Глава VIl. ПОДКОРКОВЫЕ ГАНГЛИИ, ВНУТРЕННЯЯ КАПСУЛА, СИМПТОМОКОМПЛЕКСЫ ПОРАЖЕНИИ
ЗРИТЕЛЬНЫЕ БУГРЫ
Продолжением мозгового ствола кпереди являются зрительные бугры, расположенные по сторонам. III желудочка (см. рис. 2 и 55, III}.
Зрительный бугор (thalamus opticus — рис. 55, 777) представляет собой мощное скопление серого вещества, в котором можно различить ряд ядерных образований.
Существует деление зрительного бугра на собственно thalamus, hupothalamus, metathalamus и epithalamus.
Thalamus — основная масса зрительного бугра — состоит из переднего, наружного, внутреннего, вентрального и заднего ядер.
Hypothalamus имеет целый ряд ядер, расположенных в стенках III желудочка и его воронке (infundibulum). Последняя весьма тесно связана с гипофизом как в анатомическом, так и функциональном отношении. Сюда же относятся сосковидные тела (corpora mamillaria).
Metathalamus включает в себя наружные и внутренние коленчатые тела (corpora geniculata laterale et mediale).
Epithalamus включает в себя эпифиз, или шишковидную железу (glandula pinealis), и заднюю комиссуру (comissura posterior).
Зрительный бугор является важным этапом на пути проведения чувствительности. К нему подходят следующие чувствительные проводники (с противоположной стороны).
1. Медиальная петля с ее бульбо-таламическими волокнами (осязание, суставно-мышечное чувство, чувство вибрации и др.) и спино-таламическим путем (болевое и температурное чувство).
2. Lemniscus trigemini — от чувствительного ядра тройничного нерва (чувствительность лица) и волокна от ядер языкоглоточного и блуждающего нервов (чувствительность глотки, гортани и др., а также внутренних органов).
3. Зрительные тракты, заканчивающиеся в pulvinar зрительного бугра и в corpus geniculatum laterale (зрительные пути).
4. Латеральная петля, заканчивающаяся в corpus geniculatum mediale (слуховые пути).
В зрительном бугре заканчиваются также обонятельные пути и волокна от мозжечка (от красных ядер).
Таким образом, к зрительному бугру притекают импульсы экстероцептивной чувствительности, воспринимающей раздражения извне (боль, температуру, прикосновения, свет и др.), проприоцептивной (суставно-мышечное чувство, чувство положения и движения) н интероцептивной (от внутренних органов).
Такое средоточие всех видов чувствительности в зрительном бугре станет понятным, если принять во внимание, что на определенных этапах эволюции нервной системы зрительный бугор был главным и конечным чувствительным центром, определяющим общие двигательные реакции организма рефлекторного порядка путем передачи раздражения на центробежные двигательные аппараты.
С появлением и развитием коры головного мозга усложняется и совершенствуется чувствительная функция; появляется способность тонкого анализа, дифференцировки и локализации раздражении. Основная роль в чувствительной функции переходит к коре головного мозга. Однако ход чувствительных путей остается прежним; возникает лишь продолжение их от зрительного бугра к коре. Зрительный бугор становится в основном лишь передаточный станцией на пути импульсов от периферии к коре. Действительно, существуют многочисленные таламо-кортикальные пути (tractus thalamo-corticales), те (в основном, третьи) нейроны чувствительности, которые были уже рассмотрены в главе о чувствительности и о которых следует только кратко упомянуть:
1) третьи нейроны кожной и глубокой чувствительности (болевого, температурного, осязательного, суставно-мышечного чувства и др.), начинающиеся из вентро-латерального отдела зрительного бугра, проходящие через внутреннюю капсулу в область задней центральной извилины и теменную долю (рис. 55, VII);
2) зрительные пути от первичных зрительных центров (corpus geniculatum laterale — radiatio optica) или пучок Грасьоле, в область fissurae calcarinae затылочной доли (рис. 55, VIII),
3) слуховые пути от первичных слуховых центров (corpus geniculatum mediale) в верхнюю височную извилину и извилины Гешля (рис. 55, IX).
Рис. 55. Подкорковые ганглии и внутренняя капсула.
I — nucleus caudatus;II — nucleus lenticularis;III — thalamus opticus; IV — tractus cortico-bulbaris; V — tractus cortico-spinalis; VI — tractus oc-cipito-temporo-pontinus; VII — tractus ttialamo-corticalis: VIII — radiatio optica; IX — слуховые пути к коре; X — tractus fronto-pontinus.
Помимо названных уже связей, зрительный бугор имеет пути, связывающие его со стрио-паллидарной системой. Аналогично тому, как thalamus opticus является на определенных этапах развития нервной системы высшим чувствительным центром, стрио-паллидарная система была конечным двигательным аппаратом, осуществляющим достаточно сложную рефлекторную деятельность.
Поэтому связи зрительного бугра с названной системой весьма интимны, и весь аппарат в целом может быть назван таламо-стрио-паллидарной системой с воспринимающим звеном в виде thalamus opticus и двигательным в виде стрио-паллидарного аппарата (рис. 56).
О связях зрительного бугра с корой головного мозга — в направлении thalamus — кора уже было сказано. Кроме того, существует мощная система проводников обратного направления, от коры головного мозга к зрительным буграм. Эти пути исходят из различных отделов коры (tractus cortico-thalamici); наиболее массивным из них является тот, который начинается из лобной доли.
Наконец, следует упомянуть о связях зрительного бугра с подбугровой областью (hypothalamus), где сосредоточены подкорковые центры вегетативно-висцеральной иннервации.
Связи ядерных образований таламической области весьма многочисленны, сложны и в деталях изучены еще недостаточно. В последнее время, главным образом на основании электрофизиологических исследований, предлагается делить таламо-кортикальные системы на специфические (связанные с определенными проекционными зонами коры) и неспецифические, или диффузные. Последние начинаются от медиальной группы ядер зрительного бугра (срединный центр, интраламинарные, ретикулярные и другие ядра).
Некоторые исследователи (Пенфилд, Джаспер) приписывают этим «неспецифическим ядрам» зрительного бугра, как и ретикулярной формации ствола, функцию «субстрата сознания» и «высшего уровня интеграции» нервной деятельности. В концепции «центроэнцефалической системы» кора рассматривается лишь как промежуточный этап на пути сенсорных импульсов, текущих от периферии к «высшему уровню интеграции» в межуточном и среднем мозге. Сторонники этой гипотезы, вступают, таким образом, в противоречие с историей развития нервной системы, с многочисленными и очевидными фактами, устанавливающими, что тончайший анализ и сложнейший синтез («интеграция») нервной деятельности осуществляются корой головного мозга, которая функционирует, разумеется, не изолированно, а в неразрывной связи с нижележащими подкорковыми, стволовыми и сегментарными образованиями.
Рис. 56. Схема связей экстрапирамидной системы. Центробежные проводники ее.
N. с. nucleus caudatus; N. L. — nucleus lenticularis; gp. — globus. pallidus; Pat. — putamen; Th. — зрительный бугор; N. rub. — красное ядро, Tr. r. sp. — рубро-спиналъный пучок; Tr. cort. th. — tractus cortico-thalamicus; Subst. nigra — substantia nigra; Tr. tecto-sp. — tractus tecto-spinalis; 3. прод. пуч. — задний продольный пучок; Яд. Даркш. — ядро Даркшевича.
На основании приведенных анатомических данных, а также существующих клинических наблюдений, функциональное значение зрительного бугра можно определить в основном следующими положениями. Зрительный бугор является:
1) передаточной станцией для проведения в кору всех видов «общей» чувствительности, зрительных, слуховых и других раздражении;
2) афферентным звеном сложной подкорковой таламо-стрио-паллидарной системы, осуществляющей достаточно сложные автоматизированные рефлекторные акты;
3) через посредство зрительного бугра, являющегося подкорковым центром также и для висцерорецепция, осуществляется благодаря связям с гипоталамической областью и корой больших полушарий автоматическая регуляция внутренних. процессов организма и деятельности внутренних органов.
Получаемые зрительным бугром чувствительные импульсы могут приобретать здесь ту или иную эмоциональную окраску. По М.И. Аствацатурову, зрительный бугор является органом примитивных аффектов и эмоций, тесно связанных с чувством боли; одновременно возникают реакции со стороны висцеральных приборов (покраснение, побледнение, изменения пульса и дыхания и т.д.) и аффективные, выразительные двигательные реакции смеха и плача[26].