Стадии умственного развития детей
В науке йоги существуют различные ответвления, которые отвечают за определенные виды деятельности мозга. Человеческий мозг представляет собой мощный инструмент познания, но иногда его способности снижаются. В определенных случаях мозг может работать очень медленно. Или мозг может быть высокоразвит, но нескоординирован.
Поэтому некоторые дети недостаточно сообразительны, другие же достаточно смышленые, но рассеянны. Есть дети, ментальные способности которых колеблются; то они схватывают всё на лету, то ведут себя как слабоумные. Существует и другая категория детей - собранные и умные.
Несообразительность, рассеянность, колебание и собранность - всё это разные уровни в развитии человеческого мозга. Например, если ребенок собран и понятлив, важно следить чтобы эти качества не исчезли. Если умственные способности ребенка нестабильны, мы должны постараться выровнять эти колебания. В случае смышленых, но рассеянных детей, следует попытаться направить их ментальную активность в единый поток. В заключение следует добавить, что всегда найдутся способы трансформировать слабый ум в развитый.
Йогическая система образования
Существуют разные способы, через которые можно передавать знания. В последние десятилетия появилось множество новых методов образования. Старейшим методом, разумеется, является обучение в классе при помощи палки. В роли палки выступает оценочная система. Если у ребенка хорошая успеваемость, он получает хорошие оценки, в противном случае его оценкой будет ноль. Учитель читает лекцию, записывает тезисы на доске, а от ученика ожидается усвоение предложенного материала. Если это не удалось, он получает низший балл. Это система преподавания, но не система образования.
Настоящее образование должно развивать мышление и мозг. И хотя постоянно появляются новые способы воспитания, все они в основном не выходят за пределы интеллекта. В йогической системе, процесс обучения спонтанен и происходит на глубоких уровнях сознания.
Каждый момент жизни, начиная с рождения, мы постоянно впитываем информацию, но она не сохраняется в той форме, в которой мы ее получаем. Информация сохраняется в рлдсознании в виде символических образов.
Используя йогическую систему образования можно обучать географии, истории, математике, физике, химии, биологии, или чему угодно. Данная форма, прежде всего, наилучшим способом подходит для учеников со слабым интеллектом. Понятливому ученику можно легко объяснить определенную мысль, но другой ребенок даже не сможет понять, о чем вы говорите, из-за особенностей своего интеллекта. Поэтому знания надо передавать в символической форме напрямую в подсознание. В этом и заключается йогическая система образования.
Эксперимент с йога нидрой
Принципы йога нидры можно использовать для передачи знаний или для развития умственных способностей у слаборазвитых мальчиков и девочек. Учителя и родители должны уметь общаться с подсознанием ребенка. Такое общение возможно, если вы сможете пробудить подсознание ребенка.
Я проводил множество экспериментов с йога нидрой. Например, в 1964 году ко мне пришел маленький мальчик четырех лет - он хотел стать санньяси. Я не мог принять его из-за слишком раннего возраста, поэтому я сказал, чтобы он вернулся, когда ему исполнится 7 лет. К моему удивлению, когда наступил его седьмой день рождения, он покинул свой дом и присоединился ко мне.
Мальчик прожил со мной на протяжении почти восьми лет. Всё это время он беспрестанно создавал проблемы и беспокоил меня. Целыми днями он крушил разнообразные предметы или шалил с посетителями ашрама. Он не был готов пойти в школу, получать образование. Что я тогда сделал? Я провел с ним йога нидра эксперимент. Как только вечером он отправлялся спать, я засекал время. Подождав 5 минут, я начинал читать Гиту, Упанишады, Библию и другие книги, смысл которых я хотел до него донести. Это сработало, и я решил провести другой опыт. Я стал читать ему книги на английском и других языках. Спустя два года я закончил свой эксперимент, а мальчик вырос в одного из самых удивительных свами, которых я когда-либо учил.
Физиологическая основа йоги
Вышесказанное подтверждает, что образование ребенка может происходить и без его ведома. На биохимию мозга можно влиять йогическими методами. Через практики йога нидры, пранаямы, сурья намаскар и повторение мантр нормализуется работа головного мозга. Поэтому йога должна быть досконально изучена методистами.
Современная система образования не должна игнорировать возможности йоги, утверждая, что это лишь гимнастика, и устаревшая наука древней цивилизации. К йоге не следует относиться, как к предмету, не подлежащему научному изучению. На сегодняшний день проведено множество научных экспериментов.
Процессы, происходящие в организме во время практики пранаямы, были изучены, и ее польза научно доказана. Хатха йога рассказывает о существовании ида и пингала нади, энергетических каналах, которые также существуют в физическом теле. Они не абстрактны или символичны, они действительно существуют. Они расположены внутри позвоночника. Один канал отвечает за мозг и мышление, другой контролирует жизненную силу и физическую активность. Эти два канала должны быть синхронизированы для гармоничного развития ребенка.
Если каналы заблокированы, неизбежны проблемы. Когда у ребенка проблемы с мышлением, как наука называет подобное состояние? Достаточно окрестить ребенка слабоумным и забыть о нем. Но эту проблему можно исправить, очистив соответствующий энергетический канал, или нади. Если ребенок несообразителен, это далеко не всегда говорит о механическом или структурном дефекте в его головном мозге. Отсутствие сообразительности может быть связано с недостаточным поступлением праны в мозг. Хатха йога четко указывает на это: через практику пранаямы прана поступает во все области мозга, увеличивая и пробуждая его функциональные способности. Циркуляция праны очень важна не только для физических процессов, но и для умственных.
При помощи пранаямы в теле активизируются определенные процессы. В научном исследовании было показано, что во время пранаямы в головном мозге происходят особые электроэнергетические реакции. Также было замечено, что во время практики йога нидры усиливается активность альфа волн. Во время обычного сна преобладают дельта волны. Крепко ли спит человек или находится в состоянии йога нидры, можно определить, изучив активность альфа или дельта волн в головном мозге.
Гормональный блок
Следующим важным фактором в обучении детей является отсутствие блоков в гормональной системе. Иногда щитовидная железа не функционирует надлежащим способом, и это приводит к сниженной активности мышления. Похожие проблемы также могут быть вызваны развитием яичников. Многие дети бывают очень сообразительными в возрасте 12-13 лет, как вдруг резко мы можем заметить снижение их способностей. Обычно это случается при дисбалансе функции яичников. Человеческий организм поглощает определенное количество гормонов, выделяя при этом продукты распада. Не усвоенные надлежащим способом, они перенасыщают организм, и результатом становится снижение активности мозга.
Освобождение сознания
Существует один важный фактор, который, к сожалению, не учитывается при воспитании детей. Дети не получают свободы, их постоянно ограничивают и держат на поводке. Их заставляют вести себя неестественным для них образом. Мы держим детей в тени своей личности. Мы проецируем свою личность на детей и ожидаем что они будут такими же как мы, но каждый обладает своей индивидуальной личностью. Когда дети слишком малы, у них нет иного выбора, кроме как оставаться в тени, но взрослея, они бунтуют против такого положения дел.
Фактически они бунтуют не против родителей. Они выступают против структуры, заложенной в их сознание. Если в вашей комнате находится бесполезная мебель, вы просто-напросто выбросите ее, и не из-за того, что вам не нравится ее внешний вид, а потому что она создает нагромождение в вашем пространстве. Подобным образом можно судить о том, что и детям не нужны эти насильно закладываемые в них структуры. Они желают быть свободными, хотят думать и действовать в соответствии со своей природой. Кроме того, большинство родителей это простые люди, они не йоги, гуру, или образцы для подражания. Они борются со своими детьми, поскольку не могут контролировать эмоциональный фактор. Родители могут быть довольны своими детьми или нет - это естественно, но они не осознают, что их поведение может отразиться на умственных способностях ребенка.
Что могут сделать дети в этой ситуации? Через практику антар мауны детские впечатления, захороненные глубоко в подсознании, должны быть уничтожены. Дети должны фантазировать, воображать и управлять своим сознанием абсолютно свободно, но для этого необходимо, чтобы бы они могли осознавать процессы, происходящие в сознании. Им не следует заниматься йога нидрой независимо от взрослых. Дети должны осваивать эту технику только с помощью взрослых и практиковать понемногу. И тогда, постепенно они смогут избавиться от впечатлений, которые им не нужны или не нравятся.
Родители обычно крайне озабочены воспитанием детей, но для гармоничного развития необходимо, чтобы в определенный момент они предоставили ребенку свободу. При постоянном доминировании родителей над ребенком, развития не происходит. Черезмерная родительская забота может стать препятствием в эволюции ребенка. Несомненно, родители должны заботиться о своих детях, а не просто позабыть о них и не разговаривать с ними. Но однажды, приходит время, когда необходимо будет провести полноценную чистку детского сознания, и в этом может помочь практика антар мауны.
Мантра и память
В заключении мы рассмотрим проблему памяти. Хранение, переработка и воспроизведение информации представляют для детей огромную сложность. Все эти процессы непосредственно связаны с памятью. Разрешив проблему памяти, мы автоматически разрешим проблему всего образования в целом. Если нам удастся найти методику для улучшения памяти детей, это будет революционным прорывом в системе образования. Люди пробуют разные методики для улучшения памяти, но я считаю, что для ее развития необходимо обучать мантрам. Мантра непосредственно воздействует на подсознание и бессознательные области ума. При помощи мантры, антар мауны и йога нидры у детей можно развить хорошую память.
Как внедрить йогу
Учителя должны адекватно относиться к йоге. Я считаю, что всевозможные эксперименты в сфере образования в разных уголках планеты должны быть собраны и изучены. О многом было сказано, и многое было сделано. Наука предельно ясно говорит о положительном влиянии йоги на сознание и характер человека. Пришло время решать, как эффективней внедрить йогу в образовательный процесс. Сегодня методистам есть о чем подумать.
Йога и детские проблемы
Свами Сатьянанда Сарасвати
В Индии дети обычно начинают заниматься йогой в возрасте восьми, девяти или десяти лет. Согласно ведической традиции в этом возрасте проводится специальная церемония, в ходе которой детей обучают сурья намаскар, нади шодхана пранаяме и Гаятри мантре. На сегодняшний день от этой традиции мало что осталось, но по моему мнению, совершенно необходимо возродить йогу в образовательной системе.
У детей существует множество нерешенных и невыраженных проблем. Они не могут ясно рассказать о своих проблемах, поскольку они еще не понимают свою психологию, и им сложно выразить свои мысли. Поэтому обычно проблемы детей прямо отражаются на их поведении, и пока опытный психоаналитик не изучит ситуацию, у нас не будет правильного диагноза.
Такие проблемы могут вызвать серьезные затруднения у большинства родителей, так как далеко не все родители разбираются в психологии и слишком субъективно воспринимают детские проблемы. Например, если ребенок самонадеян и непослушен, его родители обычно вешают на него ярлык «самонадеянный», не углубляясь в суть проблемы. Когда ребенок не желает сидеть дома, а проводит всё время с друзьями, неважно плохими или хорошими, родители будут считать его бездельником и гулякой. Психоаналитик же попробует разобраться в причинах такого поведения в отличие от большинства родителей. Так происходит не потому, что они не умеют анализировать, а потому что они просто родители и не могут объективно относиться к своим детям.
Существует определенный дисбаланс между психологическим и физическим развитием у детей от семи до двенадцати лет. Иногда, в связи с особенностями мозга, нервной и эндокринной систем физическое развитие происходит быстрее, чем умственное, или наоборот. Часто в этом заключается главная причина проблем в детском возрасте.
Нам не следует смотреть на детские проблемы через призму этики или морали. Например, если у ребенка избыточное выделение адреналина, то он часто испытывает страх. Ему будет тяжело общаться со строгими людьми, и он не захочет ходить к строгому учителю на урок, и разумеется, он не будет любить предмет преподаваемый этим учителем. Всё, что необходимо сделать - это сбалансировать выброс адреналина, чтобы изменить характер ребенка. Людям, заинтересованным работой с детскими проблемами, следует глубоко изучить вопросы, связанные с эффектом гормонов на детский организм. Подобные проблемы также можно наблюдать при гормональном дисбалансе щитовидной железы.
В возрасте восьми или семи лет начинается процесс дегенерации шишковидной железы, и постепенно в организм начинают поступать половые гормоны. До этого момента шишковидная железа сдерживает половое созревание и связанные с этим умственные и эмоциональные качества. Когда процесс дегенерации шишковидной железы завершен, эмоциональный импульс становится настолько сильным, что ребенку не по силам его сдерживать. Если мы сможем задержать гормональный всплеск, это крайне благотворно повлияет на развитие ребенка. Чтобы справиться с этой задачей, следует поддерживать здоровое состояние шишковидной железы при помощи практики шамбхави мудры (концентрация на области межбровья).
Шишковидная железа имеет огромную важность. В йоге она известна как аджна чакра и расположена в головном мозге на вершине медулла облонгата. Она небольшая по размерам, и выполняет функцию замка. Пока она находится в активном состоянии, развязное сексуальное поведение не проявляется. Половое сознание должно развиваться в соответствии с возможностью ребенка контролировать его воздействие на сознание. Если же сексуальные фантазии приходят к ребенку до того момента, когда он сможет их выразить, они негативно воздействуют на него. Ему могут сниться пугающие и мрачные сны, и его поведение в повседневной жизни не будет нравиться взрослым. Раннее половое созревание может полностью разрушить сознание ребенка. Например, во время завершения процесса дегенерации шишковидной железы, у девочек начинают выделяться половые гормоны, грудные железы, яичники и матка начинают стремительно развиваться, что приводит к беспорядку всей системы. Девочка становится очень нервной, так как она пока еще не готова к таким изменениям.
Следовательно, детям очень важно освоить практику шамбхави мудры, чтобы воздействовать на аджна чакру, задерживая половое созревание до того момента, когда организм будет готов к нему. Чтобы сделать эту практику более интересной, мы добавили к ней элементы визуализации. Мы называем около пятидесяти объектов, и просим детей последовательно визуализировать их. Представляя себе розу, текущую реку, покрытую снегом гору, двигающуюся машину, летящий самолет, плод гуавы, церковь или что-либо другое, ребенок, таким образом, развивает свое осознание.
Существует три вида объектов для визуализации: те, которые ребенок уже видел, те, которые не видел, и абстрактные, такие как любовь или ненависть. Данная практика позволяет детям не только поддерживать психо–эмоциональный баланс, но и развивает в них способности к визуализации. Уже позднее, при изучении истории, географии и математики, он сможет использовать эти навыки наряду с обычным мышлением.
Несмотря на то, что у нас нет научного подтверждения, я считаю, что другие йогические практики также способствуют поддержанию активности шишковидной железы, добавляя ей лишние годы жизни. Вот почему в Индии мы обучаем детей сурья намаскар (динамической технике); нади шодхана пранаяме (для баланса между полушариями мозга); мантре (для концентрации внимания) и шамбхави мудре совместно с визуализациями (для поддержания шишковидной железы).