Нарушение осанки, плоскостопие, их профилактика
У детей встречаются врожденные аномалии строения опорно-двигательного аппарата и нарушения осанки.
Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. Привычное положение тела – это то положение тела, которое регулируется бессознательно, на уровне безусловных рефлексов, так называемым двигательным стереотипом. Человек имеет только одну, присущую только ему привычную осанку. Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.
Традиционно осанку оценивают по состоянию естественных изгибов позвоночника по Ф. Штаффелю
Рис. 1. Типы осанок по Штаффелю (слева направо: нормальная осанка,
круглая спина, плоская спина, плоско-вогнутая спина, вогнуто-круглая спина)
Выделяют следующие типы осанки:
· нормальная осанка;
· круглая спина (сутулость): представляет собой усиление грудного кифоза. Если он сильно выражен и захватывает часть поясничного отдела, спина называется тотально-круглой;
· плоская спина: характеризуется сглаженностью всех физиологических изгибов позвоночного столба и уменьшением угла наклона таза: грудная клетка уплощена; рессорная функция при этом страдает. Плоская спина часто сопровождается боковыми искривлениями позвоночного столба – сколиозами;
· плоско-вогнутая спина: усилен поясничный лордоз;
· вогнуто-круглая спина (седловидная): одновременно усилены грудной кифоз и поясничный лордоз.
Осанка определена конституцией человека, его генотипом, то есть является врожденным свойством человека. Однако осанка способна к изменению (как совершенствованию, так и ухудшению) в процессе индивидуального развития (онтогенеза) человека. Следует отметить прямую связь осанки и телосложения. Форма позвоночника, грудная клетка, не только наследуется, но и зависит от того сложного и крайне необходимого механизма построения вертикального положения тела человека и при стоянии, и при сидении, и при ходьбе человека или беге, именуемого осанкой.
Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. Сколиотическая болезнь и плоскостопие – крайние проявления такой неправильной нагрузки.
Плоскостопие, часто встречающееся заболевание. Причины плоскостопия каждый объясняет по-своему: одни – наследственностью, другие – плохим питанием, неподходящей обувью, сидячим образом жизни или, наоборот, работой «на ногах», но мало кто понимает, что истоки болезни коренятся в годах раннего детства. Случаи врожденного плоскостопия очень редки (от 3 до 10 %), чаще всего это заболевание приобретенное, а, следовательно, его можно предупредить. Самым эффективным и доступным средством предупреждения плоскостопия является общее укрепление организма, достаточная двигательная активность ребенка. Уже в младенческом возрасте следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, мышцы его должны правильно развиваться. Нельзя стеснять стопы ребенка тесными носками, тугими ползунками, не стоит детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движения стоп и пальцев малыша способствуют правильному развитию мышц, связок и костей стоп, что, в конечном итоге, определяет их строение и форму. Массаж, гимнастика, плавание укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечной и, таким образом, хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам.
Очень ответственный этап – вставание ребенка на ножки и первые шаги. Ожидая этого момента с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить его, не отдавая себе отчета, что причиняют своему малышу непоправимый вред. Не торопитесь, пусть ваша крошка ползает до тех пор, пока есть возможность; ползание – очень полезно для гармоничного физического развития. Ну, а когда ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не ограничивайте его в передвижениях манежем. Длительное стояние – слишком большая нагрузка для неокрепших еще костей, мышц и связок стопы.
Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая, таким образом, площадь опоры. Это нормально, но к 2–3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно. Для предупреждения нарушений в строении стопы широко используется специальный массаж и лечебная гимнастика. Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом – по земле, траве, песку или гальке, дома – по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам. Можно набить полотняный мешок песком или мелкой галькой и предлагать «топтать» его босыми ногами. Во время прогулок не ограничивайте ребенка в движении, не вынуждайте его стоять рядом с вами в ожидании транспорта или во время долгой беседы со случайно встреченной приятельницей. Стопы человеку даны для передвижения, а не для стояния.
Однако если ребенок жалуется на усталость и боли в стопах и голенях после игры или прогулки, следует побеспокоиться и обратиться к ортопеду для квалифицированного осмотра. Именно эта боль, усталость или онемение указывают на снижение выносливости стоп – начало заболевания. В это время еще может не быть изменений в строении стопы; они появляются лишь по истечении некоторого времени, дальнейшее ослабление подошвенных мышц и снижение свода стопы.
К сожалению, современные городские дети не получают достаточной физической нагрузки. Как отмечают некоторые ученые, исчезла культура дворовых игр. Дети практически обездвижены: в детском саду – тихо играют, сидя или стоя, дома – часами сидят перед телевизором, прогулка ограничена дорогой в детсад и походом с мамой по магазинам. Результат такого образа жизни – общее ослабление организма, особенно костно-мышечной системы, которая находится в стадии формирования. Это подтверждается частым появлением плоскостопия у детей.
Следите за походкой ребенка и дома, и во время прогулки. Позволяйте ему ходить дома босиком, но не просто так, а выполняя различные задания. Учите ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Предлагайте ему поднимать с пола мелкие предметы пальцами ног, катать стопами мячик. Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат и вам и малышу. Например, поиграйте в зверей: лисичка тихо крадется на цыпочках, козочка громко стучит копытцами – пятками, мишка косолапый идет на наружных краях стоп. Приучайте своего малыша к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы.
Стопа несет большую нагрузку при стоянии, ходьбе, беге, прыжках и обеспечивает передвижение нашего тела в пространстве. Она состоит из большого количества костей, соединенных суставами и укрепленными связками; движением которых управляют мышцы и сухожилия.
С точки зрения биомеханики стопа имеет функционально целесообразное анатомическое строение, поэтому от ее состояния зависит плавность, легкость ходьбы и экономичность энергозатрат. В результате эволюционного развития человеческая стопа приобрела форму, оптимальную для опоры, балансировки, амортизации толчков и ударов при ходьбе.
Стопа ребенка имеет свои анатомические и функциональные особенности. Костный аппарат еще неокрепшей детской стопы имеет в основном хрящевую структуру, мышцы и связки более подвержены растяжению. Окончательно своды стопы формируются к 3–4 годам, хотя относительная слабость мышечно-связочного аппарата отмечается до 6–7 летнего возраста даже у здоровых детей.
При стоянии следует ставить стопы параллельно, на небольшом расстоянии друг от друга. Тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы. Для того чтобы проверить, правильно ли стоит ребенок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле. Они будут иметь одинаковую глубину и выемку с внутренней стороны. Для совершенствования этого навыка можно предложить рёбенку следующее упражнение: стоя правильно, пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая их кнутриодновремённо сильно нажимать пальцами на опору.
На прогулке старайтесь творчески использовать неровности рельефа, приспособления на детской площадке. Детям очень полезно стоять (а лучше ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Дорожку из округлых камешков можно выложить на дачном участке или детской площадке.
При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно. Недопустимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неравномерной.
В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается прежде всего пяткой, а потом – передней частью. В это время ее дуги сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в свое прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок. Но плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к еще большей деформации.
Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное – постоянный контроль и внимание со стороны взрослых.
Кроме того, важно, чтобы ребенок ходил легко и ритмично, что зависит от его общего физического состояния, координации и согласованной работы мышц всего тела.