Обучение когнитивным навыкам по Уолдону

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Попросите ребенка сложить предметы в коробку.Он должен тя­нуться к предметам и использовать попеременно то одну, то дру­гую руку, соблюдая при этом определенный ритм. Используйте много удобных в обращении предметов примерно одинакового размера и веса. Вы можете разместить предметы как на столе перед ребенком, так и в разных концах комнаты, чтобы ему приходилось вставать, ходить за ними и возвращаться на свое место. Используйте емкости с узкими отверстиями, чтобы ребенку приходилось применять некоторую физическую силу, проталкивая предмет в отверстие.

РАЗДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ

Положите перед ребенком несколько предметов, принадлежащих к двум различным категориям (например, кубики разных цветов, крышки от бутылок разной формы, столовые и чайные ложки). Смешайте их в кучу, затем предложите ребенку разложить их по разным емкостям. Постепенно усложняйте задачу, делая различия между предметами все менее очевидными. Например, начните с группы пуговиц и группы крышек от бутылок. Затем поощряйте ребенка различать схожие предметы по абстрактным признакам, например раковины разного размера или различной формы.

ОБЪЕДИНЕНИЕ В ПАРЫ

Попросите ребенка объединить в пары предметы, лежащие перед ним. Пусть он берет по одному парному предмету в каждую руку, ударяет ими друг о друга, а затем бросает в емкость. Выби­райте пары по типу, цвету, размеру и т.д.

подбор ПО сходству

Разложите на столе различные предметы и попросите ребенка подобрать схожие по цвету, размеру, текстуре и т. д. Пусть ребе­нок разложит их на группки.

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ

Эта методика предназначена для развития способности выпол­нять последовательность из нескольких различных действий. Начните с двух элементов; например, попросите ребенка класть в емкость по очереди кубики и баночки из-под йогурта. Последова­тельность из трех действий: предложите ребенку отрывать от ба­ночек из-под йогурта крышки и складывать баночки в одну емкость, а крышечки в другую. Последовательность из четырех действий: положите перед ребенком карточки с изображениями четырех разных животных и карточки, раскрашенные в четыре разных цвета. Дайте ребенку конверт, окрашенный в один из этих цветов, с изображением одного из этих животных. Ребенок должен открыть конверт (1), выбрать карточку с животным (2), вы­брать цветную карточку (3) и положить все в емкость (4). Затем можно перейти к последовательностям из пяти и более действий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОРУДИЙ

Для начала научите ребенка пользоваться простыми инструментами, например, играть на ксилофоне, насыпать горстями в емкость рис или крупу, наливать воду, с помощью щетки и совка сме­тать с пола пуговицы, камешки или раковины. Затем переходите к более сложным орудиям: ножницам, кисточке и авторучке. На­пример, научите ребенка вырезать из бумаги простые фигуры, раскрашивать простые рисунки, копировать их или соединять точки линиями.

СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ КУБИКОВ

Начните с башен, затем переходите к более сложным формам-мостам, пирамидам и т.д. Постепенно переходите к воспроизведе­нию еще более сложных конструкций. Используйте кубики раз­личных размеров и форм, детские конструкторы и т.п.

УЗНАВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЕЙ

Начните с простой последовательности цветов: например крас­ный, желтый, красный, желтый. Попросите ребенка скопировать и продолжить эту последовательность. Постепенно усложняйте задачу: вводите другие цвета, затем другие понятия (форма, раз­мер). Например: маленький, большой, маленький, большой, или: средний, маленький, большой, средний, маленький, большой и т.п. выстраивайте последовательности в разных направлениях. Може­те использовать бусины, пуговицы, кубики и т.п.

Использование орудий
Обучение когнитивным навыкам по Уолдону - student2.ru

Методика "Хайскоуп» («Мягкий старт»)

«Хайскоуп» — это методика работы с детьми, основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно. Это поощряет детей самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Программа «Хайскоуп» разработана в США около 30 лет назад и к настоящему времени уже не менее 10 лет используется в детских садах и школах Великобритании.

Цель методики «Хайскоуп» — с раннего возраста развивать в детях такие необходимые для полноценной жизни навыки, как независимость, способность делать выбор, интерес к обучению и чувство ответственности. Положительное отношение к обучению, выработанное благодаря «Хайскоуп», сохраняется у ребенка в течение всей жизни1.

Адаптация «Хайскоуп» для занятий в домашних условиях называется «Мягкий старт». Эта программа не предназначена специально для детей с особыми нуждами, однако общий подход и мно­гие идеи могут оказаться полезными в нашем случае. Существуют курсы и руководства по программе «Мягкий старт»: ниже я приво­жу лишь общие сведения.

Активное обучение

Дети познают мир и совершенствуют свои навыки не только бла­годаря наблюдению и выполнению инструкций, но и прежде все­го через активные игры. «Хайскоуп» предлагает поощрять детей к исследованию, экспериментированию и игре следующими спо­собами:

— Предлагать детям множество разнообразных материалов для игры и экспериментирования.

— Позволять им играть с самыми различными предметами и изучать их свойства.

— Предоставлять им свободный выбор занятий.

— Разговаривать с ними и позволять им разговаривать во вре­мя игры.

— Предлагать помощь и поддержку в решении проблем,но недавать указаний и не решать проблемы за детей.

«Хайскоуп» предлагает поощрять в детях стремление к неза­висимости, предоставляя им возможность самостоятельного выбо­ра и организуя мир вокруг них таким образом, чтобы они не были абсолютно зависимы от родителей и учителей.

Если вы хотите практиковать программу «Мягкий старт», обес­печьте ребенка разнообразными материалами для игры и исследо­вания. Храните их так, чтобы они были легко доступны для ребен­ка. Снабдите каждую емкость соответствующей картинкой, чтобы ребенок мог легко найти нужную вещь, и приучите его после игры убирать вещи на свои места. Объясните также,что вещи делятся, на свои и чужие, и чужие вещи трогать нельзя.

Например, поставьте на кухне маленький, в рост ребенка, шкаф­чик, где будет храниться «его» посуда — набор разнообразных ло­жек, кружек, тарелок и т.п. Когда вы готовите, пусть ребенок играет рядом с вами и подражает вашим действиям. При необходи­мости вы можете в мягкой, недирективной форме предлагать ребенку новые идеи и решения проблем («Может быть, стоит по­пробовать вот так?»); но не указывайте ему, что делать, дайте свободу для познания и эксперимента.

Планирование, проведение и оценка

Вторая основная идея «Хайскоуп» — ребенок должен сам решать, чем и как ему заниматься. Он должен уметь разрабатывать план игры, находить нужные игрушки, по окончании игры убирать их на место и оценивать, как прошла игра. Таким образом ребенок приучается как обдумывать свои действия перед тем, как что-либо предпринять, так и оценивать результат по его достижении.

Вы можете предложить ребенку выбрать занятие с помощью набора картинок и рисунков, изображающих, например, куколь­ный домик, кубики, краски, железную дорогу или пазл. Пусть ребе­нок сам выберет, чем ему сейчас хочется заняться, и распланиру­ет свое занятие.

Понятно, что ребенок дошкольного возраста способен плани­ровать лишь на весьма ограниченном уровне, например, достать игрушки с полки, выбрать комнату для игры и т.д. Затем

ребенок занимается выбранным делом, при необходимости с вашей помо­щью.Если он бросает

 
  Обучение когнитивным навыкам по Уолдону - student2.ru

1 Schwenhart, L.J. and Weikart, D.P. (1997) Lasting Differencies: The High/ Scope, Pre-school. Curriculum Comparison Study through Age 23. Ypsilanti, Michigan: High/Scope Press.

свое дело и начинает заниматься чем-то другим, не следует его останавливать, но вы должны заметить вслух, что он изменил свои планы.

Закончив, ребенок убирает игрушки и другие подсобные материалы на свои места и рассказывает или показывает вам то, что он сделал. Обсуждение успехов ребенка повышает самооценку.

Безусловно, программа «Мягкий старт» достаточно сложна для выполнения: нелегко поставить в каждую комнату «детский» шкафчик и разрешить ребенку постоянное экспериментирование. Однако в любом случае следует подумать о том, соответствует ли обстановка в вашем доме потребностям ребенка: например, может ли он самостоятельно достать с полки любимую книгу или вынужден каждый раз просить об этом вас. Программа «Мягкий старт» во многом полезна для ребенка: он учится делать выбор и прини­мать решение, становится более ответственным и самостоятель­ным. Однако «Мягкий старт» не должен превращаться в равноду­шие к ребенку. Предоставляя ребенку самостоятельность, одно­временно проявляйте внимание к нему и его деятельности, на­пример, если он хочет рисовать, обсудите вместе, где он хочет расположиться, что собирается нарисовать, на какой бумаге и каки­ми красками. А после рисования обязательно попросите показать вам рисунок и спросите ребенка, как он сам считает, хорошо ли у него получилось.

4.развитие речи

ТЕОРИЯ

Что такое развитие речи?

Дети учатся слушать и понимать то, что им говорят, воспроизво­дить звуки, а затем — произносить слова и использовать их в раз­ных речевых комбинациях. Однако понятие речи включает в себя не только устную речь: эффективное общение затруднено, если человек не понимает языка жестов и мимики, не может использо­вать информацию, получаемую при зрительном контакте.

Хронологическое развитие

Новорожденный

Новорожденный не может существовать самостоятельно и нужда­ется в средствах коммуникации, чтобы сообщать о своих потреб­ностях. Младенец кричит, чтобы сообщить, что хочет есть, испытывает неудобство или нуждается в общении. Новорожденный не ищет зрительного контакта, но и не избегает его. На самом деле ребенка больше всего интересуют лица окружающих его людей. Многие дети уже в очень раннем возрасте начинают копировать мимику взрослых, например высовывать язык.

Зрительный контакт
Обучение когнитивным навыкам по Уолдону - student2.ru

Зрительный контакт

Ребенок учится поддерживать зрительный контакт с теми, кто о нем заботится; общаясь таким образом, он больше узнает о самом себе и познает окружающий мир. Установление зрительного кон­такта очень важно для полноценного развития речевых навыков. Чтобы понять суть общения, научиться ждать своей очереди в раз­говоре и понимать эмоции собеседника, ребенок должен смотреть собеседнику в лицо.

Улыбка и вокализация

Младенец учится улыбаться. Это его первый способ общения, не считая плача, и скоро ребенок замечает, что его улыбка вызывает у окружающих теплый отклик.

По мере развития способности управлять мышцами губ, языка и гортани ребенок начинает издавать звуки, отличные от обычного плача. Он гулит, воркует, «агукает», пускает пузыри. Эти звуки, предшествующие развитию речи, называются вокализацией.

Соблюдение очередности

Примерно в это же время ребенок начинает соблюдать очеред­ность в «диалоге» со взрослым. Обычно это происходит почти не­заметно. Во время кормления или игры с младенцем мать интуитивно начинает «разговаривать» с младенцем: копирует издавае­мые им звуки, воспроизводит его гримасы. Ребенок отвечает гулением, воркованием и собственными попытками скопировать выражение ее лица. При этом он учится, «сказав» что-то, ждать отве­та, затем снова «говорить» и снова ждать. Так закладывается осно­ва способности к диалогу: понятие о соблюдении очередности и умение узнавать по лицу собеседника, когда можно говорить, а когда лучше помолчать. Этот навык очень важен, но родители, не осознавая его как самостоятельный навык, обычно не замечают его развития.

Лепет

Ребенок продолжает осваивать новые звуки по мере того, как учится пользоваться речевым аппаратом (ртом, гортанью). Прогресс в освоении звуков бывает связан с переходом на твердую пищу и умением ее пережевывать.

В определенный момент ребенок начинает особым образом «разговаривать сам с собой, мелодично копируя звучание и интонацию речи взрослых. Такое интонирование называют детским лепетом. В нем можно расслышать различные сочетания звуков, иногда они напоминают слова, но в целом пока что непонятны для окружающих и не имеют осмысленного значения.

Звуки, которые издает ребенок, отчасти зависят от его позы. Лежа па спине, ребенок может издавать только гласные звуки, ар­тикулируемые задней стенкой гортани («А-а-а-а!»); но, когда ребе­нок сидит, он уже способен произносить сочетания гласных и со­гласных звуков («баба», «дада», «мама»), называемые лепетом. Ле­печущий ребенок обычно по много раз повторяет один и тот же слог: «Да-да-да-да!»

Подражание

Умение подражать другим жизненно необходимо для всякого обу­чения, в особенности для развития речевых навыков. Дело в том, что, подражая взрослым, ребенок учится произносить слова, затем словосочетания и, наконец, составлять целые предложения. В то же время он учится копировать жесты взрослых (например, ма­шет рукой или хлопает в ладоши) и различные звуки, особенно издаваемые животными («му-у», «бе-е» и т.п.).

Понимание речи

Ребенок не сразу понимает, что изображение машины символизи­рует реальную машину. Чтобы сообразить, что вот это пятно на бумаге и вон тот рычащий четырехколесный зверь на дороге в каком-то смысле одно и то же, требуется развитие логического мышления. От понимания картинок дети переходят к осознанию того, что «звуки», т. е. слова, тоже отражают и представляют ре­альные предметы. Для человека, который не понимает нашего языка, слово «собака» — просто набор звуков; но для нас в этом слове заключен образ лохматого четвероногого животного, виляющего хвостом.

Когда ребенок слышит, как в определенных ситуациях снова и снова повторяются одни и те же слова, он ассоциирует их с определенными предметами и понимает, что слова имеют значение. Всякий раз, когда в поле зрения появляется собака, его папа произносит: «Собака», и в сознании ребенка слово связывается с этим животным.

Итак, первые слова, которые начинают понимать дети, — слова с конкретным значением, которые ребенок слышит изо дня в день, названия хорошо знакомых предметов и имена членов семьи. Первым ребенок начинает узнавать собственное имя и слова, которые слышит чаще всего: «мама», «папа», «нет», имена братьев и сестер и т. п. Давно замечено, что эта закономерность действует у всех народов и во всех культурах.

Свое понимание речи ребенок демонстрирует, отвечая на про­стые вопросы, например, на вопрос: «Где кошка?» показывает на кошку пальцем, рукой или глазами. Кроме того, он начинает испол­нять простые указания, например: «Иди сюда» или «Дай чашку».

К тому моменту, когда ребенок готов заговорить, он понимает значение довольно большого числа слов.

Довербальная коммуникация

Не умея говорить, ребенок вынужден сообщать о своих нуждах другими способами. Вначале он указывает на предмет, который хочет получить, глазами, затем рукой, позднее учится показывать указательным пальцем.

Кроме того, ребенок использует для коммуникации естественные жесты, например машет на прощание или тянет вверх ручки,когда хочет, чтобы его взяли из кроватки.

Первые слова

Часто первым словом ребенка становится какое-либо звукоподра­жательное междометие, например «му-у», «гав», «чу-чу».

Перные слова ребенка зачастую непонятны никому, кроме родителей, которые по контексту догадываются, что «пепе» значит «печенье», а «ато» — автобус (для этой стадии развития речи характерно, что ребенок воспроизводит только начало слова).

Первыми словами обычно становятся названия хорошо знако­мых предметов, домашних животных, а также слова, обозначаю­щие членов семьи. Во вторую очередь ребенок выучивает названия еды и одежды. Часто ребенок первым начинает называть того члена семьи, которого видит реже, например, если с ребенком сидит мама, а папа весь день на работе, очень возможно, что первое слово ребенка будет «папа», а не «мама». Это связано с тем, что, разговаривая с ребенком, мать редко говорит в третьем лице о себе и гораздо чаще о папе: «Папа на работе», «Папа пришел» и т.п.

Ребенок еще не умеет строить фразы и использует одно слово как замену целого предложения. Например, «папа» может озна­чать: «Папа ушел», «Папа здесь» и «Хочу к папе». Понять смысл таких слов-предложений можно только из контекста.

Часто ребенок употребляет свои первые слова в сильно расши­ренном значении: все мужчины оказываются у него «папами», все средства передвижения — «машинами», а все животные — «кошками».

Фразы из двух слов

Со временем ребенок не только расширяет свой словарный за­пас, но и начинает использовать одни слова в сочетании с други­ми, составляя более сложные высказывания: «Еще сока», «Папа шел» (ушел). Двухсловные фразы тоже не всегда понятны без кон­текста.

Интересы ребенка ограничиваются настоящим (понятие о прошлом и будущем формируется позже). Его занимают вещи, люди, особенно — близкие, события повседневной жизни, еда, одежда, животные и средства передвижения. Этим предметам обычно и посвящены высказывания ребенка.

Чаще всего в высказываниях ребенка сочетается существи­тельное и глагол: «Дядя идет», «Собачка кушает», «Мальчик бе­жит». Также встречаются сочетания существительного и прилагательного: «Большая машина», «Красный автобус».

Фразы из трех слов

К комбинации существительного и глагола добавляется еще одно существительное — получается фраза из трех слов: «Девочка пьет молоко», «Дядя ведет машину».

Дальнейшее развитие

После того, как ребенок освоил сочетания из трех слов, он приступает к совершенствованию грамматической структуры речи. Происходит это в следующей последовательности:

— Ребенок задает вопросы к подлежащему («кто?» «что?») и употребляет местоимения группы «я», «ты».

— В речи появляется больше местоимений («его», «ее»), а также множественное число («лошадки», «машинки») и предло­ги («в», «на», «под»). Ребенок может поддерживать простой диалог, употреблять прошедшее и настоящее время. Задает вопрос «где?»

— Ребенок задает вопросы «почему?», «когда?» и «как?»

К началу школьного возраста речь ребенка обычно приобретает фонетическую и грамматическую правильность.

Параллельное развитие

Использование языка

Дети начинают использовать язык, чтобы прокомментировать окружающее («Смотри, машина!») или сообщить о своих потреб­ностях и желаниях («Печенье!»). Со временем они начинают говорить распространенными предложениями (используя все больше слов), а затем переходят к такой гибкой и сложной речевой фор­ме, как вопрос («Где папа?»). Теперь дети могут получить инфор­мацию («Почему идет дождь?»), привлечь к себе внимание («Как это делается?») и договориться с окружающими («Я возьму этот шнурок, а ты возьми тот»).

Произношение

Со временем ребенок учится правильно произносить самые «труд­ные» звуки и различать их на слух. Однако к началу школьного воз­раста ребенок еще может не выговаривать и путать на слух неко­торые звуки, например «р» и «л».



Концентрация внимания

Вместе с развитием языка развивается и способность к концентрации внимания. В раннем детстве ребенок легко отвлекается: он может увлеченно играть в железную дорогу, но достаточнопоставить рядом симпатичную машинку, чтобы он бросил предыдущую игру и перешел к следующей.

Позднее ребенок вырабатывает способность сосредотачивать­ся на одном занятии и отсекать все отвлекающие факторы. В этот период он не терпит никакого вмешательства, поскольку еще не умеет делать два дела сразу.

Постепенно ребенок учится воспринимать простую информацию, советы и т. п., не отвлекаясь от своего дела. Он способен выполнять свою задачу, одновременно следуя простым и непосредственно относящимся к делу указаниям. Эта способность развива­ется, и постепенно ребенок становится способен воспринимать все более сложные указания (см. сноску на с. 31).

ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ

Общие рекомендации

Для начала — общие рекомендации, которые помогут ребенку луч­ше вас понимать:

— Обращаясь к ребенку, говорите просто и ясно. Не используй­те сложных конструкций, употребляйте только ключевые слова. Говорите так, чтобы ребенку было легко вас понять. Вместо: «Я бы хотела, чтобы ты перестал стучать ножом по столу» скажите просто: «Не стучи». Вместо: «Почему бы тебе не положить кубик в это ведерко?» скажите просто: «Положи кубик сюда».

— Ваша речь должна укладываться в рамки понимания ребенка и в то же время чуть-чуть выходить за них. Например, если ребенок разговаривает односложно, используйте фразы из двух слов и побуждайте его вам подражать. Адаптируйте свою речь по мере развития возможностей ребенка.

— Снова и снова, при каждой возможности повторяйте одни и те же простые слова и фразы.

— Высокие звуки дети воспринимают лучше, чем низкие, по­этому при разговоре с маленькими детьми взрослые часто непроизвольно меняют тембр и говорят тоненьким голосом. Продолжайте пользоваться этим приемом, даже если ваш ребенок уже вышел из младенческого возраста.

— Разговаривайте с ребенком певучим, мелодичным голосом. Используйте различные интонации, чтобы удержать его внимание. Ровный, монотонный голос слушать очень скучно.

— Следите за тем, чтобы выражение вашего лица и интонаци, выражали то же, что и слова. Общение включает в себя и только понимание устной речи: из интонации и языка тела собеседник получает информацию, важную для понимания сообщения в целом. Маленький ребенок не может понять смешанное сообщение, поэтому, если вы говорите «нет» с широкой улыбкой на лице, он просто теряется и не знает, что думать. (Позднее ребенок научится понимать и неоднозначные сообщения.)

— Во время разговора с ребенком используйте естественные жесты, это облегчит ему понимание.

— Немедленно отвечайте на любое обращенное к вам «высказывание» ребенка, будь то слово, жест или улыбка. Дайте ребенку понять, что коммуникация всегда действенна.

— Не спешите поправлять ребенка, когда он неверно произносит слова. Постоянные замечания могут внушить ему робость и страх перед речью. Просто говорите: «Да» и повторяйте то, что пытается сказать ребенок. Например, если он гово­рит: «Пепе», отвечайте: «Да, печенье».

— Пойте для ребенка. И дети, и взрослые обладают врожденной музыкальностью, и это стоит использовать. Некоторые дети плохо воспринимают обычную речь, но гораздо лучше реагируют на инструкцию или информацию, если ее пропеть.

— Логопеды считают, что употребление слов «спасибо» и «пожалуйста» не относится к речевым навыкам первой необхо­димости. Им следует учить ребенка лишь тогда, когда он уже говорит уверенно, и его словарь достаточно велик. Иначе может возникнуть совершенно бессмысленная ситуация, ко­гда ребенку что-то нужно, но он не способен сказать ничего, кроме «Пожалуйста». Прежде всего необходимо научить его таким словам, как «кушать», «пить», «пи-пи» и т. п.

— Если у вашего ребенка нарушение слуха и иных проблем нет, необходимо определить, какой подход к его коммуникатив­ному развитию является оптимальным. По этому поводу посоветуйтесь с логопедом или специалистом по нарушениям слуха у детей.

Хронологическое развитие

Зрительный контакт

Если ваш ребенок не поддерживает зрительного контакта, над этим надо работать. Даже если в остальном он хорошо развивается, сле­дует учитывать, что зрительный контакт жизненно важен для раз­вития навыков речи.

Старайтесь всегда находиться рядом с ребенком и напротив него, чтобы он смотрел прямо на вас. Помните, что ребенок го­раздо меньше вас. Если нужно, присядьте на корточки или ложи­тесь на пол. Не вынуждайте ребенка задирать голову или огляды­ваться, чтобы посмотреть на вас. И никогда не заставляйте смотреть на вас силой, даже если продвижение идет очень туго.

Перед тем как начать новую игру или занятие, всегда устанавливайте зрительный контакт. Установив контакт, немедленно вознаграждайте ребенка новой игрушкой или интересной игрой.

Сделайте свое лицо «интересным» для ребенка, чтобы на него хотелось смотреть. Скучное, невыразительное лицо не привлека­ет взгляда. Попробуйте привлечь внимание ребенка к своему лицу. Вы можете, например:

— Широко и часто улыбаться.

— Строить рожицы — морщить нос, поднимать брови.

— Издавать забавные звуки.

— Надевать экстравагантные шляпы, необычные очки (оченьбольшие, цветные, фигурные), большие яркие серьги, «кло­унский» нос.

— Надевать маски.

— Раскрашивать лицо.

Вы можете привлечь внимание ребенка, если легонько подуе­те ему в щеку. Или даже если просто будете сидеть очень тихо и неподвижно. Перемена в поведении может привлечь больше вни­мания, чем самая кипучая активность.

Возьмите предмет, который заинтересовал ребенка, и поднесите его к лицу. Ребенок последует взглядом за ним. Чтобы вознаградить ребенка, отдайте ему игрушку, а затем закрепите успех с тем же или другим предметом.

Еще одна игра: попробуйте спрятать игрушку за пазуху, дождаться, пока ребенок установит зрительный контакт, и затем показать игрушку. Используйте любимые игрушки ребенка, ложку (во время еды) или игрушку-пищалку. В последнем случае звук вызывает дополнительный интерес ребенка.

Играйте в прятки, закрывая и открывая лицо себе и ребенку. Используйте следующие вещи:

— шарфы (обычные или из полупрозрачного шифона);

— кухонные полотенца;

— банные полотенца;

— простыни, когда перестилаете постель;

— белье, сохнущее на веревке;

— шторы;

— мебель и двери;

— одежду, когда одеваете и раздеваете ребенка;

— нагрудник или фартук, когда его надевают или снимают с ребенка;

— свои руки — закрывайте ими лицо ребенка или свое собст­венное;

— руки ребенка — закрывайте ими лицо ребенка или свое соб­ственное.

Во время игры, когда ребенок прячется за шарфом, напевайте что-нибудь вроде:

Раз-два-три-четыре-пять,

Я иду тебя искать!

Где ты прячешься? Тук-тук.

Отворяй скорей на стук!

Сажайте ребенка к себе на колени так, чтобы он смотрел пря­мо на вас, и пойте ему. Например:

Ехали мы ехали,

Далеко заехали.

На дороге ямка,

Саша в ямку — бух!

Подбрасывайте ребенка на коленях вверх-вниз, затем «уроните в ямку». Используйте многочисленные вариации на эту тему:

Поехали, поехали

За грибами, за орехами

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высо-о-окую горку

И в ямку—бух!

Еду, еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке

На одной ножке

В старом лапоточке

По рытвинам по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в ямку—бух!

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила!

Я рыжая лисица.

Я бегать мастерица.

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла

И в ямку—бух!

Тюшка-тутушка.

Прыгала лягушка

На крутую горку,

Где живет Егорка

Бух! — покатилась!

С горки свалилась!

Ехали медведи

На велосипеде,

А за ними ко

Задом наперед!

Наши рекомендации