Занятия йогой начинаются в восьмилетнем возрасте

доктор Свами Кармананда Сарасвати

В Индии дети традиционно посвящаются в практику йоги во время упаная видхи, церемонии получения священного шнура, на восьмой год жизни. В древние времена мальчиков и девочек посвящали в сурья намаскар, нади шодхана пранаяму и Гаятри мантру именно в этом волшебном возрасте, символизирующим окончание детства. В наши дни ученые установили, что восьмилетний возраст представляет собой важный период в физиологическом и умственном развитии личности, отправной точкой во взрослую жизнь. Далее я привожу информацию доказанную учеными относительно развития детей в этом возрасте.

∙ Количество альвеол в легких увеличивается до наступления восьмилетнего возраста. После этого альвеолы увеличиваются лишь в размерах; ученые не выявили случаев увеличения их количества. Врачи считают, что этот возраст наиболее подходит для внедрения практики пранаямы в повседневную жизнь. Благодаря пранаяме систематически тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная система, повышается их жизнеспособность, сопротивляемость и выносливость на разных этапах жизни.

∙ Развитие и программирование иммунной системы во время внутриутробной жизни, младенчества и детства прекращаются в этом возрасте, когда лимфатическая ткань вилочковой железы между сердцем и основой легких начинает атрофироваться и увядать. Защитные возможности иммунитета устанавливаются индивидуально в более поздние годы, но решающую роль играет именно восьмой год жизни. Психологический процесс различения между «собственной личностью» и «другими», имеет глубокое значение в духовной жизни, и называется барьером «эго». Этот процесс на клеточном уровне отвечает за болезни, связанные со снижением иммунитета, такие как астма, аллергия, артрит, рак и опухоли. Практика сурья намаскары и нади шодхана пранаямы способствую укреплению иммунитета на всех этапах жизни, таким образом, практикующие йогу приобретают способность адаптироваться к необычным ситуациям и разнообразным обстоятельствам в жизни. Это гарантирует здоровую реакцию на всевозможные ситуации, а не закрепляет определенный уровень иммунитета на клеточном уровне, устанавливающийся в восьмилетнем возрасте. Невозможность приспосабливаться к обстоятельствам и ситуациям последующих лет жизни из-за заложенной клеточной памяти является одной из причин слабого иммунитета и гиперчувствительности к заболеваниям, широко распространенным в современном обществе.

∙ Шишковидная железа, отвечающая за активность гипофиза и всю эндокринную систему, начинает деградировать к восьмому году жизни. Эта крохотная железа, расположенная в центре головного мозга отвечает за поддержание расширенного сознания ребенка, лишенного половых переживаний. После восьми лет гипофиз выбрасывает в кровь половые гормоны, запуская процесс взросления, в то время как дегенерация шишковидной железы продолжается. Дети, практикующие йогу с восьми лет, отдаляют этот процесс на несколько лет, сохраняя при этом свою детскую непосредственность. Пробуждение взрослых сексуальных импульсов и страстей откладывается, пока ребенок не будет готов справиться с эмоциональной, психологической и физиологической революцией, сопровождающей половую идентификацию личности. Дети, достигающие полового созревания в позднем возрасте, обычно обладают хорошей интуицией, сообразительностью и чувствительностью, чем рано созревшие, вынужденные бороться со смятением и внутренним конфликтами половой жизни, не понимания процессов происходящих в их умах и телах.

∙Согласно психологии, возможности абстрактного мышления, способность понимать идеи и концепции, образующие основу современного технического и нравственного воспитания, формируются к восьмилетнему возрасту. Считается, что в этом возрасте, ребенок уже готов к обучению и обладает способностью к концентрации. До восьми лет дети пребывают в мире фантазий и игр, но после этого детей нужно постепенно обучать концентрации и дисциплине. Дети, занимающиеся йогой с этого возраста, смогут оптимально развить свои качества, способности и таланты, ведя успешную, плодотворную и свободную жизнь.

С восьмилетнего возраста детей следует обучать в интернациональной культурной среде. Основой духовной культуры должны стать не книги, молитвы, церкви или храмы. Духовное образование следует начинать с культуры личности. Неважно где живет ребенок: в ашраме, монастыре, общежитии или дома с родителями, ему необходимо дать возможность принимать участие в повседневной работе. Работа в системе карма йоги представляет собой лучший способ внедрения духовности и положительных самскар. Свами Сатьянанда Сарасвати говорил: «Судьба всего мира находится в руках детей. Если вы хотите заглянуть в светлое будущее, не ожидайте увидеть там меня или себя. Будущее за детьми, развитыми духовно».



Наши рекомендации