Переход квантового состояния

В этой книге я высказал предположение, что не поддающиеся измерению квантовые состояния материи аналогичны и, возможно, даже тождественны субсостояниям, о которых идет речь в нашей так называемой психологии. В любой момент поле квантовой или пилот-волны, которое я применительно к переживаемому опыту также называю полем интенциональной волны, движет нами, или, скорее «информирует» нас, аналогично тому, как, по представлениям Бома, частицу информирует и движет ее пилот-волна. Это намерение или предназначение — сущность, сила безмолвия, проявляющаяся в виде тенденций движения, которые вы ощущаете в повседневной жизни, если вы развили свое осознание, или во сне, при наличии спокойствия и осознанности.

Когда сила безмолвия выходит из мира сущности в страну грез, она выливается в фрагменты сновидения. Так же, как квантовые состояния (то есть, индивидуальные типы колебания атомов) все фрагменты вносят необходимый вклад в нашу целостность. Наконец, в повседневной реальности, рефлексия над грезоподобными переживаниями дает нам приблизительное ощущение нашего поведения, подобно тому, как квантовые состояния, отражаясь и умножаясь сами на себя, дают приближенные предсказания того, что произойдет.

Аналогии между идеями, паттернами и структурами психологии и субатомной физики создают точку соприкосновения, в которой пересекаются психология, искусство и естественные науки. Я называю этот участок перекрывания, где то, что мы называем материей и психикой , сливаются друг с другом, «переходом квантового состояния».

Мы постепенно все меньше использем прежние термины материя и психика , так же как термины общепринятой реальности — время и пространство ; они слишком туманны для того, чтобы соответствовать все более строгим требованиям исследований. По мере изменения культур, эти более старые термины, со временем, выйдут из употребления; в конце концов, они представляют собой просто формы, возникающие из силы безмолвия. Сосредоточиваясь на образах, вы получаете психологию. Используя проприоцепцию и линейку, вы приходите к физике.

Только в общепринятой реальности можно говорить о проприоцептивных ощущениях, взаимодействующих с реальным физическим телом. Взаимодействие — это термин общепринятой реальности, рассматривающий все с точки зрения отдельных точек и связей между ними. На глубочайших уровнях, ваши ощущения и есть ваше тело.

Отдельные миры, так сказать, переходят друг в друга. Квантовые состояния и измененные грезоподобные состояния сознания — это два названия для одной и той же основополагающей реальности. Когда меняется эта реальность — называть ли ее силой безмолвия, скрытой за нашей природой, либо струнами или квантовыми волнами, информирующими материю — она преобразует направляющие нас совокупные грезоподобные паттерны, хотя их воздействие на конкретные локальные телесные симптомы управляется принципами неопределенности.

В любом случае, в процессуально-ориентированной науке нечто является «верным», когда оно справедливо в общепринятой реальности и в стране грез, и относится как к известным фактам, так и к (возможно, не поддающемуся измерению) общему человеческому опыту. В радужной медицине мы должны быть способны проверять и чувствовать новые идеи и теории. В новой научной парадигме, идея верна если ее можно проверить в общепринятой реальности и переживать в общепринятой реальности, в стране грез, и в мире тенденций .

Это означает, что обоснованность таких понятий, как сила безмолвия, справедливость суперпозиции множественных субсостояний, и идею переходя квантового состояния можно и должно со временем проверить и уточнить с помощью будущих методов общепринятой реальности.

Приложение II. МИРЫ: Множественные миры Эверетта

Существует много концепций, которые физики используют для понимания загадки волнового уравнения — почему его нужно умножать, чтобы получать вероятности, и что происходит с его параллельными мирами, когда оно становится реальным в повседневной жизни.

Самым известным построением, вероятно, следует считать так называемую «Копенгагенскую интерпретацию квантовой механики». Из этой интерпретации следует, что события, не принадлежащие к общепринятой реальности, как то, параллельные миры, представляют собой математические странности, и их можно не принимать во внимание как мнимые, а потому лишенные (физического) смысла.

Однако, из психологии нам известно, что мы склонны выделять некоторые переживания и называть их реальными, при этом забывая, игнорируя или отбрасывая другие. Мы обычно, так сказать, высвечиваем обычный внешний вид друга и игнорируем незначительные изменения в нем, которые не имеют для нас непосредственного смысла. Как наблюдатели, мы обладаем большей властью создавать реальности и придерживаться их (как в случае внешности друга), чем сами это осознаем.

Хьюго Эверетт, будучи аспирантом у Джона Уиллера в 1957 г., придумал альтернативу Копенгагенскому пониманию того, как реальность возникает в результате наблюдения.[165]По слухам, Эверетт был большим выдумщиком. Майкл Прайс пишет, что «Эверетт, очевидно, был очень проницательным, говорил резко и предвосхищал суть вопросов через несколько слов. Ах да, мелочь, он ездил на Кадиллаке с горном вместо гудка».[166]

Эверетт рассматривал наблюдателя более глубоко демократичным образом, чем другие физики. По его теории, квантовые состояния представляют собой параллельные миры; все эти миры существуют в одно и то же время, хотя тот, в котором мы находимся, является наиболее вероятным с точки зрения того, что мы будем воспринимать и наблюдать в общепринятой реальности. Иными словами, для Эверетта, все параллельные миры — это «реальные» состояния. Таким образом, в любой данный момент в одном мире мы можем быть живы, тогда как в другом мы мертвы.

Понятия Эверетта навели меня на мысль о маргинализации . Если мы рассматриваем все миры как реальные, то мир, в отношении которого мы соглашаемся — это просто «самый вероятный мир», тот, который мы, скорее всего, будем наблюдать. Что происходит с другими? Почему мы их не видим? Я отвечаю на это, что мы маргинализируем остальные миры, говоря себе, что они не существуют… даже хотя они налицо вне поля нашего зрения.

Эверетт показал, что перед тем, как две системы взаимодействуют друг с другом, они на короткое время переходят на одну и туже «длину волны». Затем одна система регистрирует эту длину волны как измерение. В другой момент наблюдатель может переходить на другую длину волны или в другой мир с наблюдаемым. Таким образом, не происходит никакого коллапса волновой функции (как в Копенгагенской интерпретации); теперь есть столько же миров, сколько квантовых состояний всей системы.

В психологии нам хорошо известно подобное представление. В один день мы встречаемся с приятелем и вместе входим в один мир. На следующий день мы взаимодействуем в другом мире и находимся с этим приятелем на совершенно другой «волне». Таким образом, мы все знакомы с параллельными мирами (равно как с двойными ролями и множественными мирами во взаимоотношениях).

Подобно тому, как для понимания музыки нам нужно слышать различные инструменты и звуки в симфонии, различные тона и обертоны песни, так теперь для понимания психологии и физики нам будет необходимо настраиваться на различные миры и их воображаемые пространства и времена.

Параллельно с каждым и всяким наблюдением в мире общепринятой реальности или непосредственно за ним существуют множественные вселенные. Рядом с каждым из нас находится множество переживаний и вселенных. Учитесь их замечать.

Приложение III. УМЫ: Квантовый ум

На последующих страницах я резюмирую некоторые из многих значений, которые я связываю с термином «квантовый ум».

Техническое — и в то же время, популярно изложенное — описание квантового ума можно найти в книгах Ника Херберта «Фундаментальный ум», Фреда Алена Вольфа «Совершая квантовый скачок» и Амита Госвами «Само-осознающая вселенная» (Nick Herbert, Elemental Mind ; Fred Alan Wolf, Taking the Quantum Leap ; Amit Goswami, Self-Aware Universe ). Более подробно о психологической основе физики можно прочитать в моей книге «Квантовый ум». Обратите внимание на исследования Стюарта Хаммерхоффа и на то, что он пишет о квантовом уме в медицине.[167]

Согласно Вернеру Гейзенбергу, тенденции квантовой сферы существуют в «странной разновидности физической реальности прямо посередине иежду возможностью и действительностью» —подобно чувствам, которые мы переживаем как не вполне реальные, но которые окружают повседневную реальность. Гейзенберг говорил, что «сами атомы и элементарные частицы не столь реальны; они образуют мир потенций или возможностей, а не мир вещей и фактов… Волна вероятности… означает тенденцию к чему-то. Это количественный вариант старого понятия потенции в философии Аристотеля. Оно вводит нечто стоящее посередине между идеей события и действительным событием, странный вид физической реальности как раз посередине между возможностью и действительностью».[168]

Квантовый ум невозможно точно представить в виде конкретной картины . Мы знаем, как выглядят люди, камни и деревья. Однако, мы не можем легко представить себе квантовый ум, поскольку, подобно математическому формализму квантовой механики, этот ум не является «вещью», обладающей одним устойчивым образом, как, например, стул. Фактически, согласно Нильсу Бору, можно измерять только «реальность». Я называю утверждение Бора допущением общепринятой реальности: измерима только реальность . Реальность квантового ума — это опыт необусловленной реальности, ощущение «информирующего» поля или разума, направляющего нас способом, который мы не всегда можем объяснить.

К огда нечто в нас решает наблюдать квантовый ум, то он приобретает свойства вещей в повседневной реальности. При тщательном наблюдении, мы замечаем, что перед тем, как «мы» наблюдаем что-либо, оно мелькает в нашем осознании, и мы не может знать наверняка, исходит ли побуждение наблюдать от него или от нас. Иными словами, квантовый ум пребывает в поле между, и за, идеями и объектами, которые являются нам в общепринятой реальности .

Квантовый ум является само-отражающим и само-пробуждающим. Нам кажется, будто природе свойственны любопытство и самоосведомленность . Квантовый ум обладает свойством самоотражения; он повторяет себя, создавая ощущение прочности, реальности, понимания и бодрствования. В 6-й главе своей книги «Математические основания квантовой механики», Джон фон Нойманн показывает, что необходимой (хотя и скрытой) предпосылкой квантовой механики является осознание, которое неявно входит в понятие наблюдателя. Согласно его идеям, фундаментальную основу действительности составляет математика, а не объекты, которые она описывает в общепринятой реальности. Иными словами, то, что мы обычно считаем реальным миром, вовсе не реальность. Именно поэтому я называю ее реальностью «консенсуса».

Однажды взаимосвязанные события всегда остаются взаимосвязанными . Шредингер говорил, что как только два атома провзаимодействовали, возможности одного атома навсегда смешаны или сцеплены с другим. Это непосредственное нелокальное взаимодействие весьма отличается от наших попыток отделять себя от других людей и от своих чувств. Едва уловимые события необусловленной реальности взаимосвязаны.

Пространство, местоположение, частица, и тело — это только формы, которые принимают в общепринятой реальности их репрезентации квантовому уму, которые находятся везде . Нелокальная взаимосвязанность означает, что однажды стерев свою обувь на тротуаре некоего города, вы остаетесь всегда связанным с этим тротуаром. Бом назвал неделимую связующую сущность квантового мира «неделимой целостностью». Это свойство подтверждается исследованиями так называемой теоремы Белла и экспериментов Аспекта.

Параллельные миры присутствуют одновременно . Квантовый ум может ощущаться как сила безмолвия, и проявляется в разных отдельных мирах, характеризующихся сосуществованием . То есть, параллельные миры квантового ума представляют собой отдельные реальности . Каждый мир остается, по существу, отдельным. Они могут временно перекрываться, но, судя по всему, не оказывают сильного влияния друг на друга.

У квантового ума много научных и духовных названий. Он — «Дао, которое нельзя выразить словами» . Большинство ученых не приемлют такие термины, как Великий Дух, «Нагваль» дона Хуана, Бог, или Дао; тем не менее, хотя наше научное образование, в основном, отвергает духовные идеи, они составляют основу науки в необусловленной реальности. Мне вспоминается знаменитое высказывание Эйнштейна: «Я хочу познать ум Бога, а все остальное — детали».

В аналитической психологии, Юнг (вероятно) отождествил бы квантовый ум с тем, что алхимики называли “Unus Mundus ” (то есть, Один Мир). Вместе с Вольфгангом Паули он высказывал гипотезу, что объединение психологии и физики произойдет через «tertium compartionis » — третью среду. Я полагаю, что перечисленные ниже термины радужной медицины вносят вклад в описание этой «третьей среды». Приводимый перечень не претендует на всесторонность. Он лишь наводит на размышления и призван стимулировать дальнейшие идеи среди физиков и трансперсональных психологов и терапевтов.

Откуда берется квантовый ум и как он начинается?Не имею представления. «Как» и «откуда» — это понятия общепринятой реальности, которые имеют гораздо меньший смысл в воображаемых временах Страны грез. В том, что касается влияния необусловленного осознания и сознания на наше тело, измерение должно согласоваться с нелокальностью. В принципе, изменение осознания в одном месте создает изменение во всей вселенной, как вперед, так и назад во времени. Таким образом, человеческие существа и все остальное участвуют в совместном создании квантового ума.

Мне представляется, что в этих обстоятельствах, осознание переживаний, а также математическая красота и измерения в пространстве и времени, в конечном итоге, станут ведущей парадигмой, интерпретирующей страну грез и математические пространства физики. До сих пор, полезными парадигмами были измерения в общепринятой реальности и математические строгость и «доказательство». Тем не менее, пришло время для обновленной и более всеобъемлющей «общепринятой реальности», которая включает в себя многомерное осознание. Я предсказываю, что сосредоточение на субъективном телесном опыте и его понимание в качестве фундаментальной реальности окажет удивительное и положительное влияние на здравоохранение.

[1]Замечания, вопросы и предложения можно направлять по адресу [email protected]

[2]См. http//www.latimes.com/HOME/NEWS/METRO/t000056856.html

[3]Более подробно о взаимосвязи квантового ума с физикой и психологией см. «Квантовый ум», Приложение III.

[4]В приложениях (в частности, в конце примечания 11) я говорю о том, каким образом наше ощущение этого поля является психологическим аналогом квантового потенциала и его волновой функции в физике. Тогда сила безмолвия представляет собой не поддающееся измерению давление этого поля, которое мы субъективно переживаем как направляющий разум, движущий нас по жизни.

[5]Для психологов идея воображаемого времени должна свидетельствовать в поддержку мифов и мифических концепций!

[6]См. Pais, “Wolfgang Ernst Pauli”, THE GENIUS OF SCIENCE, 2000.

[7]Такова моя интерпретация квантовой физики; более подробно об этом можно прочитать в моей книге «Квантовый Ум»

[8]В своей книге «Изначальное Дао», 1999, Харольд Д. Росс рассказывает о своем открытии материала под названием «внутреннее обучение», который происходит от давно утраченных текстов, предшествовавших знаменитому труду Лао Цзы. В своем обзоре древних идей, которые, по его мнению, радикально меняют наши представления о философии и науке древнего Китая, Росс пишет, что согласно этим идеям, Дао или «сила Пути» создает все сущее. Мир является конкретным проявлением силы Пути (с. 42).

[9]Там же.

[10]Там же

[11]См. Согьял Ринпоче, «Тибетская книга жизни и умирания»

[12]Там же, стр. 48

[13]Гайзенберг (1958), «Физика и философия», глава 2. «Однако следует подчеркнуть, что (волна или) функция вероятности сама по себе не представляет течение событий во времени. Она представляет тенденцию событий и нашего знания событий»

[14]Эта лекция была прочитана в Калифорнийском Институте Технологии и впервые опубликована в февральском номере за 1960 г. издаваемого этим Институтом журнала «Техника и наука» (которому принадлежат авторские права), но доступна в сети на странице http: //www.zyvex.com/nanotech/feynman.html

[15]Роберт Фрейтас (Freitas) в своей книге «Наномедицина» описывает увлекательную работу по объединению нанонауки с медициной.

[16]Там же.

[17]Я боле подробно описываю тенденцию заигрывания в книге «Сновидение в бодрствовании»

[18]См. обсуждение его работы в моей книге «Квантовый ум» См. также книгу Фреда Алена Вольфа «Квантовый скачок»

[19]Более полное обсуждение сопряжения содержится в моей книге «Квантовый ум».

[20]Там же. Вейцзекер связывал кундалини с «амплитудой вероятности» квантовой функции в квантовой теории.

[21]Яркое и увлекательное описание представлений о более высоких размерностях в современной физике и технологии можно найти в статье под названием «Невидимые измерения вселенной» (Nima Arkani-Hamed, Savas Dimopoulos & Gerogi Dvali, “The Universe’s Unseen Dimensions”, Scientific American , August 2000, pp. 62–68 [www.sciam.com]). Согласно авторам, «Вся наша вселенная, возможно, находится на мембране, плавающей в пространстве более высокой размерности»

[22]Спасибо Карлу Минделлу, указавшему мне на «Автобиографию» Жака Люссерирана

[23]Дао Де Цзин, 1980, перевод Элен Чен (с. 116f)

[24]В русском переводе — «Дао шамана» (пер.)

[25]Более подробно об этом рассказано в гл. 6. книги А. Минделла «Тело Шамана».

[26]Автор использует слово dis-ease (disease = англ . «болезнь»), буквально подразумевающее отсутствие (англ . «dis-») свободы, непринужденности или здоровья (англ . «ease»). Наиболее близким русским аналогом является слово «недуг», происходящее от старорусского «не дюжить» («не мочь»); в современном русском языке наряду со словом «недуг» = болезнь встречается слово «занемочь» = заболеть (пер.).

[27]В книге «И был Свет: Автобиография Жака Люссерирана »

[28]Там же, стр. 23

[29]Там же, стр. 27.

[30]См. «Квантовый ум», гл. 16–18.

[31]См. главу 3 этой книги.

[32]«Дао физики»

[33]«Starwawe»

[34]Это определение можно проверить, поскольку оно связано с воспроизводством и тенденцией воссоздавать себя и других в соответствии с определенной химической формулой. Например, кристаллы делятся и воспроизводятся, но по этому определению кристалл не считался бы живым, поскольку в нем нет нуклеиновых кислот.

Понятие молекул и ферментов относится к обусловленной реальности консенсуса. С точки зрения необусловленной реальности, система, которая воспроизводится, но не имеет видимых нуклеиновых кислот, подобна «призраку» — она более не является живой в физическом смысле, но, тем не менее, существует на других уровнях. Во многих уголках мира во время особых «дней мертвых» считается, что умершие возвращаются к жизни и их можно вспоминать. На самом деле, считается, что контакт с умершими может гарантировать здоровую жизнь человеку, вошедшему в такой контакт. Идея, что умершие больше не являются живыми, вполне понятна. Однако представления общепринятой реальности современного мира маргинализируют тонкие переживания и системы верований многих людей.

[35]Член Римского Клуба Эрвин Ласло в 5-й главе своей книги «Творческий Космос: объединенная наука материи, жизни и разума» замечательно обобщает многие недавние критические замечания в адрес теории Дарвина.

[36]Например, часто считалось, что люди в коме находятся в бессознательном состоянии или близки к смерти. Однако, при осознанном внимании к едва заметным сигналам обнаруживалось, что многие люди в коматозных состояниях оживают самым неожиданным образом, о чем я сообщал в книге «Кома: ключ к пробуждению», и о чем писала Эми Минделл в книге «Кома: целительное путешествие».

[37]Bruce Chatwin, “The Song-lines”. Название можно также перевести как «Строки песен», «Пути песен» и т. д. — точный смысл будет ясен из контекста (пер.)

[38]Энтелехия (от греческого entelecheia ) представляет собой своего рода формирующий дух, который реализует или делает актуальным то, что в ином случае является всего лишь потенциальным. Аристотель проводил различие между материей и формой, или актуальным и потенциальным. Он полагал, что материи нужна сущность, которая делает ее реальной. В живом мире эта сущность проявляется как «душа» или «витальная функция», которую первоначально называли энтелехией живого организма (более подробно об этом см. в Encyclopedia Britannica )

[39]В этой книге Пол Дэвис сосредоточивается на космологии, гравитации и квантовой теории поля, уделяя особое внимание черным дырам и происхождению вселенной.

[40]Paul Davis, The Fifth Miracle , p. 67.

[41]См. книгу Пенроуза «Новый ум императора» (The Emperor’s New Mind )

[42]См., в особенности, книгу Бома «Атомная физика и человеческое познание» (D. Bohm, Atomic Physics and Human Knowledge , pp. 58–59)

[43]См. работу Джека Сарфатти «Пост-квантовая физика» на Веб-странице http://www.qedcorp.com/pcr/pcr

[44]Изображение даосского дракона взято из книги Филлипа Роусона Филипа и Легезы Ласо «Дао: восточная философия времени и изменения» (Phillip Rawson Philip and Legeza Laslo, Tao: Eastern Philosophy of Time and Change ), Рис. 55.

[45]Там же, Рис. 28: изображение Лю-хай, Бессмертного

[46]В Приложении I я более подробно обсуждаю теорию и опыт волн в психологии и физике, и то, как наша психология связана с нашей биологией.

[47]Это просто набросок того, как складываются волны, а не математически точное сложение.

[48]Более подробно об атомах см. в Приложении I

[49]Речь идет о так называемых спектрах излучения атомов. Каждая полоса спектра (у Минделла — субволна) соответствует частоте электромагнитного излучения (света), испускаемого при переходе электронов атома из возбужденного состояния в стабильное. В зависимости от энергии возбуждения получаются спектры различной сложности. При нагревании до относительно невысокой температуры (в пламени), в возбужденное состояние переходят только электроны «внешней» оболочки (слабее всего связанные с ядром). Их обратный переход в стабильное состояние сопровождается излучением «характеристических» частот спектра — поэтому, например, соли стронция окрашивают пламя в красный цвет, соли бария — в зеленый, а соли натрия — в желтый (пер.).

[50]Те, кто интересуются психологией сновидений, заметят, что связывание звуков и ритмов с персонажами представляет собой «чувственный» метод работы со сновидениями.

[51]Эта сумма лежит в основе идей Фурье. Более подробно о сложении волн рассказано в Приложении I

[52]См. мою книгу «Сновидящее тело».

[53]Более подробно об Эверетте говорится в Приложении II «Множественные миры». См. также обсуждение работы Эверетта в книге Фреда Алена Вольфа «Совершая квантовый скачок» (Fred Alan Wolf, Taking the Quantum Leap )

[54]Мичио Каку пришел к этой мысли следующим образом. Каждое квантовое состояние или процесс характеризуются волнами, которые сосуществуют одновременно друг с другом, складываясь и вычитаясь при своем прохождении, но не вызывая серьезных нарушений природы друг друга.

[55]Более подробное обсуждение идей Хоукинга содержится в моей книге «Квантовый ум».

[56]Из книги Sufi Message of Hazrat Inayt Khan: Music (Vol. 2, Chapter 3). См. также http://www.sacramusica.org/elfrm.htm. Спасибо Эми Минделл за эту ссылку.

[57]Вероятно, самыми известными носителями традиции обертонального пения сегодня следует считать сибирских тувинцев. Их сельская музыка связана с древней традицией анимизма — верованием, что природные объекты и явления имеют души или населены духами. В тувинской виталистической системе верований горы и реки проявляются не только в своем физическом облике и местоположении, но также в звуках, которые они издают. Жители древней Индии верили, что сама земля была сотворена из звука «АУМ». См. статью Теодора Левина и Майкла Эдгертона «Горловые певцы Тувы» в журнале Scientific American .

[58]Bruce Chatwin, The Song-lines . Harmondsworth, England. Penguin Books, 1988, p. 82.

[59]Там же, стр. 15–17.

[60]См. (http://www.nanou.com.au/song-lines/). Существуют ритуальные песни, в которых передаются эти истории о том, как предки претерпевали различные приключения, и в результате этого создавались правила жизни и искусства охоты. Песни, истории и рисунки аборигенов переплетаются друг с другом. Страна буквально рождалась в песне.

[61]В своей книге «Галактика на Земле» Ричард Левитон, основывая эзотерическое знание на мифологии, истории и наблюдениях путешественников, показывает, как понимать тонкие реалии земли с точки зрения личного опыта.

[62]Я приобрел у нее эту картину на сайте http://www.nanou.com.au/song-lines/

[63]На идею этого упражнения меня навела встреча с учеными из правительственного Национального Института Лос Аламоса в Санта Фе, Нью Мексико. Они очень заинтересовались тем, как мы связали квантовую физику с телом, и высказали мнение, что этот подход опережает свое время на 15 или 20 лет. Они полагали, что мы вмешиваемся в нанохимию тела. Подробнее о нанонауке в медицине можно прочитать в книге Фрейтаса «Наномедицина».

[64]Peter Tompkins and Christopher Bird, 1989, The Secret Life of Plants , Harper Collins, New York.

[65]Лишь после написания этой книги я понял, что возможным последствием «перехода» квантового состояния может быть воссоздание того, что мы называем психологией и физикой, с более объединенной точки зрения. Мое предложение для этой новой объединенной формулировки — начинать с того, что природа обладает квантовым умом, то есть, осознанием мельчайших грёзоподобных движений, и способностью к само-отражению. Этот «ум» проявляется сперва в виде событий в стране грез (состоящих из смеси реальных и воображаемых событий). В психологии эти события выглядят как направленность и тенденции сновидений, а в физике — как направленность и тенденции материи и света в комплексном числовом пространстве. В будущей книге я объясню подробности того, каким образом векторы в стране грез можно считать отражающими виртуальные пути частиц в физике (с точки зрения диаграмм Фейнмана для элементарных частиц). Так или иначе, согласно этой теории, такие психо-физические векторы в стране грез само-отражаются, создавая общепринятую реальность, и тем самым делают квантовую физику и психологию сновидений «параллельными мирами».

[66]См. Nadeau and Kafatos, p. 36

[67]Пьер Морин из Портленда, Орегон, в своей интересной докторской диссертации собрал статистические данные, показывающие, что система убеждений общества (проявляющая в его оценочных суждениях) влияет на состояние здоровья людей.

[68]Точнее, исследования показывают, что голуби (а также перелетные птицы, мигрирующие рыбы и т. п.) ориентируются не по какому то одному параметру, а по сложной совокупности многих параметров. Так, выяснилось, что у птиц в эту совокупность, в частности, входят магнитное и электрическое поля земли, вид поверхности земли и картина звездного неба, температура, давление и влажность воздуха и т. п. Такое комплексное «поле» действительно можно считать «нелокальным», хотя оно, по крайней мере, отчасти, имеет под собой «локальную» основу, принадлежащую к ОР, поскольку на него воздействуют изменения измеримых физических параметров — известно, что магнитные бури могут вызывать потерю ориентации у перелетных птиц. Разгадку, вероятно, следует искать не в физических параметрах какого-либо «поля», а в его информационных свойствах , которые могут быть «закодированы» в закономерном характере его неоднородности (пер.).

[69]Идея морфогенетического поля высказана более полувека назад русским ученым Гурвичем, который предположил, что это поле управляет ростом живых тканей, и измерил некоторые из его свойств (пер.)

[70]Как пишет Шелдрейк в книге «Присутствие прошлого»: «Морфогенетические поля радикально отличаются от электромагнитных полей, поскольку последние зависят от актуального состояния системы — от распределения и движения заряженных частиц — тогда как морфогенетические поля соответствуют потенциальному состоянию развивающиеся системы, и уже присутствуют до того, как она примет свой окончательный вид». Он продолжает: «Химические и биологические формы повторяются не потому, что они предопределены неизменными законами или вечными Формами, а вследствие причинного влияния предшествующих сходных форм . В отличие от любых известных видов физического действия, такое влияние требовало бы действия через пространство и время» . По его словам, «Прошлые поля влияют на настоящие посредством неэнергетической передачи Информации». Хотя и будучи физически реальными, они не похожи на поля, известные физике, поскольку связаны с «своего рода дальнодействием как в пространстве, так и во времени» — действием, которое не уменьшается с расстоянием в пространстве или с длительностью во времени.

[71]См. «Квантовый ум» стр. 194

[72]См. обсуждение нелокальности в моей книге «Квантовый ум» и в Приложении III этой книги.

[73]Это относится только к «парным» частицам, рождающимся в одном «квантовом событии» (пер.)

[74]Robert Nadeau & Menas Kafatos, The Nonlocal Universe: The New Physics, and Matters of the Mind .

[75]Если вселенная родилась в результате Большого Взрыва, то все частицы в ней взаимосвязаны (пер).

[76]Nadeau & Kafatos, стр. 4

[77]См. мою книгу «Сидя в огне». Эта работа представляет собой дальнейшее развитие широко используемого метода психодрамы, разработанного Якобом Морено в 1920 гг. В этом методе люди разыгрывают подобную сновидению атмосферу других людей или небольших групп.

[78]См. мою книгу «Глубокая демократия открытых форумов: практические шаги к предотвращению и разрешению конфликтов для семьи, места работы и мира», где приводятся примеры того, как групповой процесс влияет на города.

[79]Эксперимент, демонстрирующий квантовую сцепленность или взаимосвязь, иногда называют доказательством «единства мира» или экспериментом Белла. Он показал что фотоны, исходящие от одного источника света, взаимосвязаны. Подобно всем другим квантовым феноменам, свет иногда ведет себя как волна, а иногда как частица. Например, представьте себе светящуюся неоновую лампочку. Она излучает пару фотонов, которые разлетаются в противоположные стороны. Поразительный эксперимент, проведенный с этими фотонами, показал, что все происходящее с одной частицей, оказывается связанным с тем, что происходит с другой, независимо от того, как далеко они друг от друга или как давно они разделились. Теорема Белла (J.S. Bell, “On the Einstein Podolsky Rosen Paradox”, Physics 1: 95-200 [1964]) доказала, что вероятность корреляции спинов за счет локальных скрытых переменных ограничена и меньше квантово-теоретической функции корреляции. Это подразумевает, что квантовые феномены по своей природе нелокальны, хотя и остается возможность теорий нелокальных скрытых переменных как альтернативы квантовой теории. После экспериментального подтверждения Алланом Аспектом в 1981, среди физиков существует общее согласие в отношении нелокальности.

[80]Я рассказываю различные «реальные» истории о подобных моментах в своей книге «Глубокая демократия открытых форумов»

[81]См. Главу 1 моей книги «Сновидение в бодрствовании»

[82]В 1998 г. в «Еженедельнике Аделаиды» было опубликовано интервью Дэвида Нанкервиса с г-ном Льюисом О’Брайеном, который описывал, как на «план этого города повлияла духовность» земли.

[83]С картины Кирчера Oedipus Aegyptiacus . В окаймляющем орнаменте содержатся названия животных, минеральных и растительных субстанций. Пунктирными линиями показана их взаимосвязь с соответствующими частями человеческого тела. Это произведение принадлежит Обществу Философских Исследований.

[84]Larry Dossey, Healing Words .

[85]См. «И Цзин, Книга Перемен» в переводе Р. Вильгельма.

[86]Здесь я должен упомянуть статью моего коллеги д-ра Джона Джонсона «Экологическая справедливость для всех» (2002), которая заостряет внимание на том, что экологические проблемы по своей основе являются вопросами взаимоотношений, относящимися к социальной и психологической категории.

[87]Более подробно о мнимых числах написано на стр. 91—100 моей книги «Квантовый ум».

[88]Там же.

[89]По-английски «мнимое время» в математическом смысле, и «воображаемое время» в поэтическом смысле обозначаются одним и тем же словом “imaginary ”(пер.)

[90]Кремер обсуждает эксперименты с нелокальностью в рамках парадокса Эйнштейна-Подольского-Розена (существование корреляций между отдельными частями сцепленной квантовой системы, разделенными в пространстве и времени) в статье «Квантовая нелокальность и возможность сверхсветовых эффектов» (“Quantum Nonlocality and the Possibility of Supraliminal Effects”, Proceedings of the NASA Breakthrough Propulsion Physics Workshop, August 12, 1997).

[91]Согласно Кремеру «Это (процесс отражения) — двусторонний контракт между будущим и прошлым для целей передачи энергии, импульса и т. д. при соблюдении всех законов сохранения и условий квантования, налагаемых на излучатель/наблюдателя как концевые ‘границы’ операции». Квантовая теория нелокальна, поскольку «будущее ограниченным образом влияет на прошлое» (на уровне корреляций между квантовыми волнами, не принадлежащем к общепринятой реальности)

[92]Автор использует термины “future-like” и “past-like” по аналогии с физическими терминами “time-like” (времяподобный) и “space-like” (пространствопободный) (пер.)

[93]Вдобавок, клетки крайне разнообразны по размерам и форме. В человеческом мозгу есть клетки, которые по своим размерам лишь ненамного меньше булавочной головки — например, клетки Пуркинье в мозжечке (пер.)

[94]Называние «хромосомы» означает «окрашивающиеся тельца». До изобретения электронного микроскопа ядро клетки изучали путем окрашивания специальными красителями. В этом случае в оптический микроскоп видны отдельные окрашенные образования — «хромосомы». Позднее было обнаружено, что ДНК каждой клетки представляет собой одну непрерывную двойную нить, а хромосомы — это участки, где двуспиральная цепь ДНК скручена в плотные «сверхспирали». При большем (оптическом) увеличении видно, что хромосомы неоднородны и состоят из отдельных плотных образований — «генов». С помощью электронного микроскопа ученые смогли выяснить, что гены (и хромосомы) — это плотные скопления суперспиралей (или «катушек»), соединенные участками линейной ДНК (пер).

[95]Смелая, поучительная и волнующая критика генетики и генной инженерии с альтернативных позиций содержится в книге «Генетическая инженерия: мечта или кошмар» (Mae-Wan Ho, Genetic Engineering, Dream or Nightmare , Continuum Publishing, New York, 1998)

[96]Эрни Росси в своей книге о психобиологии экспрессии генов (Ernie Rossi, The Psychobiology of Gene Expression: Neuroscience in Hypnosis and the Healing Art

Наши рекомендации