V.3.5. Клиническая характеристика детей с речевыми нарушениями
Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.
Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, координации движений, недифференцированность движений пальцев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса).
Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательнойактивности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, paботоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.
Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность.
Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматического благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.
Литература
1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушений функций и их физиологическое обоснование.- М., Медицина, 1977.- 200 с.
2. Бадалян Л.О. Детская неврология.-М.: Медицина, 1984.-574 с.
3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина Э.Е. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье, 1988.
4. Барер А.С. и др. Новые возможности реабилитации нарушенных двигательных и речевых функций у больных с параличами церебрального происхождения // Неврологический вестник.-1994.-№3.-С.26-31.
5. Володеева О. Увидеть в каждом вселенную / Проблемы психологической реабилитаций детей-инвалидов: К началу всесоюзного фестиваля детей-инвалидов "Мы все можем"/ Учительская газета.
6. Вейсс М., Зембатый А. Физиотерапия 1986.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.-М., 1966.
8. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.4.-М.: Педагогика, 1983.
9. Герцен Г.И, Лобенко А.А. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях.-М.: Медицина. 1984.
10. Демиденко Т.Д. Реабилитация при церебро-васкулярной патологии. - Л.: Медицина. 1989.
11. Демиденко Т.Д., Гольдблат Ю.Б., Грекова А.А. и др. Физические методы и психотерапия при восстановительном лечении постинсультных больных: методические рекомендации. - Л., 1978.
12. Демина Л.Д. и др. Психологические аспекты индивидуальной профессиональной адаптации: Учебное пособие / Л.Д. Демина, Л.П. Суприн, А.И. Ярошенко.- Барнаул, 1990.
13. Еремина А.А., Дьякова Е.А. Специальная педагогика. –М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.
14. Исанова В.А. Кинезиотерапия в реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями.- Казань, 1996.-234 с.
15. Исанова В.А. Организация реабилитации больных с неврологическим двигательным дефицитом. Методические рекомендации.-Казань, 2000.- 8с.
16. Исанова В.А. Система реабилитации при неврологических двигательных нарушениях. Дисс. … д-ра мед. наук.-Казань, 1966.-258 с.
17. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. - М.: Медицина, 1978.
18. Коган Э.Г., Найдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии.- М.: Медицина, 1988.
19. Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. - М.: Медицина, 1989.
20. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию - Л.: Медицина, 1966.
21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.: Медицина, 1969.-258 с.
22. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.
23. Неретин Р.Я., Николаев М. К. Реабилитация больных с церебро-кардиальными нарушениями.-М.: Медицина, 1986.
24. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина, 1976.
25. Семенова К.А., Махмудова И.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом.-Ташкент, 1979.
26. Сенсорное воспитание детей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой.-М.: Просвещение, 1981.-192 с.
27. Терещенков А.В. Психотерапия при реабилитации больных с сосудисто-мозговыми нарушениями в условиях специализированного поликлинического отделения.-В кн.: Реабилитация больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. - Л.,1979.
28. Тищенко В.И. Здоровье человека: социальные аспекты проблемы. (Социологические исследования.-1985.-№4.-Всесоюзная конференция "Социально-экономические проблемы здоровья человека", Львов).
29. Трошин В.М., Бурцев Е.М., Трошин В.Д. Ангионеврология детского возраста: Руководство для врачей.-Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1955.-480 с.
30. Уэстон Т. Анатомический атлас.-Лондон: Кэвендиш Букс, 1995.-156 с.
31. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт: Издательство Академии наук Венгрии, 1988.
32. Jahre Aktion Sonnenschein und Kinderzentrum München.-Jahresbericht, 1988.-160 S.
33. Bobath K. The Motor Deficit in Patients with Cerebral Palsy // Clin. Develop. Med.-London.-1966.-P.60-65.
34. Kabat H. Studies on neuromuscular dysfunction // In: Payton O.D., Hirt S., Newton R.A. (eds.) Neurophysiologic Approaches to Therapeutic Exercise.-Philadelphia: F.A. Davis.-1977.
35. Kabat H., Knott M. Proprioceptive Facilitation Techniques for Treatment of Paralysis //Phis. Ther. Rev.-1953.-Vol. 33.-P.56-57.
36. Mayston M.J. The Bobath Concept-Evolution and Application // J. Med. Sport Sci.-Basel: Karger, 1992.-Vol. 36.-P.1-6.
37. Sullivan P.E., Marcos P.E., Minor M.A.D. PNF – Ein Wrg zum therapeutischen Üben.-Stuttgart, New York: Gustav Fischer Verlag, 1985.-318 S.
38. Tardien G., Hriga J. // Arch. Franc. Fed.-1964.-Vol. 20, №l.-P.36-42.
39. Voss D.E., Ionta M.K., Myers B.J. Propriozeptive Neuromuskuläre Fazilitation.- Stuttgart, New York: Gustav Fischer Verlag, 1988.-376 S.
Приложение
Краткий словарь терминов
Абилитация восстановление функций при врожденных и приобритенных в раннем детстве заболеваниях
Адаптация – способность организма приспосабливаться кразличным условиям внешней среды.Адаптация обепечивает процесс нормального развития организма,его работоспособность.
ADL- активная повседневная жизнидеятельность
Аномалия- ненормальность,отклонение от нормы
Арттерапия – один из видов психотерапии,лечение приобщением к искусству
Афония – полное отсутствие голоса
Аутотренинг – комплекс специальных упражнений,основанных на саморегуляции поведения и самовнушении
Афазия полная или частичная утрата речи
ВОЗ – всемирная организация здравоохранения
Выпрямительный рефлекс –нарушение формирования вертикального положения и произвольной моторики
ЗПР –задержка психического развития
Гидроцефалия- избаточное накопление цереброспинальной жидкости в полости черепа
Гиперкинезы –непризвольные насильственные движения
Дисграфия – нарушение письма
ДЦП –собирательный термин заболевания церебрального паралича
ДЕ – фунциональная единица нервно-мышечной системы,состоящая из одного мотонейрона,его аксона и иннервируемых им мышечных волокон
Дизартрия – нарушение речи,обусловенное недостаточность иннервации мышц речевого аппарата
Заикание – нарушние плавности речи
Инсульт-стойкое острое нарушение мозгового кровообращения
Кинестезия – нарушениядвигательных функций связонное с нарушением ощущений движений,нарушением мышечн-сустаного чувства
Кинезотерапия – лечение через движение
Микроцефалия – малые размеры головного мозга и мозгового черепа
Онтогенез – индивидуальное развитие организма
Реабилитация в медицине – восстановление времен или стойко утраченных функций больных или инвалидов
ЦНС - центральная нервная система
Мотонейрон – нервная клетка (сегментарный мотонейрон) передающая импульс на мышечное волокно с помощью нервно-мышечного синапса
Нервно-мышечное веретено-сложное рецепторное образование расположенное по ходу мышечных волокон, формирует информацию о состоянии скелетной мускулатуры
ОНР – общее недоразвитие речи
PNF – порприоцептивное нервно-мышечное проторение, нейродинамический метод восстановления двигательных функций, разработанный, клиническим нейрофизиологом Г.Кабат с 1943-1950 г.в США в институте Кабата-Кайзера
Тремор –дрожание пальцев рук и языка
Синкинезии - непроизвольные содружественные движения, сопровождающие активное движение
Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием