II.8. Развитие познавательной деятельности у детей
Примерное тематическое планирование
1. Карандаши цветные — 6 шт., простой - 1 шт., ластик, точилка, кисти, баночка для воды, бумага белая тонированная (формат — альбомный лист).
Что с этим можно делать? - Педагог демонстрирует, как нужно правильно держать карандаш и кисти, пользоваться точилкой, ластиком, и некоторые приемы изображения на листе линии, несложных предметных изображений: дом, цветы и т.п.
2. Ознакомление с бумагой как с материалом и овладение плоскостью листа для изображения на нем:
- удерживание листа бумаги двумя пальцами (1-м, 2-м), складывание листа пополам, по диагонали;
- складывание конвертика, самолетика ит.д.;
- закрашивание частей листа краской (желтой, синей, красной) – изготовление флажков (0,25 листа);
- распределение изображения (желтые листочки) распределить на лист бумаги;
- формирование понятия половины листа — изготовление обложки для книжки;
- формирование понятия верхней и нижней половины листа («земля и небо»).
3. Работа карандашами. Проведение прямых линий; проведение вертикальных линий: палочки к флажкам, веревочки к шарам, стебли к цветам.
4. Тренировочные графические упражнения: дождик частый - сплошная вертикальная линия, редкий - прерывистая.
5. Проведение горизонтальных линий:
- дорожка для колобка, для машины, воздушная трасса для самолета;
- изготовление салфеток для куклы.
6. Аппликация: изготовление коврика для куклы (наклеивание полосок бумаги на готовые формы)
7. Соединение двух точек:
- «лесенка»,
- «заборчик»,
- «горки»,
- «домик»,
- «елочка».
8. Аппликация: «домик» из готовых форм (квадрат и треугольник).
9. Тренировочное графическое рисование — ломаные линии.
10. Лепка: раскатывание «колбасок» и изготовление «баранок».
11. Тренировочное графическое рисование:
- разноцветные вагончики - автоматизация движения при проведении горизонтальной линии;
- «зеленый лужок» - автоматизация движения при проведении вертикальной линии.
- «Радуга-дуга» - коррекция тугоподвижности запястного сустава.
12. Лепка: «пирожок» - приемы лепки шара, сдавливание его между ладонями и надавливание вторым пальцем по окружности.
13. Аппликация: «домик» из готовых форм.
14. Работа с трафаретом - рисование окружности:
- обведение окружности по трафарету;
- попеременное рисование окружности по трафарету и без трафарета;
- рисование круглых предметов (часы, мячик и т.д.).
15. Тренировочное графическое рисование: «веселые клубочки» - у кого больше клубочков, у кого самый большой и красивый клубочек?
16. Лепка: «снеговик» - из шаров различной величины
17. Аппликация:
- орнамент в полосе - из готовых геометрических форм;
- домик и елочка.
18. Работа с трафаретом - изображение квадрата:
- обведение квадрата по трафарету;
- чередование изображения квадрата по трафарету и без трафарета,
- рисование квадратных предметов - «домик», «тележка».
19. Аппликация: коллективная работа «улица».
20. Работа с трафаретом - изображение треугольника:
- обведение треугольника по трафарету,
- чередование изображения треугольников по трафарету и без трафарета, рисование предметов треугольной формы.
21. Декоративное рисование:
- роспись круглой тарелочки (орнамент на круге),
- роспись сказочного домика.
22. Тренировочное графическое рисование:
- «облака» и «барашки»,
- «горный пейзаж».
23. Человек:
- аппликация из готовых форм;
- рисование по трафарету;
- платье для куклы - одежда человека.
24. Лицо:
- дорисовывание неизображенных черт лица на готовом рисунке;
- аппликация - лицо из готовых форм.
25. Рисование по трафарету: изображения животных (лиса, заяц).
26. Тренировочное графическое рисование: заштриховка геометрического орнамента в заданном направлении (лист не поворачивается по оси).
27. Лепка: «три медведя» - из шаров разной величины
28. Сюжетное рисование - времена года (рисование красками):
- осень (коричневая, желтая и красная краски);
- зима (синяя и белая гамма);
- Новый год - праздник;
- весна - первые цветы.
29. Коллективная работа «три медведя» - композиция, включающая различные виды изобразительной деятельности (лепку, рисунок, аппликацию) на тему сказки «Три медведя».
Как помочь ребенку научиться «комплексному общению»:
•Место обучения должно быть хорошо освещено, чтобы ребенок видел ваши руки, лицо и губы.
• Разговаривая с ребенком, повернитесь к нему лицом и убедитесь, что он за вами наблюдает.
• Больше разговаривайте с ребенком, даже если он вас не понимает. Разговаривайте руками, лицом и губами и старайтесь, чтобы ребенок наблюдал за ними.
• Говорите отчетливо и громко, но не кричите и не преувеличивайте движения рта и губ. Это поможет ребенку научиться воспринимать нормальную речь.
• Будьте терпеливы и чаще повторяйте одно и то же.
• Не забывайте показывать ребенку, что вы им довольны, когда у него что-нибудь хорошо получается.
• Поощряйте ребенка произносить любые звуки, какие он может. Это укрепит его голосовые связки, подготовив их к возможной речи.
• Запасите больше игрушек, картинок и других предметов для обучения ребенка знакам и соответствующим им словам.
• Сделайте обучение интересным. Привлекайте других детей к играм типа «Саймон говорит», которые помогают детям пускать в ход глаза, уши, тело и копировать друг друга.
Сочетайте игры с упражнениями для губ, языка, мышц рта. У глухого ребенка эти мышцы могут ослабнуть, а это не только затрудняет речь, но и делает лицо ребенка безжизненным и невыразительным.
• Составьте список слов, которые употребляют ровесники вашего ребенка и которым вы хотите научить его в первую очередь. Включите в этот список приведенные ниже слова.
Слова, полезные для учебы и игр: | Обиходные и интересные предметы: | Действия: | Люди: | Описания: |
Да, нет, спасибо, пожалуйста, что, сделай, не делай, нравиться, хотеть | Части тела, животные, одежда, еда | Приходить, уходить, идти, есть, пить, спать, давать, класть, видеть, слышать, мыть, ходить, бегать, играть, писать | Ты, я, он, она, оно, мы, вы, они, мама, папа, Хуан, Мария, имена других членов семьи | Маленький, большой, вверх, вниз, толстый, худой, хороший, плохой, горячий, холодный, день, ночь |
Начните с небольшого списка и постепенно пополняйте его. Почаще употребляйте эти слова в процессе кормления, купания, одевания, во время игр. Пусть все остальные члены семьи выучат слова из этого списка и научатся изображать их знаками. Побуждайте всех употреблять слова и соответствующие им знаки вместе и не только тогда, когда они разговаривают с ребенком, но между собой, при выполнении дел по дому и прочих занятий. Так ребенок будет усваивать речь, играя, наблюдая, слушая (насколько может) и, наконец, подражая - именно так усваивают язык большинство детей.
• Когда ребенок станет постарше, познакомьте его с буквами и с изображениями слов на письме. Можно написать первую букву или название на разных предметах в доме, изготовить картинки с изображениями предметов и их названиями, надписанными крупными, разборчивыми буквами, сделать карточки, на которых с одной стороны изображен предмет, а с другой написано его название, чтобы ребенок мог соотносить картинки со словами. Это поможет ребенку понять изображаемые руками знаки, основанные на буквах, подготовит его к усвоению письменного и знакового алфавита и к обучению чтению и письму.
• Рекомендуется использовать дидактический материал упражнений Монтессори.
II.9. Развитие внимания
Скажи сколько – (выбрать правильный ответ)