его сверстников, чем ваши фактические выкладки.
Полезная информация для педагога:Человек в своей жизни имеет определенные представления обо всем, что существует в мире, включая себя самого. Все представления — результат внутреннего поиска, внешней информации и анализа того и другого. Таким образом, наши представления могут быть истинными или ложными.
Курение становится возможным прежде всего благодаря ошибочным, мифическим представлениям о его воздействии. Какой человек в здравом уме будет отравлять свой организм по доброй воле?
Картина мира ребенка еще формируется, она подвержена влиянию внешних факторов, ребенок восприимчив к информации, особенно поступающей от авторитетов (взрослые, друзья, кумиры и т. д.). Подростку важно быть принимаемым, ему необходимо, чтобы с ним считались.
По результатам проведенного нами исследования, наиболее распространенный миф среди подростков — это миф о том, что курение помогает человеку расслабиться. Так считает 60% подростков.
Эти цифры демонстрируют степень влияния никотиновой зависимости на сознание человека. Некурящие люди, испытывающие проблемы излишнего напряжения, обращаются к психологу или врачу и получают необходимую помощь. Причем специалисты никогда не предлагают им начать курить, потому что никотин — один из самых ядовитых алкалоидов, не имеющий медицинского применения. «Расслабление», которое испытывают курильщики, выкурив сигарету, связано с наркотическим влиянием табакокурения. Никотин достаточно быстро вызывает привыкание, а его отсутствие в организме заставляет курильщиков испытывать некоторое напряжение, от которого они «освобождаются», закуривая очередную сигарету. На самом деле этим они только продлевают свою зависимость. Миф о том, что курение помогает человеку расслабиться, лишь осложняет ситуацию.
Поэтому многие подростки выражают свое согласие с тем, что курение способствует расслаблению организма, снятию стресса.
Немного фактов о мифах
Мифы | Факты |
Курение помогает расслабиться |
|
Проще войти в группу, завязать разговор |
|
Курение приносит свободу |
|
Курение — не зависимость: брошу, если захочу |
|
Тот, кто курит — взрослый |
|
Курение не приносит большого вреда. Родители курят — и ничего |
|
Содержание занятия
1. Игра «Блеф-клуб» (10–15 мин)
Рекомендации педагогу: Поиграйте немного в старую русскую игру «Верю — не верю». После чего обсудите в классе:
§ Что отличает выдумку от реальности?
§ Что мы понимаем под словом миф?
Планируемые результаты: С помощью игры и обсуждения необходимо показать учащимся, что наиболее удачные варианты «обмана» в игре, когда верили нереальным историям, основаны на сочетании реальных, непреложных фактов, заставляющих верить, с выдумкой, которая воспринимается уже некритично. Таким же образом возникают и мифы. Поэтому, чтобы развенчать мифы, необходимо отделить реальные факты от выдумки.
2. Упражнение «Солнце» (10 мин)
Инструкция:
— Скажите, часто ли мы сталкиваемся с неизвестным? Как можно познать это неизвестное, понять, что это на самом деле? Есть множество способов.
Предлагаю вам провести эксперимент. Сейчас пусть каждый из вас напишет, что такое солнце (можно взять другое понятие), то есть даст определение. А теперь, пока еще не зачитывая своего определения, давайте дадим общее определение. (Ответы учащихся.)
Откуда еще мы можем получить определение, что такое солнце? Да, например, из словаря, энциклопедии и мифов, различных легенд, которые передаются от человека к человеку. Давайте сравним эти 4 определения — те, которые мы писали отдельно, вместе, из словаря и мифа. Какое из них наиболее точное? Из словаря, то есть из проверенного источника. И если мы хотим о чем-то знать всю правду, мы можем обратиться к подобным источникам.
Солнце — звезда Галактики, тело Солнечной системы. Период вращения изменяется. Источник солнечной энергии — ядерные реакции. Солнце светит практически неизменно в течение 4,5 млрд лет. Солнце — основной источник энергии всех процессов на Земле. Поверхность Солнца обладает ячеистой структурой. Все проявления солнечной активности связаны с магнитными полями (отрывок из Иллюстрированного энциклопедического словаря).
В древних мифах солнце и месяц или луна образуют пару связанных и вместе с тем противопоставленных друг другу культурных героев (часто братьев), один из которых (Хайнэ — месяц) подчинен другому и выполняет его поручения. В ряде мифов солнце (как и луна) представляется женщиной. Иногда у солнца — хозяина света и тени — есть помощники, чаще всего дети, которые и зажигают свет (младший сын Дылача — «Солнца-женщины» у эвенков). Подробнее см. энциклопедию «Мифы народов мира».
Итак, ребята, вы понимаете, что есть научное представление о том или ином явлении, с объяснением которого можно ознакомиться в энциклопедии и других источниках, а есть представление наше с вами, которое может возникнуть из рассказов кого-то, вымыслов. Это чаще всего ошибочное представление. Важно научиться различать, где есть вымысел, а где реальный факт.
Но мифы имеют место и в нашей жизни, в том числе и мифы о курении. Иначе какой взрослый человек в здравом уме будет отравлять свой организм по доброй воле?
3. Работа с мифами о курении (35 мин)
Рекомендации педагогу: Подготовьте заранее 6 листов ватмана; фломастеры; справочный материал по курению. В выполнении этой работы вам может помочь информация из Приложения «37 наиболее часто задаваемых вопросов о курении», а также дополнительная литература, Интернет. Можно предложить ребятам подготовиться к занятию, собрать материалы о курении, его влиянии на организм человека.
3.1. Выявление мифов о курении
—Разделитесь, пожалуйста, на группы (3–5 чел.). Каждой группе необходимо ответить на следующие вопросы одним или несколькими вариантами. Запишите ответы на каждый вопрос на отдельном листке (5 мин).
1. Почему люди курят?
2. Почему кто-то хочет бросить курить?
3. Почему взрослые не хотят, чтобы курили дети?
4. Какой вред может быть от курения?
5. Кто курит? Какие люди курят?
Рекомендации педагогу: Педагог собирает листы, далее зачитывает, а учащиеся определяют, миф или реальность представлены в ответе. Разделите все высказывания на две группы и выпишите их на доске напротив друг друга. Если учащиеся затрудняются с ответом, то можно обратиться к справочным материалам, к педагогу как к эксперту в данном вопросе (10 мин).
3.2. Работа с мифами о курении по группам
Инструкция: Теперь каждая группа вытягивает лист ватмана, на котором написан один из 6-ти мифов (см. табл. 1). Задача — противопоставить мифу как можно больше реальных фактов (10 мин).
Выступления групп, вопросы, дополнения от других групп (10 мин).
Рекомендации педагогу: Против каждого мифического представления должен быть выдвинут и записан реальный факт!Важно позволить проявиться любым мнениям, что укрепляет ощущение правдивости происходящего обсуждения. Знание, полученное посредством дискуссии, дает радость открытия и является более глубоким.
4. Подведение итогов занятия (10 мин)
Рекомендации педагогу:
4.1. Ребятам предлагается продолжить фразу: «Для меня самым ценным было…»
4.2. Также учащимся могут быть предложены следующие формы закрепления материала:
§ нарисовать плакаты, разоблачающие мифы (все или самые популярные);
§ провести «суд над сигаретой» ученый совет. Эти формы работы часто используются учителями, поскольку эмоционально вовлекают учащихся в процесс обсуждения, но при слабых, неубедительных, эмоционально не окрашенных доводах в пользу некурения вы рискуете получить прямо противоположный результат от этой работы.
Нельзя предлагать учащимся роль защитника курения.
Примечание. Можно предложить классному руководителю цикл занятий, направленных на профилактику табакокурения:
«Что влияет на мой выбор». Цель - помочь учащимся осознать влияния, которые они испытывают при принятии решений.
«Влияние друзей». Цель - разобраться с тем, какое влияние могут оказывать сверстники, получить опыт сопротивления групповому давлению.
С примерными конспектами занятий можно познакомиться в пособии Е.А.Левановой и др. «Скажем курению «Нет!».
Приложение 3
Игра «Да, нет, не знаю»
Можно провести весело с большой группой детей как разминку в зале
Ведущий: «Я подготовила игру «Да, нет, не знаю». Я буду задавать вам вопросы, а вы хором должны отвечать «да» или «нет». Если не знаете, как отвечать, поднимайте руки».
1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (Да.)
2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (Нет.)
3. Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
4. Верно ли, что от курения ежегодно погибает более 10 ООО человек? (Да.)
5. Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Да.)
6. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (Да.)
7. Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
8. Отказаться от курения легко? (Нет.)
9. Правда ли, что большинство людей не курит? (Да.)
10. Правда ли, что «совы» любят работать по утрам? (Нет.)
11. Правда ли, что недостаток солнца вызывает депрессию? (Да.)
12. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Нет.)
13. Правда ли, что надо ежедневно выпивать два стакана молока? (Да.)
14. Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
15. Правда ли, что минута смеха равна 45 минутам пассивного отдыха? (Да.)
16. Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? (Нет.)
17. Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)
18. Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)
19. Верно ли, что можно стать наркоманом от одного укола? (Да.)
20. Верно ли, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов? (Да.)
Приложение 4.
Приложение 5.
II этап.
Команды приходят на II этап.
Витя: Ой! Смотрите, что это? (Указывает на конверт). Давайте посмотрим, что там? ( Открывает конверт). Там задание! (Дает капитану прочитать задание).
Задание в конверте: Чтобы дальше вам пройти, надо вам ответ найти
Как решите вы кроссворд, разрешу я вам проход.
Ведущий открывает доску на ней кроссворд.
Слово «гимнастика» закрыто.
1. С клюшками друг против друга стоят
В красном и синем команды ребят.
В шлемах, как рыцари, но не робей,
Бой здесь учебный - играют в (хоккей)
2. Очень горький - но полезный!
Защищает от болезней!
И микробам он не друг -
Потому что это - ... . (Лук)
3. С детства людям всем твердят:
Никотин – смертельный…(Яд)
4. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие ...(Коньки)
5. Ног от радости не чуя,
С горки страшной вниз лечу я.
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне, дети? (Лыжи)
6. Не везёт сегодня Светке —
Врач дал горькие…(Таблетки)
7. Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье…(Спорт)
8. Вот серебряный лужок:
Не видать барашка,
Не мычит на нем бычок,
Не цветет ромашка.
Наш лужок зимой хорош,
А весною не найдёшь. (Каток)
9. Ранним утром вдоль дороги
На траве блестит роса,
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ –
Это мой ...(Велосипед)
10. Круглый бок, желтый бок
Сидит в грядке колобок
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка)
11. Педиатра не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
Не капризничай, не плачь,
Это просто детский …(Врач)
12. Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не хворал и был в порядке,
Делай каждый д