Судебная медицина и психиатрия
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА И ПСИХИАТРИЯ
Направление подготовки
40.03.01 «Юриспруденция»
Профиль подготовки
гражданско-правовой
Форма обучения: заочная
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Челябинск
Судебная медицина и психиатрия: Рабочая программа дисциплины / С. А. Захарова. – Челябинск: АНО ВПО «Российская академия предпринимательства» Челябинский филиал, 2014. – 39 с.
Судебная медицина и психиатрия: Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО направления 40.03.01 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ», квалификация (степень) «БАКАЛАВР», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 463 от 4 мая 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте России 21 мая 2010 г.
Является единой для всех сроков обучения.
Программа одобрена на заседании кафедры «Уголовное право и уголовный процесс» от 29.08. 2014 года, протокол № 1.
Зав. кафедрой разработчика – Сергеев А.Б., д.ю.н., профессор
Разработчик программы – Захарова С. А., к.ю.н., доцент
Рецензенты:
1. Попов К. И., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».
2. Пустовая И. Н., к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры».
© Издательство АНО ВПО «РАП»
Челябинский филиал, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ………………………………………………………………………… 4 |
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) ….. 5 |
3. Содержание дисциплины ……………………………………………………….12 |
4. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ………………………………………….20 |
5. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) …………………………………………… 20 |
6. Перечень основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения дисциплины, модуля………………………………………………………… 26 |
7. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины…………………………………………27 |
8. Методические указания по освоению дисциплины (модуля) ………………..27 |
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля), необходимое для её освоения…………………………………………………………………… 38 |
ВВЕДЕНИЕ
1.1 Название дисциплины (модуля) и общая информация о ней
Рабочая учебная программа дисциплины «Судебная медицина и психиатрия» предназначена для реализации Федерального государственного стандарта Высшего профессионального образования по направлению 40.03.01 «Юриспруденция».
1.2 Цели и задачи дисциплины (модуля)
Целью изучения дисциплины «Судебная медицина и психиатрия» является формировании у студентов знаний по проблемам медицинских судебных экспертиз в Российской Федерации и тенденций их развития в современных условиях.
После изучения данной дисциплины выпускник должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- оперировать юридическими понятиями и категориями;
- использовать приобретенные знания в научной деятельности, осуществлять теоретическое исследование проблем криминалистики, судебно-экспертной и розыскной деятельности;
- свободно использовать криминалистическую и медицинскую терминологию в данной сфере;
- выявлять научные проблемы, формулировать задачи исследования и выбирать необходимые методы;
- самостоятельно решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
1.3 Входные требования и место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина «Судебная медицина и психиатрия» относится к дисциплинам блока «Б3. Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору», что означает формирование в процессе обучения у студента общекультурных и профессиональных компетенций в рамках выбранного образовательного направления, а также навыков самостоятельной работы в области юриспруденции.
В методическом плане дисциплина опирается на знания, полученные при изучении следующих курсов: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Правоохранительные органы». Набор входящих знаний и умений, состоящий в знании базовых юридических понятий и категорий, научном понимании государства и права, знании эволюции и соотношения уголовно-правовых систем в государстве, знании системы правоохранительных органов, основных принципов и категорий законности и правопорядка, и в умении критически осмысливать накопленную информацию, вырабатывать собственное мнение, находить компромиссные и альтернативные решения, понимать сущность и социальную значимость своей профессии, обеспечивает требуемый фундамент знаний для изучения дисциплины «Судебная медицина и психиатрия».
Полученные в процессе обучения студентом знания необходимы для освоения таких дисциплин как «Уголовное право», «Уголовный процесс» «Криминалистика» и других дисциплин профессионального цикла.
Таблица 1 -Междисциплинарные связи
№ п/п | Наименование последующих дисциплин | № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин | |
1. | Уголовное право | Х | Х |
2. | Уголовный процесс | Х | Х |
3. | Криминалистика | Х | Х |
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
Таблица 2 - Структура компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины (модуля)
ФГОС | Профессиональный стандарт | Характеристика трудовых функций | |
Код компетенции | Наименование компетенции | ||
ОК-4 | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Знать: закономерности и особенности профессиональной речи юриста; взаимосвязь культуры речи и культуры мышления юриста. Уметь: логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; стилистически правильно использовать речевые средства в процессе общения. Владеть:навыкамилогически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи; навыками доказывания и аргументирования своей точки зрения, опровержения точки зрения оппонента. | применение на практике знаний о закономерностях и особенностях профессиональной речи юриста; оперирование юридическими понятиями и категориями; логически верное, аргументированное и ясное построение устной и письменной речи; доказывание и аргументирование своей точки зрения; опровержение точки зрения оппонента; общение, ведение гармоничного диалога в процессе коммуникации в профессиональной сфере; стилистически правильное использование в процессе профессиональной деятельности речевых средств общения; выявление и исправление речевых ошибок в устной и письменной речи |
ОК-9 | способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | Знать: формы правового воздействия на социально значимые проблемы и процессы, общественные отношения и сознание людей, факторы, определяющие специфику правового регулирования. Уметь: анализировать социально значимые проблемы и процессы, в рамках которых осуществляется правовое регулирование. Владеть: навыками оценки выработанной стратегии правового регулирования, направленной на решение проблем, стоящих перед обществом. | применение на практике знаний о правовых средствах, используемых в процессе правового регулирования общественных отношений, способах и методах правового регулирования и специфике их применения; выявление и анализ социально значимых проблем и процессов в целях выработки наиболее эффективного механизма правового регулирования; анализ политики государства в сфере правового регулирования различных общественных отношений; формирование рекомендаций по совершенствованию законодательства |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Знать: понятие и сущность правосознания, правовой культуры, значение и роль права; фундаментальные понятия и категории судебной медицины и психиатрии; проблематику применения специальных знаний в правоохранительной деятельности. Уметь: использовать приобретенные знания в научной деятельности, осуществлять теоретическое исследование проблем криминалистики, судебно-экспертной и розыскной деятельности; выявлять научные проблемы, формулировать задачи исследования и выбирать необходимые методы. Владеть: основными навыками правоприменительной практики в получении и оценке доказательств из судебно-экспертных исследований; навыками практического использования информации и критериев экспертной диагностики. | осуществление профессиональной деятельности на основе развитого правосознания и высокого уровня правовой культуры, преодоление проблем в правореализационной деятельности; осуществление юридической квалификации на основе развитого правосознания и высокого уровня юридической техники; анализ правоотношений, оценка их нормативного регулирования и практики правореализации и правоприменения; использование приобретенных знаний в научной деятельности, осуществление теоретических исследований проблем криминалистики, судебно-экспертной и розыскной деятельности; получение и оценка доказательств из судебно-экспертных исследований; использование на практике информации и критериев экспертной диагностики. |
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать:понятие и значение применения нормативных правовых актов; о реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Уметь: анализировать материально-правовую сторону регулирования отношений и осуществлять правореализационную деятельность с соблюдением требований процессуальных норм. Владеть: навыками применения нормативных правовых актов; реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности. | применение на практике знаний о способах реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности, путях разрешения правовых коллизий; квалифицированное применение норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности; работа с материальными и процессуальными нормативными правовыми актами; анализ материально-правовой стороны регулирования отношений и осуществления правореализационной деятельности с соблюдением требований процессуальных норм |
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знать:понятие юридических фактов и обстоятельств; требования юридически обоснованной и грамотной их квалификации. Уметь: анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, а также возникающие в связи с ними правоотношения. Владеть: навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности. | на профессиональном уровне определение круга фактов, необходимых и достаточных для осуществления юридической квалификации; осуществление правовой экспертизы собранных фактов; анализ норм права и на их основе проведение юридической квалификации фактов и обстоятельств; осуществление правореализационной и правоприменительной деятельности, связанной с юридической квалификацией фактических обстоятельств дела |
ПК-7 | владеет навыками подготовки юридических документов | Знать: сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов судебной медицины и психиатрии; особенности методики и практики производства судебно-медицинских и психиатрических экспертиз; требования к составлению и оформлению юридических документов в данной сфере. Уметь: правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере судебной медицины и психиатрии; свободно использовать криминалистическую и медицинскую терминологию в данной сфере. Владеть: навыками подготовки юридических документов в сфере судебной медицины и психиатрии. | применение на практике знаний об особенностях методики и практики производства судебно-медицинских и психиатрических экспертиз, какие для этого составляются юридические документы и какие к ним предъявляются требования; правильное составление и оформление юридических документов в сфере судебной медицины и психиатрии; использование криминалистической и медицинской терминологии в данной сфере; составление юридических документов, необходимых для правореализации и правоприменения |
ПК-15 | способен толковать различные правовые акты | Знать: нормы законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих производство судебно-медицинских и психиатрических экспертиз. Уметь: анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы в сфере судебной медицины и психиатрии; обеспечивать их соблюдение. Владеть: навыками работы с нормативными правовыми актами, реализации норм права в сфере судебной медицины и психиатрии; навыками толкования различных правовых актов. | применение на практике знаний о принципах, способах и видах толкования правовых актов, юридической природе актов официального толкования, формах актов официального толкования и необходимости в их издании, актах толкования органов государственной власти; толкование норм законодательства и иных правовых актов, регулирующих производство судебно-медицинских и психиатрических экспертиз; использование различных способов толкования правовых норм; анализ правоприменительной и правоохранительной практики; разрешение правовых проблем и коллизий. |
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
– фундаментальные понятия и категории судебной медицины и психиатрии;
– проблематику применения специальных знаний в правоохранительной деятельности.
– особенности методики и практики производства судебно-медицинских и психиатрических экспертиз.
уметь:
–использовать приобретенные знания в научной деятельности, осуществлять теоретическое исследование проблем криминалистики, судебно-экспертной и розыскной деятельности;
– свободно использовать криминалистическую и медицинскую терминологию в данной сфере;
– выявлять научные проблемы, формулировать задачи исследования и выбирать необходимые методы;
– анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
– анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
– правильно составлять и оформлять юридические документы;
владеть:
– основными навыками правоприменительной практики в получении и оценке доказательств из судебно-экспертных исследований;
– навыками практического использования информации и критериев экспертной диагностики;
– навыками работы с правовыми актами, реализации норм права;
– навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.
2.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 3 - Количество часов (зачетных единиц) по видам учебной деятельности
Вид учебной работы | Всего час./зач.ед., форма контроля | Количество семестров |
Контактная работа обучающихся с преподавателем: | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет/4 | |
Общая трудоемкость | 108/3 |
НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 4 - Количество часов (зачетных единиц) по видам учебной деятельности
Вид учебной работы | Всего час./зач.ед., форма контроля | Количество семестров |
Контактная работа обучающихся с преподавателем: | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Самостоятельная работа | ||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зачет/4 | |
Общая трудоемкость | 108/3 |
2.2 Разделы и темы дисциплины (модуля) и виды занятий
НАПРАВЛЕНИЕ: «Юриспруденция»
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4; 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 5 - Перечень видов занятий по разделам дисциплины (модуля)
Наименование разделов и тем дисциплины | Лекции, час. | Практические занятия, час. | Самостоятельная работа, час. | Промежуточная аттестация, час. | Всего, час. |
Раздел 1 Судебная медицина | |||||
Тема 1.1 Предмет и задачи судебной медицины. Процессуальные основы и организационные формы судебно-медицинской экспертизы. | |||||
Тема 1.2 Телесные повреждения. | |||||
Тема 1.3 Механическая асфиксия. | |||||
Тема 1.4 Повреждения от действия внешних факторов. | |||||
Тема 1.5 Отравления | |||||
Тема 1.6 Смерть и трупные изменения. | |||||
Тема 1.7 Осмотр трупа на месте происшествия и его экспертиза | |||||
Тема 1.8 Основания и порядок проведения судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. | |||||
Тема 1.9 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения и их экспертная оценка. | |||||
Тема 1.10 Судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовного дела и по делам о нарушениях в профессиональной деятельности медицинского персонала | |||||
Раздел 2 Судебная психиатрия | |||||
Тема 2.1 Организационно – правовые вопросы судебной психиатрии. | |||||
Тема 2.2 Общая и частная психопатология. Предмет и содержание | |||||
Тема 2.3 Рецепторные расстройства (сенсопатии) - расстройства восприятия. Галлюцинаторные, бредовые и галлюцинаторнобредовые синдромы. Судебно-психиатрическое значение. | |||||
Тема 2.4 Патология эмоциональной сферы. Аффективные синдромы. Судебно-психиатрическое значение. | |||||
Тема 2.5 Патология мышления. Судебно-психиатрическое значение. | |||||
Тема 2.6 Патология воли и влечений. Судебно-психиатрическое . значение | |||||
Тема 2.7 Патология памяти. Судебно-психиатрическое значение. Виды памяти. Кратковременная и долговременная память. | |||||
Тема 2.8 Синдромы психических заболеваний. Невротические и неврозоподобные синдромы. Судебно-психиатрическое значение. | |||||
Тема 2.9 Проблема вменяемости и невменяемости в УК РФ. | |||||
Тема 2.10 Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершившими общественно-опасные действия. Проведение принудительного лечения, его назначение и отмена. | |||||
ВСЕГО |
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4; 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 6 - Перечень заданий для практических занятий (семинаров)
Раздел дисциплины | Наименование практических работ |
Раздел 1 Судебная медицина Тема 1.7 Осмотр трупа на месте происшествия и его экспертиза Тема 1.8 Основания и порядок проведения судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. Тема 1.9 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения и их экспертная оценка. | Практическое занятие №1 Составить таблицу «Основания назначения судебно-медицинского исследования трупа» Практическое занятие № 2 Составить таблицу «Основания и порядок проведения судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц» Практическое занятие № 3 Описать порядок обнаружения, изъятия, упаковки вещественных доказательств биологического происхождения |
Раздел 2 Судебная психиатрия Тема 2.5 Патология мышления. Судебно-психиатрическое значение. Тема 2.7 Патология памяти. Судебно-психиатрическое значение. Виды памяти. Кратковременная и долговременная память. | Практическое занятие № 4 Составить таблицу «Формы бреда» Практическое занятие № 5 Составить таблицу «Виды памяти» |
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 4,5 года
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: заочная
Таблица 7 - Перечень технологий активного обучения, применяемых в разделах
дисциплины (модуля)
№п/п | Раздел (тема) дисциплины (модуля) | Применяемые технологии активного и интерактивного обучения | Кол-во часов |
Тема 1.9 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения и их экспертная оценка. | Работа в мини-группах: собрать пакет необходимых процессуальных документов | ||
Тема 2.1 Организационно – правовые вопросы судебной психиатрии. | Работа в парах: анализ нормативных правовых актов. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1 Судебная медицина
Тема 1.5 Отравления.
Понятия яда и отравления. Пути поступления яда в организм. Превращение яда в организме и пути его выведения. Условия, определяющие действие яда на организм. Судебно-медицинская классификация ядов.
Особенности судебно-медицинской экспертизы трупа при отравлениях. Порядок изъятия и направления вещественных доказательств биологического происхождения на судебно-химическое исследование. Лабораторные методы судебно-химических исследований.
Вопросы, разрешаемые при судебно-медицинской экспертизе отравлений.
Отравления едкими ядами (кислотами, щелочами). Отравления деструктивными ядами (ртутью, мышьяком). Отравления ядами крови (окисью углерода). Отравления нервными ядами (алкоголем и его суррогатами, снотворными). Отравления общефункциональными ядами (синильной кислотой и ее солями). Отравления ядохимикатами: фосфорорганическими (ФОС) и хлорорганическими (ДДТ) соединениями. Пищевые отравления. Отравления ядовитыми грибами и ядовитыми растениями. Отравления ядовитыми продуктами животного происхождения.
Тема 1.10 Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами, совершившими общественно-опасные действия. Проведение принудительного лечения, его назначение и отмена.
Содержание ст. 97,99 и ст. 104 УК РФ. Критерии назначения пункта «а» ст. 99 УК РФ: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Критерии назначения пункта «б» ст. 99 УК РФ: принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа. Критерии назначения пункта «в» ст. 99 УК РФ: принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Критерии назначения пункта «г» ст. 99 УК РФ: принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением. Проведение принудительного лечения, его организация, продление или прекращение (отмена).
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
4.1 Перечень заданий для самостоятельной работы
1 . Подготовка докладов по темам дисциплины.
2. Подготовка сообщения к выступлению на семинаре.
3. Подготовка эссе, реферата.
4. Подготовка к тестированию по всем темам курса.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
5.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины (модуля)
Таблица 8 - Результаты освоения компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Этапы формирования (наименование тем) | Виды работ обучающихся | Инструмент оценки (опрос, анализ, оценивание качества работы, тестирование и т.д.) |
ОК-4 | способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь | Предмет и задачи судебной медицины. Процессуальные основы и организационные формы судебно-медицинской экспертизы. | Аналитическая обработка текста. | Опрос |
ОК-9 | способен анализировать социально значимые проблемы и процессы | Основания и порядок проведения судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц. | Доклад | Оценивание качества работы |
ПК-2 | способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры | Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения и их экспертная оценка. | Описать порядок обнаружения, изъятия, упаковки вещественных доказательств биологического происхождения | Оценивание качества работы |
ПК-5 | способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Организационно – правовые вопросы судебной психиатрии. | Анализ нормативно-правовых актов | Опрос |
ПК-6 | способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовного дела и по делам о нарушениях в профессиональной деятельности медицинского персонала | Доклад | Оценивание качества работы |
ПК-7 | владеет навыками подготовки юридических документов | Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения и их экспертная оценка. | Собрать пакет необходимых процессуальных документов | Оценивание качества работы |
ПК-15 | способен толковать различные правовые акты | Проблема вменяемости и невменяемости в УК РФ. | Анализ нормативно-правовых актов | Опрос |
5.2 Контрольные вопросы и задания для промежуточной аттестации
Тематика эссе, рефератов
1. Виды телесных повреждений от тупых орудий
2. Экспертное значение ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран
3. Механизм повреждений костей скелета (плоских и трубчатых)
4. Характеристика ран от различных острых предметов
5. Идентификация острых орудий по повреждениям на теле и одежде
6. Методы исследования ран и острых предметов
7. Основной и сопутствующие факторы выстрела
8. Особенности входной и выходной огнестрельных ран
9. Виды механической асфиксии
10. Квалификация причиненного вреда здоровью при механических повреждениях.
11. Понятие о тяжести вреда здоровью
12. Медицинские критерии тяжести вреда здоровья
13. Оценка тяжести вреда здоровью при опасных для жизни повреждениях
14. Временная и стойкая утрата трудоспособности
15. Диагностика притворных и искусственных болезней и др. симуляций
16. Экспертиза половых преступлений и половых состояний
17. Экспертиза установления отцовства и кровного родства
18. Изъятие биологических образцов при экспертизах живых лиц
19. Осмотр трупа и следов крови на месте обнаружения
20. Подготовка материалов экспертизы и оценка экспертных выводов
21. Причины развития психических заболеваний
22. Основные стадии развития психических болезней
23. Классификация психических расстройств
24. Методы диагностики психических болезней
25. Постравматическая энцефалопатия и травматическое слабоумие
26. Судебно-психиатрическая диагностика поражения головного мозга при инфекционных заболеваниях
27. Основные симптомы и синдромы при шизофрении
28. Расстройства эмоционально-волевой сферы при шизофрении
29. Течение эпилептического припадка
30. Изменение личности при эпилепсии
31. Понятие и классификации смерти.
32. Ориентирующие признаки наступления смерти. Суправитальные реакции.
33. Ранние трупные явления: трупные пятна, трупное охлаждение. Их значение для выдвижения и проверки версий.
34. Ранние трупные явления: трупное высыхание, трупное окоченение, аутолиз.
35.Поздние трупные явления. Условия, ускоряющие или замедляющие их развитие.
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Рекомендуемый список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации : принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ ; принят Гос. Думой РФ 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. // Собрания законодательства РФ. – 1996. – 17 июня. – № 25. – ст. 2954.
3. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ ; принят Гос. Думой РФ 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. // Собрания законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. 1). – ст. 4921.
Основная литература
1. Власова, О. Антипсихиатрия: социальная теория и социальная практика: научное издание.- М.: «ИД Высшей школы экономики», 2014.- 432с.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=274968&sr=1
. – 403 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://biblioclub.ru.
2. Гусенцов, А. О. Судебная медицина. Курс интенсивной подготовки / А. О. Гусенцов. – М. : «ТетраСистемс», 2012. – 158 с.-[Электронный ресурс].-http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136720&sr=1
3. Крепелин, Э. Введение в психиатрическую клинику.- М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2012.- 498с.- [Электронный ресурс].-http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221977&sr=1
Дополнительная литература
1. Психическое здоровье. -2010, 2011. .- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=237871&sr=
2. Царгасова, Э. Б. Судебная психиатрия: учебное пособие.- М.: «Юнити-Дана», 2008.- 225с.- http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82950&sr=1
3. Фролова, Ю. Г. Медицинская психология: учебное пособие.- М.: «Вышэйшая школа», 2011.- 384с.- [Электронный ресурс].-http://biblioclub.ru/index.php
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ», НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. ЭБС “Университетская библиотека онлайн»: http:// biblioclub.ru
2. Справочная литература. Энциклопедии. Словари. Справочники- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1358
3. Список журналов ВАК.- [Электронный ресурс].- http://ores.su/ru/journals/vak/
4. Общий перечень периодики ЭБС.- [Электронный ресурс].- http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1380
5. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru
6. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» // http://www.akdi.ru.
7. Перечень информационных ресурсов Интернета в помощь учащимся // http://referats-tv.stars.ru/link/.
8. Информационное агентство "РосБизнесКонсалтинг" // http://www.rbc.ru/.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСИЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1 Методические рекомендации преподавательскому составу
Методические рекомендации по проведению учебных занятий
Семинарские и практические занятия являются одними из основных видов учебных занятий и предназначены для углубления знаний, полученных при изучении лекционного материала, формирования умений и навыков.
Лекционные занятия составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы знаний по дисциплине «Судебная медицина и психиатрия», раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее проблемных вопросах темы, стимулируют познавательную деятельность студентов и способствуют развитию их творческого мышления.
Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение будущими специалистами основополагающего учебного материала, принципов и закономерностей развития соответствующей научно-практической области, а также методов применения полученных знаний, умений и навыков.
Основные функции лекций:
· познавательно-обучающая;
· развивающая;
· ориентирующе-направляющая;
· активизирующая;
· воспитательная;
· организующая;
· информационная.
Выполнение практических заданий служит важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных качеств будущих специалистов.
Проведение практических занятий не сводится только к органическому дополнению лекционных курсов и самостоятельной работы обучающихся. Их вместе с тем следует рассматривать как важное средство проверки усвоения обучающимися тех или иных положений, даваемых на лекции, а также рекомендуемой для изучения литературы; как форма текущего контроля за отношением обучающихся к учебе, за уровнем их знаний, а следовательно, и как один из важных каналов для своевременного подтягивания отстающих обучающихся.
При подготовке специалиста важны не только серьезная теоретическая подготовка, знание основ дисциплины «Судебная медицина и психиатрия», но и