Тема 21. Проводящие пути центральной нервной системы

Вопросы для обсуждения:

1. Восходящие пути (сенсорные, чувствительные, афферентные).

2. Расположение нейронов экстероцептивных и проприоцептивных путей.

3. Функциональное значение нисходящих путей (латерального и переднего корково-спинномозгового).

4. Нейронный состав, локализация ядер и их функциональное значение.

Базовый учебник:

Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 350-358.

Список источников и литературы:

1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 209-211, 156-157.

2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 128.

Тема 22. Периферическая нервная система (черепные нервы)

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы периферической иннервации. Пути чувствительной, двигательной и вегетативной иннервации в организме человека.

2. Черепные нервы.

3. Особенности строения обонятельного, зрительного и преддверно-улиткового нервов специфической чувствительности в связи с развитием органов чувств.

4. Особенности строения двигательных черепных нервов (глазодвигательного, блокового, отводящего, лицевого, добавочного и подъязычного). Расположение ядер, выход на основание мозга и из полости черепа, зоны иннервации.

5. Смешанные черепные нервы (тройничный, языкоглоточный, блуждающий), их характеристика, ядра, зоны иннервации.

6. Связь черепных нервов с вегетативной нервной системой.

Базовый учебник:

Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 361-371.

Список источников и литературы:

1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 192-197.

2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 115-118.

Тема 23. Вегетативная нервная система

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация вегетативной нервной системы и роль различных ее функциональных отделов.

2. Отличия соматической и вегетативной рефлекторных дуг.

3. Уровни организации вегетативной нервной системы – ее симпатического и парасимпатического отделов.

4. Влияние ВНС на опорно-двигательный аппарат и соматическую мускулатуру.

Базовый учебник:

Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 383-388.

Список источников и литературы:

1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 230-238.

2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 138-139.

Тема 24. Органы чувств

Вопросы для обсуждения:

1. Морфофункциональная характеристика органов чувств. Схема строения анализатора.

2. Орган зрения. Глазное яблоко его оболочки, их строение и функциональное значение. Рецепторный аппарат сетчатки. Светопреломляющие среды глаза. Аккомодационный аппарат глаза. Вспомогательные аппараты глаза. Ход зрительной информации.

3. Преддверно-улитковый орган. Наружное, среднее и внутреннее ухо.

4. Вестибулярный аппарат. Рецепторы, проводящие пути и центры вестибулярного анализатора. Значение вестибулярного анализатора для спортсмена.

5. Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты. Спиральный орган.

6. Механизм восприятия звука. Ход слуховой информации.

Базовый учебник:

Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 389-403.

Список источников и литературы:

1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 238-262.

2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 139-151.

Содержание лабораторных работ



№ и название разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа №1: Строение клетки
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда Ознакомиться с основными элементами клетки, уметь назвать и показать их Нарисовать схему строения клетки с обозначениями
Лабораторная работа №2: Строение эпителия
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда Изучить виды и строения эпителия Зарисовать микропрепараты многорядного реснитчатого эпителия (дыхательные пути) и многослойного плоского ороговевающего эпителия (кожа)
Лабораторная работа №3: Строение скелетной соединительной ткани
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда Изучить виды скелетной соединительной ткани Зарисовать схему остеона, сделать обозначения
Лабораторная работа №4: Строение мышечной ткани
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда Изучить виды мышечной ткани Зарисовать микропрепарат поперечно-полосатой мышечной ткани
Лабораторная работа №5: Строение нервной ткани
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда Изучить виды нервной ткани Зарисовать нервную клетку, сделать обозначения
Лабораторная работа №6: Строение черепа
Тема 3. Общая характеристика черепа и его отделов Изучить строение костей черепа и их соединение Заполнить таблицы «Характеристика костей мозгового отдела черепа», «Характеристика костей лицевого отдела черепа»
Лабораторная работа №7: Строение позвоночного столба и грудной клетки
Тема 4. Скелет туловища Изучить строение позвоночного столба в целом, составляющих его костей и их соединений. Изучить строение грудной клетки, ребер, грудины и их соединений Заполнить таблицы «Характеристика костей позвоночника», «Характеристика суставов позвоночника», «Характеристика костей грудной клетки»
Лабораторная работа №8: Строение скелета костей верхней конечности
Тема 5. Скелет верхней конечности Изучить строение и соединение костей скелета верхней конечности Заполнить таблицы «Характеристика костей верхней конечности», «Характеристика суставов верхней конечности»
Лабораторная работа №9: Строение скелета костей нижней конечности
Тема 6. Скелет нижней конечности Изучить строение и соединение костей скелета нижней конечности Заполнить таблицы «Характеристика костей нижней конечности», «Характеристика суставов нижней конечности»
Лабораторная работа №10: Мышцы головы и шеи
Тема 7. Мышцы головы и шеи Изучить мышцы головы и шеи Заполнить таблицы «Мышцы головы», «Мышцы шеи»
Лабораторная работа №11: Мышцы туловища
Тема 8. Мышцы туловища Изучить мышцы туловища Записать места начала, прикрепления и функции крупных мышц спины. Записать места начала, прикрепления и функций брюшного пресса. Заполнить таблицу «Дыхательные мышцы»
Лабораторная работа №12: Мышцы верхней конечности
Тема 9. Мышцы верхней конечности Изучить мышцы верхней конечности Записать места начала, прикрепления и функций дельтовидной, двуглавой и трехглавой мышц плеча. Заполнить таблицы «Мышцы плечевого сустава», «Мышцы локтевого сустава», «Мышцы лучезапястного сустава»
Лабораторная работа №13: Мышцы нижней конечности
Тема 10. Мышцы нижней конечности Изучить мышцы нижней конечности Записать места начала, прикрепления, функции мышц бедра. Заполнить таблицы «Мышцы тазобедренного сустава», «Мышцы коленного сустава», «Мышцы, двигающие стопу».
Лабораторная работа №14: Строение пищеварительной системы
Тема 12. Пищеварительная система Изучить строение пищеварительной системы. Изучить схему строения стенки пищеварительной трубки Составить общую схему строения пищеварительной системы. Заполнить таблицу «Система органов пищеварения»
Лабораторная работа №15: Общее строение органов дыхания
Тема 13. Дыхательная система Изучить топографию и строение органов дыхания Составить общую схему строения воздухоносных и респираторных отделов дыхательной системы. Зарисовать ацинус легкого
Лабораторная работа №16: Строение мочевыделительной системы
Тема 14. Мочевыделительная система Изучить строение мочевыделительной системы Составить общую схему строения мочевыделительной системы. Зарисовать строение нефрона
Лабораторная работа №17: Строение сердца
Тема 15. Строение сердца Изучить анатомическое строение сердца. Уметь назвать и показать камеры сердца, сосуды, по которым кровь поступает к сердцу и оттекает от него, клапаны сердца. Изучить проводящую систему сердца Нарисовать схему строения сердца и сделать к ней обозначения. Записать названия оболочек сердца и особенности строения сердечного миоцита и сердечного проводящего миоцита
Лабораторная работа №18: Сосуды большого круга кровообращения (артерии)
Тема 16. Сосуды большого круга кровообращения (артерии) Изучить общий план строения стенки артерии и топографию основных артериальных сосудов Зарисовать строение стенки артерии и обозначить оболочки. Нарисовать схему артерий большого круга кровообращения
Лабораторная работа №19: Сосуды большого круга кровообращения (вены)
Тема 17. Сосуды большого круга кровообращения (вены) Изучить общий план строения стенки вены и топографию основных венозных сосудов Зарисовать строение стенки вены и обозначить оболочки. Нарисовать схему формирования системы верхней и нижней полых вен
Лабораторная работа №20: Строение сегмента спинного мозга
Тема 18. Центральная нервная система (спинной мозг) Изучить строение сегмента спинного мозга Зарисовать сегмент спинного мозга, сделать обозначения
Лабораторная работа №21: Внутреннее строение спинного мозга
Тема 18. Центральная нервная система (спинной мозг) Изучить строение спинного мозга Зарисовать схему поперечного среза спинного мозга, сделать обозначения
Лабораторная работа №22: Схема соматической рефлекторной дуги
Тема 18. Центральная нервная система (спинной мозг) Изучить строение рефлекторной дуги Зарисовать схему 2-нейронной и 3-нейронной соматических рефлекторных дуг, обозначив основных звеньев
Лабораторная работа №23: Проводящие пути центральной нервной системы
Тема 21. Проводящие пути центральной нервной системы Изучить ход восходящих и нисходящих проводящих путей Зарисовать проводящие пути спинного мозга, сделать обозначения
Лабораторная работа №24: Черепные нервы
Тема 22. Периферическая нервная система (черепные нервы) Изучить функциональную характеристику, расположение ядер и области иннервации черепных нервов Заполнить таблице «Черепные нервы», указав название нерва, функцию, место отхождения от головного мозга, место выхода из черепа и зону иннервации
Лабораторная работа №25: Общий обзор строения симпатической части вегетативной нервной системы
Тема 23. Вегетативная нервная система Изучить особенности строения симпатической части вегетативной нервной системы Записать основные отличия симпатической части вегетативной нервной системы. Зарисовать схему симпатической вегетативной рефлекторной дуги
Лабораторная работа №25: Общий обзор строения парасимпатической части вегетативной нервной системы
Тема 23. Вегетативная нервная система Изучить особенности строения парасимпатической части вегетативной нервной системы Записать основные отличия парасимпатической части вегетативной нервной системы. Зарисовать схему парасимпатической вегетативной рефлекторной дуги
Лабораторная работа №26: Органы чувств
Тема 24. Органы чувств Изучить строение зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов Записать общий план строения анализатора. Зарисовать схемы строения зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов

Формы и методы обучения

В основу преподавания курса положен принцип единства формы и функции в развитии и становлении организма человека, его связь с внешней средой. Каждая из тем учебной программы включает рассмотрение общетеоретического, возрастного и спортивного аспектов, акцентирует внимание на вопросах прикладного и практического использования конкретных данных, методов и приемов в исследовательской работе специалиста в области физической культуры и спорта.

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:

6.1. Технологии аудиторной работы

Традиционные технологии:

· академические лекции;

· лабораторные занятия.

Технологии проблемного обучения:

· интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;

· лекция-визуализация (привлечение большого числа наглядной информации, заполнение таблицы в ходе лекции);

· выступление с докладами студентов.

Игровые и имитационные технологии:

· мозговой штурм;

· дискуссии.

6.2. Технологии внеаудиторной работы

Традиционные технологии:

· конспектирование литературы;

· подготовка к занятию, собеседование по теме;

· реферирование;

· подготовка доклада.

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:

· экскурсии;

· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.

7. Структура самостоятельной работы студентов

7.1. Основные формы самостоятельной работы студентов,необходимые для успешного освоения программы формирования компетенций в рамках дисциплины:

- подготовка к лабораторным занятиям;

- изучение учебников и учебных пособий;

- выполнение контрольных работ;

- написание тематических докладов, рефератов;

- составление схем, таблиц по изучаемым темам.

Учет результатов самостоятельной работы студентов, текущей успеваемости студентов ведется преподавателем в журнале, а также в индивидуальном плане студента. Контроль результатов может проходить в письменной, устной или смешанной формах и осуществляться фронтально, по группам или индивидуально.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

· тестирование;

· контрольная работа;

· собеседование;

· проверка индивидуальных заданий;

· практическое занятие;

· устный опрос.

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

№ раздела дисциплины Наименование раздела дисциплины   Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование в тетради Написание реферата Подготовка мультимедийной презентации Написание доклада Составление таблиц, схем Подготовка к занятию, изучение учебников Составление глоссария базовых понятий Экскурсия
1. Введение в анатомию - - - - - - 2/ 0,05
2. Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации - - - - 1,5 0,5 - 3/ 0,08
3. Понятие об адаптации и преадаптации - - - - 1,5 0,5 - 3/ 0,08
4. Анатомия органов систем исполнения движений человека - - 24/ 0,7
5. Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека - - - 12/ 0,3  
6. Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека - - - 14/ 0,4
7. Органы чувств - - - - 0,5 0,5 - 2/ 0,05
  Итого: 22,5 6,5 60/ 1,66

7.3. План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Написание реферата, подготовка мультимедийной презентации Введение в анатомию   Защита реферата, мультимедий-ной презента-ции
2. Подготовка к лабораторным работам, изучение учебников, составление таблицы Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации   Устный опрос, проверка индивидуального задания
3. Подготовка к занятию, изучение учебников, конспектирование в тетради Понятие об адаптации и преадаптации   Устный опрос, проверка индивидуального задания
4. Подготовка к лабораторным занятиям, изучение учебников, написание тематических докладов, реферата, составление таблиц, экскурсия Анатомия органов систем исполнения движений человека   Проверка индивидуаль-ных заданий, тестирование, устный опрос
5. Подготовка к лабораторным занятиям, изучение учебников, написание тематических докладов, составление схем, таблиц, экскурсия Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека   Проверка индивидуальных заданий, тестирование, устный опрос
6. Подготовка к лабораторным занятиям, изучение учебников и учебных пособий, написание тематических докладов, составление схем, таблиц, подготовка мультимедийной презентации Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека   Проверка индивидуаль-ных заданий, тестирование, устный опрос, защита презентации
7. Изучение учебников, составление схем Органы чувств   Проверка индивидуаль-ных заданий

Наши рекомендации