III.Учебно-материальное обеспечение

Литература:

Основная литература:

1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.

2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.

Дополнительная литература:

1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2004. - 448 с.

2. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук [и др.]. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.- (Учебное пособие).

3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст] : учебник / ред.: Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 408 с.

4. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И.С.Малиновская, С.В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.

5. Патология [Текст]: руководство / ред.: М. А. Пальцев, В. С. Пауков, Э. Г. Улумбеков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002.- 960 с.

6. Логвинов, С. В. Циркадианная система и адаптация. Морфофункциональные и радиобиологические аспекты [Текст]: монография / С. В. Логвинов, А. В. Герасимов; Сибирский медицинский университет (Томск).-Томск: Печатная мануфактура, 2007.- 200 с.

Материальное обеспечение:

1. Наглядные пособия

а) Таблицы:

1. Сетчатка глаза на свету и в темноте (270)

2. Сетчатка (271)

3. Схема строения сетчатки (272)

4. Желтое пятно (273)

5. Задняя стенка глаза (слепое пятно) (274)

6. Реснитчатое тело при аккомодации (275)

7. Радужина (276)

8. Роговица (277)

9. Угол глаза (278)

10. Веко (279)

11. Схема строения спирального /кортиевого/ органа (280)

12. Поперечный срез улитки (281)

13. Слуховое пятно маточки (282)

14. Схема строения слухового гребешка (283)

15. Срез ампулы полукружного канала и маточки (284)

16. Строение костного и перепончатого лабиринта (285)

17.Костный лабиринт (286)

18. Перепончатый лабиринт (287)

19. Строение улитки (288)

20. Развитие глаза (303)

21. Конъюктива, слезная железа и веки (304)

22. Сосудистая оболочка (305)

23. Классификация органов чувств (306)

24. Разрез глазного яблока в горизонтальной плоскости (307)

25. Трехнейронная цепь сетчатки (308)

26. Строение века (309)

в) электронные микрофотографии:

1. Расслоение и пузырьковидная дегенерация наружных сегментов нейросенсорных клеток на 1-е сут после светового воздействия. Ув. 22000.

2. Пикноз ядер нейросенсорных клеток на 7-е сутки после освещения. Ув. 4000.

3. Захват гипертрофированными микроворсинками пигментного эпителия отработанных мембранных дисков после освещения. Ув. 11000

4. Уплощенные, сильно вакуолизированные пигментоэпителиоциты после освещения. Полутонкий срез. Окраска толуидиновым синим. Ув. 1200.

5. Агглютинация синаптических везикул вблизи пресинаптической мембраны во внутреннем сетчатом слое после освещения. Ув. 21000.

6. Внутренний плексиформный слой сетчатки через сутки после высокоинтенсивного светового воздействия в очаге поражения. Дегенерация синапсов по «светлому»и «темному» типу. Ув. 20000

7. Осмиофилия и вакуолизация цитоплазмы радиального глиоцита на 30-е сут после освещения. Ув. 8000.

8. Гипертрофированные микроворсинки радиальной глии на 7-е сут после освещения. Ув. 6000.

9. "Светлый" и "темный" типы изменения ассоциативных нейронов после светового воздействия. Полутонкий срез. Окраска толуидиновым синим. Ув. 1200.

10. Тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона через 7 сут после освещения. Ув. 4500.

11. Очаговый хроматолиз на 1-е сут после освещения (6000 лк). Ув. 8000

12. Пикноморфные ганглионарные нейроны на 7-е сут после освещения (6000 лк) на фоне аллоксанового диабета Ув. 1200

г) препараты:

1. Сетчатка, хороидеа и склера. Срез задней стенки глазного яблока. Окраска гематоксилином и эозином.

2. Спиральный орган. Срез внутреннего уха. Окраска гематоксилином и эозином.

2. Технические средства обучения:

· учебные микроскопы

· компьютеры

IV. Методические указания студентам по подготовке к занятию

Организационно-методические указания по подготовительной части самостоятельной работы.

Студенты, придя на практическое занятие, должны предварительно подготовиться по рекомендованной учебной литературе (см. Раздел III.Учебно-материальное обеспечение, литература), а также используя материалы лекции, прочитанной по расписанию.

Методические указания студентам по реализации целевых установок подготовки к занятию.

В первую очередь на первом занятии студентам следует ознакомиться с классификацией органов чувств, строение и функции нейросенсорных и сенсоэпителиальных клеток. Затем изучить этапы и последовательность развития структур глаз; строение оболочек глазного яблока, их отделы и производные, функциональные аппараты, циркуляция внутриглазной жидкости, возрастные изменения. Диоптрический и аккомодационный аппараты: строение роговицы, хрусталика, стекловидного тела, радужки, цилиарного тела. Строение склеры и сосудистой оболочки глаза. Строение века.

На втором занятии изучить рецепторный аппарат глаза: слои, нейроны, трёхнейронная цепь, особенности строения центральной ямки и диска зрительного нерва, нейроглия и пигментные клетки сетчатки, гематоретинальный барьер. Цитофизиология палочковых и колбочковых нейронов, теории зрения.

На третьем занятии - ухо: общий план строения и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Улитковый проток, спиральный орган, морфофункциональная характеристика опорных и волосковых клеток, иннервация, теории слуха.

На четвертом занятии - вестибулярный лабиринт, пятно мешочка и маточки, ампулярный гребешок. Строение, цитофизиология волосковых клеток.

На пятом занятии изучить материал, касающийся регенераторных способностей клеточно-тканевых элементов сетчатки при воздействии экстремальных факторов в эксперименте, а также культивирования и пересадки эмбриональных стволовых нервных клеток при нейросенсорной глухоте.

Задачи на предстоящее занятие: студент должен быть подготовлен к занятию по теоретическому блоку (используя основную и дополнительную учебную литературу, а также конспективные материалы лекции по данной теме) для собеседования с преподавателем, написания программированного контроля и дальнейшего усвоения практического блока (микроскопирование и зарисовка гистологических микропрепаратов). С собой на занятии необходимо иметь рабочую тетрадь, лекционный конспект, альбом, карандаши.

Вопросы и задачи для самоконтроля знаний.

1. Назовите источники развития и эмбриональные зачатки глаза.

2. Перечислите оболочки глазного яблока и их части.

3. Назовите части фиброзной оболочки и образующие ее ткани.

4. Назовите части сосудистой оболочки и образующие ее ткани.

5. Перечислите слои собственно сосудистой оболочки.

6. Перечислите структуры ресничного тела.

7. Перечислите слои радужной оболочки.

8. Назовите анатомические и функциональные части сетчатки.

9. Перечислите слои сетчатки и компоненты трехнейронной цепи сетчатки.

10. Назовите рецепторные клетки сетчатки и укажите особенности их строения.

11. Охарактеризуйте отличительные особенности строения, и синаптических связей палочек и колбочек.

12. Назовите ассоциативные нейроны сетчатки и охарактеризуйте их синаптические связи.

13. Опишите особенности строения желтого пятна и слепого пятна.

14. Опишите механизм фоторецепции.

15. Назовите отделы зрительного анализатора.

16. Назовите источники развития структур органа слуха и равновесия.

17. Перечислите анатомические части органа слуха и равновесия.

18. Опишите микроскопическое строение барабанной перепонки, барабанной полости и слуховой трубы.

19. Опишите микроскопическое строение перепончатого канала улитки (улиткового протока).

20. Охарактеризуйте общий план строения кортиева органа.

21. Перечислите опорные клетки кортиева органа.

22. Назовите чувствительные клетки кортиева органа, особенности их локализации и синаптических связей.

23. Опишите особенности строения апикальной части волосковых клеток кортиева органа.

24. Опишите микроскопическое строение полукружных каналов, эллиптического и сферического мешочков преддверия.

25. Перечислите клеточные элементы пятен и ампулярных гребешков и особенности их строения.

26. Охарактеризуйте особенности клеточного состава спирального и вестибулярного ганглиев.

27. Опишите процесс образования и пути оттока пери- и эндолимфы.

28. Опишите механизмы слухового и вестибулярного восприятия.

29. Назовите отделы слухового и вестибулярного анализаторов.

V. Учебные материалы

I. Описание микропрепаратов:

1. Задняя стенка глаза. Окр. Г+Э.

Под малым увеличением сориентируйте препарат так, чтобы склера (широкий слой оксифильной соединительной ткани) была в верхней части поля зрения. Последовательно рассмотрите строение склеры, сосудистой оболочки, сетчатки. Детальнее изучите и зарисуйте препарат под большим увеличением. Найдите и обозначьте на рисунке слои сетчатки: пигментный эпителий, фотосенсорный, наружный зернистый, наружный сетчатый, внутренний зернистый, внутренний сетчатый, ганглионарный, слой нервных волоокон, области наружной и внутренней глиальных пограничных мембран.

2. Срез пирамиды височной кости с кортиевым органом.Окр. Г+Э.

Под малым увеличением найдите срез улитки и сориентируйте препарат так, чтобы канал улитки был обращен вниз базилярной мембраной. Изучите костные структуры улитки, найдите стенки перепончатого канала улитки, вестибулярную и барабанную лестницы, спиральный ганглий. Зарисуйтесрез одного завитка улитки под малым увеличением, обозначив его структуры. Затем под большим увеличением изучите структуры кортиева органа и зарисуйте его.

Обозначьте на рисунках:

1 – вестибулярную мембрану, 2 – базилярную мембрану, 3 – сосудистую полоску, 4 - вестибулярную лестницу, 5 – барабанную лестницу, 6 – спиральный ганглий, 7 – спиральную пластинку, 8 – покровную мембрану, 9 – кортиев тоннель, 10 – наружные опорные клетки (без разделения на типы), 11 – наружные волосковые клетки, 12 – внутренние опорные клетки, 13 – внутренние волосковые клетки.

II. Электронные микрофотографии:

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Расслоение и пузырьковидная дегенерация наружных сегментов нейросенсорных клеток на 1-е сут после светового воздействия. Ув. 22000.

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Пикноз ядер нейросенсорных клеток (стрелки) на 7-е сутки после освещения. Ув. 4000.

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Захват гипертрофированными микроворсинками пигментного эпителия отработанных мембранных дисков после освещения. Ув. 11000

ПЭ
III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Уплощенные, сильно вакуолизированные пигментоэпителиоциты после освещения. Полутонкий срез. ПЭ - пигментный эпителий; НС - наружные сегменты. Ув. 1200.

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Агглютинация синаптических везикул (стрелка) вблизи пресинаптической мембраны во внутреннем сетчатом слое после освещения. Ув. 21000.

С
Т
III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Внутренний плексиформный слой сетчатки через сутки после высокоинтенсивного светового воздействия в очаге поражения. Дегенерация синапсов по «светлому» (С) и «темному» типу (Т). Ув. 20000

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Осмиофилия и вакуолизация цитоплазмы радиального глиоцита на 30-е сут после освещения. Ув. 8000.

РГ
III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Гипертрофированные микроворсинки радиальной глии на 7-е сут после освещения. РГ - радиальная глия. Ув. 6000.

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

"Светлый"(стрелка) и "темный" (две стрелки) тип изменения ассоциативных нейронов светового воздействия. Полутонкий срез. Окраска толуидиновым синим. Ув. 1200.

Ц
Я
III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Тотальный хроматолиз ганглионарного нейрона через 7 сут после освещения. Я - ядро; Ц - цитоплазма. Ув. 4500.

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Очаговый хроматолиз на 1-е сут после освещения (6000 лк). Ув. 8000

III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru III.Учебно-материальное обеспечение - student2.ru

Пикноморфные ганглионарные нейроны (стрелки) на 7-е сут после освещения (6000 лк) на фоне аллоксанового диабета Ув. 1200

III. Обучающие ситуационные задачи:

1. На схеме хода лучей в глазном яблоке хрусталик имеет выпуклую форму. Какие структуры глазного яблока обеспечивают это явление?

Ответ: аккомодационный аппарат: ресничное тело, реснитчатые мышцы, ресничный поясок.

2. Представлены два гистологических препарата задней стенки глаза животных. На первом препарате гранулы меланина содержатся в цитоплазме околоядерной зоны клеток пигментного слоя, во втором в их отростках. В каких условиях освещения находились эти животные?

Ответ: 1 – в темноте, 2 – на свету.

2. У больного нарушено восприятие раздражений, связанных с положением тела по отношению к гравитационному полю. Функция, каких рецепторных клеток утрачена?

Ответ: сенсорные волосковые клетки макулы.

Наши рекомендации