Или в более сокращенном виде
t = tд + tм
где tм представляет собой «мнимое время» — аспект времени, не принадлежащий к общепринятой реальности. В математике оно имеет точное значение, но поскольку оно является мнимым, это значение нельзя определить в величинах общепринятой реальности. Так, например, 5i нельзя назвать (измеримо) большим или меньшим, чем 3i.
Так или иначе, но по теории Хоукинга-Хартли, в начале вселенной реальное время tд = 0 , но мнимое время tм существовало. Если мы будем считать мнимое число обладающим «двойственной природой между бытием и небытием», то сможем по особому взглянуть на представление Хоукинга о том, что «начало вселенной в момент Большого Взрыва должно было определяться состоянием вселенной в мнимом времени». Это новое понимание состоит в том, что вселенная начиналась в необусловленной реальности, или времени сновидения, которое находится где-то между «бытием и небытием в ОР».
Хотя в научном сообществе идут яростные споры о смысле мнимого времени, мы можем с уверенностью сказать, что математическое понятие мнимого времени во многих отношениях является метафорой измененных состояний сознания. Большинство шаманов и психотерапевтов понимают, что события в жизни происходят их времяподобного измерения сновидений. Иными словами, мнимое время — это метафора страны грез.
Любое понятие общепринятой реальности представляет собой комплексное число, поскольку все имеет как реальные, так и «грёзоподобные» составляющие. Например, для наблюдателя, дерево — это одновременно «реальный» факт в пространстве и чувство, не принадлежащее к общепринятой реальности. Вот еще один пример — многие повседневные упоминания о времени включают в себя и реальные, и «грёзоподобные» аспекты. Сказать, что для вас утро — лучшее время дня, значит сказать, что время с 8 утра до полудня может быть связано с атмосферой пробуждения или с первым светом дня. Понятия вечера и ночи столь же реальны, сколь и поэтичны.
Таким образом, мнимое (или воображаемое)[89]время представляет собой метафору для описания атмосферы , которая у нас ассоциируется со временем, измеряемым с помощью часов. В воображаемом времени мы можем двигаться вперед и назад нелокальным образом по отношению к времени общепринятой реальности, поскольку воображаемое время связано не с конкретной точкой в реальном времени или пространстве, а только с конкретной атмосферой. Например, мы движемся в «будущее», когда боимся болезни или смерти, но можем вернуться в детство и быть ребенком — и все это в пределах минуты.
Более подробно о нелокальности и мнимых числах
Сегодня предложенная Гейзенбергом интерпретация (комплексных чисел) волновых функций с точки зрения тенденций является всего лишь одной из по меньшей мере восьми возможных интерпретаций этих комплексных чисел. Мое ощущение в отношении различных интерпретаций математики квантовой физики состоит в том, что все возможные интерпретации психологически верны, поскольку каждая говорит нечто конкретное о структуре сновидения. Каждая интерпретация квантового волнового уравнения имеет особое, не относящееся к общепринятой реальности и не поддающееся измерению психологическое значение .
Например, стандартная интерпретация — выдвинутая Нильсом Бором, Вернером Гайзенбергом и другими (так называемая «Копенгагенская интерпретация») — предполагает, что реальность, отчасти, создается присутствием наблюдателя. Согласно этой интерпретации, нельзя определить, является ил волновая функция частью наблюдаемой системы или наблюдателя.
В книге «Квантовый ум » я показал, что представление Гайзенберга психологически истинно: мы создает общепринятую реальность, маргинализируя необусловленные переживания. Например, в стране грез симптом может представляться чудовищем или даром. Однако, в общепринятой реальности аспект дара обычно маргинализируется. По большей части, мы понимаем симптомы как механические или химические проблемы (хотя, возможно, и подозревая — но редко говоря кому либо о своих подозрениях — что мы также воспринимаем симптомы не только как чудовища, но и как потенциальные дары).
В Главе 3 я обсуждал интерпретацию квантовых волн, предложенную Дж. Кремером, в связи с идеей заигрываний. Согласно его интерпретации, из квантового волнового уравнения следует, что наблюдения основаны на взаимодействии двух квантовых волн равной силы и частоты, движущихся в противоположных направлениях. Он образно описал способ взаимодействия между этими волнами как «рукопожатие» между электронными факсимильными аппаратами. После того, как произойдет это «рукопожатие», или обмен сигналами для установления связи, начинается коммуникация в общепринятой реальности.
Я утверждаю, что мы ощущаем эти заигрывания или «предсигналы», а затем, когда начинается обычная коммуникация, маргинализируем заигрывания, точно так же, как забываем гудки и писки, как только устанавливается связь с другим факсом или сервером электронной почты.
В случае заигрываний невозможно определить, хочет ли объект, чтобы мы на него посмотрели, или же что-то в нас хочет его наблюдать. Суть в том, что эти мерцания происходят в субатомном мире, в виртуальной реальности, или мнимом времени . Они представляют собой не поддающиеся измерению нелокальные связи, соединяющие наши тела и окружающий нас мир.
В период своего сотрудничества с Национальным Управлением по Аэронавтике и исследованию Космического пространства США (NASA), Кремер написал превосходную статью, объясняющую его работу.[90]В ней он указывает, что мнимые волны в физике (то есть, две сопряженные волны квантово-волновой функции) можно понимать с точки зрения нелокальности. По его словам, поскольку одна волна движется во времени вперед, а другая назад, все уравнения субатомной физики в самой своей основе предполагают нелокальность.[91]
Нелокальность относится к аспектам объектов и людей, не принадлежащим к общепринятой реальности, которые позволяют им быть где угодно и когда угодно, включая как прошлое, так и будущее. За общепринятой реальностью существуют взаимосвязанные нелокальные переживания, которые не порождают никаких измеримых сигналов в промежуточных областях. Таким образом, все, включая симптомы, создается не поддающимися измерению или воображаемыми переживаниями из прошлого и будущего — теми провоцирующими предсигналами, что оставляют свои следы в наших сновидениях, фантазиях и кратковременных провалах в измененные состояния, изобилующие заигрываниями.
Обратная причинность
Для большинства людей обратная причинность выглядит менее обоснованной, чем прямая причинность. Всем нам кажется, что прошлое создает настоящее и будущее. Обратная причинность воспринимается нами как явное противоречие. Как может будущее влиять на настоящее или прошлое?
Подумайте вот о чем. Если вы возвращаетесь мыслями из настоящего момента в прошлое, то можете представить себе, каким образом прошлые события как будто были, по крайней мере, отчасти организованы тем, что вы сейчас делаете в настоящем. Кроме того, все, чем вы заняты сейчас, по крайней мере, отчасти организовано прошлым. Точно так же, настоящий момент и то, что вы сейчас делаете, возможно, испытывают влияние будущего того, кем/чем вы станете. Поскольку эти вещи в будущем происходят в воображаемом времени, в стране грез, мы не можем измерить или проверить их в общепринятой реальности (ко крайней мере, нашими сегодняшними методами), так как для проверки в ОР было бы необходимо иметь возможность обрабатывать сигналы, достигающие будущего так быстро, что они должны распространяться быстрее скорости света. Насколько это проверено, такого в нашем мире общепринятой реальности еще не происходило.
Тем не менее, в сновидениях и в математическом мире мнимого времени, мы, безусловно, можем говорить и говорим об «условно будущих» событиях, влияющих на «условно прошлые» события.[92]По существу, наша «будущая» смерть, воображаемая или переживаемая в сновидении, двигаясь «назад во времени» достигает наших сегодняшних чувств и мыслей, порождая страх, но также, возможно, бесстрастность и свободу.
Давайте исследуем обратную причинность, чтобы понять, каким образом телесные симптомы могут быть организованы будущим. Первый шаг в этом исследовании состоит в пробуждении осознанности к едва уловимым «наноскопическим» переживаниям. Затем мы будем сосредоточиваться на симптомах.
В последующем упражнении я предлагаю вам использовать свое осознание, чтобы улавливать очень кратковременные события — мимолетные мерцания или заигрывания.
Тренировка осознания
Для начала, давайте заново пробудим ваше осознание в целом, прежде чем применять его к симптомам. В качестве первого шага в дисциплинировании внимания, расслабьтесь, сделайте пару глубоких вздохов и, возможно, закройте глаза, либо, по крайней мере, держите их полузакрытыми. Чувствуя себя все более и более расслабленным, вы заметите момент, когда ваши глаза будут готовы открыться сами собой. Медленно откройте глаза и используйте свое осознание, чтобы заметить первое, что привлечет ваше внимание. Ловите это и не отпускайте. Когда вы откроете глаза, с вашим вниманием, возможно, будут заигрывать несколько вещей; позвольте своему бессознательному уму выбрать, на чем сосредоточиваться.
Что привлекло ваше внимание? Был ли это цвет или образ, объект, движение?
Позвольте той вещи, что захватила ваше внимание, так сказать, объяснить себя. Пусть она «расскажет вам», что она значит для вас. Даже если эта интерпретация покажется вам жуткой, пожалуйста, запомните ее. Сделайте заметку об этой интерпретации.
Например, одна читательница, выполнявшая это упражнение поздно вечером, увидела отражение своей лампы в окне. Лампа «сказала» ей: «Я здесь, здесь свет и знание, даже хотя ты не веришь, что вещи разъяснятся без твоего старания их понять».
Спросите себя, не может ли интерпретация, которую вы услышали от того, что захватило ваше внимание, содержать вопрос на какой-либо имеющийся у вас больший вопрос относительно вашей жизни.
Например, когда та женщина обдумывала «слова» своей лампы, то вспомнила, что сомневалась в своем интеллекте, полагая, что ей следует больше узнавать из книг. Событие-заигрывание предлагало ей верить в собственную внутреннюю мудрость.
Каким образом это послание может исходить из будущего? Было ли то, что захватило ваше внимание, каким-то образом связано с аспектом того, кем вы хотите или вам нужно стать в будущем? Исходит ли этот проблеск от будущего «я»? Не было ли послание интуитивной догадкой, исходящей от более мудрого «я», которым вы, возможно, когда-нибудь будете?
Например, женщине, увидевшей в окне свою лампу, показалось, что это был образ «совершенно спонтанного человека», способного просто знать вещи, не стараясь их понять. Моя читательница сказала, что пытается стать именно таким человеком.
«Будущее» «я» в симптомах
Теперь, когда ваша осознанность пробудилась, давайте используем ее для работы над телесными симптомами. В качестве первого шага, вспомните телесный симптом, который беспокоил вас в прошлые годы или беспокоит вас в данный момент, в настоящем. Выберите симптом для работы. Если вы не можете выбрать, позвольте это сделать своему бессознательному уму. Это значит, доверьтесь свое интуиции в отношении того, над каким симптомом работать. Или же выберите то, что по какой-либо причине первым привлекает ваше внимание в данный момент.
Например, одна из моих читательниц выбрала для работы пульсирующий тиннит, то есть «звон в ушах». Этот звон усиливался, когда ее сердце начинало биться чаще.
Теперь расслабьтесь и сосредоточьтесь на своем дыхании. Когда вы почувствуете себя немного более расслабленным, осторожно направьте свое внимание на область симптома, почувствуйте его, если можете (а если не можете, то вспомните, как видели или чувствовали его), и позвольте какому-либо аспекту симптома захватить ваше внимание. Какой аспект заигрывает с вами в данный момент?
Что в вашем симптоме привлекает ваше внимание? Что это — чувство, движение, ощущение, картина, мысль, и т. д.? Позвольте своему бессознательному уму выбрать, на каком заигрывании сосредоточиться и удерживать внимание. Нечто в вас будет это знать
Например, моя читательница выбрала звук «пинг», раздававшийся у нее в ухе
Сосредоточиваясь на этом симптоме, удерживайте внимание на том особом аспекте, который его привлекает. Что это за аспект? Просто позвольте ему работать над вами. Притворитесь, что это заигрывание может с вами общаться. Чувствуйте это, воображайте это и, когда будете готовы, позвольте ему «говорить» с вами. Что он говорит? Слушайте и ловите самые первые грезы вашего заигрывания. Позвольте своему заигрыванию двигать вами. Танцуйте его. Слышьте его, зрительно представляйте его. Затем запишите, что оно говорит.
Например, моя читательница сказала, что звук «пинг» напоминает ей движения спонтанного маленького ребенка, который раскованно налетает на все вокруг. «Пинг, банг, оп… вот веселье!»
Если вам трудно понять или принять это послание, спросите себя, в чем его сущность. Какова первопричина — его тенденция, его основное значение?
Например, моя читательница сказала, что сущность этого послания состояла в том, чтобы быть свободной и подобной ребенку.
Каким образом это послание от вашего симптома представляет собой послание из будущего и ответ на вашу теперешнюю ситуацию в жизни? Каким образом вы уже знали это послание, но маргинализировали его? Почему вы его маргинализировали? Быть может, это послание не совпадает с тем, каким вы сегодня себя считаете? Возможно, вы игнорируете глубинную часть своего нынешнего и будущего «я».
Например, по словам моей читательницы, ей снилось, что, став старше, она будет более свободной и спонтанной, чем сейчас. В настоящее время она чувствует себя скованно, и стесняется поступать в жизни так, как ей хочется. Она чувствует, что ее сон был «вещим», но в ее теперешней жизни так много внешних обязанностей, что ей просто некогда быть спонтанной!
Дайте посланию или его сущности возможность преобразить вас в этой повседневной реальности. Позвольте будущему управлять вами сегодня. Вместо того, чтобы просто оставить его в мире сновидений и телесных симптомов, выразите его послание движениями рук или, если сможете, танцем. Потратьте на это несколько минут. Поймите его послание, будьте посланием, попробуйте жить им в этом мире, и понять, каким образом оно уже было здесь, пытаясь выйти на передний план, но, вероятно, подвергалось маргинализации. Будьте передатчиком послания.
Например, моя читательница рассказала, что она встала и «танцевала в своей комнате, парила, притворяясь ребенком, и очень весело проводила время». Она позволила себе воображать и переживать, что она совсем маленькая и, в то же самое время, более зрелый и более свободный человек.
Каким образом ваш симптом соотносится со всем миром, в котором вы живете, возможно, со всей вселенной?
Например, моя клиентка сказала, что весь взрослый мир вокруг нее выглядит слишком озабоченным и серьезным. Ее миру было необходимо больше ребяческого веселья и творчества.
Почувствуйте, как воплощение в жизнь вашего послания влияет на ваш симптом. Можете ли вы почувствовать, каким образом ваш симптом представляет собой своего рода послание, исходящее от вашего будущего «я»?
Возможно, опыт вашего симптома был посланием из будущего, советом из другого времени, не принадлежащего к общепринятой реальности, относительно того, как жить более полной жизнью сейчас.