Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___от «___»_______20__г Заведующий кафедрой, профессор С.В. Логвинов |
Для студентов 2-го курса лечебного (специальности: лечебное дело, стоматология) и педиатрического факультетов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие по учебной дисциплине
гистология, цитология, эмбриология
Тема: «Введение в дисциплину» (занятие 1)
Составил:
Профессор
Л.Р. Мустафина
Томск – 2012 г.
I. Учебные цели
Курс гистологии с цитологией и эмбриологией тесно связан с другими медико-биологическими науками – биологией, анатомией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, а также клиническими дисциплинами (внутренние болезни, акушерство и гинекология и др.). Выполнение практического курса гистологии должно научить студента на любом препарате определять все ткани, понимать их тонкую структуру, уметь определить орган, знать его строение и функцию. Для этого студент должен уметь самостоятельно работать с микроскопом, понимать устройство этого сложного прибора, а также иметь представление о методике приготовления гистологических препаратов и правилах микроскопирования.
После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о задачах и целях изучения гистологии, связи ее с другими врачебными дисциплинами; о микротехнике и основных этапах обработки материала для гистологического исследования; об основных принципах устройства различных микроскопов.
Студент должен знать:
1. Механические, оптические и осветительные части светового микроскопа.
2. Основные правила работы со световым микроскопом.
3. Основные этапы приготовления гистологического препарата.
4. Основные цито- и гистохимические методы исследования.
5. Принцип работы электронного микроскопа
Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач, работы с микроскопом и микропрепаратами.
Студент должен«иметь опыт» в «отыскивании света» и «наведения на фокус» при слабом и сильном увеличении; в изучении микропрепарата под слабым и сильным увеличением, с последующей зарисовкой объектов в альбоме, иметь навыки работы с научной литературой.
II. Учебные вопросы
1. Устройство микроскопа.
2. Правила работы с микроскопом.
3. Методика приготовления гистологических препаратов (микротехника).
4. Цито- и гистохимические методы исследования.
5. Электронная микроскопия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная литература:
1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.
2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.
Дополнительная литература:
1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.
2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.
3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.
4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.
5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.
6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с.
7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.
8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.
9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.
V. Учебные материалы
I. Обучающие ситуационные задачи:
1. Какая часть микроскопа дает истинное, увеличенное и обратное изображение объекта? Что обеспечивает тонкую настройку микроскопического изображения?
Ответ: 1 – объектив; 2 – микровинт.
2. Для чего в микроскопе нужно зеркало? Какая его сторона используется при точечном источнике освещения?
Ответ: 1 – позволяет направлять световые лучи на объект; 2 – плоская.
3. Какие красители являются специфическими при окраске жировой ткани? Нервной ткани? Эластических волокон?
Ответ: 1 – судан III; 2 – азотнокислое серебро; 3 – орсеин.
II. Бланки служебных документов (образцы рисунков к практическому занятию спрашивать у лаборанта кафедры гистологии).
Выявление ДНК.
1. Метод Фельгена: гидролиз в 1 N растворе HCl для освобождения альдегидных группировок дезоксирибозы (составной части молекулы ДНК). Обработка реактивом Шиффа – фуксинсернистой кислотой – бесцветным соединением, обладающим высокой степенью чувствительности к альдегидам. Соединяясь с фуксинсернистой кислотой, альдегиды переводят ее в осединение, окрашенное в яркий красно-фиолетовый цвет. Реакция специфичная.
2. Метод Браше: окраска пиронином-метиловым зеленым. Сущность метода заключается в избирательном присоединении основных красителей к нуклеиновым кислотам – пиронина к РНК (дает красное окрашивание), метилового зеленого к ДНК (дает зеленое окрашивание). Для контроля РНК перед окрашиванием требуется обработка препаратов рибонуклеазой.
Выявление полисахаридов.
Метод основан на окислении полисахаридов при помощи 0,5%-ного раствора йодной кислоты до высокомолекулярных альдегидных соединений, которые затем выявляются реактивом Шиффа. Полисахариды окрашиваются в яркий красно-фиолетовый цвет. Контроль с амилазой позволяет отдифференцировать от других полисахаридов. Реакция на полисахариды носит название ШИК-реакция (аббревиатура от Шифф-йодная кислота), а метод окраски назван по имени автора – Шабадаша-Мак Мануса-Хочкиса.
Преподаватель кафедры гистологии,
Эмбриологии, цитологии Мустафина Л.Р.
Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры протокол №___от «___»_______20__г Заведующий кафедрой, профессор С.В. Логвинов |
Для студентов 2-го курса лечебного (специальности: лечебное дело, стоматология) и педиатрического факультетов
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
на практическое занятие по учебной дисциплине
гистология, цитология, эмбриология
Тема: «Введение в дисциплину» (занятие 1)
Составил:
Профессор
Л.Р. Мустафина
Томск – 2012 г.
I. Учебные цели
Курс гистологии с цитологией и эмбриологией тесно связан с другими медико-биологическими науками – биологией, анатомией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, а также клиническими дисциплинами (внутренние болезни, акушерство и гинекология и др.). Выполнение практического курса гистологии должно научить студента на любом препарате определять все ткани, понимать их тонкую структуру, уметь определить орган, знать его строение и функцию. Для этого студент должен уметь самостоятельно работать с микроскопом, понимать устройство этого сложного прибора, а также иметь представление о методике приготовления гистологических препаратов и правилах микроскопирования.
После самостоятельного изучения теоретического материала и работы на практическом занятии студент должен иметь представление о задачах и целях изучения гистологии, связи ее с другими врачебными дисциплинами; о микротехнике и основных этапах обработки материала для гистологического исследования; об основных принципах устройства различных микроскопов.
Студент должен знать:
1. Механические, оптические и осветительные части светового микроскопа.
2. Основные правила работы со световым микроскопом.
3. Основные этапы приготовления гистологического препарата.
4. Основные цито- и гистохимические методы исследования.
5. Принцип работы электронного микроскопа
Студент должен уметь применять полученные знания для решения ситуационных задач, работы с микроскопом и микропрепаратами.
Студент должен«иметь опыт» в «отыскивании света» и «наведения на фокус» при слабом и сильном увеличении; в изучении микропрепарата под слабым и сильным увеличением, с последующей зарисовкой объектов в альбоме, иметь навыки работы с научной литературой.
II. Учебные вопросы
1. Устройство микроскопа.
2. Правила работы с микроскопом.
3. Методика приготовления гистологических препаратов (микротехника).
4. Цито- и гистохимические методы исследования.
5. Электронная микроскопия.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
Основная литература:
1. Гистология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, Н. А. Юрина.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2001.- 744 с.
2. Кузнецов, С. Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, Н. Н. Мушкамбаров, В. Л. Горячкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : МИА, 2006. - 376 с.
Дополнительная литература:
1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов [Текст] : учебное пособие для студентов медицинских вузов / В. Г. Елисеев, Ю. И. Афанасьев, Е. Ф. Котовский, А. Н. Яцковский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Медицина, 2004. - 448 с.
2. Гистология, цитология и эмбриология [Текст]: учебник / Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина, Е. Ф. Котовский и др.; ред.: Ю. И. Афанасьев, С. Л. Кузнецов, Н. А. Юрина.- 6-е изд. перераб. и доп.- М.: Медицина, 2006.- 768 с.
3. Гистология, эмбриология, цитология [Текст]: учебник для медицинских вузов / ред. Э. Г. Улумбеков, Ю. А. Челышев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 408 с.
4. Гистология. Атлас для практических занятий [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н. В. Бойчук, Р. Р. Исламов, С. Л. Кузнецов, Ю. А. Челышев.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 160 с.
5. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / ред.: С. Л. Кузнецов и др.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.- 288 с.
6. Костюченко, В. П. Органы пищеварительной системы [Текст]: учебное пособие / В. П. Костюченко, А. В. Герасимов, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2009.- 147 с.
7. Кузнецов, С. Л. Лекции по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие для студентов медицинских вузов / С. Л. Кузнецов, М. К. Пугачёв.- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.- 432 с.
8. Малиновская, И. С. Руководство к практическим занятиям по теме «Гистофизиология органов чувств» [Текст]: учебно-методическое пособие для студентов / И. С. Малиновская, С. В. Логвинов; Сибирский медицинский университет (Томск).- Томск: б.и., 2004.- 94 с.
9. Тестовые задания по гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]: учебное пособие / Сибирский медицинский университет (Томск); Сост. С. В. Логвинов, Сост. А. В. Герасимов.- Томск: б.и., 2000.- 141 с.