Профилактика туберкулеза в условиях производства
Наряду с противоэпидемическими и профилактическими мероприятиями в очагах по месту жительства больных, существенное значение в борьбе с туберкулезом имеет профилактика туберкулеза в условиях производства. Согласно санитарным правилам больные туберкулезом, у которых наблюдается выделение МБТ, не допускаются к работе на некоторых производствах и в ряде учреждений.
Перечень профессий, на которые распространяются запретительные меры, можно разделить на три категории:
Первая категория - работники детских учреждений дошкольного, школьного и санаторно-курортного профиля.
Вторая категория - это работники общественного питания и пищевой промышленности, которые непосредственно соприкасаются с сырьем, полуфабрикатами и готовой продукцией, а также осуществляют ремонт, очистку и дезинфекцию производственного оборудования. К данной группе относятся также работники аптек, фармацевтических заводов, занятых изготовлением и расфасовкой лекарственных средств, работники водопроводных сооружений, слесари-сантехники, работники предприятий, изготавливающих детские игрушки.
Третья категория - это работники сферы коммунальных услуг, в которой также необходима постоянная профилактика туберкулеза: банщики, парикмахеры, косметологи, лица, обеспечивающие стирку и выдачу белья в прачечных, проводники и кондукторы общественного транспорта, стюардессы и водители такси, работники спортивных сооружений, библиотек.
На предприятиях и в учреждениях, где работают больные туберкулезом, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, и есть своя медсанчасть, также осуществляется профилактика туберкулеза: учет больных, контролируемое лечение на амбулаторном этапе, наблюдение за состоянием здоровья пациентов, учет и обследование производственных контактов, рациональное трудоустройство и др.
Детские болезни
· Задачи врача ВОП при проведении первичной диспансеризации детей раннего возраста.
Под диспансеризацией в педиатрии понимается активная, динамичная система организационных и лечебных мероприятий, которые осуществляются медицинскими работниками, и заключающаяся в систематическом наблюдении за здоровьем детей с проведением профилактических, диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий [1, 2]. Целью диспансеризации является формирование, сохранение и укрепление здоровья детей, профилактика заболеваний, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности, достижение активного долголетия. Диспансеризация входит в качестве составной части в широкую систему мер по профилактике заболеваний, осуществляемых государством, обществом, органами здравоохранения.
Диспансерное наблюдение начинается, как только ребенка выписывают из родильного дома, и включает не менее трех врачебно-сестринских патронажей на 1-м месяце жизни ребенка. Первый патронаж проводится врачом в течение 1–2 сут после выписки ребенка из родильного дома. Во время 1-го патронажа участковый педиатр большое внимание должен уделить выяснению анамнеза ребенка (социального, биологического и генеалогического), кроме того он знакомится с медицинской документацией, поступившей из родильного дома, оценивает риск развития заболеваний и проводит клинический осмотр новорожденного, проверяя состояние безусловных рефлексов, характер вскармливания и оценивает состояние его здоровья. Все эти данные заносятся в историю развития ребенка (учетная форма №112/у), которая является основным медицинским документом детских лечебно-профилактических учреждений.
Наиболее оптимальная форма сбора анамнеза – беседа с родителями или матерью ребенка в непринужденной и доброжелательной атмосфере. Эффективно собранные биологический и социальный анамнезы обеспечивают большой диагностический диапазон, а там, где это необходимо, дают возможность осуществлять своевременную и адекватную терапевтическую помощь. А чем более подробно собран генеалогический анамнез, тем более достоверно можно определить вероятность наследования того или иного заболевания, что позволяет врачу заблаговременно выявить детей, угрожаемых по возникновению различной патологии, и служит отборочным тестом для раннего выявления групп риска по возможным отклонениям в здоровье и развитии.
Из обменной карты, выдаваемой родильным отделением, в историю развития ребенка переносятся сведения из детского отделения родильного дома со всеми данными о новорожденном ребенке и вакцинации против туберкулеза, гепатита В, а также дата обследования на фенилкетонурию (ФКУ) и гипотиреоз. Дети, не обследованные в родильном доме на ФКУ и гипотиреоз и не привитые БЦЖ- и противогепатитной вакциной, должны быть обследованы и вакцинированы в условиях поликлиники. Если вакцинация БЦЖ осуществляется до 2-месячного возраста, то предварительная постановка пробы Манту не требуется, если старше данного возраста, то вакцинации предшествует постановка пробы Манту при ее отрицательном результате.
Во время осмотра врач-педиатр измеряет массу тела, определяет рост, окружность головы и груди, проводит общий осмотр ребенка, осмотр кожи и слизистых, проверяет границы сердца, выслушивает сердце и легкие, пальпирует внутренние органы, проверяет рефлексы, осматривает бедра ребенка для исключения вывиха или дисплазии, осматривает кисти рук, стопы ног, верхние и нижние конечности, гениталии, анус, осматривает пупочную ранку, проверяет слух и зрение. Все данные заносятся по определенной схеме в историю развития. Затем выставляют диагноз и записывают рекомендации, консультации специалистов (при необходимости) и дают рекомендации по вскармливанию и уходу.
Группа здоровья новорожденного определяется врачом-неонатологом в родильном стационаре, но уточняется врачом-педиатром при первом и повторных осмотрах. Группы здоровья новорожденных:
1-я – это здоровый новорожденный ребенок;
2-я – новорожденные из групп риска по срыву адаптации и развитию заболеваний;
3 и 4-я – это недоношенные дети, новорожденные с глубокой морфофункциональной незрелостью, пренатальной гипотрофией, задержкой внутриутробного развития, асфиксией тяжелой степени, внутриутробной инфекцией, респираторным дистресс-синдромом, врожденным пороком сердца, тяжелой родовой травмой, эмбриофетопатией неинфекционного генеза, хромосомной патологией, инфекционно-воспалительными заболеваниями;
5-я – дети с хронической патологией в стадии декомпенсации.
Здоровый новорожденный – это ребенок, родившийся у практически здоровой матери, не имеющей осложнений во время беременности и родов; ребенок, родившийся с оценкой по шкале Апгар 8–10 баллов, массой тела от 3 до 4,5 кг, без пороков развития, масса-ростовым показателем 60–80, нормально протекающим периодом ранней адаптации, максимальной убылью массы тела не более 6–8%, находящийся на естественном вскармливании, выписанный из роддома на 5–6-е сутки и не имеющий расстройств здоровья. При пробуждении здоровый новорожденный в первые
10 дней жизни кричит, гримаса неудовольствия на лице, голодный тоже кричит, поворачивает глаза к свету, вздрагивает при громком звуке, глазные яблоки плывут в сторону громкого звука, торможение преобладает над возбуждением. Сон ребенка спокойный, просыпается от голода, успокаивается при прикладывании к груди, переодетый и накормленный засыпает быстро. Может отмечаться легкое сходящееся косоглазие, легкий симптом Грефе, безусловные рефлексы все симметричные.
Второй врачебный патронаж к здоровому новорожденному следует проводить в возрасте 14, третий – 21 день жизни. Дети группы риска, больные и недоношенные (2 и 3-я группы здоровья) должны быть осмотрены сразу в 1-й день после выписки из родильного дома, затем ежедневно до 10-го дня жизни, далее еженедельно.
После того как ребенку исполнился 1 мес, дальнейшую диспансеризацию он уже проходит в условиях поликлиники. Диспансерное наблюдение ребенка в течение всего первого года жизни проводится по стандарту профилактического наблюдения (приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.04.2007 №307) ежемесячно, при этом врачом-педиатром осуществляется: опрос родителей с целью сбора необходимых анамнестических данных; осмотр ребенка; определение степени физического и нервно-психического развития; назначение лечебно-оздоровительных мероприятий. Это необходимо для выявления групп риска, направленности риска, установления прогноза в состоянии здоровья и развития ребенка, оценки физического и нервно-психического развития с определением групп развития, для оценки функционального состояния организма, выявления патологии, включая аномалии развития. Также оценивается характер вскармливания, организация режима дня.
На основе профилактических осмотров определяют группу здоровья, к которой относится ребенок. Выделяют 5 групп здоровья детей:
к 1-й относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, без анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
2-я – дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, а также реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее
M-s) или избыточной массой тела (масса более M+2s), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
3-я – дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка;
4-я – дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
5-я – дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Ребенка относят к 1-й группе здоровья, если он имеет эйтрофичное (нормотрофичное) развитие, чистую, розовую, бархатистую кожу без признаков гиповитаминоза, нормальную толщину подкожно-жирового слоя, нормальный тонус мышц и тургор тканей и соответствующее возрасту нервно-психическое развитие, положительный психоэмоциональный тонус, хороший аппетит и нормальную работу всех органов и систем, рост и массу тела, отличающиеся от нормы не более 5%. Дети 2-й группы здоровья имеют риск развития заболеваний. Предложено даже разделить 2-ю группу на 2а- и 2б-подгруппы. Подгруппа 2а представляет собой группу риска, 2б – группу высокого риска (см. таблицу).
Группы риска:
1. Дети с риском повышенной заболеваемости острыми респираторно-вирусными инфекциями и развития нарушений в состоянии здоровья в период социальной адаптации.
2. Дети с риском развития патологии центральной нервной системы.
3. Дети с риском возникновения рахита, анемии и хронического расстройства питания.
4. Дети с риском аллергических заболеваний.
5. Дети с риском развития тугоухости.
6. Дети с риском развития врожденного гипотиреоза.
7. Дети с риском развития синдрома внезапной смерти.
8. Дети из неблагоприятных микросоциальных условий.
9. Дети с риском развития нарушений репродуктивного здоровья.
Детям с впервые заподозренными в момент профилактического осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также детям с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносят уточненный диагноз и дают комплексную оценку состояния здоровья ребенка.
Профилактические осмотры, проводимые специалистами, на первом году жизни осуществляют согласно приказу Минздравсоцразвития РФ №307 и 621 в декретированные возрастные сроки с составлением заключения о состоянии здоровья детей. В возрасте 1 мес проводится осмотр ребенка врачами – неврологом, офтальмологом (по показаниям), детским хирургом, ортопедом-травматологом. С целью раннего выявления нарушений слуха в возрасте 1 мес проводится аудиологический скрининг – единственный эффективный метод, используемый у новорожденных. Следует сказать, что судьба ребенка с нарушенным слухом во многом определяется сроком обнаружения его снижения. Для начала своевременной реабилитации и интеграции детей в речевую среду врожденные нарушения слуха должны быть выявлены как можно раньше.
На 1–2-м месяце жизни необходимо провести ультразвуковое исследование (УЗИ) брюшной полости, которое помогает выявить возможные аномалии развития внутренних органов, а также возможные функциональные нарушения. Для своевременного выявления и более эффективного лечения дисплазии тазобедренных суставов в возрасте 1 мес осуществляется УЗИ тазобедренных суставов.
В возрасте 3 мес помимо педиатра ребенка осматривает детский невролог.
К 3 мес у ослабленных детей и при дефектах ухода манифестирует рахит, развивается железодефицитная анемия. Комплексное обследование в этом возрасте включает проведение общих клинических анализов крови и мочи. При отсутствии противопоказаний осуществляется вторая вакцинация против гепатита В, первая – против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. В возрасте 4,5 мес малыша осматривает педиатр, и при отсутствии противопоказаний делают вторую вакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита. У ребенка 6 мес наряду с врачом-педиатром динамику психомоторного развития оценивает невролог и при отсутствии противопоказаний проводится третья вакцинация против гепатита В, дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита.
В возрасте 9 мес помимо педиатра ребенка необходимо показать детскому хирургу, который исключает такие заболевания, как пупочная и паховая грыжа, косолапость, а у мальчиков тщательно осматривает наружные половые органы с целью раннего выявления крипторхизма, гипоспадии. Эффективность лечения данных заболеваний во многом определяется своевременной постановкой диагноза. Часто хирургическая операция в возрасте до 1–1,5 лет способна коренным образом изменить неблагоприятный прогноз, предупреждая стойкие нарушения акта мочеиспускания, развитие воспалительных заболеваний и в дальнейшем – бесплодия.
В 9 мес ребенка впервые осматривает стоматолог, причем отсутствие прорезавшихся зубов не является «медотводом» от консультации стоматолога. Последний не только контролирует процесс прорезывания зубов, но и правильность закладки непрорезавшихся зубов, назначая при необходимости дополнительные обследования, например, рентген. Наиболее частыми нарушениями закладки зубов являются сверхкомплектные зубы, которые нарушают нормальное прорезывание и формирование прикуса, что требует их своевременного удаления. Кроме того, детский стоматолог оценивает состояние слизистой оболочки полости рта и дает рекомендации по уходу за нею.
В возрасте 12 мес ребенок проходит обширное комплексное обследование, которое включает в себя консультации специалистов (педиатра, невролога, офтальмолога, отоларинголога, ортопеда, хирурга, стоматолога) и обследование с применением лабораторно-инструментальных методов (электрокардиография – ЭКГ, общеклинические анализы крови и мочи, исследование кала на яйца глистов и соскоб с перианальных складок на энтеробиоз). При отсутствии противопоказаний проводится вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита.
Дальнейшая диспансеризация здорового ребенка проходит ежегодно. При наличии показаний или хронических заболеваний ее проводят по индивидуальному графику, который устанавливает врач соответствующей специальности.
Диспансеризация детей в возрасте от 1 года до 3 лет осуществляется в зависимости от группы здоровья.
Дети 1-й группы в возрасте от 1 года до 3 лет осматриваются планово только участковым педиатром (раз в квартал – на втором году жизни и раз в полгода – на третьем). Цель этих осмотров преимущественно профилактическая, направленная на выявление пограничных нарушений, при которых имеет место состояние «неустойчивого равновесия» нейроэндокринной регуляции, обменных процессов и других функций детского организма, что может привести к необычным патологическим реакциям на обычные воздействия.
Динамическое наблюдение за физическим развитием позволяет врачу не только выявить индивидуальные особенности физического статуса, созревания, темпа и гармоничности развития, но и оценить здоровье ребенка. Ведущими параметрами, отражающими состояние физического развития детей, по праву считают длину и массу тела: первая характеризует процессы роста детского организма, вторая – свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов. Особое внимание обращают на частоту, длительность и тяжесть острых заболеваний (для оценки резистентности организма), оценку функционального состояния организма ребенка и его поведение, оценку психологической готовности к посещению детского сада и школы, прогноз адаптации, проведение профилактических прививок.
Дети, относящиеся ко 2 и 3-й группам здоровья, помимо диспансерного наблюдения участковым педиатром направляются на консультацию к узким специалистам в соответствии с выявленными отклонениями в состоянии здоровья. Имея повышенный риск развития тех или иных хронических заболеваний, дети 2 и 3-й групп здоровья по показаниям проходят углубленные обследования посредством лабораторных и инструментальных методов. Большое значение для них имеет проведение комплекса оздоровительных мероприятий: массажа, физкультуры и дыхательной гимнастики физиопроцедур, закаливания.
В комплекс обязательных лабораторных исследований для детей раннего возраста входит общий клинический анализ крови и мочи (раз в год), соскоб с перинатальных складок на энтеробиоз (раз в год). Участковый педиатр обязательно оценивает тяжесть острых заболеваний, которые перенес ребенок в период между плановыми осмотрами. На основании этих данных разрабатываются профилактические и оздоравливающие мероприятия.
Хирург (ортопед), оториноларинголог, офтальмолог осматривают детей в 3 и 5 лет, перед поступлением в школу, невропатолог – перед поступлением в школу, логопед, другие специалисты – по показаниям. Ежегодно проводится осмотр зубов и полости рта средним медперсоналом с последующей санацией стоматологом. Антропометрия, определение остроты слуха и зрения, постановка туберкулиновых проб, предварительная оценка нервно-психического развития также осуществляются средним медперсоналом.
Следует отметить, что в настоящее время у родителей существует возможность проходить плановое медицинское обследование с ребенком не только в условиях государственных поликлиник. Частные медицинские центры предлагают разные программы диспансерного наблюдения детей до 3 лет, которые либо дублируют по спектру обследований государственные, либо расширены за счет введения дополнительных обследований и более частых осмотров педиатром и узкими специалистами.
Для качественного проведения профилактического осмотра детей раннего и дошкольного возраста рекомендуется исследовать состояние здоровья ребенка по принятым критериям; провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка с определением группы здоровья, группы риска; дать рекомендации в зависимости от состояния здоровья ребенка; оформить эпикриз в истории развития ребенка.
· Комплексная оценка состояния здоровья детей.
Основными задачами контроля за здоровьем и развитием детей являются:
· углубленное исследование, оценка состояния здоровья ребенка в эпикризные периоды и назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения его гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья;
· раннее выявление отклонений в состоянии здоровья ребенка для организации оздоровления и лечения с целью профилактики формирования хронических заболеваний.
Группу здоровья определяет педиатр, учитывая осмотры специалистов. При исследовании состояния здоровья ребенка учитываются в качестве основополагающих следующие критерии:
I критерий – наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе,
II критерий – уровень физического развития и степень его гармоничности,
III критерий – уровень нервно–психического развития,
IV критерий – резистентность организма,
V критерий – функциональное состояние органов и систем,
VI критерий – наличие или отсутствие хронических болезней или врожденных пороков развития.
I критерий обуславливает здоровье, II–VI критерии характеризуют здоровье.
Комплексная оценка с определением группы здоровья проводится по совокупности перечисленных критериев. Группа здоровья дает более широкое представление о состоянии здоровья ребенка, чем диагноз.
Первая (I) группа здоровья объединяет детей, не имеющих отклонений по всем избранным для оценки критериям здоровья, не болевших или редко болевших за период наблюдения, имеющих отставание в нервно–психическом развитии не более чем на 1 эпикризный срок, а также детей, имеющих единичные морфологические отклонения (аномалии ногтей, деформация ушной раковины и др.), не влияющие на состояние здоровья ребенка и не требующие коррекции.
Вторую (II) группу здоровья составляют также здоровые дети, но имеющие "риск" формирования хронических заболеваний. В раннем возрасте принято выделять 2 подгруппы среди детей со II группой здоровья.
II–A “угрожаемые дети”, имеющие отягощенный биологический, генеалогический или социальный анамнез, но не имеющие отклонений по всем остальным критериям здоровья.
II–Б группа “риска” – дети, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения, часто болеющие дети (4 и более раз в год), дети с аномалиями конституции и другими отклонениями в состоянии здоровья.
Для отнесения детей раннего и дошкольного возраста ко II группе здоровья можно использовать перечень следующих основных отклонении в развитии и состоянии здоровья:
☺ ребенок от многоплодной беременности,
☺ недоношенность, переношенность, незрелость,
☺ перинатальное поражение ЦНС,
☺ внутриутробное инфицирование,
☺ низкая масса тела при рождении,
☺ избыточная масса тела при рождении (более 4 кг),
☺ рахит (начальный период, 1-я степень, остаточные явления),
☺ гипотрофия 1-й ст.,
☺ дефицит или избыток массы тела 1-й и II-й степени,
☺ аномалии конституции (экссудативно–катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно–артритический диатезы),
☺ функциональные изменения сердечно–сосудистой системы, шумы функционального характера, тенденция к понижению или повышению АД, изменение ритма и частоты пульса, неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой,
☺ частые острые заболевания, в т.ч. респираторные,
☺ понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы, угроза анемии,
☺ тимомегалия,
☺ дисфункция ЖКТ – периодические боли в животе, нарушение аппетита и др.,
☺ вираж туберкулиновых проб,
☺ состояние реконвалесценции «после перенесенных острых инфекционных и неинфекционных заболеваний с длительным нарушением общего самочувствия и состояния (в т.ч. острой пневмонии, болезни Боткина, острых нейроинфекций и др.),
☺ состояние после неотложных хирургических вмешательств.
Третья (III) группа здоровья объединяет больных детей с наличием хронических болезней или врожденной патологии в состоянии компенсации, т.е. с редкими, нетяжелыми по характеру течения обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего самочувствия и поведения, редкими интеркуррентными заболеваниями, наличием функциональных отклонений только одной, патологически измененной системы или органа (без клинических проявлений функциональных отклонений других органов и систем).
Четвертая (IV) группа включает в себя детей с хроническими болезнями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, которое определяется наличием функциональных отклонений не только патологически измененного органа, системы, но и других органов и систем, с частыми обострениями основного заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжными реконвалесцентными периодами после интеркуррентного заболевания.
Пятая (V) группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми врожденными пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е. угрожаемые по инвалидности или инвалиды.
При отнесении детей ко 2 – 5 группам здоровья не обязательно наличие отклонений по всем критериям здоровья, достаточно по одному из них, но может быть и по нескольким. Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу.
· Организация профилактического врачебного приема.
· Группа риска ЧБД профилактика, лечение и организационные принципы оздоровления ЧБД.
· В группе особого риска находятся дети больших городов. Это обусловлено несколькими факторами:
· Во-первых, практически все такие дети посещают детские сады и школы, а многие — еще и разнообразные развивающие курсы и спортивные секции. Поскольку возбудитель ОРЗ передается воздушно-капельным путем (при кашле, чихании и разговоре), в таких коллективах он распространяется молниеносно. Стоит одному заболевающему ребенку покашлять в школе, и через несколько дней значительная часть его одноклассников будет лежать дома с высокой температурой. Во-вторых, свой вклад в распространение эпидемии гриппа и ОРВИ вносит снижение иммунитета у детей в больших городах. Его вызывают и загрязненный воздух мегаполиса, и особенности питания, которое не всегда бывает здоровым и полноценным. Зачастую иммунитет ребенка подрывают сами родители, которые необоснованно, без рекомендации врача назначают ему биологически активные добавки, антибиотики, адаптогены и другие препараты.
· Поэтому неудивительно, что из года в год число часто и длительно болеющих детей увеличивается. В некоторых регионах такие проблемы наблюдаются более чем у половины детского населения.
· Для предотвращения заболевания существуют профилактические прививки. Они действительно эффективны, но помогают не во всех случаях. Антигены вируса (поверхностные белки, которые распознаются иммунитетом) постоянно меняются, вакцины же содержат лишь ограниченный набор этих антигенов и эффективны только против вирусов, их содержащих. Кроме того, прививка служит лишь для профилактики, а если болезнь уже развилась, необходимо лечение.
· Также и антибиотики для борьбы с гриппом абсолютно не эффективны. Ведь грипп вызывает вирус, а не бактерия. Это значит, что препаратов, убивающих вирусы, которые попали в организм, не существует. Поэтому задача по уничтожению возбудителя гриппа полностью ложится на иммунитет.
· Одним из важнейших звеньев противовирусного иммунитета является выработка интерферонов. Эти вещества изменяют функционирование клеток таким образом, что они становятся невосприимчивыми к вирусу и не участвуют в его размножении. Кроме того, под их действием происходит активация иммунных клеток — лимфоцитов и макрофагов.
· Чем больше выработается интерферонов, тем легче будет течение заболевания, быстрее наступит выздоровление и меньше будет риск осложнений. Однако организм не всегда в состоянии оперативно отреагировать на внедрение вируса. Особенно если это организм ребенка со сниженным иммунитетом.
·
· КТО ТАКИЕ ЧБД
· На сегодняшний день проблема часто болеющих детей (ЧБД) актуальна для многих семей. Особенно в холодный период года она осложняет жизнь (длительные больничные листы, пропуски занятий в школе и детском саду). Термин «часто болеющие дети» появился в отечественной медицинской литературе в первой половине 80-х годов XX века. Следует отметить, что зарубежные школы педиатрии не используют его, нет этого термина и в Международной классификации болезней — по той простой причине, что это не диагноз в медицинском понимании слова.
· Часто болеющие дети — это обозначение группы детей, склонных к более частым, чем у их сверстников, заболеваниям респираторного тракта. Было установлено, что среди так называемых часто болеющих детей значительно чаще выявляются хронические заболевания рото- и носоглотки, бронхов, чаще развиваются пневмонии, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма, аллергический ринит, ревматизм, гломерулонефрит (воспалительное заболевание почек). Было отмечено, что часто болеющие дети в подростковом возрасте склонны к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сосудистым дистониям, у них более легко развиваются невротические реакции, они легче утомляются, хуже учатся, хуже развиты физически. Именно эти характеристики и побудили отечественных педиатров выделить склонных к повышенной заболеваемости респираторной вирусной инфекцией детей в особую группу наблюдения и обозначить ее как группу часто болеющих детей (ЧБД).
· Следовательно, «часто болеющие дети» (ЧБД) — это не диагноз, а группа диспансерного наблюдения, включающая детей с частыми респираторными инфекциями, возникающими из-за транзиторных корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них. Повышенная восприимчивость к респираторным инфекциям у ЧБД не связана со стойкими врожденными и наследственными патологическими состояниями.
· В 1986 г. академик РАМН А.А. Баранов и профессор В.Ю. Альбицкий предложили относить к группе ЧБД детей до 1 года, если они болели острыми респираторными заболеваниями (ОРЗ) — 4 и более раз в год, детей от 1 до 3 лет, если они болели ОРЗ 6 и более раз в год, детей от 3 до 5 лет при заболевании ОРЗ 5 и более раз в год и детей старше 5 лет при 4 и более ОРЗ в год.
· Некоторые врачи включают в эту же группу детей, у которых заболевание протекает длительно — свыше 14 дней.
· В зарубежной литературе используется термин «пациенты с рекуррентными (т.е. повторными) ОРЗ». При этом, например, в Великобритании к группе детей с рекуррентными респираторными инфекциями относят пациентов, у которых ОРЗ повторяются в течение года более 8 раз.
· В США принято считать, что обычно здоровые дети в возрасте от 1 до 3 лет переносят до 8 ОРЗ в год.
· Критерии включения детей в группу ЧБД
· (В.Ю. Альбицкий, А.А. Баранов, 1986)
Возраст детей | Частота ОРЗ (эпизодов/год) |
1-го года жизни | 4 и более |
До 3 лет | 6 и более |
4-5 лет | 5 и более |
Старше 5 лет | 4 и более |
· Как видим, подходы к оценке частоты обычной заболеваемости в детском возрасте в разных странах довольно сходные. Надо отметить, что в детском возрасте среди всех заболеваний респираторного тракта отмечается абсолютное преобладание ОРЗ. На их долю приходится более 90% всех болезней респираторной системы у детей. Обращает на себя внимание и тот факт, что во всех странах наиболее высокая заболеваемость респираторной инфекцией в детском возрасте приходится на 2-й и 3-й годы жизни и составляет от 4 до 6 заболеваний в год. Это, безусловно, критический для ОРЗ возраст, когда ребенок в силу особенностей его организма, особенностей противоинфекционной защиты и одновременного расширения контактов становится особо уязвимым по отношению к вирусной и бактериальной микрофлоре, вызывающей респираторные заболевания.
· У ребенка, находящегося в организованном коллективе, ОРЗ могут возникать в среднем 8 раз на первом году посещения, 5-6 раз на втором, 3-4 раза на третьем году.
· Среди школьников заболеваемость снижается до 2—5 случаев в год, а среди подростков — не превышает 2—4 заболеваний на протяжении года.
· Это всеобщая закономерность, обусловленная особенностями локальных и общих механизмов защиты в раннем и дошкольном возрасте, и она прослеживается у детей во всех странах мира независимо от экономического уровня их развития.
· В группу ЧБД принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям в основном из-за транзиторных отклонений и возрастных особенностей иммунной системы детского организма. По данным разных авторов, ЧБД составляют от 20% до 65% детской популяции. Уровень заболеваемости у ЧБД в несколько раз выше, чем у эпизодически болеющих детей (например, ОРВИ более 6 раз в год). Повторные инфекции дыхательных путей — одна из наиболее частых причин для визитов к педиатрам, а также госпитализаций в стационары.
· Таким образом, выделение диспансерной группы ЧБД является своевременным и актуальным, однако в каждом конкретном случае необходимо проводить комплексное обследование ребенка для уточнения причин у него высокого уровня респираторной заболеваемости. Диспансерное наблюдение за детьми, у которых повторные эпизоды респираторных инфекций обусловлены стойкими изменениями иммунитета, врожденными или наследственными заболеваниями, должно проводиться в строгом соответствии с основным заболеванием. Лечение респираторной инфекции у ЧБД строится согласно основным принципам терапии ОРЗ. Существует ошибочное мнение, что ОРЗ можно не лечить — заболевание «пройдет» самостоятельно. Однако респираторные инфекции без адекватного лечения часто принимают затяжное или осложненное течение, легкий насморк может закончиться тяжелой пневмонией или синуситом. Безусловно, лечение ОРЗ должно быть комплексным и строиться индивидуально в каждом конкретном случае.
· У часто болеющих детей острые респираторные заболевания возникают, как правило, ежемесячно. Многие родители обеспокоены таким состоянием здоровья ребенка и сразу списывают частую заболеваемость ОРЗ на слабость иммунитета.
· Признаки ослабленного иммунитета у детей младшего возраста:
· 1) вирусное заболевание не менее пяти раз в году, в частности, весной и осенью;
· 2) восстановление после болезни проходит слишком долго;
· 3) бывают грибковые инфекции, лечение которых малоэффективно и занимает много времени;
· 4) аллергия на разнообразные продукты и лекарства, что свидетельствует о чрезмерно большом уровне чувствительности иммунной системы;