Тема 21. Проводящие пути центральной нервной системы
Вопросы для обсуждения:
1. Восходящие пути (сенсорные, чувствительные, афферентные).
2. Расположение нейронов экстероцептивных и проприоцептивных путей.
3. Функциональное значение нисходящих путей (латерального и переднего корково-спинномозгового).
4. Нейронный состав, локализация ядер и их функциональное значение.
Базовый учебник:
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 350-358.
Список источников и литературы:
1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 209-211, 156-157.
2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 128.
Тема 22. Периферическая нервная система (черепные нервы)
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы периферической иннервации. Пути чувствительной, двигательной и вегетативной иннервации в организме человека.
2. Черепные нервы.
3. Особенности строения обонятельного, зрительного и преддверно-улиткового нервов специфической чувствительности в связи с развитием органов чувств.
4. Особенности строения двигательных черепных нервов (глазодвигательного, блокового, отводящего, лицевого, добавочного и подъязычного). Расположение ядер, выход на основание мозга и из полости черепа, зоны иннервации.
5. Смешанные черепные нервы (тройничный, языкоглоточный, блуждающий), их характеристика, ядра, зоны иннервации.
6. Связь черепных нервов с вегетативной нервной системой.
Базовый учебник:
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 361-371.
Список источников и литературы:
1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 192-197.
2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 115-118.
Тема 23. Вегетативная нервная система
Вопросы для обсуждения:
1. Классификация вегетативной нервной системы и роль различных ее функциональных отделов.
2. Отличия соматической и вегетативной рефлекторных дуг.
3. Уровни организации вегетативной нервной системы – ее симпатического и парасимпатического отделов.
4. Влияние ВНС на опорно-двигательный аппарат и соматическую мускулатуру.
Базовый учебник:
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 383-388.
Список источников и литературы:
1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 230-238.
2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 138-139.
Тема 24. Органы чувств
Вопросы для обсуждения:
1. Морфофункциональная характеристика органов чувств. Схема строения анализатора.
2. Орган зрения. Глазное яблоко его оболочки, их строение и функциональное значение. Рецепторный аппарат сетчатки. Светопреломляющие среды глаза. Аккомодационный аппарат глаза. Вспомогательные аппараты глаза. Ход зрительной информации.
3. Преддверно-улитковый орган. Наружное, среднее и внутреннее ухо.
4. Вестибулярный аппарат. Рецепторы, проводящие пути и центры вестибулярного анализатора. Значение вестибулярного анализатора для спортсмена.
5. Звукопроводящий и звуковоспринимающий аппараты. Спиральный орган.
6. Механизм восприятия звука. Ход слуховой информации.
Базовый учебник:
Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): учеб. для ин-тов физ. культуры / М.Ф. Иваницкий; под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – Изд. 6. – М.: Тера-Спорт, 2003. – С. 389-403.
Список источников и литературы:
1. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для студентов вузов / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002. – С. 238-262.
2. Курепина М.М. Анатомия человека: атлас / М.М. Курепина, А.П. Ожигова, А.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2005. – С. 139-151.
Содержание лабораторных работ
№ и название разделов и тем | Цель и содержание лабораторной работы | Результаты лабораторной работы |
Лабораторная работа №1: Строение клетки | ||
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда | Ознакомиться с основными элементами клетки, уметь назвать и показать их | Нарисовать схему строения клетки с обозначениями |
Лабораторная работа №2: Строение эпителия | ||
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда | Изучить виды и строения эпителия | Зарисовать микропрепараты многорядного реснитчатого эпителия (дыхательные пути) и многослойного плоского ороговевающего эпителия (кожа) |
Лабораторная работа №3: Строение скелетной соединительной ткани | ||
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда | Изучить виды скелетной соединительной ткани | Зарисовать схему остеона, сделать обозначения |
Лабораторная работа №4: Строение мышечной ткани | ||
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда | Изучить виды мышечной ткани | Зарисовать микропрепарат поперечно-полосатой мышечной ткани |
Лабораторная работа №5: Строение нервной ткани | ||
Тема 1. Организм и уровни его организации. Организм и среда | Изучить виды нервной ткани | Зарисовать нервную клетку, сделать обозначения |
Лабораторная работа №6: Строение черепа | ||
Тема 3. Общая характеристика черепа и его отделов | Изучить строение костей черепа и их соединение | Заполнить таблицы «Характеристика костей мозгового отдела черепа», «Характеристика костей лицевого отдела черепа» |
Лабораторная работа №7: Строение позвоночного столба и грудной клетки | ||
Тема 4. Скелет туловища | Изучить строение позвоночного столба в целом, составляющих его костей и их соединений. Изучить строение грудной клетки, ребер, грудины и их соединений | Заполнить таблицы «Характеристика костей позвоночника», «Характеристика суставов позвоночника», «Характеристика костей грудной клетки» |
Лабораторная работа №8: Строение скелета костей верхней конечности | ||
Тема 5. Скелет верхней конечности | Изучить строение и соединение костей скелета верхней конечности | Заполнить таблицы «Характеристика костей верхней конечности», «Характеристика суставов верхней конечности» |
Лабораторная работа №9: Строение скелета костей нижней конечности | ||
Тема 6. Скелет нижней конечности | Изучить строение и соединение костей скелета нижней конечности | Заполнить таблицы «Характеристика костей нижней конечности», «Характеристика суставов нижней конечности» |
Лабораторная работа №10: Мышцы головы и шеи | ||
Тема 7. Мышцы головы и шеи | Изучить мышцы головы и шеи | Заполнить таблицы «Мышцы головы», «Мышцы шеи» |
Лабораторная работа №11: Мышцы туловища | ||
Тема 8. Мышцы туловища | Изучить мышцы туловища | Записать места начала, прикрепления и функции крупных мышц спины. Записать места начала, прикрепления и функций брюшного пресса. Заполнить таблицу «Дыхательные мышцы» |
Лабораторная работа №12: Мышцы верхней конечности | ||
Тема 9. Мышцы верхней конечности | Изучить мышцы верхней конечности | Записать места начала, прикрепления и функций дельтовидной, двуглавой и трехглавой мышц плеча. Заполнить таблицы «Мышцы плечевого сустава», «Мышцы локтевого сустава», «Мышцы лучезапястного сустава» |
Лабораторная работа №13: Мышцы нижней конечности | ||
Тема 10. Мышцы нижней конечности | Изучить мышцы нижней конечности | Записать места начала, прикрепления, функции мышц бедра. Заполнить таблицы «Мышцы тазобедренного сустава», «Мышцы коленного сустава», «Мышцы, двигающие стопу». |
Лабораторная работа №14: Строение пищеварительной системы | ||
Тема 12. Пищеварительная система | Изучить строение пищеварительной системы. Изучить схему строения стенки пищеварительной трубки | Составить общую схему строения пищеварительной системы. Заполнить таблицу «Система органов пищеварения» |
Лабораторная работа №15: Общее строение органов дыхания | ||
Тема 13. Дыхательная система | Изучить топографию и строение органов дыхания | Составить общую схему строения воздухоносных и респираторных отделов дыхательной системы. Зарисовать ацинус легкого |
Лабораторная работа №16: Строение мочевыделительной системы | ||
Тема 14. Мочевыделительная система | Изучить строение мочевыделительной системы | Составить общую схему строения мочевыделительной системы. Зарисовать строение нефрона |
Лабораторная работа №17: Строение сердца | ||
Тема 15. Строение сердца | Изучить анатомическое строение сердца. Уметь назвать и показать камеры сердца, сосуды, по которым кровь поступает к сердцу и оттекает от него, клапаны сердца. Изучить проводящую систему сердца | Нарисовать схему строения сердца и сделать к ней обозначения. Записать названия оболочек сердца и особенности строения сердечного миоцита и сердечного проводящего миоцита |
Лабораторная работа №18: Сосуды большого круга кровообращения (артерии) | ||
Тема 16. Сосуды большого круга кровообращения (артерии) | Изучить общий план строения стенки артерии и топографию основных артериальных сосудов | Зарисовать строение стенки артерии и обозначить оболочки. Нарисовать схему артерий большого круга кровообращения |
Лабораторная работа №19: Сосуды большого круга кровообращения (вены) | ||
Тема 17. Сосуды большого круга кровообращения (вены) | Изучить общий план строения стенки вены и топографию основных венозных сосудов | Зарисовать строение стенки вены и обозначить оболочки. Нарисовать схему формирования системы верхней и нижней полых вен |
Лабораторная работа №20: Строение сегмента спинного мозга | ||
Тема 18. Центральная нервная система (спинной мозг) | Изучить строение сегмента спинного мозга | Зарисовать сегмент спинного мозга, сделать обозначения |
Лабораторная работа №21: Внутреннее строение спинного мозга | ||
Тема 18. Центральная нервная система (спинной мозг) | Изучить строение спинного мозга | Зарисовать схему поперечного среза спинного мозга, сделать обозначения |
Лабораторная работа №22: Схема соматической рефлекторной дуги | ||
Тема 18. Центральная нервная система (спинной мозг) | Изучить строение рефлекторной дуги | Зарисовать схему 2-нейронной и 3-нейронной соматических рефлекторных дуг, обозначив основных звеньев |
Лабораторная работа №23: Проводящие пути центральной нервной системы | ||
Тема 21. Проводящие пути центральной нервной системы | Изучить ход восходящих и нисходящих проводящих путей | Зарисовать проводящие пути спинного мозга, сделать обозначения |
Лабораторная работа №24: Черепные нервы | ||
Тема 22. Периферическая нервная система (черепные нервы) | Изучить функциональную характеристику, расположение ядер и области иннервации черепных нервов | Заполнить таблице «Черепные нервы», указав название нерва, функцию, место отхождения от головного мозга, место выхода из черепа и зону иннервации |
Лабораторная работа №25: Общий обзор строения симпатической части вегетативной нервной системы | ||
Тема 23. Вегетативная нервная система | Изучить особенности строения симпатической части вегетативной нервной системы | Записать основные отличия симпатической части вегетативной нервной системы. Зарисовать схему симпатической вегетативной рефлекторной дуги |
Лабораторная работа №25: Общий обзор строения парасимпатической части вегетативной нервной системы | ||
Тема 23. Вегетативная нервная система | Изучить особенности строения парасимпатической части вегетативной нервной системы | Записать основные отличия парасимпатической части вегетативной нервной системы. Зарисовать схему парасимпатической вегетативной рефлекторной дуги |
Лабораторная работа №26: Органы чувств | ||
Тема 24. Органы чувств | Изучить строение зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов | Записать общий план строения анализатора. Зарисовать схемы строения зрительного, слухового и вестибулярного анализаторов |
Формы и методы обучения
В основу преподавания курса положен принцип единства формы и функции в развитии и становлении организма человека, его связь с внешней средой. Каждая из тем учебной программы включает рассмотрение общетеоретического, возрастного и спортивного аспектов, акцентирует внимание на вопросах прикладного и практического использования конкретных данных, методов и приемов в исследовательской работе специалиста в области физической культуры и спорта.
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии:
6.1. Технологии аудиторной работы
Традиционные технологии:
· академические лекции;
· лабораторные занятия.
Технологии проблемного обучения:
· интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;
· лекция-визуализация (привлечение большого числа наглядной информации, заполнение таблицы в ходе лекции);
· выступление с докладами студентов.
Игровые и имитационные технологии:
· мозговой штурм;
· дискуссии.
6.2. Технологии внеаудиторной работы
Традиционные технологии:
· конспектирование литературы;
· подготовка к занятию, собеседование по теме;
· реферирование;
· подготовка доклада.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
· экскурсии;
· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.
7. Структура самостоятельной работы студентов
7.1. Основные формы самостоятельной работы студентов,необходимые для успешного освоения программы формирования компетенций в рамках дисциплины:
- подготовка к лабораторным занятиям;
- изучение учебников и учебных пособий;
- выполнение контрольных работ;
- написание тематических докладов, рефератов;
- составление схем, таблиц по изучаемым темам.
Учет результатов самостоятельной работы студентов, текущей успеваемости студентов ведется преподавателем в журнале, а также в индивидуальном плане студента. Контроль результатов может проходить в письменной, устной или смешанной формах и осуществляться фронтально, по группам или индивидуально.
Формы контроля самостоятельной работы студентов:
· тестирование;
· контрольная работа;
· собеседование;
· проверка индивидуальных заданий;
· практическое занятие;
· устный опрос.
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.) | Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.) | |||||||
Конспектирование в тетради | Написание реферата | Подготовка мультимедийной презентации | Написание доклада | Составление таблиц, схем | Подготовка к занятию, изучение учебников | Составление глоссария базовых понятий | Экскурсия | |||
1. | Введение в анатомию | - | - | - | - | - | - | 2/ 0,05 | ||
2. | Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации | - | - | - | - | 1,5 | 0,5 | - | 3/ 0,08 | |
3. | Понятие об адаптации и преадаптации | - | - | - | - | 1,5 | 0,5 | - | 3/ 0,08 | |
4. | Анатомия органов систем исполнения движений человека | - | - | 24/ 0,7 | ||||||
5. | Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека | - | - | - | 12/ 0,3 | |||||
6. | Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека | - | - | - | 14/ 0,4 | |||||
7. | Органы чувств | - | - | - | - | 0,5 | 0,5 | - | 2/ 0,05 | |
Итого: | 22,5 | 6,5 | 60/ 1,66 |
7.3. План-график самостоятельной работы студентов
№ п/п | Формы самостоятельной работы | Раздел дисциплины курса | Вид сам. работы | Сроки (неделя семестра) | Форма контроля | |
Обязат. | Допол. | |||||
1. | Написание реферата, подготовка мультимедийной презентации | Введение в анатомию | Защита реферата, мультимедий-ной презента-ции | |||
2. | Подготовка к лабораторным работам, изучение учебников, составление таблицы | Современные представления о целостности организма и уровнях его структурной организации | Устный опрос, проверка индивидуального задания | |||
3. | Подготовка к занятию, изучение учебников, конспектирование в тетради | Понятие об адаптации и преадаптации | Устный опрос, проверка индивидуального задания | |||
4. | Подготовка к лабораторным занятиям, изучение учебников, написание тематических докладов, реферата, составление таблиц, экскурсия | Анатомия органов систем исполнения движений человека | Проверка индивидуаль-ных заданий, тестирование, устный опрос | |||
5. | Подготовка к лабораторным занятиям, изучение учебников, написание тематических докладов, составление схем, таблиц, экскурсия | Анатомия органов систем обеспечения двигательной деятельности человека | Проверка индивидуальных заданий, тестирование, устный опрос | |||
6. | Подготовка к лабораторным занятиям, изучение учебников и учебных пособий, написание тематических докладов, составление схем, таблиц, подготовка мультимедийной презентации | Анатомия органов систем регулирования и управления двигательной деятельностью человека | Проверка индивидуаль-ных заданий, тестирование, устный опрос, защита презентации | |||
7. | Изучение учебников, составление схем | Органы чувств | Проверка индивидуаль-ных заданий |